Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Введенский Владычный женский монастырь Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская,д. 40. Монастырь как мужской основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю: «Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему». Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ: «В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим». Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Он увидел ангелов, держащих обитель на своих плечах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм. Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ее помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение. Но оно не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕРЕВЯНИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в 4 верстах от Вел. Новгорода (ныне в черте города), на правом берегу р. Волхов. Назван по речке Деревянице (Деревянке), к-рая впадала в Волхов. История Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь. Фотография. 2006 г. Основан как мужской. Впервые упоминается под 1335 г. в связи со строительством по благословению архиеп. Новгородского свт. Моисея каменного храма в честь Воскресения Христова (НПЛ. С. 346), при к-ром он основал мон-рь «на Деревяницы». По инициативе свт. Моисея в Д. м. был построен и 2-й каменный храм - в честь Успения Пресв. Богородицы (Новг. летописи. 1879. С. 136). В 1348 г. по указу Новгородского архиеп. св. Василия Калики Воскресенский собор был расписан (НПЛ. С. 361; ПСРЛ. Т. 16. С. 79). В XIV - нач. XVI в. Д. м. был тесно связан с домом Св. Софии. В монастыре существовали «владычне хоромы» (НПЛ. С. 404) для ушедших на покой Новгородских архиереев. В каменной паперти Воскресенского собора были похоронены святители Новгородские Алексий († 1390) и Иоанн II († 1417), в 1421 г.- Симеон (ПСРЛ. Т. 30. С. 166). В 1424 г. из Д. м. был избран по жребию на Новгородскую кафедру «владычен духовник» мон. Омельян (впосл. епископ Евфимий I ). В 1454 г. еп. Евфимий вложил в монастырь служебную Минею ( Кадыкин. С. 7). Согласно записи на списке Устава Иерусалимского 1498 г., еп. Евфимий был погребен в Д. м. (ИРЛИ. Новгородско-Псковское собр. 89. Л. 296 об.). В 1553 г. в Д. м. принял постриг «владычен сын боярский Василий Борисович Осенин» (Новг. летописи. С. 86). «Владычен огород» близ мон-ря упоминается и в писцовой книге 1582 г. ( Неволин. С. 134). По реформе 1528 г. при архиеп. Новгородском св. Макарии в Д. м. был введен общежительный устав. В связи с Ливонской войной и захватом Швецией территории Карелии в 1581 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/171729.html

Серпухов. Введенский Владычный монастырь. Владычный монастырь Автор: Сергей Меркулов Снято: 23 февраля 2013 Добавлено: 28 февраля 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Основан в 1360 г. по чудесному указанию Божией Матери святителю Алексию митрополиту Московскому как мужской монастырь. Строитель монастыря - преподобный Варлаам, мощи его пребывают под спудом. Соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, придел при нем во имя святых Петра. Алексия, Ионы и Филиппа митрополитов Московских, второй придел рядом с трапезной во имя ев. Филарета Милостивого, церковь во имя святого великомученика Георгия вверху придел при ней во имя святого Димитрия Царевича. Под церковью св. великомученика Георгия придел во имя Вознесения Господня, при ней придел во имя святого Николай Чудотворца. Над святыми вратами церковь во имя Нерукотворенного Спаса и Феодотия Анкирского (имеется антиминс, выданный в 1599 г.). В 1598 г. монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия: но, по свидетельству того времени, сам святой великомученик и Победоносец Георгий ночью выехал на Белом коне и монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско. После одержанной победы обитель получила щедрые дары от царя и в короткий срок. С 1598 по 1906 гг., заново отстроены каменный собор и трапезная, а также возведена крепостная стена с башнями и надвратной церковью и каменный жилой корпус. Но в последующем обитель снова переживает упадок; и в 1806 г. реорганизована в девичий монастырь. До закрытия обитель имела Чудотворные иконы: Введения во храм Богородицы; святого Иоанна Воина; святого Георгия Победоносца; святого Царевича Димитрия. В 1878 г. в обители была обретена Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Владычний Веденский монастырь, 3 класса, общежительный, близ города Серпухова. Основан в 1362 году святителем Алексием, митрополитом Московским, в честь Владычицы Богородицы (почему и называется Владычным), по чудесному указанию Ее. Устроение обители поручено было святителем Алексием ученику своему Варлааму (+5 мая 1377 года), который удостоился при этом особого чудесного видения образа Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сначала этот монастырь был мужским, но в 1806 году обращен в женский. В соборном храме находится чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы и чудотворный образ святителя Иоанна воина. Икона Введения была написана в 1377 году, по распоряжению святителя Алексия, в том виде, как Богоматерь явилась Варлааму. Здесь находится гробница Варлаама. Ризница и библиотека монастыря хранят много древностей XV — XVII веков. При монастыре школа, иконописный и певческий классы, различные мастерские и больница с аптекой для бесплатного отпуска лекарств.

