Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами 25.05.2023 479 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Алексей Ефимович Вандам - русский геополитик 18.03.2010 1145 Время на чтение 17 минут Полная биография этого человека, скорее всего, никогда не будет написана. В посвященных ему очерках И. Образцова, Н. Рутыча, Р. Абисогомяна, А. Репникова немало белых пятен1. Однако, благодаря работе исследователей, из забвения постепенно возвращается его имя и его труды2, и мы открываем для себя еще одного из основателей русской военно-геополитической школы3. А.Е. Вандам (настоящая фамилия - Едрыхин) родился 17 марта 1867 года в Минской губернии в многодетной солдатской семье. 24 декабря 18844 поступил вольноопределяющимся 3-го разряда в 120-й пехотный Серпуховский полк. В 1886 году - в Виленское пехотное юнкерское училище, которое окончил 7 августа 1888 г. по второму разряду. Выпущен подпрапорщиком, т.к. не смог сдать экзамен на офицерский чин, и направлен в 117-й пехотный Ярославский полк. Производится в подпоручики (30 апреля 1892; ст. 7 мая 1890). 30 апреля 1892 г. награжден медалью «За спасение погибающих» для ношения на груди на Владимирской ленте. Причина награждения неизвестна. Поручик (ст. 7 мая 1894). В 1897 поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. Окончил по 1-му разряду 2 класса академии в 1899 г. с исполнением письменной работы за дополнительный курс, но продолжать учебу не стал и вернулся в полк. 9 октября 1899 г. обращается с рапортом: «Желаю отправиться в Южную Африку, чтобы лично следить за ходом англо-трансваальской войны, и прошу ходатайства вашего превосходительства о скорейшем зачислении меня в запас армии с предоставлением права по возвращении с театра военных действий быть зачисленным снова в свой полк с зачетом в службу времени, проведенного в отсутствии, и в отпуске за это время содержания»5. 11 ноября 1899 г., в связи с отъездом в Трансвааль, зачислен в запас по армейской пехоте. 14 декабря 1899 г. прибыл в Южную Африку. Участвовал добровольцем в англо-бурской войне на стороне буров. Сотрудничал в качестве внештатного корреспондента в газете А.С. Суворина «Новое время», публикуя осенью 1899 - летом 1900 гг. под псевдонимом А. Вандам очерки с театра боевых действий. Одно из первых сообщений датировано 22 октября 1899, послано из Амстердама и опубликовано 7 ноября 1899; корреспонденция от 2 ноября 1899 отправлена из Парижа, далее два сообщения от 14 декабря прибыли из Южной Африки. Большая часть очерков опубликована с 4 мая по 5 июня 1900 г., уже после возвращения. В июле - августе газета помещает комментарии Вандама к чужим сообщениям с театра боевых действий6. По некоторым данным выполнял в ходе войны разведывательные функции. Исследователь И.В. Образцов полагает, что Вандам, получивший на свою поездку средства от великого князя Александра Михайловича, выполнял во время англо-бурского конфликта миссию «тайного военного агента России»7.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Почему православные против «православного социализма»? О конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России» и необходимости дальнейшего обсуждения проблемы 23.03.2021 5924 Время на чтение 7 минут В субботу, 20 марта, в Москве состоялась религиозно-научная конференция «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России», на которой мне довелось присутствовать. Конференция была организована Общероссийским офицерским собранием, а точнее самым знаменитым представителем этой общественной организации бывшим полковником ГРУ Владимиром Квачковым. Первоначально предполагалось, что конференция пройдёт в зале Синодального военного отдела на Серпуховской, и в ней по скайпу предполагалось участие некоторых известных ученых и публицистов, в частности, Валентина Катасонова, Эдуарда Ходоса и других. Однако накануне вечером организаторы получили отказ в проведении конференции. Говорят, смутила тема... В итоге конференция прошла в очаге родноверия - московском музее Константина Васильева в Лианозове. В окружении не только репродукций К.Васильева, но и картин других художников, пишущих в стиле языческого фэнтези. Наверное, есть в этом определённый символизм, что тему «русского христианского социализма» обсуждали в таком обрамлении. Да и многие выступления в прениях были совсем далеки от православия и напомнили мне патриотические мероприятия 90-х и начала 00-х годов, с их откровенно маргинальной повесткой. Хотя организаторы, надо отдать им должное, постарались не допустить на конференцию патриотических «городских сумасшедших». Доклады у меня оставили благоприятное впечатление. Первый доклад произнёс кандидат военных наук Владимир Квачков, он назывался «Идеология Русского Христианского социализма как развитие национальной идеи России». Помня прежние выступления Владимира Васильевича, я ожидал радикальных заявлений, выпадов против светской и церковной власти. Но ничего такого не прозвучало. Квачков призвал в поисках ответов обращаться к русской национальной мысли от митрополита Илариона Киевского и славянофилов до И.В. Сталина. Напомнил, что истоки всех проблем лежат в духовной сфере. Довольно аккуратно коснулся тонких национальных проблем. Заявил, что целью русской политики должно стать создание русского христианского мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/po...