23 августа 1860 года старец присутствовал на монастырской гостинице при блаженной кончине одной из духовно преданных ему боголюбивых жен, боярыни Марии, матери одного ученика его; прослезившись, старец назвал эту тихую, на подобие, угашенной свечи, кончину «преподобническою», промолвив: «я считаю себя счастливым, что Бог сподобил меня видеть кончину праведную!» 25-го августа, накануне празднования явления чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, старец, который особенно чтил эту икону, как и его духовный друг и сопостник иеросхимонах Леонид, по ежегодному своему обычаю, отправил в честь ее в своей кельи с несколькими из приближенных учеников, всенощное бдение и отошел ко сну в здравом состоянии духа и тела, преподав обычное благословение ученикам, которые разошлись с миром по своим кельям, не имея по-видимому никаких причин ожидать той скорби, которую породил им находящий день. К вечеру больному сделалось значительно хуже, и потому он желал вторично приобщиться Св. Таин, что и исполнил в 8 часов, сидя в креслах, после чего страдания несколько уменьшились. Около полуночи потребовал своего духовника, и после получасовой беседы с ним, получив его напутственное разрешение, просил прочесть отходную, которую слушал сидя. Затем, по собственному желанию и просьбе больного, были прочитаны с вечера канон и акафист Божией Матери, а во время утрени канон и акафист Иисусу Сладчайшему, причем замечено, что, во время чтения, страдания не только уменьшались, но и совершенно успокаивались: больной часто обращал слезящиеся, умиленные взоры, то на стоявшую против его ложа столике икону Спасителя в терновом венце, восклицая: «Слава тебе, Царю мой и Боже мой!» то на особенно чтимую икону Владимирской Божией Матери, говоря: «Мати Божия! Помози мне!» или, наконец, безмолвно простирая руки к Царице неба и земли, молился о скорейшем разрешении от телесных уз. Страдания от запятия духа продолжались через всю ночь: больной то подымался, то ложился, при помощи ходивших за ним братий, то просил их посадить себя на кресла, но в духе был совершенно спокоен и тих, как дитя, выражая благодарность за попечения о нем окружавших его, то нежноотеческими взглядами, то благословениями, то безмолвным пожатием руки и слезами. |
1858. Ч. 32. Кн. 9. Отд. 3. С. 35), при этом использовали дорогие материалы, напр. вместо листового серебра применяли сусальное золото. Дифференциация труда в этом случае достигала наивысшей степени, по свидетельству Голышева, качественные образа хорошего письма в процессе изготовления проходили через руки мастеров иногда более 100 раз. Влияние старообрядчества и ретроспективное направление в иконописи М. Иконопись М., по-видимому, уже с XVIII в. находилась в зависимости от старообрядческой культуры ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 22-23). Являясь хозяевами большинства самых крупных мастерских, а нередко и исполнителями работ, старообрядцы предопределили стилистическую направленность, типологию и особенности иконографии. При анализе стиля и техники иконописи М. прослеживаются 3 основные группы ретроспективного направления: т. н. старинная иконопись (подделки, имитации и различные варианты реставрационных реконструкций), «стильная» (стилизация под определенную древнюю иконописную школу) и «эклектичная» (сочетание стилей различных художественных школ). Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) В XVIII в. старообрядцы оказались чуть ли не единственными заинтересованными в приобретении и сохранении древних дониконовских «писем». Бережное отношение к старым иконам стимулировало их к выработке технико-технологических средств и приемов работы для поддержания старинных образов в хорошей сохранности. Именно иконники-староверы заложили основы реставрационной практики, отказавшись от обыкновенного поновления древних памятников, бытовавшего в средневековье. Со временем «добывать» старинные образа для моленных становилось все труднее, и старообрядцы столкнулись с необходимостью обращаться к иконам-новоделам. |