http://sobory.ru/article/?object=00622

Матушка Евфросиния (при Святом Крещении получила имя Евдокия) родилась в 1758-м году в семье князя Григория Ивановича Вяземского. В 1764-м году, когда ей исполнилось 6 лет, родители определили княжну в только что открытый Санкт-Петербургский Смольный институт благородных девиц – закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей знати. Здесь воспитанницам преподавали арифметику, историю, географию, физику, французский язык, изящные искусства. В 1776-м году восемнадцатилетняя выпускница Евдокия Вяземская была пожалована во фрейлины ко двору Императрицы Екатерины Великой. Как рассказывала позже сама Евдокия, в ее обязанности входило «развлекать скуку Императрицы». Вращаясь в высшем свете, она познакомилась с полководцем А.В.Суворовым, князем Ю. В. Долгоруковым, будущим московским градоначальником, и подружилась с его дочерью Варварой. Но роскошная придворная жизнь была ей не по душе. Она с детства мечтала посвятить себя служению Богу. Воспользовавшись пребыванием императорского двора в Царском Селе, она вместе с двумя подругами-фрейлинами (М.Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили платья на берегу одного из царскосельских прудов, чтобы их считали утонувшими, и, одевшись крестьянками, бежали. Они бежали от земной Царицы, чтобы служить Царю Небесному. Более 10 лет Евдокия скиталась по различным монастырям, в которых за послушание трудилась на скотном дворе, пекла просфоры. Так она подготовила себя к высокому молитвенному подвигу. В 1806-м году в Москве она добилась встречи с митрополитом Платоном (Левшиным), который благословил её на трудный подвиг юродства. Мудрый архипастырь направил княжну с рекомендательным письмом в Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии». Вполне возможно, что именно тогда и совершился постриг Евдокии с наречением имени Евфросинии. В письме митрополит поведал игуменье Дионисии о высоком происхождении Евфросинии. Игуменья милостиво приняла новую насельницу и поместила ее в сестринский корпус. Однако вскоре Евфросиния, ища уединения, поселилась в тесной избушке на месте монастырских погребов, где и прожила в полном одиночестве почти 40 лет, подвергаясь со стороны окружающих насмешкам, ругательствам, лишениям и даже побоям, которые она переносила с глубоким, истинно христианским смирением.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

В Воронеж доставят икону Божией Матери " Неупиваемая чаша " Воронеж, Икона Божией Матери " Неупиваемая чаша " прибудет в четверг в Воронеж, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Воронежской и Борисоглебской епархии. " По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, из Серпуховского Высоцкого мужского монастыря для поклонения в Воронежскую и Борисоглебскую епархию с 3 по 31 декабря будет принесена всероссийская святыня - икона Божией Матери " Неупиваемая чаша " , - говорится в сообщении. С 3 по 8 декабря верующие смогут поклониться чудотворной иконе в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. Затем крестные ходы со святыней будут совершены в четырнадцати церковных округах епархии. Явление первообраза иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии был одержим страстью пьянства. От этого у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: " Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом " . Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: " Неупиваемая Чаша " . Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость. Чудотворная икона " Неупиваемая Чаша " находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Никиты Белого в Серпухове. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

http://pravoslavie.ru/33013.html

Патриарший наместник Московской епархии возглавил престольные торжества Владычнего Введенского монастыря г. Серпухова 6 декабря 2019 г. 16:03 4 декабря 2019 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил Владычний Введенский женский монастырь города Серпухова Московской области и возглавил престольные торжества обители. Божественная литургия была совершена во Введенском соборе монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный монастырей Московской областной епархии , настоятель Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Ногинского района Московской области игумен Евмений (Лагутин), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) , благочинный Серпуховского церковного округа Московской областной епархии священник Игорь Чабан, настоятель Старо-Голутвина монастыря г. Коломны игумен Варлаам (Горбунов), настоятель Вознесенской Давидовой пустыни Чеховского района Московской области игумен Сергий (Куксов), старший священник Владычнего монастыря протоиерей Игорь Хромов. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор учащихся православной классической гимназии имени преподобного Варлаама Серпуховского и сестер обители под управлением настоятельницы монастыря игумении Алексии (Петровой). В храме молились глава г.о. Серпухов Ю.О. Купецкая, депутат Московской областной Думы Р.В. Горбунов, начальник Серпуховского филиала Военной академии РВСН им. Петра Великого генерал-майор А.Е. Морозов, начальник муниципального управления МВД России «Серпуховское», полковник полиции А.Е. Самохин, прокурор г. Серпухова Р.Н. Денисов, члены попечительского совета Введенского монастыря, учащиеся православной гимназии преподобного Варлаама Серпуховского и многочисленные прихожане обители. За Литургией Патриарший наместник Московской епархии рукоположил Олега Харитонова в сан диакона. По окончании Божественной литургии было совершено славление празднику. С приветственным словом к владыке Ювеналию обратилась настоятельница Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова):

