Всеволода Ярославича



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016

В музее Храма Христа Спасителя выставлен ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... к XVIII веку. Икона принадлежит к одному из самых древних иконографических типов Богоматери – «Одигитрия» (в переводе с греч. – «путеводительница») . Принято считать, что прототипом таких икон был чтимый образ, находившийся в монастыре Одегон в Константинополе. На иконах Одигитрии Богоматерь и Младенец изображаются почти строго фронтально. Младенец Христос правой рукой благословляет, а в левой держит свиток с текстом Нового Завета. Появление на Руси первой иконы Богоматери Одигитрии предание связывает с греческой царевной Анной, выданной замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Считается, что после смерти князя чтимый образ перешел к его сыну Владимиру Мономаху, который поставил святыню в Успенском соборе Смоленска. Отсюда происходит второе название иконы – «Смоленская». В начале XV века Смоленская икона была торжественно перенесена в Москву и поставлена в придворном Благовещенском соборе. Эта икона отличается значительными размерами – 162, 5 х 124, 5 см - и монументальностью образов. Несомненно, она была создана для иконостаса большого каменного храма. Образ написан в т. н. «живоподобном стиле», зародившемся во второй половине XVII века в ... текст полностью ...
От Владимира до Мурома / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... и культуры, среди которых пять монастырских ансамблей, 30 церквей, 14 колоколен. 79 сооружений являются памятниками федерального значения. Четыре ансамбля включены в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них – Рождественский собор и Архиерейские палаты в Суздальском кремле, памятники Покровского монастыря и комплекс памятников Спасо-Евфимиева монастыря. Впервые имя Суздаля встречается в летописи 1024 г. – сюда для подавления восстания прибыл князь Ярослав Мудрый со своей дружиной. После включения Ростово-Суздальской земли в 1054-м г. в состав владений князя Всеволода Ярославича тут поднялась кровавая волна феодальной войны за обладание богатым краем, переданным Владимиру Мономаху. Здесь стала укрепляться крепость. Столицей княжества Суздаль стал в княжение сына Мономаха – Юрия Долгорукого. Суздаль – мужского рода. Поэт-харьковец Б. Чичибабин ошибся, назвав трогательное стихотворение «Девочка Суздаль» (1980) . «А не было чуда небесней, чем ты, ах, девочка Суздаль! » Это было лирично, светло, но годом прежде поэт высказался гораздо трагичней и точней: Венец Иисусов каплями с висков стекает в Суздаль, Новгород и Псков. Зримо видя за этими строками ... текст полностью ...
Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение ... текст полностью ...
О времени сложения служб и датировке житий святых ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... «оканьный». Учитывая летописную характеристику («муж хытр книгам и ученью, ... речист же книгами святыми утешая печальныя, и сякого не бысть преже на Руси») , автором службы 24 июля следует считать митрополита Иоанна II (1077 — 1088 гг.) » (С. 101) . Вполне логично предположение исследовательницы, что при жизни Святополка Изяславича (не следует упускать из виду, что во времена святительской деятельности митрополита Иоанна II — Е. В. Антонова ошибочно ограничивает ее 1088 г., на самом деле 14 августа 1089 г. он освящал церковь Успения Киево-Печерского монастыря — и княжения в Киеве Всеволода Ярославича) 1078-1093 (, Святополк Изяславич, как старший из внуков Ярослава, был первым претендентом на Киевский престол, который он и занял сразу после Всеволода Ярославича) , в «официальном окружении употреблять имя «Святополк» в негативном контексте было нежелательно. По этой причине Иоанн лишь однажды упоминает имя Святополка в составе службы, Нестор в «Чтении» употребляет его трижды, в силу явной необходимости» (С. 101) . Поскольку «Сказание» и служба на перенесение мощей свв. Бориса и Глеба 2 мая 1115 г. были написаны после смерти Святополка Изяславича (умершего в 1113 ... текст полностью ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме. На Русь образ попал в 1046 году. Греческий император Константин IХ Мономах ( 1042-1054 ) , выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. Успенский собор (Смоленск) История Смоленской иконы Божией Матери В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской ... текст полностью ...
