Разделы портала «Азбука веры» Церковное пасхальное богослужение ведет свое начало из глубокой христианской древности. В течение столетий оно дополнялось новыми обрядами и песнопениями, пока, наконец, приняло современный вид. Основание церковному богослужебному году было положено в век апостольский празднованием воскресного дня. Первое определенное указание на празднование воскресного дня находится в 1м Послании ап. Павла к коринфянам ( 1Кор.16:1-2 ). В Книге Деяний ( Деян.20:7-8, 11 ) имеется указание на освящение воскресного дня богослужебным собранием. В Троаде «в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжил слово до полуночи… преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета». Как видим, воскресный день («первый день недели») освящался совершением Евхаристии. Дееписатель отмечает также, что в горнице, где происходило преломление хлеба, было «довольно светильников». О праздновании еженедельного воскресного дня всей Церковью после апостольских времен упоминают многие церковные писатели. Так, св. Игнатий Богоносец , ученик ап. Павла, в Послании к магнезийцам советует оставить хранение субботы и жить «жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его» («Писания мужей апостольских», в перев. прот. П. Преображенского . СПб., 1895, с. 282). О еженедельном праздновании христианами воскресного дня упоминает в начале II века и Плиний Младший. «Они, — пишет Плиний, — …имеют обыкновение собираться в определенный день перед рассветом и петь гимны Христу, как Богу…». В обращении к язычникам древние церковные писатели (св. Иустин Философ , Тертуллиан и др.) часто называли воскресный день днем солнца, потому что так назывался у язычников этот день недели. В обращении же к иудейской среде они, когда нужно было отличить воскресный день от субботы, называли его днем воскресения Господня и просто днем Господним. Если первые христиане сохраняли иудейские обычаи, в том числе празднование субботы, то во II веке воскресный день вытесняет субботу, а Лаодикийский Собор 29м правилом прямо запрещает христианам «иудействовать», то есть праздновать субботу, и повелевает всем «день воскресный преимущественно праздновать».

http://azbyka.ru/prazdnovanie-svyatoj-pa...

Исследуемая автором статьи тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. Данная публикация дает ответы на многие вопросы по теме, в том числе: каково новозаветное православное понимание субботы? Можно ли говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы? Также Е.О. Иванов делает попытку раскрыть глубину смысла четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви. Предлагаемая тема касается одной из самых важных сторон христианской жизни – почитания воскресного дня, а также его соотношения с четвёртой заповедью Десятисловия, предписывающей соблюдать субботу. На наш взгляд, распространённое среди православных представление о том, что суббота как особый праздничный день была заменена на воскресенье, возникло вследствие католического влияния и требует прояснения в свете учения Церкви. В настоящей статье изложены основы богословия воскресного дня и субботы, что даёт возможность более точно уяснить смысл четвёртой заповеди согласно Писанию и Преданию Православной Церкви. Основания православного почитания воскресного дня Православное богословие воскресного дня есть осуществляющееся Церковью деятельное осмысление воскресения Господа Иисуса Христа как основы христианской веры. Воскресение Христово произошло «в первый день недели» (Мк. 16:9), в связи с чем этому дню со времён апостолов было усвоено особое значение в жизни Церкви и название «день Господень». С особой силой значение воскресения выразил святой апостол Павел, который говорит: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Мысль эта проходит через весь Новый Завет, в книгах которого раскрываются разные аспекты веры в воскресение. Так, апостол Павел указывает, что Бог «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых» (Рим. 1:4); что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Павел благовествовал афинянам «Иисуса и воскресение» (Деян. 17:18). Апостол Пётр говорит о том, что через воскресение Христово Бог возрождает верующих «к упованию живому» (1 Пет. 1:3). В книге Деяний написано: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4:33). Этих и другие стихи (напр., Деян. 2:31, 4:2) свидетельствуют о воскресении Господа как основе христианской веры.

