Борьба за Москву А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Понимая, что победа над князем Юрием Дмитриевичем была лишь временной и что решающая борьба за великое княжение еще предстоит, Василий II и его окружение решили закрепить достигнутый ими успех. Прежде всего необходимо было обеспокоиться о дальнейших судьбах престола. Великий князь достиг совершеннолетия, и пора было подумать о его женитьбе. Сразу же после возвращения из Орды, осенью 1432 г., состоялось обручение Василия Васильевича с сестрой серпуховского князя Василия Ярославича Марией. Другая сестра князя Василия Ярославича была женой верейско-белозерского князя Михаила Андреевича. Браки в «гнезде» Ивана Калиты уже давно служили династическим целям. Благодаря помолвке (а потом женитьбе) Василия II серпуховской шурин и белозерский свояк оказались надолго впряженными в великокняжескую колесницу. Обручение великого князя нанесло сильнейший удар по матримониальным планам И.Д. Всеволожского. Родовые связи Ивана Дмитриевича были обширными. Сам он был женат на дочери Микулы Васильевича (из рода тысяцких Протасьевичей). Старшая дочь его была замужем за князем Андреем Владимировичем Радонежским, но тот умер еще в 1408 г. Вторую свою дочь он в 1421 г. выдал замуж за тверского великого князя Юрия Ивановича, скончавшегося в 1425 г. Внучка Ивана Дмитриевича (дочь князя Андрея) была обручена с князем Василием Юрьевичем Косым. После своей успешной миссии в Орду Всеволожский рассчитывал выдать замуж за великого князя одну из младших дочерей, а теперь его планы провалились. Среди влиятельных бояр начали распространяться слухи о том, что Улу-Мухаммед отдал Дмитров Юрию «по Иванову слову». Говорили также, что Иван Дмитриевич в бытность в Орде сватал свою дочь за князя Юрия. Боярину явно грозила опала. Поэтому он решил предупредить события и бежал к князю Константину на Углич. Но расчеты Всеволожского на поддержку Константина Дмитриевича не оправдались. Угличский князь не склонен был впутываться в свару с великим князем. Ивану Дмитриевичу пришлось бежать далее, на этот раз в Тверь, но и там он надолго не задержался. Тверской великий князь не хотел превращать свой двор в средоточие противников как московского великого князя, так и галицко-звенигородского. В происходившей тогда на Руси борьбе за власть он ревностно охранял тверской «нейтралитет». Всеволожский обрел приют в Галиче, где, по словам летописца, начал «подговаривати» князя Юрия возобновить борьбу за великое княжение.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

Преподобная Анна Киевская (+ 1113) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 3 нояб. в день преставления В 1086 г. вел. князь Всеволод Ярославич заложил в Киеве церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного и при ней устроил женский монастырь. Он был женат на греческой царевне и, «сидя дома, знал пять языков» — пишет сын его, вел. князь Владимир Мономах. Он особенно чтил св. апостола Андрея, и его занимал вопрос о проповеди на Руси. Сохранились письма на греческом языке его дочери, Янки Всеволодовны, об этом. Она даже ездила в Константинополь изучать этот вопрос. По возвращении своем княжна Янка приняла постриг в Свято-Андреевском монастыре с именем Анна и, «совокупив много черниц, жила с ними по монастырскому чину и управляла ими». Есть сведения, что при монастыре своем, прозванном Янчиным, она создала первое в Киеве училище для девиц и сама обучала их грамоте, рукоделиям и пению. В 1106 г. под ее начало поступила ее сестра Евпраксия, скончавшаяся в 1109 г. Монахинями были и племянницы ее, Евфимия и Мария, дочери вел. князя Владимира Мономаха. Скончалась преподобная игумения 3 ноября 1113 г., а в 1116 г. святые мощи ее были обретены нетленными. По кончине ее монастырем управлял всеми чтимый игумен Григорий (1115—1125); по-видимому, по тогдашнему греческому обычаю, управлять женским монастырем надлежало игумену. В 1131 г. Свято-Андреевская церковь, в которой почивали мощи преподобной, была возобновлена. При нашествии Батыя Свято-Андреевский, Янчин, как его прозвали, монастырь был разрушен, и от него сохранилась только часть стены. Но еще ранее его основания, при вел. князе Ярославе Мудром, в Киеве существовал женский монастырь, где в 1114 г. скончалась, будучи 92 лет, неизвестная по имени «игумения святой жизни», прожившая в монашестве 60 лет. Возможно, что именно в этом монастыре постриглась мать прп. Феодосия Печерского (память его 3 мая). • Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга вел. князя Ярослава — Ирина, в иночестве св. Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блж. Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437840/