http://patriarchia.ru/db/text/5542423.ht...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Владычний Введенский женский монастырь в подмосковном Серпухове 18 мая 2015 г. 17:18 18 мая 2015 года, после молебна на центральной площади г. Серпухова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и губернатор Московской области А.Ю. Воробьев посетили Владычний Введенский женский монастырь, где 1878 году была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Предстоятеля Русской Православной Церкви и главу региона сопровождали Патриарший наместник Московской епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  и епископ Серпуховской Роман . У святых врат Введенской обители высоких гостей встречали сестры обители во главе с настоятельницей игуменией Алексией (Петровой). Святейший Патриарх посетил Введенский собор монастыря. На ступенях собора игумения Алексия (Петрова) приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству картину с видом обители.  Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваше Преосвященство, владыка Роман! Матушка Алексия, дорогие сестры! Отцы и братья! Уважаемый Андрей Юрьевич, губернатор Московской области! Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным праздничным днем. Радуюсь возможности вступить на землю одного из древнейших монастырей Русской Церкви. Эта обитель была создана по повелению святителя Алексия, митрополита Московского, а место для нее выбрал преподобный Варлаам, память которого мы сегодня совершаем. Он же был и строителем этого монастыря. Как замечательно, что эта одна из древнейших обителей восстановлена не просто в первозданной своей красоте, но в таком благолепии, которого она никогда не имела. За этим стоит огромный труд и владыки митрополита, и матушки игумении, и многих благотворителей, и властей. И в первую очередь за этим стоит ваша вера, мои дорогие братья и сестры, потому что без веры народа не восстанавливаются храмы. Без веры народа храмы никому не нужны. Но когда народ живет верой, тогда все понимают, что нужно воссоздавать храмы и строить новые.

http://patriarchia.ru/db/text/4083774.ht...

Введенский Владычный монастырь (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь — старейший монастырь города, основан в 1360 митрополитом Московским Алексием как мужской. Первым игуменом был келейник митрополита Алексия, преподобный Варлаам. Полностью перестроен в конце XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья. Содержание История [ править править код ] Введенский Владычный женский монастырь (в церковных кругах принято название Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь) основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием . В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычного монастыря преподобного Варлаама , через посредничество которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» . По легенде, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!» Икона прославилась тем, что по молитвам к образу Богородицы происходили (и происходят – теперь, правда, от списка) многочисленные исцеления от недуга пьянства и других страстей. 1598-1609 годах осуществилась полная перестройка монастыря на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке. Перестройка охватила все без исключения здания: расширен Введенский собор, построен двухъярусный храм в честь св. вмч. Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями и церковью над Святыми вратами в честь св. мч. Феодота Анкирского (1599 г.). В 1806 монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон , видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императору Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И с 1806 по 1815 годы первой игумениею монастыря стала мать Дионисия, определенная из казначеи Московского Новодевичьего монастыря . С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Вла...

Сяндемский Успенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий храм, Сяндемский Успенский женский монастырь Сяндемская успенская пустынь (Свято-Успенский женский монастырь, в дореволюционных документах встречалось также наименование — Афанасьево-Сяндебская пустынь) — женский (с 1909 года) монастырь Русской Православной Церкви, расположенный вблизи села Сяндеба Олонецкого района Республики Карелия, у озёр Рощинское (Банное или Кюлюярви) и Сяндебское. Содержание История [ править править код ] Обитель основана во второй половине XVI века учеником преподобного Александра Свирского  — преподобным Афанасием Сяндебским по благословению новгородского архиепископа Пимена и была мужской. Первоначально на берегу озера Сянзе (Сянде или Сяндебского) им была выстроена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и 8 келий, где жили 10 монахов Местные жители, вначале недовольные появлением монастыря, пожаловались архиепископу, что якобы Афанасий Сяндебский построил монастырь на землях новгородского архиерейского дома, и на время он ушёл из обители в Александро-Свирский монастырь . В 1577 г. обитель получает жалованную грамоту митрополита новгородского Александра, которая закрепила землю за монастырем и Афанасий Сяндебский вернулся обратно в монастырь, где прожил до своей смерти и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Во время Ливонской войны в 1582 г. монастырь подвергся нападению шведов — была сожжена Троицкая церковь и убит игумен. Утварь и колокола старцы монастыря успели утопить в озере. В 1592 г. во время управления монастырем Никандром митрополит Великолуцкий и Новгородский Варлаам подтвердил своё особое покровительство монастырю и его права на земли. Согласно писцовых книг 1619—1620 гг. в Троицком Сяндемском владычном монастыре имелось три кельи, в которых проживали один чёрный священник и два старца. В 1628—1629 гг. в монастыре были заново отстроенная Троицкая церковь и три кельи, в которых проживали строитель монастыря Иосиф и семь старцов, а также скотный двор.

http://azbyka.ru/palomnik/Сяндемский_Усп...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010