Согласно завещания митрополита Петра, заместителем своим он назначил: 1) митроп. Сергия Нижегородского (по фамилии Страгородский), а если он не сможет, то митроп. Михаила (экзарха Украины) или архиепископа Ростовского (позднее митрополита Петроградского) Иосифа . Митрополит Сергий не смог сразу выехать из Нижнего Новгорода в Москву. Этим воспользовался архиепископ Екатеринбургский Григорий для захвата власти. 1-го февраля 1926 г. он посетил митр. Петра в тюрьме и просил поручить управление Церковью Коллегии, под председательством самого архиепископа Григория, т. к. якобы, все заместители, назначенные митр. Петром, лишены возможности управлять Церковью. Обманув м. Петра, он получил от него полномочия и основал свой церковный совет. Вышедший из тюрьмы митр. Агафангел (назначенный патр. Тихоном 2-м кандидатом на пост местоблюстителя) – тоже предъявил свои права на местоблюстительство. Митрополит Сергий, после своего особого обращения к епископату от 11/24 мая 1926 г., получил его поддержку и утверждение. После этого митроп. Агафангел сам подчинился митроп. Сергию и отказался от своих прав. Архиеп. Григорию тоже пришлось прекратить свою авантюру пред лицом канонически правильно утвержденного заместителя местоблюстителя патриаршего престола. 27-го ноября 1926 г. митроп. Сергий был арестован и временным заместителем местоблюстителя патриаршего престола стал архиепископ Серафим Угличский (Самойлович). Архиепископ Серафим категорически отказался написать требуемую Сов. правительством Декларацию и принять условия легализации церковного управления. Свой отказ архиеп. Серафим мотивировал тем, что он «не считает себя полномочным решать основные вопросы принципиального характера без находящихся в заключении иерархов». В предвидении тяжелого будущего положения Русской православной Церкви, св. Патриарх Тихон, еще 7/20 ноября 1920 г. издал «Постановление св. патриарха Тихона, священного Синода и Высшего Церковного Совета Правосл. Российской Церкви» за 362. В этом «постановлении» говорилось следующее: «В случае, если священный Синод и Высший Церковный Совет по каким-либо причинам прекратят свою церковно-административную деятельность, епархиальный архиерей за разрешением дел обращается непосредственно к святейшему патриарху или к тому лицу или учреждению, какое будет св. Патриархом указано»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Другие беженцы, в особенности из тех, кто добрался до Соединенных Штатов - страны эмигрантов, постепенно укоренились там, осознали себя в конце концов американцами русского происхождения, увидев свой особый долг в свидетельстве об истине Православия разноплеменному инославному и иноверному миру. Это был путь, который выбрал митрополит Северо-Американский Платон (Рождественский), стремившийся к расширению автономии своей епархии, преобразованной потом в митрополичий округ, не раз менявший свою юрисдикционную зависимость, и его преемники. Завершением этого извилистого пути был акт Московской Патриархии 1970 г. о даровании своей дочери - Американской Православной Церкви - автокефального статуса. Большая часть русских православных приходов во Франции и некоторые приходы в других странах Западной Европы, возглавляемые митрополитом Евлогием, в 1930 г., после очередного кризиса в отношениях с Московской Патриархией выбрали для себя оригинальный выход из сложившейся ситуации и временно, подчеркиваю, временно, перешли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве особого русского экзархата в Западной Европе. Сам митрополит Евлогий, придававший серьезное значение временности этого перехода, уже в 1945 г. вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии, однако после последовавшей вскоре его кончины большая часть клириков и паствы почившего митрополита предпочла вернуться под окормление Константинополя. Иным путем пошли те иерархи, клирики и миряне, которые ныне воссоединились с нами в лоне единой Русской Православной Церкви. Это был путь большинства духовенства, оказавшегося в эмиграции, за ними последовали и миряне, в особенности солдаты и офицеры белых армий, воевавшие " за единую и неделимую россию " , изгнанные из отечества и получившие приют в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где их по-братски приняли единоверные сербы. В 1921 г. в Сремских Карловцах был созван Всезаграничный собор, на котором был образован Зарубежный Синод и Высший церковный совет. В юрисдикцию Зарубежного Синода, помимо русской диаспоры на Балканах, вошла также диаспора в Китае и часть эмигрантов, осевших в странах Западной Европы, в особенности в Германии. Это был путь самоопределения себя как неразрывной части единой Русской Церкви, но без канонической связи с ее возглавлением, которая прервана была не сразу, а со временем. При этом вина за разделение в возникшей тогда полемики, которая по преимуществу велась в самой церковной эмиграции, представителями разных ее юрисдикций прежде всего возлагалась на политические обстоятельства и на тех, кто эти обстоятельства создавал, но также и на одну из сторон в этом разделении: апологетами Московской Патриархии - на Зарубежный Синод, а представителями Зарубежной Церкви - на Патриархию. Некоторые из авторов склонялись к признанию обоюдной вины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/324/...

