Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ИОАНН) ВАСИЛЬКОВИЧ (не ранее 1248 - 10.12.1288, Любомль), кн. владимиро-волынский (ок. 1269-1288), сын владимиро-волынского кн. Василька Романовича, младшего брата вел. кн. Даниила Романовича . Род. от 2-го брака кн. Василька с кнг. Дубровкой (в Крещении Еленой), вероятно дочерью краковского и сандомирского кн. Лешка Белого. Брак В. В. с Ольгой, дочерью брянского кн. Романа Старого, в 1263 г. скрепил союз с черниговскими князьями в целях общей для галицко-волынских Романовичей политики сдерживания Литвы. Заняв владимиро-волынский стол после смерти отца, В. В. не стремился к внешнеполитической активности, действуя чаще в русле политики своего старшего двоюродного брата галицкого кн. Льва Даниловича , что видно, в частности, по составленной при дворе В. В. летописи, к-рая вошла в Галицко-Волынскую летопись . Стараясь поддерживать дружеские отношения с зап. соседом - мазовецким кн. Конрадом II (1262-1294), В. В. если и участвовал в военных действиях, то по большей части вынужденно: по приказу хана Менгу-Тимура - в русско-ордынских походах на земли Литвы в 1275 и 1277 гг., организованных кн. Львом Даниловичем; в 80-х гг.- в походах на Краковское княжество, совместных с татарами и также по инициативе Льва Галицкого. Летопись В. В. завершается пространной похвалой князю, в к-рой, несмотря на ее во многом литературно-трафаретный характер (так, в ней выявляются обширные заимствования из похвалы равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу в Слове о законе и благодати митр. Илариона), очерчен впечатляющий образ князя-страдальца (в последние годы жизни В. В. был мучим тяжким недугом: «нача ему гнити исподняя устна»), просвещенного правителя («бысть книжник велик и философ, акого же не бысть во всей земли и ни по нем не будеть»), покровителя Церкви, храмоздателя, нищелюбца. Перечислены церкви, к-рые по приказу В. В. были построены и снабжены книгами, иконами, утварью: Благовещенская в Каменце (город в сев.

