241 G. D. Mansi t. XIII, col. 41–42–C. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 129. 242 «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 25 и 225 243 См. наше исследование о Константинопольских патриархах, вып. I, стр. 120, cnf. превосходное доказательство у Karl Joseph von Hefele, a. a. O. S. 328–329. Об ошибке Феофана по тому же поводу мы говорили в упомянутом исследовании, но Феофан имел хотя повод к ошибке; ошибка же Тарасия и автора трактата совершенно случайна. 244 G. D. Mansi t. XIII, col. 176–177. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр 193–194. 245 ibid., col. 317–318. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 257. 246 ibid., col. 157–158–D. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 184. 247 ibid., col. 313–314–D. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 256. 248 G. D. Mansi t. XIII, col. 303–354–D; «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 278. cnf. col. 55–56–С. «Деяния...», стр. 136. 249 G. D. Mansi t. XIII, col. 209–210–Е; «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 209: Каиафский синедрион – ibid., col. 401–402–В «Деяния...», стр. 294; ibid., col. 127–128–B. «Деяния...», стр. 169; посечь мечем духа ibid., col. 205–206–С. «Деяния...», стр. 207, и мн. др. 251 ibid., col. 224–Е–225–А. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 215. 253 G. D. Mansi t. XIII, col. 55–56–С. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

226 G. D. Mansi, t. XIII, col. 459–D–E. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр 321. 227 G. D. Mansi, t. XII, col. 1085–1086–A. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 80. 228 ibid., col. 1153–1154–C. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 109. 229 G. D. Mansi, t. XIII. col. 205–206–C. [здесь у И. Д. Андреева – ?] «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 207. 231 G. D. Mansi t. XIII, col. 417–418–В: 234 G. D. Mansi t. XIII, col. 417–418–В: (определение и отеческие свидетельства) 235 Насколько нам известно, попытки решить вопрос об авторе опровержения до сих пор не было. Только проф. А. П. Лебедев . «Из истории вселенских соборов». Москва, 1876 г., стр. 298, прим.) сделал догадку в форме нетвердого предположения: Епифаний-ли, диакон Сицилийский который позднее обращается к собору с похвальною 236 G. D. Mansi t. XIII, col. 329–330, «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 263–264; col. 333–A–B, «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 265 и др. 237 G. D. Mansi t. XIII, col. 311–312 «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 255. 239 G. D. Mansi t. XII, col. 1085–1086–B. cnf. Vita Tarasii, p. 10. linien 13–14: 240 G. D. Mansi t. XIII, col. 219–220–B–C. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

В то время как епархии в церковной среде ассоциировались с административно-территориальными округами, на которые была разделена империя, и системой управления таковыми , «епископии» имели иные значения, о которых можно судить на основании святоотеческих правил. «Епископиям», в отличие от «епархий», которые очень часто фигурируют в святоотеческих канонических нормах, посвящено или связано с их существованием только 9 правил: 4-е правило I Вселенского Собора, 3-е правило II Вселенского Собора, 8-е и 22-е правила IV Вселенского Собора, 9, 11, 12, 13 и 18-е правила VII Вселенского Собора, а также «Послание к Священному Собору Памфилийскому о Евстафии». Примечательной стороной перечисленных норм является то, что ни в одном из них либо в связанных с ними толкованиях «епископии» не связываются с епископскими округами. Однако практически во всех случаях епископии — это либо кафедры, либо епископские резиденции, либо церковные организации кафедрального города, находящиеся в прямом подчинении архипастыря. Правда, здесь необходимы уточнения. Например, в нормах приведенного выше правила I Вселенского Собора, посвященного поставлению архиереев, категория «епископия» не значится. Однако события, произошедшие в одной из таких епископий, а точнее — архиепископий (анхиальской архиепископии), послужили основанием для принятия данной нормы . Аналогична ситуация и с хорошо известным 3-м правилом II Второго Вселенского Собора, закрепившим преимущества кафедры Константинополя. Адвокат и одновременно церковный историк Созомен ок. 450 г.) в своем пояснении к этой норме говорит не столько о правах цареградского епископа, как, например, это сделал его современник Сократ Схоластик после 439 г.), сколько о преимуществах константинопольской епископии , под которой, судя по всему, Созомен понимал кафедру архиепископов Нового Рима . Особого внимания заслуживает внимания «Послание III Вселенского Собора к священному собору Памфилийскому о Евстафии».

