Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном». «Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, — упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех — царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства». «Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, — всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства». «Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота — безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся». Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего». (Стихиры и тропарь даны автором на русском языке.) Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).

http://pravmir.ru/vselenskaya-myasopustn...

Или ты потерял сына? Не потерял; не говори так. Это сон, а не смерть, переселение, а не потеря, переход от худшего к лучшему. Не раздражай Бога, но умилостивляй Его; если перенесешь великодушно, то отсюда будет некоторое утешение и умершему, и тебе; если же нет, то ты еще более прогневаешь Бога, подобно как если бы, видя, что господин наказывает раба, ты озлобился на него, то раздражил бы его еще более против себя самого. Не поступай же так, но благодари Бога, дабы таким образом рассеялось облако твоей печали; скажи, подобно блаженному Иову: «Господь дал, Господь и взял» ( Иов.1:21 ); представь, сколь многие, более угодившие Богу, даже вовсе не имели детей и не назывались отцами. И я, скажешь, не желал бы иметь их; потому что лучше не испытывать удовольствия, нежели, испытав, лишиться его. Нет, увещеваю тебя, не говори этого, не раздражай Господа; но благодари за то, что получил, благословляй и за то, чего не удержал до конца. Не говорил Иов: лучше было бы не иметь, как говоришь ты, неблагодарный, но и за то благодарил: «Господь дал», и за это благословлял; «Господь взял: да будет имя Господне благословенно!» И жене, заграждая уста и вразумляя ее, он сказал такие чудные слова: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2:10 ). И после, когда он подвергся еще тягчайшему искушению, также не поколебался, но терпел столь же великодушно и славословил Бога. Так поступай и ты и помышляй в себе самом, что не человек взял, но Бог , Который сотворил его, Который более тебя печется о нем и знает, что ему полезно, а не враг какой-нибудь или человек недоброжелательный. Вспомни, сколь многие дети, оставшись в живых, делали родителям жизнь не в жизнь. Но, скажешь, добродетельных разве ты не видишь? Вижу и их; но состояние твоего сына безопаснее, нежели их; они теперь заслуживают похвалу, но конец их неизвестен; а за него тебе уже не надобно бояться и трепетать, чтобы чего-нибудь с ним не случилось, чтобы какая-нибудь не произошла с ним перемена. Так же рассуждай и о жене доброй и заботливой, и за все благодари Бога. Если бы ты лишился и жены, благодари Его; может быть, Бог хочет привести тебя к воздержанию, призывает к большим подвигам и освобождает тебя от уз. Любомудрствуя таким образом, мы и здесь приобретем душевное спокойствие, достигнем и будущих венцов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Но я, скажешь, оплакиваю не его, а себя! И это не свойственно любящему – желать, чтобы он еще сетовал о тебе и подвергался неизвестности будущего, тогда как ему следует быть увенчанным и идти к пристанищу, или чтобы он обуревался волнами, тогда как ему можно быть в пристани. Но я не знаю, скажешь, куда отошел он? Как не знаешь, скажи мне? Он жил праведно или нет; поэтому известно, куда отойдет он. Потому самому, скажешь, я и сокрушаюсь, что он умер грешником. Это – одна отговорка и предлог; если бы ты поэтому оплакивал умершего, то тебе надлежало бы исправлять и усовершать его при жизни; но ты заботишься только о себе, а не о нем. Впрочем, если он умер грешником, то и в таком случае надобно радоваться, что прекратились грехи его и что он не приложил зла ко злу, и помогать ему, сколько возможно, не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями. Ибо все это установлено не напрасно; не напрасно совершаем при Божественных таинствах поминовение об усопших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, вземшаго грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение; не напрасно предстоящий пред жертвенником, при совершении страшных таинств, взывает: о всех во Христе усопших и память о них творящих. Если бы о них не совершались поминовения, то и не произносились бы эти слова. Наши действия – не зрелищные представления; – да не будет, – они совершаются по устроению Духа. Будем же помогать умершим и совершать о них поминовение. Ибо если детей Иова очищала жертва отца, то почему ты сомневаешься, что когда и мы приносим жертву за умерших, то им бывает некоторое утешение? Бог часто подает благодать одним за других. Это объяснил Павел, когда сказал: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор.1:11 ). Не обленимся же помогать умершим и приносить за них молитвы; ибо предлежит общее очищение вселенной. Посему мы и молимся тогда с дерзновением о всей вселенной и именуем их вместе с мучениками, исповедниками и священниками. Ибо все мы – одно Тело, хотя члены одни других превосходнее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни: 1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. 2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. 3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды. Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно: 4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. 5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского. 6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля). Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