Смоленская икона Божией Матери / Τα άρθρα / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... Памятные даты Смоленская икона Божией Матери Εκτύπωση 10 Αυγούστου 2006 έτος 11: 44 Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, имеет очень древнее происхождение. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — достоверно неизвестно. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. После смерти черниговского князя Всеволода икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рожденному от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес икону Одигитрии — благословение своей матери — из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар: В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. ... текст полностью ...
Лучшие материалы Православия.Ru: семь лет ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... пользовался В. В. Кусков в своей статье, так же посвященной " Слову " - " Исторические аналогии событий и героев в " Слове о полку Игореве " [3], - и рассмотреть два временных пласта - XI и XII вв. - в " Слове о полку Игореве " . Сосредоточим наше внимание пока на двух центральных темах " Слова " : княжеских междуусобицах и набегах половцев на Русскую землю. Первым приводит " поганых на Руськую землю " Олег Святославич (с Борисом Тмутораканским) против Всеволода Ярославича и одерживает над ним победу 25 августа 1078 г. В третий раз - опять Олег Святославич в июле 1094 г. против сына Всеволода Ярославича - Владимира Мономаха, и отбирает у него Чернигов. Обращает на себя внимание тот факт, что половцы выступают союзниками черниговских князей - Святославичей ( впоследствии - Ольговичей ) , а Всеволод Ярославич и Мономаховичи воюют постоянно против половцев, и часто - с Ольговичами. Академик Д. С. Лихачев даже назвал Олега Святославича - " Гориславича " " Слова о полку Игореве " - " заклятым врагом " Владимира Мономаха [4]. Но это - далеко не так. Точнее - совершенно не так. При жизни Святослава Ярославича, отца Олега, князя Черниговского, а затем и Киевского ... текст полностью ...
О времени написания "Жития Феодосия Печерского"Искать в Источникеpravoslavie.ru
... полного служебного канона приурочивалось к новым торжествам по случаю завершения Всеволодом Ярославичем строительства начатой еще Святославом Ярославичем большой каменной церкви в честь святых. Судя по тому, что Борис был покровителем Всеволода, торжества намечались на день памяти Бориса, т. е. на 24 июля. Но, как повествует " Сказание о чудесах " , в ночь после завершения строительства церковь рухнула, и Всеволод не предпринимал больше попыток восстановить ее. Новые торжества по перенесению мощей страстотерпцев Бориса и Глеба не состоялись. Тем не менее, усилиями киевского князя Всеволода Ярославича, митрополита Иоанна II и Печерского монастыря [16] день памяти Бориса и Глеба 24 июля стал великим годовым церковным праздником, а святые Борис и Глеб почитаемыми не только во всей Русской земле, но и за ее пределами. Уже в 1095 г. в церкви Созавского монастыря был построен придел в честь святых Бориса и Глеба и освящен в нем престол на перенесенных из Руси частичках их мощей; в конце XI в. или начале ХII в. в Софии Константинопольской находилась икона Бориса и Глеба, а в Испигасе в ХII в. уже была церковь во имя святых. [17] Так что, думаю, не правы те исследователи, ... текст полностью ...
Новодевичий монастырь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске. А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей. С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, ... текст полностью ...
Русская религиозность, Часть 1 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... доблесть ценилась выше, чем в более ранних летописях. Галицкая летопись XIII века открывается эпической, совершенно светской похвалой князю Роману: «Устремлялся на поганых, как лев, свиреп был, как рысь, истреблял их, как крокодил, проходил их землю, как орел, храбр был, как тур». Воинская доблесть и физическая красота составляют чисто светский идеал человеческих достоинств. В таком портрете, как правило, отсутствуют аскетические черты. В исключительных случаях, когда о них упоминается, они, должно быть, являются подлинными, как, например, в следующей характеристике скромности князя Всеволода Ярославича: «Он сам воздерживался от пьянства и похоти» (1093) . Для Всеволода, грекофила, мужа византийской принцессы и отца Владимира Мономаха, воздержанность или, по крайней мере, внешняя корректность поведения была вполне естественной. Вероятно, у других князей это было редким явлением. Во всяком случае, похвалу «телесной чистоте» мы находим только в описании еще одного князя, Святослава Всеволодовича (1194) . Христианские черты придаются портрету не аскетизмом, а другими характеристиками: любовью к Церкви или храмам и любовью к бедным или милостетворением. Первая – это не ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016

Постоянная ссылка на эту страницу: Всеволода Ярославича
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"