О точке и лучах. Суббота пред Воздвижением Мф.10:37–11, 1 1Кор.2:6–9 Сегодня – суббота, а завтра – воскресенье пред Воздвижением, а после будут тоже особые суббота и воскресенье. Это – чтобы нам подольше постоять перед Крестом: не коснется ли и нас, наконец, «премудрость Божия, тайная, сокровенная». В словах же о Кресте всегда: либо – несовершенная попытка сравнить с чем-то, либо – более удачная: показать несравнимость ни с чем. Сегодня, например, читаем: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Любовь к нам Господа Иисуса не сравнима ни с какой человеческой любовью. Поэтому и сила ответной любви не должна быть сопоставима ни с чем. Но как пробиться к сердцу того, кто знает лишь любовь родивших нас или рожденных нами? Еще сказано, что идти за Христом можно только взяв свой крест. Кто же «не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня», – говорит Господь. И для тех, кто не понимает этих слов, – вот живая картина: Единый Безгрешный, измученный и окровавленный, несет тяжелый деревянный крест, на котором будет распят. Крайняя жестокость и крайняя несправедливость. Но сострадающим Ему иерусалимским женщинам Он говорит: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» ( Лк.23:28 ). А как уразуметь последующие слова: «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»? – ведь не что-то на что-то предстоит поменять, но – все на все: всего себя отвергнуться, чтобы всего себя, и уже навсегда, – приобрести!.. А вот и честь, которой сподобишься, если изберешь Христа, и возьмешь свой крест: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Но даже если эта цель покажется недостижимой, есть ли у нас выбор? о тех, кто упорно противится Божией премудрости, сказано, что, «если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Значит: либо перед Крестом, либо – заодно с распинателями, с этими «властями века сего». И хотя средоточие Креста кажется недоступным, и как бы нематериальным, но лучи его простираются до бесконечности и в широту, и в высоту, и в глубину, чтобы охватить и привлечь весь мир, чтобы даже самое отдаленное сдвинуть с мертвой точки. И даже до такой степени, что «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Песнь 3. Ирмос: Жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает священника: неплодящей же прежде церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение. Толкование Историю, составляющую содержание настоящего ирмоса, песнопевец заимствовал из 17 главы книги Числ. В ней повествуется, что после того как расступилась земля и поглотила Дафана и Авирона и бывших с Кореем, потому что они восстали против Моисея и Аарона, Бог повелел Моисею, и Моисей взял двенадцать жезлов, по одному жезлу от каждого колена Израилева, и положил их в скинию свидения; а утром, вошедши в скинию, о, чудо! – нашел, что один только жезл Аарона и всего колена Левиина произрастил цветы и орехи (миндальные). Сию-то историю сообщая в ирмосе этом, священный песнопевец и говорит, что оный жезл Ааронов, который чудесным прозябением орехов показал, что Бог из всех других одиннадцати колен предразсуждает священника, т. е. предпочитает священника Божия или архиерея (священство здесь разумеется в более широком смысле, с распространением его и на архиерейство), Аарона и одно только колено Левиино и никакое другое, почему и впредь чтобы никто не осмеливался противиться такому суду и предпочтению Божию: жезл, говорю, оный приемлется в прообраз креста; ибо и крест воистину есть и называется жезлом, по слову Писания: «жезл силы послет Ти Господь» ( Псал. 109, 2 ) и: «жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста» ( Псал. 22, 4 ). Поскольку, как говорит Птохопродром, что иное сильнее, или что утешительнее, успокоительнее креста? Конечно, ничто. Последнее изречение Псалтири некоторые понимают иначе, имея в виду толковника ее Евфимия Зигабена . Они говорят, что под двумя этими словами: жезл и палица здесь разумеется два дерева, из которых слагается крест. И именно, палица (палка), с помощью которой мы, падшие в заблуждение и грех , восстаем снова, обозначает прямое дерево креста, ибо все носящие палку для опоры, опираются на нее, естественно, нося ее в прямом положении. А жезл, которым Христос поражал демонов и ниспровергал их, означает поперечное древо креста, ибо естественно, когда ударяют кого-нибудь, ставят жезл в поперечное положение и поражают им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Беседа на Воздвижение честного Креста. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Всякая перемена, всякий переход от худшего к лучшему доставляют людям великую радость и удовольствие. Стремление к совершенству прирождено человеческое природе, и потому она, естественно, ищет лучшего и, когда представляется к тому возможность, спешит воспользоваться. Так именно для людей, совершивших плавание по бурному морю, приятно войти в тихую и спокойную пристань; для путников приятен отдых на привале после тяжелого перехода: для людей, удрученных печалью, приятна смена печального настроения веселым; еще приятнее для больных выздоровление от болезни и возвращение сил; враждующим с кем-либо доставляет удовольствие прекращение вражды и примирение: с большим удовольствием встречается всеми наступление дня после предшествовавшего ему мрака ночи. И можно сказать, всякая перемена доставляет тем большее удовольствие, чем больше соответствует она пользе и желаниям людей. Это относится, между прочим, и к тем наслаждениям, какие даны нам Богом. И здесь, как не трудно убедиться, наслаждение обусловливается теми приятными впечатлениями, какие возникают в нас при всякой наблюдаемой нами перемене, совпадающей с нашими желаниями. Пшеница, конечно, приятна сама по себе: но еще приятнее становится она. когда брошенная в землю, с трудом для нее обработанную, она потом сторицею и с большою радостью собирается, обеспечивая довольство в пище. А ведь во время сева бросается на произвол судьбы одно зерно! Так и сок виноградной лозы доставляет нам тем большее удовольствие, что здесь питье получается от дерева путем перемены – переработки плода. В самом деле, ветви и листья ее весьма горьки и терпки на вкус, так что противно и в рот взять, а грозды, произрастающие с ветвями и листьями на одном дереве, имеют столь приятный вкус, что добываемое из них питье услаждает всякое горе, разгоняет всякую печаль. Тоже самое можно сказать и о маслине, этом вечно зеленеющем и вечно юном дереве. В известное время появляется на нем плод, но не так, как обыкновенно на других деревьях, а по своему – особенным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Обозрение службы в предпразднство и попразднство Малая вечерня Стихиры на Господи воззвах, глас 1, подобен: Небесных чинов Крест возносится и прогоняются демоны, разбойник же открывает врата Эдема; смерть умерщвляется и теперь явилась ничтожной. Поэтому веселитесь, все люди, – проклятие разрушено. Приидите, все боголюбивые, видя возносимым Крест драгоценный, (все) вместе прославим и воздадим славу единому Избавителю и Богу, взывая: Распятый на крестном древе, не презри нас молящихся. Моисей в древности усладил горечь (вод) через прообраз креста. А мы, таинственно изображая этот (крест) в наших сердцах всегда, спасаемся силой его. Слава и ныне, глас 6 Сегодня вырастает из недостижимых недр земли насаждение; (оно) подтверждает воскресение пригвожденного на нем Христа и, воздвигаемое руками священников, возвещает вознесение Его на небеса, через которое наша бренность 801 переселяется 802 от падения на землю в небеса. Поэтому с благодарностью воскликнем: Господи, вознесшийся на нем и им вознесший нас с собою, удостой (нас), как Человеколюбец, Твоей небесной радости. Из службы 16 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Сегодня световидно, как солнце, воссиял Честной Крест Твой, Христе, водружаемый на преславном Лобном месте и возвышаемый на пресвятой горе Твоей, Спаситель, весьма явственно показывая, что Ты, Всесильный, возвысил, как Человеколюбец, наше естество на небеса. Ныне небеса возвестили людям славу Твою, Непостижимый, ибо образ Креста, светло заблистав неприступным светом, обличил неистовый и жестокий нрав богоубийц. Поэтому прославляем человеколюбивое промышление Твое, Иисусе Всесильный, Спаситель душ наших. На стиховне утрени, гл. 6 Будем таинственными песнями согласно воспевать Крест Господень, на котором распялся Спаситель, всех воскресение. Приидите, множество монашествующих, в собрании божественно воспоем живоносное древо, на котором простерся Христос. Из службы 18 сентября Стихиры на Господи воззвах, гл. 4 Когда вознесся Ты, Владыка, на крест, то совознес падшую 872 Адамову природу; поэтому, вознося Твой пречистый Крест, Человеколюбец, просим у вышней Твоей силы, взывая: спаси, Вышний, как Бог милостивый, почитающих святое и светоносное божественное вознесение Креста Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Приложение. Служба праздника у католиков Гимны Знамена Царя являются, светится тайна Креста, которым Жизнь смерть понесла и смертью жизнь принесла, который, уязвленный копья