Архитектор Константин Андреевич Тон 25 января (6 февраля) 1881) — русский архитектор, разработавший так называемый «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Тайный советник, с 1854 года — ректор Императорской Академии художеств. Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов. Список храмов, которые построил Константин Андреевич Тон (или с его участием) Астраханская область Церковь Михаила Архангела Ахтубинский район, Пироговка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Саратова (деревянное исполнение) Год постройки: 1861 Белгородская область Вологодская область Дуниловская Богородицкая мужская пустынь. Церковь Николая Чудотворца Никольский район, Дуниловский Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1865 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (утрачена) Череповец, город, Череповец Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1846 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Воронежская область Церковь Иоанна Богослова Каширский район, Левая Россошь Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5) Год постройки: 1805. Перестроена в формах русско-византийского стиля в 1860 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Собор Троицы Живоначальной (утрачена) Богучарский район, Богучар Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для церкви Семёновского полка Год постройки: не ранее 1898 Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Ивановская область Церковь Спаса Преображения Южский район, Преображенское Архитектор: Н.К. Рейм, Образцовый проект К.А. Тона для церкви Семёновского полка Год постройки: Между 1854 и 1860 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Калужская область Церковь Николая Чудотворца Перемышльский район, Воротынск Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона (альбом 1838, лист 5)

http://sobory.ru/architect/katon

Архангельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь Архангельская область — субъект Российской Федерации на севере европейской части России. Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе. Образована 23 сентября 1937 года при разделении Северной области РСФСР СССР. Административный центр области — город Архангельск . Содержание Православие в Архангельской области [ править править код ] Архангельская и Холмогорская епархия учреждена в марте 1682 года. В 1682-1731 гг. именовалась Холмогорская и Важская, в 1731-1787 гг. — Архангелогородская и Холмогорская, в 1787-1799 гг. — Архангельская и Олонецкая, в 1799-1985 гг. — Архангельская и Холмогорская, в 1985-1995 гг. — Архангельская и Мурманская. В конце 1995 года епархия была разделена на три: Архангельскую, Мурманскую, Сыктывкарскую. 4 февраля 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во епископа Архангельского и Холмогорского был хиротонисан архимандрит Тихон (Степанов). Современная территория — в границах Архангельской области. Начало распространения христианства на Севере России и в Поморье (Двинской земле) относится приблизительно к кон. XIV в. Основную роль в христианизации этих территорий сыграли монастыри (наиболее древние - Архангельский во имя архангела Михаила и Корельский во имя свт. Николая Мирликийского - основаны в кон. XIV - кон. XV в.). Приблизительно с кон. XIV в. Двинская земля (Заволочье) была подчинена Новгородской кафедре. Со вт. пол. XV в. вост. часть Двинской земли (по Пинеге и Мезени до Печоры), а также основанный в 1584 г. г. Архангельск (Новохолмогоры) входили в состав Митрополичьей (с 1589 г. Патриаршей) области. В 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-84 и 1613-17 гг. Двинские земли, входившие в состав Новгородской епархии (по рр. Двине и Ваге), были подчинены Вологодской кафедре.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельская_...

Лоптуново. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская Лоптуновская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1816. Адрес: Россия, Вологодская область, Вологодский район, Подлесный с/с, д.Лоптуново Координаты: 59.11098, 39.93344 Проезд:от Вологды до п.Надеево, далее пешком до д.Лоптуново Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Лоптуновская Николаевская церковь. Современное местоположение: д. Лоптуново, Подлесное с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Церковь Николая Чудотворца в Лоптунове, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1668 года.Лоптуновская Николаевская церковь, 1816 года, каменная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, апостолов Петра и Павла, прп. Димитрия Прилуцкого. Церковь одноэтажная, длиной 13 саж., шир. 4 саж. Купол восьмигранный. Дмитрий Ермаков. Верность Господу и своему храму Первые сведения не о храме, а о селе Лоптуново мы видим на страницах переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря за 16 век. Это монастырская вотчина. Но деревянный храм там явно уже был... Отец Константин Волков – настоятель храма во имя Казанской иконы Божьей Матери города Вологды и храма Николая Чудотворца в деревне Лоптуново, что в двух километрах от поселка Надеево. Отец Константин родился и вырос в Вологде, в прошлом – офицер, окончил Вологодский пединститут и семинарию. Приход в Лоптуново возглавил в 2017 году. - Отец Константин, есть ли какие либо сведения об истории храма Николая Чудотворца в Лоптунове? - Первые сведения не о храме, а о селе Лоптуново мы видим на страницах переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря за 16 век. Это монастырская вотчина. Но деревянный храм там явно уже был. Документальная же история храма начинается в 1816 году, когда он был построен. Главный придел храма был освящен в честь Николая Чудотворца, два придела в честь святых апостолов Петра и Павла и в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. В начале 20-го века рядом с храмом на средства прихожан были построены дома для священнослужителей и церковно-приходская школа. Часть этих зданий сохранилась, но находится в плачевном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=13853

