Важливий напрямок Церкви у 19 липня 2012 р. 11:30 Комментарий и.о. заведующего сектором катехизации и воскресных школ  Синодального отдела религиозного образования и катехизации  Д.А. Туголукова к Положению  «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»  опубликован в «Журнале Московской Патриархии» ( 7, 2012 ). На заседании Священного Синода 27 декабря 2011 года было принято Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ определяет общую организационную структуру и содержание духовно-просветительской деятельности Церкви на ближайшее время. Принятие данного нормативного документа призвано систематизировать имеющийся опыт организации и ведения просветительской деятельности и распространить его на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Перед принятием документ прошел церковную рецепцию. Предыдущий вариант документа под названием «Об организации и ведении катехизической деятельности» в 2010 году обсуждался в епархиях. В итоге был собран важный критический материал, который помог Синодальному отделу религиозного образования и катехизации внести необходимые поправки в текст. После этого над текстом работала комиссия  Межсоборного присутствия  по вопросам организации церковной миссии. После доработки документ был размещен для обсуждения в сети Интернет, после чего Священный Синод принял окончательную версию документа. Положение о религиозно-образовательном и катехизическом служении содержит в себе нормы, касающиеся и сферы религиозного образования, и сферы катехизации. Можно сказать, что к настоящему времени завершился тот период, когда религиозно-образовательная и катехизическая деятельность была делом в основном отдельных энтузиастов — священников и мирян. Если еще несколько лет назад необходимость хотя бы одной-двух огласительных бесед с приступающими к таинству крещения, с родителями и восприемниками крещаемых детей, послекрещальной катехизации, бесед перед таинством брака приходилось обосновывать и отстаивать, то теперь уже для всех очевидно, что ненормальным и неприемлемым является отсутствие такой работы на приходе. Сейчас просветительская деятельность приобретает выраженный системный характер на всех уровнях. Комментируемое Положение устанавливает параметры данной системы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2347649...

Разделы портала «Азбука веры» ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ПО ПОДГОТОВКЕ КАТЕХИЗАТОРОВ  (краткосрочные курсы) Общая характеристика программы Программа подготовки катехизаторов составлена в соответствии с целями и задачами Русской Православной Церкви в области катехизации. Образовательный процесс по программе осуществляется по очно-заочной форме обучения, которая предполагает проведение установочных лекций, семинаров, практических занятий, домашнюю самостоятельную подготовку слушателей и аттестацию. Программа подготовки катехизаторов включает в себя: 1. Цикл «Основы православного вероучения» (72 ауд. часа), состоящий из установочных лекций по следующим дисциплинам: – Введение в Православное вероучение; – Священное Писание (Ветхий и Новый Завет); – История Церкви; – Введение в литургику; – Нравственное Богословие. 2. Цикл «Катехизическая деятельность» (72 ауд. часа), состоящий из установочных лекций и практических занятий по следующим дисциплинам: – Основы катехизации; – Основы приходского консультирования; – Основы православной педагогики; – Духовно-нравственное воспитание и преподавание вероучительных знаний детям в воскресной школе; – Практика приходской катехизации. Итого объем учебных дисциплин – 144 ауд. часа. Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачетов по дисциплинам. Итоговая аттестация предполагает написание слушателями защиту выпускной работы. Выпускная работа представляет собой богословски грамотную практическую разработку в области катехизации (например, составление цикла огласительных бесед или бесед с брачующимися, разработка катехизического листка, организация просветительского мероприятия и т.п.). В процессе обучения слушатели приобретают знания в области основ православного вероучения, организации и ведения катехизаторской деятельности. 1. Цикл «Основы православного вероучения» (72 ауд. часа) Введение в Православное вероучение Понятие о религии и вере. Вера и неверие. Вера и разум. Откровение. Библия. Православное учение о Боге. Понятие о Боге и Святой Троице. Библейское Откровение о творении мира. Время и вечность. Понятие о небе и земле. Дух Божий. Дни творения. Человек – венец творения.

http://azbyka.ru/katehizacija/prilozheni...