http://pravmir.ru/radonica/

И ныне: Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! (Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех. Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! да найдем и мы чрез Тебя рай). Слава и ныне: Аллилуиа! (Трижды) Далее можно прочитать канон «Последование по исходе души от тела». Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-ю кафизму разделяют на две половины (статии) и читают ее несколько по-иному, чем дома. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. В русском народе есть обычай называть покойных (своих и чужих, старых и малых) родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших. Представление покойных «родителями», то есть принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые субботы, получившие название родительских суббот, совершается вселенское поминовение усопших. В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью : в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких. Как поминать? В «Православном молитвослове», в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела». Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот. Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапной смертью : во время потопа, землетрясения, войн и т.д. Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Жизнь жительствующая как будто стирает для нас границы между живыми и мертвыми. У нас нет заупокойных последований в этот момент, а только прославление воскресшего Христа, у которого все живы, кроме тех, кто сознательно отвернется или отречется от веры в воскресшего Христа. 9-й день по богослужебному Уставу – первый день, когда после сугубо праздничных богослужений можно совершить полную панихиду. Традиционно в этот день православные стали приходить в храм, уже поминать в Пасхальный период всех усопших сродников, о ком желали молиться после светлого праздника Пасхи. Радоница стихийно возникла, она не прописана в Уставе, как другие родительские субботы. Это стихийно возникшая благочестивая традиция – помолиться уже пасхальным чином в радость Воскресения Христова за усопших сродников. Есть субботы, которые определены нашим Уставом. Это тоже очень мудрые установления,– так называемые две великие Вселенские родительские субботы. Первая – Мясопустная суббота, предпоследняя суббота перед Великим постом. Святая Церковь готовит нас к Великому посту четыре воскресенья перед его началом. Это Неделя о мытаре и фарисее, когда читается «Притча о горделивом мытаре и смиренном фарисее». Это «Притча о блудном сыне», где рассказывается драма сына, который ушел от отца, растратил имение и потом с покаянием вернулся, и отец, презрев все его прегрешения и неблаговидные деяния, принимает его кающегося с любовью ради искренности его покаяния. А третья неделя, то есть предпоследнее воскресенье, когда мы заговляемся на мясо,– Неделя о Страшном суде, когда богослужебные тексты говорят нам об огненной реке, о разгибающихся книгах, где записаны деяния каждого человека, где грозный Судия садится на Престол, а трубы Ангелов созывают с четырех концах земли души всех усопших на Страшный и нелицеприятный праведный Суд Божий. Картина Страшного Суда подвигает нас ещё больше подвязаться в воздержании и в покаянии, искренним раскаянием очистить свою душу от грехов, чтобы с чистой душой и сердцем встретить светлый праздник Пасхи и быть дальше готовыми предстать на Страшном Суде Христовом.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Вербное воскресение — см.Вход Господень в Иерусалим. Верные (мн.) — Название мирян, участвующих в богослужении и принимающих таинства (в отличие от оглашенных). Ветхий Завет — Первая часть Библии, признаваемая как Священное писание иудаизмом и христианством. Вечерня (ж.) — Первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером. Владыка (м.) — Одно из именований митрополита. Водоосвящение (ср.) — Церковный обряд освящения воды; водосвятие. Водосвятие (ср.) — см.Водоосвящение. Водосвятный молебен — Молебен, включающий водосвятие, связанный с водосвятием. Возглас (м.) — Произносимые вслух заключительные слова «тайной» молитвы священника или архиерея. Воздвижение (разг.) (ср.) — см.Воздвижение (честнаго) креста Господня. Воздвижение (честнаго) креста Господня — Один из православных двунадесятых праздников, отмечаемый 27 сентября (14 сентября по старому стилю) в воспоминание обретения креста Господня. Воздух (м.) — Предмет богослужения: четырехугольный плат, которым во время литургии покрывают священные сосуды — дискос и потир. Вознесение (разг.) вознесенье (ср.) — см.Вознесение Господне. Вознесение Господне — Один из православных двунадесятых праздников, отмечаемый на 40-ой день после Пасхи в память о чудесном вознесении Иисуса Христа на небо. Воскресная школа — Учебное заведение при церкви для обучения детей Закону Божьему и основам христианства (обычно по воскресеньям). Восприемники (мн.) (ед.) восприемник (м.) восприемница (ж.) — Два человека (обычно мужчина и женщина), присутствующие при таинстве крещения как поручители за веру крещаемого младенца и впоследствии называемые его крестным отцом и крестной матерью. Вселенские родительские субботыСубботы перед мясопустной неделей (см. мясопустная неделя) и перед Троицей — дни особого всеобщего поминовения усопших. Вселенская Церковь — Определение Христианской Церкви как всеобщей, повсеместной, не ограниченной во времени и пространстве. Вселенский Собор — Собрание высшего духовенства, на котором разрабатывается и утверждается система вероучения, формируются канонические нормы и богослужебные правила и т.д.

http://pravmir.ru/kratkij-cerkovno-slavy...

