Содержание 1. Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя. Вот и доказательства Божественного Иисуса Христа 2. Предсказания пророков о Мессии в точности исполнились на Иисусе Христе 3. Безгрешный характер Иисуса Христа 4. Поразительное влияние Иисуса Христа на людей 5. Свидетельство Христа о Себе 6. Свидетельство о Христе св. апостолов 7. Свидетельство святых мучеников 8. Свидетельство о Божестве Иисуса Христа вселенской Церкви 9. Божественность учения Христова 10. Спасение мира, совершенное Иисусом Христом, говорит о Нем, как о Боге 11. Воскресение Иисуса Христа служит новым доказательством Его Божественности 12. Явления Иисуса Христа по воскресении снова убедительным образом доказывают Его Божеское достоинство 13. Факт существования жития святых в христианской Церкви доказывает Божественность Основателя и Главы церкви – Иисуса Христа 14. Чудеса, совершенные святыми силою Господа нашего Иисуса Христа, как новые доказательства Божества Его 15. Сила молитвенного призывания имени Иисуса Христа 16. Сила крестного знамения указывает на божественную силу Распятого на кресте Иисуса Христа 17. Могущественное влияние Евангелия на душу человека 18. Победа христианства над его врагами, невозможная по законам естественным, указывает на Божественное его происхождение 19. Благотворное влияние христианства на культуру (образование), семейную общественную и государственную жизнь народов     Кто был Христос? (Разбор мнений неверующих о Его личности). Доказательства Божественности Иисуса Христа: «Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» ( Мф.22:42 ). Этот вопрос снова сделался религиозным вопросом настоящего времени, особенно после соблазна, произведенного среди верующих кощунственными измышлениями гр. Льва Толстого, стремящегося поколебать веру в Иисуса Христа, как Сына Божия. Мы с уверенностью предугадываем результат возобновившейся борьбы: в конце концов истина всегда восторжествует; как бы распинаемая на кресте и погребаемая от времени до времени, она всегда опять восстает из мертвых, торжествует над всеми заблуждениями, сбрасывает опутывающие ее узы, и нередко самых отъявленных врагов, подобно Савлу из Тарса, превращает в преданнейших друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Критика. Проф. Имельс. Воскресение Иисуса Христа (Prof. D. L. Ihmels. Die Auferstchung Iesu Christi). На немецком языке в 1913 г. вышла третьим изданием брошюра известного теолога-догматиста, профессора Лейпцигского университета Имельса о Воскресении Господа. В виду продолжающегося пасхального «сезона» и принимая во внимание имя автора, не лишним будет передать интересующимся читателям Богословского Вестника содержание названной брошюры 1 . Статья д-ра Имельса: «Воскресение Иисуса Христа» представляет собою одну из университетских лекций из цикла чтений на общую тему: «Наша вера в Иисуса Христа». «Воскресение Иисуса Христа исключительная по обширности и богатству содержания тема» так начинает свою лекцию проф. Имельс. Двум вопросам посвящает немецкий теолог свою работу: 1) историческому характеру Воскресенья Христова, вопрос, главный для автора и 2) значению этого факта. Исходным пунктом в решении первого вопроса должна служить вера первохристианской общины в Воскресение Господа. О ней мы можем судить не только по четырём евангельским редакциям, но и по характеру апостольской проповеди , всецело покоящейся на признании факта Воскресения Спасителя. Особенно в этом отношении замечательна 15-я глава 1-го Посл. к Коринфянам, где Ап. Павел со всею свойственной ему глубиною мысли заявляет, что с падением факта Воскресения Христова падает и всё евангелие о Христе. Однако, и Апостол Павел не первый начал проповедывать о Воскресении, но передавал, что получил. Если обращение «Апостола языков» последовало лишь спустя немного лет по смерти Иисуса, то ясно, что вера в Воскресение должна была возникнуть вскоре же после смерти Господа. Говоря о Воскресении, автор разумеет именно телесное Воскресение. Кто не знаком с этим вопросом близко, может удивиться и спросить: какое же может быть ещё Воскресение, если не телесное? Между тем, многие под Воскресением Иисуса разумеют ни что иное, как продолжение жизни Иисуса за гробом. Стараясь придать своему взгляду более или менее церковный характер, говорят, что Павел учил о воззвании Богом души Христовой из ада и облечении её в некое светоносное тело. Впрочем, последнему обстоятельству важного значения