Глава 2 Божественный покой седьмого дня Быт.2:1 . Три первых стиха второй главы по своему содержанию всецело примыкают к предшествующей главе, являясь естественным завершением изложенной в ней истории творения мира. Так совершены небо и земля Таким образом, закончено, исполнено было дело сотворения всей вселенной. и все воинство их. т. е. воинство неба и воинство земли. Первое выражение довольно употребительно в Библии и служит обозначением или ангелов, окружающих небесный престол Бога-Вседержителя, очевидно, по аналогии со стражей вокруг трона земных владык ( Нав. 5:14 ; 3Цар. 22:19 ), или же – звезды, горящие на небесном своде и правильностью своего распорядка напоминающие стройные ряды войск ( Втор. 4:19, 17:3 ; 4Цар. 17:16 ; Ис. 40:26 ; Иер. 8:2 ; Дан. 8:10 и др.). Выражение же «воинство земли» больше не встречается в Писании, хотя некоторая аналогия ему и имеется в кн. Неемии ( Неем. 9:6 ) и у пророка Исаии ( Ис. 34:1 ), где идет речь о высших представителях земли, т. е. о людях и животных. Таким образом, под «воинством неба и земли» разумеется все то, что есть высшего и лучшего в той и другой области и что, следовательно, служит как бы украшением каждой из них. Эту последнюю мысль прекрасно и выражают греческий LXX и латинский переводы Библии, где еврейское слово: zeba (воинство) передано соответствующими ему синонимами: κσμος и ornatus, означающими «украшение». Быт.2:2 . И совершил Бог к седьмому дню дела свои, которые Он делал, Этот день неодинаково называется в наших русской и славянской Библиях: в первой стоит седьмой, а во второй шестой день. Произошло это от разности подлинников, с которых сделаны эти переводы: именно в еврейском тексте, равно как в Вульгате и арабском переводе, указывается «седьмой» день, но в греческом переводе LXX (за исключением некоторых стихов), а также у И. Флавия и в сирском переводе и самаритянском тексте, поставлен «шестой» день. Контекст речи, в котором лишь дальше идет речь о «седьмом дне» и где, по-видимому, отличается день окончания творения от дня начала, наиболее благоприятствует последнему чтению, за что ручается и авторитетность древнего самаритянского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Войско, воинство (Army, armies) Насчитывается примерно триста упоминаний в Библии о войсках, и в подавляющем большинстве случаев это понятие имеет буквальный смысл – речь идет о войсках Израиля или его врагов. Но из этого буквального значения вытекает целая серия образов. Начало положено в Исх.15:3 , где Господь назван «мужем брани» (или «воином»). В качестве воина Господь уничтожил войска фараона, утопив их в водах Красного моря на глазах у израильтян. Такое представление о Боге как о Воителе Израиль разделял со своими соседями, в традициях которых видное место занимало понятие о «священной войне». В основе понятия о священной войне лежало представление о неразрывной связи между земными и небесными силами, согласно которому боги часто принимают прямое участие в земных битвах. Когда ковчег завета привезли в стан израильтян, филистимляне ужаснулись: «Кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это – Тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне. Укрепитесь и будьте мужественны, Филистимляне» ( 1Цар.4:8–9 ). Этот рассказ свидетельствует, что в Ветхом Завете не всегда выражается однозначно некритическое отношение к священной войне. Присутствие ковчега не спасло Израиль, он был захвачен в ходе массовой резни. С другой стороны, израильтяне привыкли надеяться, что Бог будет воевать за них, и в псалмах мы трижды встречаем одно и то же стенание: «Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими» ( Пс.43:10; 59:12; 107:12 ). Такое представление побуждало к духовному поиску: за какие грехи Бог наказывает народ Свой отсутствием на поле брани (ср. Нав.7 ; 1Цар.3:11–14 )? Но даже в этих псалмах выражается твердая надежда, что «с Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас» ( Пс.43:6 ; ср. Пс.59:14; 107:14 ). Таким образом, войска Израиля были в буквальном смысле «воинством Бога живого» ( 1Цар.17:36 ), и когда Голиаф насмехался над израильскими воинами, он, по существу, поносил воинство «Господа Саваофа» ( 1Цар.17:45 ; ср. 2Цар.1:12 ). Вот почему израильское войско могло служить прямым исполнителем Божьего наказания (напр., 1Цар.15:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Небесное воинство (Heavenly armies/host) Выражение «воинство небесное», получившее известность благодаря современным переводам Библии, имеет два совершенно разных значения: первое