4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На территории обители по проекту академика архитектуры А.В. Щусева в старинном псковском стиле был сооружен в 1908–1909 гг. храм Покрова Божией Матери (под крышу – всего за 5 недель), который в дальнейшем, до 1912 года, расписывался, в основном, М.В. Нестеровым. Хорошо сохранились (была реставрация) – известная картина «Русь, просветленная христианством» (на которой перед Христом припадающей в белом длинном платье изображена, по словам Л.Б. Максимовой – вел. кн. Елизавета Федоровна), «Христос в доме Марфы и Марии», «Благовещение» на столбах по обе стороны иконостаса и др. Резьба по камню выполнялась Тамонькиным Н. Як., тогда еще студентом Строгановского училища. Храм освящен 8 апреля 1912 года. В 1914 году был сооружен подземный храм – усыпальница, с приделом преп. Серафима. Здесь вел. княгиней было выбрано место для своего погребения, но Бог судил ей иное. Этот подземный храм она поручила расписывать Павлу Корину. По словам Н.И. Якушевой, 243 храм закрыт не ранее 1927 года и в нем позднее разместились художественно–реставрационные мастерские имени академика Н.Э. Грабаря. Больничная же церковь во имя праведных Марфы и Марии, освященная еп. Трифоном 9–го сент. 1909 г., сооружена между больничным корпусом (лазаретом) и домом настоятельницы вел. кн. Елизаветы Федоровны. Возвышавшаяся несколько над лазаретом, церковь имела свой отдельный крытый выход на двор, и, кроме того, переходом соединялась с домом вел. княгини, а своим притвором – с палатами для тяжело больных. Закрыта в феврале 1927 г. (или 1926 г.?) одновременно или почти одновременно с основным храмом. В настоящее время там медицинское учреждение (поликлиника). От убранства храма ничего не осталось. 244 Для духовного окормления насельников обители и приюта Елизавета Федоровна пригласила замечательного священника из Орла о. Митрофана Серебрянского, человека лет сорока. По мере роста обители назрела нужда во втором священнике, и Елизавета Федоровна обратилась к ректору Московской Духовной Академии прислать тихого, скромного и грамотного выпускника в священном сане. Выбор пал на о. Вениамина Воронцова, выпускника (LXXI–ro курса) Академии 1916 года 245 , может быть, потому, что он был удостоен премии за лучшее произнесение проповедей (1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Скачать epub pdf VI. Протоиерей Серафим Голубцов 1/14.07.1908 – 22.05.1981 и митрополит Елевферий (Воронцов Вениамин, 18921959, 27.03), бывший священник Марфо–Мариинской обители 239 Серафим Александрович Голубцов – самый младший из детей профессора Александра Петровича Голубцова 240 . Из всех братьев прошел самую, пожалуй, тяжелую дорогу жизни. Отец его скончался, когда ему еще не было и трех лет. А года через полтора–два он сам чуть не утонул в весеннее половодье в протекавшей по соседству Корбухе. Швыряя в нее снежки, он потерял равновесие и опрокинулся в поток, который быстро его понес. Хорошо, что он был в шубке, которая держала его на плаву, и что другие малыши вовремя это заметили и подняли крик, а выбежавшая из дома старшая сестра Наташа смогла догнать его и вытащить из воды. Десятилетним мальчиком с братьями и матерью, спасаясь от голодной смерти, отправился он в Тамбовскую губернию в сентябре 1918 г. Уже там ему пришлось приобщаться к различному труду по дому и рукоделью. В марте 1920 года его мать, Ольга Сергеевна, обронила в одном из писем такую фразу: «Симушка выучился вязать на спицах и вяжет теперь себе варежки из той шерсти, которую мне прислали в посылке... сучит нитки на самопрялке, на которой постоянною прядет Авдотья...» в (ч. 3), с. 93]. В 1920 г. дети остались там круглыми сиротами, похоронив мать, умершую от оспы 10–го мая. Там же, в селе Чашино, он начал ходить в школу. Продолжил обучение в родном Сергиеве с осени 1920 года, когда они вернулись в свой дом на Красюковке, и окончил все 8 классов средней школы II ступени, в которую обратили бывшую гимназию. С младенческих лет приобщился он к церкви под влиянием матери и старшей сестры Наташи, бравших его в числе прочих младших детей к старцу Алексию в Зосимову пустынь. Позднее, когда после ее закрытия в 1923 году о. Алексий переехал в Сергиев, то Сима бывал у него в 1925–28 гг., постоянно по утрам, читая у старца утреннее монашеское правило, и затем бежал в школу, которую закончил, вероятно, в 1925–26 гг. Старший брат, Иван, настаивал на учебе в каком–либо институте, но о. Алексий говорил Симе, что если поступишь в институт, то потеряешь веру. Он же перед своей смертью говорил Симе: «Если тебе будет трудно, приходи ко мне на могилку, я тебе помогу». (И Серафим впоследствии, как он считал, получал помощь от старца.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