Таковы были основные пункты докончания Василия II с Василием Ярославичем, составленного осенью 1432 г. Как увидим дальше, действительность далеко не всегда соответствовала благим намерениям князей и торжественным заверениям договоров, заключавшихся ими. Нарушение их было делом обычным. Подчас все решало реальное соотношение сил, а не устаревшее право. Вероятно, осенью 1432 или в начале 1433 г. Василий II вместе с Иваном и Михаилом Андреевичами и Василием Ярославичем заключили союзническое докончание с рязанским великим князем Иваном Федоровичем. Договор с Рязанью, возможно, предусматривал взаимную поддержку в борьбе с Кичи-Ахметом, врагом покровителя Василия II Улу-Мухаммеда. Старалось правительство Василия II добиться поддержки и влиятельных сил внутри великого княжества. Так, 26 сентября 1432 г. Василий II выдал жалованную грамоту Троицкому монастырю на суд великокняжеского пристава в селах Присеки и Вилгощь в Бежецком Верхе, находившемся в «сместном» владении великого князя и Новгорода. 8 февраля 1433 г. состоялась свадьба Василия II с Марией Ярославной. В Москву на торжества по этому случаю прибыли и два старших сына князя Юрия Дмитриевича — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Сам князь Юрий и его младший сын, Дмитрий Красный, отсутствовали. Во время празднества разыгрался скандал, который стал прелюдией к новой вспышке открытого столкновения между галицкими князьями и Василием Васильевичем. По одним летописным рассказам, Захарий Иванович Кошкин, а по другим — Петр Константинович Добрынский узнал на князе Василии Косом золотой пояс («на чепех с камением»), принадлежащий великокняжеской семье. Его якобы получил в приданое Дмитрий Донской от великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича. Этот-де пояс подменил на свадьбе Дмитрия Ивановича тысяцкий Василий (из рода Протасьевичей): он взял себе предназначенный великому князю Дмитрию пояс, а ему дал меньший. Тысяцкий Василий передал пояс своему сыну Микуле, которого женили на другой дочери князя Дмитрия Константиновича. В свою очередь Микула якобы дал злополучный пояс в приданое И. Д. Всеволожскому, когда выдавал за него свою дочь; на самом же деле Микула погиб в 1380 г., когда Всеволожскому было вряд ли более 10 лет. По смерти князя Андрея Владимировича Радонежского и возвращении из Орды в 1432 г. Всеволожский обручил свою внучку (дочь князя Андрея) с Василием Косым и дал ему пресловутый пояс.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

Когда же в зону византийского православия вошла Русь (ставшая главной православной державой), возникла необходимость отождествить «скифов», которым проповедовал Андрей Первозванный, со славянами. Поэтому в «Повесть временных лет» (начало XII века) была внесена киевская «Легенда об Андрее», «заставившая» его пройти по территории будущей Руси, благословить пустынный днепровский берег, водрузив на нем крест, и предсказать возникновение Киева. И сказал (апостол Андрей) бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу. Затем он побывал даже в новгородских землях и подивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чем рассказал, придя в Рим. «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав это, удивлялись. Этот последний, анекдотический, эпизод легендарного путешествия носит явно издевательский антиновгородский характер: Киев и Великий Новгород с самого начала были двумя соперничающими центрами русской государственности и культуры. Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя государственности. В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей; в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В XIII веке на месте проповеди апостола Андрея и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 году на этом месте возвели каменный храм апостола Андрея по проекту Бартоломео Растрелли. В конце XI века появляется первый храм апостола Андрея в Новгороде. Через некоторое время здесь происходит дополнение сказания о посещении апостолом Андреем будущих русских земель, читаемое в «Повести временных лет». Согласно новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу», Андрей, придя в «землю словен», проповедовал слово Божие, а затем «водрузил» и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Константинополь. О жезле апостола Андрея из села Грузино подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, составленного в Новгороде в 1537 году. Тогда же, вероятно, было написано Похвальное слово Андрею Первозванному «и о монастыре, рекмом Грузино» .