Прежде чем целиком посвятить себя иконописи, Ю. Н. занималась живописью в Ateliers sacre у Мориса Дени, продолжая свое художественное образование (училась в свое время в Школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге). Впрочем, до переезда в Париж, еще живя в Праге, обучалась технике иконописания у М. Каткова, который перенял ее как ремесло у псковских старообрядцев. Он расписывал тогда русский храм на Ольшанском кладбище. Ю. Н. много копировала старообрядческие иконы — и все же стремилась вырваться за рамки стилизаторского, прикладного подхода; Д. Стеллецкий, расписывавший храм в Сергиевском Подворье в Париже, тоже делал стилизацию — в несколько ином роде, скорее это был декоративный, эстетизированный стиль модерн; работал он масляной краской, оставляя места для ликов, которые потом писала княжна Львова. Такой подход был для Ю. Н. неприемлем (она замечала, что иной раз на иконе, когда она писалась, вдруг какая-то новая складка на одежде меняет выражение лица). Ее настоящая встреча с русской иконой произошла на выставке древних икон, привезенной из СССР в Европу в 1928 году. Выставка проходила в Бельгии и Германии, в частности, в Мюнхене; Юлия Николаевна отправилась туда, жила у друзей, все дни проводя на выставке, вглядываясь — впервые — в Троицу Рублева, лик Владимирской Божией Матери, которые были там представлены в научных копиях; на выставке были и подлинные иконы древнего письма. Прежде с иконами она знакома была по черно-белым репродукциям «Истории древнерусского искусства» Грабаря, взятой в библиотеке по какому-то безотчетному и сильному душевному порыву в первые же дни в эмиграции. Открытие иконы, после двух веков забвения, когда древние иконы записывались более поздними, когда их убирали в оклады, оставляя только потемневшие едва различимые лики, — произошло незадолго до революции, — реставраторы научились расчищать позднейшие записи. Люди увидели Рублева. Встреча с древними русскими иконами на выставке в Мюнхене определила окончательно направление творческой судьбы Юлии Рейтлингер. Это был ответ, подтвердивший ее интуитивные искания. Она начинает работать над большими иконами, обретая уверенность и свободу каноне, который не сковывает художника, но есть живой язык для благовествования. |
Необходимость посредничества между требованиями общественного поклонения и охраны культурного наследия России привела к серии весьма интересных компромиссов, как, например, со знаменитой иконой Владимирской Божьей Матери, древним оплотом Владимирского и Суздальского, а затем Московского княжества и его владений, ставшей предметом трёх годовых богослужебных поминовений. Веками хранившаяся в Успенском соборе Кремля, в 1918 г. она была отдана на реставрацию, лишившую её металлического оклада, вотивных предметов и густой патины, наложенной на её поверхность за многие века почитания иконы. Так она была выставлена в Московском Историческом музее на Красной площади, где должна была, по-видимому, выступать как важный памятник русской истории. В 1930 г. она была перемещена в Третьяковскую галерею, где стала важной вехой исторической перспективы этого художественного собрания, ставившей своей целью познакомить посетителей со стилистической эволюцией национальной живописи от первых свидетельств XI в., вплоть до произведений века XIX. В 1980-х и в 1990-х гг., когда началось усиленное стечение верующих, одушевлённых желанием почтить заступницу всея Руси, руководству музея стало очевидно, что необходимо найти способ сочетания требований благочестия и культурного туризма. Найденное решение оказалось, на мой взгляд, гениальным. Было решено вновь освятить бывшую часовню, устроенную Третьяковым в здании галереи, и использовать её в качестве экспозиционного зала только для Владимирской иконы, сделав её доступной как изнутри, так и снаружи галереи 1174 . Более радикальным было решение, принятое в Новгороде относительно иконы Знамения Божией Матери, почитаемой за знаменитое чудо, обеспечившее независимость города в 1170 г., во время его осады суздальскими войсками, которые она отразила, послав против них их же собственные стрелы 1175 . Государственный музей искусства и истории в этом случае согласился передать икону в пользование находящегося рядом Софийского собора, выдвинув в качестве условия только помещение её в контейнер, который кажется отличным сочетанием кивота и проскинитария. |