лезвием лютым, чтобы нас очистить от нечистоты преступлений, источил воду и кровь. «Исполнилось то, что воспевает Давид верной песнью, говоря народам: воцарился Бог с древа. Дерево прекрасное и светлое, украшенное пурпуром Царя, избранное в столб, достойный столь святым членам прикоснуться. Блаженное, на ветвях которого висела цена века сделано под вес тела и унесло добычу тартара. О, Крест, радуйся, надежда единственная, в этой славе торжества умножь благочестивым благодать, и у виновных уничтожь преступления. Тебя, Троица, источник спасения, хвалит всякое дыхание. Тем, кому Креста победу даешь, прибавь награду. Аминь. Сплети, язык, славному венок сражению и о Креста трофее скажи в славном торжестве: как Искупитель мира умерщвленный победил. Прародителя первозданного обману Творец сострадая, когда тот яблока вредного вкушением в смерть ниспал, сам тогда древо избирает, чтобы от осуждения за древо освободить. Этого дела нашего спасения порядок требовал, чтобы многоразличного изменника искусство искусством победить и врачевство принести оттуда, откуда враг повредил. Итак, когда приходит святого исполнение времени, послан из недр Отца рожденный мира Основатель, и от чрева девичьего приходит плотью облеченный. Плачет Младенец в тесных положенный яслях; члены, покрытые пеленами, Дева Мария обвязывает и руки и ноги Бога тесными повивает повязками. Вечная да будет блаженной Троице слава, равная Отцу и Сыну, равная честь Утешителю, и Одного Троичного имя да восхвалит вселенная. Аминь. Уже совершивший шесть очищений, полный срок для тела, добровольно Искупитель, страданию предавшись, как Агнец поднимается на крестное древо для заклания. Желчью напоенный, вот Он обессилен; терновником, гвоздем, копьем кроткое тело пронзили. Вода истекает и кровь; земля, море, звезды мир тем омываются током. Крест верный, между всеми

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Из произведения св. Мелитона Сардийского О душе и теле, упоминаемого Евсевием (см. выше, с. 428–9, 8 и 11), были известны лишь сирийские фрагменты из Эдесской антологии. Внимание ученых (Krüger) давно привлекали параллели этих фрагментов с проповедью Пс.- Александра Александрийского «О душе и теле и Страсти Господа нашего», сохранившейся на сирийском языке, а также на коптском под именем Афанасия Александрийского . Гипотеза Krüger " а, что имена Александра и Афанасия – псевдоэпиграфы, а истинным автором произведения является Мелитон, получила подтверждение с открытием гомилии О Пасхе, параграфы 93–8 которой сохранились в сирийской рукописи 1 под названием: «Св. Александра Александрийского епископа, одного из 318 отцов, из гомилии, начинающейся «Слушайте слова истины»». Однако более или менее прочный и единый фундамент разрозненные фрагменты и свидетельства О душе и теле получили с открытием о. Михаилом ван Эсбруком в переводной части 2 грузинского гомилиария X в. («Кларджетский многоглав» 980–90 гг., рукоп. А–144) проповеди , приписанной Афанасию, под заглавием «Сказание об истине св. Креста, и на котором пострадал Христос», начинающейся со слов «Слушайте слова истины» 3 . Эта проповедь – наиболее полный свидетель гомилии О душе и теле – объединяет вышеназванные фрагменты в одно целое, причем некоторые места ее дошли, по-видимому, только в грузинском переводе. Грузинский текст сохранился, к несчастью, в наиболее поврежденной части рукописи в виде трех отдельных фрагментов. По своему значению самыми важными проблемами являются, во-первых, принадлежность этих кусков одному и тому же произведению, во-вторых, оригинальное название последнего, в-третьих, проблема возможных интерполяций. 1) Палеографические данные и даже анализ самого текста рукописи не позволяют установить непосредственный порядок фолио, которых первоначально насчитывалось не менее 328, но дошло лишь 217, однако центральные фолио 209–11 по разным причинам кажутся сохранившими свое расположение (Esbroeck, 64). Размер лакуны между fol. 208 v и 209 не поддается измерению, а после 211 v утеряно 28 (или 24) колонок текста (ibid., 95). M. Richard выдвинул даже гипотезу 4 , что грузинский текст включает два произведения Мелитона – О душе и теле (fol. 209–11) и  О кресте (fol. 208 и 212). К этому предположению Richard " a мы вернемся ниже, здесь же отметим, что позже, ознакомившись с рукописью не по фотокопии, ван Эсбрук установил, что согласно порядку чтений на Воздвижение Креста (14 сентября; рукопись А–144 предназначалась именно для этого праздника), написанному киноварью в конце fol. 208 vb , fol. 208–12 составляли