МАТЕРИАЛ И СТРОЙ БОГОСЛУЖЕНИЯ Откуда же христианская Церковь взяла материал для таких разнообразных элементов богослужения? Ответ ясный. Совершенно естественно: из ветхозаветной Церкви, из иудейского богослужения. Новый Завет пришел не разрушить Ветхий, а дополнить его ( Мф. 5, 17 ). И Сам Господь Своим примером посещения Храма освятил еврейское богослужение: оно ведь дано было Самим Богом через Моисея, и притом оно было и богато, и разработано так, что оставалось лишь воспользоваться им. И нужно было заменить только одну часть – жертвенную. Далее. Первые ученики были палестинские евреи, преданные своему культу, богослужению: Иерусалимский храм в глазах каждого иудея был святыней. И нужно еще не забывать, что на всю их страну был лишь один храм в Иерусалиме; в других местах были лишь синагоги, это скорее были поучительно-общественные залы для собраний или молитвенные наставительные дома. Понятно, что и христиане из евреев дорожили всем, что относилось к храму их. Наконец, собственных произведений христиане еще не успели создать: для этого не хватало ни времени, ни сил, ибо сначала они заняты были главным образом благовестием, проповедью христианства. Если же прибавить к этому гонения, которыми встречено было христианство как со стороны иудеев, так потом и от язычников, то еще более понятным станет, что им не до своего творчества было, а хотя бы лишь отстоять самое бытие свое, вынести страдания за веру. Да это просто и было легче всего, а люди всегда начинают с более легкого. (Аналогичный пример можно взять из нашего времени: протестантизм вышел из католичества). Так положено было начало христианскому богослужению. Разница заключалась лишь в замене кровавых жертв Ветхого Завета новозаветною Бескровною Жертвою Евхаристии. Другая особенность заключалась в ином истолковании ветхозаветных богослужебных элементов: они применялись и понимались в приложении к христианству. Например, все обещания о земном благоденствии евреев истолковывались в смысле небесного блаженства; враги-люди заменялись врагами духовными, бесами; всюду старались видеть пророчества и прообразы: переход через Чермное море и избавление от фараона – это крещение, избавляющее от власти диавола, как объяснил и сам апостол Павел ( 1Кор 10, 1, 2 ), манна – Святое Причащение ( 1Кор 10, 3 ), камень, из коего чудесно истекла вода, – Христос Спаситель ( 1Кор 10, 4 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Часть пятая. Лечение страстей и приобретение добродетелей Глава 1. Лечение чревоугодия. Воздержание Врачевательные действия по избавлению человека от духовных болезней должны быть прежде всего направлены на страсть чревоугодия: во-первых, потому что эта страсть является наиболее грубой и примитивной, во-вторых, потому что победа над ней в большой мере обеспечивает успешную борьбу с другими страстями. Так, святитель Григорий Великий пишет: «Никто не может одержать верх в духовной битве, если прежде он не поборол в себе врага, который скрывается под видом утонченного желания полакомиться. Это опасная ловушка – желание бороться с отдаленными силами, когда ты повержен теми, что совсем близко... Некоторые люди, которым неизвестно, какая тактика должна применяться в сражении, небрегут о том, чтобы подавлять свою страсть к еде, но пускаются в духовную битву: им порой удается осуществить важные шаги, которые требуют большого упорства, но, находясь во власти чревоугодия, они из-за влечения собственной плоти теряют всю пользу от того, что осуществили с усердием» 3733 . 