Я четыре раза ездил в ссылку к и два раза – к о. Петру. Репрессии, по милости Божией, обошли наши семьи, и мы дожили до 22 июня – начала Отечественной войны – «без потерь». С момента свадьбы и до моего ухода в армию жизнь Киры и моя, несмотря на окружающий страх (террора), была духовно общей и, можно сказать без преувеличения, – поразительно счастливой. Вся моя жизнь протекала в любви к Кире; пусть это гиперболично, но ее дыхание было и моим дыханием – общим жизненным и духовно единым. Долгими вечерами молились: читались утреня, вечерня, часы, акафисты Божией Матери, преп. Серафиму Саровскому, преп. Сергию Радонежскому, преп. Феодосию Тотемскому и другим святым. Бывали дни, когда мы с упоением читали стихи разных поэтов или я с наслаждением слушал стихи моей Киры, они слагались у нее по дороге на работу, в трамвае, во время готовки обеда. Большим горем было отсутствие детей. К врачам не обращались, полагаясь на волю Господа. Считали брак счастливым. Полная духовная и душевная близость соединяла нас. 6 июля в день моей любимой иконы Владимирской Божией Матери, меня вызвали в спецчасть предприятия, где я работал, объявили: броня на освобождение от военной службы снимается и я направляюсь в распоряжение Министерства обороны; должен явиться на следующий день к 10 часам, дали адрес. Немедленно поехал домой, вызвал с работы Киру, поехали проститься к ее и моим родным. Поздно вечером пошли к о. Герману, тайному иерею и нашему другу. Ночью он отслужил литургию, исповедовал, причастил нас. Всю ночь молились, утром прямо от него поехали с Кирой по данному адресу. На душе после литургии и причастия было спокойно. Тяжелым, грустным и полным внутреннего трагизма было прощание с Кирой, слезы застилали глаза. Приняло меня какое-то высокое начальство, сказали, что, учитывая мою специальность и профиль работы, меня посылают работать по радиообнаружению объектов (теперь называется радар). Посадили в закрытую машину с тремя моими сослуживцами и в неизвестном направлении повезли. По прибытии сообщили: с территории выхода нет, питание будет хорошее, письма родным – одно в три месяца, вставать, завтракать, ужинать, спать по сигналу; работа по 15 часов в сутки, любые разработки сразу воплощаются в металле, имеются мощные производственные мастерские; прозвучали угрозы – как будут караться нарушения. Мы все военнообязанные, нам присвоят воинские звания. С нами будут работать заключенные, крупные специалисты; указали, как с ними должны общаться. |
Золочеными крестами Образ на стекле украшен, «Призри на смиренье» наше, Наше приими прошенье, Не оставь нас во «Успеньи», Грешных уз сними усталость, Дай «Нечаянную радость» Окаянному народу, Ублажат Тебя все роды У «Владимирской» иконы Русь Святая бьёт поклоны. Благодать Твоя с ней будет, Божья Матерь не осудит, Если чтим нелицемерно, Если сердце будет верным, Встретим c пеньем «Херувимской» Образ «Иерусалимской», Будет радости свеченье От иконы «Умиленье». Ольга Гусева УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Полуоткрыто в алтаре окно; Душа негромко хору подпевает. Растёт она, как малое зерно, И точно к сроку жатвы поспевает. Я вглядываюсь в нежный Девы лик И вспоминаю ложе погребенья. Строй ангелов, молясь, к нему приник, Предвосхищая чудо воскресенья. Сам Бог, над телом Матери склонясь И душу Её нежно принимая, Надеждой ободряет сирых нас: Душа бессмертна и всегда живая. Как зёрнышко души моей мало! Как уберечь его от хищной птицы, Чтобы оно, проклюнувшись, росло И стало сильным деревом ветвиться! Пусть в кроне его свищет соловей, В его тени найдёт приют прохожий. Настанет час, и у его корней Усну я на своём последнем ложе. Свой срок зерну, и дереву свой срок – Приходит Царство Божье неприметно. Из сердца пробивается росток Навстречу небу в тишине рассветной. Горят небесные лампады Над Плащаницею Твоей… Всегда Ты, Матерь Божья, рядом; С Тобою этот мир светлей! Безмолвные чадили свечи Над бедным ложем в гробе том, В котором Ты в далёкий вечер Таинственным уснула сном. Апостолы вокруг скорбели И смахивали слёзы с глаз, И херувимы тихо пели О Деве, радующей нас, И зрили, как склонилось Небо И встал у ложа Сам Христос. Он бережно взял душу Девы И в Царство Божие вознёс. Твои друзья вернутся, чтобы Увидеть: гроб Пречистой пуст, И прямо на ступеньках гроба Зацвёл жасмина белый куст. И только пять прекрасных лилий, Положенных к Твоим ногам, Чуть слышно о любви молили, Шепча: «Вернись, Родная, к нам…». Дождь сегодня с утра моросит, Но я верю, что тучи расступятся. Я хочу Божью Матерь просить |
