В Ж. м. хранилась чтимая в Осташкове «древняя» чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», в ее честь построен храм и основана обитель. Считалось, что икона спасает город во время пожаров и др. бедствий. Во 2-й пол. XVII в. образ помещался над входом в главные ворота деревянных укреплений, примыкавших к той части Осташковской слободы, к-рая находилась во владении Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В XIX-XX вв. на этом месте стояла каменная часовня, сменившая постройки 1715, 1742 и 1785 гг. После пожара деревянные укрепления 1711 г. не возобновлялись, в связи с чем выборные жителей как Патриаршей, так и Иосифовой слободы обратились к церковным властям с просьбой выстроить на главной улице слободы деревянную брусяную часовню. Указом от 25 окт. 1715 г. строительство было разрешено. В период строительства часовни (1716) жители решили возвести для иконы церковь (впосл. соборный храм Ж. м.). Чудотворный Смоленский образ находился в Смоленском храме слева от царских врат. В 1771 г., при строителе Амвросии (Потёмкине) и казначее иером. Левкии, на «сборные деньги» икона была украшена серебряным вызолоченным чеканным окладом, жемчужным убрусом. В XIX в. образ был «утвержден в большой дске, длиною в 2 аршина и 5 вершков, шириною в 1 аршин и 2 вершка, с изображениями вверху Св. Троицы, а внизу разных святых». В 1853 г. был выполнен новый серебряный чеканный оклад весом 22 фунта 3 золотника. Согласно описанию нач. XX в., длина иконы «с малым киотом» составляла 14 вершков, ширина - 10. Др. чтимая икона, список чудотворного образа, находилась слева от царских врат у придела во имя Трех святителей. Украшавший икону серебряный вызолоченный оклад (вероятно, кон. XVII в.) находился на чудотворной иконе до 1771 г. По описанию нач. XX в., «весь оклад обронный; поля или каймы его обведены с обоих краев (и дальнего, прилегающего к киоту, и ближнего, смежного с изображением) двумя параллельно идущими рубчиками, из коих дальний потолще, а ближний потоньше, что дает полям оклада вид рамки; венец на Богоматери сверху украшен двумя с краев рельефными ангелами и несколькими в средине шестикрыльными херувимами, прорезной работы. Риза наложена на икону уже после устроения оклада полей» (ГА Тверской обл. Ф. 179. Оп. 1. 305. Л. 1-1 об.). В трапезе Иоанно-Богословской ц. находилась «ветхая» икона Св. Троицы (длина 2 аршина и 2 вершка, ширина аршин и 9 вершков), согласно надписи пожертвованная в 1717 г.

http://pravenc.ru/text/182319.html

Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей Петра и Ионы. …О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим. Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти». Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, пономарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг… На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в общецерковном календаре, и тысячи верующих столетие за столетием стекались к образу Всемилостивой, ища утешения, исцеления, вразумления и не были посрамлены в своём уповании. Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы. Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И.

http://elitsy.ru/holy/temple/24271/

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Снова подтвердились слова, сказанные Святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская икона ее в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город . После Ленинграда Казанская икона начала шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград, там перед ней шла неустанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла посреди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. И знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. И Сталинградская битва, во многом решившая исход войны, была выиграна. В многовековой нашей истории России есть и многие другие свидетельства заступничества Пресвятой Богородицы за Россию. Так, в 1395 году, в день празднования иконы Владимирской иконе Божией Матери, Тамерлан повернул домой из России. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, а в Рождество 1813 года последний неприятельский солдат покинул пределы Отечества.

http://mospat.ru/archive/86447-vystuplen...

