Новости Об особенностях миссии на Чукотке и общении с епископом Диомидом рассказали белгородские миссионеры 18.02.2009 19:17 Москва, 18 февраля, Благовест-инфо. Об особенностях православной миссии в таком отдаленном северном регионе России, как Чукотка, рассказали участники миссионерской секции XVII Рождественских чтений, которая состоялась 17 февраля в конференц-зале Политехнического музея. Священники из Белгородской и Старооскольской епархии представили доклады об истории миссии на Чукотке, о ее недавнем прошлом, а также о том, как они были направлены на Чукотку летом 2008 г. в связи с делом епископа Диомида. Священник Олег Гурьянов впервые попал на Чукотку по благословению руководителя Миссионерского отдела РПЦ, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) в 2000 г. Перед ним стояла задача организовать миссионерский стан в поселке Угольные Копи. Отец Олег рассказал о тех трудностях, которые пришлось преодолеть: обшарпанное здание магазина было переоборудовано в храм, со временем была организована воскресная школа, библиотека и даже зимний сад, проводились миссионерские беседы, кинопоказы, игровые занятия с детьми, общение с солдатами, выпуск стенгазеты и т.д. Двери комнаты священника всегда были открыты для местных детей. В результате началась богослужебная жизнь, было крещено 40 человек, устроено 5 миссионерских пунктов на всей территории Чукотки. С помощью местных учителей, которые составляли костяк прихода, удалось даже «пробить православный предмет» в местной школе. Однако обширные планы энергичного молодого священника не поддерживались правящим архиереем. По словам о. Олега, по приезде он сразу позвонил епископу Диомиду, тот «не захотел встретиться и велел нам «помиссионерствовать на том берегу», что «показалось странным». Далее последовал епископский запрет на телепередачи «Православный календарь» и «Воскресная жизнь», которые были инициированы белгородскими миссионерами на местном телевидении. В сентябре 2001 г. архиерей настоял также на регистрации миссионерского стана «как просто прихода Почаевской Божьей Матери», все созданное миссионерским станом закреплялось за Анадырской и Чукотской епархией, и вскоре миссионерский стан был закрыт.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Действо православия В следующее воскресенье на первой неделе Великого поста, называвшееся Сборным воскресеньем, или Православной неделей, совершалось особое «действо» или молебное пение, выражавшее собой торжество православия. Это было одно из величественных церковных чинопоследований. С великолепием церковных обрядов в нем соединялось глубокое знаменование и неотразимое воспитательное значение для верующих сынов Церкви не только в смысле познания догматов и преданий православной веры, но и в смысле усвоения церковных взглядов на жизнь общественную и государственную. В Москве действо православия совершалось на соборной же площади перед алтарями Успенского собора, как и действо страшного суда. Здесь предварительно устраивался помост с местами для патриарха и царя. В 1673 году, по распоряжению царя Алексея Михайловича, приготовлено было для действа особое возвышенное место, на подобие иорданской сени: «в неделю первую святых постов Православную, по государеву изволению соделано определенное место, за алтарем соборной церкви, где синодик чести, зело добре устроено, ограждено, и сукнами стены обиты, и стеклами покрыто, и сукнами постлано; прежде того так еще не бывало». Накануне соборные ключари посылали сторожей во дворец, чтобы там готовили кресла под иконы, а на казенный двор посылали, чтобы поутру в воскресенье, в половике седьмого часа, те кресла были обиты красными сукнами. Накануне же против кресел поставлялись места для патриарха и царя и настилались коврами. Иногда действо совершалось в соборе, и тогда на амвоне поставлялись три аналоя: на среднем полагали св. Евангелие, на южном – крест воздвизальный, а на северном – образ Святой Троицы. Во время утрени, на девятой песни канона, начинался благовест к действу. Благовестили в воскресный колокол, переменяясь с валовыми. «И поутру в полчаса», то есть в половине седьмого часа по нашему счету, продолжался благовест «для сбору». В это время в собор прибывали все духовные власти, то есть митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и прочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Дорогие мои! Ликуем и радостно празднуем в день сей, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной Любви. Христос Воскресе! Распахнем же сердца наши навстречу Страдавшему и Умершему и Воскресшему нас ради. И войдет Он, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, и преобразит души наши. И тогда с любовию устремимся за Ним и мы по крестному пути нашему, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Сердечно поздравляю вас с днем общей нашей радости, днем святым, днем светоносным! Воистину Воскресе Христос! Ваш Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Пасха Христова, 1987 год. Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех... ...Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшаго Христа во веки... И вновь пасхальный благовест наполнил мир. Христос Воскрес! Христос Воскрес! И в этом — победа жизни. Христос Воскрес! И открыл воскресный путь всякой плоти, совоскресив ее Собою. Христос Воскрес! И безнадежность смерти сокрушена, и сила смерти уже истощилась. Тысяча лет из года в год весть о начале вечного жития возвещается на Руси. И звучит благовест о Воскресении, о Жизни, звучит по-разному. Звучит то праздничным победным звоном колоколов на весь мир, то шепотком и робко, а то замирает и будто умирает совсем, чтобы вдруг неведомой, незримой силой опять и опять вознестись, достигая сердец. И сила эта — Любовь Христова к нам. Дорогие мои, сохраним же бережно этот зов к Жизни со всей Святой Русью, омывшейся верой сильных духом и их подвигом. И врачевством к бессмертию, данным Самим Христом в Святейшей Евхаристии, победим власть греха и тьмы, восстающих на Жизнь. Дорогие мои, родные! Воистину Воскресе Христос! Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Пасха Христова, 1988 год. Христос Воскресе! Дорогой батюшка! В эти светлые дни веселия и радости, особой близости Воскресшего Господа, когда все, не погубившие в себе живой души, единым сердцем поют слова Жизни Вечной: Христос Воскресе! И мертвый ни един во гробе... Христос Воскресе! И днесь весна душам. Поздравляю и я Вас, родных и близких с праздником Светлого Христова Воскресения. Сколько радости, сколько надежды хочется вложить в эти слова, ожидая от них живой силы всем, кто идет за Христом, а наипаче тем, кто несет на себе всю ответственность за дело Христово на земле, за жизнь Святой Православной Церкви, за жизнь народа Божия. Да охранит Воскресший Господь в жизнь вечную каждого делателя на Ниве Своей, да умножит их силы и дерзновение в служении и соделает труд их многоплодным. Воистину Воскресе Христос!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3263...

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Слово « Пасха » значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностию. Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором. Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

http://pravmir.ru/pasxalnoe-bogosluzheni...

Закрыть itemscope itemtype="" > «И веселая церковь звонит…» О возвращении радостного звона старинной церкви в Переделкине 04.10.2021 1131 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором ...Мне как жителю Городка писателей Переделкино и экскурсоводу очень интересно было увидеть в жизни Человека, которому удалось отладить колокольный звон нашей легендарой Спасо-Преображенской церкви, относящейся к Патриаршьему подворью. Её почитали Борис Пастернак, Арсений Тарковский, Анастасия Цветаева, Белла Ахмадулина и многие другие деятели нашей культуры... Восемь лет она была закрыта на реконструкцию и наконец-то явлена верующим 17 августа сего года накануне престольного праздника. Её благолепный звон наполняет души христианской радостью... ...Мечты сбываются, и воскресным сентябрьским утром Игорь Васильевич Коновалов – Звонарь всея Руси – приглашает меня на галерею Храма Христа Спасителя послушать на высоте пятидесяти метров благовест – самый древний вид церковного звона, звучащий на четырёх исполинских колокольнях. Как на блюдце – весь центр матушки-Москвы. Энциклопедист, остроумный собеседник, просто настоящий мастер каламбура, обаятельный, стремительный и очень полифоничный – Коновалов является владельцем сокровищных колоколов, которые находятся в музее усадьбы Свиблово, автором книги «Православный колокольный звон», магистром истории, архитектором, иконописцем... Старший Звонарь самых главных соборов столицы, себя он в шутку называет «Христаспасительным», «Василияблаженным» и «Кремлёвским»... Дух захватывает от панорамной красоты, величественного звона в исполнении группы звонарей, некоторые из которых в его команде ещё с 90-х годов... А благовест предваряет три трезвона к литургии! В один из трезвонов Игорь Васильевич вложил сцену коронации царя из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Охватываю взором сталинские высотки, тучерезы Москва -сити, храмы и монастыри Златоглавой и задаюсь вопросом, как далеко нас слышно. Он отвечает с улыбкой: - Сейчас нас слышат девчонки в Новодевичьем и мальчишки в Даниловом – насельники древних монастырей – и даже понимают, в какие конкретно колокола мы звоним...

