Скит во имя Воскресения Христова Скит расположен на месте, где, по Валаамскому преданию, Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Впоследствии здесь стояла часовня во имя Св. Андрея, возобновленная в 1846 г. В начале XIX в. в пещере, где жили змеи, подвизался иеромонах Никон (1745(6)-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты. Осенью в деревянном доме жили монастырские рыбаки. В 1896 г. известный благотворитель И. М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте скит и пожертвовал 10000 рублей. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В. И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. на месте строительства с помощью взрывов и кувалдами в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича, с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами, сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева - камня помазания, обозначавшего камень, на котором Праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в Притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима. Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г. возросло до 50 человек, были построены три корпуса. В 1931 г. открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы. После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта - одна из лучших пристаней на Ладоге - ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05450

Внутреннее пространство нижнего храма повторяет устройство Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Войдя в храм, видишь мраморную сень над камнем миропомазания, а в нем самом покоится святая Плащаница. Валаамский камень миропомазания является подобием Иерусалимского, на котором праведные Иосиф Аримафейский и Никодим помазали благовониями пречистое тело Господа Иисуса Христа и обвили его плащаницей, подготавливая к погребению. Алтарь здесь вынесен почти на середину храма и, согласно древней Византийской и древнерусской традициям, имеет низкую алтарную перегородку, благодаря чему молящиеся во время службы могут видеть все священнодействия, обычно сокрытые за царскими вратами. В центральной части храма, где традиционно располагается Алтарь, находится Кувуклия, ее размеры такие же как и в Иерусалиме. Само слово «Кувуклия» используется в единственном месте на земле – в Храме Гроба Господня, где был погребен Спаситель для тридневного сна и где Он воскрес. Главная святыня храма и всего Воскресенского скита – пещера Святого Гроба Господня. Здесь стоит «лавица» – подобие Иерусалимского каменного ложа, на котором покоилось тело Господа. Это «единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения»: вторично Христос явится уже во славе своей судить мир. Над камнем располагаются несколько лампад, одна из которых неугасимая. С устройством Воскресенского скита в нем поселились первые шесть иноков. Когда число братии возросло были построены келейный и хозяйственные корпуса с мансардами. В нижнем храме совершалось чтение неусыпаемой Псалтири. Начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война, не миновала и Валаамскую обитель: 264 монастырских насельника были призваны на военную службу. Затем после революции и перехода Валаамского архипелага в состав Финляндии здесь размещалась монастырская школа для детей. После эвакуации монастыря и возвращения Валаама СССР скит был заброшен. В послевоенное время в скиту был организован филиал дома инвалидов, а в шестидесятые годы прошлого века открыли летнюю туристическую базу отдыха. Из неохраняемых государством скитских корпусов и храмов было вынесено все, включая мраморные подоконники и печные изразцы. В нижней церкви устроили прачечную, в верхнем храме – танцплощадку. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Официальный сайт  Валаамского монастыря Выявленные объекты архитектуры (Приказ от 09.08.2005, Министерство культуры и по связям с общественностью РК) Воскресенского скита (архипелаг Валаам, п-ов Никоновский): 1) Баня и прачечная (1925-1933гг.), Дом для хранения сетей, баня (1909г.), дом жилой (1880 г.), Дом жилой для рыбаков у причала (1905г.), Казарма (перевезена с мыса Красного) 1925-1933гг., Корпус келейный (1906-1909гг.), Причал в Малой Никоновской бухте у " царской тропы " (конец 18 - нач. 19 вв.). 2) Воскресенский скит: Часовня Андрея Первозванного (1846 г.) (архипелаг Валаам, п-ов Никоновский). «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия» Одной из лучших пристаней на Ладоге является Никоновская бухта, получившая название от имени жившего в конце XVIII в. иеросхимонаха Никона. Осенью в деревянном доме здесь жили рыбаки. На горе в Никоново издревле стояла часовня Св. апостола Андрея Первозванного, возобновленная в 1846 г. В 1896 г. известный паломник и благотворитель И.М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу уступить это место для устройства скита и пожертвовал 10 тыс. рублей. Он собирался остаться на Валааме, но афонские иноки убедили его поехать на Св.гору, где он вскоре скончался схимонахом в Андреевском скиту. Устройство скита на Валааме задержалось в связи с необходимостью построить каменные храмы в отдаленных Сергиевском и Германовском скитах. В 1901 г. стали расчищать место для будущего храма. Чертежи много работавшего в монастыре архитектора Н.И. Баранкеева были одобрены епархиальным начальством, ходатайство о строительстве удовлетворено Финляндским сенатом. Храм возводили на гранитной плите. С огромным трудом, с помощью взрывов и кувалдами углубили место для будущей пещерной церкви, заложили фундамент и летом 1902 г. начали класть стены. Через год храм был готов вчерне, к 1905 г. выполняли внутреннюю отделку. 30 июля 1906 г. церковь освятил архиепископ Финляндский и Выборгский, будущий Патриарх Сергий. Пещерный храм во имя Св.Андрея Первозванного освятил 29 октября 1906 г. игумен Пафнутий.

