Справка: 1 февраля 2017 года Священный Синод образовал Организационный комитет по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь (журнал 1). В ходе первого заседания оргкомитета 7 марта 2017 года были внесены следующие предложения: 1. Совершить Божественную литургию, возглавляемую Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, 15 марта 2017 года, в день отречения от престола святого страстотерпца императора Николая II и день явления Державной иконы Божией Матери, воспринятого современниками как чудесный знак заступничества Царицы Небесной о земле Русской. 2. При освящении Святейшим Патриархом Кириллом 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, храма Воскресения Христова в память новомучеников и исповедников Церкви Русской московского Сретенского мужского ставропигиального монастыря отметить, вместе с памятью новомучеников и исповедников, 10-летие восстановления единства внутри Русской Православной Церкви. 3. Провести в 2017 году в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя тематическую церковно-научную конференцию, поручив ее подготовку Московской и Санкт-Петербургской духовным академиям и Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. 4. На протяжении 2017 года проводить в епархиях Русской Православной Церкви торжественные богослужения, приуроченные к памяти новомучеников и исповедников, и сопровождаемые крестными ходами, а также научные и общественные мероприятия. 5. Совершать памятные мероприятия не только в 2017 году, но и в последующие годы, если на местах имеются на то планы, в особенности в связи с круглыми датами мученической кончины святых. 6. Издательскому совету Русской Православной Церкви осуществлять координацию публикаций, посвященных 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь. 7. Издательству Московской Патриархии выпустить иллюстрированный альбом, повествующий о подвиге и почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской. 8. Поручить художественно-производственному предприятию «Софрино» изготовить пять ковчегов для честных мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4829830...

В 1994 г. на Пасху архиепископом Солнечногорским Сергием и епископом Истринским Арсением был установлен и освящен памятный крест на месте массовых казней священнослужителей и мирян, расстрелянных и захороненных на территории бывшего полигона НКВД-КГБ «Бутово» в период с 1936 по 1948 гг. Деревянный однопрестольный храм, построенный в традиционном русском стиле по проекту архитектора Д.М. Шаховского, был освящен в декабре 1997 г. Только по официальным данным, в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь расстреляно 20765 человек, из них за веру Христову пострадало около тысячи священнослужителей и мирян. К началу 2000 г. в лике святых прославлено 140 новомучеников, принявших в Бутове смерть. «Русской Голгофой» назвал Бутово Святейший Патриарх всея Руси Алексий II. Храм Воскресения Христова в Бутове был заложен 15 мая 2004 г. Накануне в Россию впервые приехал глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. На Бутовском полигоне представители Русской Зарубежной Церкви впервые молились с полнотой Матери-Церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием II. После богослужения, совершенного под открытым небом, состоялась закладка храма, в которой Святейший Патриарх предложил принять участие и митрополиту Лавру. Ровно через три года, 19 мая 2007 г. в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове. Храм на Бутовском полигоне выстроен в традиции шатровой архитектуры. Аналогичных пятишатровых храмов в древнерусской архитектуре практически нет. Наиболее близким по облику является деревянный трехшатровый собор в Кеми, который в какой-то мере явился прообразом храма в Бутове. Первый этаж храма посвящен подвигу новомучеников, поэтому в притворе на стенах можно увидеть предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. Под этими снимками на двух витринах помещены вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 г. Это обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. По стенам храма размещено более пятидесяти икон бутовских святых. Изначально предполагалось написать отдельные иконы всех бутовских мучеников, но так как в лике святых было прославлено более 320 человек, то было принято решение о написании соборных икон по дням расстрелов. Эти соборы святых образуют своеобразный минейный ряд бутовских новомучеников. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове, во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).