Временем основания монастыря считается, согласно местным письменным памятникам, 1 июня 1479 г. Удельный князь волоцкий Борис Васильевич пожертвовал избранное преподобным Иосифом место и много помогал ему в устройстве самой обители. 6 июня была заложена первая в монастыре деревянная церковь во имя, Успения Божией Матери, освященная 15 августа того же 1479 г. В 1484 г. преп. Иосиф вместо деревянной церкви заложил первый каменный храм также в честь Успения Божией Матери, оконченный в 1486 г. Выстроенный основателем монастыря Успенский храм, простояв двести лет, пришел в ветхость и был сломан. В 1688 г., по благословению патр. Иоакима, заложен был на новом месте второй ныне существующий каменный в византийском стиле величественный пятиглавый собор во имя Успения Пресв. Богородицы. На месте алтаря первого каменного храма и до сих пор стоит каменный столб. О красоте и великолепии монастырского соборного храма выразился посетивший в 1847 г. обитель митроп. Филарет: «если бы можно было, то я перенес бы этот собор в Москву». Собор двухэтажный. В верхнем Успенском храме сохраняются между прочим следующие древние святыни монастыря. За правым клиросом на втором столбе восточной его лицевой стороны в большом киоте под стеклом находится фелонь с набедренником – это драгоценный для монастыря вещественный памятник, оставшийся после основателя обители преп. Иосифа. На другом столбе в том же храме также в большой раме за стеклом находится шитая шелками и золотом плащаница 1558 г. – жертва удельного князя старицкого Владимира Андреевича. В нижнем этаже собора устроена церковь во имя преп. Иосифа с двумя приделами – по правую сторону – Живоначальной Троицы, по левую – Рождества Пресвятой Богородицы (оба придела освящены 1779 г., а церковь во имя преп. Иосифа устроена в 1775–1777 гг.), В нижней церкви между Троицким алтарем и средним алтарем церкви (во имя преп. Иосифа) под спудом почивают в обитой серебром раке мощи преп. Иосифа волоколамского, основателя монастыря, канонизованного в 1578 г. В этом же храме на стене против раки преподобного в особом киоте сохраняются вещественные памятники, оставшиеся после основателя обители: его шуба, мантия из голубой материи, схимонашеский кукуль и четки, два деревянные посоха и двое железных вериг (весом по 20 ф.) и икона дванадесятых праздников. В нижнем этаже первого каменного храма, т. е. до 1688 г., находилась усыпальница почетных лиц и монахов. Но, с разобранием до основания этого храма в 1688 г. и постройкой нового ныне существующего и на другом месте, следы древней усыпальницы исчезли. Поэтому не имеют твердой исторической подкладки указания современных историков волоколамского монастыря на имеющиеся в нижнем соборном храме гробницы митрополита Даниила, архиеп. новгородского Феодосия и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Е. Грачева: Ольга из Оренбурга Вас спрашивает: «В книге Исход есть такие слова: " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им " (Исх. 20:4-5). Мой вопрос: почему в нашей Церкви поклоняются изображениям различных святых и их мощам? Откуда появилось это учение?» Это, кстати, довольно распространенный вопрос для тех людей, кто находится на начальных этапах воцерковления. Митрополит Иларион: Этот вопрос распространенный еще и потому, что среди нас немало протестантов, которые учат, что не должно быть никаких икон, что иконы нельзя целовать, нельзя поклоняться иконам, мощам и что такое поклонение является нарушением как раз процитированной заповеди. Но у Православной Церкви на это есть ответ, который был сформулирован еще в VIII веке, когда Церковь постигла ересь иконоборчества: в течение нескольких десятилетий уничтожались иконы, фрески, сбивались мозаики и происходило это в том числе, по-видимому, под влиянием появившегося тогда и начавшего быстро развиваться ислама. В ответ на иконоборческую ересь святые отцы, в том числе отцы VII Вселенского Собора, разработали целое учение о том, что когда мы поклоняемся иконам, мы поклоняемся не доске с красками, а тому, кто на ней изображен. То есть, если, например, это икона Иисуса Христа, то прикладываясь к ней, мы воздаем почитание Иисусу Христу, а не самой иконе; если это икона Божией Матери, то, соответственно, почитание воздается Божией Матери, а если это икона святых, то почитание воздается святым. Как говорили святые отцы, честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот на этом основана практика почитания икон. Заповедь, которая процитирована, говорит совсем о другом: о почитании идолов, то есть ложных богов. Поклонение иконам ничего общего не имеет с идолопоклонством. Е. Грачева: Алексей Михайлович из Перми задает Вам такой вопрос: «Хотел бы узнать о состоянии межцерковных отношений на современном этапе Русской Православной Церкви с Грузинской Православной Церковью , с Армянской? Как отразились известные события в этом регионе на взаимоотношениях и диалоге Церквей?»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5914669...