1 . Рассматривая выше страсть чревоугодия, мы увидели, что она состоит прежде всего в том, чтобы желать пищи не ради насыщения, но ради удовольствия, которое она сулит, и что этого удовольствия ищут и на уровне качества, и на уровне количества. Оба случая являются настоящими извращениями питательной функции, отклонением от ее естественного и нормального предназначения. Лечение чревоугодия и приобретение противоположной ему добродетели воздержания (понимаемой в прямом смысле) 3734 будет состоять в первую очередь в отказе от подобного отношения к еде, иными словами, в принятии пищи только по необходимости, то есть единственно ради поддержания жизни в теле и восстановления здоровья. Это означает отказ как от поиска чувственного удовольствия, так и от всякого излишества, превышающего строгую необходимость 3735 . Святитель Василий Великий пишет: «Цель воздержания достигается таким образом: с одной стороны, человек использует лишь самые простые продукты, необходимые для поддержания жизни, избегая пресыщения, а с другой – воздерживает себя от всего, что приносит лишь удовольствие» 3736 . На вопрос, каким образом воздержание гасит вожделение, преподобный Максим Исповедник отвечает так же: «Побуждая к тому, чтобы отсекать все, что не соответствует необходимости, а обеспечивает лишь удовольствие, воздержание не дает позволить себе что-то, кроме необходимого для жизни. Оно ищет не приятного, но полезного и соизмеряет пищу и питье лишь с потребностью» 3737 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Месяц Июль 1-й день 310. Больным, для того чтобы избавиться от болезни, нужно прежде всего надеяться на помощь Божию, а не на людскую (Из жизни св. бессребренников Космы и Дамиана и св. мученика Потита. Чет. Мин. июля 1) Что прежде всего нужно больным, для того чтобы избавиться им от обдержащих их болезней? Им нужно вообще, во-первых, иметь твердую веру в Бога; во-вторых, должно помнить, что в руках лишь Божиих власть жизни и смерти нашей; в-третьих, веровать в то, что исцелить их может лишь один Бог; и, в-четвертых, вследствие сказанного, нужно больным прежде всего надеяться на помощь Божию, а не на людскую. Вы скажете: почему же именно это, а не другое что нужно больным, для того чтобы избавиться от болезней? На это ответим вам примерами следующими. Святые мученики Косма и Дамиан, память которых св. Церковь совершает 1-го июля, были врачами. «Они, – сказано, – целили болезни всякие действенно», и с тех, которых лечили, не требовали никакой другой мзды, кроме той, чтобы больные веровали в Бога. Они говорили больным: «Мы только руки на вас возлагаем, но силой нашей сделать ничего не можем. Знайте потому, что избавить вас от болезней может лишь всемогущая сила Христа, Единого истинного Бога, в Которого если несомненно уверуете, тотчас же станете здоровы». Чем же кончалось? Тем, говорит повествование о жизни Святых, что все, которые веровали во Христа, подлинно тотчас же делались здоровыми. Другой подобный пример мы находим в жизни св. мученика Потита, память коего св. Церковь совершает также 1-го июля. Однажды Потит пришел в город Валерию, где жена одного сенатора по имени Кириакия была поражена страшной проказой, от которой ни один из врачей города не мог излечить ее. Потит пришел к дверям ее дома и сел при них. К нему вышел слуга Кириакии, вошел с ним в разговор и между прочим спросил: «Можешь ли ты очищать прокаженных?» Потит отвечал: «Где будет вера, там будет и исцеление. Владыка мой Иисус Христос по вере дает всякому просящему у Него». Слуга сказал: «Можешь ли ты исцелить нашу госпожу от проказы?» Мученик отвечал: «Если будет веровать в Бога, будет здорова». Слуга сказал: «Если исцелишь ее, получишь во владение все имения ее». Святой отвечал: «Не желаю я ни золота, ни серебра, ни имений ее, а ищу только одного – чтобы душу ее соединить с Богом». Тогда слуга сказал о Потите госпоже своей, и мученик был введен к ней. Кириакия сказала ему: «Умоляю тебя, если можешь, исцели меня!» Святой отвечал: «Веруй в Бога, и будешь здорова». Женщина сказала: «Научи же меня, как нужно веровать». Потит стал говорить ей о Боге истинном, и слова его пали на добрую землю. После поучений его Кириакия воскликнула: «Не в иного бога теперь верую, а в Того, о Котором ты говорил мне, и лишь на Него Одного возлагаю надежду моего исцеления». После сего Потит, преклонив колени, помолился о Кириакии Богу, и она, после молитвы его, очистилась от проказы, и тело ее сделалось чистым, как тело молодого отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Просто свободный Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя 8 апреля, 2010 Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя Он был инженером и сторожем в храме. А сейчас он «просто свободный». Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя. Под сводами одного из московских храмов Георгий КОЛОСОВ размышляет о призвании художника, о христианской жизни и о себе. «Сейчас я не фотографирую» — Георгий Мстиславович, все знают вас как фотографа, вас называют основателем современного пиктореализма, на ваши редкие мастер-классы стремятся попасть не только любители, но и профессионалы фотографии. Но при этом сегодня вы говорите: «Нет-нет, я не фотограф». Так кто же вы? — Кто я? Семь лет церковный сторож в храме Космы и Дамиана в Шубине, нынче — просто свободный, уже два с лишним года. Фотография — это предыдущие много-много лет моей жизни, начиная с 1976 года. То, что имеет отношение ко мне в наибольшей степени сегодня, это мое крещение в девяностом году, интенсивное воцерковление и последние, наверное, десять лет вот такая приходская жизнь: от Чаши до Чаши, от Причастия до Причастия. Если этого не происходит дня три-четыре, я уже не очень понимаю, зачем я здесь. — А есть ли место для фотографии? — Литургия — Небо на земле. И когда человек не просто по своим ощущениям, а в полноте сознания соединяется на каждой Литургии со всей двухтысячелетней Церковью, когда это Небо на земле воспринимает как абсолютную реальность, все остальное в жизни — семья, дом, творчество, родина — оказывается в разных степенях отдаления. Но поскольку мы волею Божией вселены в эту жизнь, поставлены на это место в этой стране и в это время, то ничего не остается, как оправдывать Его доверие и пытаться как-то соответствовать. И здесь должно быть место для всего, что может быть хоть какой-то формой служения.

http://pravmir.ru/prosto-svobodnyj/

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Семеро Николаев В дни празднования Святителя Николая Чудотворца я поминаю семерых Николаев. Здравствующих Николаев среди моих близких нет. И вот сейчас, в преддверии «зимнего Николы» (наверняка без него тут не обошлось!..), неожиданно пришла мысль рассказать о его одноименниках, оставивших тот или иной след в моем сердце. Их семеро. Печальнее и больнее всего — память о моем не виданном никогда брате, сыне тетушки моей Лидии. С него и начну. Уб. отрок Николай У моего отца было семеро братьев и сестер. Старшей — и самой красивой, хотя и все остальные не обделены были красотой, — была тетя Лида. Лет с семи я знала, что у тети Лиды был сын, который умер в блокаду, рассудок ее этого горя не вынес, и ее время от времени укладывали в психиатрическую больницу, что на Пятой линии. Подробностей я не знала. И лишь совсем недавно от самой младшей изо всех (на семейной фотографии она сидит на руках у бабушки моей Агриппины) и единственной еще здравствующей я узнала, как это было. В блокаду тетя Лида работала на одном из заводов, была, как и почти все тогда, на казарменном положении, то есть ее отпускали домой лишь изредка, а подросток Коля, сын ее, находился, тоже на казарменном положении, в ремесленном училище. И вот однажды тетя Лида пришла навестить сына. «Вы к кому?» — спросили ребята. «К Коле Васильеву». — «А мы вашего Кольку съели». — «Как… съели?!..» — «А вот так. Съели». История Ленинградской блокады полна примеров подлинного братства и самопожертвования, но и случаи людоедства из нее не вычеркнешь. К тете Лиде блокада повернулась вот таким страшным ликом… Конечно же, этот юный мученик прямиком попал на небеса, в этом нет сомнения. Но молитв и он, конечно же, ждет. Помолитесь о нем и вы. Он будет рад. Николай Васильевич Он был одним из первых директоров издательства, в котором я проработала без малого тридцать лет. Сегодня, в век новых полиграфических технологий, издательство наше едва теплится, а в 30-х — 90-х годах прошлого века оно было всесоюзным издательством первой категории. Было оно ведомственным, и исторически сложилось так, что здесь, в Ленинграде, была «метрополия», а в Москве — всего лишь филиал. И Н.В. постоянно катался в Москву, в Главк, и всегда был в курсе всех его новостей, должностных перемещений и сплетен.