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/04/...

Новости Религиоведы Украины, Казахстана, Армении выступают за толерантность как основу изучения религий 04.04.2008 13:31 Москва, 4 апреля, Благовест-инфо. В сложных условиях поликонфессиональности, которые характерны для многих стран бывшего СССР, необходимо  положить принцип толерантности в основу  изучения религий в системе школьного и вузовского образования. Этот тезис был общим в докладах религиоведов из Украины, Армении и Казахстана, которые выступили на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт», состоявшейся недавно в РГГУ. Ситуация с изучением религий на Украине заметно отличается от российской. Как рассказал профессор Анатолий Колодный, руководитель Отделения религиоведения  Института философии Академии наук Украины,  в государственных вузах Украины предмет «Религиоведение» обязателен для всех; есть факультеты, где выпускник получает параллельно богословское и религиоведческое образование. Преподают в государственных вузах не только светские ученые, но и священнослужители. Отмечая снижение числа воскресных школ, ученый обнаруживает новую тенденцию: «Батюшки разленились, хотят прийти в готовые школьные классы и институтские аудитории». Докладчик также считает, что Церковь решает за счет светского образования проблему трудоустройства выпускников своих религиозных учебных заведений (а их на Украине всего 192, из них половина – протестантские, и лишь 40, но зато с половиной всех учащихся – православные). Что касается школьного преподавания религии, то общественная дискуссия о введении в школе курса по христианской этике только начинается, в отличие от России, где это обсуждение длится уже 10-12 лет. По словам А.Колодного, импульсом для дискуссии стало предложение президента Украины В.Ющенко ввести в школах предмет «Этика веры» -- сколь неожиданное, столь и неопределенное. В ответ был создан учебник «Христианской этики», в котором, по замечанию выступавшего, «плохо говорится о других религиях», а преподавание по нему «нарушает принцип светского образования». Наиболее активными сторонниками такого преподавания оказались представители Греко-Католической Церкви, которая, как считает А.Колодный, в некоторых районах, особенно в Галиции, уже превратилась в «тоталитарную церковь: охвачены детский сад, школа, уже капелланы в вузах есть, в армии». Исследователь негативно оценивает такое «хождение Церкви в школу», утверждая, что священнослужители используют эту возможность как «эффективное средство решения в свою пользу вопросов межцерковного противостояния».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах 17.02.2009 11:05 Москва, 17 февраля, Благовест-инфо. «Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», -- с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, -- «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни». Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе «богословски образованных мирян». Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть «эффективной формой катехизации», говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали христианский смысл брака и ответственность за него». Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и «молодежными» отделами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Участники XVIII Рождественских чтений обменялись опытом православного образования 27.01.2010 10:45 Москва, 27 января, Благовест-инфо. Обмену опытом православного просвещения на самых разных уровнях – от детских садов до духовных академий – был посвящен второй день работы XVIII Международных Рождественских образовательных чтений. 26 января делегаты от епархий Русской Православной Церкви, представители православных учебных заведений и общественных организаций вновь собрались на пленарное заседание в Большом Кремлевском дворце, которое возглавил председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации епископ Зарайский Меркурий. Первым с докладом о системе духовного просвещения в Московской епархии выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он подробно осветил все составляющие этой работы, уделив особое внимание вопросам преподавания «Основ православной культуры» (ОПК). Докладчик неоднократно подчеркивал «особый энтузиазм», с которым подмосковное учительское сообщество встретило возможность преподавания предметов духовно-нравственного направления. Митрополит Ювеналий также отметил, что в Подмосковье создана и эффективно работает система взаимодействия Церкви, общества и государства в области духовного просвещения. Об особенностях православного образования за пределами России рассказал архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ). По его убеждению, православное воспитание начинается еще в материнской утробе: в его епархии принято призывать будущих матерей чаще исповедоваться и причащаться. Пастырей, преподающих Закон Божий в воскресных школах (которые в Германии называют русскими), архиерей побуждает как можно больше общаться с молодежью, отвечать на вопросы. «Не столь