Содержание Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения. Что такое Воздвижение Креста Господня Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни. Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник. Когда отмечается Воздвижение Креста Господня Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю). У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства. Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

http://foma.ru/27-sentyabrya-2013-vozdvi...

Сокольниково. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский храм Карта и ближайшие объекты Церковь построена на средства купцов Толоконниковых в 1855 году, на месте деревянной церкви 1756 года. Имеет 3 придела: главный - Воздвижения Честнаго Креста, Правый придел Казанской Божьей Матери и левый - Святителя Николая. Праздники - 1 июня, 22 сентября, 4 ноября, 22 мая, 19 декабря. В 1960-80-е годы храм был в запустении, с 1995 года в нём вновь проводятся Богослужения. Храм регулярно посещал А.П. Чехов, чьё имение Мелихово расположено в 5 км. от села Сокольниково. Погост Сокольниково существовал еще в 16 веке и на нем находилась деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. В годы смуты 1612-1614 гг. погост запустел, а в записях тех лет значится: " пустошь, что был приходной погост на реке Люторице, а на погосте церковь Воздвижения Честного Креста деревянная стоит без пения, ветха и обвалилась ... " В 1756 году на средства отставного полковника Ф.Д. Шиповского построена новая деревянная церковь взамен старой. В 1823 году на средства ямщика из деревни Угрюмово Степана Герасимовича Толоконникова под деревянную церковь был подведен каменный фундамент, деревянная крыша заменена железной, наружные стены были обиты новым тесом и покрашены, а иконостас обновлен. Летом 1847 года на новом месте, на средства завещанные церкви московскими купцами братьями Толоконниковыми, в Сокольникове начали строить каменную церковь. Новый храм сооружался в виде бесстолпного кирпичного четверика с одним ярусом окон, украшенных наличниками с полуколоннами, венчала его массивная купольная ротонда, покоящаяся на пристенных арках. Трапезная соединяла храм с четырехъярусной колокольней, которую завершал барабан с луковичной главой. Колокольня была украшена пилястрами, поясками и карнизами, а белокаменные элементы убранства храма, контрастируя с кирпичными стенами, придавали ему живописный вид. Кирпичное здание, с нарядным декором из белого камня, служит характерным образцом " тоновской " архитектуры, с сочетанием строительной практики позднего классицизма с внешними формами псевдорусского стиля. В 1855 году строительство нового храма закончилось. Освящение церкви состоялось только в 1858 году. Через два года после завершения строительства храм был обнесен каменной оградой с металлическими решетками и красивыми двухстворчатыми святыми воротами. Главный престол освящен в честь Воздвижения Креста Господня, приделы - во имя Святителя Николая и в честь Казанской иконы Божией Матери. При священнике Иоанне Кеурове, прослужившем в храме 33 года, ежегодно совершались крестные ходы с иконой Божией Матери " Живоносный Источник " из церкви села Меткино. Сама церковь оставалась богатейшей в округе: на начало 1918 года в ее распоряжении числилось свыше 10 тыс. рублей.

http://sobory.ru/article/?object=02414

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет трёхсоставную форму. Сим победиши! 27.09.2023 262 Источник: блог автора На фото - крест, запаянный Оптинским иноком Ферапонтом. Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму. Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого – святой царицей Еленой. Как известно в 326-году она прибыла в Иерусалим с благочестивым намерением отыскать Крест Господень. По указанию старого иудея было обнаружено место распятия Господа и разрушен храм Венеры, построенный над Голгофой ещё во времена императора Адриана. Под развалинами капища были обнаружены три креста, и чтобы понять на каком из этих них был распят Господь – патриарх Макарий повелел приложить поочерёдно три креста к покойнику. От прикосновения одного из крестов усопший воскрес. Это чудо привлекло такое множество народа, желающего увидеть Животворящий Крест, что его пришлось воздвигать (поднимать), откуда и произошло название праздника. Второе событие, связанное с Крестом Господним, произошло через десять лет. 13 сентября 335 года был освящён величественный храм Воскресения, воздвигнутый по повелению императора Константина над местом страдания, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На следующий день было определено праздновать день Воздвижения Креста Господня. Ну, а третье воспоминание связано с событиями, произошедшими в 7 веке. Тогда персидский царь Хозрой разрушил Иерусалим и «пленил» Честной крест Господень, который был увезён в Персию и пробыл там 14 лет, пока при императоре Ираклии не был возвращён с почётом на прежнее место. И снова это произошло в тот день, когда православные праздновали день Воздвижения Креста Господня. Такова историческая канва нынешнего праздника, но главный, глубинный смысл его заключается в том, чтобы напомнить всем нам - именующим себя христианами - о необходимости быть сострадальцами Господа, чтобы не лишиться и Его радости. Как об этом и говорит апостол Павел: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим.; 11, 12).