не придаётся, весь интерес сосредоточен на мысли о продолжении жизни Иисуса по смерти. Однако подобное воззрение трудно провести до конца в виду явного противоречия его, как Новому Завету вообще, так и пониманию Ап. Павла, в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Третий период земной жизни Господа нашего Иисуса Христа невелик по своему объему, по числу событий и времени, в которое совершились эти события, но весьма важен по тому значению, которое он имеет в деле искупления человечества. Он распадается на два отдела: один – обнимающий собой события, совершившиеся в течении восьми дней, а другой – события, случившиеся в течении сорока дней. Таким образом, третий период земной жизни Господа нашего Иисуса Христа обнимает собой лишь события, случившиеся в течении сорока-восьми дней, т. е. менее двух месяцев. Первый отдел этого периода заключает в себе историю страданий, смерти и погребения Иисуса Христа, второй –историю Его воскресения и вознесения на небо. Какое важное значение должна иметь в глазах каждого истинного христианина история страданий и воскресения Иисуса Христа, – об этом едва-ли нужно и говорить. Крестная смерть и воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа есть зерно, краеугольный камень, сущность всего христианского вероучения, которое совершенно немыслимо без этих событий. „Я положил, будучи у вас, – говорит Павел Коринфянам ( 1Кор. 2: 2 ), – ничего не знать, кроме Иисуса, и притом распятаго“... „Если Христос не воскрес, – говорит тот же Павел тем же Коринфянам в другом месте, –и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша“... Отрицательная критика вполне понимает столь важное значение этих событий, а потому все силы направляет к тому, чтобы насколько возможно умалить его, если не уничтожить совсем... События этого периода нет никакой нужды излагать в каком-нибудь другом порядке, кроме того, в каком повествуют о них сами евангелисты. Хронологическая последовательность их вполне очевидна, – и в этом отношении исследователь евангельской истории не может встретить для себя никакого затруднения. Православная Церковь называет вход Господень в Иерусалим шествием Христа на „вольную страсть“, т. е. смотрит на него как на начало страстей Христовых. Это же событие полагаем и мы началом третего периода земной жизни Иисуса Христа в своем изложении. Конец этого периода есть конец самой евангельской истории, последнее событие в земной жизни Иисуса Христа – вознесение на небо. Таким образом, третий период земной жизни Господа нашего Иисуса Христа может быть излагаем по следующим двум отделам:

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Дж. Коллинс (католический священник) Содержание Предисловие к русскому изданию Предисловие к английскому изданию Введение Что думают о воскресении современные ученые Положительный вклад Спорные книги Две маргинальные книги Часть первая. Свидетельства Библии Глава 1. Наше мировоззрение и жизнь и смерть Иисуса. Мировоззренческие установки Жизнь и смерть Иисуса Глава 2. Воскресение Иисуса и его значение Метафора – но не просто метафора Споры о Воскресении Воскресение «выросло » из взятия на небеса? Воскресение без тела? Глава 3. Явления воскресшего Иисуса Три характерные черты явлений Возражения и альтернативные теории Маргинальные теории Еще немного о явлениях Христа Глава 4. Обнаружение пустой гробницы Древнее предание Вымысел Марка? В защиту пустого гроба Дальнейшие соображения «Альтернативные» объяснения Богословские трудности Что говорит Новый Завет Гробница как знак Слишком «духовные» интерпретации Возвращаемся к Лампе и Грассу Глава 5. Искупительное и преображающее действие воскресения Рассказ Марка о пустом гробе Победа жизни Примирение грешников Искупляющая любовь Ин. 21 и исцелающая любовь Другие свидетельства нового творения Дальнейшие размышления о новом творении Часть вторая. Воскресение и современность Глава 6. Оправдание пасхальной веры в наши дни Философия и история Исторические замечания Личный опыт веры Глава 7. Жизнь после воскресения Разные случаи Материя и дух Непрерывность тела и наша история Преображение вселенной Глава 8. Воскресение в таинственном и нравственном богословии Воскресение и таинства: странное пренебрежение Воскресение в богословии таинств Воскресение и нравственное богословие: пренебрежение продолжается Эпилог Приложение Пасхальные явления и переживания утраты Избранная библиография     Предисловие к русскому