К стр. 67 – ...Англию, сыны которой бок о бок сражаются с нашими войсками... – в своей внешнеполитической деятельности лидеры Белого движения, А. И. Деникин и А. В. Колчак, делали ставку на союзнические взаимоотношения со странами Антанты – Англией, Францией, позднее – с США и Японией. Несмотря на очевидную двойственность британской политики и расхождения во взглядах между У. Черчиллем и Д. Ллойд Джорджем, белые стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой в годы Первой мировой войны и ожидали поддержки со стороны западных стран против большевиков в деле восстановления в России законного порядка и ее территориальной целостности. 3 декабря 1917 г. конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран приняла решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области. К стр. 70 – . ..Высшего церковного управления в Сибири... – ВВЦУ Сибири было сформировано на сибирском Соборном церковном совещании, прошедшем 14 ноября – 3 декабря 1918 г. в Томске, в котором участвовали представители епархий, находящихся под властью правительства адмирала А. В. Колчака. Причиной создания самостоятельного органа церковного управления стало отсутствие связи с Патриархом Московским Тихоном. Полномочия ВВЦУ Сибири имело лишь до восстановления прерванной Гражданской войной связи с Патриархом. В управление вошли архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора П. А. Прокошев и Л. И. Писарев , главой управления был избран архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) . В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом Православной Церкви. По настоянию адмирала Колчака его местонахождение было определено в Омске. (Скворцов Г. В. Высшее временное церковное управление Сибири//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 84–85.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1918-1919 гг. ВВЦУ Сибири совместно с правительством провело в Сибири обновление органов местной власти на основе церковного прихода, руководимого советом из духовенства и мирян во главе с избранным председателем. В мае 1919 г. по примеру сибир. ВВЦУ в Ставрополе на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе было сформировано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России . В кон. 1919 г., со вступлением в Омск частей Красной Армии, ВВЦУ переместилось в Иркутск и действовало здесь до 20 янв. 1920 г. После разгрома войск Колчака нек-рым членам ВВЦУ Сибири удалось эмигрировать в Шанхай и Харбин (впосл. они вошли в Русскую Православную Церковь за рубежом ). Архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) были арестованы в февр. 1920 г. в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев» и приговорены к расстрелу. 26 февр. архиеп. Сильвестр был убит, а архиеп. Вениамин и еп. Андрей выступили с заявлением о лояльности к советской власти. Еп. Андрей был освобожден из-под стражи и направлен в Уфу, архиеп. Вениамин вернулся в Симбирск. К этому времени была восстановлена связь сибир. епархий с Патриархом свт. Тихоном, что по Уставу ВВЦУ Сибири означало прекращение его деятельности. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-140. Оп. 1. Д. 1-20. Ист.: Сибирская жизнь. 1918. Нояб.-дек.; ЖМП, 1931-1935. С. 21. Лит.: Эйнгорн И. Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982; Иванов В. Н. Огни в тумане. М., 1991; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 2; Томская старина. 1995. 9; Исаков С. А. , Дмитриенко Н. М. Томские архиереи: Биогр. словарь, 1834-2002. Томск, 1996; Профессора Томского ун-та: Биогр. словарь. Вып. 1. 1888-1917. Томск, 1996; Цыпин В. , прот. Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996. С. 115-157; Кашеваров А. Н. Церковь и власть: РПЦ в первые годы Советской власти. СПб., 1999. С. 105-134; он же. Временные церк. управления на территориях, занятых белыми//Русская Церковь, ХХ в.: Мат-лы конф. «История РПЦ в ХХ в. (1917-1933) в г. Сентендре (Венгрия) 13-16 нояб. 2001 г. Мюнхен, 2002. Кн. 1. С. 70-92.

