Но вопрос о чуде есть вопрос метафизический: он совпадает с вопросом о Боге. Поэтому, как несправедливо по философским основаниям отрицать бытие Бога, так же несправедливо на этих основаниях отвергать и чудо. Итак, если рассмотренное объяснение представляет в себе совокупность всего, чт о враги христианства в настоящее время могут выставить против чуда воскресения Иисуса Христа, то несостоятельность этого объяснения с исторической и научной стороны заставляет остановиться на единственно удовлетворительном и законном объяснении, которое предлагает евангельская история в чуде воскресения Иисуса Христа. Таков закон исторической критики. Исторические данные необходимо требуют принять объяснение, содержимое церковью; ее вере соответствует действительный факт. Таким образом, факт воскресения Иисуса Христа является вполне достоверным и непоколебимым. Но чтобы раскрыть со всею полнотою и ясностью все содержание и значение этого величайшего события и чрез это ближайшим образом выяснить смысл всех евангельских повествований о воскресении Иисуса Христа, – обратим внимание на другой род доказательств действительности воскресения, рассмотрим его, как определили в предисловии, с точки зрения историко-догматической. Часть вторая Глава первая Воскресение Иисуса Христа, как необходимое следствие Его безгрешности и Его величия, как Сына Божия. Воскресение Иисуса Христа, как необходимое звено в Его мессианской деятельности. Задача настоящего исследования – представить и обосновать истинный взгляд, как на самый факт воскресения Иисуса Христа, так и на все обстоятельства, имеющие то или другое отношение к этому факту, т. е. с историко-догматической стороны раскрыть необходимость и значение воскресения Иисуса Христа. Если будет раскрыто и доказано, что воскресение Иисуса Христа есть существенный и необходимый момент в чудесной жизни Его, без которого это Божественное Лицо является неразрешимою загадкою, все повествования о Нем неразрешимыми историческими проблемами, и само Оно теряет все Свое значение, а, с другой стороны, если будет раскрыто, что воскресение Иисуса Христа есть существенный пункт в христианстве, без которого оно совершенно падает; то истинность факта воскресения и в отношении к неверующей критике будет стоять выше всякого сомнения. Итак, какие же основания с историко-догматической стороны мы можем указать в пользу необходимости и абсолютного значения воскресения Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Сомнения в смерти Иисуса Христа не было ни у кого. Воины, перебивавшие голени у распятых разбойников для ускорения их смерти, не сделали этого с Иисусом, так как нашли Его уже мертвым; впрочем, один солдат копьем пронзил Ему ребра, и из раны тотчас истекли кровь и вода. Два члена синедриона, тайные ученики Иисуса Христа, Иосиф и Никодим, испросив у Пилата разрешение, сняли тело Его со креста и, помазав его благовониями и обвив плащаницею, погребли во гробе Иосифа, близ Голгофы, в саду. Между тем и синедрион принял все необходимые меры, чтобы тело Иисуса Христа не могло быть украдено учениками. С разрешения Пилата, иудеи запечатали вход во гроб особою печатью, а у самого гроба поставили стражу. В день, следовавший за субботою, т.е. в воскресенье (16-го нисана или 8 апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Первыми свидетелями этого необычайного события были воины, стерегшие гроб Христа. В полночь сошедший с небес Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба. Произошло великое землетрясение. Устрашенные воины пришли в трепет и стали, как мертвые. Правда, эти воины Самого Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, не видели; но они были непосредственными свидетелями-очевидцами того факта, что тела Иисуса Христа во гробе более не было; кроме того, – они видели Ангела, который сшел с небес, отвалил камень, сел на него и говорил мироносицам: «Знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь, – Он воскрес» ( Мф.28:5–6 ). Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа еще до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, не только нашли гроб пустым и не только слышали от Ангела благовестие о воскресении Иисуса Христа, но удостоились увидеть и Самого Воскресшего и слышать от Него как приветствие: «Радуйтесь!» так и заповедь возвестить Апостолам о Его воскресении из мертвых. Кроме Марии Магдалины и других мироносиц, Иисус Христос по воскресении Своем явился: 1) Петру или Кифе, 2) двум ученикам, шедшим в Еммаус, 3) десяти ученикам при запертых дверях, 4) одиннадцати ученикам в Иерусалиме, 5) семи ученикам на берегу Геннисаретского озера, 6) пятистам верующим, 7) Апостолу Иакову и, наконец, 8) одиннадцати ученикам уже в сороковой день по воскресении Своем из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Это объяснение прилагалось еще Штраусом вообще к чудесам Иисуса Христа. По его мнению вера в Христа, как Мессию, создала легендарную историю чудес, а не чудеса привели к вере в Иисуса Христа, как Мессию. В обоих случаях причинная последовательность явлений извращается. Если бы окружающее Христа не видели Его дел, они никогда бы не пришли к вере в Него, как Мессию. Равным образом, если бы Апостолы не убедились до наглядности в действительности своих видений воскресшего Господа, они никогда не дошли бы до веры в Его телесное воскресение. Стоит лишь припомнить, с какою осторожностью и даже сомнением относились они сначала к факту воскресения Иисуса Христа. Еще менее можно считать историю телесного воскресения Иисуса Христа созданием слушателей и последователей Апостолов. Разбираемое нами объяснение хочет представить эту историю плодом недоразумения. Апостолы де выражали свою веру в духовное воскресение Христа слишком резко, в конкретных чертах, образах, доходящих до наглядности, до пластичности. Они говорили, что созерцали воскресшего Господа, а их слушатели понимали, что они созерцали Его во плоти. Неужели возможно допустить подобное недоразумение? Неужели Апостолы не могли заметить его, а если заметили, то почему они не уничтожили этого недоразумения? Не боролись ли они с искажениями и ложными перетолкованиями христианского учения в других случаях? Или они намеренно допустили этот благочестивый обман? Но это не согласуется с личностью и характером Апостолов. Итак, евангельское повествование о телесном воскресении Иисуса Христа является воспроизведением действительного, а не вымышленного или извращенного события Ив. Николин 1 См. его книгу The Seat of Authority in Religion. – Более подробный обзор различных рационалистических воззрений на акт воскресения Иисуса Христа см. в нашем очерке «О воскресении Иисуса Христа из мертвых» в Душеполезном чтении 1902 г. N 4. Читать далее Источник: Николин И.П. Евангельское повествование о воскресении Иисуса Христа из мертвых//Душеполезное чтение. 1904. Ч. 1. С. 580-585.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/e...

И в третий день на кресте распяша на трех деревах, на кедре и на кипарисе и на певге, промежду двумя разбойвиками, на горе Голгофе, в руце и нозе его гвоздями пригвозденна. Един от воин прииде и копием в ребро прободоша, и абие изыде кровь и вода на исцеление всем православным христианам… Святым Никодимом пресвятое тело Твое со креста сняша, и благообразным Иосифом плащаницею чистою обмыв, во гробе положен и в землю погребен: солнце померкло, луна кровию предася, небо и земля потрясеся, церковная завеса раздрася надвое, сверху и до низу, камение распася, гробы отверзошася, и мнози усопших телеса восташа. И видела Тебя, Господа Иисуса Христа, по ланите заушена, и желчно напоена, тростию по главе биена, венец с головы сбиша, тернов венец на голову Твою возложиша. Видела Тебя, Господа Иисуса Христа, за ноги таскана, и телом Тебя всем поругана. Видела Тебя, Господа Иисуса Христа, от беззаконных жидов доругана бысть и оплевана бысть, и по святому пречистому лицу Твоему биен бысть. Видела Господа Иисуса Христа, паки в третий день гроба из мертвых воскресе Христос и вознесеся со славою на небеса и седше одесную Отца. И видела Тебя, Господа Иисуса Христа, со ангелы, с херувимы и серафимы, воскресе Христос. Видела Тебя, Господа Иисуса Христа, на превышнем престоле, воскресе Христос». Здесь мы встречаем прежние несообразности, с прибавлением новых. Так, Иуда Искариотский называется даже «превозлюбленным другом» Спасителя! Снова перепутана последовательность событий последних дней земной жизни Иисуса Христа; снова заметно употребление простонародных выражений, в роде: «за ноги таскана», в приложении к Спасителю мира; снова не идущие к повествованию, хотя и вымышленному и сбивчивому восклицанию: «воскресе Христос!» Вновь ярко выступает наружу вся безграмотность самодельного сказания, когда читаешь, напр.: «распяша… на горе Голгофе, в руце и нозе его гвоздями пригвозденна».