За монастырской оградой на месте колодца, вырытого, по преданию, преподобным Иосифом, находился скит с храмом Всех Святых (1856-60), при котором находились больница и богадельня. Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 была выстроена двухэтажная каменная гостиница. Монастырь располагался на трех прудах: большом, среднем и малом. Иосифов монастырь, 2 класса, в 18 верстах от города Волоколамска. Основан в 1479 году пр. Иосифом Волоколамским (см. 9 сентября). Над его почивающими здесь мощами устроена сребропозлащенная рака и при ней хранятся его предметы: мантия, четки, вериги, 2 посоха, шуба; здесь же находится его икона двунадесятых праздников, а в монастырской ризнице — икона Одигитрии, которой пр. Пафнутий благословил пр. Иосифа. В монастыре также хранится привезенная пр. Иосифом из Москвы икона Божией МатериВолоколамская, прославившаяся 3 марта 1677 года. В монастыре был в заточении некоторое время Максим Грек. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом. В 1 версте от монастыря находится скит с храмом во имя Всех Святых; здесь имеется колодец, вырытый пр. Иосифом, больница и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) был пострижен в монахи прп. Пафнутием Боровским. Он стал его преемником по игуменству и попытался ввести в Пафнутиевом монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда он ушел странствовать по монастырям вместе со старцем Герасимом, а в 1479 г. вернулся в родные волоколамские пределы, испросил и получил согласие волоколамского кн. Бориса Владимировича устроить мужской монастырь, в который сразу стали стекаться пожертвования. На месте, указанном свыше, Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным прп. Пафнутием. Вскоре Иосиф и кн. Борис заложили здесь деревянный Успенский храм (освящен в 1479 г.). В 1486 г. в новом монастыре выстроили каменный собор, расписанный знаменитым Дионисием, а в 1490-м - каменную колокольню. При жизни основателя в монастыре был особый строжайший устав. Уже в те времена монастырь был значительным центром древнерусской культуры. В. О. Ключевский писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа». В Иосифовом монастыре иночествовали Гурий и Герман, будущие просветители Казани.

http://sobory.ru/article/?object=00394

Когда Казанская ц. не стала вмещать молящихся сестер и паломников, попечитель общины Сидоров обратился к митр. Иоанникию с прошением разрешить пристроить к ней придел во имя Св. Троицы, но Московский святитель ответил: «Потерпите, может быть, Бог даст, что у вас будет и каменный храм» ( Израилев А., прот. 1889. С. 41). В 1885 г. вологодский купец Н. Н. Киселёв, похоронив в К. м. супругу, решил выстроить каменную церковь. 1 сент. 1885 г. закладку соборного храма во имя Св. Троицы совершил еп. Дмитровский Мисаил (Крылов), через 2 года - митр. Московский Иоанникий в сослужении благочинного общежительных мон-рей волоколамского архим. Сергия, настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря архим. Андрея, а также прот. Аристарха Израилева , клирика ц. во имя свт. Стефана Пермского при 1-й московской мужской гимназии, автора исторического описания обители (М., 1889), освятил церковь. Постройка собора оценивалась в 47 500 р. 6 сент. того же года благочинный свящ. Николай Буровцев освятил правый придел в честь Черниговской иконы Божией Матери, архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) - левый придел во имя равноап. Марии Магдалины. В основном приделе установили 4-ярусный иконостас, в боковых приделах - 2-ярусные иконостасы, а над зап. папертью обустроили ризницу. Своды и стены собора расписали на средства Павла Корнева, крестьянина с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ. В 1889-1892 гг. на средства купчихи А. А. Смирновой (мон. Рафаилы) и сергиево-посадского купца И. Е. Ефимова был сооружен каменный 2-этажный больничный корпус с ц. во имя мц. Акилины, кельями, больницей, богадельней для престарелых сестер и «читальней» (постройка оценивалась в 20 тыс. р.). В 1894 г. в К. м. вместо деревянной была заложена каменная ограда. Над св. вратами была поставлена икона Божией Матери «Сладкое лобзание», подаренная обители иеросхим. Аристоклием (Амвросиевым). В 1906 г., при игум. Евгении, строительство каменной ограды было окончено, устроены конный двор и квасоварня. В 1900 г. на средства известного московского благотворителя почетного гражданина М. П. Аристова в обители открыли школу грамотности в отдельном корпусе, к-рый освятил в 1901 г. еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов) .