http://pravenc.ru/text/159128.html

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Древний род Ушаковых, давший России двоих прославленных святых мужей, ведет свое начало от великого князя «Косожския Орды» Редеги 11 , которого сразил в поединке храбрый и воинственный тмутараканский князь Мстислав († 1036) – сын святого равноапостольного Киевского князя Владимира Святославича († 1015, память 15/28 июля). Сыновей поверженного им Редеги Мстислав взял к себе, крестил их и нарек христианскими именами: старшего Юрием, а младшего – Романом. Роман стал мужем дочери Мстислава Владимировича и имел от нее сына Василия. Родоначальник фамилии Ушаковых – Ушак (Павел) был потомком Василия Романовича в шестом колене. Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Немир Юрьевич Ушаков в 1577 году назначен был воеводой в немецкий город Болзун, а его родной брат Никон в 1578 году был наместником в Алисте, а затем в Ленаварде. Правнук Немира Юрьевича – Дмитрий Калиныч Ушаков был написан по Разряду в дворянских списках, и за ним значились поместья в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями 12 . Во второй половине XVII века Бурнаково по наследству досталось Василию Дмитриевичу Ушакову, а после него – его сыну Игнатию, определенному по высочайшему повелению к соляным сборам в Ярославской провинции. Несмотря на важность своей должности, «владельцем он был не слишком богатым, хотя жил в полном достатке. Дом в его имении стоял на возвышенности, на добротном каменном фундаменте. … Со всех сторон Бурнаково окружал великолепный хвойный лес с разбросанными в нем островками полей и лугов» 13 . Родословная таблица Игнатия Васильевича Ушакова 14 . Редега Великий князь Косогской орды Василий сын Романа и дочери Великого князя Мстислава Владимировича Михайло Сорокоум Григорий Слепой Ушак (Павел) Родоначальник фамилии Ушаковых Феодор Калина В справках Разрядного Архива за ними состоит имение в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ МНИХ (XI в.), древнерус. писатель, автор (или один из авторов) «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» («Память и похвала князю рускому Володимиру, како крестися Володимир, и дети своя крести, и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Иаковом мнихом») - древнейшего агиографического сочинения, посвященного равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу . Об И. М. известно то, что он сообщил о себе в 1-й ч. текста: «Тако же и аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери всея Рускиа земля… и мало събрав от многыя добродетели его, написах». В дореволюционной лит-ре получила широкое распространение гипотеза, согласно к-рой автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» одно лицо с пресв. Иаковом, упомянутым в летописи под 1074 г. в качестве претендента на игуменство в Киево-Печерском мон-ре: в конце апр.- нач. мая 1074 г. находившийся при смерти игум. прп. Феодосий предлагал братии избрать Иакова своим преемником, однако кандидатура последнего не устроила монахов: «не зде есть постриган». Этот Иаков, разъясняет летописец, пришел вместе со своим братом Павлом «с Летьца», т. е. с реки Альты в Переяславском княжестве, где находился Борисоглебский мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 186-187). Во 2-й пол. XI в. упоминается еще один киевский книжник черноризец Иаков - автор вопросов канонического содержания, обращенных к Киевскому митр. Иоанну II (до 1077/78-1089) (РИБ. Т. 6. Стб. 1). Однако имя Иаков было широко распространено в Др. Руси (так, имя «чернеца» Иакова встречается среди граффити киевского Софийского собора), поэтому достаточных оснований для отождествления названных иноков нет. Соч. «Память и похвала князю русскому Владимиру...» было открыто в сер. XIX в. архим. Макарием (Булгаковым) . Памятник состоит из 3 частей, к-рые, как правило, выделены в рукописях заголовками или же существуют в виде самостоятельных произведений: 1-я ч.- «Память и похвала», где прославляется Владимир как «апостол в князех»; 2-я ч.- Похвала равноап. кнг. Ольге; 3-я ч.- «Древнее житие» кн. Владимира. Название последней части, встречающейся в рукописях отдельно в качестве краткого Жития кн. Владимира, принадлежит А. И. Соболевскому (название в рукописях: «Житие благовернаго князя Владимира, нареченнаго в святом крещении Василиа, крестившаго всю Рускую землю»). Соболевский считал «Древнее житие» древнейшей частью и источником «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», однако Н. К. Никольский и С. А. Бугославский доказали, что в сохранившихся списках «Древнее житие» представляет собой извлечение из полной редакции «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...».