247 За старшей Аней шли: Сережа (1919–1920) – умер в обители, простудившись, похоронен в Донском монастыре, слева, у Успенского храма; Елизавета («Лиля») (1921–1996, 5.5), была замужем за о. Иваном Чевягой – сыном казацкого священника из Ростова–на–Дону; (погиб в 1948 г. в автокатастрофе); и Алексий (1924–1993, 4.12) – диакон, под Ленинградом, последние годы тяжело болел – гангрена (?) ног. 248 По словам же сотрудницы Реставрационных мастерских им. И.Э. Грабаря Л.Б. Максимовой, этой «старушкой» была B.C. Гордеева (урожд. Ушакова), с которой вел. кн. Елизавета Федоровна познакомилась и сблизилась на почве благотворительной деятельности, вероятно, еще в Туле. В 1920 г. ей было около 55 лет. 249 Окончил МДА в 1909 г. Служил в Архангельске, Уфе, Москве (1924 – 1942), затем в Калуге, Рязани и др. Скончался на 4 дня позже митр. Елевферия (В. Воронцова), будучи с 1957 г. ректором Одесской семинарии [ЖМП 1959, 5, 19.]. 250 Серафима же в Бутырках продержали около месяца – по мнению его сокамерника Вас. Фед. Евдокимова, высказанному в разговоре с автором. По его же словам, среди брошенных в эту камеру были архиеп. Парфений, б. цензор из Данилова монастыря, и оттуда еще 3 архимандрита, имена которых Евдокимов не запомнил, архим. Вениамин (Милов) , о. Сергий Мечев , о. Георгий из Данилова монастыря, о. Константин Ровинский с Маросейки и др. лица. 251 Менее вероятно, что это относится к концу 20–х годов, к 1928–1929 гг. Возможно, в это же лето, будучи на юге, он побывал и в Ростове–на–Дону, о чем речь пойдет дальше в тексте. О жизни Серафима Александрович а в 1928–1939 гг. см. также в «Устных воспоминаниях т. Наташи», в главе о Наталии Александровне. 252 После войны архив института оказался утерянным, и Серафим Голубцов не смог получить документы об образовании. 253 Интересные моменты, связанные с их обручением, изложены м. Сергией – см. очерк о ней (гл. IV). Венчались 6 сентября в церкви села Ромашково (что находится за западной окраиной Москвы), где служил дед Ани – о. Александр Михайлович Воронцов (†14.08.1942), отец Вениамина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Елевферий (Воронцов Вениамин Александрович) (1892–1959), митрополит. Родился в семье священника. По окончании Московской духовной семинарии в 1912 году поступил в Московскую духовную академию. В ноябре 1915 г. принял священный сан. В 1918 году окончил академию со степенью кандидата богословия и определен приходским священником в Москве. Затем настоятель в храмах Ивановской епархии. В 1927 году возведен в сан протоиерея. В 1938 году овдовел. В августе 1943 г. пострижен в монашество, хиротонисан во епископа Ростовского и Таганрогского. Участник Архиерейского Собора 1943 года. С апреля 1946 г. – Экзарх Московской Патриархии с титулом архиепископа Пражского и Чешского, с местожительством в г. Праге. В июле 1947 г. утвержден временно управляющим Пряшевско-Словенской епархией. В июле 1948 г. возведен в сан митрополита. Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии. С декабря 1951 г. – глава Православной Церкви в Чехословакии. В ноябре 1955 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским и постоянным членом Священного Синода. В октябре 1956 г., согласно прошению, освобожден от управления Новгородской епархией. С января 1957 г. – митрополит с титулом «Ленинградский и Ладожский». Забелин Федор Федорович (1868–1949), протоиерей. В 1888 году окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1889–1892 гг. – надзирателем за воспитанниками этой семинарии. В феврале 1892 года определен псаломщиком к церкви Елизаветградского юнкерского училища. С 1895 года – псаломщик, а с 1900 года – дьякон Сергиевского собора в Санкт-Петербурге. В ноябре 1904 года рукоположен во священника к Покровской церкви 24-й Артиллерийской бригады в городе Луге. В 1914–1917 гг. находился на фронте. С 1916 года – в сане протоиерея. С сентября 1917 года продолжил служение в Покровской церкви города Луги. В феврале 1924 года перемещен настоятелем к Благовещенской церкви села Большое Кузьмино, где служил до 1931 года. Второй священник собора Святой Екатерины в Детском Селе (1931–1935). Настоятель собора Святой Екатерины в Детском Селе (1935–1938), затем – в Знаменской церкви в Пушкине (Детском Селе), где продолжал служить в оккупации. В 1942 году эвакуирован в Гатчину, где стал настоятелем Павловского собора. Спас советского разведчика, укрыв его в соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