http://bogoslov.ru/article/6192815

соб. пр. 7, II Вселенск. 7 и VI Вселенск. соб. 95) предписывают и этом отношении дисциплину иную и более строгую, чем раннейшее 8 пр. I Вселенск. собора. Не удивительным будет и то, если Аристин, которому принадлежит изъяснение этого последнего правила, напечатанное в Кормчей, – толкователь вообще не очень высокого достоинства, – перемешал в данном случае последующую практику с более древнею и навязал 8 правилу I Вселенск. собора то, чего оно само по себе не содержит. Во всяком случае, предположить это мы имеем не менее права, чем раскольники, взгляд которых на взаимное соотношение названных соборных правил и на толкование 8 правила в Кормчей есть не более, как ни на чём не основанное предположение. 2653 Чтобы придать этому предположению твердую опору и убедительность, раскольники должны – вопреки ясному свидетельству св. Василия В. – доказать, что дисциплинарная практика Церкви по отношению к наватианам за время от I до VI Вселенск. соб. оставалась совершенно неподвижною и неизменною. А до тех пор, пока это не доказано (доказать же это, очевидно, невозможно), определение I Вселенск. собора о принятии наватианских клириков и предписания трех других соборов о присоединении наватиан чрез миропомазание останутся совершенно отдельными положениями, между которыми недостает соединительного звена. Сознавая, по-видимому, и сами всю неполноту и бездоказательность рассмотренных нами оснований, обычно приводимых в защиту известного чиноприема Амвросия, современные апологеты австрийского священства делают —65— попытку изменить характер доказательства и ухищряются отыскать подтверждение своим мнениям в самом тексте 8 правила I Вселенск. собора по полной его редакции, где относительно присоединяющихся к Церкви наватианских клириков говорится так: «благоугодно святому и великому собору, да по возложении на них рук пребывают они в клире».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще из рассмотрения деяний вселенских соборов с очевидностью следует, что о.о. соборов отдавали дань уважения папам; они превозносили их послания и оказывали внимание их легатам. Иначе, впрочем, и быть не могло. Папа был епископом одной из самых уважаемых апостольских кафедр; он являлся к тому же естественным представителем западного христианства, со стороны которого на вселенских соборах, бывало, вообще мало уполномоченных. Но внимание и уважение о.о. вселенских соборов к папам нисколько не шло в ущерб соборной свободе. Когда папы неправильно учили о вере, или хотели поступать произвольно, они вызывали против себя законные меры со стороны вселенских соборов. Это ясно показывают отношения V вселенского собора к Вигилию и VI к Гонорию. Словом, непосредственное знакомство с деяниями вселенских соборов приводит нас к тому заключению, что на этих соборах свобода в исследовании вопросов и постановлении решений считалось необходимым условием их законности и твёрдо соблюдалась. Мыслью о ней проникнуты все отзывы соборных отцов относительно своих постановлений. «Мы всё сделали со всевозможной осмотрительностью, отнюдь не уступая ни приязни, ни неприязни», – отзываются о своих решениях о.о. VI собора 180 . «Мы ничего не сделали по угождению или вражде», говорят о.о. IV вселенского собора в послании к папе Льву 181 . «Все мы так веруем», восклицают о.о. VII вселенского собора, по прочтении постановленных на нём решений, «все так думаем, все мы в этом согласны и подписались» 182 . Мы видели, что решения вселенских соборов – это решения присутствовавших на них епископов и принадлежали они именно соборам епископов, так как принцип свободы на вселенских соборах строго соблюдался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