http://blog.predanie.ru/article/apostol-...

Перейдем к личности князя, поставившего в древности на западной окраине Смоленска межевой камень. В XII–XIII вв. имя Ростислав носили 5 смоленских князей. Первый из них — основатель смоленской династии Ростиславичей Ростислав (Михаил) Мстиславич (Федорович), который правил в Смоленске 35 лет (1125–1159 гг.) Сам он был сыном великого князя киевского Мстислава (Федора) Владимировича (Васильевича) Великого, правившего в Киеве в 1125–1136 гг. и внуком великого князя киевского Владимира Мономаха Во время археологических раскопок обнаружены принадлежавшие Ростиславу (Михаилу) Мстиславичу (Федоровичу) свинцовые вислые печати (буллы). С одной стороны на них был изображен архангел Михаил, с другой — св. Федор. Еще на одной печати, найденной в Новгороде археологической экспедицией под руководством Л. В. Янина, также вначале приписанной Ростиславу, на одной стороне был изображен архангел Михаил (вскоре Янин выяснил, что это архангел Гавриил а на другой — княжеский знак в виде двузубца Л. В. Алексеев, вероятно, незнакомый с новыми выводами Янина, обратил внимание на сходство этого знака, ранее приписываемого Ростиславу (Михаилу), со знаком Всеволода (Андрея) Ярославича (Георгиевича), сына Ярослава Мудрого и прадеда Ростислава Смоленского Отсюда Алексеев сделал вывод, что, возможно, именно этот знак (тамга, пятно) и лежал в основе всех последующих знаков смоленских Ростиславичей Но Янин также доказал, что знак, ранее приписываемый Всеволоду (Андрею) Ярославичу, принадлежал не ему, а какому-то князю, жившему в 3-й или 4-й четверти XII в. Следует также заметить, что П. А. Раппопорт, вместе с Н. Н. Ворониным производивший раскопки памятников древней смоленской архитектуры, в результате изучения княжеских знаков отпечатанных на плинфе, пришел к выводу, что в основе знака (пятна) Ростислава (Михаила) лежал трезубец, а не двузубец Впрочем, какой бы из знаков на самом деле не принадлежал данному князю (очевидно, что их анализ — тема отдельного исследования), при внимательном рассмотрении, хорошо заметно, что знаки на камне, найденном в 1997 г. в руинах Троицкого монастыря на Кловке и печати, ранее приписываемой Ростиславу Смоленскому, найденной в Новгороде, и на плинфах из Борисоглебского собора на Смядыне сильно различаются. Также, следует отметить удивительное сходство знака на смоленском камне и княжеского знака владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) Янин же сомневается в принадлежности этого знака именно Андрею Боголюбскому однако даже он не отрицает, что этот знак «связывается с линией суздальских князей — Юрьевичей»

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты. Помимо таких известных государственных деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и другие. В феврале 1368 году святитель Алексий, митрополит Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским князем Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня». Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом. При государе всея Руси Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены два каменных барельефа с изображениями великомученика Георгия, убивающего змея (в 1464 году), и великомученика Димитрия Солунского (в 1466 году). В 1527 году возле Фроловской башни была построена церковь во имя великомученика Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Его сын Святослав Всеволодович, сидевший в Киеве 18 лет (с перерывом), один из героев «Слова о полку Игореве» , не имел своего монастыря и был похоронен «во святем Кюриле во отни ему монастыре» . Но он построил церковь св. Василия в 1183 г. «на велицем дворе» , т. е. придворную церковь в «городе Ярослава». Со Святославом Всеволодовичем связывается великокняжеская летопись, сохранившаяся с 1179 г. в составе Киевского свода (в Ипатьевском своде). Б. А. Рыбаков предполагает, что она могла вестись в Киево-Печерском монастыре . Однако возможно, что местом работы над ней был княжеский Кирилов монастырь. Два монастыря Всеволода Ярославича Третий сын Ярослава, Всеволод-Андрей, княживший в Киеве в 1078—1093 гг., построил в Киеве два