“Время плакать, и время смеяться; Время сетовать, и время плясать” Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 17-я Протоиерей Олег Стеняев Прошлый раз мы беседовали о смерти и погребении праматери Господа Иисуса Христа Сарры, теперь мы переходим к радостному и веселому моменту в библейском повествовании: это история о сватовстве – 24я глава Книги Бытия. И действительно, Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1); и еще: время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 4–5). С другой стороны, это мистический образ единения Христа-Жениха с Церковью-Невестою! Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 27). Семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы Блаженный Феофилакт восклицает: «Не просто чистой, но славною! И так как Христос – источник всех благ для Церкви, так и ты будь тем же для своей жены; и как Он сообщил душевную красоту Церкви, так и ты старайся об этом, а не о телесной красоте. И если ты будешь искать душевной красоты в своей жене, то скоро ее создашь в ней, упорядочивая ее и делая славной по духу и для себя, и для Бога» . – То есть в понимании древних христианских экзегетов для верующих мужчин и женщин вся система взаимоотношений Христа с Церковью – это и есть икона взаимоотношений мужа и жены. Читаем: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25); и еще: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 29). И более того, сама семья и есть изначальная Церковь, как ее и воспринимали святые апостолы, нарекая домашнюю их церковь (Рим. 16, 4), приветствуя и отдельных христиан с домашнею их церковью (1 Кор. 16, 19). Блаженный Августин стремление к брачным узам в ветхозаветные времена напрямую связывал с могущим тогда у них родиться Христом (Мессией), этим оправдывая и объясняя такую приверженность брачному союзу: «Это увеличение числа детей, которое для ветхих святых было настоятельнейшим долгом в силу необходимости порождения и сохранения народа Божия, в котором должно было возобладать пророчество о Христе, теперь уже не имеет такой настоятельной надобности. Конечно же, множество отпрысков, где бы ни были они рождены по плоти, из всех народов, как очевидно, может теперь приобрести духовное рождение. И то, что написано: Время обнимать, и время уклоняться от объятий (Еккл. 3, 5), можно понять как разделение на то (т.е. ветхозаветное – О.С.) и нынешнее (т.е. новозаветное – О.С.) время; то время было временем обнимать, а это – время уклоняться от объятий» .

http://pravoslavie.ru/110108.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Вселенская миссия Русской Церкви Итоги 2019 года, перспективы и предложения 04.01.2020 2295 Время на чтение 19 минут «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:48-49). Русская Православная Церковь создана Господом Иисусом Христом и является самой большой среди Поместных Православных Церквей. Благодаря Русской Православной Церкви (РПЦ) состоялось то, что мы называем сейчас Русский мир – это цивилизация Христа – Святая Русь, Катехон, Третий Рим. А это значит, что на РПЦ лежит призвание перед Богом к вселенскому миссионерству «кому много дано, с того и много востребовано будет». РПЦ вышла далеко за границы своей колыбели и в силу своих территорий, богатства культуры, богатством своих святых призвана быть вселенского масштаба миссионером. Несмотря на то, что в истории РПЦ были трагические страницы истории, она выстояла вместе с народом, который уничтожался как внешними, так и внутренними силами. Она выстояла после чудовищных гонений и разных глобальных вызовов современности. Когда мы были слабы и гонимы от безбожной власти, «братские» Церкви нас рвали на части. Константинопольский патриархат признавал многочисленные расколы (Живоначальную церковь (обновленцы), раскол Лыпкивского, раскол Сикорского), от нас были отторгнуты части церкви в Польше, Финляндии, Эстонии. Сейчас, кроме признания раскола на Украине , происходит посягательство на Латвийскую Православную Церковь. Но теперь настало другое время, вековому беззаконию на протяжении ослабления РПЦ обозначен предел. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом… время разрушать, и время строить…время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий… время раздирать, и время сшивать… время войне, и время миру» (Екк.3:1-8) Давайте посмотрим на статистику, я приведу примеры разных лет, чтобы был виден рост в сравнении с разными историческими периодами.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/vs...