http://sobory.ru/article/?object=05450

Новое возрождение Воскресенского скита началось после второго прихода святого апостола Андрея Первозванного на Валаамский архипелаг. 4 июня 2003 года по благословению игумена Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, архимандрита Иеремии ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного прибыл на Валаам. Первый молебен на острове Валааме был отслужен тогда именно в нижнем храме Воскресенского скита. Молебен служился с особыми прошениями о восстановлении находящегося в запустении храма. И буквально через несколько недель начались работы по полному восстановлению Воскресенского храма. 13 декабря 2005 года, в праздник апостола Андрея Первозванного, игумен Спасо-Преображенского монастыря, епископ Троицкий Панкратий совершил первую Божественную литургию в восстановленном храме. В июле 2011 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещая скит отметил: «Сегодня паломнический маршрут начинается именно с этого места, и каждый турист, каждый паломник, прибывающий на Валаам, соприкасается с храмом Воскресения, с замечательной красотой этого храма как неким символом того, что воскресение и есть наивысшая ценность человеческого бытия, и всякое паломничество – будь то по Валааму, по храмам, монастырям, или паломничество длиною в человеческую жизнь – должно устремляться к этой цели воскресения. Дай Бог, чтобы это святое место обращало сердца людей к Воскресшему Спасителю». Храмы [ править править код ] Храм Воскресения Христова Красотой «северного Афона » пленился и известный благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков (в мантии Иоанн, в схиме дано прежнее имя – Иннокентий). Именно он предложил игумену Гавриилу на месте часовни в Никоновской бухте воздвигнуть храм и при нем несколько келейных корпусов. Летом 1902 года началось строительство храма, завершившееся в 1906 году освящением 30 июля верхнего храма в честь Воскресения Христова. Нижний храм был освящен в честь апостола Андрея Первозванного, т.к. считается, что именно на этом месте святой апостол воздвиг крест, освятив скалистые ладожские берега и предсказав великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Храм освящен Малым архиерейским 10.07.2006 г. Патриархом Алексием II. Храм открыт только летом.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Впервые в прошлом году мы посетили еще один из скитовВоскресенский, и совершили освящение нижнего храма во имя апостола Андрея Первозванного. По преданию именно в этих местах, которым впоследствии монахи присвоили библейские названия, апостолом Андреем Первозванным был воздвигнут крест. Надеемся, что в этом году будут подготовлены к освящению верхний храм во имя Воскресения Христова. Продолжаются работы по строительству нового комплекса Свято-Владимирского скита. Новый скит будет достойным вкладом и памятником нашей эпохи в культурно-историческом и природном комплексе Валаама, который складывался на протяжении столетий. В 2002 году мы совершили закладку скита. Два здания уже построены, и мы также надеемся в этом году совершить закладку храмового комплекса во имя равноапостольного великого князя Владимира. Строительство нового Свято-Владимирского скита имеет особое значение, поскольку он посвящен святому равноапостольному князю Владимиру и всем святым земли русской, в ознаменование духовного возрождения России и возобновление обители Валаамской, начало которой было положено в год тысячелетия Крещения Руси. Период после празднования тысячелетия Крещения Руси мы не случайно называем вторым крещением Руси, потому что за эти годы огромное количество людей нашло дорогу к Богу и к храму. Воссоздание тысяч порушенных храмов и сотен обителей свидетельствует о том, что возрождаются духовные начала в жизни нашего народа. В советское время, несмотря на то, что в законодательстве декларировалось отделение Церкви от государства, на практике все выглядело иначе. Вмешательство государства в православную жизнь, даже в такие ее сакральные области, как совершение Таинств, создавало возмутительные ограничения в богослужебной практике. Общегосударственное давление зачастую усугублялось просто безобразными выходками и нелепыми запретами уполномоченных «местного уровня». Но я сознавал, что у Церкви и государства есть и общие задачи. Ибо исторически Русская Православная Церковь всегда, на протяжении всей своей тысячелетней истории была со своим народом в радостях и испытаниях, выпавших на его многострадальную судьбу. Вопросы нравственности и морали, здоровья и культуры, семьи и воспитания требуют совместных усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203135...

