А.А. Кострюков Глава 3. Российская Церковь в 1917–1921 гг. §1. Церковь и коммунистическое государство. 1917 –1921 гг. Практически весь XX в. был для Церкви периодом преследований со стороны коммунистического государства. Репрессии были неминуемы. Еще в XIX в. среди марксистов шли споры относительно места религии при социализме – необходимо ли устранить ее силой или дожидаться, пока она отомрет сама. Понятно, что представители последнего мнения, в случае прихода к власти, отнеслись бы к Церкви намного спокойнее, чем большевики. Нужно учитывать, что некоторые социалистические партии допускали и многопартийную систему, которая несомненно смягчила бы удар по религии. Установление в России подлинной власти Советов также могло уменьшить масштабы гонений – такая система предполагала, что управлять страной будут избранные представители простого народа, среди которых было немало верующих людей. Однако «власть Советов» оставалась на протяжении 70 лет формальностью: реальную власть захватила самая жестокая фракция коммунизма – большевизм. В 1918 г. были запрещены все политические партии, кроме партии коммунистов-большевиков. Хотя официально была декларирована свобода совести, верующие оказывались людьми второго сорта. На продвижение по службе могли рассчитывать только члены коммунистической партии, для которых воинствующий атеизм был обязательной частью мировоззрения. Лидер коммунистов В.И.Ульянов-Ленин, выбросивший свой крест в мусор в 15-летнем возрасте, не предполагал никаких идейных послаблений в отношении членов своей партии. Заявляя, что религия является частным делом по отношению к государству, Ленин и его преемники настаивали, что к компартии это не относится. «Вождь пролетариата» призывал гнать из партии коммунистов, которые участвуют «в религиозных обрядах». Атеизм, по мнению Ленина, являлся основой большевистской идеологии. «Партия наша, – писал он, – есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего. Такой союз не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству в виде религиозных верований». Или: «Мы должны бороться с религией. Это азбука всего материализма и, следовательно, марксизма».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГАЗЕТА " ИЗВЕСТИЯ " СТАНОВИТСЯ ОРГАНОМ ВОИНСТВУЮЩЕГО АТЕИЗМА 3 февраля 2000 года в " Известиях " вышла целая газетная полоса, посвященная читательским откликам на статью кинокритика Валерия Кичина " Приказано верить " , опубликованную в газете от 15 января (отчасти мы уже писали о статье В. Кичина в заметке " Газета " Известия " объявила о выпуске религиозного приложения " ). Напомним, что автор взял на себя смелость заявить о том, что в стране наметилось двоевластие ( " первая - светская, вторая - духовная " ) и что вопрос - во что верит Россия? - является " взрывоопасным " . Такое нагнетание страстей В. Кичин подкрепил всего лишь фактом присутствия на Рождественском богослужении в честь 2000-летия Рождества Христова 2-3 десятков высокопоставленных чиновников из Кремля, Думы, московского и федерального правительства. Валерий Кичин испугался, что небольшая часть наших чиновников и депутатов, оказывается, верит (или делает вид, что верит) в Бога, что это обстоятельство каким-то образом заставляет других встать на стезю богоискательства и что кем-то кому-то " приказано верить " . Автор в своей статье почти не скрывал, что ему милее времена поголовного безбожия. Но он, наверное, забыл (или делает вид, что забыл), что за веру у нас совсем недавно сажали в тюрьму, что, вопреки русской орфографии, даже слово " Бог " приказано было писать с маленькой буквы, как это ныне продолжают делать В. Кичин и большинство авторов " Известий " . Мало того, в отношении православных храмов времена были в буквальном смысле этого слова взрывоопасны : как мы знаем, более 40 000 храмов были разворованы, взорваны и разрушены до основания. Валерий Кичин в своей публикации 15 января, вопреки всем выкладкам социологов, утверждал, что " атеистов у нас большинство " , он сетовал, что " атеизм со счетов сброшен, словно он теперь вне закона и атеисту надо чувствовать себя чужим " . Можно успокоить В. Кичина: несмотря на то, что его твердых единомышленников менее 10 % (еще около 10 % населения России не определили своего отношения к Богу), атеизм у нас отнюдь не вне закона - для этого достаточно почитать некоторые статьи (не в таком, конечно, концентрированном виде, как в " Известиях " ) в таких супердемократических изданиях как " Огонек " , " Новые Известия " , " Литературная газета " , " Сегодня " , " Московский комсомолец " , " Московские новости " , " Общая газета " , " Новое время " , " Итоги " и др.