http://azbyka.ru/molitvoslov/slovo-mirya...

Но перемени плач Мой в радость о Твоем воскресении. – Покланяемся, Христе, Твоим страданиям и святому воскресению». При этом предстоящие во храме прикладываются к Плащанице. б) Литургия в Великую Субботу совершается вместе с вечерней и по уставу должна начинаться в 10-м часу дня или, по-нашему, в 4-м пополудни. На вечерне поются стихиры (8), сначала обычные воскресные (4) первого гласа, затем особые торжественные стихиры 8 гласа (4) о пребывании Иисуса Христа во гробе и, главным образом, о сошествии Его во ад и изведении оттуда душ праведников, скончавшихся от Адама до смерти Самого Иисуса Христа. Эти стихиры возбуждают в сердцах верующих (своим содержанием и напевом) высокую радость о победе Иисуса Христа над диаволом, адом и смертью. После входа читаются 15 паремий, в которых содержатся: 1) преобразования , например: а) о воссоздании Богом человека под образом сотворения мира (паремия 1), б) об избавлении рода человеческого от плена дьявольского и греха, от осуждения и смерти, под образом изведения Моисеем евреев из Египта и перехода их через Чермное море (паремия 6), в) о спасительной смерти Искупителя нашего Иисуса Христа, под образом заклания евреями пасхального агнца (паремия 3) и принесения Авраамом Богу в жертву сына своего Исаака (паремия 10), г) о тридневном пребывании Иисуса Христа во гробе и воскресении, под образом тридневного пребывания Ионы во чреве китовом и освобождения оттуда (паремия 4) и под образом чудесного спасения трех отроков еврейских: Анании, Азарии и Мисаила, из печи вавилонской (паремия 15), д) о воскресении в час смерти Иисуса Христа некоторых ветхозаветных праведников и затем о всеобщем воскресении – под образом воскрешения двух отроков пророками Илиею и Елисеем (паремии 8 и 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Когда пришел Иисус Христос в Иерусалим в последний раз? С кем Он пришел? Где Он ночевал накануне? Как Он пришел в этот раз? Что делали Апостолы и некоторые люди? Что делали другие? Почему они прославляли Иисуса Христа? Что они кричали? Как по-другому сказать эти слова? Что значит осанна ? Когда у нас поется это слово? Последний приход Иисуса Христа в Иерусалим называется Входом Господним в Иерусалим. На память об этом приходе есть праздник, который называется или Входом Господним в Иерусалим или, по-другому, Вербным Воскресеньем, потому что в этот праздник за утреней в церкви люди стоят с вербой. Народ встречал Иисуса Христа с ветками от деревьев, и мы также стоим в церкви с ветками вербы. После этого праздника, с понедельника и до другого воскресенья, идет неделя, в которую Иисуса Христа мучили, и Он страдал, а потому вся эта неделя называется Страстной. См.: Мф. 21, 1-9; Мк. 11, 1-10; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-19.- Ред. Ср.: Ин. 12, 13.- Ред. Урок 35. Страдания Иисуса Христа Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию План . Предательство Иуды; припоминание рассказа о Тайной Вечери. Гефсиманский сад. Суд у первосвященников; ночь на пятницу. З . Вы уже слышали, что еврейские начальники всегда завидовали Иисусу Христу, а после входа Его в Иерусалим со славой они осердились еще больше на Иисуса Христа и задумали Его убить. Но народ любил Иисуса Христа, и начальники схватить Его въявь боялись. Один Апостол - Иуда Искариотский - пришел к начальникам и обещал за деньги продать им Спасителя тихонько. Начальники согласились на это и сторговались с Иудой. Это дело было в среду. В четверг вечером, как вы уже знаете, Иисус Христос причастил Апостолов чем? Под видом чего? А ночью пошел с Апостолами в один сад молиться Богу. Иуда ушел с Тайной Вечери к еврейским начальникам и сказал им, куда пошел Христос. В саду Иисус Христос стал молиться Богу, а Апостолы уснули. Еврейские начальники послали в сад вместе с Иудой солдат и своих работников с кольями и мечами. Иуда сговорился с ними, как узнать Иисуса Христа. Он подошел к Нему, поцеловал и сказал: «Здравствуй, Учитель!»[ 1 ]