http://pravenc.ru/text/161101.html

Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в Кузнецке. 1775–1780 гг., разобрана в 1929 г. Фотография. Нач. ХХ в. В годы гражданской войны и установления советской власти положение Русской Православной Церкви в Сибири коренным образом изменилось. Вслед. того что в условиях гражданской войны связь сибир. и уральских епархий с высшим церковным управлением в Москве была прервана, на сибир. соборном церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. в Томске было сформировано Высшее временное церковное управление Сибири (ВВЦУ Сибири), к к-рому перешла власть над церковными структурами на территории, находившейся в ведении правительства адмирала А. В. Колчака (в т. ч. в Кузбассе). ВВЦУ Сибири было ликвидировано в нач. 1920 г., когда после разгрома войск Колчака была восстановлена связь сибир. епархий с патриархом Московским и всея России. В 1919 г. по Кузбассу прокатилась первая волна террора против духовенства, связанная с деятельностью отрядов под рук. Г. Ф. Лубкова, П. К. Рогова и др. (сожжены храмы в Кузнецке, селах Аило-Кузедеевском, Сары-Чумыш; убиты священнослужители в Кузнецке, селах Аило-Кузедеевском, Атаманове, Белогородском, Берёзовском, Ишимском, Кольчугине, Красный Яр, Морозове, Николаеве, Старопестереве, Междугорном). В нач. апр. 1920 г., т. е. через 3 месяца после восстановления в губернии советской власти, Томский губревком разослал телеграммы в Мариинск, Кузнецк, Каинск, Щегловск, Тайгу и Колывань с требованием срочно предоставить сведения о наличии в этих городах храмов, их вместимости, фактической посещаемости прихожанами и возможном отношении местного населения к «утилизации церквей на общеполезные нужды». В 20-х гг. XX в. на территории К. о. получили распространение обновленческий (см. Обновленчество ) и григорианский расколы. Начиная с 1922 г. в Кузбассе действовали обновленческие «епископы»: Кузнецкие (Николай Наганов, Василий Лысенко, Михаил Николаев), Щегловские (Василий Виноградов, Иоанн Завадовский, Николай Наганов, Владимир Сычёв), Мариинский (Иоанн Ильин).

http://pravenc.ru/text/1684171.html

В 1918 году Святейшим Патриархом Тихоном ко дню Святой Пасхи года был возведен в сан архиепископа. Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Высшее временное церковное управление Сибири, главой которого избрали архиепископа Сильвестра. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах. Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. В мае–июне он совершил поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт военных священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске стали издаваться журналы “За святую Русь” и “Сибирский благовестник”. В августе 1919 года в Омске состоялся съезд казачьих войск России, на котором с приветственным словом выступил Верховный правитель адмирал Колчак, призывая защитить веру православную, а высокопреосвященный Сильвестр благословил воинов хоругвями с изображением креста и надписью: “Сим победиши”. Сщмч. Сильвестр (Ольшевский) В конце 1919 г. при отступлении Белой армии из Омска остался с вверенной ему Богом паствой и был сразу же арестован большевиками. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали " покаяния " .

http://pravicon.com/info-3373

Собор наделил ВВЦУ ЮВР всей полнотой церковной власти (кроме награждения архиереев) впредь до восстановления связи с Патриархом свт. Тихоном, когда ВВЦУ ЮВР должно было немедленно сложить свои полномочия и самораспуститься. Власть ВВЦУ ЮВР распространялась «на все области России по мере освобождения их Вооруженными Силами Юга России». Председатель имел право опротестовать любое решение ВВЦУ ЮВР, если считал его не отвечающим благу Церкви. В таком случае дело должно было быть отложено до рассмотрения его Патриархом или Поместным Собором. Собор указал, что «местопребывание ВВЦУ ЮВР определяется самим ВВЦУ ЮВР по согласованию с Главнокомандующим». Председателем ВВЦУ ЮВР был избран архиеп. Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) стал товарищем председателя, членами - еп. Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), прот. А. Рождественский, протопр. Г. Шавельский, проф. Верховской, гр. Мусин-Пушкин. Утверждая состав ВВЦУ ЮВР из 3 архиереев и 4 представителей от духовенства и мирян (по 2 чел.), Собор ориентировался на Высшее Временное Церковное Управление Сибири , об организации к-рого члены Собора знали из газетных публикаций. Кроме того, были избраны кандидатами: епископы Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский), протоиереи В. Лаванов и Г. Ломако, проф. Н. М. Абрамов и гр. П. Н. Апраксин. Офиц. открытие ВВЦУ ЮВР состоялось 5 июня 1919 г. в войсковом соборе Екатеринодара после торжественного богослужения. Первыми распоряжениями новоучрежденного органа стали акты об открытии и о начале деятельности ВВЦУ ЮВР и об установлении молитвенного поминовения адмирала Александра Колчака на великом входе , на великой и сугубой ектениях и в многолетии (30 мая 1919 Деникин признал адмирала Колчака Верховным Правителем России). С течением времени состав ВВЦУ ЮВР изменялся. В кон. августа из галицийского плена вернулся митр.