Глава IX. Состояние церковной проповеди в Литовской епархии Обучение прихожан молитвам в церкви. Вне богослужебные собеседования. Благочиннические и церковные библиотеки. Церковно-приходские и народные школы. Общества трезвости. Братства. Богадельни. После собственно церковного богослужения, служащего первым и главным средством религиозно-нравственного воспитания народа, очень важное значение в этом отношении имеет назидание народа пастырями, как в храме, так и вне оного, посредством живого слова истины, а также учреждение такого рода просветительных и благотворительных заведений, как библиотеки, школы, общества трезвости, братства и богадельни. Что касается до проповеднической деятельности духовенства, то св. Синод, сознавая важное значение проповеди для народа, всегда требовал от епархиальных преосвященных, чтобы они прилагали особенные заботы об усилении проповедничества в своих епархиях. В виду сего, св. Синод в скором же времени, после воссоединения униатов, предписал духовенству западных губерний читать, по возможности, в церквах в воскресные и праздничные дни проповеди на простом общепонятном языке, или изъяснять, в виде бесед, катехизис. Пр. Иосиф, в исполнение сего предписания св. Синода, со своей стороны, предложил духовенству Литовской епархии, чтобы менее опытные священники в отношении проповедничества, в случае какого-либо недоумения, обращались за советом и наставлением к своим собратьям, более сведущим в духовных науках и в знании простонародного языка, 633 а св. Синоду, по сему поводу, донес, что более точные и подробные наставления по настоящему предмету еще не могли быть даны духовенству от епархиального начальства, как по новости самого предмета, так и но разнообразию наречий и состава самого духовенства Литовской епархии. В тоже время Литовским епархиальным начальством предписано было всем благочинным иметь неослабное наблюдение за священниками в отношении преподавания ими в воскресные и праздничные дни катехизических поучений, с обязательством ежегодно, в декабре месяце, представлять сведения об успехах поучающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

1856 г. 1856-й г., еще более чем предыдущий, достопамятен для меня по тем необычайным событиям, коих я был свидетелем и отчасти участником. В своем месте будет речь об этих событиях, а между тем, я буду описывать обычное, ежедневное течение моей жизни и моих сношений с ближними и дальними друзьями и приятелями. 10-го ч. января писал я в Абакумово священнику М.Д. Граменицкому: «Что мог, приобрел для вас и при сем препровождаю. Бесед свящ. Смарагдова еще не успел отыскать. Не угодно ли вам «Беседы на воскресные и праздничные Евангелия», Евсевия, 134 преосвящ. Самарского. Если угодно, напишите с вашим старостою: я вышлю их; они стоят 3 рубля серебр. Басни Крылова с картинками – 2 р. сер. Календарь – 90 коп. Извините, больше писать не имею времени, спешу к владыке, у которого уже и был сегодня». 13-го ч. получил я от ректора Моск. семинарии, архимандрита Леонида записку такого содержания: «Вы будете вероятно сопровождать о. ректора Киевской семинарии (архим. Нектария) 135 по кремлю: не проведете ли его и до Моск. семинарии, где ожидает вас прибор за трапезою, нескудною по крайней мере радушием». 13-го же числа писал мне из Тифлиса экзарх Грузии, высокопреосвященный архиепископ Исидор: 136 «Посланную при письме от 4-го ноября книгу вашу я имел удовольствие получить 11-го января. Приношу вам усерднейшую благодарность и за труд и за память о моем недостоинстве. Давно желал я покороче ознакомиться с сокровищами Патриаршей ризницы и библиотеки, которые видел поверхностно. Каталог Маттея слишком краток. В вашем Указателе собраны сведения полные; жаль, что предположенная комиссия заставила вас ограничиться тесной рамкой и описать только некоторые рукописи. Не понимаю, почему признается нужным иметь отдельную библиотеку при Синодальной типографии, где никто её не видит. Не лучше ли соединить её с Патриаршею? Мысль эту я передам и владыке; по крайней мере, узнаю, в чём препятствие. Бог да поможет вам в полезном труде! Поручая себя молитвам вашим, с совершенным почтением и братскою о Христе любовью пребываю» и пр…