http://pravoslavie.ru/press/izv_rel2.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Безбожники, богоборцы и Сталин К путанице в одном важном вопросе 24.01.2020 1216 Не один уже раз я – и в статьях, и в выступлениях – касался этого вопроса, поясняя, в чём между «богоборцами» и «безбожниками» принципиальная разница и почему их нельзя смешивать, валить вину одних на других, что приводит к путанице в толковании исторических процессов и т.п. При подготовке материалов к новой статье наткнулся на интервью доктора церковной истории, священника Александра Мазырина от 4 сентября 2013 года о встрече Сталина с иерархами Церкви в 1943 году. Оно подтолкнуло меня снова объяснить свою позицию (тем паче, что с некоторыми выкладками священника Мазырина категорически не согласен). Итак, «безбожники» - это атеисты, говоря по-простому, не верящие ни во что сверхъестественное. Но атеизм, как говаривал священник Дмитрий Дудко, – это вовсе не плохо. И приводил слова Н. Бердяева о том, что «атеизм – это вера с чёрного хода». Нельзя бороться с тем, чего нет (в их представлении), это абсурд. Поэтому «безбожники» сражаются не с Богом как таковым, а с религией. Точнее даже будет сказать – с «религиозным дурманом», духовным «опиумом» для народа, «поповскими сказками», «предрассудками», «пережитками» прошлого и прочей «тьмой». Но в итоге, так как человек слаб, ищут опору в науке, религиозных суррогатах, скатываясь порой к суевериям. Безбожниками, несомненно, были вождь Октября Ленин , «воинствующий безбожник» Ярославский (Губельман), юрист Красиков. Но иное дело «богоборцы». Как минимум это гностики, а как завершение – люцифериане/сатанисты, какими бы личинами и лжеучениями при этом ни прикрывались. Они не сомневаются ни секунды в бытие Бога, понимают, что выступают на стороне Его врага и научены бороться именно с Ним, выступая активными противниками Божьего Промысла, в том числе как апологеты перманентной революции. «Взять штурмом Небо». Богоборцами были Свердлов, Троцкий, Бухарин, Луначарский и прочие креатуры космополитов-конспираторов. Что же касается товарища Сталина (для одних «тирана» и злодея, равного Гитлеру, для других «отца народов» и «бича Божия»), он был «глубоко верующим» человеком, который в итоге «обернётся» (по утверждению его однокашника по семинарии Сипягина). Конечно, он не превратился «из Савла в Павла», как считают многие патриоты. Но ни в коей мере и никогда не относился к «богоборцам», что пытается внушить нам священник Мазырин и сотоварищи. «Но те факты, которыми мы располагаем сейчас, позволяют утверждать: кардинального переворота в политике Сталина по отношению к Церкви не произошло. Сталин как был богоборцем, так и остался им до конца своей жизни». Это ложное заявление, вполне в духе либералов…

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/24/be...

поиск:   разделы   рассылка Валентин Лебедев Воинствующий атеизм в России не был затронут декоммунизацией Валентин Лебедев, председатель Союза Православных граждан, комментирует устроенную атеистами в Интернете траурную акцию по поводу Дня Крещения Руси. 28 июня, в день Крещения, Руси воинствующие атеисты в интернете провели так называемый " День памяти и скорби " . Они пытались взламывать христианские сайты, вывешивали на них оскорбительные баннеры вроде " Помним, скорбим! " . Конечно, эти люди задействованы в единой акции: ведь впереди суд над Pussy и День Крещения Руси. В 30-40-е годы тоже было тоже немало деятелей культуры, высказывавшихся против Церкви. Мы знаем, что с ними потом стало. Некоторые из них принесли покаяние. Кое-кто открыто, но большинство – тихо и незаметно. Мы видим многих из них сегодня в наших православных храмах. Надо напомнить этим людям, стоявшим на Болотной площади, организовавшим интернет-акцию в День Крещения Руси и сегодня пришедшим к зданию Хамовнического суда, что они, как и в 20-30-е годы служат новому глобальному проекту, – в отличие от настоящей системной оппозиции в лице КПРФ или " Справедливой России " . Только проект этот уже не в головах кремлевских мечтателей, а в интеллектуальных центрах мировых финансовых элит. И они отлично это знают. Поэтому так наглы. Ругань на Церковь – не случайный эксцесс. Параллельно с гонениями на церковь началась " болотная " революция. Почему только эти люди выбрали для себя белый цвет, непонятно. С белогвардейцами их ничто не роднит, они выступают против российской государственности, против Церкви, против всего того, что мы называем традиционными ценностями. Из вождей, которые стояли на " болотных " трибунах, хоть один отречется от ценностей Евросоюза, от ценностей глобализма? Да не посмеет! Король-то голый. Отсюда и удар по РПЦ, одному из важнейших институтов общества. Как только началось " Болото " , тут же случились и выходка с плясками на алтаре в Храме Христа Спасителя, и безобразие с " Серебряной калошей " патриарху. Да, нынешних атеистов смешно сравнивать с прежним Союзом безбожников, по степени опасности. Но преемственность очевидна.