четвертое чтение, а поскольку праздник Воздвижения обычно не включал более четырех чтений, мы имеем лишний аргумент в пользу единства блока ( Esbroeck 1973, 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Территорию церкви окружает ограда с воротами, трехпролетными и однопролетными, и часовней. Здание кирпичное, побеленное по обмазке. Один из ярких памятников, воспроизводящих сравнительно редкий тип храмов нарышкинского барокко (с аттиковым ярусом), встречающихся в южных районах области. Основным элементом продольно-осевой симметричной композиции храма является высокий двусветный четверик с сильно уменьшенным в плане аттиковым ярусом, увенчанчанным пятью лучковыми главами над четырехскатной кровлей. К нему примыкает пониженный прямоугольный алтарь с трехлепестковым скруглением восточной стены и конусообразной кровлей и той же высоты трапезная с боковыми приделами, скругленные алтари которых охватывают западные углы храма. Над центральным нефом трапезной поднимается верхний придел; как и боковые, он имеет небольшую самостоятельную главку. Композицию завершает высокий восьмигранный столп колокольни, поставленный на два приземистых четверика и увенчанный граненым шатром с тремя рядами слухов. Высокий цоколь здания подчеркнут узким поясом поребрика. Широкий фриз с многорядной пилой завершает все основные объемы. Пучки из трех тонких колонок подчеркивают углы четверика и трапезной, а одиночные колонки акцентируют сочленения лепестков алтаря. Важный декоративный элемент фасадов - наличники крупных окон (прямоугольных и с лучковым верхом) четверика, алтаря и трапезной. Здесь они украшены трехлопастным очельем с килевидной средней частью, а их формы характерны для 17 в. В верхнем приделе трапезной окна меньшие по размеру, барочные, с ушками и фартуками. Выразителен пояс декоративных полукруглых кокошников аттикового яруса, опирающихся на ступенчатые консольки. Стройные барабаны глав декорированы тонкими колонками. На восточной стене храма, над алтарем, - большая живописная композиция " Воздвижение креста " (выполнена одновременно с внутренней росписью храма в нач. 19 в.); на западном фасаде верхнего придела кирпичной кладкой обозначено имя строителя храма. В убранстве колокольни использованы лопатки, огибающие углы восьмерика, и широкий пояс с выложенным в кирпиче ромбовидным узором под ярусом звона. Глубокие ниши-ширинки с изразцами, расположенные в три яруса на каждой грани столпа, разбивают гладь стены и подчеркивают высоту колокольни. Килевидные архивольты арок звона и фронтончики слухов обогащают пластику шатра.

http://sobory.ru/article/?object=04075

Беседа на Евангелие третьей недели поста Учение о последовании Христу и о Кресте (О средствах облегчать свои скорби) Какое Евангелие настоящей, третьей, недели поста? В этот день на утрени, как в день Воздвижения, выносится из алтаря и полагается на аналой св.Крест Христов для поклонения, отчего и название недели «Крестопоклонною», и воспоминаются страдания Спасителя на Кресте. Это делается для того, чтобы видением Креста, сего орудия страданий Спасителя, и воспоминаниями страданий Его на Кресте облегчить трудное и для нашей природы неприятное прохождение поста. И Евангелие поэтому читается о кресте последователей христовых ( Мк. 8:34–38, 9:1 , Зач. 37). ... «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». ... Что значат слова в начале Евангелия: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми кресте свой, и следуй за Мною» ? " Отречься», или по-славянски, «отвергнуться» себя – значит отказаться от себя, т. е. жить и действовать не по своей греховной воле, но покориться совершенно воле Божией, ради Христа быть готовым на все: на скорби и страдания, если Богу будет угодно послать их. «Возьми крест свой» – значит решиться начать борьбу с своими страстями, предпринимать подвиги для их искоренения и все случающиеся скорби, огорчения, беды переносить терпеливо, без ропота, с преданностью воле Божией, подобно тому, как Господь Иисус Христос добровольно принял крестные страдания и безмолвно переносил оныя. «Следовать» за Иисусом Христом – значит быть Его учеником, истинными христианином, исполнять правила Его учения и жить и действовать по Его примеру. Пример на это св. апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