Скачать epub pdf Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения Премудрый Соломон, разбирая времена для житейских дел, и всему, что ни бывает, определяя собственное свое время, сказал: «всем время и время всякой вещи: ...время раждати и время умирати» ( Еккл. 3, 1–2 ). А я, возглашая вам спасительную проповедь , изменил бы несколько изречение премудрого и сказал: время умирать, и время рождаться. Что же основанием сего изменения? То, что Соломон, рассуждая о подлежащем рождению и тлению, и следуя порядку телесной природы, рождение предпоставил смерти. Ибо невозможно испытать смерти тому, кто не родился прежде. А я, намереваясь вести слово о духовном возрождении, полагаю смерть прежде жизни. Ибо, только умерши плотию, рождаемся мы духом, как и Господь говорит: «Аз убию и жити сотворю» ( Втор. 32, 39 ). Итак, умрем, чтобы нам жить; умертвим мудрование плотское, которое не может покорятися закону Божию, чтобы родилось в нас крепкое мудрование духовное, следствием которого бывают, обыкновенно, «живот и мир» ( Рим. 8, 6–7 ). Спогребемся умершему за нас Христу, чтобы и восстать с Виновником нашего воскресения. Поэтому для каждого дела есть свое пригодное время; свое время – сну, свое – бодрствованию, свое – войне и свое – миру, но время крещению – вся жизнь человеческая. Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца, ибо неведение Бога – смерть для души. Но не крестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога. Поэтому ко спасению посредством крещения благопотребно всякое время, будет ли это ночь, или день, или час, или мгновение, или и еще кратчайшая часть времени. Но гораздо благопотребнее к сему должно быть время более тому свойственное. А какое время так удобно для крещения как день Пасхи? Ибо этот день есть память воскресения; а крещение есть сильное средство (dunamiV) к воскресению. Посему в воскресный день приимем благодать воскресения. Для того и Церковь «высоким проповеданием» ( Притч. 9:3 ) задолго прежде сзывает своих питомцев, чтобы тех, которыми давно уже болезновала, породить в это время, и воскормив, как молоком, словами оглашения, дать для вкушения твердую пищу догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Слово на литургии в день праздника Сретения Господня 15/2 февраля 1973 г. «И Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2:35 ). Для всякой вещи есть свое время и устав... – говорит Премудрый писатель священной книги Екклесиаст. – Время рождаться, и время умирать... время любить, и время ненавидеть... Время плакать, и время веселиться; время сетовать, и время плясать« ( Еккл. 8:6, 3:2, 8:4 ). Эти полные глубокого смысла слова древнего богопросвещенного мужа находят яркое выражение и в богослужебном уставе Святой нашей Православной Церкви – в том уставе, которым регулируется ее молитвенная, литургическая жизнь, где все, согласно слову Апостола, должно быть «благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ). В самом деле, в дни великих праздников Господских, особенно же в светлые дни Рождества Христова и Святой Пасхи, мы веселимся и радуемся, как бы отлагая на время – впрочем, не по забывчивости или нерадению, а вполне сознательно и с благословения Церкви – всякое сетование о наших грехах, всякую печаль о нашем недостоинстве и нравственном несовершенстве. Можно ли печалиться и скорбеть о грехах тогда, когда звучит в храмах Божиих жизнеутверждающий голос златословесного учителя: «Внидите вси в радость Господа своего... Трапеза исполнена, насладитеся вси... Вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества... никтоже да плачет прегрешений!» И, напротив, в дни поста, и, особенно, в дни Святой Четыредесятницы или в дни Страстной седмицы, можно ли веселиться и ликовать, когда Св. Церковь напоминает нам о смертном часе, о трепете «страшнаго дне суднаго», или о том, как «Царь царствующих и Господь господствующих приходит – грехов ради наших – заклатися и датися в снедь верным!» Каково же, однако, то «время», тот «кайрос», как любят говорить богословы, с которым мы имеем дело при наступлении праздника Сретения Господня? Время ли это радости и веселия? Или время, когда мы призваны, не оставляя вовсе этой радости о Господе, войти все же в область и других спасительных переживаний, требующих от нас серьезного углубления в себя, духовной сосредоточенности?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Протоиерей Георгий Коваленко: Не время болтать — время молиться и работать! 26 февраля, 2014. Протоиерей Георгий Коваленко У нас впереди Прощеное воскресенье. Это примирение, которого так желают люди. Но прощение и примирение не предполагают избавления от ответственности и от наказания за преступления. Что нужно сделать для национального примирения в Украине? На этот вопрос в программе «Свобода Слова» на телеканале ICTV ответил глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Владимира протоиерей Георгий Коваленко. Я не знаю, заметили ли зрители, но я ушел, меня просто остановили и вернули. Я прочувствовал на себе в этой студии и понял. Сегодня у нас очень важное событие в Церкви произошло. Фактически избран местоблюститель Киевской митрополитчей кафедры — митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. При этом митрополит Владимир остается предстоятелем Украинской Православной Церкви. Если Господь дарует ему здравие, то он вернется к исполнению своих обязанностей, если Господь примет его душу, будут назначены выборы митрополита Киевского. Мы молимся во всех храмах Украинской Православной Церкви за Блаженнейшего митрополита Владимира и поминаем нового местоблюстителя. Я сегодня по долгу своей службы подошел к нему сразу после Синода, на котором было принято обращение к власти, принято обращение к людям, создана комиссия по диалогу с «Киевским патриархатом» в ответ на их просьбы, и спросил: «Владыка, будет брифинг?». Он на меня смотрит: «Что?». Я говорю: «Брифинг, журналисты…». «А что, их кто-то уже собрал? Не время разговаривать. Время молиться». И вот я это прочувствовал. И хочу вам сказать: «Не время болтать — время работать». Более того — не время радоваться и не время праздновать. Потому что у нас сейчас Масленица, на которой 9 дней будет по погибшим людям. В этой стране должны быть отмененены все развлекательные мероприятия. Потому что это плоть от плоти, кровь от крови нашего народа, и мы должны скорбеть всем народом. Церковь предлагает продолжить траур до Пасхи, потому что перед Пасхой будет 40 дней. Не время «8 марта» советское праздновать или еще что. Время трезво думать что делать и как выходить из кризиса. А вот как выходить? Давайте тоже посмотрим на Церковь. У нас была неделя о Страшном Суде. Мы ее уже прошли. У нас впереди Прощеное воскресенье. Это примирение, которого так желают люди. Но прощение и примирение не предполагают избавления от ответственности и от наказания за преступления.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-kov...