изданию Издание любой моей книги на русском языке для меня большая честь и радость, но особенно рад я тому, что первой по-русски выходит «Вера в воскресение». В духовном гении православия богослужение, богословие, литература и жизнь неразрывно сплетены между собою. Пасхальная вера имеет исключительное значение как для русской литургии, так и для культуры. Пронизанные этой верой, они несут свет воскресшего Христа миллионам людей во всем мире. Они хранят и передают повсюду истину и жизненность этой веры в воскресение. Я счастлив, что теперь и моя книга о воскресении внесет свой скромный вклад в великую русскую пасхальную традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

(К празднику Воскресения Христова) Все евангелия согласно свидетельствуют, что на третий день после того, как Иисус Христос был распят и положен мертвым во гроб, Он ожил, вышел из гроба, явился Своим ученикам и затем вознесся с плотью на небо во славе. Ученики Его видели пустую могилу, осязали раны Его на руках и ребрах, беседовали с Ним, словом, имели очевидные и бесспорные доказательства Его телесного воскресения. Свидетельство о воскресении Иисуса Христа занимает самое важное и первостепенное место в их проповеди христианства. «Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели», – не раз утверждает апостол Петр ( Деян.2:32; 3:15; 5:32 ). Апостол Павел основывает на воскресении Иисуса Христа истину всего христианства: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» ( 1Кор.15:14–15 ). Вера в воскресение Иисуса Христа является непременным условием спасения: «если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых: то спасешься» ( Рим.10:9 ). Глубокое, основное значение Христова воскресения для христианской веры сознается и признается и врагами христианства, и вообще мыслителями, свободно обращающимися с содержанием христианского вероучения (настроенными рационалистически). Поэтому они направляют свои главные удары и возражения против факта воскресения Христова. Для своей цели они употребляют обыкновенно два метода или способа. С одной стороны они стараются извратить или подорвать действительный, подлинный смысл евангельских сказаний о воскресении Иисуса Христа, а с другой – объяснить естественным путем возникновение в умах первенствующих христиан веры в телесное воскресение Иисуса Христа. В настоящей заметке мы подвергнем разбору одну из попыток последнего рода, принадлежащую английскому богослову-писателю Мартино 1 . Мартино рассматривает евангельское повествование о воскресении Иисуса Христа в его настоящем виде, как благочестивую легенду сравнительно позднейшего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/e...

Содержание Пророчества, касательно разных обстоятельств жизни Мессии Чудеса Иисуса Христа – Мессии Пророчества Христовы Воскресение Иисуса Христа из мертвых Доказательства из новозаветного Священного Писания о Божеском естестве Иисуса Христа Искупителя Доказательства Божеского естества в Иисусе Христе из св. Предания     Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. ( Мф. 16:13–16 ). Из представленного сего Евангельского текста видно, что и современники Иисуса Христа почитали Его неодинаково. Одни почитали Его за пророка – за человека, а Апостолы исповедовали Его Сыном Божиим, Богочеловеком. Из современных людей многие почитают Иисуса Христа за гениальнейшего человека, а Православная наша св. Церковь , как Апостол Петр, исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, Богочеловеком. В этом случае, в точности сбылось предсказание св. Симеоном Богоприимцем Пресвятой Деве Марии, что Иисус Христос будет в предмет пререканий ( Лк. 2:34 ). Но истина находится или в Церкви, исповедующей Иисуса Христа Сыном Божиим, или же на стороне тех людей, которые почитают Иисуса Христа только за человека. Эти оба учения истиной быть не могут, и, также, ложью оба быть не могут, но из ложности одного учения должна вытекать истина другого, противоположного учения. Но утверждать или отрицать истину или ложность об Иисусе Христе этих противоположных учений, без достаточного основания невозможно человеку в здравом уме. Посему, с помощью Христа, мы и постараемся отыскать в сих противоположных учениях о Христе, где истина и где ложь. История неопровержимо доказывает нам верование Еврейского народа в бытие Бога всемогущего, создавшего все из ничего, создавшего человека, который преступил Божию заповедь, посему и был лишен рая – блаженства и наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Воскресение Иисуса Христа из мертвых есть самый существенный догмат в системе христианского вероучения. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша ( 1Кор.15:14 ). Этими словами апостол прямо выражает мысль, что воскресение Иисуса Христа составляет основание и силу всей христианской веры. И действительно, все христианское учение не есть ли именно учение о том, что человечество страданиями и смертию Христа – Спасителя примирилось с Богом, а воскресением обновилось и вступило в новую благодатную жизнь! Такое важное значение воскресения Иисуса Христа для христианства признают и сами враги его, и вот почему вопрос о воскресении Христа в настоящее время сделался центром нападений и возражений со стороны противников истины. «Здесь мы стоим в решительном пункте – говорит один из сильных врагов христианства, приступая к исследованию вопроса о воскресении Иисуса Христа, – так что мы должны или отказаться от всех своих воззрений, или отвергнуть факт воскресения и веру в него объяснить естественным образом». 1 В виду такого значения воскресения Иисуса Христа для христианства и таких нападений врагов на этот догмат в настоящее время, обстоятельное исследование вопроса о воскресении Иисуса Христа является существенно необходимым. Правда, христианская церковь содержит этот догмат твердо и неизменно; самое существование христианства и церкви служит яснейшим доказательством твердости и неизменности содержимого ею учения, и церковь имеет обетование, что врата адовы не одолеют ее; – это не ослабляет потребности исследования поставленного вопроса, но указывает лишь те стороны, которые подлежат исследованию современной богословской науки. Рассмотреть те основания, которые выставляют враги истины, и раскрыть силу доказательства содержимого церковью учения – вот те пункты, на которые должно быть обращено внимание. Чрез это христианский догмат будет огражден от своевольных перетолкований и ложных нареканий врагов, и яснее раскроется самое его содержание и значение. Итак, не решать вопрос о воскресении Иисуса Христа, как бы еще недознанный, хотим мы, а отвечать тем, которые не хотят, якобы на законных основаниях, принимать содержимого церковью решения. Не обращать внимания на эти отрицания, возражения и перетолкования значило бы оставлять в руках врагов оружие, хотя бессильное по отношению к церкви, но могущее поразить неопытных, неискусных в вере. Христианин должен давать ответ вопрошающему его о вере, его вера должна быть сознательною и разумною и должна с каждым моментом становиться тверже и выше по развитию. Этого достаточно, чтобы видеть необходимость исследования указанных сторон поставленного вопроса. Как же выполнить поставленную задачу?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Спаситель мира: 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объяснительным к ним текстом, и картой Палестины Источник Содержание Перечень рисунков Несколько слов о составе и цели издания Пресвятая Троица Рождество Богородицы Введение Пресвятой Девы во храм Благовещение Божией Матери Рождество Господа нашего Иисуса Христа Поклонение пастырей Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу Сретение Господа Иисуса Христа в храме Симеоном и Анною Отрок Иисус в храме Крещение Господа Иисуса Христа Уединение пустыни Явление Христа народу Первое чудо Изгнание торгующих из храма Господь спаситель, как великий провозвестник и учитель истины Нагорная проповедь Проповедь труждающимся и обремененным Иисус Христос в доме Марфы и Марии Богатый юноша Помилование жены-грешницы Динарий Кесарю Галилейское море Господь Спаситель, Учитель истины и Великий Чудотворец Благословение хлебов Исцеление расслабленного у овчей купели Воскрешение дочери Иаира Преображение Господне Исцеление бесноватого глухонемого отрока Воскрешение Лазаря Торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим Тайная вечеря Гефсиманская молитва Бичевание Господа Спасителя Крестный путь Крест Господень. Знамение в час крестной смерти Спасителя Плач Богоматери Снятие со креста и погребение Господа Иисуса Христа Лицо Спасителя Сошествие во ад Воскресение Господа нашего Иисуса Христа Явление воскресшего Господа Марии Магдалине Явление Господа ученикам на пути в Еммаус Явление Господа апостолу Фоме Вознесение Господне Царственное величие Господа Спасителя Величие Богоматери     Перечень рисунков 1 . Пресвятая Троица. 