Волков А. К. Волков Андрей Кононович, засл. профессор Каз. дух. ак. по кафедре философских наук, д. с. с., м. б.; уроженец Владим. губ., окончил курс в С.-Петерб. дух. акад. в 1867 году и был назначен преподавателем по кафедре истории философии в Каз. академию 30 сентября того же года. В 1872 году, 7 июля, утверждён был в степени магистра. В 1874 году, 18 февраля, согласно представлению богословского отделения от 28 марта 1873 г. «как вполне показавший свои отличные педагогические способности и обстоятельное знакомство с преподаваемыми им пред­метами», избран в звание экстраорд. профессора и утверждён св. синодом 23 апр. того же года. В 1893 г. А. В. утверждён в звании заслуженного экстраорд. профессора; а 1895 г. 23 янв. – в звании и. д. ординарного профессора. Кроме преподавания, профессор В. исполнял разные другие должности и поручения. Так, по поручено совета акад., составил рецензии на сочинения, представленные на соискание премии митроп. Макария: Милославского «Основания философии, как специальной науки» (Проток. 1883, стр. 305 – 321) и Снегирева «Учение о сне и сновидениях. Историко-­критический очерк» (Проток. 1887 г., стр. 329–341). В то же время В. вёл непрерывную литерат. деятельность и напечатал в «Православном Собеседнике» следующ. статьи: 1) «Библия и Коран». Перев. с английск. 1876, III, 12. 2) «Родина Мухаммеда». Перев. с англ. 1876, I, 175. 3) «Характер и влияние Ислама». Перев. с англ. 1875, I, 391. 4) «Очерк современной пессимистической философии» (Речь на академ. акте) 1876, III, 137. 5) «По поводу последнего отчёта Британского библейского общества». 1877 г. I, 84; 1878 г. 1, 243, 6) «Философия Ренана». 1877 г, I, 457. 7) «Три опыта о религии Милля», 1879 г. I, 274; II, 87 и 291; III, 440. 8) «Отчёт Британского библейского общества за 1878 г. 1878 г. III, 328, 9) «Сочинения против пессимизма». (Библиографич. заметка). 1880 г. III, 280 и 402. 10) «Библиографич. заметка». 1881 г. III, 144. 11) «Отчёты Church. Missionary for Africa and the Esta и британск. библейск. общ. за 1882 г»., 1883 г, II, 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Артлебен , Николай Андреевич, архитектор и археолог, род. 13-го марта 1827 г., ум. 14-го марта 1882 г., во Владимире. Сын православного священника во Владимирской губ., он получил образование в Московском дворцовом архитектурном училище и, будучи членом обществ: Имп. русского и Моск. археологических, любителей естествознания, антропологии и этнографии, древней письменности, древнерусского искусства, и проч., помещал свои статьи в издаваемых первыми двумя «Известиях» (1863, т. IV, вып. 4: «Кафельная печь в архиер. доме в Суздале») и «Древностях» (1865, т. I: «Евангелие 1544 г. Боголюбова мон.»; 1874, т. IV: «О рукоп. синодике 1672 г.»; 1880, т. VIII: «Казна Моск. Успенского собора, устроенная Аристот. Фиоравенти в 1478 г.»), а также в «Трудах»: Моск. археолог. съезда (I, 252–259) и Владим. губ. статистич. комитета, где состоял секретарем (1863, вып. I: «Древ. фрески, откр. в Спасо-Преображ. соборе»); в редактированных им с 1879 г, 43), после Тихонравова, «Владимирских Губ. Ведомостях» (1863, 29: «Кафельная печь в Суздале»; 1864, 28: « Археолог. известие о переясл. Спасском соборе»; 1873, 39: «Храмозданная грамота 1684 г. на построение дерев. церкви в с. Игове, Меленковского у.»; 1874, 1: «Археолог. поправка»; 1876, 1 и 20. 