Состояние восточной церкви, современное Кириллу Лукарису, представляет печальную картину. Мафа в своем «Историческом списке Константинопольских патриархов» так изображает состояние восточной церкви в эту эпоху: «весь почти 17-й век был временем многих и великих скорбей для церкви. Нечестие некоторых пастырей и разнообразные происки и хитрости вторгавшихся отвне еретиков, покровительствуемых варварским и корыстолюбивым турецким правительством, поставили церковь в затруднительное положение. Возобновились насильственные низложения патриархов, которые повторялись чаще, чем неправильные и беззаконные удаления пастырей церкви, бывшие при еретических императорах… Церковь подвергалась ужаснейшим страданиям. Происки лжебратий, вторгавшихся отвне, постоянно вступавших в союз с самыми недостойными или самыми легкомысленными из архиереев, поджигали в них тщеславное искание патриаршества: а еретики, хотя и неразумно и тщетно, но все-таки надеялись с помощью преданных им патриархов действовать ко вреду догматов восточной церкви. С другой стороны, корыстолюбивое турецкое правительство легко принимало всякую клевету, смотря на смену патриарха как на средство получить деньги. Доблестные и добрые пастыри были лишаемы своих кафедр, будучи не в силах противодействовать ни ненасытному любостяжанию властей, ни наветам чужеземцев, которые, при посредстве европейских посольств, разжигали страсть к патриаршеству в тщеславных епископах. Церковь стенала, долг возрастал, патриархи менялись один за другим 29 . Современники той эпохи еще более сгущают краски при изображении мрачной картины бедствий восточной церкви. «Господь один ведает, – писал в Россию в 1603 году сам Кирилл Лукарис, – с какими нуждами и теснотою боремся мы, чтобы утвердилась православная вера, и никакого утешения и помощи ниоткуда не имеем» 30 . Очень часто этот патриарх извещал русских о тех убийствах, грабежах и насилиях, о той бедности и тяжести долгов, которые нес на себе православный восток, и вообще о весьма печальном положении его 31 . Современник Кирилла Лукариса Митрофан Критопул, касаясь несколько восточных христиан в своем исповедании веры, говорит, что «жизнь их горька и тяжелее самой смерти» 32 . Причиною такого печального состояния восточной церкви были враги ее: турки, латиняне и протестанты. Рассмотрим, в частности, отношения каждого из них к восточной церкви. Глава первая. Отношение турок к восточной церкви 33

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Часть первая. Современное Кириллу Лукарису состояние восточной церкви Состояние греческой церкви, современное Кириллу Лукарису, по свидетельству писателей XVI и XVII вв., представляет печальную картину. Один из них говорит, что на востоке христианская вера владычеством турок почти уничтожена, так что только изредка там можно встретить христианина. 2 Другие свидетельствуют, что восточные христиане, уклонившиеся от чистой веры своих предков, погружены в невежество, и до того загрубели в нравах и образе жизни, что даже не тяготятся своим несчастным положением. 3 Кроме того, одни представляют церковь склонною к латинству, другие обвиняют ее в уклонении к протестанству, или кальвинизму. 4 Митрофан Критонул, касаясь несколько восточных христиан в своем исповедании веры восточной кафолической Церкви, говорит, что «жизнь их горька и тяжелее самой смерти.» 5 Правда, свидетельства эти о состоянии церкви восточной разноречивы и преувеличены; но все они согласны и справедливы в том, что состояние ее было весьма неутешительное, и зависело от врагов ее, которыми были: турки, латиняне и протестанты. Рассмотрим в частности отношения каждого из них к восточной церкви. Глава первая. Отношение турок к восточной церкви Несмотря на то, что полтора века прошло со времени падения греческой империи до вступления на служение восточной церкви Кирилла Лукариса, турки не могли сделаться мирными сожителями христиан-греков; во-первых потому, что их религиозно-нравственные начала, руководящие всею их политическою и домашнею жизнью, остались неизменными и были совершенно неодинаковы с началами христианской жизни греков. Религия и нравственность греков основываются на всеобщей любви и законах, уважающих права всех. Народное же право турок-магометан основывается на предписании Корана – непрерывно воевать со всеми, которые не веруют в Аллаха и его пророка, и позволяют себе то, что запретил Аллах и его пророк, – воевать дотоле, пока не покорятся противники, пока не станут платить дани и не примут магометанской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