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Феномен русской культуры Об «Антологии стояния Донбасса» 27.01.2023 642 Время на чтение 13 минут Фото: предоставлено автором Знаковым, выдающимся событием в современной литературной жизни стал выход сборника «Антология стояния Донбасса», автором идеи и составителем которого стала главный редактор журнала «Берега» Лидия Довыденко, человек широко известный всей читающей России. Не случайно было выбрано и место для презентации «Антологии…» 24 января сего года – это Семёновский полк на улице Большая Серпуховская, 35, стр. 1. По словам Лидии Владимировны, «долгожданное мероприятие прошло отлично, писатели приехали. Выступали, как могли, все было красиво и душевно. В зале было шестьсот человек воинов». В «Аннотации» Лидия Владимировна поделилась с читателями своим замыслом: «В сборник вошли произведения членов Союза писателей России и писателей Донбасса, созданные за последние восемь лет, включённые в рубрику “Берега Новороссии” литературного журнала “Берега”. “Антология стояния Донбасса” – феномен русской культуры первой четверти XXI века, так как это произведения на кровоточащую тему, раскрывающие правду борьбы за справедливость, энергию русского духа, величие и гармонию русской души». Раздел «Проза» открыл Николай Иванов, председатель Союза писателей России, былиной нашего времени под названием «Саур-Могила. Песнь». По жанру – это героический эпос, перекличка времён и эпох, подвигов времён Великой Отечественной войны и битвы за Донбасс летом 2014 года. Особый художественный смысл приобрело здесь слово «высота». Это и высота легендарного кургана под триста метров над уровнем ближайшего Азовского моря, и высота подвига пехотинцев, на смерть стоявших на кургане в 1943-м, и духовная высота жителей шахтёрского края, что ни в какие времена «не гнал порожняк». В трагическом 2014-м казалось, что все четыре пилона на Саур-Могиле, олицетворяющие пехотинцев, танкистов, артиллеристов и лётчиков, вступили в непримиримую схватку с неофашистами, были разрушены, но не сдались врагам, как и воин-освободитель на вершине кургана: «Саур-Могила в руинах, но у остатков пилонов вновь высаживаются тюльпаны… Правда нынешней не объявленной войны на Донбассе – это в том числе и простреленный сапог с обрубком ноги чуть ниже колена – единственное, что осталось от центрального монумента. Хотя нет, из-под рухнувшей стелы виден сжатый бронзовый кулак солдата». И этот сжатый бронзовый кулак – символ грядущей Победы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/27/fe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория - 44,3 тыс. кв. км. Адм. центр - Москва , органы гос. власти М. о. находятся в Москве и в Красногорске. М. о. расположена в центре европ. части России, граничит с Владимирской , Калужской, Рязанской, со Смоленской, с Тверской , Тульской , Ярославской областями и с городом федерального значения Москва. Население - 7,42 млн чел. (2017). Национальный состав (по данным Всероссийской переписи 2010 г. при населении 7,09 млн чел.): русские - 87,42%, украинцы - 1,68%, армяне, татары, белорусы, узбеки, молдаване, азербайджанцы, мордва, таджики, чуваши, грузины, евреи и др.- 4,98%, лица, не указавшие национальность,- 5,92%. М. о. включает (на 9 июля 2017) 50 городских округов и 17 муниципальных районов. История (1929-2017) (Очерк истории земель М. о. до 1929 см. в ст. Москва .) Постановлением ВЦИК от 14 янв. 1929 г. с 1 окт. того же года была образована Центральнопромышленная обл. с центром в Москве, в которую должны были войти Московская, Рязанская, Тверская и Тульская губернии, Калужский, Лихвинский и Малоярославецкий уезды Калужской губ. Постановлением ВЦИК от 3 июня 1929 г. название области было изменено на «Московская». 12 июля 1929 г. область была разделена на 10 округов (Бежецкий, Калужский, Кимрский, Коломенский, Орехово-Зуевский, Московский, Рязанский, Серпуховской, Тверской, Тульский) и на 144 района. Площадь М. о. составила 158,7 тыс. кв. км, население - ок. 11 млн чел. В 1930 г. деление на округа было ликвидировано. В 1931 г. Москва выделена в самостоятельную административно-хозяйственную единицу. В период индустриализации в М. о. построены крупные предприятия химической промышленности (фабрики искусственного волокна в Клину и в Мытищах, завод пластмасс в Кунцеве, единственный в то время в стране химико-фармацевтический завод «Акрихин» в пос. Ст. Купавна (ныне город Ногинского р-на), комбинат фосфатных удобрений в Воскресенском р-не), предприятия машиностроения (Егорьевский станкостроительный завод, Серпуховский завод напильников, Болшевский завод пищевого машиностроения), предприятия по производству строительных материалов (цементный завод «Гигант» в Воскресенске, завод огнеупорного кирпича в Подольске, завод стандартных железобетонных изделий в Павшине (ныне в черте Красногорска)) и др. В ряде городов возникли предприятия оборонной промышленности. В 30-х гг. XX в. в М. о. производилось 7% промышленной продукции СССР. 29 янв. 1935 г. из состава М. о. была выделена Калининская (с 1990 Тверская) обл. (26 районов), 26 сент. 1937 г.- Рязанская (39 районов) и Тульская (38 районов) области.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Преподобный Афанасий Серпуховской Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру Андрей, родился в Обонежской Пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании. В это время слава о подвигах преподобного аввы Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Обитель Живоначальной Троицы на Маковце сделалась для всех светильником и образцом монастырского устроения. Здесь в иноческом общежитии преодолевалась " ненавистная рознь мира сего " , созидалось единство духа в союзе любви по образу Самой Божественной Троицы. К авве Сергею, к Троице на Маковце, и направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов. Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия Великого , ученика и списателя жития аввы Антония Великого , начальника египетского монашества, авва Афанасий стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. Ученики преподобного Сергия, кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение святого аввы на особенные церковные служения: книгописание, иконопись, храмостроительство. Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в нее всей церковной красоты и поэзии, литургическое преображение Божьего мира. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя авва Афанасий, было книгописание. Святые книги ставились отцами наравне со святыми иконами, как важнейший вещественный носитель церковной идеи, богословия и литургического творчества. Школа преподобного Сергия, открывшая Русской и Вселенской Церкви целые области богословского опытного ведения о Святой Троице, особенно тесно связана с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащения Русской Церкви творениями Церкви Византийской, а богословов Византии - глубоким духовным опытом русских подвижников. В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к Преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, авва Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.