1877, 5 и 10, 1879, 48 и 1880, 11–12, 45–46 и 51: «Старинные акты»; 1877, 1–3 и 6–7: «Описная книга Владим. Кремля-города 1626 г.» и «Владим. Кремль-город по описной книге 1625 г.»; 13: «Сказка бывшей игуменьи владим. Успенского дев. монастыря Неонилы о происхождении своем и занятиях»; 1879, 45: «Древняя церковь XVII в. в с. Драчеве, Меленковского у.»; 1880, 2: «Казанский собор в гор. Вязниках», 6: «О писче- и оберточно-бумажных фабриках и картонных заведениях», 28: «Старинная деревянная церковь в с. Глотове, Юрьевского у.», 32: «Церкви в с. Станках, Вязниковского у.», 43: «Заметка о переясл. Горицком мон.», 44: «Указы Петра I Ефрему, митроп. суздальскому и юрьевскому, 1706–1709 гг.», 47–49, 51–52, и 1881, 2, 4–7: «Каталог стар. рукописей, печ. книг, грамот и актов, хран. в библиотеке Флорищевой пуст., состоящей в Гороховецком ул); наконец, в «Древней и Новой России» (1878, кн. I: «К вопросу о так называемой Халдейской печи»). За самый капитальный труд свой: «Общий обзор памятников зодчества древней Суздальской области», напеч. в «Ежегоднике Владим. статист, комитета» за 1880 г., он получил большую серебряную медаль от археолог. общества; за реставрацию владим. Успенского собора и монографию о нем, а также за модель Рождествина монастыря – большую золотую, от общества любителей естествознания; наконец, за реставрацию церкви Рождества Пресв. Богородицы (бывшего Рождествина монастыря, ныне архиерейского дома) – орден св. Станислава, а древнего книгопечатного двора в Москве – орден св. Анны. Кроме того, им были построены почти все церкви и часовни во Владимирской губ. за период времени с 1850–1880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Занятый практическою деятельностью на церковной ниве, прот. В. не имел досуга много заниматься чисто учёными трудами, но и в своей области он был настолько заметен, что возбудил о себе довольно обширную литературу, в большинстве посвящённую его восхвалению. Появившиеся долго спустя после смерти В. (в 1889) воспоминания о. Геттэ и С. П. Сушкова, усвоявших себе большую долю участия в издании журнала L " Union chretienne, в сущности не умаляют действительных заслуг о. В., как инициатора и руководителя названным изданием около восьми лет. Кроме упомянутых писем к Жакмэ и Гизо, о. Васильеву принадлежат: 1) «Аббатство и библиотека св. Женевьевы» («Журн. М. Н. Пр.» 1854 г., т. 61), 2) «Мысли по поводу высказанного Англиканскою церковью желания войти в близкое сношение с Восточною кафолическою церковью» («Воскр. Чтение» 1863г., 14 – 16), 3) «Поездка в Англию для собеседования о соединении англиканской церкви с православною» («Чтен. в Общ. Ист. и Древн.» 1866 г., I), 4) «Голос христианского Востока в ответ на послание папы Пия IX касательно соединения восточно-кафолической. церкви с римскою (перев. из L‘Union chret. в «Страннике» 1862 г., кн. 1), 5) «Письмо к кардиналу Бональду, архиепископу Лионскому» (тоже пер. в «Стран.» 1862 г., 7), 6) «Из письма о грамоте вселенского патриарха» (тоже 12). Другие статьи о. В. или не подписаны им своим именем, или не переведены на русский язык. Изучение L " Union chremienne и издание переписки о. В. были бы бесспорно интересны и назидательны. Литература о прот. В.: 1) Словарь Брокгауза-Ефрона, 2) Материалы крит.