Р.А. Балакшин Р.А. Балакшин. Труженик Христов: священник Иоанн Верюжский В 2010 г. исполняется 190 лет со дня рождения священника Иоанна Верюжского , автора книги «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей Церковью и местно чтимых» 2 , – важнейшего исследования не только церковной истории Вологодчины, но и истории края в целом. До начала 1990-х гг., книга являлась библиографической редкостью. В 1992–1994 гг. она была переиздана 3 . Значение этого произведения для русской культуры велико, однако о ее авторе, священнике Иоанне Верюжском , почти ничего не известно 4 . В настоящей статье, я попытаюсь воссоздать биографию о. Иоанна, опираясь на материалы Государственного архива Вологодской области. Отец Иоанн родился 5 мая 1820 г. в селе Бестужевском Вельского уезда Вологодской губернии (современная Архангельская область) в семье дьячка Петра Верюжского. Фамилия семьи произошла от названия протекающей неподалеку речки Верюги. Здесь некогда подвизался прп. Прокопий Усьянский, честные мощи которого «земля издаде» во 2-й половине XVII в., после чего началось его местное почитание 5 . Вот как писал о. Иоанн о своей родине: «Редко можно встретить на севере такую прекрасную и очаровательную местность, как «у праведного». Тут природа постаралась превзойти саму себя и на небольшом пространстве раскинула все свои красы, чтобы и само место вечного покоя праведника соответствовало красоте души его… Большая река Усья, с красивым островком и стаями плещущихся на поверхности ее речных птиц, тихо катит свои воды с востока на запад… С правой стороны две речки, в полуверсте одна от другой впадающие в Усью, образуют меж собой ровный испещренный цветами луг. Две церкви, высокая шатровая деревянная… и белеющаяся каменная красивой архитектуры, стоят на уступе высокой горы, к лугу круто в виде отвесной стены обрывающейся. Высоко над церквями, на самой вершине горы виднеется небольшая деревня, огни коей в ночное время кажутся звездами. Внизу, под горой, по берегу извилистой речки, стоят дома церковнослужителей, утопающие в густой листве рябин и черемух. Дорога проходит по самому берегу Усьи и далеко, за несколько верст не доходя до села, видим… сияющие главы и кресты церквей» 6 . Красота родной природы, благодатное соседство мощей святого угодника, частое присутствие на богослужениях с отцом, любовь к книгам, – все это способствовало развитию живого ума и богатого воображения одаренного мальчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Великий Устюг Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 60.761156; 46.297849 Россия, Вологодская область, Великий Устюг Великий Устюг, Вологодская область Россия Содержание Общее описание [ править править код ] Объективно Районный центр Вологодской области в 450 км к северо-востоку от Вологды. На р. Сухона. Население – около 37 тыс. человек. Субъективно В прошлом города – много святых, удачливых купцов, отважных землепроходцев, подлинные истории которых гораздо прекраснее рекламируемой сказки о Деде Морозе . Облик Устюга под стать его славному прошлому. Для города одного дня достаточно. На плане Великого Устюга можно посмотреть расположение церквей и достопримечательностей города. Особенности городского быта Важным событием в жизни города является ледоход. По причине обилия снега в этих краях и большой площади водосбора рек Сухона и Юг город нередко подтапливается; к счастью, расположенная на возвышенности старая часть обычно не затрагивается паводком. Настоящее лето в Устюге – с 20 июня по 20 августа, до и после не редкость заморозки. Песчаные пляжи в пределах города имеются на обеих сторонах реки. Лучший пляж расположен выше по течению Сухоны, за автомобильным мостом. История города [ править править код ] Обращение баскака После покорения Руси монголы прислали в Устюг баскака по имени Багу. Тяжело было вечевой вольнице, грубым и отважным северянам, которые поочерёдно утопили троих чем-то провинившихся воевод, подчиниться язычнику и деспоту. Терпение устюжан истощилось, когда Багу силой взял в наложницы юную дочь священника Марию. Как раз тогда (в 1262) пришло известие об избиении баскаков в Ростове, Суздале и других городах. Багу спасся только тем, что, по совету Марии, принял святое крещение с именем Иоанна и венчался с ней. Святое таинство крещения, пример и поучения благочестивой жены, беседы игумена Киприана и юродивого Прокопия сотворили чудо: коварный язычник приобрёл добродетели христианина. Иоанн снискал любовь устюжан и управлял ими в течение нескольких десятилетий, до своей смерти. За давностью лет о жизни и смерти Иоанна и Марии известно не много, но имена праведных супругов занесены в святцы.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Проханов: «Я ничего подобного прежде не видел и не испытывал» Известный писатель принимает участие в IX Международной конференции Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство» 31.05.2013 1222 С 28 мая по 1 июня проходит IX Международная конференция Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство». Форум проводится в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Константин Коротков» по местам Северной Фиваиды: Городец (Нижний Новгород) - Горицы (Вологодская область) - Санкт-Петербург, с посещением Феодоровского мужского монастыря (Городец), Воскресенского Горицкого женского, Кирилло-Белозерского мужского, Ферапонтова монастырей (Вологодская область) и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). Своими впечатлениями от участия в конференции делится в интервью «Русской народной линии» известный писатель, публицист, главный редактор газеты «Завтра», председатель «Изборского клуба» Александр Андреевич Проханов : «Я ничего подобного прежде не видел и не испытывал. Для меня откровением является такое собрание столь разнообразных людей, которые едины в своем миросознании. Я вернулся из очень тяжелых огненных поездок с войны, где господствует ненависть, сражение, борьба и катастрофа, и вдруг сразу оказался в атмосфере любви, приятия и деликатного отношения друг к другу. Удивительно, но здесь я почувствовал связующее начало, которое соединяет самих людей: женщин и мужчин, детей, пожилых и молодых. Но это начало, исполненное любви, нежности и заботы друг о друге, невозможно было бы без соединения всех нас в Боге. Каждый шаг, каждый помысел и каждое деяние, связаны с духовным служением. Это не значит, что мы постоянно находимся в молитве и на Литургии, но ощущение того, что над нами сияет наше любимое Божество, делает нас всех удивительно просветленными, умиротворенными и благостными. Все это сообщество, братство движутся по восхитительным русским водам и необъятным русским просторам среди сияющих далей, среди дождей, среди зеленых лесов и дол. Мне кажется, что наш корабль - это святой, счастливый ковчег, который несет нас в необъятное чудесное русское грядущее. Это ощущение политическое, религиозное и одновременно житейское не покидает меня уже третий день».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/31/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С именем Александра Невского...» IX Международная конференция Делового сообщества «ДелоРус» и МОО «Александро-Невское Братство» (28 мая - 1 июня 2013 года) 24.05.2013 442 Время на чтение 20 минут 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и 750-летию со дня преставления святого благоверного Великого князя Александра Невского посвящается... План работы: Конференция будет проходить в рамках паломнического круиза на комфортабельном теплоходе «Константин Коротков» по местам Северной Фиваиды: Городец (Нижний Новгород) - Горицы (Вологодская область) - Санкт-Петербург, с посещением Феодоровского мужского монастыря (Городец), Воскресенского Горицкого женского, Кирилло-Белозерского мужского, Ферапонтова монастырей (Вологодская область) и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). 27 мая (понедельник) 2013 года г. Санкт-Петербург: 15.20 отъезд из Санкт-Петербурга поездом 145 в Нижний Новгород с Московского вокзала. г. Москва : 23.35 отъезд из Москвы поездом 36 в Нижний Новгород с Казанского вокзала. 28 мая (вторник) 2013 года День памяти благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (Н.Новгород-Городец) Для групп из г. Санкт-Петербурга и г. Москвы: 05.08 Прибытие в Нижний Новгород паломников из Санкт-Петербурга ( Сбор на привокзальной площади ). 06.30 Прибытие в Нижний Новгород паломников из Москвы ( Сбор на привокзальной площади ). 05.30-06.50 Посадка в автобусы на привокзальной площади Нижнего Новгорода. 07.00 Отправление автобусов в город Городец Нижегородской области. 07.00-09.30 Переезд в город Городец. 09.30-13.15 Посещение Феодоровского мужского монастыря. Божественная Литургия. 13.15-13.30 Посадка в автобусы. 13.30-14.00 Переезд на пассажирскую пристань «Галанино» (г. Городец, ул. Орджоникидзе, дом 118). 14.00-14.30 Регистрация и посадка на теплоход «Константин Коротков». Пассажирская пристань «Галанино» (г. Городец, ул. Орджоникидзе, дом 118). 15.00 - отправление теплохода от причала пассажирской пристани «Галанино»