Вход в скит для мужчин ограничен (пятница — день молчания), для женщин — закрыт. Для всех без исключения гостей скит открывается только один раз в году — в свой престольный праздник, день Всех Святых; Фото valaam.ru — скит во имя пророка Илии (Ильинский) — основан игуменом Дамаскином (Кононовым) (1795–1881), скит дал название острову — Ильинский, в пятидесятые годы ХХ века был полностью уничтожен, в 2006 году восстановлен. Посещение скита — только по благословению игумена обители; Кадр из виртуального тура по скиту прп. Александра Свирского — скит во имя преподобного Александра Свирского (Святоостровский) — находится на уединенном Святом острове, на самом севере архипелага. Здесь 500 лет назад жил в уединении монах Александр Свирский. Сохранилась его пещера и поклонный крест перед ней. В середине XIX века игумен Дамаскин основал на острове скит; Фото свящ. Максима Массалитина/Flickr/CC BY-SA 2.0 — Воскресенский (Новоиерусалимский) скит — построен в 1901–1906 годах на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, центр скита — двухэтажная церковь. Верхний храм — Воскресения Христова, нижний — апостола Андрея Первозванного. В восточной части нижнего храма устроено подобие иерусалимской пещеры Гроба Господня. Храм Воскресенского скита является смысловым и архитектурным центром валаамского Нового Иерусалима; Фото valamo.ru — Гефсиманский скит — построен в 1911 году игуменом Маврикием как продолжение валаамского Нового Иерусалима. Вместо оливковых деревьев, роща которых носит в Палестине название Гефсиманского сада, на Валааме были высажены многочисленные кусты сирени, шиповника, чубушника, спиреи. Посреди этого сада расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутреннее убранство которой выполнено из кипариса; Фото valaam.ru — скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский) — выстроен в XIX веке на берегах Коневских (Игуменских) озер, восстановлен с нуля в 2004 году. Здесь хранится список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери. В этих местах жил около шести лет в отшельничестве монах Дамаскин (Кононов), которому было суждено стать самым знаменитым игуменом Валаамского монастыря, возглавлявшим обитель 42 года. Именно по благословению игумена Дамаскина на этом месте был построен скит — самый маленький на Валааме. Число его братии никогда не превышало трех человек;

http://sever.foma.ru/chto-posmotret-na-v...

горы Афон прибыл новгородский уроженец Преп. Арсений Коневский, удалившийся затем от многолюдного братства на о. Коневец на Ладоге. Преподобный Савватий в 1429 г. отошел с Валаама на Соловецкий остров в Белом море. Там он положил начало монашеской жизни вместе с Преподобным Германом Соловецким. В одно время с Преподобным Савватием пребывали на Валааме его ученик и инок Геннадий, впоследствии Святой архиепископ Новгородский, знаменитый борец с ересью, составитель первого полного свода Священного Писания на славянском языке (1499 г.), Пасхалии на 1000 лет и Преп. Евфросин из рода князей Тепринских. В 1474 п пришел на Валаам Преп. Александр Свирский. На Валааме еще в 1930-е годы почиталась могила схимника Григория. Предание отождествляло его со шведским королем Магнусом II Смеком. В 1371 п король вел войну с русскими. Поднялась на Ладоге страшная буря, разметала все корабли. Спасся только сам король. На доске его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к Православной Церкви, принял схиму (великий постриг) и через три дня скончался, оставив своим соплеменникам завет не воевать с Русью.             Скиты Скиты Валаамского архипелага: Скит Всех Святых (Белый скит); Святоостровский скит (преподобного Александра Свирского) восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года; Ильинский скит (уничтожен в 50-ые года, заново отстроен в 2006 году); Никольский скит; Предтеченский скит; Коневский скит (разобран в 1950-ых годах, ныне восстановлен); Свято-Авраамиевский скит (разрушен); Воскресенский скит (Красный скит); Гефсиманский скит; Смоленский скит (восстановлен в 2005 году); Свято-Владимирский скит (построен в 2007 году). Скиты на других остравах Ладожского озера: Германовский скит ( остров Сюскюансаари) с церковью Александра Невского, в настоящее время находится в руинированном состоянии; Сергиевский скит (остров Путсаари); Тихвинский скит (остров Воссинансаари) в наши дни не существует, все постройки скита были разрушены. [править]Возрождение жизни монастыря. Современность       Скиты подробнее   Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св.