Другим подобным документом, имеющим адресатов по обе линии фронта гражданской войны, стало постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 года, обосновывающее временную автокефалию епархий в период чрезвычайных обстоятельств. Опять возникает вопрос о времени появления постановления. Когда в ночь с 7 на 8 ноября 1920 года группа Шестой красной армии вместе с Революционной повстанческой армией Украины прорвала оборону Крымского полуострова, стало ясно, что гражданская война на территории европейской России закончилась победой вооруженных сил Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Поэтому появление постановления от 7/20 ноября можно считать, во-первых, фиксацией удачного опыта церковной самоорганизации на территориях, контролируемых белыми армиями , а во-вторых, представлением права на подобную самоорганизацию тем русским церковным беженцам, которые 13-16 ноября эвакуировались из Крыма. Косвенное подтверждение этому содержится в следующем факте. В обвинительном заключении по делу патриарха Тихона (не позднее 17 апреля 1923 г. ) есть ссылка на показания патриарха от 30 января 1923 г. о том, что он «дал свое благословение Высшему Церковному Управлению, организованному Антонием [Храповицким] в Константинополе» . Указ Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета на имя председателя Высшего Церковного Управления Заграницей митрополита Антония Этот документ нуждается в подробном рассмотрении, будучи единственный конкретным дисциплинарным актом, предпринятым святейшим патриархом против Русской Зарубежной Церкви. Здесь я привожу текст указа, а затем подробно рассмотрю содержание. «По благословению Святейшего Патриарха Священный Синод и Высший Церковный Совет в соединенном присутствии слушали: предложение Святейшего Патриарха, от 28 марта – 10 апреля с.г. следующего содержания: “Прилагаю при сем “Нового Времени” от 3 и 4 декабря 1921 года и 1 марта 1922 г. В них напечатаны послание Карловацкого Собора и обращение к мировой Конференции. Акты эти носят характер политический, и, как таковые, они противоречат моему посланию от 25 сентября 1919 года. Посему:

http://bogoslov.ru/article/5997903

Докладчик предупредил, что, говоря о Русской Зарубежной Церкви, имеет в виду три структуры, появившиеся в разное время: Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ), Православную Церковь в Америке (ПЦА) и Русскую архиепископию в Париже. У каждой из них были свои особенности, но все они «имели очень сильную приходскую базу, фундамент, который на 80% сохранил  то, что было принято Всероссийским церковным собором». Исследователь пояснил, что в соответствии с решениями этого собора принципы представительства, сменяемости и широкого участия мирян проецировались на все уровни церковного управления: епархиальное  собрание (тоже с участием мирян) избирало епархиальный совет; приходское собрание как высший руководящий орган прихода избирал приходской совет и т.д. В то же время он показал, как «иерархический принцип стал вытеснять соборный». РПЦЗ возглавил митрополит Антоний (Храповицкий). По словам докладчика, он был убежден, что «монархические взгляды являются неотъемлемой частью православного мировоззрения». Это, а также «преобладание профессиональных монархистов на соборе» сыграло свою роль не только в принятии документов о восстановлении монархии, но и в том, как трансформировалась система управления в РПЦЗ. В силу ряда обстоятельств Патриарх Тихон принял решение о закрытии Высшего Церковного Управления Заграницей (орган с участием мирян), и в августе 1922 г. собор архиереев Заграничной Церкви организовал временный Архиерейский Синод Русской Заграничной Церкви. Это решение о «временном» действует до сего времени как  каноническое основание для существования церковного центра заграницей. В результате реформы 1922 г. в РПЦЗ появилась «очень сильная иерархическая составляющая» (все решения в руках архиереев), и именно в этой структуре, в отличие от ПЦА и Парижа, это было наиболее очевидно, отметил о. Андрей. По его словам, весь ХХ век вопросы церковной жизни «вращались вокруг двух главных тем – какой путь выбрать: централизации или децентрализации». За границей наблюдался «гибридный вариант», но архиереи РПЦЗ стремились включить «Париж и Америку» в единую централизованную структуру. А в СССР митрополит Сергий (Страгородский) «действовал так же, как будто он имел такой же статус, как Патриарх Тихон», стараясь, «чтобы митрополиты Кирилл (Смирнов) и Иосиф (Петровых) вошли в новую структуру, созданную митрополитом Сергием после его освобождения (из Бутырской тюрьмы весной 1921 г. – прим. ред.)».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Согласно «Наказу», выработанному на совещании 22 дек. 1925 г., ВВЦС «является временным органом церковного управления Российской Православной Церкви и находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем», «ведает всеми церковными делами православных приходов по всей территории СССР с согласия Правительства оного», «ведает делами вероучения, богослужения, церковного просвещения, управления и дисциплины, согласно Слову Божию и церковным канонам», «ближайшей своей задачей имеет подготовку канонически-православного Собора... в ближайшие месяцы (не позднее лета 1926 г.) в составе епископов, клириков и мирян», «имеет попечение о своевременном замещении архиерейских... кафедр и о пребывании архиереев в пределах их епархий», «обращается ко всей Российской Православной Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями и заботится об установлении общения с Православными Восточными Патриархами», возбуждает ходатайства по делам Церкви перед гос. властью. «отчетом о своей деятельности обязан Собору», «занимается текущими делами впредь до избрания Собором нового церковного управления», «может кооптировать в нужных случаях в свой состав представителей духовенства и мирян». Совещание обратилось с посланием ко всем чадам Российской Православной Церкви, в к-ром говорилось об «ошибках» Святейшего Патриарха Тихона (избрание себе преемников) и митр. Петра (единоличное управление Церковью) и о том, что эти «ошибки» «исправляет» ВВЦС. В послании было заявлено о полной лояльности ВВЦС к Правительству СССР и о резко отрицательном отношении к обновленчеству. 2 янв. 1926 г. ВВЦС получил разрешение на деятельность от ОГПУ. 7 янв. появилась информация о ВВЦС в «Известиях». 14 янв. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий направил архиеп. Григорию письмо с требованием разъяснить создавшееся положение. В ответном письме архиеп. Григорий пригласил митр. Сергия принять участие в работе ВВЦС, но митр. Сергий отказался признать ВВЦС «канонически законным органом управления Церкви» и запретил в священнослужении архиеп. Григория и его сторонников.