относится к звездам, а второе – к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам. В некоторых случаях оба значения как будто бы совпадают. Действительно, в двух значениях еврейского выражения, переводимого как «воинство небесное» (s e bahassamayim), а именно «небесные тела» и «ангельские существа», отражается возможная ассоциативная связь в еврейском воображении между ангелами и звездами или планетами. С другой стороны, звездное небесное воинство в ряде случаев связывается с идолопоклонством, поскольку окружавшие Израиль языческие народы занимались астрологией и поклонялись небесным телам. Небесные тела . Небесное воинство чаще всего наблюдается в виде звезд. В силу своего бесконечного множества, яркого света, силы и отождествления с конкретным верховным правителем звезды в Писании называются «воинством» сотворенной Яхве сферы ( Неем.9:6 ; Пс.32:6 ; Ис.40:25–26; 45:12 ). В качестве отдельной сотворенной категории ( Быт.1:16 ) они, как и песок, служат обозначением несметного количества в заветах Бога с Авраамом и с другими патриархами ( Быт.15:5; 22:17; 26:4 ; Неем.9:23 ). Главная отличительная черта звезд как многочисленной группы заключается в их огромном количестве, но в нашем представлении о них как о «небесном воинстве» с ними связываются и другие образы. В победной песне Деворы звезды сражались с неба по воле Бога ( Суд.5:20 ). Они также прославляют Бога ( Пс.148:3 ; Иов.9:7; 38:7 ) и свидетельствуют о всемогуществе Бога. Последний мотив хорошее выражение нашел в Ис.40:26 : Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. Учитывая такую ассоциативную связь с трансцендентностью, не удивительно, что небесные тела как «воинство небесное» стали объектами языческого поклонения. Народ Израиля не был невосприимчивым к соблазнам таких языческих обрядов. Израиль и Иудея присоединялись к языческим народам в поклонении «звездному воинству», и за почитание сотворенным вещам и превратное понимание божественного подвергались суду Яхве ( Втор.4:19 ; 4Цар.17:16; 23:4–5 ; Иер.8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 13 От Меня прияв оправдания и законы, по которым надлежало вести жизнь, Ефрем вместо них возлюбил беззакония идолов, от которых вместо жизни приобрел смерть. Но с каждым, можно сказать, днем будут увеличивать нечестие потомки его, из золота и серебра делая изваяния разных животных, и служа рукотворным идолам. Ибо с таким умоисступлением предадутся сему, что по множеству жертв не будет доставать жертвенных животных, и осмелятся говорить: Ос.13:2 . Пожрите человеков, оскудеша бо тельцы. Ос.13:3 . Сего ради будут яко облак утренний, якоже роса утренняя идуще, и якоже прах развеваемый вихром с тока, как пар от саранчи. За такое нечестие, говорит Бог, в ничто обращу их нашествием врагов. Как восходящее солнце удобно иссушает утреннюю росу, и скоро развевает появляющееся в то время облако, и как сильный ветер без труда уничтожает прах на гумне, а пар носящийся в воздухе истребляет туча саранчи; так и вас истребит туча врагов, и обитаемую ныне вами землю обратит в пустыню. Ос.13:4 . Аз же Господь Бог твой, утверждаяй небо, и созидаяй землю, Его же руце создасте все воинство небесное, то есть, Я не только создавший небо и землю, но и даровавший им продолжительное существование, привел в бытие и все небесное воинство, видимое и невидимое, горние силы и умные природы, и множество звезд с великими светилами – солнцем и луною. И не показах ти их, еже ходити в след их. И Аз изведох тя из земли Египетския, и Бога разве Мене да не познаеши, и спасающаго несть разве Мене. Ибо по освобождении и избавлении твоем из Египта, давая тебе закон, повелел Я, не знать тебе никакого иного Бога кроме Меня, и сказал: «не сотвори себе всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею» ( Исх.20:4 ). Не только же освободил Я тебя от горького египетского рабства; но и Ос.13:5 . пасох тя в пустыни, на земли ненаселенней Ос.13:6 . на пажитех их, то есть, подавал тебе соответствующее потребностям манну с неба, крастелей с моря, воду из камня; потому что, и в пустыне живя, не имели вы недостатка в необходимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 34 1–4. Суд над вселенной. 5–17. Суд над Едомом. Предварительное замечание. Главы 34-я и 35-я образуют собою заключение к первой части пророчества Исаии, соединяя в себе существенные черты предсказаний этой части о временах суда и спасения. Пророк говорит в 34-й гл. о конце мира, но облекает картину этой последней катастрофы в образы, взятые от событий его времени, так что последний всеобщий суд над вселенной принимает у него характер суда над известным клочком земли (Идумеи). В 35-й главе пророк рисует нам обратную сторону суда над миром – именно окончательное искупление Израиля и возвращение его из чужой страны в отечество. Ис.34:1 . Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней! Все народы должны слушать пророчество о том суде, какой совершится некогда над вселенною. Эти народы будут подвергнуты совершенному истреблению, и даже само небо пострадает от огня этого грозного суда. Обращение пророка к народам и всему, что есть на земле, напоминает собою его слова в гл. 1-й ст. 2-й и указывает на особенную важность далее следующей речи. Ис.34:2 . Ибо гнев Го­с­по­да на все народы, и ярость Его на все во­ин­ство их. Он пред­ал их заклятию, отдал их на заклание. Здесь предметом суда Божия названо только человечество. Неразумная природа уже идет вслед за человеком. «Воинство их» – это не войска в собственном смысле этого слова, а толпы, массы людей (ср. ст. 4-й). «Заклятию» – см. Ис.11:15 . Ис.34:3 . И убитые их будут раз­бросаны, и от трупов их поднимет­ся смрад, и горы раз­мокнут от крови их. Здесь мы находим гиперболические выражения, да и самое заклание грешных людей, конечно, должно быть признано только метафорой. Ис.34:4 . И истлеет все небесное во­ин­ство; и небеса свернут­ся, как свиток книжный; и все во­ин­ство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. «Небесное воинство» или звезды истлеет как тлеет от жара огня бумага или материя. «Небеса свернутся». Небо – по-евр. rakiaf – это, собственно, громадное пространство. Это пространство станет маленьким, свернется от того же иссушающего действия огня, как бумага свертывается от жара в трубочку.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Утоли моя печали» Празднование 25 января/7 февраля Кондак 1 Взбранное нам и дивное избавление даровася, Твой образ честный, Преблагословенная Дево Владычице Богородице, яко избавльшеся от злых явлением его и к нему взирающе, восписуем Ти благодарственная раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали. Икос 1 Ангел множество и вся небесная воинства славят Тебе, Царицу всех Богородицу, Ты же исполнила еси радости души наша милостивым явлением нам образа Твоего святаго, Богоизбранная Дево Владычице. К немуже кланяющеся, Тебе умиленная моления возсылаем, милосердому Твоему к нам заступлению со страхом зовуще таковая: Радуйся, Ты Отца Безначальнаго благословение; радуйся, Ты Сына Превечнаго жилище. Радуйся, Ты Духа Святаго пребывание; радуйся, яко Тебе славят многоочитии херувими. Радуйся, яко Тебе похвальная приносят шестокрилатии серафимы; радуйся, яко Тебе вся небесная воинства величают. Радуйся, яко Тебе вся колена земная Матерь Божию исповедуют; радуйся, яко Тобою вся вселенная веселия исполняется. Радуйся, яко Тобою вся болезни наша исцеляются; радуйся, Твоими бо молитвами печали наша утоляются. Радуйся, Твоими бо ходатайствы вся прошения наша исполняются; радуйся, яко Тебе и Сыну Твоему в Твоей честней иконе благодарно покланяемся. Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали. Кондак 2 Видят Тя, Богоизбранная Отроковице, вся небесныя силы предстоящу всегда Престолу Славы Небеснаго Царя и за христианы к Сыну и Богу молящуюся, Небесная Царице, мы же, грешнии, на земли зряще Твою святую икону и к ней припадающе, Тебе радостно покланяемся, зовуще Аллилуиа. Икос 2 Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, Небесная Царице, из уст бо нас, скверных, како мощно пети Твоему имени? Яко благих еси нам Ходатаица, сильна еси вспомоществовати во всякой нами требуемой помощи, да Тебе со умилением зовем сице: Радуйся, молитвы о нас к Сыну и Богу во утешение приносящая; радуйся, Твоими молитвами очи наша от вечнаго рыдания избавляющая. Радуйся, Твоими Матерними молитвами Сына и Бога на милость к нам преклоняющая; радуйся, Твоими молитвами праведный на нас гнев Божий утоляющая. Радуйся, Твоими ходатайствы грехи наша прощающая; радуйся, Твоею помощию страсти наша истребляющая. Радуйся, Твоим предстательством временная наша скорби разрушающая; радуйся, во всяких бедах и нуждах нам помогающая. Радуйся, Тя славящих всегда прославляющая; радуйся, Твоею радостию печали наша утоляющая. Радуйся, непрестанное нам веселие подавающая; радуйся, нам райския двери отверзающая. Радуйся, Радосте наша, избави нас от всякаго зла и утоли наша печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 7 «Не надейтеся на... словеса лживая глаголющих вам: храм Господень» ( Иер.7:4 ), то есть говорящих: «Храм Его – вы», чем хотят уверить вас, что вовек не будете оставлены Богом, ибо как положил Он сохранить благоугодный Ему храм, так сохранит и служителей Его, хотя бы и были они нечестивы. Нет, не надейтесь на ублажающие вас слова. Если не исправите дел своих, то вы – не храм Божий, и не спасет вас Бог за святость храма Своего, вами оскверняемого, и за множество жертв, которых, из-за злочестия приносящих, отвращается душа Его. «И крадете и убиваете, и блудствуете... и стасте предо Мною в дому сем... и рекли есте: спаси нас, со творивших вся мерзости сия. Еда вертеп разбойником есть дом сей?» ( Иер.7:9–11 ). Вы надеялись, что дом сей будет убежищем разбойников, но молитва ваша, в которой просите себе безопасности и мира, может ли быть услышана, когда столько сделано вами худого, и возможно ли, чтобы дал Я просимое вами и избавил вас от опасности? «Сего ради идите к месту Моему, еже в Силоме... и видите, что сотворих ему лукавств ради людий Моих» ( Иер.7:12 ). В городе Силоме водрузил Я скинию Мою, и стояла она там триста лет, потом, из-за отступничества Ефремлян, которым она была вверена прежде, перенес ее в храм, который ныне у вас, Иудеи, и, наконец, изгнал и рассеял и самих отступников. Поэтому, как очевидные свидетели суда сего, рассудите, должно ли Мне, когда вы стали даже нечестивее Ефремлян, щадить и любить вас только за то, что храм Мой у вас? Нет, нет! Если не покаетесь, и храм и народ предам Халдеям, и они истребят храм огнем, а народ изгонят из пределов земли. «Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских?» ( Иер.7:17 ). «Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному» ( Иер.7:18 ). Бог говорит так пророку, показывая этим, что нечестие беззаконных Иудеев превышает определенное им наказание. Отступничество же целого народа Господь изображает словами, что мужи и жены всех возрастов устремились к идолослужению, и нет человека, который был бы чист от него, а сказанное здесь о служении небесному воинству объясняется тем, что написано в Четвертой книге Царств: в царствование Манассии Иудеи поклонялись «всей силе небесней» ( 4Цар.21:3 ), то есть всему украшению небесному, – луне и прочим светилам. И мученик Стефан ясно говорит, что Израильтяне в прежние времена особенно поклонялись звезде бога своего Ремфана ( Деян.7:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Грядет первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытаре и фарисее . Многие из нас не раз слышали эту притчу, кто-то и проповеди слушал, и толкования святых отцов читал. Однако тяжкая болезнь «воинствующего мытарства» продолжает чинить серьезный урон всем нам, православным братьям и сестрам. Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью «кающихся» грешников? В основании этой болезни положены все те же два тяжелых недуга и агрессивных идола современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно закрепляются в человеке, есть крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться, превращает человека из иконы – образа Божиего – в кумира, и в извращенном пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек как некий пуп Земли или даже всей Вселенной. И так как там, на вершине, места для двоих не находится, то Бога, как Существо до времени бесполезное, низвергают вниз: сейчас пожить надо в собственное удовольствие, а по смерти Бог, Который всех любит, все равно спасет. И оправдывают это положение некоторые люди как раз притчей о мытаре и фарисее. «Смотри, – говорят они, – Господь нам явно показывает, что ваши богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь, – Бог всех любит!» Дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь Сам заповедал исполнять их Увы, подобное убеждение необыкновенно живуче. Однако притча-то вовсе не о том, что вынес из нее подобный «толкователь». Для начала вспомним, что дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь и Сам проповедовал о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек мог наследовать Царство Небесное. На вопрос молодого иудея, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь отвечает:

http://pravoslavie.ru/110192.html