http://pravenc.ru/text/Казанской иконы ...

Главный храм обители был построен в 1910 году и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Туда был перенесен чудотворный образ. В течение двух десятилетий строительства монастыря сестер опекал святой праведный Иоанн Кронштадтский, память о котором до сих пор бережно сохраняется в Пюхтицах. В Успенском соборе, кроме главной святыни – иконы Успения Божией Матери, находится Владимирский образ Царицы Небесной, написанный в 1895 году насельником Святой горы Афон схимонахом Парфением специально для святого праведного Иоанна Кронштадтского. С именем кронштадтского пастыря связана и еще одна святыня, пребывающая в соборе , – Пюхтицкая икона Божией Матери. В 1884 году сестры обители написали и подарили ему на день ангела икону, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы в Куремяэ и изведение на этом месте источника. Этот образ пребывал со святым до самой его кончины, а потом был передан в Пюхтицкую обитель. В начале XX века при монастыре действовали детский приют, училище для детей, богадельня, лечебница с бесплатным обслуживанием неимущих крестьян. В обители насчитывалось около 200 насельниц. В период Первой мировой войны монастырь не остался в стороне от народного горя: раненым, инвалидам и сиротам здесь оказывали всевозможную помощь, включая продовольственную и денежную. При больнице монастыря был устроен лазарет для раненых воинов. Из-за приближения фронта к Эстонии 13 октября 1917 года игумения Алексия и часть сестер вместе с чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы были эвакуированы в Петровский монастырь города Ростова. Вернулась святыня в Пюхтицкую обитель в 1923 году. Монастырь был преобразован в трудовую общину, власти отобрали здания больницы и школы. Статус монастыря обители был возвращен в 1936 году. Никогда в Пюхтицкой обители не прекращалась монашеская жизнь, в том числе и в тяжкие годы Великой Отечественной войны, и во время хрущевских гонений. Особый период жизни монастыря связан с именем приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ( † 2008), с 1961 года в течение нескольких десятилетий возглавлявшего Таллинскую кафедру.