http://pravoslavie.ru/63011.html

Разделы портала «Азбука веры» Пример с одним чтением и одним аллилуиарием Чтение Апостола в седмичный день. Прокимен, Апостол, аллилуиарий — дня. Д:   «Вонмем». Св:  «Мир всем». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  Произносит «Прокимен глас 7: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Х:   Поет полностью прокимен на 7 глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Чт:  Стих: «Услыши Боже глас мой, внегда молитися ми к Тебе». Х:   Поет полностью прокимен на 7 глас: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него». Чт:  Произносит 1ую половину прокимна: «Возвеселится праведник о Господе». Х:   Поет 2ую половину прокимна: «И уповает на Него». Д:   «Премудрость». Чт:  «К Римляном послания святаго апостола Павла чтение» . Д:   «Вонмем». Чт:  Читает Апостол . Св:  «Мир ти». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  «Аллилуиа, глас 1» . Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Чт:  Стих: «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Чт:  Стих: «Насаждени в дому Г осподни, во дворех Бога нашего процветут». Х:   «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (во глас 1). Пример с двумя чтениями и двумя аллилуиариями Чтение Апостола в воскресный день. Прокимен, Апостол, аллилуиарий — воскресный и праздника . Д:   «Вонмем». Св:  «Мир всем». Чт:  «И духови твоему». Д:   «Премудрость». Чт:  Произносит воскресный прокимен рядового гласа «Прокимен глас 2: Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Х:   Поет полностью воскресный прокимен на 2 глас: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Чт:  Стих: 1го прокимна «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». Х:   Поет полностью воскресный прокимен на 2 глас: «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение». Чт:  Произносит 2ой прокимен праздника: «Прокимен глас 3. Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем». Х:   Поет 2ой прокимен праздника: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем».

http://azbyka.ru/primer-chtenija-prokime...

Четвертая заповедь закона Божия Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твои, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 1. Библейские изречения о четвертой заповеди Празднование воскресных и праздничных дней есть установление божественное: и благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быm. II, 3 ). – Я (св. Иоанн Богослов) был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, первый и последний ( Anok. I, 10 ). – При наступлении дня пятидесятницы, все они были единодушно вместе ( Дeяh. II, 1 ). Хранение праздников выражается а) в покое от обыкновенных занятий: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя; день же седьмой суббота Господу Богу твоему ( Исх. 20, 1, 17 ). б) в совершении добрых дел: случилось Ему (И. Христу) в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба; и они наблюдали за Ним. И вот предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнию. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И прикоснувшись, исцелил его, и отпустил ( Лук. 14, 1 – 4 ). в) в оказании дел милосердия не только по отношению к людям, но и домашний животным: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу ( Лyk. XIV, 5 ). г) в хождении в храм Божий для молитвы и поучения в слове Божием: и пришел (Господь наш И. Христос) в Назарет, где был воспитан, в день субботний в синагогу ( Лук. 4, 16 ; сн. Деян. 20, 7 ). д) в приобщении в воскресный день тела и крови Христовых: в первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними, я проповедовал слово до полуночи ( Деян. 20, 7 ), 2. Объяснение четвертой заповеди Закона Божия а) День седьмый (воскресный) Богом благословен и освящен. «И благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Он творил и созидал». ( Быm. II. 3 ). Что такое благословение дня, можно разуметь из противоположного ему проклятия дня. День проклинается, когда он полагается началом и виною некоторого зла и осуждается на сетование и как бы науничтожение ( Uob. III. 1 – 9 ; Иерем. XX. 14 – 16). Следственно, когда день благословляется, тогда он поставляется причастным особенного некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени. Наипаче же благословение Божие всегда есть источник блага твердого и пребывающего. Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению (Иис. XX. 7; Чucл. I. 13 ), и приписывается иногда тому, что само по себе свято ( Uoah. X. 36; XVII. 19 ), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения ( 4Цар. Х. 2 ; Heeм. VIII. 9 ; Uouл. 1. 14; II. 15 – 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

