Святейший Владыка выразил признательность председателю правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А. Зубкову, губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву и наместнику обители игумену Феофилакту (Безукладникову) за труды по возрождению святыни. Затем Святейший Патриарха Кирилл рассказал об актуальных задачах дальнейшего восстановления и развития Нового Иерусалима. Стенограмма выступлений председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605-1681). Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году, интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность. 23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 6 марта 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

http://patriarchia.ru/db/text/3832109.ht...

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. В XVIII–XIX веков. Над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг. Последующие государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича. В 1919 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 году на базе монастыря создан Художественно-исторический музей, коллекцию которого составили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 года взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, Святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить. В 1970—80 годы в парковой зоне монастыря было положено начало музею деревянного зодчества под открытым небом, в составе которого памятники народного деревянного зодчества: часовня, крестьянская усадьба Кокориных с интерьером и ветряная мельница. Когда строили подземную церковь Константина и Елены, то из-под земли забил родник. Над родником сделали сруб, это место назвали «Святой колодец». Он сохранился до сих пор, находится в правом приделе церкви. Из колодца в Гефсиманский сад отведена труба. Вода в саду у основания Сионского склона изливается мощной струей. Источник считается чудодейственным, а вода в нем – святой. В 1994 году вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В трапезных палатах состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Кирилла и Д.А. Медведева — сопредседателей Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря. Затем Предстоятель Русской Церкви и глава Правительства РФ возглавили очередное заседание Попечительского совета. Д.А. Медведев приветствовал собравшихся. Затем прозвучало выступление Святейшего Патриарха Кирилла. С сообщением о ходе ремонтно-восстановительных работ выступил председатель правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А. Зубков. В заседании участвовали члены Попечительского совета: министр культуры РФ В.Р. Мединский, министр финансов А.Г. Силуанов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ — руководитель секретариата председателя Правительства РФ М.И. Тринога, генеральный директор Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» С.В. Чемезов, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), а также приглашенные гости. Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году, интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/3347617.ht...

После реставрации До реставрации Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Московская область, город Истра, улица Советская, дом 2 Восстановлена уникальная семиярусная колокольня монастыря, взорванная во время Великой Отечественной войны Удалось сохранить кладку XVII века Отлиты аутентичные колокола с лицевыми изображениями святителей Восстановлены башенные часы и уникальный керамический иконостас церкви Всех Святых В 1656 году Патриарх Никон решил воссоздать рядом с Москвой святые места Палестины. Образ храма Гроба Господня не раз пытались перенести на русскую землю, но именно сподвижник Алексея Михайловича начал реальное строительство. Местность вокруг будущего монастыря перепланировали – вырубили лес по берегам Истры, холм, на котором возвели монастырь, досыпали и укрепили. Топонимы тоже стали новыми, их взяли из евангельских текстов. Сам монастырь заложили на холме Сион, рядом были Елеонский холм и Фавор. При Никоне возводились деревянные сооружения, затем появились и каменные сооружения. В XIX веке монастырь стал одним из центров русского паломничества, к 1913 году ежегодно его посещали более 35 тысяч человек. В 1919 году монастырь закрыли, в зданиях открыли два музея. В 1941 году минеры дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор, уничтожив и другие архитектурные памятники. Сооружения монастыря восстановили не полностью – основная архитектурная доминанта, огромная звонница XVII века осталась разрушена. В 1994 году возобновился Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. В 2014 году закончилась реставрация разрушенной колокольни. Министерство культуры настаивало на точности – обязательным условием было сохранить уцелевшие части, восстановление шло по чертежам, эскизам и фотографиям. В феврале 2014 года над Истрой вновь зазвучал колокольный перезвон. После реставрации До реставрации Воскресенский новодевичий монастырь Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 100 Воссоздан крест шатра (колокольни) Выполнено золочение большой главы, креста шатра (колокольни)

http://pravmir.ru/creative/pyat-monastyi...