http://sobory.ru/article/?object=16836

3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников Соловецких. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана рабочая группа по канонизации святых под руководством игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова) и игумена Германа (Чеботаря). 17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых в августе 2000 года. 11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского. На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова. Тогда же, вместе с владыкой Петром, свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря - преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов), иеромонах Никифор (Кучин), монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов). К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти. В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа. В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В.З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии. На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на территории Сретенского мужского монастыря олицетворяет собой и память тех, кто пострадал за веру в период богоборчества, кто погиб в ходе репрессий; и вместе с тем он олицетворяет примирение. http://sdelanounas.ru/blogs/93932 Этот храм – новый, и его строительство на территории Сретенского монастыря было насущной необходимостью. Несмотря на то, что в округе практически нет жилых домов, на воскресные службы и в праздники к нам всегда приезжает так много верующих, что они просто не вмещаются в древний Владимирский собор. Многим приходилось оставаться на улице, поэтому нашему монастырю нужен был храм, который мог бы вместить всех желающих. Идейным вдохновителем и руководителем строительства нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской стал наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский. Он рассказывал об идее построить новый храм так: «Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан: иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей». На возведение храма владыка Тихон пожертвовал все средства от продажи своей знаменитой книги “Несвятые святые” и другие рассказы», общий тираж которой уже превысил 2,5 миллионов экземпляров. Строительству храма помогали также ряд российских компаний, к ним присоединились взносы и пожертвования прихожан. Новый храм был построен отнюдь не за «заоблачную», а скорее «скромную» по сегодняшним строительным размахам цену. Это удалось только потому, что Сретенский монастырь и его наместник сами были на этой стройке «прорабами» и внимательно контролировали все средства.

http://sobory.ru/article/?object=33680

По окончании Литургии епископ Егорьевский Тихон приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству панагию. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил мэра Москвы С.С. Собянина за помощь в строительстве нового собора в Сретенском монастыре и вручил столичному градоначальнику орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. Принимая высокую церковную награду, С.С. Собянин сказал: «Ваше Святейшество! Дорогие друзья! Для меня это высокая честь, высокая награда. Я считаю, что это оценка совместных трудов и взаимодействия между городом, Правительством Москвы и Московской Патриархией. Вместе с Вами, Ваше Святейшество, мы строим в Москве десятки новых храмов, десятки старинных зданий и храмов восстанавливаются из руин. Мы вместе с Вами возвращаем духовное и культурное наследие Москвы. И этот замечательный храм является примером того, как вместе мы, сотрудничая, создаем великие храмы, великое наследие, которое будет служить людям сотни лет. Помимо возведения храма был реконструирован, реставрирован целый квартал старинной исторической Москвы. Это жемчужина, которая будет служить москвичам многие годы. Спасибо Вам, Ваше Святейшество!». Во внимание к трудам по строительству храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Святейший Патриарх Кирилл вручил наместнику Сретенского монастыря епископу Егорьевскому Тихону орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал старинный образ Спасителя. К собравшимся в храме обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин. «Глубоко символично, что новый храм открывается в год 100-летия Февральской и Октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке», сказал глава государства. «Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое, продолжил В.В. Путин. Мы знаем, как хрупок гражданский мир, теперь мы это знаем, мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов».

http://patriarchia.ru/db/text/4906776.ht...