Не сд мен хрте въ пламени геенстмъ, коже богатаго, ради лазар: но дарй и мн плачемъ просщ, капли бже, и помилй м. Не осуди меня, Христе, на пламень геенский, как богатого за Лазаря; подай, Боже, и мне, с плачем просящему, капли человеколюбия, и помилуй меня. Мученичен Блгословенно воинство цр нбнаг, аще бо и быша стртотерпцы, но а санъ потщашас достигнти, тлесхъ небрегши, и стртьм своими безплотныхъ чести сподобишас: молитвами и хъ гди, спас дшы наша. Благословенно воинство Царя Небесного, ибо хотя из рожденных на земле были страстотерпцы, но постарались достигнуть ангельского достоинства пренебрегши тела и за страдания будучи удостоены почести бестелесных. Молитвами их спаси, Господи, души наши. Богородичен брадованна, ходатайствй твоими молитвами, и испрос дшамъ нашымъ множество щедротъ, и многихъ молимс. Благодатная! ходатайствуй о нас твоими молитвами и испроси душам нашим множество милости и очищение многих грехов, мы молим Тебя. На 6 часе тропарь пророчества, глас 6 Сей сть бже, страшный день, достигнти вечера не надемс: но сего видти насъ человколюбн сподобилъ тристый, слава теб. Сей, о Боже, есть страшный день, вечера которого мы но надеялись достигнуть; но Ты человеколюбиво удостоил нас видеть его. Слава Тебе, Трисвятый. Прокимен, глас 6, псалом 104 Да возвеселитс сердце и щщихъ гда. Да веселится сердцетех, кои ищут Господа. Исповдйтес гдви, и призывайте и м Прославляйте Господа и призывайте имя Его. Чтение из пророчеств Исаии (48, 17–49, 4) говорит об освобождении Израиля из плена Вавилонского, и пророчество переходит к Вождю избавителю – Христу. „Так говорит Господь, избавивший тебя, святый Израилев: Я есмь Господь твой, Я научил тебя к твоей пользе, найти тебе путь мой, по которому бы идти тебе. И если бы ты послушал заповедей моих, как река был бы мир твой, и правда твоя, как волна морская. И было бы как песок семя твое, и потомки чрева твоего как пыль земная. И теперь не будешь истреблен, и не истребится имя твое предо Мною. Выходи из Вавилона, беги от халдеев, возвещайте голос радости, и пусть услышано будет сие, возвещайте до пределов земли, говорите, что избавил Господь раба своего Иакова. И если они будут жаждать, пустынею поведет их, воду из камня изведет им, разсядется камень и потечет вода, и будет пить народ мой. А нечестивым невозможно радоваться, говорит Господь, слушайте меня острова, и внимайте народы; он будет стоять долгое время, говорит Господь. От чрева матери моей нарек он имя мое, и соделал уста мои мечем острым, и под покровом руки своей скрыл меня, сделал меня стрелою избранною и в колчане своем скрыл меня. И сказал мне: Израиль, ты раб мой, и в тебе Я прославлюсь, и я сказал: понапрасну трудился я, и тщетно и ни для чего отдал я силу мою. Посему суд мой пред Господом, и труд мой пред Богом моим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О. Ковитиди: - В 2014 году «крымская весна» была с глазами ребенка и улыбкой женщины. Силовым блоком Сергей Валерьевич поручил командовать мне, женщине. Мы не были настроены на войну. Мы шли с добром и говорили о том, что представляем народ. В 2014 году нас ждали в Одессе, Харькове, Днепропетровске. Я уже не говорю про Донецк. Мы потеряли время. За прошедшие годы выросли все те мальчишки, которым тогда было 10–12 лет. Пропагандистская машина ненависти, машина превращения Украины в антироссию была брошена на этих детей. Сегодня они – это зомбированное, потерянное поколение, которое нужно спасать. Об Украине необходимо молиться. Патриарх сказал, что нужно каждый день читать канон Богородице. Если мы не будем молиться, то воздастся по грехам нашим. Хочу процитировать замечательные слова духовного отца моего супруга, одесского старца Ионы. В 2011 году он говорил о том, что будет смута, с которой всё и начнется. Его спросили, нападут ли США на Россию. Старец Иона сказал: «Нет, на Россию никто не нападет. Конфликт начнется внутри одной небольшой страны. В него будет втянута и Россия, и США, и другие страны. Эта смута будет длиться 3 года. Господь уготовал России спасение: в первую неделю Великого поста из нее станут уходить все сатанинские продукты, затем вся нечисть уйдет из России. Это всё из-за того, что многонациональный народ России встанет на войну с дьяволом (значит, не Россия с Украиной воюет, а воинство России воюет с сатаной). В России воцарятся мир и благодать, христиане и мусульмане будут сообща защищать свою родину. Везде будут голодать, а на Руси будет хлебное изобилие.  Болезни и беды уйдут из России, потому что начнет умножаться любовь друг к другу каждого российского человека. Будут молиться христиане за мусульман, а мусульмане за христиан. Вместе они восстанут против дьявола. Для очищения Святой Руси Господь поднимет небесное воинство и дарует победу. Победа эта будет не Руси над содомом и Украиной, а Бога над сатаной. Бог с теми, кто с Русью, а кто без нее – тот с дьяволом».

http://radonezh.ru/2022/04/20/sleduet-pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010