http://ruskline.ru/opp/2023/09/27/prazdn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ [греч. Η παγκσμιος ψωσις το τιμου κα ζωοποιο Σταυρο - Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста; лат. Exaltatio S. Crucis - Воздвижение св. Креста], один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число двунадесятых . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста (см. ниже). Событие обретения св. Креста После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест , послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима рим. войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы. Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого . По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена , отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником. Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста ( Nestle. 1895; Straubinger. 1912; Heid. 1989; Borgehammar. 1991; Drijvers. 1992). Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Боромля. Церковь Воздвижения Креста Господня. Хрестовоздвиженська церква Карта и ближайшие объекты 1696 г. Первые упоминания о храме Воздвиженя Креста Господня находим этим годом. Точная дата строительства не известна, но архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) предполагает, что он был построен значительно раньше. 1726 г. Деревянная церковь Воздвиженя Креста Господня была перестроена и заново освящена. 1851 г. Была построена новая каменная Крестовоздвиженская церковь. Строители - прихожане. С большой вероятностью можно утверждать, что новая каменная церковь была построена на месте деревянной церкви. «Боромлянский храм Воздвижения Креста Господня упоминается в актах 1696-1726 г.г., в указе конссистории от 29 марта 1742 г. Видны уже два священника Воздвиженской Боромлянской церкви...» 1930-е г.г. Во второй половине 30-х г.г., согласно плану второй пятилетки (1933-1937 г.г.), православная служба была полностью прекращена во всех Боромлянских храмах, и сами церкви были закрыты. 1941-1943 г.г. В период фашистской оккупации церковь возобновила свою работу, после войны продолжила свою деятельность и действует по настоящее время. http://boromlja.church.ua Название города, которое долго носила Боромля, принадлежало ей не только по укреплению, бывшему к ней, как и во многих других слободах, но по значительному числу жителей. Население ее было так значительно, что уже в первых годах XVIII столетия видим в ней шесть храмов: в центре – каменный собор Рождества Богородицы, Троицкий собор, Воскресенский, Святителя Николая, а также Воздвижения Креста Господня и кладбищенская церковь, а с 1761 г. было в ней Духовное правление. Вначале, как упоминается в архивных документах, храм Воздвижения Креста Господня зарегистрирован еще в 1696-1726 г.г. и был построен из дерева. Но случился пожар, и церковь сгорела. С остатков построили часовенку – также деревянную. Но прихожане, особенно те, кто жил рядом, скорбели, что нет храма, и некий Харченко Василий начал собирать пожертвования на строительство у прихожан и у жителей близлежащих хуторов и сел. Жертвовали и богатые, а именно Романика Василий. В указе Харьковской Духовной Консистории от 29 марта 1742 г. отмечалось, что прихожанин крестьянин Василий Романика пожертвовал Крестовоздви-женскому храму Евангелие, серебряные сосуды с прибором, плащаницу, всего на 280 рублей серебром. Церковь строилась продолжительное время, добротная, каменная и не на том же месте, а восточнее от села, ближе к отдаленным улицам и хуторам.