  Реклама: С.31.   [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). История гонений. Служение и притчи. Ил.: Христос с учениками. Репродукция Paintings/Alamy/Diomedia; Евангелист Марк. Гвидо Рени. 1621; Сеятель. Винсент Ван Гог. 1888; Христос во время шторма на море Галилейском. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1633//Фома. - – мая 2018. – С.32-39. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: Евангелие от Марка. Глава 3 (С. 32,34,36); Глава 4 (С.36,38). публикаций (см. Фома колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Мученик Никифор (Зайцев) 23.03.1884–21.05.1942. Ил.: Фото из семейного архива Никифора Петровича Зайцева;  Выписка из протокола заседания судебной тройки. 1937 г.; Строительство Беломорско-Балтийского канала, где Н. Зайцев отбывал срок заключения. Докум. фото//Фома. - – май 2018. – С.40-43. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).   Мученик Никифор родился 23 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. Верующий человек и постоянный прихожанин храма Воскресения Словущего в селе Ивойлово, он состоял членом церковной двадцатки, пел на клиросе и был неизменным участником крестных ходов и молебнов. Знавшие Никифора    Петровича свидетельствовали, что он был человеком глубоко церковным,      безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она проводилась, все же вступил в колхоз. В своем хозяйстве он привык к размеренной работе, рассчитанной на длинный крестьянский рабочий день, и был не согласен с требованиями чрезвычайщины, когда многое делалось напоказ. В колхозе он никогда не начинал работать, не помолившись, и не скрывал этого, что, естественно, не нравилось партийному начальству. С началом массовых репрессий 1937 года этого оказалось   достаточно для ареста. 23 сентября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске, а потом в Таганскую тюрьму в Москве. Были собраны свидетельства того, что он «является ярым церковником и критически высказывается о советской действительности». Сам Никифор Петрович подтвердил свою религиозность и отверг обвинения в антисоветской агитации. 11 ноября 1937 года его приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отправлен на Беломорско-Балтийский канал на станцию Медвежьегорск. Когда работы там стали сворачиваться, был переведен в Каргопольлаг в Архангельской области, куда прибыл 28 июля 1941 года. Здесь Никифор Петрович Зайцев скончался 21 мая 1942 года и погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-181-...

В 2007 году, в праздник Сретения Господня, был заложен и освящен фундамент нижнего яруса будущего кафедрального собора. 23 мая 2010 года, в праздник Святой Троицы, епископом Феофилактом была совершена первая Божественная литургия в нижнем ярусе Брянского кафедрального собора. Затем Божественная литургия в нижнем ярусе собора совершалась в день празднования Собора Брянских святых, на Рождество Христово и на Пасху. В 2011 году был завершен основной этап строительства кафедрального соборного комплекса: Свято-Троицкого кафедрального собора, колокольни «Пересвет» и деревянного храма в честь новомучеников и исповедников Брянских. В том же году освящены престолы нижнего яруса собора и храма во имя новомучеников и исповедников Брянских. 24 июня 2011 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», на соборную колокольню «Пересвет» были воздвигнуты глава и крест. 16 декабря 2011 года под колокольней «Пересвет» был установлен бронзовый памятник преподобномученику Александру Пересвету, в 2012 году он был перемещен за ее стены. 24 мая 2012 года была совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе Брянского кафедрального собора, которую возглавил епископ Брянский и Севский Александр. 23 июня 2012 года в соборном кафедральном комплексе состоялось торжественное перенесение мощей преподобного благоверного князя Олега Брянского из соборного храма в честь Воскресения Христова в кафедральный собор во имя Святой Троицы. Церемонию перенесения и богослужение возглавил епископ Александр. Раку установили в центре верхнего яруса кафедрального собора. К июню 2012 года завершена внутренняя и внешняя отделка собора и колокольни, высота которой составляет около 70 метров. Площадь нижнего яруса Собора составляет 1000 кв.м, верхнего яруса — 882 кв.м. 1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения престола верхнего яруса кафедрального собора. http://sobor-bryansk.pravorg.ru/istoriya-xrama/ Прежний Брянский кафедральный собор (Новопокровский) был разрушен в 1968 году. С восстановлением епископской кафедры в Брянске встал вопрос о сооружении нового собора. 30 мая Патриарх Алексий II благословил его возведение. Строительство началось в 2006 году. В декабре 2011 года освящены престолы нижнего яруса собора. 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня и день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе собора. Её возглавил епископ Брянский и Севский Александр.

http://sobory.ru/article/?object=07902

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций. На конкурс были представлено 48 проектов. В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы. После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них – проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено настоятелем монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), что при высокой плотности застройки все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния. На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, – здесь устанавливается переносной Престол, – а прихожане располагаются в монастырском дворе. По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице). Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, можно несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для семинарии. 25 мая 2017 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершено великое освящение нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в древнем московском Сретенском монастыре. Новый собор на территории Сретенского мужского монастыря возводился на протяжении более трех лет на пожертвования. Его построили к 100-летней годовщине революционных событий 1917 года. Закладной камень на месте строительства 28 декабря 2013 года освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Высота храма — 61 метр, а общая площадь фресок составляет более 6 тысяч квадратных метров. На двух этажах в стилобатной части разместятся просветительский и молодежный центры.