http://pravenc.ru/text/155434.html

выполнял митр. Сергий (Страгородский) на основании распоряжения митр. Петра: он был назван первым из трех кандидатов, которым временно поручалось исполнение обязанностей М. «в случае невозможности по каким-либо обстоятельствам» исправлять их митр. Петром. Митр. Сергий усвоил себе именование «Заместителя Патриаршего местоблюстителя». Вместе с тем Поместный Собор 1917-1918 гг. не предусматривал должность «Заместитель Патриаршего местоблюстителя», как и должность «Патриарший местоблюститель», в отличие от местоблюстителя Патриаршего престола, избираемого, согласно соборному Определению, членами Свящ. Синода на срок не более 3 месяцев (до созыва Собора для избрания патриарха). Однако назначение Патриаршего местоблюстителя (фактически - и. о. патриарха) происходило в чрезвычайных обстоятельствах, при отсутствии органов церковного управления (Свящ. Синод, Высший Церковный Совет) и при невозможности созыва церковного Собора. Когда осенью 1936 г. в Патриархию поступило ложное сообщение о смерти митр. Петра, Патриархией 27 дек. того же года был издан «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви к Заместителю патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому)». С того времени и до 8 сент. 1943 г., когда состоялся Собор епископов, избравший митр. Сергия патриархом Московским и всея Руси, митр. Сергий носил титул местоблюстителя Патриаршего престола. В день кончины патриарха Сергия 15 мая 1944 г. было вскрыто его завещательное распоряжение, составленное 12 окт. 1941 г., в котором первым кандидатом на должность М. указывался митр. Алексий (Симанский). В тот же день на основании сложившейся по смерти патриарха Тихона практики Свящ. Синод принял к исполнению волю покойного. Митр. Алексий был избран открытым голосованием патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе 2 февр. 1945 г. По смерти патриарха Алексия I (17 апр. 1970), 18 апр. 1970 г. на экстренном заседании Свящ.