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ. Территория - 145,7 тыс. кв. км. Центр - Вологда. География В. о. расположена на северо-западе Восточно-Европейской равнины. Крупные реки - Сухона (притоки Двиница, Вологда), Юг (приток Луза), Молога (приток Чагодоща), Шексна, Унжа (верховья); озера - Белое, Кубенское, Воже; Рыбинское, Шекснинское (Череповецкое) водохранилища. Граничит с Ленинградской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Костромской, Кировской, Архангельской областями и Республикой Карелией. Население: 1 269 568 чел. (на 2002), в т. ч. русские - 96,56%, украинцы - 0,97, лица, не указавшие национальности,- 0,45, белорусы - 0,39, азербайджанцы - 0,21, армяне - 0,17, цыгане - 0,16%. Городское население составляет 69,05%. Административное устройство Вологда впервые упоминается под 1147 г., когда прп. Герасим Вологодский у Кайсарова ручья основал вологодский Троицкий мон-рь. До кон. XV в. являлась центром одной из новгородских волостей (с 1318 известен Вологодский у.), часть вологодских земель находилась во владении вел. князей владимирских. Преобладание московского влияния над новгородским в Вологде наметилось в правление вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского (1363-1389), в 1393 г. вел. кн. Василий I Димитриевич захватил Вологду. В 1446 г. Вологда была передана в удел Василию II Васильевичу по соглашению с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой. После посещения вологодских и белозерских мон-рей и получения поддержки от местного духовенства Василий II вновь начал борьбу за Московское великое княжество. Окончательное присоединение Вологодчины к Московскому гос-ву произошло в результате завоевания московским вел. кн. Иоанном III Васильевичем Вел. Новгорода в 1478 г. Устюжские земли, составляющие вост. часть совр. В. о., являлись владениями ростовских князей, утративших права на эти территории к кон. XIV в. и с этого времени ставших здесь местными вотчинниками и московскими наместниками. Окончательно Устюг (с XVI в. Вел. Устюг) перешел под власть московских вел. князей в 1436 г.