В 15-й день Святаго великомученика Никиты ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры праздника и святаго на 6. Стихиры Креста, глас 5. Самоподобен: Радуйся, живоносный Кресте,/благочестия непобедимая победа,/дверь райская,/верных утверждение,/Церкве ограждение,/имже тля разорися и упразднися,/и попрася смертная держава,/и вознесохомся от земли к Небесным;/оружие непобедимое,/бесов сопротивоборче,/слава мучеников,/преподобных яко воистину удобрение,/пристанище спасения,//даруяй миру велию милость. Радуйся, Господень Кресте,/имже разрешися от клятвы человечество,/сущия радости знамение,/прогоняяй враги во твоем воздвижении, всечестне,/нам помощниче, царей державо,/крепость праведных,/священников благолепие,/воображаемый, и лютых избавляяй,/жезл силы, имже пасемся,/оружие мира, егоже со страхом обстоят Ангели,/Христа Божественная слава,//подающаго миру велию милость. Радуйся, слепых наставниче,/немощных врачу,/воскресение всех умерших,/воздвигнувый ны, во тлю падшия,/Кресте честный,/имже разрушися клятва, и процвете нетление,/и земнии обожихомся,/и диавол всеконечно низвержеся./ Днесь воздвизаема тя видяще руками архиерейскими,/возносим Вознесеннаго посреде тебе/и тебе покланяемся,//почерпающе богатно велию милость. Ины стихиры святаго, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Благочестивым всеоружием одеявся,/поборник явился еси Христа Всецаря,/Никито страстотерпче,/якоже древле Гедеон всекрепкий,/иноплеменных полки низложив//доблественным твоим дерзновением. Иноплеменнаго, мучениче, поратовал еси/всесильною верою Спасовою, богомудре,/претерпевый страсти./Тем мудре варвары обратил еси/ко Творцу и Владыце всех,// и славят Его благочестиво. Начатки, мучениче, от варвар Христу славу принесый,/явился еси страдалец богоглаголивый,/и, умер за Троицу,/тем явственно и венец восприял еси,/и, яко светило, сияеши боголепно//в мире, достославне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякая перемена, всякий переход от худшего к лучшему доставляют людям великую радость и удовольствие. Стремление к совершенству прирожденно человеческой природе и потому она, естественно, ищет лучшего и, когда представляется к тому возможность, спешит воспользоваться. Так именно для людей, совершивших плавание по бурному морю, приятно войти в тихую и спокойную пристань; для путников приятен отдых на привале после тяжелого перехода; для людей, удрученных печалью, приятна смена печального настроения веселым; еще приятнее для больных выздоровление от болезни и возвращение сил; враждующим с кем-либо доставляет удовольствие прекращение вражды и примирение; с большим удовольствием встречается всеми наступление дня после предшествовавшего ему мрака ночи. И можно сказать, всякая перемена доставляет тем большее удовольствие, чем больше соответствует она пользе и желаниям людей. Это относится, между прочим, и к тем наслаждениям, какие даны нам Богом. И здесь, как нетрудно убедиться, наслаждение обусловливается теми приятными впечатлениями, какие возникают в нас при всякой наблюдаемой нами перемене, совпадающей с нашими желаниями. Пшеница, конечно, приятна сама по себе; но еще приятнее становится она, когда брошенная в землю, с трудом для нее обработанную, она потом сторицею и с большою радостью собирается, обеспечивая довольство в пище. А ведь во время сева бросается на произвол судьбы одно зерно! Так и сок виноградной лозы доставляет нам тем большее удовольствие, что здесь питье получается от дерева путем перемены – переработки плода. В самом деле, ветви и листья ее весьма горьки и терпки на вкус, так что противно и в рот взять, а грозды, произрастающие с ветвями и листьями на одном дереве, имеют столь приятный вкус, что добываемое из них питье услаждает всякое горе, разгоняет всякую печаль. То же самое можно сказать и о маслине, этом вечно зеленеющем и вечно юном дереве. В известное время появляется на нем плод, но не так, как обыкновенно на других деревьях, а по-своему – особенным образом. Прежде всего бросается в глаза почка, как бы осыпанная мельчайшей пылью, а в середине ее заключается, подобно зерну, и самый плод, причем подобно виноградным кистям плод появляется сначала в бесчисленном множестве, но по мере роста все излишнее отпадает как бесполезное; затем – до самого конца этот плод остается горьким на вкус, да и попробовать его бывает нельзя, потому что нельзя взять в руки. Благодаря этому, он сохраняет свою сочность и за то уже по миновании горечи приобретает такой приятный вкус, что в качестве приправы прибавляется во всякие лакомства и в житейском обиходе без него не обходится ни одно угощение. Таким-то образом всевозможные растения и семена теми изменениями, какие претерпевают их плоды, доставляют всем удовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010