-биогр. слов. Венгерова, 3) «Иллюстрация» 1858 г. 42, 4) «Новое Время» 1881 г. 2097, 5) «Екатериносл. Еп. Вед.» 1882 г. 2–3, 6) «Владим. Еп. Вед.» 7, 7) «Русск. Ста­рина» 1882 г. 2, 8) «Церк.-Общ. Вести.» 1879 г., 16, 1881 г. 155, 1882 г. 1, 9) «Новости» 1882 г. 31, 10) «Тамбовск. Еп. Вед.» 1882 3,11) «Правосл. Обозре­ние» 1882 г.1:12) «Церковн. Вестн.» 1882 г. 1, 2, 9; 1890 г. 22–23, 13) «Стран­ник» 1862 г., 10, 14) «Христ. Чтение» 1863 г. 15) Чистович, Спб. Дух. Акад. 1857 , г. стр. 380, 16) Guette, Souvenirs d’un pretre romain devenu orthodoxe. P. 1889 r., 17) Ответ редакции «Современного Обще­ства» на ст. Ц. О. В. о прот. Васильеве, Спб. 1882 г. 8° XXIII стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Не забывал он и. свою родину: Полисадов особенно зорко следил за оставшимся там товарищами по средней школе, и в счастливые дни для последних спешил из своего «далека» приветствовать старых друзей либо задушевным письмом, либо – поздравлением в стихотворной форме (см. напр., «Влад. Епарх. Вед.» 1882 г., 5). Он вел духовные беседы в разных местах заключения и безвозмездно 25 лет преподавал Закон Божий в Елизаветинской Патриотической школе. Он был почетным членом Общества вспоможения приказчикам и сидельцам, членом Славянского благотворительного Общества, Палестинского Общества, Гольдигенского Братства, Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, членом городского училищного совета по заведованию начальными училищами, членом Общества вспоможения рабочим, пострадавшим при постройках, и мн. др. В 1879 г. он, с благословения митрополита, основал новое, небывалое в столице «Общество проповедников для Исаакиевской кафедры», стал во главе его и привлек к деятельности лучшие силы столичного духовенства. Им написано и издано очень много слов, поучений и т. под. «Глухая исповедь. Пастырское наставление в обличение тех, кои откладывают напутствие болящих до последних минут их жизни», С.-Пб., 1865 г., 16°, после выдержав. более 10 изданий (1866–1869, 1875, 1878, 1883, 1886, 1887, 1891 и др. гг.), «Речь пред панихидою о почившем в Бозе Благ. Госуд. Наслед. и В. Кн. Николае Александровиче», С.-Пб. 1865, 8°; «Две проповеди на недели 13-ю и 20-ю по Пятидесятнице», С.-Пб. 1875, 8°; «О загробной жизни, против спиритов», С.-Пб. и М., 1881, 8°; «Слова, поучения и речи, сказанные с праздника Рождества Христова до Пасхи», 3 книги 1-го тома. С.-Пб. 1886–1887, 8° (около 1500 страниц) и 2-е изд. в 1891 г.; «Проповедь о Страшном Суде», С.-Пб. 1887 и 1888, 8°; «Слово о крестном знамении» С.-Пб. 1887, 8°; «О христианском смирении», С.-Пб., 1887, 8° и др. Он сотрудничал и в периодических изданиях; так, в журн. «Здоровье» (1885 г., 1, 4, 7, 10 и 12) помещена его статья «Народная медицина». «Историко-статист, сведения о С.-Пб. епархии», вып. VI, ч. 2, стр. 283; Чистович. «История С.-Пб. Духовн. Акад.», С.-Пб. 1857, стр. 455; «Московские Церковные Ведомости» 1886, 14; «Нива» 1886, 13; «Иллюстрир. Мир» 1886, 13; «Новь» 1886, кн. 11 (апрель), стр. 588–589; «Русский Паломник» 1886, 16; «Новое Время» 15 марта 1886; «Волынские Епарх. Вед.» 1886, 10; в брошюре – «О воскресн. и праздничн. днях», состав. А. Соколовым (С.-Пб. 1886 г.) биографич. очерк; «Историч. Вести.» 1889, 12, в приложении, и отд.: «Обзор русск. писателей, умерших в 1886 г.», Д. Языкова, вып. VI, стр. 101–102; «Владим. Губерн. Вед.» 1897 г., 43, и отд. «Уроженцы и деят. Владим. губ.», А. В. Смирнова, вып. II, 246–252; «Энцикл. Словарь» Брокгауза, полут. 