http://pravenc.ru/text/155165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория 587,4 тыс. кв. км. Центр: Архангельск (основан в 1584). География: область расположена на севере европ. части России в тундровой, лесотундровой, таежной и арктической зонах. В состав области, к-рая омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, входят острова архипелагов Сев. Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Нов. Земля, Соловецкие о-ва и др. Крупные реки А. о.: Сев. Двина, Печора, Вага, Пинега, Онега, Мезень. Территорию области занимают: леса - 37%, оленьи пастбища - 24, сельскохозяйственные угодья - 1,3, острова - 10,2, болота - 12,5, озера и реки - 3,2%. Население: 1 459,2 тыс. чел. (нач. 2000). Национальный состав: русские - 93%, коми - 1,5, народности Севера (ненцы, саамы и др.) - 1%, остальные - украинцы, белорусы, татары и др. Адм. устройство. В 1708 г. по указу имп. Петра I была учреждена Архангелогородская (с дек. 1796 Архангельская) губ., в 1929-1936 гг. территория А. о. входила в Сев. край (в 1936-1937 Сев. обл.), 23 сент. 1937 г. создана А. о. В состав области входят Ненецкий АО и 20 адм. районов. Религия В янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 127 религ. орг-ций. Большая часть рус. населения области исповедует Православие, представители др. христ. конфессий и религий немногочисленны. Русская Православная Церковь А. о. совпадает с границами Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ (центр - Архангельск). В епархии - 93 прихода, 52 действующих храма, 3 муж. ( Антониев Сийский , Артемиев Веркольский и Кожеезерский ) и 1 жен. ( Иоанно-Богословский ) мон-рь. На территории А. о. расположен ставропигиальный Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В Двинской земле (старое название территории А. о.) Православие получило распространение с нач. XII в. В христ. просвещении края особую роль играли архангельский во имя арх. Михаила и корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри . Двинская земля подчинялась Новгородской кафедре, вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также Архангельск (Нов. Холмогоры) со 2-й пол. XV в. входили в Митрополичью (с 1589 Патриаршую ) обл. , в 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре. В 1682 г. территория А. о. вошла в состав новообразованной Холмогорской и Важской епархии (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Старообрядчество