священник Евграф Овсянников Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке Источник Содержание Введение Источники и пособия для изображения жизни и деятельности. Кирилла Лукариса Часть первая (вступительная). Современное Кириллу Лукарису состояние восточной церкви Глава первая. Отношение турок к восточной церкви Глава вторая. Отношение латинян к восточной церкви Глава третья. Отношение протестантов к восточной церкви Часть вторая. Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса Глава первая. Кирилл Лукарис до патриаршества Глава вторая. Кирилл Лукарис – патриарх Александрийский Глава третья. Кирилл Лукарис – патриарх Константинопольский     Введение В ряду патриархов восточной церкви после падения Константинополя Кирилл Лукарис, несомненно, занимает одно из первых мест. Его богатые природные дарования, обширное научное образование и заботы о поднятии просвещения в родной стране, особенно же его ревность о православии и заботы о благосостоянии своей церкви, обнаружившиеся в энергической до самопожертвования борьбе с иезуитами и мудром обращении с протестантами, – все это выделяет его из ряда прочих патриархов этого периода. Шумные же споры из-за Кирилла Лукариса, возникшие в церквах западных, восточной и русской, сопровождавшиеся очень важными результатами в истории греческой церкви, и в смысле научном не прекратившиеся еще и теперь, делают эту личность очень интересным и важным предметом исторического исследования. Современные Кириллу Лукарису писатели превозносят его ум, мудрость и любовь к науке 1 . В новое время Киммель, известный издатель памятников, имеющих большое значение в истории греческой церкви («Monumenta fidei ecclesiae orientalis»), характеризуя Кирилла Лукариса как представителя духовного просвещения, говорит о нем следующее: «Он отличался замечательною любовью к науке, по учености он стоял выше своего века и своих современников в Греции, он имел близкое знакомство с сочинениями германских ученых; это был верный страж той церкви, в которой он был предстоятелем, охранявший церковь от всякого суеверия, он был презрителем и искоренителем невежества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Несколько слов о средневековых источниках «восточного папизма» Василий I (слева) и его сын Лев VI Мудрый. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы Бытует мнение, что «восточный папизм», или претензии Константинопольских патриархов на властные полномочия над Вселенской Церковью, возник поздно, чуть ли не в период патриаршества печально известного Мелетия Метаксакиса († 1935). Однако корни этого взгляда, оформившегося со временем во вполне систематизированное лжеучение, следует искать еще в средневековый период. Первым документом, на серьезном уровне выдвинувшим идею «восточного примата», является византийский сборник IX века «Исагога» («Эпанагога»), что переводится как «Введение». И в наши дни сторонники «восточного папизма» при построении своей аргументации ссылаются на «Исагогу» («Эпанагогу) как на непререкаемый авторитет. Рассмотрим, чем же, собственно, является этот сборник. Является ли «Исагога» «императорским законодательством»? «Византийским императорским законодательством» ее называют апологеты «восточного папизма», например митрополит Сардийский Максим (Константинопольский Патриархат), утверждавший, что «Исагога» в Византии являлась действующим кодексом , и пытавшийся таким образом придать ей слишком большой авторитет. Справедливость требует указать, что позиции, аналогичной той, что занимал митрополит Максим, придерживались и некоторые русские исследователи (например В. Сокольский и Г. Вернадский) . О научной спорности утверждения, будто бы «Исагога» являлась действующим законодательством, говорит протоиерей Валентин Асмус . Выдающийся византолог А.А. Васильев также говорит о двух точках зрения на характер «Исагоги», но в качестве первой приводит ту, согласно которой «“Эпанагога” никогда не была официально опубликована и осталась лишь законопроектом» . Цахариэ фон Лингенталь, Геймбах , Дёльгер , Дворкин однозначно называют «Исагогу» только законопроектом. Проектом закона, официально не объявлявшимся, считает «Исагогу» протоиерей Георгий Флоровский . Современный ученый А.М. Величко говорит, что уже сам официальный автор документа император Василий I «не дал ход “Эпанагоге”» . Протоиерей Владислав Цыпин утверждает, что, «по мнению большинства ученых, “Эпанагога” не была официально обнародована и осталась лишь законопроектом» .