23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 6 марта 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители. Ремонтно-восстановительные работы в Ново-Иерусалимском монастыре Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим со Святыми вратами Ремонтно-реставрационные работы в церкви и воссоздание иконы «Сошествие Христа в ад» в треугольном киоте фасада завершены в 2011 году. В 2012 году воссоздан в стиле XVII века уникальный резной иконостас с 32-мя рукописными иконами. Для храма приобретена необходимая церковная утварь. По имевшимся архивным документам воссоздана лестница на надвратную церковь. Храм полностью передан монастырю. Колокольня Воскресенского собора Колокольня, полностью разрушенная во время взрыва в 1941 году, воссоздана и отреставрирована с изразцами и куполом с крестом в позолоте. Полностью выполнена отделка внутренних интерьеров, включая изразцовый иконостас XVII века. Колокольня с воссозданными 15 колоколами освящена 30 сентября 2013 года. Проведены уникальные работы по сохранению дошедшего до наших дней трехъярусного изразцового иконостаса XVII века, фрагменты которого чудом сохранились после взрыва 1941 года. Воскресенский собор Ремонтно-реставрационные работы ведутся в полномасштабном режиме, к работам привлечены около тысячи специалистов. Выполнен основной объем реставрационных работ, в том числе по лепному и керамическому декору, отделочным работам, декоративным элементам, фасадам собора. Полностью отреставрированы все керамические иконостасы, ведется работа по воссозданию деревянных иконостасов. Завершены работы по куполу крестовой части с золочением креста, с фасадов здания сняты леса. Полностью произведены все консервационные работы по сохранившейся монументальной живописи и противоаварийные работы. Выполнена подготовка под воссоздание и реставрацию живописи. В интерьерной части проложены все инженерные коммуникации.

http://patriarchia.ru/db/text/3347617.ht...

Архимандрит Леонид указывал на особую связь церкви в Троицком с находившимся неподалеку Ново-Иерусалимским монастырем: Троицкий погост был одним из четырех приходов округи, наряду с Воскресенским, Воздвиженским (Дарна) и Преображенским (Никулино), духовенство которого всегда участвовало в праздниках, крестных ходах и других монастырских торжествах в Новом Иерусалиме. Упоминавшийся строитель деревянной церкви в Троицком Роман Федорович Бобарыкин был владельцем земель, на которых патриарх Никон построил Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, а позже возник город Воскресенск – современная Истра. В Русском биографическом словаре указано, что Р. Ф. Бобарыкин был окольничим, в 1625, 1628 и1630 годах служил в звании стольника, был воеводой в Шацке, Яблоновой, Козлове, Кукенойсе, строил город Тамбов. В церковную историю Бобарыкин вошел как участник «Бобарыкинского дела» – судебной тяжбы с патриархом Никоном за земли, располагавшиеся вокруг Ново-Иерусалимского монастыря. В 1656 году Никон купил у Бобарыкина несколько вотчин, в том числе село Воскресенское, где затем построил Новый Иерусалим. Бобарыкин пожертвовал в дар Воскресенскому монастырю и сельцо Бобырево (позднее ставшее Троицким) с землями и сенными покосами. Когда Никон удалился от патриаршего престола и потерял свое политическое значение, Бобарыкин захотел вернуть себе обратно земли, пожертвованные или проданные в свое время монастырю. Спор разгорелся в 1661 году. Никон велел крестьянам на спорной земле, которую Бобарыкин вновь стал считать своей, сжать рожь и скосить сено. Бобарыкин пожаловался на «самоуправство» Никона царю Алексею Михайловичу, попутно обвинив монастырских крестьян в покушении на его жизнь. Никон в ответ называл Бобарыкина в письме к царю «сосудом злоначального змия». В 1681 году Троицкое было выкуплено царем Федором Алексеевичем у Бобарыкина и передано Ново-Иерусалимскому монастырю. Сохранилось описание Троицкого храма в отказной книге примерно этого времени: «Церковь во имя Живоначальныя Троицы с пределы, деревянная, клетцки, крыта тесом, о трех главах; а в церкви местных образов: образ Живоначальныя Троицы Сергиево видение, образ Покрова Пресв. Богородицы, образ Успения Пресв. Богородицы, образ Николая Чудотворца; образ чудотворца Сергия и преподобного чудотворца Саввы на одной цке (доске)». Древние образы Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского и икона «Сергиево видение» подтверждают местное предание о том, что в окрестностях села Троицкого останавливался преподобный Сергий на пути в обитель к своему ученику преподобному Савве Звенигородскому.