229 Архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев, 1899–1968 гг.). Архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын, 1881–1952 гг.) Архиепископ Смоленский Василий (Ратмиров, 1881-?) Архиепископ Казанский Андрей (Комаров, 1879–1955 гг.) Архиепископ Ростовский Елевферий (Воронцов, 1892–1959 гг.) Протоиерей Николай Федорович Колчицкий (1890–1961 гг.) 230 Постановление разослано И. В. Сталину, В. М. Молотову, Г. М. Маленкову, Л. П. Берии и Совету по делам Русской Православной Церкви 231 Работа над Положением велась и после кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 г. Было утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 г. Оно возвращало настоятеля к финансово-хозяйственному управлению приходом. 232 Первый раздел определял права и обязанности Патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Второй раздел Положения был посвящен деятельности Священного Синода, третий – епархии, четвертый – приходам. При подготовке этого раздела разгорелись споры о роли настоятеля прихода. Некоторые считали, что в число обязанностей настоятеля входит лишь богослужение и проповедничество. После долгих обсуждений в Положение вошла формулировка, представленная в документе: «Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом». Положение было принято на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. Постановление Совнаркома утвердило Положение 28 января 1945 г. (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и 11 Ватиканский собор. М, 2004. С. 113.) 236 Число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7 547, монастырей – 29, из которых к концу 1947 г. осталось действующими не более 1 300 (из-за нехватки священников и из-за изъятия у религиозных общин занятых ими храмов, выполнявших до войны роль общественных зданий). (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и политика Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 83.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Горная цепь, протянувшаяся с юго-запада на северо-восток между Ливаном и Сирией. Граница Сирии и Ливана проходит, в основном, по верхней части горной цепи.  Имеется в виду сестра владыки Иоанна Елизавета Николаевна Вендлнад.  Бенедиктинцы старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским около 530 года.  В 1870 году ватиканским собором провозглашен догмат о папской непогрешимости.  Очевидно, имеется в виду епископ Вениамин (Милов).  Одна из Древневосточных православных церквей, признающих три Вселенских собора, также именуемых «нехалкидонскими» церквями. При самоназвании «Православная», Сирийская церковь своей богословской традицией отличается от православной традиции византийской Церкви и не состоит с ней в евхаристическом общении.  Монофизиты (от monos, «один», и physis, «природа») традиционное название тех, кто отрицает присутствие в Иисусе Христе двух равноправных природ (божественной и человеческой). Согласно монофизитскому учению, оформившемуся в первой половине V века, человечество в единой природе Христа по сути поглощено божественным началом.  Несториане последователи сирийца Нестория (ок. 386 ок. 451), константинопольского патриарха в 428–431 годах. Нестория учил о двух природах, двух ипостасях и двух лицах Иисуса Христа. Это учение было осуждено как ересь на Эфесском соборе в 431 году.  Документальные подтверждения того, что епископ Иоанн побывал на Святой Земле, отсутствуют. О том, что владыка никогда не был в Иерусалиме, говорили и близкие ему люди.  Экуменический патриарх.  Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов, 1892-1959), митрополит Ленинградский и Ладожский. Первый предстоятель автокефальной Православной Церкви в Чехословакии.  Николай Васильевич Концевич (1885–1959), протоиерей Русской Православной Церкви. Член Поместных соборов 1917 и 1945 гг. Ректор Киевской и Одесской духовных семинарий.  Параклисис особая служба Пресвятой Богородице, не имеющая определенных временных рамок, обычно совершается вечером и посвящена Матери Божией.