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1. Для нас, возлюбленнейшая братия, потребно исследование, почему Иоанн Пророк, – и более нежели Пророк, который указал на Господа, грядущего ко крещению в Иордане, говоря: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин 1.29 ), который, рассуждая о своем ничтожестве и о могуществе Божества Его, говорит: «приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» ( Ин 3.31 ), – почему, находясь в узилище, посылая учеников, он спрашивает: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» – как будто не знает Того, на Кого указывал, и не ведает, Он ли есть Тот Самый, о Ком проповедью, крещением и указанием свидетельствовал? – Но этот вопрос решается скоро, когда обращается внимание на время и порядок событий. Стоя при водах Иорданских, он утверждал, что (Иисус) есть Искупитель мира, а заключенный в темницу, спрашивает: «Он ли есть грядущий?» Не потому, будто сомневается, что Он есть Искупитель мира, но спрашивает для того, чтобы знать, Он ли есть Тот, Который Сам Собой пришел в мир, Сам же Собой низойдет в узилища адовы. Ибо Кого он, предшествуя, возвещал миру, Тому, умирая, предшествовал и во ад. Итак, говорит: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» – Ясно говорит он как бы так: «Так как Ты имел снисхождение родиться для людей, то внуши, сделаешь ли Ты снисхождение и умереть за людей, для того, чтобы я, бывший предтечею рождения Твоего, был также предтечею смерти и во аде возвестил о Тебе грядущем, о пришествии Которого возвестил уже миру». Почему и, прозревая это, Господь, по исчислении чудес Своего могущества, тотчас дает ответ и на вопрос об уничижении Своей смерти, говоря: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». При виде таких знамений и таких чудес никто не мог соблазняться, но разве удивляться. Но ум неверующих перенес на Него важный соблазн, когда, и после таких чудес, увидел Его умирающим. Поэтому и Павел говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор 1.23 ). Ибо для людей казалось безумием, чтобы за людей умер Виновник жизни; и человек принял против Него соблазн оттуда, откуда долженствовал бы заимствовать еще большее побуждение быть должником. Ибо тем с большим благоговением люди должны чтить Бога, чем более уничижения Сей принял за людей. Итак, что значат слова: «блажен, кто не соблазнится о Мне», если не ясное выражение, указующее на поносную смерть Его и уничижение? – Ясно говорит Он как бы так: «Хотя Я творю дивное, однако же не отрекаюсь претерпеть поносное. Поскольку же умирая Я следую за тобою, то людям, которые благоговеют перед знамениями, надобно очень остерегаться того, чтобы не презирать смерти во Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Библиографические заметки Собрание церковных пучений для простого народа. Священника новодеревенской благовещенской церкви К. Стратилатова. С.-Петербург, 1872 года. В 1867 году Святейшим Синодом объявлен был конкурс на составление систематического сборника церковных поучений для простого народа. Из числа представленных по этому случаю сборников, поучения о. Стратилатова признаны лучшими и удостоены Св. Синодом премии. Приговор такого авторитетного суда уже ручается за то, что поучения о. Стратилатова составляют полезное приобретение для нашей доселе еще столь скудной литературы поучений к простому народу. И действительно, не представляя каких-либо первоклассных и капитальных достоинств, вроде тех, какими, например, несомненно обладают известные «Беседы сельского священника к прихожанам», составленные и несколько раз изданные прежней редакцией «Воскресного Чтения», при сотрудничестве нынешнего преосвященного казанского Антония и даровитого автора «бесед об отношении церкви к христианам», покойного Я.К. Амфитеатрова, поучения о. Стратилатова тем не менее составляют лучшее из всего, что дала нам за последнее время в этом роде наша духовная литература. Объемистый том поучений о. Стратилатова разделен на две части: первая (339 стр.) содержит в себе 75 поучений на Символ Веры , молитву Господню, Блаженства Евангельские и Заповеди десятисловия; вторая (300 стр.) содержит 60 поучений об обрядовом богослужении православной церкви и на общеупотребительные христианские молитвы. Таким образом, настоящий сборник исчерпывает весь круг предметов, объяснение которых с церковной кафедры составляет насущную потребность церковного учительства в сельских приходах. В первой части своей книги, без особых претензий на ораторство, не мудрствую лукаво, автор ограничивается тем, что передает, как говорится, своими словами, речью упрощенною и вполне общедоступною, содержание «простого христианского катехизиса» преосв. Филарета, то сокращая его текст, то несколько его распространяя, присоединяя от себя лишь нравственные наставления слушателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Глава 17 Павел и Сила в Фессалонике (1-9) и Верии (10-14). Павел в Афинах и речь его в ареопаге (15-34). Павел и Сила в Фессалонике (17:1-9). По большой военной дороге, которая следовала через Амфиполь и Аполлонию, проповедники через четыре дня прибыли в Фессалонику, или Солунь, главный город второго округа Македонии (как Амфиполь, главный город первого округа) при Фермейском заливе Эгейского моря. Это был густонаселенный торговый город, в котором пребывал римский претор. Здесь жило очень много евреев, и была синагога. Ап. Павел, согласно своему обыкновению, начинать проповедь о Христе прежде всего иудеям, вошел в синагогу и три субботы беседовал с иудеями, доказывая на основании Писаний, что Мессии Христу, о котором были пророчества в Ветхом Завете, надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что этот Мессия, предсказанный и обещанный в Ветхом Завете, есть Иисус из Назарета, Которого он проповедует. Это - сущность всей евангельской проповеди и всей христианской веры. Плодом бесед этих было то, что некоторые, как видно, немногие из природных иудеев, уверовали, но из " Эллинов, чтущих Бога, " то есть прозелитов, присоединилось к Павлу и Силе " великое множество " и из знатных, по своему общественному положению, женщин " не мало. " Однако, не уверовавшие иудеи, которых было большинство, возревновав о том, что новые проповедники отвлекли от них великое множество прозелитов, а частью и природных иудеев, спровоцировали против них народное выступление. Из праздно шатавшихся бродяг они составили толпу и направили ее на дом Иудея, по имени Иасона, у которого, по-видимому, Апостолы нашли гостеприимство. Буйная толпа хотела учинить над Апостолами самосуд, но, так как Апостолов в доме не оказалось, то она повлекла самого Иасона к городским начальникам, обвиняя его в том, что он дал приют возмутителям общественного спокойствия, а с ним и " некоторых братьев, " то есть уверовавших во Христа, которые в это время собрались в доме Иасона. Обвинение, выраженное против них, было политического характера, конечно, только потому, что такое обвинение могло иметь больше, чем какое-либо другое, шансов на успех: эта тактика была употреблена в свое время и против самого Господа Иисуса Христа пред Пилатом - " и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. " Такое тяжкое обвинение встревожило и народ и городских начальников, но так как самих обвиняемых не было налицо, то судьи удовольствовались тем, что заставили Иасона дать ручательство за мнимых возмутителей, вероятно, в виде денежного залога за них, и отпустили всех.