47, стр. 300; Малицкий. «История Владимир. Семинарии», вып. III, стр. 204. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Владимира 2-й степени. Погребен Богословский на Смоленском кладбище в Петербурге. Он состоял почетным членом Петербургской и Московской духовных академий и общества любителей духовного просвещения и участвовал во многих комиссиях по вопросам духовно-учебным и духовно-административным (по составлению программ и учебников для духовных семинарий, по пересмотру уставов духовных учебных заведений, по разработке узаконений о правах православного духовенства, по преобразованию церковного суда и др.). В области духовной литературы Богословский известен как автор Священной Истории Ветхого и Нового Завета. По полноте содержания, глубоко богословским взглядам и по строго библейскому, ясному изложению названный труд составляет замечательное произведение русской церковной литературы. Затем, в «Христианском Чтении» (1831–1843) Богословский поместил ряд переводов из творений: Климента Александрийского , Мефодия Патарского , Григория Богослова , Иеронима Стридонского , Андрея Критского , Иоанна Дамаскина и Кузьмы Маиумского. Кроме того, он участвовал в синодальном переводе книг Ветхого Завета на русский язык. Чистович, «История пет. духовной академии». – А. Лебедев , «Москов. кафедр. Арханг. собор» (М., 1880 г.). – «Москов. Церковн. Ведом.», 1881 г., 41, и 1884 г., 4, 6 и 7. – «Владим. Епарх. Ведом.», 1881 г., 21–23. – «Соврем. Извест.», 1881 г., 267. – «Москов. Ведом.», 1881 г., 275, и 1884 г., 17 и 24. – «Русь», 1884 г., 3. – «Правосл. Обозр.», 1884 г., кн. 1, стр. 208. – «Газета Гатцука», 1884 г., 3. – Словари: Березина, Дополн. к Толлю, Д. Языкова, вып. IV (у Языкова ошибочно сказано, что Б. получил степень доктора богословия за Священную Историю Нового Завета). – «Рус. Стар.», 1880 г., кн. 12, стр. 1030 (Воспомин. В. В. Стасова: «Училище Правоведения»), 1885 г., кн. 11, стр. 442–444 (Воспом. И. А. Тютчева), и 1886 г., кн. 4, стр. 206–207 (Воспом. К. К. Арсеньева). Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913./Т. 3. Бетанкур-Бякстер. - 1908. - 699 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1900 г. общество считало у себя 354 члена, имело на приходе до 1,400 р., израсходовало свыше 400 р., в остатке к 1901 г. было свыше 6,500 р. В пользу общества устраиваются концерты архиерейского хора («Владим. Еп. Вед.», 1901 г., 8). Муромское духовное училище считает своё начало 9 сентября 1816 г., хотя ещё с 1791 г. в Муроме была открыта духовная школа, правда, в 1800 г. прекратившая своё существование («Владим. Еп. Вед.», 191 г., 24; 1892 г., 18; 1897 г., 2). Учащихся в 1901 г. было 171, в том числе иносословных 48. В фундаментальной библиотеке свыше 1,700 названий книг, в ученической до 1,200. В училищном общежитии помещалось 88 учеников. В 1880 г., 14 ноября, при училище открыто общество вспомоществования недостаточным ученикам училища («Владим. Еп. Вед.», 1881 г., 2). В 1900 г. общество имело 181 члена, собрало до 700 р., израсходовало близкую к этой же сумму, к 1901 г. имело в остатке до 6,000 р. («Владим. Еп. Вед.», 1901 г., 19). Переславское духовное училище, в г. Переславле Залесском, считает своё начало с 1788 г., 14 декабря, когда, с упразднением Переславской епархии и