http://pravenc.ru/text/2563054.html

Осенью 1925 г. в ГПУ был разработан план устранения сщмч. Петра от должности Местоблюстителя и организации нового церковного разделения. Решено было воспользоваться честолюбием неск. архиереев во главе с Б. и Екатеринбургским архиеп. Григорием (Яцковским) . Представители ГПУ предложили Б. образовать инициативную группу и подать от ее имени ходатайство во ВЦИК о легализации Высшего церковного управления (ВЦУ) и одновременно опубликовать обращение к пастве, в к-ром будет особо подчеркнуто сочувственное отношение Церкви к политике советского правительства. После этого, уверяли Б., ВЦУ, епархиальные управления и правосл. приходы будут легализованы. Б. согласился с предложением, но заявил, что один он ничего сделать не сможет, и обратился через сотрудника ГПУ к Патриаршему Местоблюстителю, рекомендуя митр. Петру принять предложение. Несмотря на то что сщмч. Петр отверг его предложение, Б. не прерывал переговоры с ГПУ. Одновременно он требовал от митр. Петра созвать архиерейский Собор, на к-ром планировал отстранить его от Местоблюстительства. Митр. Петр отвечал, что власти не допустят свободного собрания правосл. архиереев, не говоря уже о Поместном Соборе. 9 дек. 1925 г. Патриарший Местоблюститель был арестован. 22 дек. в Донском мон-ре, где тогда находилась резиденция Патриархии и где пребывал викарный еп. Московской епархии Б., под председательством Григория (Яцковского) состоялось совещание 10 архиереев. Они постановили образовать Временный высший церковный совет (ВВЦС) в составе 6 архиереев под председательством архиеп. Григория, в ВВЦС вошел и Б. На следующий день сторонники Григория (Яцковского) обратились в НКВД с прошением о легализации своего учреждения и через 10 дней получили справку, выданную «гр. Григорию Яцковскому, Рукину Борису, Булычеву К., Бусыгину И., Воскресенскому Д., Пятницкому В., Русинову Т., Русинову М., Зорину В. в том, что к открытию деятельности Временного совета впредь до утверждения такового со стороны НКВД препятствий не встречается». Узнав об образовании ВВЦС, митр. Сергий (Страгородский) запретил архиеп. Григория и сторонников ВВЦС в священнослужении и объявил о предании их церковному суду.

http://pravenc.ru/text/153161.html

Осенью 1925 г. с целью устранения от должности Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) ОГПУ предложило Г., еп. Борису (Рукину) и еп. Иннокентию (Бусыгину) оказать содействие в легализации Высшего церковного управления. В обмен на обращение к пастве о сочувственном отношении Церкви к политике руководства СССР им было обещано легализовать церковное управление на уровне епархий и правосл. общин. На их обращение к митр. Петру принять это предложение, опровергнуть выдвигаемые обновленцами (см. Обновленчество ) обвинения в контрреволюционном заговоре и созвать архиерейский Собор последовал отказ. После ареста митр. Петра и вступления в управление Церковью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) 22 дек. 1925 г. в Донском московском мон-ре состоялось совещание 10 архиереев, постановившее образовать Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) под председательством Г. Узнав о появлении нового органа «управления» из газ. «Известия» (от 7 янв. 1926), митр. Сергий вступил с Г. в переписку с целью прояснить канонические основания для организации ВВЦС и характер взаимоотношений между Советом, правосл. иерархией и исполняющим обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Выяснив, что такие основания отсутствуют и что ВВЦС создан в нарушение ряда церковных правил, после обсуждения сложившейся ситуации с прибывшими в Н. Новгород архиереями митр. Сергий 29 янв. 1926 г. наложил на Г. и всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС, запрещение в священнослужении и отстранил их от управления епархиями вплоть до раскаяния или церковного суда. Для укрепления положения ВВЦС Г. с бывш. Могилёвским архиеп. Константином (Булычёвым) и временно управляющим Переяславской епархией еп. Дамианом (Воскресенским) попытались использовать авторитет находившегося в заключении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра (Полянского). Получив при поддержке ОГПУ 1 февр. 1926 г. возможность встретиться с ним, они описали положение церковных дел в нужном им виде, скрыв наложенное на них запрещение, и просили благословить деятельность ВВЦС. Митр. Петр передал через условную резолюцию обязанности Патриаршего Местоблюстителя коллегии из находившегося под арестом архиеп. сщмч. Николая (Добронравова) , не имевшего разрешения на въезд в Москву архиеп. Димитрия (Беликова) и Г., но не благословил деятельности ВВЦС. Однако Г. представил резолюцию как аннулирование полномочий митр. Сергия и передачу высшей церковной власти ВВЦС.

