В 1927 году сторонники архиепископа Григория (Яцковского) так и не смогли добиться передачи им Успенского храма. В связи с закрытием собора Успения в 1930 году вместе с матушкой Надеждой и младшим сыном Григорием он несколько раз переезжал в разные места служения. В 1932 году отец Александр с супругой и млад­шим сыном Григорием переехали в город Невьянск , где он стал служить в Вознесенском храме при кладбище . В 1932 году овдовел, и в 1933 году был пострижен в монашество с именем Ардалион. Некоторое время после пострига о. Ардалион был благочинным Невьянского церковного округа. 19 декабря 1934 года он был возведен в сан игумена . В конце 1934 года был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви города Миасса Уральской области. Вскоре, однако, Свято-Троицкий храм был закрыт, и отец Ардалион вынужден был вернуться в Невьянск и поселиться у сына. Челябинская епархия не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления. В декабре 1935 года состоялось заседание церковного совета, который решил просить заместителя местоблюстителя митрополита Сергия назначить к ним епископа. В решении приходского совета далее указывалось, что, поскольку православный храм в Челябинске отсутствует, кафед­ральным храмом мог бы быть великолепный храм в Каслях , на­ходящийся в прекрасном состоянии. Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после этого собрания отбыл в Москву к ми­трополиту Сергию, но тот отказался послать к ним епископа, ссылаясь на то, что несколько раз уже посылал епископов, однако местные власти всякий раз отказывали им в регистрации, и по­рекомендовал найти кандидата на месте. 13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарева), нахо­дившегося в то время в Невьянске. Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесенской церкви в Каслях. 23 февраля отец Ардалион прибыл в Касли, где на совещании приходского совета выразил согласие быть Че­лябинским епископом. Теперь было необходимо получить бла­гословение митрополита Сергия на назначение отца Ардалиона настоятелем Вознесенской церкви, чтобы впоследствии он был зарегистрирован на этой должности властями, а после этого хи­ротонисан во епископа, что можно было бы представить властям как очередную награду.

http://drevo-info.ru/articles/13676547.h...

В 1928 г. прот. Чуфаровский был назначен настоятелем Тихвинского храма в Ярославле, к-рый власти закрыли уже через год. В 1930 г. стал настоятелем ярославского храма в честь Донской иконы Божией Матери. После закрытия Донской ц. в 1931 г. был переведен настоятелем Вознесенской ц. в г. Шуя Ивановской промышленной (ныне Ивановской) обл. В 1932 г. стал настоятелем Введенской ц. в Рыбинске Ивановской промышленной обл. В 1933 г. вернулся в Ярославль и служил настоятелем Иоанно-Богословской ц., с 1934 г.- Леонтиевской кладбищенской ц., с 1936 г.- Феодоровской ц. В 1940 г. назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Тутаеве Ярославской обл., в 1941 г.- кладбищенской Вознесенской ц. в г. Данилове той же области, в 1942 г.- Воскресенской ц. в г. Буй Ярославской (ныне Костромской) обл. В 1943 г. вернулся в Ярославль, служил в Благовещенской ц. Яковлевской слободы города, стал благочинным. В том же году овдовел и вскоре был призван к архиерейскому служению на территории Украины, освобожденной от нем. оккупации. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) 4 мая 1944 г., незадолго до своей кончины, согласовал с председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым назначение прот. Чуфаровского управляющим Полтавской епархией. 19 мая того же года он был пострижен в монашество с именем Николай в Москве в Крестовой Патриаршей ц. Дмитровским еп. Иларием (Ильиным). 20 мая наречен во епископа Полтавского и Кременчугского. Хиротонию Н. 21 мая того же года совершили патриарший местоблюститель митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ), митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков ; впосл. митрополит). 23 мая того же года Н. назначен епископом Волынским и Луцким, с 1 июля 1944 г. носил титул епископа Волынского и Ровенского. В состав территории управлявшейся Н. Волынско-Ровенской епархии (см. Луцкая (Волынская) епархия ) с центром в Луцке в то время входили Волынская, Ровенская и сев. часть Тернопольской областей УССР, всего здесь насчитывалось 750 приходов.