http://patriarchia.ru/db/text/913650.htm...

Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве На московских кручах Собор Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского монастыря. Фото: o-moskve.narod.ru Московский Богородице-Рождественский женский монастырь до сих пор задает ученым немало загадок. Традиционно считается, что его основала в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Как известно, он приходился двоюродным братом Дмитрию Донскому и внуком Ивану Калите. Есть версия, что княгиня Мария основала монастырь в благодарность за то, что сын вернулся из битвы живым. Неясно, однако же, место его основания. Считается, что первоначально монастырь был основан в Кремле и в древности назывался «что на Рве». Согласно этой версии, Рождественский монастырь простоял в Кремле до 1484 года. Когда при Иване III началась грандиозная перестройка Кремля, он был перенесен на нынешнее место близ Трубной площади. Вторая и более достоверная версия гласит, что Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу Неглинной. Эти земли были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство тому, что Рождественский монастырь изначально стоял на этом месте. По преданию, в его соборе были похоронены невестки Дмитрия Донского – Мария и Елена. Значит, монастырь здесь уже точно существовал до 1484 года. Есть сведения, что Рождественский монастырь строился по государеву указу, следовательно, разрешение мог дать сам Дмитрий Донской. Его основательница княгиня Мария сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и жена серпуховского князя Владимира княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала этот монастырь. Первыми его насельницами стали вдовы воинов Куликовской битвы, а в монастырских стенах был дан приют всем тем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев – на Куликовом поле.