http://pravoslavie.ru/28707.html

Содержание Введение Обзор источников истории Греко-Восточной церкви I. Последние византийские историки. II. Источники для изучения греческой церковной истории XV и XVI вв. III. Источники для изучения Греческой церкви XVII в. IV. Источники для изучения той же истории XVIII в. V. Источники для изучения Греческой церкви XIX в. Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви I. Отношения Оттоманской Порты к греческой иерархии II. Отношения Оттоманской Порты к христианскому народу греко-восточной веры III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству Константинопольская патриархия I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (во второй половине XV и в XVI в.) III. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии (от конца XVI в. до настоящего времени) IV. Материальное состояние Константинопольской патриархии Греческие школы – общеобразовательные и духовные – в Константинопольском патриархате турецкого периода Греческая церковь и римский католицизм Сношения Греческой церкви с протестантами во второй половине XVI в. 362 Протестантская смута в Греческой церкви XVII в. Религиозная жизнь и нравы греко-восточных христиан 575 Краткие сведения об Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском патриархатах.     Введение Не существует народа, который имел бы больше любви и уважения к своей Церкви, чем греки. Heineccius, Oberpfarrer (18 в.) Если от кого мы и вправе ожидать серьезного и разнообразного изучения греческой церковной жизни последних четырех столетий, то, конечно, от греков. Греки обязаны и сами хорошо знать историю своей Церкви и давать возможность ознакомляться с нею и не грекам. Каждый народ только сам может должным образом изучать прошлое своей исторической жизни. Мы – русские – изучаем и знаем церковную историю своей родины так, как никто, никакой другой народ на свете; то же должно сказать о каждой другой просвещенной нации по отношению к изучению ею своей истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

15 000 километров за 11 дней, или Восточная миссия Патриарха Кирилла (часть 2) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96969.html 27 сентября 2012 Фаустова Милена 15 000 километров за 11 дней, или Восточная миссия Патриарха Кирилла (часть 2) Источник:  Фома Продолжение материала 15 000 километров за 11 дней, или Восточная миссия Патриарха Кирилла При слове Япония в голове возникают колоритные образы сакуры, самураев, буддийских и синтоистских храмов, японок в кимоно – словом всего того, что можно было почерпнуть из документальных и игровых фильмов, книг, фотографий. Полтора года назад к этой мозаике добавилась и другая картина – десятиметровая волна, которая накрывает дома, смывает машины, рушит постройки, вырывает с корнем деревья, безжалостное серое небо – немой свидетель трагедии целого народа. Визит Предстоятеля Русской церкви сюда – это не просто визит вежливости, это выражение сострадания и соучастия, духовной и душевной поддержки. Может быть, именно поэтому Патриарха Кирилла страна самураев встретила необычной теплотой и восточной нежностью. Остров Хоккайдо и город Хакодате – первая и неслучайная остановка в маршруте Предстоятеля Русской Церкви. Именно сюда в 1861 году прибыл молодой иеромонах из России Николай Касаткин. Простой клирик российского консульства на острове, он развил бурную миссионерскую деятельность, и уже десятилетие спустя в Японии стали появляться православные самураи. Влюбленный в культуру страны и знающий все тонкости ее традиций, Николай Касаткин очень скоро стал своим настолько, что даже в тяжелые годы Русско-японской войны начала XX века никто из местных не причислял его к врагам. К моменту кончины святителя Николая в 1912 году на четырех островах было две сотни православных общин, а общая численность верующих восточной ветви христианства достигала 33 тысяч человек. А в 1970 году Японская Православная церковь получила автономию от русского православия. Тогда же к лику святых был причислен и Николай Касаткин.