http://pravenc.ru/text/2566024.html

В 1905 году Н. Ф. Вознесенский был рукоположен во священника в Харькове, где в течение четырех лет состоял в должности противораскольнического миссионера по Курскому и Обоянскому уездам, преподавал Закон Божий в реальном училище и гимназии. Начиная с осени 1909 года он более десяти лет служил в Благовещенской епархии. В 1911–1912 годах состоял редактором «Благовещенских епархиальных ведомостей», где в 1915 году были напечатаны его «Лекции по методике Закона Божия». В 1919 году с отступавшими частями русской армии перебрался в Харбин, и там прошли самые плодотворные 27 лет его церковной работы. В 1923 году его назначили настоятелем Свято-Иверского храма, до начала 1925 года он преподавал Закон Божий в Коммерческом училище Китайской восточной железной дороги, сотрудниками которой были многие жители Харбина. В 1925 году он приступил к изданию журнала «Вера и жизнь», регулярно писал в журнал харбинского Казанско-Богородицкого мужского монастыря «Хлеб Небесный» и в русские газеты Маньчжурии. В 1927 году при его участии организованы были Богословские курсы — среднее учебное заведение, преподавание в котором строилось по образцу старших классов русских духовных семинарий. В 1931 году отец Николай положил начало широкому движению в поддержку малоимущих русских жителей Харбина. К декабрю 1933 года при Иверской церкви была построена под его руководством Серафимовская благотворительная столовая, где получали обеды нуждающиеся, независимо от их вероисповедания и национальности. — Как начиналось служение протоиерея Николая Вознесенского в сане епископа? — Хиротония его во епископа Хайларского состоялась в Свято-Николаевском кафедральном соборе Харбина 3 июня 1934 года. С августа 1934 года владыка стал председателем правления открывшегося в сентябре Богословского факультета при Институте святого Владимира в Харбине. Факультет стал вторым после Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института высшим русским православным богословским учебным учреждением и прямым преемником прежних четырех русских духовных академий. Курсы Священного Писания Ветхого Завета и гомилетики преподавали профессор епископ Димитрий и его сын — архимандрит Филарет. Владыка являлся и членом Академического совета.

http://aquaviva.ru/journal/arkhiepiskop_...

23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье священника, при крещении наречен Александром. Закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году женился на дочери священника Юлии Любимовой. Через год в семье родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь Нина. В 1920 году от скоротечной чахотки скончалась жена, и Александр Беляев остался один с двумя сиротами – шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимова. 28 августа 1920 года Беляев был рукоположен во священника и вскоре переехал с детьми в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Благодаря самоотверженному пастырскому служению, он вскоре стал известен во всей Иваново-Вознесенской епархии. 14 сентября 1923 года, после того как епископ Иваново-Вознесенский отпал в обновленчество, состоялось собрание представителей православных общин города, обратившееся к Патриарху Тихону с просьбой «благословить… общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». Протоирей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа города Иваново. Владыка ревностно принялся за исполнение своих архипастырских обязанностей. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества. 27 октября его вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали выехать в Кинешму, где ему разрешалось служить только в сельских храмах. В сентябре 1926 года Беляева обвинили в том, что он «обращает в христианство детей партийных работников», арестовали, судили и приговорили к трем годам ссылки в Среднюю Азию. После возвращения он был назначен на кафедру в Сызрань. 21 февраля 1931 года вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. По окончании срока в 1934 году назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года преосвященный Августин возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному его служению, несмотря на гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Арестован 20 сентября 1937 года, в ноябре тройка приговорила его к расстрелу. Дочери владыки, спросившей, что принести отцу, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите». Архиепископ Августин расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-103...