http://pravenc.ru/text/Временного ...

Поскольку центр Сибири находился в Новониколаевске, то владыка был препровожден туда в распоряжение СибЧК. В это же время ему было поручено временное управление Петропавловским викариатством Омской епархии. В конце 1921 года на собрании духовенства и прихожан Новониколаевска было принято решение просить священноначалие об учреждении Новониколаевского викариатства: «Обширность епархии, удаленность Новониколаевска от епархиального города Томска, положение Новониколаевска как губернского города и административного центра Сибири, новый уклад жизни, вызывающий для ее устроения необходимость децентрализации епархиальной власти, и другие обстоятельства диктуют настоятельную и неотложную потребность в учреждении в Новониколаевске особого викариатства», – говорилось в постановлении. 20 февраля 1922 года Священным Синодом по благословению Святейшего Патриарха Всероссийского Тихона по ходатайству Новониколаевского окружного церковного управления была учреждена викарная кафедра в Новониколаевске, а епископом Новониколаевским был назначен владыка Софроний с освобождением от управления Петропавловским викариатством. С началом кампании помощи голодающим и изъятия церковных ценностей епископ Софроний первым призвал паству оказывать помощь государству, от его имени выпускались специальные воззвания, в храмах собирались средства. Уклонение в раскол, ссылка на Соловки и гонения Под давлением сибирских обновленцев владыка Софроний летом 1922 года уклонился в обновленческий раскол, признав легитимность церковной власти движения «Живой Церкви» и созданного «Высшего церковного управления». В сентябре обновленцы пригласили его на Томскую кафедру с одновременным председательством в Томском церковном управлении, на что получили согласие. В томской газете так писали об этих событиях: «Крупным приобретением для Томской церковной революции является вступление в ряды ее борцов Новониколаевского (Новосибирского) епископа Софрония (Арефьева), приглашенного и уже прибывшего на Томскую кафедру. Новый Томский епископ Софроний в заседании Томского церковного управления определенно заявил о своей лояльности к советской власти… Высшее церковное управление в Томске еп. Софроний считает каноничным. Он приступил к работе в качестве председателя Томского церковного управления, и его имя стали поминать за церковным богослужением как архипастыря Томской церкви».