В обоих храмах села Троицкого на иконах или засохшие следы маслянистых пятен или капель, или свежие, еще жидкие капельки мира, выступившие на прошедшем богослужении. О. Сергий отслужил молебен с акафистом перед иконой Казанской Божией Матери. О явлении мироточения икон он сказал: «Если иконы мироточат – это свидетельствует прежде всего о присутствии благодати Божией. Храмы древние. Иконы намолены. Когда на иконе выступают кровавые капли – это предвозвещает нерадостные события. При всяком явлении мироточения нужно усиливать молитву. После чаепития в дачном доме прихожанки нижегородского храма Нины Петровны и водитель автобуса, и все паломники вдохновились заехать еще в село Владимирское к храму и побывать на озере Светлояр с легендарным, «утопленным» в озере градом Китежем, где сама природа встретила нас дружелюбно: тучи развеялись, лучи вечернего солнца украсили и лесную зелень, и водную гладь глубокого, прозрачного озера с «утопленной» в нем историей неведомого нам древнего поселения. От каких-то событий предупреждает нас мироточение икон. Сохрани Господь от историй, подобных сказанию о граде Китеже! Елена ВАСКАНОВА, Нижний Новгород Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter . > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta |
II. Братия! Какой высокий идеал истинной христианки являет нам св. Наталия. Не припоминаются ли вам, братия при этом противоположные образы женщин , о которых так много говорят и пишут в последнее отбрасывается естественная стыдливость женского пола, усвояются мужские манеры, поднимается неугомонная гоньба за всевозможными учениями, без рассуждения, нужно ли это им, полезно ли, относятся ли эти учения к тем обязанностям, которые их ожидают, небрежение о родном доме, стремление к ранней самостоятельности, дерзкие слова матери, желание избавиться от власти отца, негодование пред мыслию о какой-либо власти, наконец, охлаждение к Церкви, к той Церкви Господней, которая и вызвала женщину из рабства и открыла ей высокое назначение… О таких женщинах и девицах, наверное, не будут плакать у гроба их, или будут плакать слезами горя, не имущего упования. О подобных женщинах и девицах нужно сказать, что вообще вся их жизнь идет ненормальным путем. Подобные девицы в большинстве случаев и замуж выходят не по расположению, а по непростительному легкомыслию или по грубому расчету. Поэтому с самой первой поры сделается подобной девице ненавистной эта совместная жизнь, эта необходимая зависимость от мужа. Брачные узы ей кажутся тяжкими оковами. Дети для нее лишнее бремя, помеха в жизни, а если она, по-видимому, и любит их, то любит для себя, для своей суетности, и переливает в них свою пустоту, развращение своего сердца. Такая женщина, может быть, и схватит несколько преступных удовольствий, но жизнь же непременно даст ей почувствовать, что нельзя безнаказанно попирать ее уставы, и смерть ее не вызовет уже горячих слез ни у мужа, ни у детей. III. Жизнь же сердца в нравственной красоте и святыне целомудрия влияет на окружающих женщин так, что в виду ее они не позволяют сказать ни одного нескромного слова. Живое религиозное чувство, которому женское сердце может быть отличным проводником и дома, и в обществе, безраздельные чувства супруги и матери, полное посвящение себя воспитанию детей, чувства любви христианской с ее милосердием и состраданием к бедствующему человечеству – вот где истинное назначение и истинная доблесть жены христианки. (Составлено по Четьи Минеям и «Словам и речам» прот. П. Смирнова, ч. 2-я). Поучение 2-е. День Владимирской иконы Божией Матери |