http://religare.ru/2_96117.html

А.А. Кострюков Глава 13. Русская Церковь в годы хрущевских гонений (1958–1964 гг.) § 1. Церковная политика советской администрации 1958–1964 гг. В марте 1958 г. Н. С. Хрущев возглавил Совет министров в СССР, сохранив при этом должность первого секретаря ЦК Коммунистической партии. После страшных лет ежовщины и бериевщины хрущевская политика выглядела относительно человечной. Частичная реабилитация жертв сталинских репрессий, определенная либерализация культурной жизни, выход из международной самоизоляции позволяли надеяться на серьезное обновление и даже перерождение советского строя. Название повести И.Г. Эренбурга «Оттепель», отразившей эти надежды, дало неофициальное название и всему этому периоду. Однако экономическая политика Хрущева явилась началом пути к очередной катастрофе. Хрущевское наступление на подсобные хозяйства стало продолжением сталинского раскулачивания и именуется порой «раскрестьяниванием». Крестьянин превращался в сельского пролетария, еще более оторванного от своих корней. Политика «укрупнения колхозов» привела к уничтожению малых сел и деревень. Исторический сельскохозяйственный центр России, разоренный войной, фактически лишился финансирования, направленного на освоение «целинных земель» в Казахстане. Результатом очередных экспериментов должно было стать всеобщее изобилие и построение утопического «коммунистического общества» уже к 1980 г. Поскольку обязательным атрибутом этого общества должен был стать всеобщий атеизм, новый курс коммунистического государства подразумевал и очередное наступление на Церковь . Обещание Хрущева показать по телевизору «последнего попа» казалось молодому поколению выполнимым – сорокалетняя богоборческая политика уже дала свои ядовитые плоды. Не подвело нового государственного лидера и его идеологическое окружение – М.А.Суслов, Е.А.Фурцева, Л.Ф.Ильичев, Л.Н.Поспелов. Подросли и новые воинствующие атеисты – комсомольские лидеры А.Н.Шелепин, В.Е.Семичастный, А.И.Аджубей, рвавшиеся в бой с религией. 1958–1964 гг. стали для Церкви периодом новых преследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ЦВ 12 (457) июнь 2011 /  24 июня 2011 г. Епископ Павел: Архиерейское служение — неустанный труд, требующий самоотверженности 12 июня, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Павла (Фокина) во епископа Ханты-Мансийского и Сургутского. Слово архимандрита Павла (Фокина) при наречении во епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри! Промыслом Божиим и милостивым изволением Святейшего Патриарха и Священного Синода призван я, недостойный, к высокому и ответственному служению Святой Православной Церкви в сане епископа. Знаю, что архиерейское служение — это неустанный труд, требующий самоотверженности, мудрости, терпения и любви, так как «епископу вверены люди Господни, и он воздаст о душах их», говорит нам 39-е правило святых апостолов. Сознавая свою человеческую немощь, я уповаю только на всемилостивую помощь Господа нашего Иисуса Христа, на силу Духа Святого, который подкрепляет нас в немощах наших (Рим. 8, 26), наставляет нас на всякую правду. Я глубоко верую во всемогущество Божие, ибо пройденный путь моей жизни убеждает меня в словах Господа: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16) и Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Мое детство и юность пришлись на время, когда воинствующий атеизм был возведен в ранг государственной политики. Но, слава Богу, мои родители, хранившие в сердце своем веру православную, воспитали и меня в вере, приобщили к молитве, научили меня не быть самоуверенным, а полагаться на волю Божию, на предстательство и заступничество Пресвятой Богородицы. После школы, отслужив в армии, я окончил дирижерско-хоровое отделение Сумского культпросветучилища, работал регентом детского хора и хора учителей средней школы. И всё это время меня не покидала надежда, что полученные мною профессия и опыт могут быть востребованы на поприще церковного служения, если будет на то воля Божия. С этой мыслью в 1985 году я переехал в Ленинград. Здесь Промыслом Божиим моя надежда осуществилась. Первое церковное послушание я проходил в Преображенском соборе, где был чтецом и псаломщиком. Всегда храню в сердце глубокую признательность настоятелю Спасо-Преображенского собора профессору Санкт-Петербургских духовных семинарии и академии протоиерею Николаю Гундяеву. Под его отеческим руководством я прошел первую ступень церковного служения и через четыре года получил благословение и рекомендации отца Николая на поступление в духовную семинарию. С низким поклоном благодарю всех, кто способствовал моему духовному становлению, — преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ, где я получил духовное образование и степень кандидата богословия.