В конце 1920-х годов власть в стране развернула очередную кампанию по закрытию храмов. Заместитель ПП ОГПУ по Уралу писал о храме, в котором служил отец Александр: «Успенский со­бор является пунктом группирования чуждых антисоветских элементов, которые оказывают религиозное и политическое вли­яние на рабочих. Из этой церкви идет руководство религиозной работой даже за пределы Свердловского округа». В 1932 году Успенский храм был закрыт, и отец Александр с супругой и млад­шим сыном Григорием переехали в город Невьянск, где он стал служить в Вознесенском храме при кладбище. В 1932 году скончалась супруга священника Надежда, и в 1933 году он был пострижен в монашество с именем Ардалион и назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви города Миасса Уральской области. 19 декабря 1934 года он был возведен в сан игумена. Вскоре, однако, Свято-Троицкий храм был закрыт, и отец Ардалион вынужден был вернуться в Невьянск и поселил­ся у сына. Челябинская епархия не имела в то время правящего архиерея и подчинялась то епископу Свердловскому, то Омскому, но после ареста последнего она осталась без управления. В декабре 1935 года состоялось заседание церковного совета, который ре­шил просить Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия назначить к ним епископа. «Учитывая то обстоятельство, что Церковь без епископа быть не может , – писали члены цер­ковного совета, – мы в течение продолжительного времени сиротствуем и остаемся как овцы без пастыря». В решении приходского совета далее указывалось, что, по­скольку православный храм в Челябинске отсутствует, кафед­ральным храмом мог бы быть великолепный храм в Каслях, на­ходящийся в прекрасном состоянии. Благочинный, протоиерей Александр Можаев, после этого собрания отбыл в Москву к ми­трополиту Сергию, но тот отказался послать к ним епископа, ссы­лаясь на то, что несколько раз уже посылал епископов, однако местные власти всякий раз отказывали им в регистрации, и по­рекомендовал найти кандидата на месте. 13 февраля 1936 года благочинный отправился в областное епархиальное управление, где ему порекомендовали рассмотреть для рукоположения в сан епископа кандидатуру игумена Ардалиона (Пономарева), нахо­дившегося в то время в Невьянске. Для переговоров с отцом Ардалионом выехали представители приходского совета Вознесен­ской церкви в Каслях. 23 февраля отец Ардалион прибыл в Касли, где на совещании приходского совета выразил согласие быть Че­лябинским епископом. Теперь было необходимо получить бла­гословение митрополита Сергия на назначение отца Ардалиона настоятелем Вознесенской церкви, чтобы впоследствии он был зарегистрирован на этой должности властями, а после этого хи­ротонисан во епископа, что можно было бы представить властям как очередную награду.

http://fond.ru/zhitiya-novomuchenikov/16...

Обитель была известна и своим некрополем. На ее территории и под сводами ее храмов покоились останки известных родов князей Трубецких, Куракиных, Хованских, Щербатовых, Оболенских, бояр Стрешневых. В монастыре были похоронены: дядька (воспитатель) царя Алексея Михайловича и его родственник боярин Б.И. Морозов, духовный писатель и деятель просвещения XVII–XVIII веков иеромонах Кирион Истомин, иеромонах Епифаний Славинецкий, иконописец Тимофей Архипов. В начале XX века в стенах обители обрел место упокоения один из представителей рода Романовых, великий князь Сергей Александрович (1857–1905), убитый неподалеку от Чудова монастыря террористом. С 1904 по 1919 гг. наместником монастыря был викарий Московской епархии епископ Серпуховский Арсений (Жадановский, t 1937), принявший страдальческую кончину в годы советской власти. При владыке Арсении, поддерживавшем связь со старцами знаменитой Зосимовой пустыни, монастырь оказывал большое влияние на духовную жизнь Москвы. Во время Поместного Собора 1917–1918 гг. некоторые его участники размещались в кельях Чудова монастыря. Вместе с его насельниками они пережили в начале ноября 1917 г. артиллерийский обстрел, которому подвергли Московский Кремль сторонники Военно-революционного комитета. В результате этого обстрела некоторые здания обители сильно пострадали. После переезда советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918 г., Кремль превратился в закрытую правительственную резиденцию. Доступ к кремлевским святыням для православных москвичей стал крайне затруднительным, а затем был прекращен вовсе. Насельники и насельницы кремлевских монастырей были вынуждены оставить свои обители. Поселившихся в Кремле большевиков охраняли китайские и латышские стрелки. Но осенью 1918 г. их сменили курсанты пулеметных курсов, преобразованных в Военную школу имени ВЦИК. Присутствие на территории Кремля этого военного учебного заведения решило судьбу архитектурного ансамбля Чудова монастыря. В 1929 г. было принято решение о сносе Чудова и Вознесенского монастырей и примыкавшего к Чудову монастырю здания Малого Николаевского дворца. На их месте в 1928–1934 гг. по проекту архитектора И.И. Рерберга построили здание военной школы, в котором впоследствии разместился Президиум Верховного Совета СССР.