250. Беседа об освящении дня Господня (Напечатана в Твор. Св. Отц. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год И отвещав Иисус рече к законником и фарисеом, глаголя: аще достоит в субботу целити? ( Лyk. XIV. 3 ). Некогда Господь Иисус, оком всеведения Своего взирая на сокровенные помыслы законников и фарисеев, вызывал оные наружу вопросом: «аще достоит в субботу целити?» позволительно ли в день, посвященный Богу, врачевать больных? – На вопрос о законе, у законников не нашлось ответа. «Они же умолчаша». В молчании сем заключалось строгое мнение, что в субботу врачевать не должно, и желание обвинить Иисуса, за Его изцеления в субботу, в нарушении закона: но строгие судии не осмелились отверзть уста свои, потому что народ благоговел пред Иисусом и пред его изцелениями. Посему Господь субботы Сам разрешил Свой вопрос: и – как легко и непререкаемо даже для противящихся Ему! Он тотчас исцелил бывшаго пред глазами Его человека, страждущаго водяною болезнию. «Прием исцели его, и отпусти» ( Лк. 14:4 ). Очевидно, что изцеление было чудесное. Дело чудесное есть дело Божие. Дело Божие не может быть противно закону Божию. Следственно врачевание больных в день, посвященный Богу, не противно закону Божию. «Достоит в субботу целити». Известно вам, что день воскресный есть то же самое в христианской Церкви, что был в Церкви Ветхаго Завета день субботный. Вопрос: позволительно ли в день воскресный врачевать больных? не затруднил бы, думаю, ни ученых, ни неученых между нами. Кто не пошлет за врачем в день воскресный? Какой врач не пойдет к больному в день воскресный? От чего же сия разность во мнениях? От того ли, что мы лучше Иудеев понимаем закон дня Господня? – Хорошо, если так. Или, может быть, не от того ли, что мы меньше Иудеев внимательны к закону дня Господня? – Можете разсудить, как сие было бы унизительно для христиан. Итак надобно нам, братия христиане, помыслить и попещись о том, чтобы закон дня Господня и разуметь, и исполнять, не только не хуже древних Иудеев, но и совершеннее; так как христианство, без сомнения, выше и совершеннее иудейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О четвертой заповеди Закона Божия 4 . Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему . Помни день субботний, чтобы святить его (т. е. проводить его свято): шесть дней работай и делай, в продолжении их, все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему. Еже – чтобы; святити – святить, посвящать на служение Богу, на святые и угодные Богу дела; шесть дней делай – шесть дней трудись, работай; и сотвориши в них – и делай в продолжении их; вся дела твоя – всякие дела свои. Четвертою заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван; а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела. Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение священного писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела. В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота (что по древне-еврейски значит «покой») – в воспоминание творения Господом Богом мира («в седьмой день Бог почил от дел творения»). В Новом же Завете, со времени св. апостолов, стал праздноваться первый день недели, Воскресный – в воспоминание Воскресения Христова. Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись и другие праздники (праздник Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.). Самым главным христианским праздником является «праздников Праздник и Торжество из торжеств» – Светлое Воскресение Христово , называемое Святою Пасхою , которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.). Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Поуч. 6-ое. Второй день Пасхи. (И мы воскреснем!) Иисус Христос воскресе! Воскреснем и мы, друзья мои! Задумывались ли вы когда-нибудь над этими отраднейшими словами, над этим величайшим действием всемогущества Божия над нами? Мы воскреснем... Будет когда-то время, когда тела наши, эти самые бренные тела, сокрытыя в могилах, истлевшие в прах, превратившиеся в землю, по действию всемогущего Слова Божия, опять преобразятся из гробов и опять соединятся с нашими же, разлученными на время, душами, для жизни вечной... Для жизни созданы мы! Хочется нам жить; и мы будем жить в этих же самых наших, только преображенных телах; будем жить вечно, вечно... Какая радость, какое утешение в этих словах для нас смертных! Чего же нам, после этого, бояться смерти? Зачем приходить в уныние и отчаяние, при смерти близких нашему сердцу? IU. Христос есть начаток нашего воскресения, говорит св. апостол Павел, – есть основание и нашего воскресения. Христос в Самом Себе воскресил человечество; воскресит Он и тех, которые преискренно приобщаются Его плоти и крови, – которые становятся с Ним едино верою и любовию, – которые не образно только, а действительно становятся членами Его – единой Главы всех верующих. а) Воскрес Христос, и мы воскреснем, друзья мои! И разве это так невероятно? Мало ли мы видим в нашей здешней жизни образов воскресения? Что человек воскреснет и снова получит свое тело, на это ежедневно указывает наше засыпанье вечером и просыпанье утром. Подобно тому, как мы ложимся и засыпаем вечером, а на другой день пробуждаемся и встаем с тем же телом; так и мертвое тело некогда при воскресении получит снова свой вид и свою жизнь, пробудится от смертного сна и будет жить. Другой образ нашего воскресения составляет непрерывающаяся преемственность дня и ночи. Когда оканчивается день и заходит солнце, постепенно становится все темнее и темнее, и наконец все покрывает мрачная ночь. Тьма и тень смертная обнимают тогда всю природу; исчезли горы и долины, цветы и деревья, не видно ни одного творения, и все как мертво. Если в мрачный полночный час взойти на гору и посмотреть вокруг, подать голос и прислушаться, то никто не отзовется во тьме, ничто не шелохнется, все спит, люди и животныя. Но чуть наступит утро, все становится видимым пред глазами, все оживает, и снова царит везде новая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День рождения воскресного дня 6 мин., 06.03.2017 Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах? Воскресеньедень субботний? У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу. Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10). Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9). Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