http://e-vestnik.ru/docs/priobshchitsya_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литература, которая учит верить, жить и любить 30.12.2023 122 Время на чтение 8 минут Долгожданная встреча с известными русскими писателями прошла 17 декабря в творческой гостиной Духовно-просветительского центра «Свеча» Алексеевского женского монастыря. В эти снежные морозные декабрьские дни монастырь посетили: сопредседатель Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии, почетный председатель Международного литературного форума «Золотой Витязь» Владимир Крупин, а также писатель, режиссер и сценарист Александр Богатырев. Сегодня это те люди, которые не просто видят духовные и нравственные проблемы Отечества, но и своим творчеством пытаются сохранить русскую культуру, противостоять натиску глобализма – обезличить и уничтожить самобытность России. Ведущая вечера – воспитанница монастырского приюта Татьяна Сельская – первому предоставила слово писателю Владимиру Николаевичу Крупину. В своем представлении она отметила, что Владимир Крупин стоит в одном ряду с выдающимися советскими и русскими писателями, такими как Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев и Василий Шукшин, является публицистом и педагогом, главным редактором журнала «Москва», главным редактором журнала «Благодатный огонь», почетным гражданином Кировской области. Выступление Владимира Николаевича было очень искренним и душевным. Он рассказал о своем детстве, юности, об учебе на филологическом факультете Московского областного педагогического института, который окончил в 1967 году. О том, как встретил настоящую любовь, с которой рука об руку идет по жизни вот уже 57 лет. И хотя в советские годы были закрыты церкви, воинствующий атеизм проник во все слои общества, родители будущего писатели оставались людьми верующими, в доме стояли иконы, и божие благословение ежедневно звучало из уст мамы: «Идите с Богом, деточки», «Слава Богу!». Много подробностей из своей жизни так искренне и сердечно поведал знаменитый писатель. Тех подробностей, которых не услышать на официальных встречах, но можно прочитать в его книгах. Поэтому встреча с писателем не обошлась без прочтения его произведений. Проза Владимира Крупина – это какая-то особая манера повествования – живая, яркая, воодушевлённая, образная. Это проповедь православия во всём его великолепии. И проповедь – именно торжествующая, пасхальная, бодрая, радостная.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/29/litera...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизбежность либерализма В 1917-м была убита прежняя Россия и началась история новой страны, в которой Россия должна раствориться без остатка 06.02.2018 967 Время на чтение 12 минут Вот и минуло уже сто лет со времени великих и ужасных событий 1917 года. Событий, которые потрясли своими последствиями весь мир, изменив его до неузнаваемости, по сравнению с предшествующими временами. Как Великая французская буржуазная революция повлияла на всю последующую историю, так и Великая русская революция оказала решающее влияние на все события века ХХ. 1917 год соединил в себе два великих свершения. Была убита прежняя Россия и началась история новой страны, в которой должна была раствориться Россия без остатка. С чем безжалостно расправилась великая русская революция? Трагически оборвалась трёхсотлетняя история дома Романовых. Династия, в лице своих последних представителей, оказалась неспособной к успешному управлению столь огромной страной с разноплемённым населением. Некоторые из русских императоров настолько устали от бремени текущих проблем, что были готовы даже добровольно отказаться от территорий, освоенных когда-то их великими предками. Какими бы причинами ни была вызвана, например, позорная продажа Аляски, она уже показала полную неспособность династии Романовых к управлению державой. Это уникальный случай в истории человечества, когда страна добровольно отказалась от территории такого размера - что ярче может показать недееспособность царизма. И Россия 1917 года безо всякого сожаления покончила с монархией, по-видимому, навсегда. Закончилось привилегированное существование Русской Православной Церкви как морально-нравственной опоры самодержавия. РПЦ вернула себе патриаршество, но ценой «отделения церкви от государства». Предавая империю и присягая на верность Временному правительству, церковь, вероятно, рассчитывала на дальнейшее своё безбедное и беспечное существование в либеральной России. Воинствующий атеизм большевиков, однако, превратил православие в гонимую церковь новых мучеников. РПЦ тоже, таким образом, оказалась неспособна к осмыслению перемен, происходивших с Россией весь XIX век. Распространение либеральной идеологии среди грамотного населения империи не подвигло церковь, увы, к переосмыслению роли православия в обществе, позволив либеральным ценностям беспрепятственно покорять русские умы.