http://azbyka.ru/parkhomenko/semero-niko...

«Икона нашего духовного состояния» Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в Рождество Пресвятой Богородицы Источник: Пресс-служба Псковской епархии      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Я испытал настоящее потрясение, когда вошёл в этот храм; впервые увидел его без лесов - в тех поразительных формах, которые придали ему наши предки, строившие его с 1310 года; в 1313 году он был расписан. Храм строили три года, а возрождали пятьдесят лет. Пятьдесят лет здесь стояли леса. Как мало времени нужно, для того чтобы что-то создать с Божией помощью! Ещё меньше нужно времени, чтобы с помощью дьявола разрушить. И как бесконечно много нужно времени, чтобы воссоздать, вновь вдохнуть жизнь в, казалось бы, убитое духовное существо – храм Божий. Этот храм являет собой нашу сегодняшнюю церковную и духовную жизнь. Некогда поразительно красивый, великолепный, созданный вдохновением, мастерством, особой силой благодати, молитвами людей, которые приступали на этом месте работать, Господи – и мы, немощные, утратившие очень многое и лишь примерно различающие ту духовную жизнь, которая была на Руси, и которой мы могли бы жить. Даже после долгих трудов всё лишь проступает, как апостол Павел говорил, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор.13:12) мы пытаемся различить лики Бога Господа Иисуса Христа, воплотившегося Вседержителя и Бога; лики святых, подвизавшихся здесь, на земле, так, как, наверное, не смогут подвизаться современные люди. Но в Божиих руках всё! На Руси было тогда очень мало храмов; духовная жизнь только начиналась. И мы видим полноту церковной жизни, которая смогла с нуля создать этот Божественный храм. Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), мы пребываем в состоянии владения и жизни, в духовной разрухе. Лишь немногое сохранилось; лишь немногое мы можем воспринять из той огромной сокровищницы, которую являет собой Православная Церковь. И мы уже изменились; мы уже другие! Мы выросли в других семьях, в другом обществе. В нас, наверное, нет той Божественной любви, ревности, устремлённости к Богу, отрешения от всего постороннего, сосредоточения на единой цели Богопознания - соединения со Христом не в мечтах, не в иллюзиях, не в прелести, а так, как было с Его учениками: глаза в глаза; душа перед Богом.

http://pravoslavie.ru/141905.html

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 34 1940 г. 13 декабря. – Письмо Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского Сергия митрополиту Эстонскому Александру (Паулусу) 49 Ваше Высокопреосвященство! I. В своем письме от 10 ноября Вы напоминаете, что Эстонская Церковь в свое время получила от Московского Патриарха автономию. В 1923 же году, желая иметь полную автокефалию, обратилась с ходатайством о том к Патриарху Константинопольскому. Ходатайство встретило благоприятный прием, однако и Константинопольский Патриарх смог учредить в Эстонии лишь независимую митрополию в юрисдикции Константинопольского Патриарха, т. е. даровал в сущности тоже автономию, но с несколько большими правами. В результате Эстония лишь сменила одного кириарха на другого: своего изначального и законного кириарха Московского на приглашенного со стороны самими эстонцами и, неизвестно на каком основании, решившегося принять такое приглашение. Так как канонически достаточных оснований, которые оправдали бы такой разрыв с законным кириархом, тогда не было, а разные политические соображения не оправдывали поспешности, с какой проведено было дело, то совершенная Эстонией перемена пред судом предания нашей Христовой и апостольской Церкви может быть оценена лишь как самочиние, раскол и неизбежно подпадает тем суровым прещениям, которыми наша Церковь карает в особенности неверность иерархии и клира принятым ими обязательствам и обетам (напр., Двукр. 