– Да, через миропомазание. – Стало быть, не по 8-му правилу Первого Вселенского собора вы принимали. – В толковании на это правило прямо сказано, что нужно принимать через помазание. – А я-то о чем же говорю? Вы принимали митрополита Амвросия не по правилу собора, а по толкованию на него. Толкование же Аристиново, как вы сами видите, не согласно ни с одним свидетельством, ни с самим правилом. – Как же это могло случиться? – с выражение недоумения сказал старообрядец. – На этот вопрос вам можно ответить только предположительно, но с успокаивающею дух наш вероятностью. Вы согласны с тем, что каждому человеку, как существу ограниченному свойственно ошибаться? – Тот только не ошибается, кто ничего не делает, – ответил старообрядец. – Совершенно верно. А я прибавлю, что и святые люди не безопасны бывали от ошибки. Немощь человеческая присуща всякому. Аристин, как позднейший толкователь правил, тем более не застрахован от ошибки. Это могло вот как случиться: пред глазами Аристина был закончен вопрос о чиноприеме приходящих новатиан. Когда он писал свои толкования на 8-е правило Первого Вселенского собора, то имел пред глазами все соборные постановления, относящиеся до новатиан, как то: 7-е правило Второго Вселенского собора, 7-е правило Лаодикийского собора и 95-е правило Шестого Вселенского собора, в которых чиноприем совершенно изменился против 8-го правила Первого Вселенского собора. Во всех этих правилах повелевается принимать епископов и пресвитеров из новатиан не в их сущих санах, а чрез миропомазание, которое уже не оставляло присоединяющихся в их санах, а требовало совершать над ними таинство хиротонии. Таким образом, толкователь правил, прочтя от начала до конца соборные постановления о новатианах, не исключил и 8-го правила Первого Вселенского собора, а подвел под один общий итог – принимать новатиан через миропомазание. Ваши предки увлеклись этой ошибкой и совершили в чиноприятии от Православной Церкви отбегших попов и митрополита Амвросия трудно поправимое зло для вас, погибающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Учение церковно-отеческое в первые три века христианства 172. В период вселенских соборов 173. Общее замечание о дальнейшей судьбе учения О почитании останков святых 174. Отношение его к откровенному учению Чествование останков святых в христианской Церкви, и учение о нем ее Пастырей и Учителей 175. В первые века христианства – до Вселенских Соборов. 176. В период вселенских соборов 177. Общий, из предыдущего, вывод и замечания о позднейшей судьбе учения 178. О почитании священных изображений или икон святых 179. Учение откровенное 180. Иконопочитание в первые три века христианства 181. Несостоятельность возражений против иконопочитания в сем периоде 182. Иконопочитание в период Вселенских Соборов 183. Учение об иконопочитании 184. Краткие замечания о дальнейшей судьбе иконопочитания и учения о нем II. О призывании святых 185. 186. Откровенное учение Учение церковно-отеческое 187. В первые три века христианства 188. В период Вселенских Соборов 189. Замечания о дальнейшей судьбе учения о призывании святых и заблуждении лютеран Б) Об отношении к усопшим членам Церкви несовершенным 190. Общие замечания и переход к учению о молитвах за умерших 191. Учение откровенное Учение церковно отеческое 192. В три первые века христианства 193. В период Вселенских Соборов 194. Общий вывод и краткие замечания о дальнейшей судьбе учения о молитвах за усопших Член 2. О Боге Судии и Мздовоздаятеле на последнем суде всего рода человеческого 195. Переход к дальнейшему учению о Боге Судии и Мздовоздаятеле, – и его подразделение 196. Учение Самого Иисуса Христа 197. Учение апостольское 198. Учение древнеотеческое II. О втором пришествии Христовом 199. Учение откровенное III. О воскресении мертвых 200. Переход к учению о воскресении мертвых 201.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