Всякое время удобно для того, чтобы положить начало спасительному житию. Выражая это, великий Павел говорил: се время благоприятно, се день спасения: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света: яко во дни благообразно да ходим ( Рим. 13:11–13 ), обозначая, как благоприятный для спасения, не какой-либо известный час или день, но все время после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С восходом на земле чувственного солнца, наступает время телесного делания для людей, о чем говорит и Давид: возсия солнце.., и изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера ( Пс. 103:22–23 ); подобно этому, и после того, как явилось во плоти Солнце правды, все время по Его появлении удобно для духовных. Имя это в виду, тот же Пророк в другом месте, сказавши о явлении Владыки в словах: камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла ( Пс. 117:22–23 ), – прибавляет: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс. 117:24 ). Но относительно чувственного солнца, поелику оно прерывается ночью, говорится: изыдет человек на дело свое до вечера; между тем как, наоборот, Солнце правды, поелику у Него нет вечера, и, по выражению Апостольскому, несть пременение, или преложение стень ( Иак. 1:17 ), дарует нам непрерывно благоприятное для духовного делания время. Если же, однако, бывает время сеяния и время жатвы, время насаждения деревьев и время собирания плодов, всему свое время; и если ты ищешь начало особенно приличествующего для дел благотворения: то это есть время осеннее и, именно, тот месяц осени, который есть первый, по нашему, месяц и начало года, в каковой месяц получило начало и наше спасение, что ныне мы и празднуем. Ибо ныне у нас – первый праздник и торжество нашего воссоздания, – торжество, в котором место временного законоположения заступает постоянное, букву заменяет собою дух, вместо тени – истина. Ныне является новый мир и чудесный рай, в котором и из которого явился новый Адам, воссозидая древнего Адама и возобновляя весь мир: он не обольщается, но обольщает обольстителя и дарует свободу тем, которые были порабощены греху посредством коварного обмана.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Непрестанная молитва: недопустимые и правильные практики Нам сказано «Непрестанно молитесь»; но как это исполнить на практике? 15 июля, 2015 Нам сказано «Непрестанно молитесь»; но как это исполнить на практике? О том, как непросто дается Церкви исполнение заповеди апостола Павла о непрестанной молитве – свидетельствует вся история православного монашества. Об эволюции понимания этой заповеди, а также о способах её реализации в православной аскетической практике – рассказал в своем исследовании митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Статья была прочитана на конференции Англиканской церкви в Оксфорде 5 июля 1967 года. «Непрестанно молитесь» (1Фес 5:17): этот краткий и выразительный призыв апостола Павла фессалоникийцам оказал мощное влияние на все православное монашество С IV века в православной традиции Востока прочно укрепилась мысль о том, что молитва должна совершаться не только в определенное время, а неотступно сопровождать монаха всю жизнь. Эта мысль кратко выражена в «Изречениях отцов-пустынников»: «Монах, который молится, только когда встает на молитву, не молится вовсе» С той же мыслью палестинский монах Антиох, живший в VII веке в монастыре св. Саввы Освященного, обращается к следующим строкам из книги Екклесиаста (3:1-7): «Всему свое время, и время всякой вещи под небом? время рождаться и время умирать; …время плакать и время смеяться; …время молчать и время говорить». И Антиох делает вывод: «Всему свое время, кроме молитвы? для молитвы всегда свое время» «Непрестанно молитесь»; но как это исполнить на практике? Свой ответ предложили мессалиане – аскетическое монашеское общество, широко распространенное в Сирии и Малой Азии в конце IV и на протяжении V века. Название «мессалиане» (по-гречески «евхиты») означает «молитвенники». Мессалиане истолковали апостола Павла буквально. Для них, по всей видимости, молитвой считалась, главным образом, устная молитва. Под молитвой они понимали осознанную и намеренную деятельность, которая исключает все другие занятия: «молиться» значит «произносить молитву». По правилам мессалианства, человек, который непрестанно молится, не может заниматься никаким трудом – ни физическим, ни умственным. Он не работает в саду, не говорит, не стирает, не подметает свою комнату, не отвечает на письма. Он просто молится и больше ничего не делает.