14–15 и мн. др.). Однако едва ли можно сомневаться и в том, что вышеназванные прещения преследуют виновника лишь до тех пор, пока он пребывает в своем прежнем расположении: виновным себя пред Церковью не признает, свое деяние оправдывает и всего менее думает о восстановлении прежних отношений к своему кириарху, столь незаконно порванных. Но если виновник внутренне уже и сам отказывается от своего деяния, сожалеет, что его совершил, готов исправить все его последствия, тем более, если просит принять его в прежние отношения и готов прекратить свои обращения к другому кириарху, – такого виновника св. Церковь встречает обычно словом Христовым: «Грядущего ко Мне не изгоняю вон».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молитва о здравии. Как молиться о больном Приходит человек растерянный, напуганный диагнозом, в ближайшую церковь, спрашивает: «Что делать?». И ему объясняют, что весьма богоугодно заказать сорокоуст о здравии, поминание на псалтирь в монастыре… И оказывается, что проблема жизни и смерти — твоей! — это всего лишь вопрос цены. 31 июля, 2009 Приходит человек растерянный, напуганный диагнозом, в ближайшую церковь, спрашивает: «Что делать?». И ему объясняют, что весьма богоугодно заказать сорокоуст о здравии, поминание на псалтирь в монастыре… И оказывается, что проблема жизни и смерти — твоей! — это всего лишь вопрос цены. Молитва о здравии «В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой», — говорил преподобный Нил, подвижник Синайский. Многие люди, оказавшись лицом к лицу с болезнью, особенно с тяжёлой или смертельной, разворачиваются лицом к Небу. Они интуитивно чувствуют, куда им надо идти, у Кого искать помощи. Но так велик остаётся соблазн лёгкого, понятного пути, особенно когда нас к нему подталкивают. Увы, часто даже в храме. Приходит человек растерянный, напуганный диагнозом, в ближайшую церковь, спрашивает: «Что делать?». И ему объясняют, что весьма богоугодно заказать сорокоуст о здравии, поминание на псалтирь в монастыре, молебен, подать записочку о поминовении на Литургии, особенно на проскомидии и т.д. И оказывается, что проблема жизни и смерти — твоей! — это всего лишь вопрос цены. Сделал «всё, что ПОЛОЖЕНО» человек и не задумался даже, кем положено, для чего? Нет, конечно, всё это надо делать — и записочки подавать, и молебны заказывать. Великая, особая сила заключается в церковной молитве. Но надо помнить, что молитва эта усиливается тысячекратно, если Вы сами принимаете в ней участие «Но кто же тут болезненно молится? — спрашивает святитель Феофан Затворник женщину, просящую о больной дочери, — Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чём-либо душою. Если никто не воздохнёт от души, то молебны протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна… Вы заказали, но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы… Болящего о больной никого и нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?! Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на Литургии, когда поминается Н. на проскомидии… Тогда ваше болезнование берётся молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию… и самую молитву Церкви делает болезнующею, хотя служащие и не болят… Так видите, в чём сила!.. Бывайте на молебнах сами, и болите душою о болящей…» Молитва о здравии —  о чем молиться и как?