   В переводе с церковнославянского языка:    «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда воспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «Разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»    «Младенцы» — это греховные помыслы, которые разбиваются о камень веры — Христа Спасителя.    В эту подготовительную неделю о блудном сыне среда и пятница — постные.    Великий пост в этом году начинается 18 марта. Это самый главный и строгий среди православных постов. Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).     Дмитрий Дементьев Вселенская родительская мясопустная суббота...     Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.    Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.     Ин.:5, 25—30 Души усопших от благочестия    ближних живущих получают отраду,    когда за оную приносится жертва Ходатая,    или творима бывает милостыня в Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

Акция: Прощеное воскресенье . Редакция журнала «Фома» просит своих читателей перед началом Великого Поста в Прощеное воскресенье (18 февраля) собраться вместе в храмах, чтобы попросить у Бога сил и мужества для примирения с близкими, просить у Него любви для прощения тех, кто обидел нас. Читателям предлагается специальная художественная открытка («Прости меня!»), которую можно немедленно подписать и отослать по нужному адресу//Фома. - – февраль 2007. – С.50-51. - (рубрика « Акция »). - Открытка « Прощеное воскресенье » (« Прости меня!») помещена между страницами 50 и 51. Числа: Февраль . Обзор церковных дат февраля. Подготовила Марина Борисова. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – февраль 2007. – С.52-53. – (рубрика « Числа »). Названы и прокомментированы следующие даты: Неделя о блудном сыне – 4 февраля /22 января по старому стилю; Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 10 февраля /28 января; Прощеное воскресенье и заговение на Великий пост ( Неделя сыропустная ) - 18/ 5 февраля ; Первый день Великого поста (Чистый понедельник) – 19 /6 февраля ; Первая пятница Великого поста (Чтение канона св. великомученику Феодору Тирону ) – 23 /10 февраля ; Первое воскресенье Великого поста ( Неделя Торжества Православия ) – 25 /12 февраля . Иерей Андрей Постернак , директор православной Традиционной гимназии, декан исторического факультета ПСТГУ, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, г. Москва. Бог на руках //Фома. - – февраль 2007. – С.53. – (рубрика « Числа »). Тема статьи – Сретение Господа нашего Иисуса Христа (празднование 15 февраля ). Начистоту: Станислав Родионов . Исповедь атеиста /Фотоколлажи протоиерея Алексея Семкина//Фома. - – февраль 2007. – С.54-57. – (рубрика « Начистоту »). – Краткая биографическая справка « Станислав Васильевич Родионов… »/Фото Ирэны Кузнецовой (С.55). Возрождение: Храм Святителя Николая в селе Аксиньино Одинцовского района Московской области/Настоятель храма протоиерей Алексий Гостев /Фото Михаила Гостева, Галины Бобылевой//Фома. - – февраль 2007. – С.58-59. – (рубрика « Возрождение »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-46-f...

В сороковой день панихиды совершаются «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его трехдневного Воскресения. Наконец, панихиды через три, шесть и девять месяцев символизируют «Святую Троицу, всех Бога», и совершаются за преставившегося во славу Троичного Бога. Ибо усопший был создан Пресвятой Троицей, к Ней преставился ныне, отделившись от тела, и от Троицы же надеется получить воскресение своего тела. 940 О годовых панихидах упоминает святитель Григорий Богослов в надгробном слове на смерть своего брата Кесария. Богоречивые уста изрекли: «Одно мы воздали и другое дадим, принося ежегодное почитание и поминание». 941 То есть одну часть из того, что мы должны были принести тебе, мы принесли, но мы обещаем тебе и остальное – приносить ежегодное почитание и поминовение. Симеон Солунский по поводу отправления годовых панихид замечает, что это показывает «совершение» перехода в иной мир и что умерший «жив и бессмертен», если иметь в виду его душу: придет время, когда он снова будет воскрешен по воле Творца, когда Он как Создатель воскресит и тело. 942 Кроме указанных выше определенных дней, наша Святая Церковь установила и субботу как день поминовения святых мучеников и всех усопших. Ибо суббота, седьмой по счету день творения, – это день, видевший телесную смерть, которая была наложена на человека как наказание со стороны справедливого Бога. И этот день продолжается, как продолжается и смерть человека. Воскресенье же – это «день Воскресения, восьмой день, символизирующий ожидаемый бесконечный век, Воскресение мертвых и нескончаемое Царство». 943 Родительские субботы и кутья Матерь Церковь установила также вселенские панихиды дважды в год: в субботу мясопустную и в субботу перед великим праздником святой Пятидесятницы. В субботу перед мясопустной Неделей Церковь совершает панихиду по всех почивших в Бозе. Этот обычай был установлен богоносными отцами со времен первых христиан по той причине, что иных «постигла безвременная смерть» в чужой стране вдали от родных, в море, в пропастях и неприступных горах, иные умерли от голода или инфекционных болезней или пали в сражении, сгорели в огне, замерзли или погибли во время стихийных бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010