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3.1.2.2. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм 3.1.2.3. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству 3.1.3. Православное учение о Лице Искупителя 3.1.3.1. Краткая история догмата 3.1.3.2. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств 3.1.4. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе 3.1.4.1. По отношению к Нему Самому 3.1.4.2. По отношению к Пресвятой Троице 3.1.4.3. По отношению к Деве Марии а) Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески Theotokos). 3.2. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения, или о таинстве Искупления. 3.2.1. Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания 3.2.1.1. Необходимость Искупления для спасения человека 3.2.1.2. Этимология слова искупление 3.2.1.3. Цель Искупления 3.2.1.4. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления 3.2.1.5. Искупление - Откровение Божественной любви к человеку 3.2.1.6. Библейские и святоотеческие образы Искупления 3.2.2. Существующие теории Искупления. 3.2.2.1. Юридическая теория Искупления 3.2.2.2. Нравственная теория Искупления 3.2.2.3. Учение об Искуплении современных православных богословов 3.2.3. Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем, связано для Него с величайшим подвигом 3.2.4. Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей Божественной правды и справедливости 3.2.5. Составляющие Искупления 3.2.5.1. Боговоплощение 3.2.5.2. Учение Господа нашего Иисуса Христа 3.2.5.3. Чудеса Спасителя 3.2.5.4. Крестная смерть 3.2.5.5. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом 3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа 3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо 3.2.5.8. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо 3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа 3.2.6.1. Освобождение от наказания 3.2.6.2. Очищение от грехов 3.2.6.3. Примирение с Богом 3.2.6.4. Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения 3.2.6.5. Дарование полноты благ Раздел III. О Боге - Освятителе.

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

Многие из пророчеств Иисуса Христа уже исполнились со всею точностью, другие исполняются на наших глазах, напр., распространение христианской Церкви и вражда к ней. Несомненно, должны исполниться и все другие пророчества Иисуса Христа, относящиеся к кончине мира, второму пришествию Его, всеобщему суду и будущей жизни. 28. Воскресение Господа Иисуса Христа как несомненное свидетельство Его Божественности Воскресение Господа Иисуса Христа, по своей важности и значению, превосходит все другие чудеса и является несомненным доказательством Его Божественности. Что Иисус Христос действительно умер на кресте и мертвым был положен во гробе, в этом не может быть никакого сомнения. Это доказывается следующим. Евангелисты свидетельствуют, что Он на кресте склонил голову и предал дух Свой «испустил дух», т. е. действительно умер ( Мф.27:50 ; Мк.15:37 ; Лк.23:46 ). Воины, посланные перебить голени распятым, чтобы ускорить наступление их смерти, применили это средство по отношении к двум разбойникам, висевшим по одну и другую сторону Иисуса Христа и еще проявлявшим признаки жизни; но когда подошли к Иисусу Христу, то увидели Его уже умершим, и потому не перебили у Него голеней, а один из воинов копьем пронзил Ему ребра, откуда тотчас истекла кровь и вода – признак полной смерти. Не только друзья, но и враги Иисуса Христа не сомневались в Его смерти, иначе они не отдали бы Его тела для погребения. Наконец, самое помазание миром, смешанным с различными ароматами, имело такую силу и действие, что, если бы Иисус Христос и не был еще мертвым, то, несомненно, умер бы от действия этих ароматов, так как и вполне здоровый человек, заключенный во гробе, не мог бы вынести столь сильного запаха, а Иисус Христос перенес перед тем величайшие страдания и был измучен до полного бессилия. Если Иисус Христос не умер на самом деле, а только был мнимо умершим, то каким образом мог Он, после трех проведенных без пищи дней, с израненными руками и ногами, отвалить тяжелый камень, которым закрыт был вход в погребальную пещеру, не разбудивши при этом стражей, выйти из гроба и идти в Эммаус и Галилею? Если бы тело мнимо умершего Иисуса Христа было засыпано во время землетрясения, то был бы засыпан и весь гроб, и тогда не могли бы лежать Его одежды во гробе, сложенные в порядке ( Ин.20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Поэтому, если бы ученики по каким бы то ни было обстоятельствам (чт о , впрочем, невозможно) не сделали такого освидетельствования, его не замедлили бы сделать враги Иисуса Христа. Стоило им указать на тело Иисуса, и новое самообольщенное общество уничтожилось бы в самом своем основании, И это было весьма удобно сделать даже самому совету иудейскому, членом которого был Иосиф Аримафейский, совершавший погребение Иисуса (Мк.15:43–46). Можно ли, в самом деле, в виду всего сказанного предположить, чтобы они не сделали такого освидетельствования? Нет. Они необходимо должны были сделать это, и они действительно сделали это, когда услышали, что тела Иисусова нет более во гробе, что там при гробе в первый день недели утром произошло что-то необычайное, отчего устрашились стерегущие его и стали, как мертвые (Мф.28:2–4). Итак, гроб Иисуса найден пустым. Это не только открывается из свидетельств евангелистов, сомнение в которых было бы чистым произволом; это не только выходит из самого факта веры учеников в воскресение, которая не могла бы возникнуть из одних видений, так как эти последние могли бы только уверить учеников в том, что Иисус жив, а не в том, что Он восстал из гроба. Нет, этот факт, как, несомненно, исторический, подтверждают сами враги Иисуса Христа: тела нет более во гробе. Что же значит это? Куда же девалось тело Иисуса? История дает двоякий ответ на этот вопрос. Иудеи, враги Иисуса Христа, говорили, что тело украдено учениками (Мф.28:14–15); иудеи же, последователи Иисуса Христа утверждают, что тело восстало из гроба. Новейшая отрицательная критика не хочет признать справедливости этого свидетельства. Что касается свидетельства учеников, то ему не придают никакого значения, как свидетельству последователей Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Так, следуя отчасти этому древнему обычаю и с целью красным цветом поднесенного яйца и неслыханными до того словами «Христос возбудить любопытство подозрительного императора Тиверия, святая равноапостольная Мария Магдалина с разъяснения значения такого ее поднесения начала свою горячую проповедь о Воскресении и учении Христа Спасителя. Она с большим вдохновением и убеждением рассказала императору о жизни, чудесах, распятии и воскресении Иисуса Христа и прямым, простодушным изложением чрезвычайно несправедливого, пристрастного суда над Иисусом Христом озлобленных членов Иерусалимского 38 ] и попустительства при этом малодушного римского правителя Иудеи Пилата 39 ], к осуждению на распятие Иисуса Христа, навлекла на них гнев императора. Тиверий предал их суду, которым Пилат лишен был власти и сослан в Галлию, в город 40 ], где, по одному преданию, удрученный угрызениями совести и отчаянием, сам лишил себя жизни. По другому же преданию, приговоренный судом к смертной казни, Пилат раскаялся, обратился с молитвою ко Христу, и был Спасителем прощен, в знак чего, по отсечении головы его, она была принята 41 ]. Вместе со святою равноапостольною Мариею Магдалиною отправились, по преданию, в Италию сестры Лазаря Марфа и 42 ]; а Пилат, узнав, об этом и боясь разоблачений христианами его противозаконных действий, сам отправил императору Тиверию донесение об Иисусе 43 ], в котором он свидетельствовал о благодетельной жизни Христа, об исцелении Им всяких болезней, увечий, даже воскрешении умерших и о прочих великих чудесах Его. Пилат утверждал, что, проверив обвинения иудеев, он не нашел в Иисусе Христе никакой вины; много подвизался избавить Его от рук крамольных иудеев, но не мог достигнуть Его избавления и отдал Иисуса на их волю, ради народного крика и крамольного обвинения иудеями самого Пилата… А по распятии иудеями Иисуса совершились страшные знамения в природе, и много людей умерших воскресло, когда на третий день воскрес Иисус, и Пилат, как свидетель, одержимый великим страхом, доносил державному кесарю о всём содеянном с Иисусом Христом, Который стал предметом веры, как 44 ]… После таких свидетельств со стороны римского правителя Иудеи и со стороны почитателей Христа Спасителя, император Тиверий, по преданию, сам уверовав во Христа Спасителя, предложил причислить Иисуса Христа к лику богов римских и даже тогда, когда Римский 45 ] отверг такое его предложение, Тиверий царским указом грозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять верующих во Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010