http://sobory.ru/article/?object=45847

В нач. 1923 г. возведен ВЦУ в «архиепископы». В апр.-мае того же года принимал участие в обновленческом «Всероссийском поместном соборе», где подписал акт о низложении Патриарха Тихона. 21 авг. 1923 г. утвержден уполномоченным обновленческого синода по Иваново-Вознесенской епархии. 17 сент. Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Ивано-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной». 25 янв. 1925 г. И. вошел в состав обновленческого «Всероссийского съезда пленума Св. Синода». С 27 апр. 1926 г. переведен на Нижегородскую обновленческую кафедру. В окт. 1929 г. переведен на Симферопольскую кафедру, возведен в «митрополиты». С нояб. 1933 г. И., обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский», стал председателем «Казанского митрополитанского областного управления». К моменту назначения И. управляющим обновленческой Казанской митрополией она включала всю территорию Татарской АССР и делилась на 4 епархии: Казанскую под непосредственным управлением митрополита, Бугульминскую, Буинскую и Чистопольскую. В Казанской митрополии насчитывалось более 40 приходов, однако с 1933 г. началось массовое закрытие наряду с православными и обновленческих храмов. В 1934 г. из остававшихся у обновленцев в Казани 5 церквей 3 были закрыты и разрушены. И. обращался к властям с просьбами о поддержке и передаче обновленцам действовавших правосл. храмов. Обновленцам были переданы Ярославских Чудотворцев кладбищенский и Тихвинский храмы с хранившимися там святынями, в т. ч. ракой с мощами свт. Гурия Казанского. Однако власти забрали у обновленцев Пятницкую ц., передав ее баптистам, затем была закрыта принадлежавшая обновленцам Введенская ц. в упраздненном Ивановском мон-ре. «Кафедральным» храмом И. стала Тихвинская ц. В ночь с 4 на 5 авг. 1938 г. И. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Одновременно с ним были арестованы 3 последних обновленческих священника. Арест И. означал фактическое прекращение существования в Казани обновленческой епархии. Архив «новой церкви» был конфискован властями, а последняя бывшая у обновленцев кладбищенская церковь возвращена правосл. общине (впосл. единственный незакрытый храм в Казани). 2 сент. 1939 г. И. был приговорен Судебной коллегией Верховного Суда Татарской АССР к 10 годам ИТЛ. 2 сент. 1940 г. решением особого совещания НКВД СССР приговор изменен на 8 лет ИТЛ. Был отправлен в Каргопольский ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/293766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛОКОЛАМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Московской епархии, названо по г. Волоколамску Московской губ. Учреждение В. в. было обусловлено принятием в 1884 г. новых уставов духовных учебных заведений, в соответствии с к-рыми в духовных школах была усилена власть ректоров. Со времени учреждения вик-ства до 20-х гг. XX в. Волоколамские епископы (третьи викарии Московской епархии) являлись ректорами Московской Духовной Академии . Первым Волоколамским архиереем стал ректор МДА Христофор (Смирнов) , хиротонисанный 25 мая 1887 г. в Троице-Сергиевой лавре, 13 дек. 1890 г. он был уволен от руководства академией и назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Господня мон-рем . Затем сан епископов Волоколамских носили ректоры МДА Арсений (Стадницкий ; 28 февр. 1899 - 5 дек. 1903), Евдоким (Мещерский ; 4 янв. 1904 - 1 авг. 1909). 14 сент. 1909 г. в храме Христа Спасителя во епископа Волоколамского был хиротонисан ректор МДА архим. Феодор (Поздеевский) , активно участвовавший в реформе духовного образования. В 1917 г. он был смещен с поста ректора, в мае стал настоятелем московского Данилова мон-ря. В июне 1918 г. еп. Феодор получил назначение на Пермскую и Кунгурскую кафедру, от назначения отказался, по-видимому, считался почисленным на покой; в авг. 1923 г. Патриархом св. Тихоном возведен в сан архиепископа Волоколамского с правом ношения креста на клобуке (с 1920 еп. Феодор неоднократно подвергался арестам, после 1923 до конца жизни († 23 окт. 1937) находился в заключении или в ссылке). 27 сент. 1919 г. во епископа Волоколамского был хиротонисан архим. Герман (Ряшенцев) , подвергавшийся арестам и в 1922 г. сосланный. В кон. 20-х - нач. 40-х гг. XX в. В. в. возглавляли Питирим (Крылов ; хиротонисан 17 июня 1928, в том же году переведен на Шуйское вик-ство Иваново-Вознесенской епархии), Стефан (Гнедовский; март - 15 апр. 1931), Никифор (Никольский ; лето 1931), Иоанн (Широков ; сент. 1931-1934, авг. 1936 - май 1937, вторично), Иоанн (Соколов ; нач. 1936), Алексий (Палицын ; 1941-1942, с осени 1941 являлся временно управляющим Московской епархией).

