В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпраздство с 10 сент. (коптский календарь – трехдневное) 879 . О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков – преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение). Возможно, уже с VII в. мы имеем краткий чин богослужения на Воздвижение. Это в Иерусалимском Канонаре (уставе) грузинской версии с практикой VII в. (по ркоп. X в.). Как и в других древнейших из сохранившихся памятников богослужебного устава, здесь для настоящего праздника дается только чин воздвижения креста и литургия (как и для других праздников только чин литургии, исключая Рождество Христово и Богоявление). О воздвижении здесь сказано: «В третий час (9 часов утра) звонят к службе, входят в диаконник, служащий литургию иерей облачается, украшают три креста, или же только один и полагают на престоле 880 . Перед престолом произносят ектению и молитву (должно быть, ту и другую специально приноровленную к случаю) и говорят «Отче наш», стихиру 2 гл. «Покланяемся, Христе, копию, прободшему» 881 , стих «Дал еси знамение»; ипакои Креста; диакон говорит ектению «Помилуй нас, Боже»; священник поднимает крест и при пении 50 раз Κριε λησον обращает его (к народу), говорит молитву «О свышнем» и поют стихиру гл. 6 «Просвети на крест Твое восшествие», стих «Возвестиша небеса славу Твою». Ипакои гл. 6: «Приидите вернии, познаим»; говорят ектению «Помилуй нас, Боже» и выполняют весь вышеописанный чин (с крестом). После этого омывают крест, умащают его благовониями 882 и говорят ипакои Креста; народ прикладывается ко кресту, и кресты полагают на престоле. Затем начинают канон литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Это же, наконец, подтверждается одним небольшим, но весьма ценным, решающего по этому вопросу значения, замечанием евангелиста Матфея: «и поставили над головой Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (27:37). Здесь евангелист говорит о той дощечке (titulus, αιτα), на которой была обозначена мнимая вина Спасителя. Но для того, чтобы поместить над головой Христа такую дощечку, необходимо, чтобы основной вертикальный столб имел продолжение вверху, над поперечным брусом, т.е. необходимо, чтобы крест был четырехконечный, а не трехконечный связанный (commissa Т) и также не сбитый (decussata X). Если же, все таки, и у древних писателей ( Тертуллиана , Оригена и др.) и в других свидетельствах древности (монетах, монограммах, древнехристианских изображениях) есть указания на трехконечный Крест Христов, то эти свидетельства могут наводить лишь на ту мысль, что сама христианская древность не сразу решила вопрос относительно формы того священного древа Креста, на котором был распят Спаситель мира. И разногласие в этом случае тем естественней и понятней, что христианство принимали те же римляне, которым было известно несколько форм креста. Приготовление такого креста не требовало много времени и было просто: нужно было надлежащим образом лишь скрепить два бруса – и крест был готов. Сам осужденный должен был нести крест на место казни. Это было великим издевательством над чувствами распинаемого, над его естественной любовью к жизни и ненавистью к орудию своей смерти. Не говоря уже о том, что само несение креста часто на далекое расстояние (обыкновенно за городом) было тяжелым трудом и новым мучением. И Спаситель, истерзанный бичеванием, грубыми издевательствами римских солдат и самим судом, понес свой крест тем путем, который у христиан получил впоследствии название via dolorosa (скорбный путь), за город, на Голгофу, место Своих последних мучений и смерти. Измученному Спасителю потребовалась помощь Симона Киренейского, чтобы достигнуть с крестом места казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сей-то Крест Христов соделался для нас источником всех благословений. Он называется различными именами. Он именуется „жезлом правоты“, – „царствия“, „силы“, „наследия“. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Избавил еси жезлом достояния Твоего ( Псал. 44:7; 73:2 ). Жезл силы послет ти Господь от Сиона ( Псал. 109:2 ). Крест именуется „палицею“: жезл Твой и палица Твоя, ти мя утешиста ( Псал. 22:4 ), „древом жизни»: древо живота есть всем держащимся ея (премудрости), и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда ( Притч. 