перенесением архиерейской кафедры в г. Суздаль, переведена была туда и семинария, и в Переславле местное духовенство на церковный счёт открыло в прежнем помещении семинарии, в Даниловом монастыре, духовное училище до риторического класса. В 1883 г. училище обзавелось собственным зданием, построенным на развалинах упраздненного Горицкого монастыря на средства от продажи леса Флорищевой, Лукиановой и Солбинской пустыней (до 26,000 р.) и на средства духовенства (до 10,000 р.). Училище устроено с общежитем («Владим. Е. В.», 1888 г., 16 – 21). Учеников в 1901 г. было 135, в том числе 27 иносословных. В фундаментальной библиотеке имеется до 1,100 названий книг, в ученической свыше 600. В общежитии помещалось 80 учеников. 14 декабря 1880 г. при училище открыто общество вспомоществования недостаточным ученикам училища («Владим. Е. В.», 1881 г., 3). В 1900 г. общество состояло из 59 членов, имело на приходе до 1,000 р., израсходовало тоже около 1,000 р., в остатке к 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

104 Николай Михайлович Соловьев, воспитанник Владимирской Духовной Семинарии, окончил курс в 1836 г. по 2-му разряду, 30-м, по 1-му отделению. В 1836 г определен священником к церкви погоста Ильинского Телешова Шуйского уезда, в 1891 г. уволен за штат. О 50-ти-летнем юбилее см. во «Влад. Епарх. Вед.» за 1886 г., Напечатал: «Летопись об Ильинской церкви Шуйского уезда, погоста Ильинского Телешова» («Владим. Еп. Вед.» 1881 г, 10, 15. 21; 1882 г., 19. 20; 1883 г. 14; 1884 г., 6, 8). (Н. Малицкий,–История Владимирской Духовной Семинарии, М., 1902, Вып. 3-й, стр. 266–267). 116 Преп. Макарий Великий много значил в выработке воззрений и даже отчасти терминологии Архим. Феодора; ссылка на него именно в данном случае характерна. Об отношении Архим. Феодора к преп. Макарию подробнее см. в кандидатском сочинении студента 71-го курса о. Александра Михайловича Белорукова: «Жизнь и творчество А. М. Бухарева (архимандрита Феодора)». 125 Александра Викторовна Лаврская. сестра прот. В. В. Лаврского (см. [ 57 ]), родилась 25 января 1845 г. в Горбатове Нижегородской губ, Замужем была за известным путешественником Григорием Николаевичем Потаниным. Она всюду сопровождала мужа, помогая ему собирать этнографические и другие материалы. Во время четвертого путешествия в Китай, Александра Викторовна заболела и скончалась по дороге в Шанхай, 19 сентября 1893 г.; погребена в Кяхте. Она оставила целый ряд статей, имеющих предметом этнографические рассказы о монголах, тибетцах и китайцах или описания местностей, посещенных путешественницей. Все эти статьи, с подробной биографией, изданы в 1895 г. в Москве, Имп. Обществом Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии (энц. Словарь Брокгауза и Ефрона, 1-е издание, полутом 46 стр. 721). 130 Именно на основании остатков первобытного союза между людьми, сохранявшими еще светлую сообразность и живую сообщность с Существенным Образом Божиим – Богом Словом, одушевляемыми дыханием Божия Духа. Примечание Автора. 132 Говорю это, разумеется, не в смысле обязательным. Поступите как найдете лучше и как заранее располагали. Только не помедля известите нас. Примечание Автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Ефрем изъяснил, – четыре именно евангелия, как в тексте оставил вполне целыми, слова же, которые в них сходствуют, обозначил общим каноном». Толкования св. Ефрема на Матфея и Луку хвалит Кордерий в Катенах Отцев. Они упоминаются в Греч. Ват. Код. 663. 