монастыря. Первый из них, Андреевский, находился, вероятно, в «городе Владимира», недалеко от Десятинной церкви . По летописному сообщению, Всеволод заложил в 1086 г. церковь св. Андрея, при которой организовал монастырь . Основываясь на этом сообщении, принято считать, что Андреевский монастырь был основан Всеволодом для дочери Янки. Но возник ли он только тогда, т. е. после Михайловского монастыря, или раньше него? То, что он был посвящен княжескому святому покровителю, скорее говорит о том, что монастырь должен был быть первым и быть основанным, следовательно, до 1070 г., времени закладки церкви Михаила на Выдубичах. Каргер пишет, что церковь Андрея была заложена в 1086г. «в фамильном монастыре» Всеволода, т. е. предполагает, вероятно, существование этого монастыря до указанного года . Похоже на то, что летописная статья 1086 г. является сводной, объединяющей в себе сведения о заложении каменной церкви на месте существовавшей прежде, основании в прошлом Всеволодом монастыря и более позднем (после 1089 г.) построении (м.б. «пострижении»? – ред. сайта) в нем княжны. По имени Янки монастырь получил новое неофициальное прозвище «Янчин монастырь» . В связи с пострижением Янки в Андреевском монастыре можно поставить и другие вопросы. Была ли она игуменьей этого монастыря, если он был основан для нее, или просто монахиней? В XII в. известны игумены Андреевского монастыря Григории (1128) и два Симеона . В грамоте-граффити конца XI—haчaлa XII в. о покупке княгини Всеволожей Бояновой земли упоминается среди клирошан Софийского собора «Иван Янъчин» — скорее, поп, чем игумен Андреевского Янчина монастыря . Если монастырь был создан специально для княжеской дочери, то он должен быть женским. Но были ли такие в Киеве и на Руси в XI в.? Не исключено, что существовали общие монастыри, где игуменами оставались монахи-мужчины, но были женские кельи наряду с мужскими. Предполагать превращение женского монастыря в мужской после смерти Янки мало оснований; кроме нее в нем должны были жить и другие женщины.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Чудесные исцеления, которые совершались по молитвам апостола, побуждали горожан принимать святое Крещение. Однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Св. апостол хотел раскрыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня, но правитель приказал распять апостола Андрея. С радостью принял св. Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся, Кресте, плотию Христовой освященный...» Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту.  По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей, был особой формы — имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.  После того как яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика, он предал свою душу Господу. Случилось это в 62 г. В 357 г. мощи св. апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 г. мощи св. Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском Пие II в 1458 г. честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.  За это время на Руси свершилось пророческое предсказание апостола: был построен город Киев, Русь приняла святое Крещение, в 1086 г. в Киеве при князе Всеволоде Ярославиче была заложена церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного. Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские (IV в.) Память их празднуется 7 марта в день мученической кончины первых в списке шести епископов и 15 дек. тесте с Собором Крымских святых Свв. священномученики Херсонесские — Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон — в разное время были епископами в Херсонесе Таврическом (Крым). Они благовествовали Христа и запечатлели свою проповедь мученической смертью в городе, из которого впоследствии воссиял для Руси свет истинной веры. Святой равноапостольный князь Владимир, крестивший киевлян в 988 г., сам принял святое Крещение в 987 г. в Херсонесе. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Ряд святых Русской Церкви начинается равноапостольной княгиней Ольгой. Княгини прежде князей принимают на себя иго иночества. Из княжеского рода прежде всех постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве св. Анна. Второй инокиней, но первой девственницей из княжеского рода была блаженная Анна, дочь великого князя Всеволода. Она постриглась в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 г. Магдалина прежде апостолов посетила гроб Спасителя и видела Его воскресшим. Таковы жены! Отец благоверной Анны, великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черноризцев». Он любил образованность, говорил на пяти языках иностранных. Мать Анны была греческая царевна, дочь императора Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище — св. мощи вмц. Варвары. Брат Анны Владимир Мономах своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки его пользовались ее теплотой. Он любил монашество и ясно понимал значение его. В такой–то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под благотворным влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты — честь и славу княжеского дома. По нежнейшей любви родителей она называлась уменьшительным именем — Янкою, по нынешнему —Аннушкой. Благоверная княжна, с юных лет возлюбив Господа, предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. «Девство, — говорит Антоний Великий, — подобие Ангелам, духовная и святая жертва, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве». Князь Всеволод построил каменный храм апостола Андрея и при нем монастырь; княжна Анна посвятила здесь девство свое Господу. Это было в 1087 г. Вслед за тем приняла она обитель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству. Св. Анна ревностно занималась обучением закону Божию и грамоте девиц, для которых было устроено первое в России училище при ее монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Князь Ярослав (Константин) также немало потрудился для Муромского княжества; не только на духовном, но и на светском поприще. Главной его государственной заботой стала оборона княжества от соседей-булгар. Для этого он укрепил Муром и Рязань – второй по значению город княжества, построенный еще при его отце, князе Святославе Ярославиче. Для этих же целей он построил по всему Муромскому княжеству ряд крепостей, в которых разместили небольшие дружины. Укрепляя муромское княжество, Ярослав (Константин) по возможности уклонялся от участия в княжеских междоусобицах, довольствуясь данной ему муромской землей. После мученической кончины сына Михаила, он пережил еще одну подобную личную драму – его старший сын – Федор – юноша весьма набожный и благочестивый, умер молодым, еще при жизни отца. После смерти старших братьев, Олега и Давида, Ярослав (Константин) согласно лествичному праву должен был стать Черниговским князем, что давало право на великокняжеский престол. Но племянник его, Всеволод Ольгович, выгнал дядю из города. Тогда Ярослав (Константин) вернулся к себе в Муром. Несколько лет спустя он принял монашество с именем Константин. После его смерти власть над Муромом перешла к его младшим сыновьям: Юрию, Святославу и Ростиславу. К сожалению, очень скоро между братьями началась борьба за власть. В результате междоусобной борьбы между потомками князя Ярослава Святославича Муромо-Рязанское княжество разделилось на два самостоятельных: Муромское и Рязанское. По лествичному праву старейший город Муром достался старшему из братьев Юрию. Обособившееся Муромское княжество занимало область по притокам Оки – Мотре, Унже, Теше, Велетьме и по притокам Клязьмы. В Муроме по-прежнему были сильны вечевые традиции, кроме того, власть князя была ограничена влиянием бояр и старших дружинников. К середине XII Муромское княжество становится союзником могущественного Владимирского князя Андрея Боголюбского. Союз с ним был очень выгоден муромским князьям, чьи владения, наряду с залесскими землями благоверного князя Андрея, подвергались неоднократным набегам булгар. В 1164 году Андрей Боголюбский совместно с муромским князем Юрием собирает большое войско и идет походом на Великий Булгар. Поход этот был успешен – булгарское войско было разбито, сопредельные города – оплоты набегов на Русь – сожжены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002