3:18 ); „древом“: и будет яко древо насажденое ( Псал. 1:3 ). Где? – при исходящих вод. Каких вод? – Богодухновенных Писаний. Крест именуется „подножием“: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Псал. 98:5 ); „местом“: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремани: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю ( Псал. 131:7, 4, 5 ). Патриарх Иаков предзнаменовал сей Крест. Когда крестообразно возложил руки на внуков своих, Ефрема и Манассию ( Быт. 48:14 ). Тот же Патриарх предызобразил Крест, когда поклонился на верх жезла Иосифова ( Быт. 47:31 ). Жезл того же патриарха Иакова был образом Креста при переходе чрез Иордан, ибо Иаков говорит: с жезлом сим преидох Иордан ( Быт. 32:10 ). И несколько прежде явлено было Аврааму знамение Креста в образе рогов держимого в чаще овна ( Быт. 22:13 ), когда Патриарх таинственно совершал прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятого. Крест предобразован и Исааком, несшим дрова всесожжения, и спешно следовавшим за отцом своим, как жертва, которую Авраам спешил принести ( Быт. 22:6 ). Силу Креста предозначал и жезл Моисея (обращенный в змия), который одержал победу над жезлами Египетскими, пожрав их, а для Египтян обратил в кровь воды речные, чтобы они не могли быть годными для питья. По мановению жезла Моисеева явились из вод жабы, налетела саранча, распростерлась осязаемая тьма, и все прочие казни постигли Египтян ( Исх. 7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Также и в то время, когда Пилат, бив Иисуса и увенчав Его терновым венцом, вывел Его из претории к народу и сказал: «Царя ли вашего распну?» – как один все закричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин. 19:15 ). Они не хотели и слышать, чтобы кто-нибудь называл Христа Царем. Когда же Господь наш восшел на Крест, они уже не словом, а и самим делом титуловали Его Царем, ибо на Кресте была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя некоторые из них возражали Пилату: «Не пиши: Царь Иудейский», но когда Пилат сказал: «Что я написал, то написал», тотчас же согласились с ним, замолкли и уже без ропота и негодования смотрели на этот титул, и, читая надпись, именовали Христа Царем, ибо в Евангелии говорится: «Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города» ( Ин. 19:19–22 ). Весь Иерусалим читал эту надпись, называя Христа Царем. Что же так изменило сердца злобных людей, что они, не желая сначала и слышать, чтобы Его именовали Царем, потом и письменное титулование Его Царем терпели снисходительно? Воистину, это сделало крестное таинство: Господь наш хотел показать в том царском титуле честь Креста и воздаяние за страдания в небесном царствии. Честь Креста такова, что после страданий Господа Крест уже водружается наверху освященных глав и венцов царских, почему и назвал его святой Кирилл Иерусалимский венцом, сказав: «Крест есть венец, а не бесчестие». Издревле он был бесчестием, так как служил для казни злодеев, но он сделался венцом честным после того, как на нем добровольно пострадал Царь славы. Кроме этого, царским титулом на Кресте Господь показал и воздаяние за страдания, воздаяние царское, ибо каждый страждущий в жизни сей и несущий ради любви Христовой свой крест с терпением и благодарностью получит царский титул и венец в небесном царствии. Еще в Ветхом Завете это было прообразовано в лице прекрасного Иосифа, а исполнилось в лице Самого Христа и в Кресте Его. Посмотрим, какую ступень предназначил Господь прекрасному Иосифу, желая возвести его на царский престол в Египте и увенчать голову его царской диадемой: не ступень ли крестную? Не ступень ли страдания: внезапную напасть от любодейцы, мрачную темницу, тяжкие узы, наготу, голод и скудость? Тяжким был этот крест – долговременное узничество: «Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс. 104:18 ). Но посмотрим, что последовало за всем этим: не титул ли царский? Иосиф прославился в Египте, из темницы вступил на царский престол, от рубища взошел к порфире, от уз к золотому ожерелью, от рабства к господству: «Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим» ( Пс. 104:21 ), – из уз на свободу, от нищеты к богатству, от бесчестия к славе. Одним словом, его крест и страдальчество сделались для него венцом царским, страдания его вознаградились ему славой и честью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда же? Тогда, когда уже приближался к Кресту, когда всходил на него. Будучи у врат страдания, Он изрек: «Ныне прославился Сын Человеческий». Может быть, кто-нибудь сказал бы Ему в то время: «Господи! Ты идешь на бесчестие, на страдание, на поругание, на заплевание, на ударение по ланитам, на уязвление, на вкушение уксуса и желчи, на самую горькую смерть. Как же Ты называешь Себя прославленным?» Однако Господь говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий», ибо, говорит, Я иду на страдания, на Крест, и потому прославлюсь. Само это страдание – Моя слава, ибо «когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ). Когда Я умру, наполню ужасом