«В церковной среде это движение называется экуменизм. То есть: Давайте все соединимся, будем читать на своих языках молитвы, вроде как мы все заодно . Но на самом деле – это путь в никуда. Другое дело, что есть какие-то отдельные проблемы, по которым, действительно, можно сойтись. Например, как раз проблема осмысленного богоборчества и разрушения любых традиционных верований современным Западом. Но я не уверен, что Ватикан готов это обсуждать. Потому что Ватикан – это плоть от плоти западной цивилизации; он вроде как пытается иметь свою позицию, но все равно, чем дальше, тем больше уступает светскому, мирскому. Поэтому расплывчатые призывы всем вместе встать на пути радикалов – а каких конкретно радикалов? О чём идёт речь? Радикалы бывают разные, в том числе религиозные», - заключил Сергей Михеев. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter . > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 8. Ответ на 7, Сергей: А я считаю, что нет! Римский папа не поможет. Да я не питаю иллюзий насчёт Ватикана. Я чисто о том, что у Матвиенко речь была не про смешение религий. Да понял я. Однако сказано: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей (Пс.1:1). не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду (Пс.25:4,5) Не надо с ними договариваться ни о чём. О слова вообще. 7. Ответ на 6, Бармалей: А я считаю, что нет! Римский папа не поможет. Да я не питаю иллюзий насчёт Ватикана. Я чисто о том, что у Матвиенко речь была не про смешение религий. 6. Ответ на 1, Сергей: Мировые религии, считаю, должны объединить усилия» А я считаю, что нет! Сегодня 6 июля/23 июня день Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Наши благочестивые предки в напастях и бедах обращались к Богу и Божией Матери, а не посылали послов в Ватикан. Хорошо известно о помощи римских пап Даниилу Галицкому и последнему Византийскому императору Константину XI Палеологу. Так что не нужен нам плач Ярославны. Римский папа не поможет. Он еретик и ради выгоды он даже содомитов привечает. |
Зачем нужны неудачи? Беседа с настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери (в с. Быково) протоиереем Валентином Дроновым – Отец Валентин, прежде чем начать разговор о детских неудачах, хотелось бы понять, как верующий человек должен воспринимать те жизненные сложности и проблемы, которые не удалось разрешить? Уместно ли вообще говорить об удаче или неудаче применительно к событиям жизни церковного человека? – Действительно, если выйти за рамки чисто обывательского взгляда на жизнь, то понятия «удачи» или «неудачи» вызывают сомнения. Для христианина очевидно, что те или иные завоевания и «удачи» принадлежат вовсе не нам, а возможны лишь благодаря помощи Божией. Точно так же и неудачи не всегда свидетельствуют о нашей несостоятельности, бесталанности и никчемности, а посылаются нам во имя каких-то целей. В христианстве понятие удачи – в том смысле, который в него обычно вкладывают, – не существует. Когда говорят, что человеку сопутствует удача, то подразумевают какое-то необъяснимое везение, не связанное с затраченными трудами и заслугами. Удача в обыденном представлении – скорее действие слепой судьбы, чем результат приложенных усилий. Если же основываться на христианском мировосприятии, то говорить об удаче можно лишь в одном смысле: когда человеку нечто удается благодаря своим усилиям. Причем, достигнутый результат – это не только и не столько плод его личного труда, но и свидетельство Божиего присутствия и покровительства. То же и с неудачами: человек верующий отнесется к несбывшимся мечтам и несостоявшимся планам с точки зрения Промысла Божия. А значит, задумается о себе, попытается осмыслить свой путь, усомнится в правильности тех или иных решений. Для верующего человека неудачи – повод к переосмыслению своей жизни, а значит – прямой путь к созиданию и самосовершенствованию. – Как помочь ребенку в преодолении тех испытаний, которые кажутся ему неудачами? – Восприятию неудач ребенок учится в семье. Он будет относиться к сложностям и испытаниям так, как их воспринимают родители. Если в семье жизнь воспринимается с точки зрения действия Божиего Промысла, то и ребенок отнесется к своим проблемам по-христиански. Он будет знать, что трудности посылаются во благо, что неудачи существуют для их преодоления, а испытания – для взросления и закалки. |
|