http://religare.ru/2_96969_1_21.html

свящ. А. Брянцев После падения Константинополя, в истории греческой Церкви патриарх Кирилл Лукарис представляется одним из самых замечательных лиц. Его великий ум и образование, обширная деятельность и несчастные приключения в жизни, особенно же его ревность к православию и забота о благосостоянии своей Церкви, обнаружившиеся в борьбе его с иезуитами и в мудром обращении с протестантами, – все это выделяет его из ряда прочих иерархов, управлявших греческою Церковью в означенное время. А волнения, произошедшие из-за него в Церквах – западных, восточной и русской, сделали имя его навсегда памятным для всех Церквей православных и неправославных. Этому великому иерарху суждено было еще при жизни невинно выслушать название предателя православия, и по смерти подвергнуться даже анафеме, от которой, однако же, спустя 33 года после сего, соборным определением он освобожден, и с этого времени добрая память о нем, постоянно жила и до сих пор живет у православных греков на Востоке, где совершил он жизненный подвиг, и где, по проискам врагов, скончался мученическою смертью. На Западе же, не смотря на то, что Кирилл Лукарис был оправдан восточною Церковью , имя его, издавна подвергалось многим нареканиям и до сих пор служит предметом нещадной и несправедливой клеветы. И ныне некоторые из западных писателей силились доказать, будто Кирилл Лукарис много содействовал распространению протестантизма на Востоке. 1 Поэтому мы, с одной стороны, желая представить личность патриарха Кирилла Лукариса в истинном свете, с другой – познакомить своих читателей с такою эпохою в истории восточной Церкви, о которой слишком скудны сведения в нашей литературе, рассмотрим: 1) современное Лукарису состояние Церкви восточной, заставившее его так, а не иначе, жить и действовать, так, а не иначе, управлять Церковью ; 2) его жизнь и деятельность, и наконец 3) представим несостоятельность обвинений, взводимых на него неправославными. I. Современное Кириллу Лукарису состояние восточной Церкви Состояние греческой Церкви, современное Кириллу Лукарису, по свидетельству писателей XVI и XVII вв., представляет печальную картину. Один из них говорит, что на Востоке христианская вера владычеством турок почти уничтожена, так что только изредка там можно встретить христианина. 2 Другие свидетельствуют, что восточные христиане, уклонившиеся от чистой веры своим предков, погружены в невежество, и до того загрубели в правах и образе жизни, что даже не тяготятся своим несчастным положением. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выступление митрополита Восточно-Американского Илариона на торжественном акте, посвященном пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94553.html 21 мая 2012 Выступление митрополита Восточно-Американского Илариона на торжественном акте, посвященном пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2234255.html Официальный сайт РПЦ МП 20 мая 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный акт, посвященный пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. На мероприятии выступил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Высокопреосвященные и Преосвященные собратья-архипастыри, всечестные отцы-сослужители, дорогие о Воскресшем Господе братья и сестры! Христос Воскресе! Пять лет тому назад изволением Божиим и подвигом добрым приснопамятных Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Лавра побеждено многолетнее разделение внутри Русской Православной Церкви. Память их всегда будет соединена с похвалами. Они живы для нас, их вдохновеннейшие гласы еще звучат в наших сердцах, призывая нас бдительно хранить богопреданное учение Православной Церкви, осолять духом Евангелия все стороны современной жизни и лобызать древнюю Святую Русь во всем ее благолепии, как дом Пресвятой Богородицы, как царство благочестия, святости и правды Божией. Главный же их завет состоит в том, чтобы все русские люди, где бы они не находились, блюли единение духа в союзе мира и, особенно, мира церковного. Мы все живо помним, каким молитвенным и праведным трудом подвизался за рубежом владыка Лавр за восстановление единства с Отечественной Церковью, и там, где он сеял часто слезами, мы пожинаем теперь по милости Божией радостью. Вот этими радостями и успехами, достигнутыми в нашем взаимодействии и соработничестве, главным образом в молодежном служении, хотелось бы поделиться со всеми вами сегодня.