http://pravoslavie.ru/150094.html

Епископа Елевферия Московская Патриархия вскоре направила в Чехословакию окормлять православные приходы. Туда же из детей он взял с собой Лилю с мужем, который погиб в автомобильной катастрофе в Чехословакии (его машина, «Татра», потеряла управление на большой скорости). Осенью 1955 года митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий был переведен на ответственную Ленинградскую кафедру после смерти ее предстоятеля митр. Григория (Чукова). Туда же с ним переехали и его дети – Лиля с сыном Сергеем (впоследствии – протоиерей) и Алексий – диакон. Скончался митрополит Елевферий в 1959 г. 256 и погребен в крипте Свято–Троицкого собора Александро–Невской Лавры. Возвратимся, однако, в Ростов, где осталась его дочь – Анна. Осенью 1947 г., в Ростов был назначен еп. Сергий (Ларин Сергей Ив., 11.03.1908.–12.09.1967.), бывший обновленческий деятель, который, по словам Анны Вениаминовны, одно время (в 1943–1944 гг.), служил в Загорске в Ильинском храме. 257 Он приехал из Одессы с целой свитой и даже с собаками. Секретарем при нем был игумен Пимен (Извеков), весьма строгих взглядов на монашество, по словам Анны Вениаминовны. В частности, он порицал своего патрона за ухаживания за секретаршей, потом ставшей его неофициальной женой. 258 Ларин говаривал про Пимена, что если тот будет когда–либо архиереем, то будет гораздо более строгим в отношении к другим, чем он сам (Ларин). По характеру Ларин был очень отходчив, хотя и строг, его боялись, у него был строгий порядок. Как человек, по словам Анны Вениаминовны, он был очень хороший. Семья Голубцовых жила в одном дворе с Лариным, который стал крестным одного из их детей – Сергея (род. 29.1.1947 г.). Чин же крещения выполнял игумен Пимен в домовой церкви во дворе их дома. Как передавала Анна Вениаминовна, Сергий Ларин говорил, что он Пимена выручил из какой–то беды или взял на поруки, но подробностей она не знает. Еще тогда ходил слух, что будто бы Пимен был в войну адъютантом у Малиновского, но об этом не говорили ни Пимен, ни Сергий Ларин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

254 Серафим был мобилизован месяца через 2–3 после начала войны, попал на Ленинградский фронт – в артиллерийские войска, сначала санитаром, таскал раненых с передовой и остался жив, как он считал, по предстательству о. Алексия, потом заболел, в т.ч. и «куриной слепотой», там же лечили, потом перевели работать сапожником. 257 Это подтвердила и Е.П. Плющова, указавшая, что он снимал комнату по Пушкарской 13. (Правда, она относила это к 1942–1943 гг.) Это имело место после 16 лет его служения в обновленчестве, причем – последние два года в сане епископа. В декабре 1943 г. он был принят в сане простого монаха, затем – возведен в сан диакона и иеромонаха. И вот, в этот период (с марта 1944 г 3–м священником – по митр. Мануилу) он и был послан в Ильинский храм Загорска на «исправление». 15 августа 1944 г. он вновь стал епископом – Кировоградским, викарием Одесской епахии, с декабря 1946 г. – еп. Херсонским и Одесским, с ноября 1947 на два года – еп. Ростовским и Новочеркасским (ЖМП 1962, 11, с. 10). 259 О нем см. ЖМП 1945 3, 21; 1961, 11, 47; 1981, 7, 10; 1988. По воспоминаниям о. Серафима, Владыка Вениамин был замечательной личностью во многих отношениях, в т.