733 и 1190 (Kohlius, ibid.). В рукописи IX века Моск. Синод. Библ. (Владим. 93, стр. 83) св. Ефрем называется в числе толкователей 2-го послания св. Ап. Петра. Толкования св. Ефрема, имеющиеся в греч. катенах, доселе не собраны в одно издание. 249 Evangelii concordantis expositio facta a S. Ephraemo Syro in latinum translata a R. P. Iohanne-Baptista Aucher Mechitarista, cujus versionem emendavit, annotationibus illustravit et edidit D. G. Mösinger, 1876. Venetiis. 251 S. Ephraem Syri commentarii in epistolas divi Pauli nunc primum ex Armenio in Latinum sermonem a patribus Mekitaristis translati, Venetiis, 1893. 253 Ср. предисловие к русскому переводу Творений св. Ефрема, составленное бакалавром Моск. Дух. Акад. А. К. Соколовым (изд. 3-е, 1881 г. ч. 1-я, стр. 62–65), преосв. Филарета Черниговского Истор. Учение об Отцах Церкви, СПБ. 1859 т. 2 § 131 стр. 113–118; Lamy, ор. cit. t. I. proleg. р. XXI–LXXXVIII и t. II. proleg. p. VI-XIII. и Otto Bardenhewer, Patrologie, Freiburg i. B. 1895. § 64. S. 361–366. После римского издания, с которого сделан русский перевод, были, кроме вышеуказанных изданий собственно телковательных творений св. Ефрема, еще следующие издания других его творений: G. Bickel, S. Ephraemi Syri Carmina Nisibena, Lipsiae, 1866; Overbeck, S. Ephraemi Syri, Rabulae ep. Edesseni, Balaei aliorumque opera selecta, Oxonii 1865; P. Zingerle издал две речи св. Ефрема о монахах в Monumenta Syriaca ex codd. Vatie, collecta и нек. др. см. у Lamy t. I. p. LXI sq. и Bardenhewer, § 64. 5. 255 В сочинении неизвестного автора (Псевдо- Амфилохия Иконийского ) о св. Василии Великом и св. Ефреме Сирине , как и в Сирских Актах Ватиканской Библиотеки (Орр. Syr. t. III и Британского Музея (Lamy t. II), рассказывается, что при первом свидании св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1496 . Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1896. – 54 с. То же. – 2-е изд. – 1901. 208 1497 . Утешение в скорбях. – Владимир: Типо-лит. Паркова, – 16 с. – Отт. из: Владим. епарх. ведомости. – 1897. 1498 . Утешения по случаю смерти лиц, близких нашему сердцу: По письмам епископа Феофана Затворника . – [М.]; Типо-лит. Ефимова, Ценз. 1900. – 8 с. 1499 . Черты деятельного благочестия/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – Одесса, 1890. 1500 . Четыре беседы по руководству книги «Пастырь» святого Ермы. – М.: Тип. Ефимова, Ценз. 1884. – 20 с. То же. – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. – 28 с. То же. – 3-е изд. – 1898. То же. – 4-е изд. – 1908. 1501 . Четыре слова о молитве. – М.: Тип. Ефимова, Ценз. 1881.–20 с. Тоже.– 1882.–24 с. То же. – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – 1889. – 26 с. То же. – 3-е изд. – 1891. То же. – 4-е изд. – 1898. То же. – 5-е изд. – 1903. То же. – 6-е изд. – 1912. То же. – Новосибирск: Приход во имя преподобного Серафима Саровского , 1996. – 23 с. – (Крупицы духовной мудрости). 1502 . Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Тип. Лаврова, 1878.–293 с. То же. – 2-е изд. – Одесса, 1886. – 302 с. Тоже. – 3-е изд. – Одесса: Типо-лит. Ефимова, 1891.–300 с. То же. – 4-е изд. – М., 1897 (обл. 1898). – 280, VII с. То же. – 5-е изд. – М., 1904. – 280 с. То же. – 6-е изд. – М., 1914. – 280 с. То же. -Л.: Ред.