http://sedmitza.ru/lib/text/430556/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Волнения в Бирюлево Убийство русского парня Егора Щербакова привело к массовым беспорядкам 14.10.2013 1878 Время на чтение 8 минут В ночь на 10 октября неизвестные убили 25-летнего москви ча Егора Щербакова, сообщает ИТАР-ТАСС. 13 октября в Западном Бирюлево прошел сход граждан, на котором они потребовали найти и наказать убийцу молодого человека, а также проверить всех мигрантов, проживающих в районе . После народного схода группа молодых людей, выкрикивая националистические лозунги, разгромила торговый центр «Бирюза». После этого они начали переворачивать и бить машины, протестующим удалось прорваться на овощебазу. Начались стычки с сотрудниками ОМОНа. По последним данным, в стычках пострадали шесть сотрудников ОМОНа, пятеро из них госпитализированы. За беспорядки в столичном районе Бирюлево к административной ответственности привлечены более 70 человек. Всего за противоправные действия были задержаны почти 400 человек. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД РФ по Москве, в отношении десятков человек составлены протоколы о нарушении общественного порядка, эти граждане обязаны явиться в суд. Двое активных участников погромов задержаны на 48 часов. Остальные после следственных действий и профилактических бесед были отпущены из отделений. Правоохранительные органы изучают видеосъемки и фотографии воскресных событий. Полиция также обратилась к журналистам и москвичам, предоставив, имеющиеся у них фото- и видеоматериалы, на которых могут быть запечатлены лица активных участников и зачинщиков нарушения общественного порядка. Полиция также устанавливает личность мужчины, который может быть причастен к убийству Щербакова. Как сообщил начальник столичного главка Анатолий Якунин, совместно со Следственным комитетом создана следственно-оперативная группа. «В поле зрения попал не гражданин РФ. На сегодняшний день мы устанавливаем анкетные данные, для того чтобы его официально объявить в розыск. По крайней мере, то, что у нас есть сегодня, - через средства массовой информации, во всех общественных местах расклеили/изображение/предполагаемого преступника», - пояснил Анатолий Якунин. Он также заявил, что ситуацией воспользовались экстремисты.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/14/vo...