ч. знатоком графологии. По почерку руки он сразу и безошибочно определял характерные черты личности писавшего. 261 Храм св. апп. Петра и Павла на Преображенской площади был взорван в 1964 году под предлогом проведения там линии метрополитена – в действительности же, очевидно, чтобы снести храм, где служил митрополит Николай Ярушевич , оказывавший противодействие проводимой Хрущевым антирелигиозной кампании. – СТ. 263 Старшая дочь – Галина (р. 2.3.1941) получила среднее медицинское образование, осталась жить в Коломне, где вышла замуж за Алексея Серафимовича Чурилова; Сергей (р. 29.1.1947) виолончелист, окончил Консерваторию, состоял в оркестрах, занимается иконописью; Вениамин и Александр (р. 29.10.1945, близнецы), окончили муз. школу, первый – по скрипке, второй – по фортепьяно, работали на телевидении; Таисия (род. 6.3.1952) – санитарный врач. «;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

266 Вячеслав Яковлевич Чистяков (1872–1939), капитан л.-гв. Павловского полка, горный инженер, директор Балтийского завода. Член приходского совета Св.-Александро-Невского собора (1921–1927). 268 П.Е. Ковалевский был очень близок к семье ген. Н.Н. Головина (1875–1944) и дружил с его сыном инженером Михаилом Николаевичем Головиным (1903–1965). 269 Графиня Александра Илларионовна Шувалова, ур. гр. Воронцова-Дашкова (1869–1959), в России и в эмиграции активный деятель Российского общества Красного Креста, председатель Комитета помощи туберкулезным больным. 271 Софья Михайловна Зернова (1899–1972), окончила философский факультет Белградского университета, участвовала в создании РСХД. С 1930-х гг. во Франции. В 1935 основала в Париже Центр помощи русским беженцам и возглавляла его до 1969 г. Основала под Парижем Русский детский дом в Вильмуассоне, затем в Монжероне. 272 Германия начала активные военные действия против Франции 10 мая 1940 г. 14 июня немецкие войска заняли Париж. 22 июня было подписано перемирие между Францией и Германией. По условиям договора немцы заняли северную Францию и океанское побережье. Остальная территория страны управлялась коллаборационистским правительством маршала Петена, обосновавшимся в г. Виши. 273 Иван Созонтович Лукаш (1892–1940), писатель, поэт и журналист, участник Первой мировой и Гражданской войн. Поселился в Париже в 1927 г., уделял большое место в своем творчестве памяти Белого движения. Умер от туберкулеза 15 мая 1940 г. 274 Георгий Лаврентьевич Козловский (1902–1963). Участник Гражданской войны, во Франции – инженер-агроном, затем директор каучуковой плантации в Индокитае. Служил во французских войсках в Индокитае, вернулся во Францию в 1954 г. 279 Николай Рощин (наст. фамилия Федоров Николай Яковлевич; 1896–1956), писатель и журналист. Долго жил в доме Ивана Бунина в Грассе. Участник французского Сопротивления, член фр. компартии с 1944 г., один из руководителей Союза советских патриотов. Вернулся в СССР в декабре 1946 г. 280 Г-жа Менье, принадлежавшая к семье владельцев известной шоколадной фабрики, передала икону в Св.-Александро-Невский храм до отъезда из Парижа, во время массового «исхода» населения из столицы. Феодоровская икона Божией Матери в серебряном окладе (50x62 см), написанная в 1807 г. в России иконописцем Каменщиковым, стала наиболее почитаемой из икон храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010