вселенную, угашу светила небесные, потрясу землю, отверзу гробы, изведу мертвых живыми, и не признающие ныне Меня Сыном Божиим тогда скажут: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). Когда же пригвожден буду на Кресте, тогда сяду одесную Бога Отца. Когда пострадаю, – войду в славу Мою, «ибо так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» ( Лк. 24:26, 46 ). Здесь же воспомянем и Павлов крест, которым он хвалится: «Гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» ( 2Кор. 11:23, 25 ). Не есть ли это крест Павлов? Избиваем был палками и камнями, пребывал день и ночь в глубине, когда опрокинулся корабль: все это не крест ли Павлов? Послушаем же, как он хвалится им: «Охотнее буду хвалиться своими немощами» ( 2Кор. 12:9 ), то есть трудами и страданиями, которые он подъял до изнеможения тела. «Благодушествую, – говорит он, – в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» ( 2Кор. 12:10 ). И после всего того говорит: «Знаю человека, который восхищен был до третьего неба» ( 2Кор. 12:2 ). Вот что соделывает крест страдальчества! Возносит он на небо еще находящегося в теле, услаждая его слушанием ангельских пресладких песен. Взирая на вещественный Крест Господа моего, вижу написанный на нем титул царский: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ; Мк. 15:26 ). Достойна удивления злоба этих злых людей, ибо сначала никак не хотели не только писать, но и словами называть Христа Господа нашего царским титулом, не хотели слышать, что кто-нибудь именовал Христа Царем. Еще при рождении Его, когда пришедшие в Иерусалим волхвы спрашивали в Иерусалиме: «Где родившийся Царь?» ( Мф. 2:1–3 ), – весь Иерусалим пришел в смятение. Затем, при входе Господа в Иерусалим на вольную страсть на осле, когда младенцы и с ними ученики восклицали: «Благословен Царь грядущий». Это было столь неприятно злым людям, что некоторые из фарисеев сказали Иисусу: «Запрети ученикам Твоим», то есть прикажи им перестать называть Тебя Царем ( Лк. 19:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наконец, зависть радуется случаю погубить своего невинного соперника, в надежде воспользоваться его собственностию. Положим, что завистливый, какими бы то ни было средствами, приобрел несколько благ, которые, находясь в руках чужих, причиняли ему скорбь и мучение: но угас ли от того в нем огнь зависти? Перестал ли он томиться по прежнему? Нет, зависть ненасытима. Если бы целый мир достался завистливому в обладание: то и тогда, кажется, зависть его нашла бы для себя пищу. Завистливый, если бы возможно было, верно пожелал бы заградить и оковать реки и запечатать все источники водные: ибо для него и то мучение, что ближние его могут свободно пользоваться сими дарами природы. Тщетно ты, жертва злосчастия, бедный собрат его, томился бы тогда жаждою, тщетно иссыхали бы тогда уста твои от недостатка живительной влаги: завистливый отказал бы тебе и в сем маловажном пожертвовании; он не уступил бы тебе и одной капли воды для того, чтобы прохладить палимый жаждою язык твой; быть может даже он позавидовал бы твоему рубищу, которое покрывает еще твои иссохшие члены, той земле, которая составляет твое ложе, тем камням, которые служат тебе возглавием, и пожелал бы может быть исторгнуть у тебя и сию последнюю собственность. Завистливый Ахав, обладатель всего Израиля, столь же сетует о малом вертограде бедного Навуфея, сколько о славе царей сирских и о богатстве Египта. Не зависть ли также изострила смертоносное оружие и вложила убийственный меч в руки чад единого Отца любви? Не она ли расторгла союз природы, связующий обитателей вселенные и вооружила людей против людей? Там источники багреют от крови человеческой; здесь плодоносные поля, орошенные пóтом земледельца, напаяются кровию единокровных нам; там гром оружий опустошает и истребляет цветущие дубравы; – здесь разъяренная толпа попирает злачные пажити; там огнь пожирает и обращает в пепел мирные хижины и великолепные чертоги, а здесь кровь тысячи собратий смешивается с прахом за ничтожные сокровища, которые вместе с своими обладателями рано или поздно должны будут обратиться в прах. Какой адский пламень возжег сердца людей столь неукротимою злобою и яростию? Зависть, слушатели, одна лютая, безчеловечная зависть! Она не щадит ни жизни, ни крови человеческой, чтобы только насытить свою алчность ненасытимою, чтобы возобладать благами ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но кроме того, что телеса наши удове Христовы суть ( 1Кор. 6:15 ), а потому должны быть чисты и сообразны телу Его, мы храм Божий и жилище Духа Святого? Не весте ли, говорит Апостол, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще же кто