http://pravenc.ru/text/166691.html

29 янв. был составлен доклад на имя митр. Петра, в к-ром григорьевцы сообщали о создании ВВЦС и просили это начинание «благословить и утвердить». 1 февр. 1926 г. члены ВВЦС при посредничестве ОГПУ встретились в тюрьме с митр. Петром. Архиеп. Григорий уверял митр. Петра, что только ВВЦС сможет нормализовать отношения с гос. властью. О запрещениях, наложенных митр. Сергием на членов ВВЦС, раскольники умолчали, о деятельности митр. Сергия отозвались как о вносящей «путаницу в церковные дела и смущение в души верных», заявили, что возносят имя Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра за богослужением и отмежевываются от обновленчества. Введенный в заблуждение, митр. Петр согласился передать полномочия митр. Сергия коллегии в составе 3 архиереев для временного управления Церковью: Владимирского архиеп. сщмч. Николая (Добронравова) , Томского архиеп. Димитрия (Беликова) и Екатеринбургского архиеп. Григория. При этом от Патриаршего Местоблюстителя было скрыто, что архиепископы Николай и Димитрий не могут прибыть в Москву: первый находился под арестом, второй не имел разрешения на въезд в столицу. Т. о., одобренная Местоблюстителем «коллегия» не могла быть создана, а полученная резолюция использовалась организаторами ВВЦС как «каноническое» обоснование своей деятельности. Архиеп. Григорий известил митр. Сергия телеграммой о том, что его полномочия прекращены. митр. Сергий понял, что Патриарший Местоблюститель был введен в заблуждение, и отказался сложить с себя полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Свое отрицательное отношение к григорианскому расколу также выразили ряд правосл. архиереев, к-рые одобрили действия митр. Сергия. Нек-рые архиереи, присоединившиеся к ВВЦС, принесли покаяние митр. Сергию. Добившись возможности приехать в Москву (под надзором), митр. Сергий 18 марта 1926 г. письмом уведомил митр. Петра о совр. церковной жизни и действиях григорианских раскольников. В тексте резолюции на это письмо, подписанном митр. Петром в апр. 1926 г., Патриарший Местоблюститель упразднил ВВЦС и подтвердил законность всех действий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и его полномочия.

http://pravenc.ru/text/155434.html

3) осуждения заграничных епископов и 4) в дальнейшем определенного контакта в деятельности с правительством в лице Тучкова. За это обещалось официальное оформление управления и неприкосновенность тех епископов, кои будут назначены на епархии по соглашению с властью. Митрополит Пётр решительно отказался от предложенных ему условий и, в частности. от подписания предложенного Тучковым текста декларации. Тогда 27 ноября (10 декабря) 1925 г. у митрополита Петра был произведён ночью обыск, сам же он сперва был арестован на дому, а через два дня переведён во внутреннюю тюрьму на Лубянке при ГПУ. Одновременно с ним была арестована группа проживавших в Москве иерархов, близких митрополиту Петру и, очевидно, по мнению ГПУ, одинакового с ним настроения. Это были: архиепископы Николай [Добронравов] Владимирский, Пахомий [Кедров] Черниговский, Прокопий [Титов] Херсонский, Гурий [Степанов] Иркутский, епископы Парфений [Брянских] Ананьевский, Дамаскин [Цедрик] Глуховский, Тихон [Шарапов] Гомельский, Варсонофий Каргопольский и др. Согласно завещанию, оставленному Петром [Полянским], в случае его ареста в управление Церковью должен вступить в качестве Заместителя Местоблюстителя сперва митрополит Сергий [Страгородский] Нижегородский, затем митрополит Михаил [Ермаков], экзарх Украины и, наконец, архиепископ Иосиф [Петровых] Ростовский. К моменту ареста митрополита Петра [Полянского] ГПУ уже подготовило самочинную группу епископов, во главе с архиепископом Григорием [Яцковским] Екатеринбургским и епископом Борисом [Рукиным] Можайским, каковая – по примеру Живой Церкви при аресте Патриарха – немедленно же, как только был арестован митрополит Пётр, созвала совещание своих заранее сговорившихся участников – 9-ти епископов, живших в Москве. Совещание это объявило, что деятельность митрополита Петра была контрреволюционной и неканоничной и что, ввиду его ареста и отсутствия, таким образом, управления Церковью, – они, т. е. собравшиеся 9 епископов, организуют из себя Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) и берут в свои руки управление Церковью. Советская власть, подготовившая через ГПУ выступление этих епископов ещё, очевидно, когда митрополит Пётр был на свободе, ныне широко пошла им навстречу: организованный ими ВВЦС получил немедленное официальное признание, разрешение на печать, канцелярию и, наконец, возможность печатать в типографии свои послания и широко распространять их. Вместе с тем истинный Заместитель митрополита Петра – митрополит Сергий лишён был права выезда из Нижнего Новгорода в Москву и, таким образом, не мог вступить в управление Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010