http://pravmir.ru/neprestanno-molites-ob...

Скачать epub pdf О том, как непросто дается Церкви исполнение заповеди апостола Павла о непрестанной молитве – свидетельствует вся история православного монашества. Об эволюции понимания этой заповеди, а также о способах её реализации в православной аскетической практике – рассказал в своем исследовании митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) . Статья была прочитана на конференции Англиканской церкви в Оксфорде 5 июля 1967 года. «Непрестанно молитесь» ( 1Фес 5:17 ): этот краткий и выразительный призыв апостола Павла фессалоникийцам оказал мощное влияние на все православное монашество 1 . С IV века в православной традиции Востока прочно укрепилась мысль о том, что молитва должна совершаться не только в определенное время, а неотступно сопровождать монаха всю жизнь. Эта мысль кратко выражена в «Изречениях отцов-пустынников»: «Монах, который молится, только когда встает на молитву, не молится вовсе» 2 . С той же мыслью палестинский монах Антиох, живший в VII веке в монастыре св. Саввы Освященного, обращается к следующим строкам из книги Екклесиаста ( Еккл.3:1–7 ): «Всему свое время, и время всякой вещи под небом? время рождаться и время умирать; …время плакать и время смеяться; …время молчать и время говорить». И Антиох делает вывод: «Всему свое время, кроме молитвы? для молитвы всегда свое время» 3 . «Непрестанно молитесь»; но как это исполнить на практике? Свой ответ предложили мессалиане – аскетическое монашеское общество, широко распространенное в Сирии и Малой Азии в конце IV и на протяжении V века. Название «мессалиане» (по-гречески «евхиты») означает «молитвенники». Мессалиане истолковали апостола Павла буквально. Для них, по всей видимости, молитвой считалась, главным образом, устная молитва . Под молитвой они понимали осознанную и намеренную деятельность, которая исключает все другие занятия: «молиться» значит «произносить молитву». По правилам мессалианства, человек, который непрестанно молится, не может заниматься никаким трудом – ни физическим, ни умственным. Он не работает в саду, не говорит, не стирает, не подметает свою комнату, не отвечает на письма. Он просто молится и больше ничего не делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ne...