последовало множество изданий (см. ниже) Выбор. 1642–1643 Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг Ножны. 1643 Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком) Выборки.1644, 1663 Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком) Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов. Посмертно изданы Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык – труды разных писателей Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие добродетели (веру, надежду, любовь) 3. Агапий Ланд и его время Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд, относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие – на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда. Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620–1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью . После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам: Парфению II (1653) и Парфению III (1657).

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Рубрики Крещение в Синегорье Странички из дневника 35 мин., 01.01.2009 Поделиться Миссионерские походы, организованные прихожанами храма Святого царевича Димитрия при московской Первой градской больнице, проводятся уже несколько лет (о первом походе мы писали в 5-м номере " Фомы " ). Этим летом состоится уже пятая экспедиция. Раньше эти поездки были более " романтическими " : ребята плыли на лодках или байдарках по рекам, встречались с населением прибрежных деревень, рассказывали о Боге, крестили, давали концерт либо проводили беседу и уплывали дальше. Теперь все происходит иначе. Миссионеры никуда не " ходят " , не уплывают, а разворачивают базовый лагерь неподалеку от конкретного села. Здесь они вместе с жителями день за днем совершают Богослужения, проводят циклы бесед о Православии и организуют для молодежи костры, соревнования и вечера, занимаются с детишками в летней Воскресной школе. После подготовки те, кто пожелали принять Православие, крестятся. Однако крещением миссионерское дело не заканчивается. В следующий раз экспедиция возвращается на прежнее место, помогает дальше налаживать церковную жизнь. Переписка же и отправка конкретной помощи не прерывается в течение всего года. Мы предлагаем рассказ об этом опыте как бы " изнутри " : перед вами - личный дневник девушки, которая была в миссионерском походе впервые. Теплый летний день в лесу. Мы сидим вокруг костра. Завтра будет крещение на реке. Отец Аркадий: " Если вы спрашиваете человека, верующий ли он, и тот отвечает, что нет, спросите его, существует ли Бог. Если он скажет, что да, конечно, значит, на самом деле он верит, хотя и не считает себя верующим " . Год 1999. Август. Приехала я в Синегорье всего на две недели, даже меньше. Увидела темно-зеленый ковер леса прямо под ногами - долго на него смотрела с высокого холма, на котором стоит село. Огромный лес, зайдешь в него, кажется, что он живет своей жизнью. Старые деревья видели такое, что тебе и не снилось никогда. Но они молчат, они не расскажут ничего. Понять только можно, если долго-долго на них смотреть. И жить по-лесному.

http://foma.ru/kreshhenie-v-sinegore.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010