http://pravoslavie.ru/3638.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРПУХОВСКИЙ ВЫСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Серпуховской Высоцкий мужской монастырь Устроение Высоцкого монастыря относится к 1374 году. В том году, как повествует летопись, благочестивый Серпуховский князь Владимир Андреевич " занимался строением Серпухова " . Он огородил город дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к преподобному Сергию , подвизавшемуся в радонежских лесах. Об основании обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года. Согласно ей, желая украсить свой город монастырем, Владимир Андреевич призвал в Серпухов преподобного Сергия и просил его привести с собой и начальника для новой обители, ученика своего, знакомаго князю преподобного Афанасия . Святые пешком проделали путь и были с радостью встречены князем. По обозрении местности, они избрали место в версте от города, на месте " Высоком " на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия . По прошествии нескольких дней святой Сергий возвратился в свою обитель, поставив Афанасия настоятелем нового монастыря. С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Новый монастырь " Пречистой на Высоком " стал одним из девяти лично основанных преподобным Сергием, одним из новой волны общежительных обителей, преобразивших духовный образ Руси в эту поворотную эпоху. Серпуховское удельное княжество в 1456 году было присоединено к Москве , но Серпухов оставался значительным городом. Свою значимость сохраняла и обитель.

http://drevo-info.ru/articles/13631.html

Архив Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2 Женская община «Отрада и Утешение», Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, Серпуховский Введенский Владычний монастырь, Серпуховский Распятский монастырь, Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.   ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ» Женская община " Отрада и Утешение " . Расположена в поселке Добрыниха, в двух километрах от села Щеглятьево, близ города Чехова. Основана графиней М.В. Орловой-Давыдовой и ее матерью О.И. Орловой-Давыдовой на территории их имения. В 1898 г. община получила официальный статус. На устроение и содержание общины графинями было пожертвовано 103 десятины земли с постройками и лесом и капитал в 200 тыс. руб., из них 600 руб. назначалось на содержание священника. Еще в 1893 г. здесь был освящен храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Второй храм — во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Всех Святых, возведенный по проекту арх. С.У. Соловьева, был освящен московским митр. Владимиром 22 авг. 1904 г. Общину возглавила сама Мария Владимировна Орлова-Давыдова, в 1902 г. принявшая постриг с именем Магдалина. К этому времени относится описание общины: «на месте ранее глухого леса сейчас красуется прекрасный общинский обширный дом с храмом во имя иконы Богоматери, именуемой «Отрада и Утешение». Близ этого дома, как бы детеныши, ютятся: церковно- приходская школа для девочек, приют для сироток малолетних, приют для пристарелых женщин, рукодельная, больница; далее- строения для причта, гостиница, водокачка и службы. Венцом же человеческого творчества в этой местности вот уже второй год является величественный пятиглавый собор… сейчас он отделан только еще вчерне и ждет внутренней своей отделки. Глубокая мысль вложена строителями в означенное здание. Низ собора во внутренней своей части темен; свет дневной падает в него сверху. Такая особенность архитектуры наводит на мысль, что наша греховность, наша загрязненная душа, лежащая долу, присутствуя в сем храме, невольно должна будет искать себе просветления горе…».

http://pravoslavie.ru/put/050527111000.h...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Алексий посетил Серпухов (комментарий в свете веры) Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru 28 июля, в день памяти св. равноапостольного князя Владимира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил город Серпухов, где проходят торжества в честь 625-летия победы на Куликовом поле. Жители Серпухова приурочили празднование 625-летия Куликовской битвы ко дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси, небесного покровителя князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, который возглавлял серпуховской засадный полк, предрешивший исход Куликовского сражения. У собора Николы Белого Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали глава администрации Серпухова Павел Владимирович Жданов, Первый заместитель Председателя Правительства Московской области Игорь Олегович Пархоменко, представители руководства города и области, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, духовенство, жители Серпухова. Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в соборе Николы Белого. Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Люблинский и Холмский Авель (Польская Православная Церковь), Можайский Григорий, Истринский Арсений, епископы Илиан, Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Видновский Тихон. Богомольцев, пришедших на праздничное богослужение, Первосвятитель благословил иконами с изображением Святителя Николая и Собора новомучеников Серпуховских. По окончании Божественной литургии в соборе Николы Белого Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Владыка Ювеналий преподнес Его Святейшеству образ святителя Алексия, Митрополита Московского, и панагию. Святейший Патриарх обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

http://sedmitza.ru/text/402756.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010