http://pravenc.ru/text/200333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ИОАНН) ИОАННОВИЧ († между 1359-1363?), кн. киевский и путивльский. Краткие сведения о В. И. содержатся в синодике черниговских князей, составленном в нач. XV в. и содержащем сведения о рус. и литов. правосл. правителях Черниговско-Северской земли в кон. X - нач. XV в. Синодик известен в неск. списках XVIII-XIX вв.: Любецкий, Северский, Елецкий, Киевский и др. В Любецком списке есть поминание «князя Иоанна, Путимлскаго страстотерпца и чудотворца, оубытого от татар за християни» ( Зотов. С. 27-28). В Северском синодике записана «вечная память» «князю Иоанну-Володимеру Иоанновичу Киевскому» и его ближайшим родственникам: сестре - кнг. Елене, супруге кн. Андрея «Вруцкаго» (Овручского? Друцкого?), а также кн. Василию (сын В. И. или кн. Андрея), убитому ордынцами в Путивле в сер. XIV в. В. И. происходил из старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей, потомков блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича , в 1139-1239 гг. неоднократно занимавших великокняжеский стол в Киеве. Являлся сыном путивльского кн. Иоанна Романовича († 1-я четв. XIV в.). Архиеп. Филарет (Гумилевский) (С. 101. Примеч. 193) и вслед за ним др. исследователи ошибочно считали отцом В. И. Романа Игоревича († 1211), сына северского кн. Игоря (Георгия) Святославича. Причиной неверного отождествления было, в частности, то, что в офиц., прежде всего в «Государеве родословце» 1555 г. и «Бархатной книге» 1686 г., и частных редакциях рус. родословных книг XVI-XVII вв. отсутствовала роспись путивльских князей, поскольку в XV-XVI вв. они надолго не выезжали в Московское гос-во, оставаясь на службе в Литовском великом княжестве . Время княжения В. И. в Киеве следует отнести к периоду между 1331 и 1352 или между 1352 и 1367 гг. (В 1330-1331 в Киеве правил кн. Феодор, брат Гедимина, его власть распространялась и на часть Черниговской земли (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 344; Т. 6. Вып. 1. Стб. 405-406). В 1352 г. литов. кандидата на митрополию Романа не приняли киевляне (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), следовательно, в Киеве тогда не было князя, однако к нояб. 1367 здесь уже правил Владимир (Василий) Ольгердович .) Время княжения В. И. в Киеве совпадает с концом правления в Золотой Орде хана Узбека (ум. 1341), временем правления его преемников - Джанибека (ум. 1357) и Бердибека (ум. 1359), а также периодом великой «замятни» (начавшейся в 1359), когда неподконтрольные центральной власти правители улусов предпринимали грабительские походы на Русь, особенно активно в 60-х гг. XIV в. Во время одного из таких набегов и мог быть убит В. И. Возможно, что вокняжение до нояб. 1367 г. в Киеве Владимира Ольгердовича стало следствием гибели представителей старшей ветви черниговских Ольговичей (В. И.).

http://pravenc.ru/text/159130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОН (Леонт, Леонтий), по церковной традиции (начиная с XIV-XV вв.), митр. Киевский в кон. Х - нач. XI в. (?). В древнейших рус. источниках о Крещении Руси («Повести временных лет», Новгородской первой летописи младшего извода, «Памяти и похвале» св. равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу Иакова Мниха ) имени 1-го Киевского митрополита (митрополитов?) времен кн. Владимира нет. Самые ранние упоминания о Л. относятся к XIV-XV вв. В нек-рых редакциях Церковного устава князя Владимира в преамбуле значится, что Владимир «от Фотия патриарха царегородьского взяхъ пьрваго митрополита Леона Киеву» (Древнерус. княжеские уставы XI-XV вв./Изд. подгот.: Я.Н. Щапов. М., 1976. С. 18, 22, 30, 72, 76); древнейший список с такой формулой относится к XIV в. (приложения к Новгородской (Климентовской) Кормчей 1280-х гг.: ГИМ. Син. 132. Л. 628). Затем текстуально близкий оборот фиксируется в поновленной редакции рассказа о крещении новгородцев, к-рая появляется в т. н. Новгородско-Софийском своде 1-й пол. XV в. (по А. А. Шахматову ), т. е. в Новгородской Карамзинской, Новгородской Четвертой, Софийской 1-й летописях, а также в Русском хронографе (1516-1522), где Л. также выступает как «первый митрополит Киеву», взятый Владимиром «у Фотея патриарха» (ПСРЛ. Т. 42. С. 55; Т. 4. Вып. 1. С. 90; Т. 6. Вып. 1. Стб. 105; Т. 22. С. 367). В перечне рус. митрополитов из приложения к Комиссионному списку сер. XV в. Новгородской первой летописи младшего извода Л. значится в самом начале, перед Михаилом , Иоанном I и Феопемптом , хотя аналогичный перечень в самой летописи открывается именем Феопемпта (НПЛ. С. 163, 473). Налицо коллизия с традицией о св. Михаиле как 1-м рус. митрополите, к-рая разрешается по-разному. Если, напр., в Печерской редакции Устава Владимира (включенной в Киево-Печерский патерик редакции архим. Иосифа Тризны в сер. XVII в.) Михаил, как и в перечне митрополитов из Комиссионного списка, отодвинут на 2-е место, то в Троицкой редакции, связанной с Московской митрополией (древнейший список - РГБ.