http://pravoslavie.ru/39117.html

И. Затуловская: Мне посчастливилось побывать в Иерусалиме в праздник Входа Господня в Иерусалим. Я шла внутри этой процессии. Я была потрясена, насколько это шествие было похоже на икону… Митрополит Иларион: Я бы сказал, что сам храм и люди, которые в него приходят, тоже являются частью некой иконы. Посмотрите, как устроен храм. Если он расписан по каноническим образцам, то мы видим ряды святых в иконостасе и ряды святых на стенах. А нижний ряд остается пустым. Почему? Потому что нижний ряд занят теми людьми, которые пришли в храм, то есть они вписываются в эту композицию, они становятся ее частью. Они видят, что прямо над их головами находятся, допустим, пророки, дальше — апостолы, дальше — преподобные. А я нахожусь вот здесь. И мне дан шанс занять свое место. И. Затуловская: Это называется «святая — святым». Все равно сердце очень болит за современную икону, которая, к сожалению, так далеко отстоит от первообраза. Митрополит Иларион: У нас есть выдающиеся иконописцы. Такие, как архимандрит Зинон, который еще в советское время начал возрождать традиционное иконописание. У нас есть крупные иконописные центры при Московской духовной академии, при Свято-Тихоновском университете. За последние два десятилетия искусство иконописи у нас в значительной степени возродилось. Хотя, конечно, существует и так называемый ширпотреб, и некачественные иконы, которые тиражируются, распространяются, продаются. Но ведь и через эти иконы действует благодать Божия. Если посмотреть на общий список всех чудотворных икон Божией Матери, то далеко не все из них написаны по канону, но, тем не менее, через них совершаются чудеса. И. Затуловская: Безусловно. Я как раз не столь строгий сторонник канона, хотя понимаю, что канон необходим. Но все-таки помимо канона бывают какие-то поразительные вещи, которые удивляют и трогают не меньше, чем канонические. Это тоже очень важно. Митрополит Иларион: Первый храм, в который я начал ходить, — это церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в котором находится чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших». Этот образ — довольно поздний, и написан он не совсем по канонам: например, Божия Матерь изображена с непокрытой головой. Но эта икона обладает колоссальной притягательной силой. Через нее было совершено множество чудес. Мы видим, как через творчество художников действует благодать Божия, как благодать Божия действует через иконы. И это очень отрадно.

http://patriarchia.ru/db/text/3642680.ht...

Монастыри при К. получили расширение иммунитетных привилегий. 12 мар. 1570 г. митрополит освободил Кириллов Белозерский монастырь от уплаты митрополичьих пошлин с ц. во имя арх. Михаила в монастырском с. Вертлинском Дмитровского у. (ААЭ. Т. 1. С. 314-315. 278). Леонид (Протасьев) , игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , обращался к К. с просьбой о выдаче жалованной грамоты на монастырские церкви (о чем сохр. сведения в жалованной грамоте митр. Антония Иосифовой обители от 18 мая 1573 - АФЗХ. Ч. 2. С. 399. 359). К. подтвердил жалованную грамоту свт. Макария Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня мон-рю , освобождавшую приписной к обители храм в с. Мугрееве от пошлин (АССЕМ. С. 246-247. 116; РИБ. Т. 32. Стб. 438), и его же грамоту строителю Успенской Адриановой пуст. старцу Елеазару (АФЗХ: Акты моск. Симонова монастыря (1506-1613 гг.)/Сост.: Л. И. Ивина. Л., 1983. С. 132; Шумилов В. Н. Гос. Древлехранилище хартий и рукописей: Опись док. материалов фонда 135. М., 1971. С. 103. 215). К. давал жалованные грамоты и отдельным храмам (РИБ. Т. 32. Стб. 494-495, 498-499, 617). Сохранилась выданная митрополитом в 1570 г. отпускная грамота свящ. Панкратию (РНБ ОСАГ. Оп. 1. 164). В 1569 г. в Пскове была явлена чудотворная Святогорская икона Божией Матери . В том же году на Соборе был прославлен прп. Тихон Лухский († 1503) в связи с исцелениями от его мощей. При К. в Москве состоялся первый открытый диспут с иноверными: в 1570 г. Иоанн IV полемизировал с чеш. протестант. пастором Яном Рокитой . Об участии в диспуте К. сведений нет. По мнению В. И. Корецкого, в окружении К. велись летописные записи, в к-рых отразились антиопричные настроения ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 32). Эта гипотеза не получила поддержки др. исследователей. К. скончался в Москве, погребен 10 февр. не в московском Успенском соборе, как предыдущие первосвятители, но в принадлежавшем митрополитам московском Новинском мон-ре ( Леонид (Кавелин), архим. Сведение о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в б-ку Троицкой духовной семинарии в 1747 г. (ныне находящихся в б-ке МДА). М., 1887. Вып. 2. С. 117).

http://pravenc.ru/text/1840361.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010