храм Божий растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, продолжает Он, иже есте вы ( 1Кор. 3, 16–17 ). Так, если мы справедливо наблюдаем глубокое благоговение к храмам рукотворенным; если входим в оные с особенным чувством страха Божия, в молчании и тишине, и удалив от себя мирское попечение, возносим благоговейные чувства наши к невидимо присутствующему в них Богу: то каковы мы быть должны к своему внутреннему нерукотворенному храму Божию; как должны украшать оный и благоговеть пред живущим в нем Богом и Духом Святым? Храм Божий должен быть чист, благолепен, свят, и от времени до времени наполняем благовоннымй курениями фимиама. Таковы должны быть и телеса наши, представляющие в себе храм Божий. Должны быть очищены от страстей, оскверняющих и растлевающих храм сей; должны быть благолепны, не имеющие ни малейшего нестроения и безпорядка, каковые производят в них страсти и похоти; должны быть преисполнены фимиамом молитв и благоугодных дел, который способен бы был заглушить нечистый запах гнусных страстей, наполняющих плоть нашу. Если телеса наши храм Божий и жилище Духа Святого суть: то не должны мы допускать в них ничего мирского, не должны делать дома Божия, дома молитвы и святости – домом купли и продажи и домом всякой мерзости и запустения, но, напротив, должны ревностно изгонять из сего внутреннего храма продающие и купующие в нем – страсти и похоти, изгонять не словом только, но и бичем сплетенным от вервий, то есть, тяжкими подвигами поста изнурительного и молитвы коленопреклонной. В самом деле, страсти в плоти нашей не что иное суть, как внутренние наши торжники, производящие в нас непрерывное волнение, неистовый крик, наглый грабеж и нередко даже убийство, – торжники, продающие вечное наше блаженство за минутное и безумное услаждение плоти: и мы храму Божию и жилищу Духа Святого равнодушно допускаем быть домом всякого неистовства, растления и разврата – вертепом разбойников! И сии гнусные идолы поставляются нами в сем храме Бога живого, в коем Он один обитать должен; сии идолы обоготворяются нами и мы в ослеплении своем забываем истинного Бога и бесстрашно растлеваем и разрушаем храм Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Обычно, по римским законам, и здесь, на месте казни, истязания осужденного не ограничивались только распятием, а предварительно его еще подвергали мучениям, жестокость которых была не всегда одинакова. По свидетельству Иустина, одного карфагенского полководца (Ганно) сначала подвергли бичеванию, потом, выколов ему глаза, колесовали и, наконец, уже мертвым пригвоздили ко кресту. Распоряжение Цезаря пойманных разбойников сначала умерщвлять, а потом совершать над ними распятие почиталось выражением высокой человечности и снисходительности со стороны этого полководца. Обычно же предварением смертной казни служило бичевание. Но так как Христос подвергся бичеванию во дворе претории Пилата, то здесь, на Голгофе, Он был предан лишь распятию. По свидетельству евангелистов, Спасителю перед распятием предложили напиток, который ев. Матфей, по его вкусу, называет «уксусом, смешанным с желчью» ( Мф. 27:34 ), а ев. Марк, по составу напитка, называет его «вином со смирной» ( Мк. 15:23 ). Смирной назывался сок миррового дерева, белого цвета и очень благовонный, вытекающий из дерева или сам собой, или после надреза, подобно соку нашей березы. На воздухе этот сок сгущался и потом превращался в смолу 21 . Эта смола была смешана с кйслым вином и, быть может, с другими горькими веществами. Действие, производимое таким напитком, было как бы притупляющее или усыпляющее нервы, а вместе ослабляющее чувствительность человека. Значит, такой напиток мог хоть отчасти ослабить ужасные мучения на кресте. Предложение этого напитка Спасителю было делом сострадания и, несомненно, не со стороны римлян, а иудеев. Римский закон не знал снисхождения к распинаемым и казнимым, и по этому закону, не полагалось давать распинаемым напиток, который ослаблял бы их страдания. Это был чисто иудейский обычай. В Талмуде говорится: «всем, кого приговорил синедрион к смерти, давали пить крепкое вино (по другому месту Талмуда, раствор ладана в вине, а по Маймониду, зерна ладана в чашке вина), чтобы притупить их чувства и исполнить место Писания – Притч. 31:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Остается теперь вопрос: в чем может и должен именно состоять для нас мирских людей подвиг самоотвержения христианского? Как именно мы можем, неся иго общественной жизни, нести в тоже время иго Христово? Понятно и нет нужды доказывать, что самоотвержение христианское не требует непременно того, чтобы мы все удалялись в пустыню, разрывали всякие связи с обществом и жили отшельниками; ибо кто в таком случае остался бы на служении общественном? Это даже не было бы полным самоотвержением, какого требует от нас Господь; потому что и в стенах монастыря можно быть миролюбцем, и в пустыне можно жить со страстями самолюбия. Нет – и живя в мире можно возненавидеть и душу свою вполне – по заповеди Спасителя; можно приобрести, хотя не вдруг, такую любовь к Господу, при которой и занятие делами земными будет чистой и приятной жертвой Господу Богу. Как достичь сего? Непрестанным памятованием о Господе. То есть, всякое свое дело мы должны делать во имя и ради Господа, с постоянною мыслию о своем долге, с постоянным желанием творить волю Господню – по Апостолу: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите! ( 1Кор. 10:31 ). Такое расположение сердечное будет сообщать нам – с одной и стороны необыкновенную энергию на поприще земного нашего делания, а с другой – и самым простым нашим делам будет придавать величайшую цену в глазах Божиих. Судил напр. тебе Господь трудиться на поприще науки? Трудись со всем усердием, но главным образом старайся быть благодетельным светильником для людей, седящих во тьме и сени смертней, и никогда не выпускай из виду единого чистого и обильного источника истины – слова Божия. Не допускай, чтобы разум твой уступал правительственную власть страстям и чувственности, иначе, в угоду им, он придумает различные остроумные и замысловатые теории, совершенно оправдывающие и узаконяющие животные стремления греховной плоти. Судил тебе Господь трудиться на поприще гражданской деятельности? Самоотвержение христианское требует от тебя, чтобы ты был строгим блюстителем закона и не извращал произвольно его смысла, с целию, например, прикрыть неправду для каких-нибудь корыстных замыслов. Самоотвержение христианское требует, чтобы должность свою ты не обращал в неправедный источник неправедных прибытков, как бы ни были ограничены твои средства. От чего все современные толки о долге и честности, о человеческом достоинстве, о равноправности всех пред лицем закона, – так и остаются большею частию одними только рассуждениями и толками, а в жизни продолжают существовать те же неправды, те же прижимки во имя закона и тоже подобострастие пред сильными и богатыми? Не от того ли, что на службу смотрят только, как на земное и временное дело, отправляют ее без всякой мысли о Господе правосудном и без всякого желания подражать правосудному Господу Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

То, что сказано в этом чтении о мудрости, вполне применимо ко Христову Кресту. Крест Христов – наша мудрость, так как в распятии Спасителя на Кресте открылась нам «Божия премудрость» ( 1Кор. 1:24 ). Крест Христов – источник нашей жизни, нашего спасения, нашего счастья: он – «грозд исполнен живота», им верующие «вземлют исцеления души же и тела, и всякия болезни», им – «основания поколебашася смерти» (церк. песноп.). Для ветхозаветного человека путь к мудрости был путем терпеливого и благоразумного перенесения Богом посланных страданий и бедствий, – и для христианина путь к жизни и счастью, даруемых Крестом Христовым – путь страданий и испытаний. «Аще кто хощет по Мне идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет», завещал Божественный Крестоносец. III. Исаия 60:11–16 Сия глаголет Господь: отверзутся врата твоя, Иеруслиме, выну день и нощь, и не затворятся, еже ввести к тебе силу языков, и цари их ведомыя. Языцы бо и царие, иже тебе не поработают, погибнут: и языцы запустением запустеют. И слава Ливанова к тебе приидет в кипарисе, и певке, и кедре вкупе, прославити место святое Мое, и место ног Моих прославлю. И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя, и прогневавших тя, и поклонятся следом ног твоих вси прогневавшии тя, и наречешися град Господень, Сион Святаго Израилева. За еже быти тебе оставлену, и возненавидену, и не бе помогаяй тебе: и положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И иссеши млеко языков, и богатство царей снеси, и размееши, яко Аз, Господь, – спасаяй тя и избавляяй тя – Бог Израилев. Так говорит Господь: и будут всегда отверсты врата твои, Иерусалим, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов 112 и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся 113 . Слава Ливана 114 придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр 115 , чтобы украсить место святилища Моего, Я прославлю подножие ног Моих 116 . И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил через тебя Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я, Господь, Спаситель твой, и Искупитель твойСильный Иаковлев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010