http://pravenc.ru/text/2463391.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВРУЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский (Овручской и Коростенской епархии УПЦ), находится в г. Овруче Житомирской обл. (Украина). Основан в 1909 г. Является преемником средневековых Спасо-Васильевского и Заручаевского Успенского монастырей г. Овруча. На месте О. м. находился древний деревянный храм свт. Василия Великого, возведение к-рого позднейшее предание приписывает равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу (см.: Казанский. 1911). В люстрации г. Овруча за 1519 г. упоминается каменный храм: «Также на высокой горе стоит каменная церковь Васильевская; говорят люди старые, была когда-то златоверхая, но уже от незапамятных лет неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита» (АрхЮЗР. Ч. 7. Т. 2. С. 12 (2-я паг.)). Большинство историков и археологов считают строителем каменного храма кн. Рюрика (Василия) Ростиславича († 1210?). Овруч до 1194 г. являлся неофиц. столицей владений кн. Рюрика, т. к. его старший киевский соправитель Святослав (Михаил) Всеволодович правил непосредственно в Киеве. Не исключено, что именно на Васильевской горе располагался древнерус. княжеский двор, на к-ром кн. Рюрик Ростиславич построил ктиторскую церковь. В 1990 - нач. 2000-х гг. в ходе археологических исследований на Васильевской горе вокруг церкви и монастырских зданий, на огородах частных владений учеными на площади ок. 2,5 га был обнаружен подъемный материал XII-XIV вв. и более позднего времени. Комплексный анализ культурного слоя, а также граффити на штукатурке, относящиеся к 1192 г., дали основание археологам датировать строительство церкви посл. четв. XII в. (до 1192) ( Раппопорт. 1972; Он же. 1982; Томашевський. 2004).

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (РНБ. F.n.I.5) 1056-1057 гг., краткий апракос, древнейшая точно датированная рукописная книга на церковнослав. языке рус. извода, чем и определяется ее исключительная историко-культурная и научная ценность; выдающийся памятник древнерус. книгописания, книжной иллюминации и миниатюры. Свое название получило по имени заказчика рукописи - новгородского посадника Остромира. Точные сведения о времени создания рукописи, о ее заказчике и об основном писце содержатся в записи на последнем листе (294б - 294г), выполненной 2-м (основным) писцом Григорием, в которой сообщается, что диак. Григорий переписывал это Евангелие с 21 окт. 1056 по 12 мая 1057 г. по заказу новгородского посадника Остромира, в крещении Иосифа, родственника и доверенного лица киевского кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . Остромир известен и по др. источникам, он принадлежал к древнему влиятельному роду, 4 поколения которого достоверно прослеживаются по рус. летописям: Добрыня (ум. после 988; былинный Добрыня Никитич), Константин († 1036), Остромир († ок. 1060), Вышата († после 1064). Остромир доводился троюродным племянником равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу , двоюродным дядей - кн. Изяславу Ярославичу (сыну св. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого), при к-ром написано О. Е. С именем Остромира Б. А. Рыбаков связывал создание гипотетического Новгородского свода, выделенного А. А. Шахматовым ( Рыбаков. 1984. С. 72). По данным летописных источников, Остромир погиб ок. 1060 г. в походе «на Чудь», предводительствуя новгородской дружиной. Заставка, инициал и начало текста Евангелия от Иоанна (РНБ. F. n. 1.5. Л. 2) Заставка, инициал и начало текста Евангелия от Иоанна (РНБ. F. n. 1.5. Л. 2) О. Е. состоит из 294 листов тонкого пергамена хорошей выделки размером 35,5×29 см. Текст написан в 2 столбца по 18 строк в каждом, уставом, 3 каллиграфическими почерками: листы 2а - 24г и заглавия золотом на всех листах, кроме листов 21а - 40г, 131а - 154г - 1-м писцом; листы 25а - 294г - вторым, основным, писцом - диак. Григорием; 3-му писцу принадлежат заглавия золотом на листах 21а - 40г, 131а - 154г. Особым почерком выполнены надписи на миниатюрах евангелистов.