http://pravoslavie.ru/123844.html

Засим объявляется перерыв на 15 минут. Заседание возобновляется в 6 часов 20 минут. Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан предложил Собору выслушать проект обращения Собора ко всем православным чадам России. Чтение этого проекта предварил своею речью профессор Верховской, который указал, что в этом послании Собор должен выявить свое лицо, указать, для чего он собрался, что он должен сделать, оттенить, что все постановления Собора будут носить временный характер, так как, слава Богу, Россия уже имеет своего общего Святейшего Отца Патриарха, имеет Высший Церковный Совет, Священный Синод, но Божиим попустительством южные епархии временно отторгнуты от них, и ввиду этого необходимо временное церковное правительство. В Сибири уже есть таковое, но на Юге нет до сих пор. Высшее церковное правительство нужно еще и потому, что когда войдем в Москву, то едва ли Патриарх и высшее церковное управление, которые страшно расстроены большевиками, смогут сразу развернуть свою работу на всю Россию. Настоящий Собор является краевым, но не имеющим сепаратного характера, он является временным, вынужденным, исключительным и будет блюсти каноны и церковные правила. Все это оттенено в предлагаемом проекте воззвания Собора. После сего оглашается проект текста послания Собора, следующего содержания: «Всем верным чадам Православной Российской Церкви о Господе радоватися. Благодать вам и мир да умножится. Героическое победоносное движение к центру Великой России Добровольческой армии и соединенных армий Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, поддерживаемое мощным неудержимым движением войск адмирала Колчака, генерала Юденича и славных западных союзников русского народа, вселяют в души всех верующих русских людей чувства горячего упования с Божиею помощью скорого избавления наших братьев, тяжко страдающих под игом большевизма в центральных губерниях России. Наступает время творческого собирания всех живых духовных сил для мощного воссоздания разрушенной Родины и нравственного исцеления самых основ духовной жизни народа, отравленного ядом себялюбия, классовой вражды и грубого материализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом правосл. Церкви. Сношения управления с органами правительственной власти совершались при посредстве Главного управления по делам вероисповеданий. В случае необходимости представитель высшей церковной власти имел право непосредственно обращаться к Верховному Правителю. По настоянию адмирала Колчака местонахождение ВВЦУ Сибири было определено в Омске. 29 янв. 1919 г. глава ВВЦУ Сибири архиеп. Сильвестр принял присягу от Верховного Правителя и министров его правительства. Адмирал Колчак, разделявший идею устройства в России гос-ва на теократических началах, рассчитывал, что правосл. Церковь, соединенная с авторитарной системой власти, близкой настроениям рус. крестьянства, поможет ему стабилизировать и контролировать политическую ситуацию в Сибири. Он полагал, что идея защиты Православия и исконных духовных национально-патриотических традиций может привлечь на его сторону не только крестьянство, но и всю нацию. На территориях, контролируемых адмиралом Колчаком, Церкви были возвращены земли и собственность, в школах было восстановлено преподавание Закона Божия, возобновлена учебная деятельность в 5 духовных семинариях и в 5 духовных уч-щах Сибири. В февр. 1919 г. ВВЦУ Сибири принимало участие в разработке условий конкурса по созданию нового Всероссийского гимна, к-рый «должен быть составлен с оттенком религиозности», и в рассмотрении проектов орденов-крестов «Освобождение Сибири» и «Освобождение России» 4 степеней. С 1 марта 1919 г. в Омске издавался ж. ВВЦУ Сибири «Сибирский благовестник». В мае-июне 1919 г. под началом ВВЦУ Сибири в Томске, Красноярске и Иркутске прошли епархиальные съезды и было основано Томское епархиальное благовестничество, призванное защитить Сибирь от «разрушительного влияния атеистической идеологии, провозглашенной исходным пунктом в коммунистическом учении Маркса». В апр. 1919 г. в Омске состоялся организованный ВВЦУ Сибири Собор правосл. духовенства Сибири, предавший анафеме руководителей большевистской партии и установивший молитвенное поминовение адмирала Колчака на великом входе , великой и сугубой ектениях и в многолетии как Верховного Правителя России. В благословение адмиралу от Собора была передана икона Христа Спасителя. Собор также направил духовенству Сибири обращение с призывом участвовать в движении за освобождение России от большевистского ига. В обращении, в частности, утверждалось, что священство имеет нравственное право на борьбу с большевизмом и никто не должен рассматривать эту борьбу как неподобающую Церкви, как вмешательство Церкви в политические и общественные дела гос-ва.