http://sobory.ru/article/?object=47186

Погост-Крест. Монастырь Животворящего Креста Господня. Церковь Воздвижения Креста Господня. Сортировка: Карта и ближайшие объекты АНТУШКОВО (ПОГОСТ КРЕСТ), ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ. КОМПЛЕКС, сер. 19 в. Находится на высоком холме с крутыми склонами, над широкой долиной р. Иорданка. В окружающем ландшафте и среди сохранившихся построек комплекса доминирует возведенная в сер. 19 в. высокая колокольня. Сам пятиглавый храм Воздвижения Креста, сооруженный в 1776 г. на средства прихожан, разобран в 1974 г.; сохранился лишь его северный придел сер. 19 в. Восточнее вытянулось протяженное двухэтажное здание богадельни - она строилась в сер. 19 в. как корпус келий предполагавшегося, но так и не учрежденного монастыря. В кон. 19 в. здание было перестроено в связи с приспособлением под земскую школу. Постройки окружала каменная ограда, от которой западнее богадельни уцелела лишь входившая в ограду часовня (сер. 19 в.). Стены всех сооружений кирпичные, оштукатуренные. На территории погоста сохранилось несколько старых лип. Колокольня церкви Воздвижения Креста сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма. Квадратные в плане, близкие по площади, ярусы имеют неодинаковую трактовку фасадов. Нижний ярус оформлен довольно строго - широкую арку прохода фланкируют плоские парные пилястры, наложенные на горизонтальную тягу, проходящую на уровне пяты арки. Возможно, что с запада к нижнему четверику примыкал более широкий шестиколонный портик с высоким фронтоном, также прорезанный по центру аркой. Второй ярус колокольни с высокими арками более пластичен. Каждую арку с белокаменными импостами в пятах фланкируют полуколонны, дополненные трехчетвертными колоннами на углах объема. Треугольный фронтон над антаблементом этого яруса примыкает к основанию следующего, третьего, яруса колокольни (также с арками звона), оформленного более скупо. Выше был поставлен аттик с круглыми проемами люкарн в строгом прямоугольном обрамлении. Внутри колокольни были деревянные перекрытия. На пилонах и арках сохранились фрагменты орнаментальной темперной росписи 2-й пол. 19 в. и надписей — текстов об истории Животворящего креста.

http://sobory.ru/article/?object=06523

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Этот праздник первоначально установлен был в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня (в 326 году) равноапостольною царицею Еленою, матерью первого христианского императора Константина Великого, а с VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (в 620-е годы). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть поднимал, Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи, помилуй!» От этого поднятия Креста и праздник получил название: Воздвижение Креста Господня. Так как сила Креста открылась в победах благоверных государей над врагами, и в торжестве христианства над язычеством, то главным песнопением дня Воздвижения служит молитва за народ христианский. Тропарь праздника, глас 1-й Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4-й Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу. Волею — добровольно. Тезоименитому Твоему — носящему Твое имя. Жительству — обществу. Пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу — да имеем мы Твою помощь, как ограждение мира и знамя непобедимости. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия. Прокимен Видеша вси концы земли спасение Бога нашего (Пс. 97, 3). Стихиры Кресте Христов, христиан упование, заблуждших наставниче, обуреваемых пристанище, в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

http://pravoslavie.ru/1930.html

Большое Окулово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Первые известия о селе Окулово находим в окладных книгах XVII века за 1676 год. По этим книгам в Окулове значится церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня; при церкви двор попа Стефана, дворы пономарский и Просвирницын, в приходе 80 крестьянских дворов. В числе приходских деревень здесь упоминаются деревни Липня и Севастлейка. В 1794 году Крестовоздвиженская церковь была разобрана и вместо неё построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, в приделах же — во имя Св. Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Эта деревянная церковь была разобрана в 1861 году и перевезена в Липню при открытии там отдельного прихода. В 1832 году на средства местного вотчинника помещика графа С.С. Уварова в Окулове был построен каменный храм с такой же колокольней. Престолов в храме было три: главный — в честь воздвижения Животворящего Креста, в приделах теплых – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, и св. муч. Флора и Лавра. Из воспоминаний Ф.П. Серёгина, жителя с. Б.Окулово: «В летней церкви хоры были наверху, на балконе, туда вела винтовая лестница. Висело красивое паникадило в два яруса, диаметром два метра. На колокольне было всего семь колоколов. Большой самый — тяжкий, весил 302 пуда, 10 фунтов (около пяти тонн). На Пасху звонили весь день. Звонарем был пономарь Владимир из Монакова. Храмы Божии, как и все постройки, творились, создавались по промыслу Божию руками трудового простого люда. В селе имелась земская народная школа, построенная, как и храм, на средства помещика графа С.С. Уварова. Она открыта была в 1845 году, на 1897 год учащихся в ней было 108 человек». Погасли свечи и лампады, Божий храм осквернили, разграбили, а позже приспособили под склад, военную столовую, позднее под клуб, а потом был вовсе заброшен. Лишь в 1990 г. в короткий срок - 9 месяцев напряженной работы - двери воссоздаваемой из руин церкви были распахнуты для первой службы. За два с половиной года был полностью укреплен разрушающийся фундамент, возведена крыша, отделаны заново два алтаря: в честь иконы Божией Матери Казанская и св. муч. Флора и Лавра. Весной 1998 года начали возводить новую колокольню, и ровно через год состоялось торжественное освящение готового придела церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09877