http://pravmir.ru/molitvy-o-zdravii/

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Вся эта " идеология " – всего лишь внутренняя незрелость» Петербургский священник убежден, что как такого движения child-free не существует 01.10.2010 539 Время на чтение 3 минуты «Надо сказать, что на это мероприятие я шел с некоторой настороженностью, потому что меня предупредили, что будет жесткий диспут между сторонниками движения child-free и приверженцами традиционных семейных ценностей. Но в конце этой встречи у меня уже было радостное настроение, потому что я понял, что подавляющее большинство наших людей мыслит нормально. Показательно уже то, что организаторы этого диспута нашли в Санкт-Петербурге только одного приверженца движения child-free, и еще двух выписали из Москвы , что также говорит о том, что как такового движения-то и нет», - заявил в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово иерей Алексий Володин , комментируя итоги состоявшегося вчера в Петербурге диспута «Обязана ли женщина рожать?» Организатором дебатов выступил «Интеллектуальный клуб ЕдРо». Участниками диспута стали депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя думского по делам женщины, семьи и детей, многодетная мама Наталья Карпович, духовник Санкт-Петербургского православного центра преподобных Кирилла и Марии Радонежских иерей Алексий Володин, приверженцы «идеологии» child-free Дмитрий Витушкин и Марина Голованова и др. Child-free (англ. - свободные от детей), представляет собой идеологию, предполагающую сознательную установку на нежелание когда-либо иметь детей. Англоязычный термин «childfree» возник в противовес слову «childless» («бездетный»), которое, по мнению некоторых, означает, что детей «недостаёт» и они желанны. Сторонники child-free утверждают, что деторождение мешает реализации «полноценной» жизни. «Наши оппоненты не представляли какой-либо единой и последовательной позиции, спорили друг с другом и напоминали людей, у которых затянулся подростковый период. Так что вся эта " идеология " - всего лишь внутренняя незрелость и не более того, - отметил отец Алексий Володин. - И хотя такое движение вроде как и есть, реальных его последователей, которые бы открыто исповедовали такую идею, среди обычных людей нет. И если эта вредная идея не будет насильственно насаждаться и популяризироваться, то никакой серьезной угрозы нашему обществу она представлять не будет».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/01/ie...

Закрыть «Золотой сон человечества» Как же можно строить дом на песке, если знать, что от ветра и воды этот дом разрушится?! Юрий Уткин   14:21 04.12.2023 177 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Если в стране с государствообразующим русским народом не сформулирована православная «государственная идеология», то дети в этой стране будут расти «европейскими демократами». Наберите в интернете «Клятва на Воробьевых горах»; и «быстрый ответ» даст вам: «Как известно, в 1827 году юные (тринадцатилетние) Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах клятву посвятить свою жизнь борьбе за свободу русского народа. Именно это событие считается рождением отечественной демократии». Припомните, мой любознательный читатель, могли ли вы в таком отроческом возрасте – 13 лет – принести такую «клятву»? Во-первых, 13 лет, это еще дети. И во-вторых – как родители этих отроков воспитывали своих детей, чтобы они могли в 13 лет дать «такую клятву» «борьбы за свободу?» То есть, в 1827 году 13-летние подростки Николай (Огарев) и Александр (Герцен) «принесли клятву посвятить жизнь борьбе за свободу», вообще-то «преступив», тем самым, «государственную идеологию» Российской империи: «За веру, Царя и Отечество». А, ведь прошло всего лишь: два года со времени событий декабрьского восстания, вооруженной попытки декабристов «сбросить законного царя»; и пятнадцать лет со времен войны 1812 года с французами. Итак, при всей разнице в характерах, эти отроки-юноши уже имели жизненную «целевую установку» «борьбы за свободу», которую, да, в каком-то смысле, можно назвать «государственной идеологией» – «Свобода, равенство и братство» – «идеологией той страны – Франции», которая, повторим, всего лишь пятнадцать лет назад с большой частью «европейского сброда» напала и разорила Россию; и лишь огромными усилиями народных масс и русской армии была изгнана в «свои пределы». А это была Отечественная война для нашего народа. Уже много позднее мистические последствия этой «клятвы» отразились и на жизни, как Николая Огарева, так и Александра Герцена. Проживая за границей, – кстати говоря, во Франции, в Париже, Александр, отбил у Николая жену от второго брака, разрушив его семейную жизнь; издавал журнал «Колокол», проповедовавший и пропагандировавший «прелести той самой свободы», борьбе за которую они – Александр и Николай – посвятили свои жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/04/zo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010