http://pravenc.ru/text/161101.html

В Сибирской Белой Армии в 1919 г. находилось свыше 2 тыс. подчиненных ВВЦУ Сибири священнослужителей. В окт. того же года главный священник армии и флота правительства адмирала Колчака прот. А. Касаткин подал Верховному Правителю доклад о необходимости возглавления военного духовенства епископом. В ответ на этот доклад на должность Главы военного духовенства Сибирской Белой Армии и Флота был назначен Чебоксарский еп. Борис (Шипулин). С июля 1919 г. по указанию адмирала Колчака ВВЦУ Сибири участвовало в организации в различных городах Сибири проповеднических отрядов для всех фронтов Белого движения в России по образцу Первого проповеднического отряда, созданного в янв. 1919 г. для Сибирского фронта. В числе омских сотрудников ВВЦУ Сибири в 1918-1919 гг. были еп. Нестор (Анисимов) и рус. религ. философ кн. Е. Н. Трубецкой , опубликовавший для воинов Сибирской Белой Армии и Флота очерк «Великая революция и кризис патриотизма» (Омск, 1919), к-рый вместе с др. духовно-нравственными и патриотическими изданиями распространяли проповедники. В 1919 г. ВВЦУ Сибири участвовало в организации сибир. военных дружин Св. Креста, возглавляемых ген. кн. В. В. Голицыным. Эти отряды были сформированы по предложению проф. философии Пермского ун-та Д. В. Болдырева, эвакуированного в Томск. В 1917 г. он вместе с Н. О. Лосским и А. В. Карташёвым участвовал в создании петроградского Софии Святой братства для объединения культурных сил нации вокруг правосл. Церкви. Его же трудами в Омске в 1919 г. было организовано братство св. Ермогена, митр. Московского, при братстве действовал штаб боевых дружин, состоявший из представителей различных вероисповеданий, объединенных идеей освобождения России. В 1918-1919 гг. в Сибири под рук. ВВЦУ Сибири было сформировано братство св. Александра Невского. В атеистической лит-ре сложилось искаженное представление о т. н. полках Иисуса и Богородицы, организация к-рых приписывалась ВВЦУ Сибири, и в частности Уфимскому еп. Андрею. Церковная печать этого периода содержит сведения лишь о проповеднических отрядах, руководимых главой ВВЦУ Сибири Омским и Павлодарским архиеп. Сильвестром, но не приводит фактов участия священнослужителей в боевых действиях. Миф о боевых частях монахов и священников был создан уже после окончания гражданской войны.

http://pravenc.ru/text/161101.html

По благословению М. в военных частях Семёнова был учрежден институт военного духовенства. М. признал образованное в нояб.-дек. 1918 г. на территории, контролируемой правительством адмирала А. В. Колчака, Высшее временное церковное управление Сибири (ВВЦУ Сибири). Согласно циркулярам ВВЦУ Сибири, М. было предписано наладить сотрудничество с военными осведомительными службами для идеологической борьбы с большевизмом. В дек. 1919 г. в Забайкалье началась организация осведомительных органов с участием духовенства, однако уже в янв. 1920 г., после окончательного разгрома войск Колчака и занятия Красной Армией Прибайкалья, ВВЦУ Сибири прекратило свою деятельность. В кон. июня 1920 г. из-за угрозы наступления красных войск на Читу М. выехал в Харбин. Перед отъездом архиерей передал часть полномочий по управлению епархией епархиальному совету во главе с прот. Сергием Старковым. В окт. того же года на всей территории Забайкалья была установлена власть Дальневосточной республики (ДВР) - формально независимого гос-ва под фактическим контролем большевиков. В пропагандистских целях в ДВР большевики воздерживались от открытой репрессивной политики по отношению к правосл. Церкви, как в Советской России. Епархиальный совет Забайкальской епархии согласовывал с находившимся в Харбине М. все важные решения по организации церковной жизни, что, однако, создавало трудности в управлении епархией. В апр. 1922 г. в Харбине состоялась хиротония прот. Сергия Старкова, принявшего монашество с именем Софроний, во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии. В мае еп. Софроний (Старков) вернулся в Читу и вступил во временное управление Забайкальской епархией. В нояб. того же года ДВР была присоединена к РСФСР, после чего связи М. с Забайкальской епархией были прерваны. 9 мая 1931 г., после смерти митр. Мефодия (Герасимова; † 29 марта 1931), М. был назначен митрополитом Харбинским и Маньчжурским. По поручению Архиерейского Синода провел увещевательную беседу и вернул в юрисдикцию РПЦЗ еп.

http://pravenc.ru/text/Мелетий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010