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/7/n...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Сворачивать мне было некуда " . Памяти Митрополита Нежинского и Прилукского Иринея 27.09.2017 848 Время на чтение 22 минут 23 сентября 2017 года отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Ириней (Семко), Митрополит Нежинский и Прилукский. Он родился 11 июня 1963 г. в с. Ропотуха Черкасской области. В 1982 г. был зачислен на первый курс Киевского инженерно-строительного института. В 1983 г. покинул институт по собственному желанию и поступил в Московскую духовную семинарию. Осенью 1984 г. зачислен в состав братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 26 февраля 1985 г. пострижен в монашество с именем Ириней в честь святителя Иринея Лионского. 6 апреля 1985 г. рукоположен во диакона, 30 ноября 1986 г. во священника. В 1987 г. после окончания семинарии направлен в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Весной 1991 г. переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. После окончания Московской Духовной Академии преподавал в Киевской духовной семинарии. С сентября 1996 г. нес послушание благочинного Киево-Печерской Лавры. 26 декабря 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию «История православного женского монашества на Украине в ХХ столетии». 31 мая 2007 г. назначен управляющим новосозданной Нежинской и Батуринской епархии. 10 июня 2007 г. хиротонисан во епископа в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Решением Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 г. титул правящих архиереев Нежинской епархии изменен на «Нежинский и Прилукский». 28 августа 2014 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа; 28 июля 2017 г. в сан митрополита. Господь да упокоит раба Своего в селениях праведных и сотворит ему вечную память! Выбор монашеского пути накладывает на человека особую ответственность, которую и сейчас далеко не каждый верующий может вместить. Большинство нынешних иерархов Русской и Украинской Православной Церкви делали такой выбор, живя в государстве, где воинствующий атеизм являлся неотъемлемой частью официальной идеологии. Среди них - и Владыка Ириней, Митрополит Нежинский и Прилукский. Уже в двадцать лет он знал, что станет монахом, и не свернул с избранного пути.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/27/...

Закрыть С пентабазисом против Новой Хазарии? Что мы можем противопоставить идеологии «жидохохлятства»? 06.01.2023 3467 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Идеология власти, захватившей современную Украину, уже вполне откровенна. Гонения на Украинскую Православную Церковь раскрывают всю суть политики тех, кто поставлен мировыми финансовыми кругами распоряжаться Украиной. О том, кто и на какой идейной основе правит Украиной, главный редактор журнала «Молодая гвардия» Валерий Васильевич Хатюшин недавно в статье «Новая Хазария – это не миф» написал: «Посмотрите, кто у власти в Киеве, — исключительно лица еврейской национальности. А какова идеология этой власти? Украинско-нацистская». Статья уважаемого автора точная, хлесткая и сжатая. Завершает свой материал автор такими строками: «На Украине выпестывается, выводится новая этнохимерическая порода современных «янычар», беспощадных по отношению ко всему русскому и ко всему православному, — жидохохлов. Нет, не жидобандеровцев, как было зафиксировано на майке Коломойского, а именно жидохохлов — новое патологическое племя озлобленных русоненавистников. А их религией будет даже не язычество, не иудаизм, не католичество и не воинствующий атеизм, а воинствующее антихристианство. Их готовят в качестве новых янычар и мамлюков для религиозной войны с христианством как таковым. Вот поэтому Россия должна освободить ВСЮ т.н. Украину, чтобы идеология жидохохлятства, беспощадно непримиримая по отношению к Русскому миру, была искоренена здесь полностью и навсегда». Однако это завершение порождает некоторые вопросы. Как Россия, внутри которой сегодня на словах провозглашаются лозунги о Русском мире, а на деле нередко идёт борьба с ним, способна освободить Украину от существующей там идеологии? Что мы готовы противопоставить идеологии «жидохохлятства»? Идеологию «пентабазиса» и общества «Знания», являющегося наследником Общества воинствующих безбожников? Или идеологию «Красной звезды» и «Серпа и молота», центральной фигурой которой является Иуда, грозящий кулаком в небо? Что еще у нас имеется для идейной и физической борьбы? Идеи «устойчивого развития» от ООН, уверенно реализуемые нашей властью. Или, например, «Русская мечта», гумилевское «евразийство»… Но всё это не подходит для борьбы с «жидохохлятством». Не годится это для войны с агрессивными духовными наследниками и последователями тех, чей рев «Распни, распни» раздавался две тысячи лет назад у Голгофы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/06/s_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010