http://sobory.ru/article/?object=01690

Наибольшие трудности, конечно, были при реставрации главных шедевров монастыряВоскресенского собора, его знаменитой ротонды. Там настолько сложные были работы, что до сих пор удивляюсь, как быстро удалось сделать. Из руин практически была восстановлена колокольня, которая была уничтожена в 1941 году. Были проведены работы по воссозданию редчайшего изразцового иконостаса XVII века. Помимо монастырского ансамбля также восстановлена территория с сохранением всех особенностей ландшафта — он там имеет особое значение. Сейчас, надеюсь, созданы все условия для полноценной жизни монастыря. Для того чтобы туда приезжали паломники, просто туристы могли посмотреть монастырь. Их становится все больше. Только в этом году, по моим данным, обитель посетило более 150 тысяч человек. Интерес к Ново-Иерусалимскому монастырю и вместе с тем к нашей истории, безусловно, растет. Это нас не может не радовать. Теперь нужно поддерживать здания так, чтобы они сохранялись после восстановления, которое было предпринято, всей той работы, которая была. Именно поэтому Правительство приняло решение выделять по отдельной строчке регулярное финансирование на содержание объектов, для того чтобы их можно было сохранять в том великолепии, в котором они сейчас существуют. И очень важно, чтобы Новый Иерусалим оставался просветительским центром. Собственно, он таковым и был задуман изначально. Мы для этого тоже постарались все возможное сделать. Еще раз хочу поблагодарить всех, кто помог восстановить Ново-Иерусалимский монастырь. Особая ответственность, конечно, лежала на людях, которые там трудились, на строителях, реставраторах, инженерах, архитекторах, мастерах в самых разных областях творчества. Они опирались на помощь специалистов, которые входили в экспертные советы, это тоже было важно. Хочу сказать отдельные слова благодарности, Ваше Святейшество, Вам, всем представителям Русской православной церкви и, конечно, членам Попечительского совета, которые здесь присутствуют, во главе с Виктором Алексеевичем Зубковым, который работал, на мой взгляд, не покладая рук, и эта работа была организована на самом высоком уровне. Также благодарю и тех, кто занимался этим в Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/5538277.ht...

Также в ходе заседания были заслушаны доклады председателя правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А.Зубкова и наместника обители игумена Феофилакта. Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель была призвана стать центром православного мира. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь – своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села – Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей " Новый Иерусалим " , а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность.

http://religare.ru/2_96965.html

Также в ходе заседания были заслушаны доклады председателя правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А.Зубкова и наместника обители игумена Феофилакта. Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье  Патриархом Никоном . По его замыслу обитель была призвана стать центром православного мира. Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/2491739.ht...

Изъ замечательныхъ вещей въ пустыни хранятся: сосуды, употребляемые при сделанныя въ 1598 г. царевича Феодора Борисовича. Пустынь владеетъ 83 дес. земли. Игуменъ. Монаховъ 33, послушниковъ 17. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908 г., стр.489-490 Пустынь была приписана к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю в 1657 г., в 1667 г. исключена из его ведения по указу царя Алексея Михайловича. В 1712 г. она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 г. по определению Святейшего Синода от 28 апреля - к Московскому Златоустовскому, в казну которого поступали все земли и скот пустыни, а также доходы от часовни у Арбатских ворот. В 1724 г. по определению Духовной дикастерии (Синодальная контора в Москве) была взята в монастырь ризница пустыни. Источник: протоиерей Олег Пенэжко. " г.Чехов. Храмы Чеховского района Московской области " . 2001 г. Основные реставрационные работы в обители проводились под руководством архитектора О.В. Гаевой. Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. В 1515 г. прп. Давид, из рода кн. Вяземских, более 40 лет подвизавшийся в Боровском монастыре, в пустынной местности на берегу Лопасни, бывшей во владении кн. Василия Семеновича Стародубского, основал мужской монастырь. По указу Ивана Грозного здесь начали строить каменный Вознесенский собор, но строительство завершено не было. В 1619 г. обитель была разорена литовцами и черкесами. В то время монастырь был беднейшим. В 1657 г. он был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, затем к Чудову, в 1721 г. - к Златоустовскому. В 1727 г. Давидова пустынь получила самостоятельность. В 1760-1778 гг. в обители размещалось Хатунское Духовное правление. В 1792 г. в монастыре введено общежитие и он восстановлен по указу митрополита Платона иеромонахом Макарием. С XIX в. начался расцвет обители, появилось множество каменных зданий; сложился существующий архитектурный облик. В 1915 г. обитель получила статус второклассного мужского монастыря. Рост благосостояния обители прервали события 1917 г. В 1930-х гг. монастырь покинули последние монахи. На территории монастыря и в его постройках разместился сельхозтехникум. Уничтожено монастырское кладбище, на котором покоился прах героя Отечественной войны 1812 г. генерала Дохтурова. В 1992 г. жители поселка образовали общину, которой был передан собор Всемилостивого Спаса. С 1995 вновь учрежден мужской монастырь и началось его возрождение. В 1997 г. были обретены мощи прп.Давида Серпуховского. В монастыре собрано более 150 частиц мощей святых угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=02624

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010