http://pravenc.ru/text/155171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛА Никола (Позднев), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан и группа старообрядцев. 1924 г. Фотография. 1924 г. Никола (Позднев), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан и группа старообрядцев. 1924 г. Фотография. 1924 г. (Позднев Петр Алексеевич; 1853, с. Слободка Царёвского у. Астраханской обл., ныне с. Политотдельское Николаевского р-на Волгоградской обл.- 1.09.1934, Москва), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан (см. статьи: Беглопоповцы , Русская древлеправославная церковь (РДЦ)), положивший начало иерархии у беглопоповцев. Из правосл. семьи, отец служил псаломщиком. После обучения в Саратовской ДС Позднев поступил в КазДА, к-рую окончил в 1879 г. со степенью кандидата богословия. В июле 1879 г. был назначен заведующим Самарским городским училищем, с 1882 г. преподавал лат., греч. и татарский языки в Оренбургском ДУ, некоторое время спустя переведен в Самарскую ДС на должность преподавателя логики и философии. В 1886 г. в КазДА состоялась защита магист. дис. Позднева «Дервиши в мусульманском мире». 21 окт. 1887 г. Позднев был назначен смотрителем Пензенского ДУ, с 5 сент. 1894 по 26 дек. 1906 г. являлся ректором Пензенской ДС в сане протоиерея, в 1906 г. во время студенческих волнений на него было совершено покушение. 19 дек. 1906 г. прот. Петр стал настоятелем Свято-Троицкого собора в г. Балашове и благочинным городских церквей. В 1907-1910 гг. он служил в Свято-Вознесенском храме в Саратове, в 1910-1921 гг. являлся настоятелем саратовского кафедрального Александро-Невского собора; с 1910 г. председатель саратовского отдела епархиального училищного совета, Саратовского православного миссионерского об-ва и совета саратовского Ионникиевского епархиального уч-ща, являлся цензором проповедей. Прот. Петр был награжден наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств. Овдовев в 1921 г., прот. Петр принял монашеский постриг с именем Николай и 11 июля 1921 г. был рукоположен во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии; вскоре после хиротонии назначен настоятелем саратовского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2565614.html

В 1922 году был рукоположен во иеромонаха. В 1930 году был назначен помощником епископа Битольского Иосифа, начал миссионерскую деятельность в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве). Был кандидатом в епископы возрождённой Мукачевской епархии, но отказался. С 1932 года профессор Битольской семинарии, преподавал догматическое богословие. В 1934 году стал доцентом догматического богословия Белградского университета. Стал одним из основателей, созданного в 1938 году Сербского философского общества. В мае 1948 года стал духовником женского монастыря Челие близ Валево, где прожил до конца своих дней. Отец Иустин скончался в 1978 году в праздник Благовещения. В 2010 году канонизирован Сербской православной церковью. Автор многочисленных духовных произведений в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых». Митрополит Филарет (в миру Вознесенский Георгий Николаевич) (1903 –1985) – родился в г. Курске 22 марта 1903 г. Сын архиепископа Димитрия (Вознесенского). Окончил восьмиклассную гимназию в Благовещенске-на-Амуре (1920). Эмигрировав с семьёй в Харбин, он поступил в Русско-китайский политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика (1927). В 1931 г. он окончил Пастырско-богословские курсы (переименованные затем в богословский факультет) при Институте св. князя Владимира. Преподаватель Нового Завета, пастырского богословия и гомилетики в указанном институте. Диакон (1930). Пострижен в монашество (1931). Иеромонах (1931). Игумен (1933). Архимандрит (1937). Переехал в Гонконг (1962), затем в г. Брисбен (Австралия). Епископ Брисбенский, викарий Австралийской епархии (1963). На Соборе 1964 г. был избран первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. Митрополит. Скончался 8 (21) ноября 1985 г. В 1998 г. останки были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в собор Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в г. Джорданвилль (США). Мощи митр. Филарета были обретены нетленными. Митр. Филарет прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010