http://isihazm.ru/1/?id=586

Какая красота храма Воскресенского скита, переносящего душу посетителя туда – на Восток!.. Какою-то особою деловитостью веет от скита Гéрманского. Тихвинский скит – воистину пустыня для спасающихся от мирской суеты подвижников! А церковь скита – верх изящества и искусства. Сергиевский скит своеобразною архитектурою своего храма, окружающею его природою..., всем своим видом как нельзя более напоминает великого северного подвижника, мощи коего почивают в соборе Валаамского монастыря. Гора Ильинского скита до известной степени переносит мысль паломников на гору Кармил. Пещера преп. Александра Свирского – нечто неописуемое. Во-истину велик был этот подвижник, проводивший свою святую жизнь в столь суровой обстановке! Бесхитростная архитектура скромного храма скита Свирского всего более отвечает характеру этого славного отшельника и великого чудотворца. Он покинул Валаамские края, но поселился не так уж далеко от Ладожского озера. Честные мощи преп. Александра, нетленно почивающие в его «Свирском» монастыре, и поныне служат предметом особого почитания посетителей Валаама, как и всех вообще православных христиан... Скромный скит преп. Авраамия Ростовского дает полнейший простор свободному человеческому духу парить вверх – к Богу: столь бесконечны ширь и даль озера, видимого глазу насельников скитских, что, – кажется, – нет им и границ! А лежащий невдалеке «Дивный Остров» своею неприступностью и особою красотою напоминает о красоте и неприступности небесного Сиона, о котором отцы-подвижники думают денно и нощно... Скит Предтеченский, чудная красота коего открывается уже с борта парохода, идущего на Валаам, представляет собою очаровательнейший уголок. Рассказывали про одного русского святителя, который, побывав здесь, не желал и уезжать отсюда. Великий пустынник – постник Иоанн Креститель, питавшийся акридами и диким медом, нашел себе здесь достойных учеников и последователей. Я в душе своей позавидовал одному нашему академическому студенту г. Яр-у Б. Д., поселившемуся здесь минувшим летом на полтора месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

В 1896 г. благотворитель и паломник И.М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте, где жили монастырские рыбаки, скит и пожертвовал 10 тысяч рублей. Он собирался остаться здесь, но отправился на Св. Гору Афон, где принял великую схиму и вскоре умер. План двухэтажного храма составил много работавший на Валааме финляндский епархиальный архитектор В.И. Баранкеев (1850-1902). В 1901 г. началась расчистка места для будущего храма: с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент и летом 1902 г. начали класть стены. Всего за год храм вчерне был готов. В 1905 г. выполнили внутреннюю отделку. 30 июля 1906 г. главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Сергий (Страгородский). В архитектуре храма, построенного на цоколе серого гранита из валаамского кирпича с трехмаршевой лестницей и гранитными колоннами сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. Нижний храм во имя св. апостола Андрея был освящен игуменом Пафнутием и устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. Мимо располагавшегося справа небольшого мраморного иконостаса и слева — камня помазания, обозначавшего камень, на котором праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя, проход ведет в притвор Ангела, где находился камень, будто отнятый Ангелом от Гроба Спасителя с частицей подлинного. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой св. Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима. Убранство полного светом верхнего храма, в котором служба велась летом, напоминало о Светлом Христовом Воскресении. Все иконы были написаны Валаамскими монахами. Лишь образ Божией Матери Иерусалимской был передан из Москвы в благодарность за устройство там Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. Эта традиция соблюдается и сейчас, только в летнее время, когда на остров приезжает хор Санкт-Петербургского подворья.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3708737...

Первые шесть насельников скита поселились в доме под горой. Когда число их к началу 1910 г. возросло до 50 человек, были построены три корпуса: одноэтажные — келейный и хозяйственный к востоку и двухэтажный с трапезной и кельями к северу от церкви (проект зодчего Н.Н. Никонова). В 1931 г. была открыта школа-приют для мальчиков с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы. После окончания наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служил ориентиром для прибывающих на Валаам судов. Никоновская бухта — одна из лучших пристаней на Ладоге — ныне главная гавань Валаама. Здесь живут и встречают паломников экскурсоводы монастыря. Гефсиманский скит Распространенная на Руси традиция паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявлялась в желании православного человека видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». Отец Маврикий завершил строительство Новоиерусалимского скита на Сионской горе. Ладогу и небольшое Никоновское озеро соединяет проток, получивший название Кедрон. Слева за ним — 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 г. во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней на 7-километровой дороге к обители находится поле «Иосафатова долина». Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Далее, слева от дороги, место кирпичного завода села Скудельниче (скудель — обожженная глина). Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор — место Преображения. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский скит. В местности Гефсимания Господь молился пред Своими Крестными Страданиями. В небольшой деревянной часовне скита когда-то был лишь образ Моления о чаше. В Гефсиманском саду была погребена Пресвятая Богородица, поэтому скитская церковь (ее устроили в 1911 г. присоединив алтарь к часовне 1906 г.) освящена во имя Успения Богородицы. Церковь, как и часовня, построена в стиле деревянных храмов Средней Руси. Колокольня и средняя глава завершены шатрами, церковь богато декорирована резьбой. За ней, между пихтами, два келейных корпуса (здесь жило 8-10 человек, в том числе исповедник «старого стиля» — последний великий старец Тимон, в схиме Михаил).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3708737...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010