http://religare.ru/2_94553_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: На Украине во многом будет решаться общее будущее восточнославянских народов Предстоятель Русской Церкви выступил в прямом эфире крупнейшего украинского телеканала 29.07.2009 356 Время на чтение 5 минут Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил в прямом эфире крупнейшего телеканала Украины " Интер " . В передаче, прошедшей в прайм-тайм - в 18:30 по киевскому времени, - также приняли участие видные деятели культуры, науки, православная молодежь, сообщает " Благовест-инфо " . Приветствуя собравшихся в студии, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о том, почему он осуществляет свой первый зарубежный пастырский визит на Украину . Патриарх Кирилл подчеркнул, что именно из Киева пошла Русь и выразил предположение, что именно здесь, на Украине, будет во многом решаться общее будущее восточнославянских народов. Вспоминая о своей интронизации, Его Святейшество рассказал, что, получив из рук митрополита Киевского Владимира жезл святителя Петра, уроженца Украины, носившего титул митрополита Киевского и перенесшего свою кафедру из Владимира в Москву , он ощутил особую сопричастность к истории Киевской Руси. Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что он приехал к своей пастве на Украине в первую очередь, чтобы услышать голос этой паствы. Пастырство - процесс двухсторонний, продолжил он, если пастырь замкнется в себе, он потеряет контакт с паствой. В этом контексте Патриарх предложил рассматривать его визит скорее не как пастырский, а как паломнический. Отвечая на вопрос известного украинского историка академика Петра Толочко о своем отношении к симфонии в церковно-государственных отношениях, Патриарх Кирилл отметил, что теория симфонии, сформулированная в Византийской империи, была идеальным проектом и по этой причине просто не могла осуществиться в полной мере в реальной истории. Однако эта идея имела огромную значимость - в том числе в истории допетровской России. Критикуя Императора Петра за насильственное привнесение в русские реалии западных образцов, Патриарх напомнил, что в своей церковной политике Петр не только упразднил Патриаршество, но и отменил особый статус Киевского митрополита, должность которого ранее оставалась выборной. Предстоятель Русской Церкви отметил, что в современных условиях Русская Церковь рассматривает " симфонию " как, с одной стороны, автономию по отношению к государству, а с другой - как сотрудничество со светскими властями в таких сферах как нравственность и культура.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/07/29/pa...

Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. – Партии игнатиан и фотиан – главный предмет деятельности этих последних соборов. – Происхождение партий игнатиан и фотиан: споры и разногласия при патриархе Тарасии, в чем они состояли и отчего возникли. – Споры и разногласия при патриархе Никифоре: условия их появления («ересь прелюбодейная»), деятельность партии большинства, или господствующей и, в особенности, партии меньшинства в это время. Церковные смуты и разделения при патриархе Мефодии. Отношение всех этих споров и смут к вопросу о происхождении партий игнатиан и фотиан. – Подробная характеристика партии игнатиан и такая же характеристика партии фотиан. – Собор Перво-второй, или Двукратный (861 г.), – замечание об источниках истории собора. – Деятельность его по вопросу о патриархе Игнатии и об иконоборчестве. – Правила собора и их содержание. – Отношение к собору Запада и Востока. Один иностранный ученый в таких словах определяет характер древних соборов Восточной Церкви: «...соборы составляли как бы пульс, по которому можно судить относительно общецерковной жизни. На них заметнее, чем где-либо, проявлялся господствующий дух времени, мера здоровых сил века или характер его болезней». Мнение справедливое. Многие древние соборы Восточной Церкви были действительно таковы. На них выражалось со всем блеском то богатство религиозно-умственных сил, какими обладали представители Церкви; на них происходила многосторонняя, самая тщательная и беспощадная оценка болезней христианского общества данного века и указывались наилучшие средства ко врачеванию открывшихся болезней; но иногда, хотя и редко, сами соборы, к сожалению, самым характером своей деятельности показывали, какие болезни и недостатки внедрились и пустили корни в среде членов христианского oбщecmba.(i) Это должно сказать не только о временах наибольшего развития соборной деятельности Восточной Церкви, от IV до конца VIIIbb., когда происходили великие соборы, но и о второй половине IX в., о которой у нас будет речь. (ii)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010