http://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnog...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресенье, 11 февраля 2024 года: что будет в храме? 8 мин., 09.02.2024 В тридцать шестую Неделю по Пятидесятнице Церковь вспоминает перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца и чтит святителей Лаврентия, затворника Печерского, Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских. На 11 февраля выпадает память мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория, а также Сильвана, епископа, Луки, диакона, и Мокия, чтеца. В этот же воскресный день мы почитаем священномучеников Иоанна Гранитова, Леонтия Клименко , Константина Зверева и с ними 5-ти мучеников. Еще в воскресенье 11 февраля мы обращаемся в молитве к святым, совершавшим свой духовный подвиг на территории Коми, Екатеринбургской и Пермской митрополий (Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых. Собор святых Пермской митрополии). Воскресенье, 11 февраля 2024 года Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 11 февраля. Особенности богослужения Тропарь воскресный, глас 3 Да веселятся небесная,/да радуются земная,/яко сотвори державу/мышцею Своею Господь,/попра смертию смерть,/первенец мертвых бысть;/из чрева адова избави нас,//и подаде мирови велию милость. Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость. Кондак воскресный, глас 3 Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/и нас возвел еси от врат смертных;/днесь Адам ликует, и радуется Ева,/вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно//Божественную державу власти Твоея.

http://foma.ru/voskresene-11-fevralja-20...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя о мытаре и фарисее, 25 февраля 2024 года: что будет в храме? 12 мин., 24.02.2024 В 2024 году подготовка к Великому посту начинается в воскресенье 25 февраля, которое называется Неделей о мытаре и фарисее . Также в этот воскресный день Церковь чтит память святителей Мелетия, архиепископа Антиохийского, Антония, Патриарха Константинопольского, Алексия, митрополита Московского, и Мелетия (Леонтовича). Еще 25 февраля мы молимся преподобным Марии, именовавшейся Марином, отцу ее Евгению, Мелетию Ипсенийскому и чествуем Иверскую икону Божией Матери. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 25 февраля. Воскресенье, 25 февраля 2024 года, Неделя о мытаре и фарисее На нынешнем месте церковного года — за 3 воскресенья до начала Великого поста — Неделя о мытаре и фарисее была закреплена в XI веке. Притча о мытаре и фарисее задает тон на весь Великий пост, призывая к покаянию и упованию на Бога. Подробнее о мытаре и фарисее читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь воскресный, глас 5 Собезначальное Слово Отцу и Духови,/от Девы рождшееся на спасение наше,/воспоим, вернии, и поклонимся;/яко благоволи плотию взыти на Крест,/и смерть претерпети,/и воскресити умершия/славным Воскресением Своим. Слово, безначальное подобно Отцу и Духу,/от Девы родившееся для спасения нашего,/воспоем, верные, и поклонимся Ему,/ибо благоволил Он плотию взойти на Крест,/и смерть претерпеть, и воскресить умерших/славным воскресением Своим. Кондак воскресный, глас 4

http://foma.ru/nedelja-o-mytare-i-farise...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010