Дарна. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне начала строиться по проекту московского архитектора С.В. Шервуда в 1895 году. Средства для постройки дали сами прихожане. Здание построено в формах эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов. Очень красиво шатровое завершение колокольни и главного купола храма. Здание построено из красного кирпича с деталями из белого камня. Главы и шатровое завершение колокольни восстановлены в 1990 году. Очень похожа на Казанский собор в селе Шамордино Калужской области, построенного также по проекту С.В. Шервуда. Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV в. оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Московский и Всея Руси Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела. Следующие архивные данные датируются уже XIX веком. Тогда в селе Воздвиженском стояла деревянная церковь Петра и Павла, видимо, построенная на месте бывшей Воздвиженской церкви примерно в конце XVIII века. В ночь с 25 на 26 марта 1893 г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Во всепокорнейшем прошении в Московскую митрополию прихожане и причт обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. Временный храм (пристройка к церковно-приходской школе) был построен в том же году. Большое содействие оказала землевладелица Анна Сергеевна Цурикова. Практически в это же время началась подготовка к возведению нового каменного храма. И началась она основательно: с устройства своего церковного кирпичного завода. Одновременно шел сбор средств, завозился камень, известь, материал для лесов и подмостьев. Руководил этой подготовкой священник Лазарь Гниловский. В 1895 г. был построен большой трехпрестольный храм (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом.

http://sobory.ru/article/?object=01850

Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Березовец раньше называлось Николо-Березовец, по имени построенной здесь Никольской церкви. В 1629 г. здесь был погост «Николая Чудотворца на реке Ноле в Березовском десятке». Десятком в старину называли небольшие поселения. В селе было две церкви: зимняя Никольская, каменная, и деревянная — тоже Никольская, но летняя, сгоревшая в 1956 г. от молнии. В каменной церкви царские ворота были украшены замечательной резьбой, изображавшей сцену Тайной вечери. В этой же церкви хранилась местная достопримечательность — мамонтовая кость, наполовину изгрызенная прихожанами, у которых болели зубы. Источник Николаевская с. Березовец на Ноле (Николо-Березовец) каменная, зимняя с кам. колокольнею, и деревянная, летняя, древняя; когда и кем, и на какие средства построены, - сведений не сохранилось. При церкви кладбище, обнесенное камен. оградою. Престолов в каменной церкви 3: а) в ч. Воздвижения Креста Господня, б) в ч. Успения Божией Матери и в) мчч. Флора и Лавра; в деревянной церкви один - в ч. святит. Николая Мирлик. Расстояние от Костромы 145 в., от Солигалича 50 в. Ближайшие церкви: Димитриевская на Гриве в 7 в., Георгиевская на Старом в 10 в., Воскресенская с. Муравьища Чухл. уезда в 9 в. и Троицкая с. Олеши Галичского уезда в 12 в. Николаевская деревянная церковь сгорела в 1950-е годы В XVII в. село входило в состав Чухломской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь " Николы чудотворца в Березовском десятке на Ноле на погосте " . В июле 1728 г. " поп Федор Борисов в синод. каз. приках доносил: " в нынешнем 1728 г. мая 1 били челом Заболотцкой волости церкви Воздвижения честнаго Креста Господня поп Самсон Емельянов да церковный староста Аврам Якимов деревни Федеева и все той церкви приходские люди, что в прошлых годах у них была церковь во имя Воздвижения креста Господня и в прошлом 1725 году оная св. церковь от воли Божия и огненнаго попаления сгорела и ныне де они приговорили: чтоб оную св. церковь во имя Воздвижения креста Господня древянную, да в приделе Успения Пр. Богородицы, да св. муч. Флора и Лавра построить вновь и чтобы повелено было о строении оной церкви с приделы... " . Церковь Воздвижения честнаго Креста Господня с приделы была построена и освящена в 1729 г.

http://sobory.ru/article/?object=15762

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010