71 De et synodis, ibid. col. 77–78–A. Константин 73 Karl Schwarzlose. «Der Bilderstreit, ein Kampf der griechischen Kirche um ihre Eigenart und um ihre Freiheit» Gotha, Friedrich Andreas Berthes. 1890. S. 44–45. 74 Germani epistola ad Joannem, episcopum Synadensem. J.-P. Migne. Series t. 98, col 155–156–C, cp. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, том 7, стр. 156. 75 Germani epistola ad Constantinum, episcopum J.-P. Migne. Series ibid, col. 163–164 – A–B. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, том 7, стр. 159. 76 Germani epistola ad Joannem, episcopum Synadensem. ibid. col. 161–162–В. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, том 7, стр. 159. 77 Так думаем на основании требования Германа, обращенного в письме к Константину, (митрополиту Синаидскому) почтение и стать к нему в приличное дли священников J.-P. Migne, ibid, col. 163–164–А. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии» изд. 2-е, том 7, стр. 159. 79 Epistola ad Constantinum, episcopum J.-P. Migne. Series ibid. col. 163–164 –C–D. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии» изд. 2-е, том 7, стр. 160.. 81 J. E. T. Wiltsch. «Handbuch Der Kirchlichen Geographie Und Statistik» Berlin. 1846, a. a. O. S. 410–411. 82 Все сведения о Фоме и об отношениях к нему Германа будем излагать на основании большого послания последнего к первому. J.-P. Migne, ibid. col. 163–187. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии» изд. 2-е, том 7, стр. 160–169. Частных ссылок делать не будем за исключением случаев, когда будут вводиться известия из других источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Помимо своих собственных догматических определений, вселенские соборы утверждают в качестве обязательных для всей Церкви догматические решения и некоторых поместных церквей. Вселенские соборы, далее, были органом высшей законодательной (в тесном смысле слова) власти в Церкви. Они предписывают обязательные для всех её членов правила и утверждают в качестве таковых постановления многих поместных соборов 297 . При этом они нередко изменяют прежние правила 298 , а иногда и отменяют их 299 . Рассматривая вообще законодательную деятельность вселенских соборов, мы замечаем, что вселенские соборы определяют образ управления в Церкви, устанавливают органы церковно-правительственной власти в церквах с определением сферы их компетенции и отношений к другим центрам церковной власти 300 ; они, далее, постановляют правила суда над преступниками церковных догматов и канонов, предписывают обязательные правила нравственности для клириков и мирян и, вообще, дают для всей Церкви разнообразные нормы касательно христианского благочестия, благочиния и благоустройства 301 . Вселенские соборы являлись высшим административным органом во вселенской Церкви. Они имели право низлагать всех предстоятелей поместных церквей, не исключая и патриархов, возводить на их кафедры других и употреблять в отношении всей Церкви и отдельных её частей соответствующие меры для ограждения христианского учения и благоустройства. Вселенские соборы были и высшей в Церкви судебной инстанцией, где получали для себя окончательное решение разнообразные судебные дела; вселенские соборы имели право судить даже целые поместные церкви. Словом, полномочия вселенских соборов простирались на все внутренние дела Церкви. II Высшая власть в Церкви в промежутки между вселенскими соборами. Воззрение, что она принадлежала византийским императорам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

архим. Тит (Бородин), диак. Евгений Моргун Часть II. Пятиперстная Пасхалия и календарь Глава 1. Теоретические основы Пятиперстной Пасхалии: определение Пасхи по вруцелету года, основанию луны и календарю месяцеслову с вруцелетными буквами Для того, чтобы легко ориентироваться в том, что нужно делать по перстам руки для нахождения Пасхи, мы сочли нужным обосновать причины наших последующих действий. Без этого Пятиперстная Пасхалия выглядит как некая ценная диковинка, которую своей сделать невозможно. Но это не только возможно, но, на самом деле, и достаточно просто. Ведь все выкладки на перстах имеют свой смысл, конкретное назначение и обоснование. Зная, что делать, легче запомнить и как это сделать. Итак, всё здание Пятиперстной Пасхалии зиждется на определении Пасхи святыми отцами Первого Вселенского Собора. Пасха – это первый воскресный день после первого весеннего новолуния, выпавшего на даты начиная с 21 марта включительно (с дня весеннего равноденствия на эпоху Первого Вселенского Собора). Поэтому сначала находим это полнолуние (называемое пасхальным), используя инструмент лунного календаря – основание луны. А потом найдём первый воскресный день после него с помощью инструмента солнечного календаря – вруцелета года. Как же найти нужное пасхальное полнолуние? Полнолуние (Р)=N (число дней луны в мартовское новолуние) + 14 (столько дней луна возрастает до полнолуния). В эпоху отцов 1-го Вселенского Собора основание луны было 11. К XIV веку, согласно троекратной поправке Гиппарха, основание увеличилось на 3 (сейчас, по таблицам, основание 14). Итак, пусть L табл . – основание луны данного года по таблицам, тогда основание луны на эпоху 1-го Вселенского Собора L 1вс =L табл – 3 (1) Так как L 1вс – это возраст луны на 1 марта, и 1 L 1вс 30 (лунный месяц – 30 дней), то число N=30 L 1вс (2) покажет нам число дней, оставшихся до мартовского новолуния. А так как начало отсчёта – 1 марта, то N – это дата мартовского новолуния в числах марта. Тогда число Р=N + 14 (3) является датой искомого пасхального полнолуния. Но при условии, что Р 21, так как 21 марта является датой весеннего равноденствия на эпоху I Вселенского Собора. Число Р может быть и более 31. Тогда «32 марта» – это 1 апреля. Итак, подставляя (1) и (2) в (3), имеем:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010