http://pravenc.ru/text/F?nelon .html

Скачать epub pdf 194. Юрий (Георгий) Дмитриевич, князь звенигородский и галицкий сын Дмитрия IV Ивановича Донского, великого князя московского и всей Руси, от брака с Евдокией Дмитриевной (в иночестве Евфросиния), княжной суздальской, причтенной православной церковью к лику святых. Родился в Переславле-Залесском 26 ноября 1374 г. и крещен св. Сергием Радонежским; по договорной грамоте великого князя Дмитрия Донского с князем Владимиром Андреевичем Храбрым (см. 52) признан «равным братом» последнему в 1388 г.; по духовной грамоте отца своего получил уделом Звенигород, Рузу и Галич в 1389 г.; послан с дядей Владимиром Храбрым на встречу Софьи Витовтовны, княжны литовской (см. 180), невесты великого князя Василия I, брата своего, в 1391 г.; ходил с тем же дядей на Новгород и взял Торжок в 1392 г.; по приказанию великого князя, брата своего, воевал – и завоевал – Болгарию казанскую в 1399 г.; договорной – грамотой великого князя Василия I с князем Федором Ольговичем рязанским признан равным последнему в 1403 г.; по смерти Василия I, княжа, кроме родового удела, и на Вятке, не только не хотел признать великим князем Василия II (см. 44), племянника своего, но отправил к нему посла с угрозами, а сам уехал из Дмитрова в Галич, куда послан к нему, для увещания, св. Фотий, митрополит московский, в 1425 г.; заключил с племянником договор, обязывавший каждого из них до решения ханского оставаться при своем, в 1428 г.; объявив племяннику войну, поехал тягаться с ним в Орду в 1431 г.; не признанный ханом в достоинстве великокняжеском, сам не захотел оставаться в Дмитрове и удалился в Галич в 1432 г.; оттуда вместе со своими сыновьями двинулся на племянника, занял Переславль-Залесский, разбил Василия II 25 апреля на р. Клязьме в 20 верстах от Москвы, вступил в Москву, всенародно объявил себя великим князем, а предместнику своему дал в удел Коломну, но скоро увидел холодность к себе москвичей – и добровольно возвратил Василию II престол его, с чем вместе дал слово отступиться от сыновей своих, трех Юрьевичей, в 1433 г.; не замедлив, однако, послать к этим Юрьевичам галицкую дружину свою, участвовавшую в разбития рати московской на р. Куси, сам, по разорении Галича Василием II, разбил племянника в Ростовской области, заставил его бежать в Новгород, на Мологу, в Кострому, в Нижний, осадил Москву, вступил в Кремль, вторично объявил себя великим князем, укрепился договорами с разными удельными князьями – и умер внезапно 6 июня 1434 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. Князь Юрий галицкий был женат с 1400 г. на Анастасии (ум. 1422 г.), дочери князя Юрия Святославича смоленского, и имел от нее трех сыновей: Василия Косого, Дмитрия Шемяку (см. 75) и Дмитрия Красного. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1269 г. вместе с Ростовским еп. Игнатием и своим сыном кн. Глебом Васильковичем М. М. присутствовала при пострижении «в черньци и в скиму» юрьевского св. блгв. кн. Димитрия Святославича , сына Владимирского вел. кн., суздальского и юрьевского св. блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича . Умиравший был военно-политическим союзником Александра Невского; по-видимому, М. М. и ее сын кн. Глеб Василькович стали его душеприказчиками (кн. Димитрий был похоронен в Юрьеве-Польском во имя арх. Михаила муж. мон-ре - Приселков. 1950. С. 329-330). М. М. скончалась в ростовском Княгинином мон-ре в праздник Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (см. ст. Иоаким и Анна ), когда во всем городе шла литургия. При ее кончине присутствовали ростовский кн. Борис Василькович, его жена кнг. Мария Ярославна и внуки М. М.- князья Дмитрий и Константин Борисовичи (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 525). Белозерский кн. Глеб Василькович в это время был в Орде. «Благовернаа христолюбивая княгыня Васильковая», как отмечал летописец, «предасть душу тихо и нетрудно и безмятежно». Прощаться с М. М. пришли жители Ростова, еп. Игнатий, настоятели обителей, все черное и белое духовенство. Они «певшее над нею обычныа песни, и погребоша ю у святого Спаса, в своем еи манастыри с многими слезами» ( Приселков. 1950. С. 331). Имя М. М. было внесено в синодики ростовских соборов и мон-рей. Согласно синодику ростовского Успенского собора 1642 г., здесь читалась «Бл(а)говерному кн(я)зю Василию Константиновичю Ростовьскому оубиеному от окаяннаго Батыя за веру хр(и)стианскую и княгине его Марие вечная память» (РГБ. Ф. 344. Собр. Шибанова. 99. Л. 42 об.; Конев. 1995. С. 100). В посл. трети XIII-XV в. М. М. почиталась местно как представительница правящей в Ростове династии, а также как основатель и ктитор ростовского Княгинина жен. мон-ря. В кон. февр. 1279 г. рядом с М. М. по благословению еп. Игнатия и при одобрении правителя Ростова кн. Дмитрия Борисовича были перезахоронены из ростовского Успенского собора кн. Глеб Василькович и его жена кнг.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