http://sobory.ru/article/?object=33680

«Днесь радостно ликует Церковь Русская,/прославляющи новомученики и исповедники своя:/святители и иереи,/царственныя страстотерпцы,/благоверныя князи и княгини,/преподобныя мужи и жены/и вся православныя христианы/во дни гонения безбожнаго/жизнь свою за веру во Христа положившия/и кровьми Истину соблюдшия./Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/страну нашу в Православии сохрани/до скончания века» . Церковь Русская, красуйся и ликуй! Вторая стихира начинается со слов « Церковь Русская» . Показано, что на Русской земле есть не только огромное государство, но и Русская Православная Церковь – православные христиане, живущие на земле. Земная Церковь есть Церковь странствующая. По словам апостола Павла, мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13: 14), то есть цель странствующей Церкви – достижение Небесного Отечества, Царства Небесного. Церковь называют также Церковью воинствующей, поскольку жизнь христианина на земле заключается в духовной брани – сражении как с врагами внутренними (грехами и страстями), так и с внешними, невидимыми врагами спасения. «Чада Твоя» значит сыны Божии, которые своим подвигом показали, что достойны называться сынами Божиими, и пожертвовали своей земной жизнью ради Него. Именно о таких людях и говорил Иисус Христос при встрече с апостолом Фомой после Воскресения: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Блаженный значит счастливый . Новомученики и исповедники Русской Церкви стоят перед Престолом Божиим и теперь радуются, поскольку Господь стер с их лиц слезы (см.: Откр. 21: 4) и сделал участниками вечной жизни. «Красуйся и ликуй» : глагол « красуйся» , по данным «Словаря русского языка XI–XVII веков», имеет следующие значения – «привлекать внимание своей красотою; быть заметным, выделяться своей красотой» . « Ликуй» – «ликовать, веселиться, плясать, петь; пением прославлять кого-либо, что-либо» . «Красуйся и ликуй» – эти же слова мы встречаем и в стихирах Пасхи

http://pravoslavie.ru/137160.html

«В воскресный день, озаренный светом праздника Пасхи Божией спасительной, когда мир видимый и невидимый празднует Победу Христа Жизнодавца над смертью, мы с вами стали участниками духовно значимого события — освящения памятного креста на месте подвигов и страдальческой кончины 12-ти новомучениц Церкви Христовой и массового захоронения узниц Акмолинского лагеря жен изменников Родины — АЛЖИРа. Святые мученицы, подвиги которых мы ныне прославляем, укреплялись в тяжелых, подчас превосходящих все возможные человеческие силы испытаниях памятью о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых. По слову апостола, они познали Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его (Флп. 3:10). Акмолинские праведницы победили врага рода человеческого кровию Агнца и словом свидетельства своего (Откр. 12:11) и получили от Бога силу и власть предстательствовать о нас, с верою и любовию призывающих их в молитвах. Гонители не знали, что в этих людях — обездоленных, физически слабых, истощенных тюрьмами и горькими работами — пребывает великая, ничем не победимая сила Владыки вселенной, и ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе (Рим. 8:38-39). Наш священный долг — беречь и передавать следующим поколениям память о подвигах новомучеников и исповедниках, прославлять их мужество и стойкость, вдохновляться твердостью их веры, свидетельствовать о том, что они — слава и красота Православной Церкви. Сооружение мемориального знака на этом месте, откуда взошли на Небо верные Христу монашествующие и миряне, является частью этой священной миссии. Всегда будем помнить, что подвиг новомучеников и исповедников — это духовный потенциал огромной силы, который может поддержать и обогатить жизнь наших современников». К присутствующим обратился президент благотворительного фонда Г.М. Погосян, рассказавший об идее создания памятника новомученицам Акмолинским и воплощении данного проекта в жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5813211...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010