-изд. об-ние «Санкт-Петербург», 1991. –288 с. То же. – Самара: Дом печати, 1991. – 212 с. То же. – М.: Сестричество во имя преподобномученицы в.к. Елизаветы: Правило веры, 1996. – 414 с. 1503 . Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Тип. Ефимова, 1882. – 116 с. То же. – 2-е изд. – М., 1882. – 107 с. То же. – 3-е изд. – М., 1885. – 106 с. То же. – 4-е изд. – М., 1899. – 106 с. Тоже. – 5-е изд. – М., 1901. – 106 с. То же. – 6-е изд. – М., 1912. – 106 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

было свыше 16,500 р. («Владим. Е. В.», 1901 г., 20). Суздальское духовное училище ведёт своё начало с 1723 г., когда, во исполнение требований Духовного Регламента, заведена была в Суздале духовная школа («Владим. Е. В.», 1874 г., 20). Учеников в 1901 г. было 162, из них 100 помещалось в общежитии. При училище открыто 11 сентября 1884 г. общество вспомоществования недостаточным ученикам училища («Владим. Е. В.», 1884 г., 22). Шуйское духовное училище открыто 24 сентября 1816 г. преосвященным Ксенофонтом. В 1875 г. духовенство приобрело для училища каменный дом, надстроило на нем новый этаж, и в 1880 г. училище перешло в это новое помещение («Владим. Е. В.» 1880 г., 12). Учеников в 1901 г. было 155, в том числе 28 иносословных. В общежитии, открытом 15 ноября 1898 г. и устроенном на средства духовенства (свыше 42,000 р.), было 89 учеников. Книг в фундаментальной библиотеке до 3.400 томов, в ученической – 800 названий. 16 декабря 1884 г. при училище открыто общество вспомоществования недостаточным ученикам («Владим. Е. В.», 1885 г., 4 и 5). В 1900 г. общество имело 185 членов, собрало до 1,000 р., израсходовало до 500 р. и имело в остатке к 1901 г. – свыше 11,500 р. («Владим. Е. В.», 1901 г., 12). Подробная история училища изложена в книге свящ. Е. Правдина, «История Шуйского, Владимирской губернии, училища со времени основания его по 1886 г.». Епархиальное училище для девиц духовного звания открыто во Владимире 12 февраля 1865 г. преосвященным Феофаном (Говоровым). Своим возникновением училище обязано, как сказано в одном отчёте, благотворительности епархиального духовенства и его ревности о просвещении своих детей. Приобретённое для училища здание при открытии второго курса в 1867 г. было расширено пристройкой («Влад. Еп. Вед.», 1867 г., 17 и 1897 г., и 4). В 1901 г. в училище было 11 преподавателей, 7 воспитательниц, 1 помощница воспитательниц и 385 учениц. Из учениц 45 иносословных и 145 приходящих. 1-й, 4-й и 5-й классы имеют параллельные отделения. При училище имеется образцовая церковно-приходская школа. Библиотека училища содержит в себе книг до 1,000 названий. Средства училища слагаются главным образом из следующих сумм: за содержание и обучение воспитанниц – до 15,000 р., сбора по 1 к. с приходской души – до 5,000 р., от причтов из церковно-кошельковых сумм – свыше 4,000 р., из епархиального свечного завода – до 4,000 р., из епархиального попечительства 3,000 р., % с капитала – свыше 1,000 р., от редакции «Епарх. Ведомостей» 500 р. и пр. Годичный расход по училищу простирается до 36,000 р. 10 октября 1901 г. открыт новый классный корпус училища, выстроенный на средства епархиального свечного завода и обошедшийся до 70,000 р. («Владим. Е. В.», 1901 г., 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010