В пределах О. и К. е. с сер. 60-х гг. XX в. действовали 63 храма: 4 - в Емильчинском р-не, 5 - в Володарско-Волынском р-не, 14 - в Коростенском р-не, 3 - в Лугинском р-не, 7 - в Малинском р-не, 12 - в Народичском р-не, 9 - в Овручском р-не, 3 - в Олевском р-не, 6 - в Радомышльском р-не. В городах не были закрыты 3 храма: Васильевский в Овруче, Николаевский в Радомышле и Покровский в Коростене. До 1989 г. запрещалось вести ремонтные работы в церквах, исключением стал только Васильевский храм в Овруче. В 1986 г. из-за Чернобыльской катастрофы были полностью или частично отселены более 10 сел, вслед. чего прекратили существование Иоанно-Богословский приход в с. Долгий Лес, Чудо-Михайловский в с. Вел. Клещи, Космо-Дамиановский в с. Ноздрище. В зону частичного отселения попал Успенский приход в Ступище, в храме к-рого до 1960 г. хранилась Ступищанская икона Божией Матери. В 1989 г. началось возрождение церковной жизни. В 1990 г. открылся Димитриевский храм в Малине, в 1991 г.- Николаевский храм в пос. Народичи. В том же году зарегистрирован устав Преображенского прихода в Овруче, его настоятелем стал игум. Виссарион (Стретович). Он добился у властей выделения урочища с руинами дореволюционного Преображенского собора, где в 1990 г. началось строительство нового собора (освящен 25 окт. 2001). В сент. 1991 г. зарегистрировано миссионерское Ольгинское братство в Коростене. В 1992-1993 гг. в Житомирской епархии действовало Коростенское вик-ство. 24 авг. 1992 г. во епископа Коростенского был хиротонисан архим. Виссарион (Стретович). 1993-2018 гг. 22 июня 1993 г. учреждена О. и К. е. Кафедру возглавил бывш. Коростенский еп. Виссарион (Стретович). В 2001 г. предстоятель УПЦ митр. Владимир (Сабодан) освятил 2 собора в О. и К. е.: Преображения Господня в Овруче и Рождества Христова в Коростене. Митр. Виссарион организовал строительство 97 типовых храмов, 65 молитвенных домов и часовен, в т. ч. в больницах и приютах. В Коростенской тюремной зоне сооружен и освящен в 2014 г. храм (2 раза в год архиерей здесь совершает богослужение, раздаются брошюры духовного содержания, продукты). По инициативе митр. Виссариона установлены памятники равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу в Овруче (2015), Коростене (2015) и Малине (2017), равноап. кнг. Ольге в Коростене (2008), прмч. Макарию (Токаревскому) Овручскому в Овруче (2008).

http://pravenc.ru/text/2578157.html

  001     002    003    004    005    006