http://pravenc.ru/text/76434.html

Анхимово. Храмовый комплекс Вытегорского погоста. Анхимовский погост Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Вологодская область, Вытегорский район, село Анхимово, берег Вытегорского водохранилища (реки Вытегры) Координаты: 60.950839, 36.510959 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Современное местоположение: д. Анхимово, Анхимовское с/п, Вытегорский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вытегорский уезд, Олонецкая губерния. С XVI века известны две деревяные церкви, стоявшие на Покровском погосте - холодная Покровская и теплая во имя Николая Чудотворца (с 1563 года, упоминается в Писцовых книгах 1583 и 1628 годов). В 1708 г. построена ставшая знаменитой деревянная Вытегорская Покровская церковь. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, вмч. Георгия Победоносца, апостола Иоанна Богослова. Вторая церковь - Вытегорская Спасская, 1780 года, каменная. Престолы в честь Спаса Нерукотворного Образа - главный, свт. Николая Мирликийского, иконы Божией Матери " Казанская " Третья церковь - церковь-усыпальница в честь Всех Святых, устроена была А.П. Лопаревой, освящена в 1905 г. Описание Покровской церкви, данное в Известиях Императорской археологической комиссии: " Время сооружения и время переустройства храма указаны на надписи в иконостасе. По смутному народному преданию («Олонецкие Ведом.» 1887 г. церковь сооружена на средства богатого крестьянина Плотникова, сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто бы составлен самим царем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца. В 1793 г. храм был поставлен на каменном фундаменте, и тогда же, по мнению Даля, прибавлены к нему прикрасы в виде ионических пилястр на обшивке и изменена форма главок («Зодчий» 1877 г. Церковь имеет форму креста. Длина ее 15 саж., ширина 14 саж., вышина 9 саж. На ней 21 глава. Обшита тесом в 1873 г., к какому времени нужно отнести и пилястры. Галерея устроена на бревенчатых стобах-срубах. Железная крыша устроена в 1880 г., главы покрыты белым железом. Окон 21; они небольшие, расположенные в два ряда. Дверей для входа в церковь пять. Алтарь отделяется глухой стеной. Приделов два, Иоанно-Богословский и Георгиевский. Половицы в полу широкие. Иконостас старый, в 3 яруса, в тяблах. Клиросы старые, с устройством впереди столов. Церковь не отапливается. Храмовая чтимая икона помещается в особом иконостасе, сооруженном в 1803 г. В память посещения Имп. Петром Великим церкви в 1711 г. написана в 1729 г. икона с двуглавым орлом посредине; имеется еще икона на взятие Азова. Сохраняются оловянные священные сосуды, Евангелие 1688 г., резное изображение св. Нила Столбенского, а в каменной церкви – изображение Спасителя в терновом венце, привезенное, по преданию, из Киевской лавры. "

http://sobory.ru/article/?object=27455

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010