важен сам предмет, сколько общение со священником», -- сказал докладчик, добавив, что такое общение особо ценно при регулярном посещении священником семей своих прихожан. Два небольших монастыря (мужской – 9 насельников и женский – 11 насельниц) организовывают летние подростковые лагеря, которые пользуются популярностью. Как рассказал далее архиепископ Марк, в некоторых провинциях уроки Закона Божьего признаны государством и даже включены в школьную программу, однако это таит в себе опасность отторжения за счет принудительности этих занятий, отметил он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Назначение женщины по учению Слова Божия Первое издание труда протоиерея Димитрия Соколова «Назначение женщины» пришлось на время жарких споров в российском обществе об эмансипации женщин. Востребованность книги была необыкновенна, она неоднократно переиздавалась и воспринималась, как лучшее лекарство для воспаленных и растленных умов. В сегодняшние времена так называемой феминизации далеко не лишним будет напоминание женщины в свете Священного Писания. Настоящее издание будет очень полезным для чтения в воскресной школе, в семейном кругу. Оно дополнено молитвами, которые сообразуют жизнь женщины с Законом Божиим. Читатель найдет в книге богатейший материал для размышления о вечных добродетелях и духовных ценностях. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Димитрий Соколов Назначение женщины по учению Слова Божия © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему (Быт. 2, 18). Едва ли кто-нибудь будет оспаривать ту мысль, что в руках женщины находится огромное влияние на дела человечества – и добрые, и злые. Творцу не угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не замечает этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы. Доказательства тому в истории всем известны. Положение женщины у варварских народов резко отличается от образованных, как и положение женщины времен новейшей истории от положения женщины в древние и средние века. Известно и то, какое огромное влияние имеет многоженство и одноженство на нравы и судьбы народов. При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир! Не во влиянии ли женщины на жизнь народов причина того, что искусство и поэзия всех времен под образом женщины олицетворяли всякую нравственную силу?! Не здесь ли причина и того, что Дух Святой в образе жен изображен в Книге Притчей?! Есть два противоположных направления, разделяющих человечество: это направление мудрости и благочестия, с одной стороны, а с другой – направление безумия и разврата (Притч. 1, 8; 9, 13 – 18). Влияние женщины велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с ее назначением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Порядок звонов, совершаемых в Страстную седмицу Четыредесятница заканчивается к субботе 6-й седмицы , именуемой Лазаревой. Лазарева суббота примыкает к Вербному воскресению , или Неделе ваий. В эти дни служится литургия святителя Иоанна Златоустого, а это означает, что пост на службу в эти дни отлагается (хотя воздержание телесное не упраздняется и даже усиливается) и звоны совершаются не постные, соответственно уставу празднуемых дней. В Лазареву субботу к утрене и литургии – благовест в будничный колокол. К Вербному воскресению – звоны для двунадесятых праздников, то есть благовесты и трезвоны праздничные. Начиная с Великого понедельника , заметно меняется устав богослужений. Первые три дня – в понедельник, вторник и среду – совершается литургия Преждеосвященных даров, а в четверг и субботу – литургия Василия Великого (в пятницу литургии не положено). На 3-м, 6-м и 9-м часе с понедельника по среду читается Тетроевангелие. В эти дни изменения в уставах служб не влекут за собой изменения в порядке совершаемых звонов. В Великий понедельник о часовых звонах в Типиконе есть указание: «При часе 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, яко же есть обычай (выделено мной. – Н.З.), и собравшеся в церковь, поем 3-й час с кафисмою и поклоны». По такому же образцу совершаются часы во вторник и среду. Звоны здесь остаются такими же, как и в период Четыредесятницы, то есть совершается часовой звон и звон в двои перед вечерней ради литургии Преждеосвященных даров. В Великую среду по окончании чтения Тетроевангелия как завершающего этапа великой Четыредесятницы совершается чин прощения, после которого служится в последний раз в этом году литургия Преждеосвященных даров, и с этого момента в храме уже не совершается земных поклонов. Не будет более и постных звонов, так как со следующей утрени начинаются звоны в колокола праздничные. К утрене Великого четверга «в 7-й час нощи клеплет параекклисиарх». В Уставе Московского Кремля к этой службе предписано было совершать звон в «Реут» (в тот период он был воскресным и полиелейным колоколом), а в Чиновнике новгородского Софийского собора – в большой колокол. В современной практике это благовест в полиелейный колокол.

http://pravoslavie.ru/45909.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010