2 . Рождество Богородицы. 3 . Введете Пресвятой Девы во храм. 4 . Благовещение Божией Матери. 5 . Рождество Господа нашего Иисуса Христа. 6 . Поклонение пастырей. 7 . Поклонение мудрецов родившемуся Господу. 8 . Сретение Господне. 9 . Отрок Иисус в храме. 10 . Крещение Господа Иисуса Христа. 11 . Уединение пустыни. 12 . Явление Христа народу. 13 . Первое чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Глава 7. Воскресение Иисуса Христа. Сошествие во ад. Явления Иисуса Христа по воскресении Непостижимый по самой сущности своей момент воскресения Иисуса Христа в Евангелии не описан. Евангелие упоминает о «великом трусе» (землетрясении. – Ред.) и отвалении ангелом камня от входа в погребальную пещеру; но как произошло само воскресение, в каком виде был воскресший Спаситель, как Он восстал из гроба и куда отправился – все это остается сокровенной тайной, и молчание о том евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и величии события, не поддающегося никакому описанию. Затем евангелисты сообщают о явлении ангела св. женам и первой вести о воскресении ( Мф. 28:1–7 ; Мк 16:1–6 ; Лк 24:1–10 ; Ин. 20:1 ), причем допускают некоторые разногласия, устраняемые различно новейшей критикой 2485 . Было множество попыток представить воскресающего или только что воскресшего Иисуса Христа; предлагались и необходимые указания по этому предмету со стороны богословской и художественной 2486 , но удовлетворительного решения этой задачи в искусстве доселе нет. В искусстве древнехристианского периода, при господстве символа и аллегории, воскресение Христово изображалось в формах символических. Такое значение имело изображение прор. Ионы, выбрасываемого на берег морским чудовищем: его символизм, а отсюда и многократное применение в живописи и скульптуре, основаны на ясном указании Самого Иисуса Христа ( Мф. 12:40; 16:4 ), многократно повторенном памятниками письменности, особенно богослужебной 2487 . Символ этот пережил эпоху катакомб и удержался в позднейшем искусстве византийском и западноевропейском: в славянской псалтири Хлудова, в миниатюре шестой песни представлены: извержение Ионы чудовищем и Ионы под деревом 2488 ; в рукописи московской синод. библ. 407 Иона со свитком в руке стоит в пасти чудовища (л. 490 2489 ); в бревиарии императорской публ. библ. Q. v. 78 in 4° Иона, выбрасываемый на берег чудовищем, приводится в качестве иллюстрации пятого члена Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

См. также: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II Сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Апокалипсиса Содержание Введение О том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, Главу Церкви, от тела Церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов Предварительные сведения о книге Деяний Апостольских Надписание О том же Обозрение книги Деяний св. Апостолов в порядке глав, составленное по руководству Св. Афанасия Александрийского Обозрение книги Деяний Св. Апостолов в хронологическом порядке Поучительные уроки из книги Деяний Апостольских О книге Деяний св. Апостолов Мнение св. Иоанна Златоустого о том, почему книга Деяний Апостольских читается от Пасхи до Пятидесятницы Библиографический указатель к Введению Часть первая. Церковь Христова из Иудеев (I-XII гл.) Глава I Толкование на предисловие к книге Деяний св. Апостолов. I гл. 1–3 О том же Вознесение Господне. (Выписка из Священного Писания) Наставления Иисуса Христа ученикам пред Его Вознесением на небо Вознесение Господне. О том, как совершалось вознесение Иисуса Христа на небо Какое значение имеет в домостроительстве нашего спасения вознесение Господа О вознесении Иисуса Христа (1, 9–11) Сопоставление вознесения Господа Иисуса Христа с Его вторым пришествием Из беседы на Вознесение Господне. О явлении Ангелов О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца Гора Елеонская (ст. 12) Размышление в день Вознесения Господня Положение Апостолов по вознесении Иисуса Христа Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды (I, 12–26) О горнице Сионской и о том, что она была первоначальным образцом св. христианского храма (I, 13–14) Церковные предания о жизни Богоматери по вознесении Иисуса Христа (ст. 14) Успение Пресвятой Богородицы Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды и о том, что утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства Жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010