Воспоминания о встречах с Патриархами Сергием и Алексием Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 1 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 С 1938 года я учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу скрипки. В то же самое время я приходил молиться по воскресным дням и в большие церковные праздники в храм святого Илии Пророка, что в Обыденском переулке, где время от времени исповедовался у отца Александра Толгского — настоятеля этого храма. Положение духовенства в то время было крайне тяжелым. Действующих храмов было очень мало. Большинство храмов было осквернено и разрушено, а духовенство репрессировано. Епархиальные архиереи собирались в Москве для решения своей участи и служили в разных храмах Москвы. Когда началась Великая Отечественная война, отношение властей к Церкви изменилось к лучшему, и из тюрем и ссылок стало возвращаться духовенство. В то время в храме святого Илии Обыденского служил Калужский епископ Питирим (Свиридов), в будущем — митрополит Крутицкий и Коломенский. Однажды я стоял в храме и молился незадолго до начала Литургии. Готовилась встреча епископа. Старший иподьякон заметил меня в толпе молящихся и пригласил впервые в моей жизни быть жезлоносцем, то есть держать архиерейский жезл во время службы. Мне было тогда 13 лет. Через некоторое время друг моего отца, Анатолия Васильевича Ведерникова 1 , бывшего тогда преподавателем русского языка в разных учреждениях Москвы, Алексей Иванович Георгиевский — будущий профессор Литургики в Московской Духовной академии, живший на Преображенской площади и посещавший находившийся там храм, рассказал моему отцу, что в этом храме служит Рязанский епископ Алексий (Сергеев), и есть нужда в помощи во время богослужения. И я некоторое время ему прислуживал: меня облачали в стихарь, и я держал архиерейский чиновник во время Литургии и всегда с радостью и благоговением исполнял все, что мне поручал старший иподьякон. Все это было во время войны в течение 1941 года. В Москве тогда были бомбежки, голод и холод. Мы с отцом, когда объявлялась воздушная тревога, бежали в метро и ночевали на рельсах. В квартире не было отопления, и нам приходилось ночевать у друзей, где было хоть немного теплее. А ввиду голода некоторую помощь в питании нам оказывал епископ Алексий (Серге­ев) и моя крестная — Ольга Алексеевна со своей сестрой.

http://pravmir.ru/vospominaniya-o-vstrec...

Митрополит Питирим (Нечаев): Слово на начало Рождественского поста Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 28 ноября, 2009 Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Митрополит Питирим Нечаев — Рождественская проповедь Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С нынешнего дня, братья и сестры – с завтрашнего утра, точнее, – вступаем мы в святой Рождественский пост , который будет продолжаться так же, как и пост предпасхальный, сорок дней. Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И когда слышим мы всякий раз ежегодно это бодрое, радостное пение: «Христос раждается, славите!» – вновь воскресает в нашей памяти все доброе, лучшее, что было в нашей душе, и вновь мы переживаем как бы возрождение, светлые чувства, которые свойственны человеческому духу. Но вот чтобы не угасал в нас этот огонек, и дается нам святое постное время. И вот давайте, братья и сестры, отрешимся на время от нашей повседневности, от наших забот, и подумаем о том, что именно в эти самые дни в то далекое время в древней Палестине, в холодное и там время года объявляется приказ кесаря: произвести перепись населения. И каждый должен покинуть свое жилище и идти туда, где некогда он родился – и старый, и молодой, и знатный, и незнатный.

http://pravmir.ru/slovo-na-nachalo-rozhd...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010