Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ (25.03.1479, Москва - 3.12.1533, там же), вел. кн. владимирский, московский и всея Руси, сын вел. кн. Иоанна III Васильевича и Софии, дочери морейского деспота Фомы, младшего сына визант. имп. Мануила II Палеолога . В. И. пришел к власти в результате борьбы придворных группировок, начавшейся после смерти в марте 1490 г. старшего сына Иоанна III от 1-го брака - кн. Иоанна Иоанновича Молодого , женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын вел. кн. Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с к-рого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич ), столкнулись 2 принципа наследования. После смерти вел. кн. Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но В. И. (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга вел. кн. Иоанна III, была тверской княжной). Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные В. И. сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» кн. Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием В. И. (ПСРЛ. Т. 4. С. 200). Иоанн III жаловался на сына церковному Собору (по-видимому, в кон. окт.- нач. нояб. 1497), в дек. В. И. был подвергнут домашнему аресту («посади его за приставы на его же дворе»), 6 наиболее активных заговорщиков были казнены, многие заключены в тюрьму. Мать В. И. вел. кнг. София также подверглась опале. В февр. 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля прошла торжественная церемония поставления на вел. княжение Димитрия Иоанновича. В ранней («повествовательной») редакции чина поставления объем прерогатив Димитрия Иоанновича очень широк - «великое княжество Владимирское, Московское, Новгородское и Тверское», в более поздней («формулярной») редакции названы «великое княжество Владимирское и Новгородское».

http://pravenc.ru/text/150787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (12.10.1350 - 19.05.1389, Москва), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский, старший сын вел. кн. Иоанна II Иоанновича Красного. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Отец Д. И. скончался 13 нояб. 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного вел. князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Д. И. проходило под наблюдением митр. св. Алексия (в соборном определении 1389 г. К-польского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия.- Б. Ф.] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)). Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на к-рое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Д. И., а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Дмитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) - владения, к-рые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В нач. 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Преждевременная смерть Иоанна и малолетство сына его вместо вреда, какого, по-видимому, должно было ожидать от них для Московского княжества, послужили только для того, чтобы показать всю силу последнего: благодаря этой силе, скопленной дедом, дядею и отцом, одиннадцатилетний Димитрий московский получил первенство между всеми князьями Северо-Восточной Руси. Мы видели, что бояре московские купили ярлык для своего князя у одного из ханов-соперников – Мюрида; но когда в 1363 году, во время пребывания молодого Димитрия во Владимире, явился туда к нему посол из Мамаевой Орды, от хана Абдула, с ярлыками на великое княжение Владимирское, то великий князь принял и этого посла с честию и проводил с дарами. Это рассердило Мюрида, который, чтоб отомстить Димитрию московскому, прислал с князем Иваном белозерским новый ярлык на Владимир Димитрию суздальскому. Тот обрадовался и сел в другой раз во Владимире, но сидел только двенадцать дней, потому что Димитрий московский опять пришел на него с большим войском, выгнал из Владимира, осадил в Суздале, опустошил окрестности этого города и взял наконец над его князем свою волю, по выражению летописца. Но если торжество Москвы над Тверью при Калите сопровождалось бедою для других княжеств, то и торжество внука Калитина над соперником его, князем суздальским, имело такие же следствия: под тем же 1363 годом летописец говорит, что Димитрий московский взял свою волю над князем Константином ростовским, а князя Ивана Федоровича стародубского и Димитрия галицкого выгнал из их княжеств. Изгнанники удалились к Димитрию Константиновичу суздальскому; но время удачных союзов многих младших князей против великого прошло: суздальский князь, два раза уже испытав силу Москвы, не хотел начинать борьбы в третий раз; и потом, когда в 1365 году ему снова вынесли из Орды ярлык на Владимир, он отказался навсегда от своих притязаний в пользу московского князя с тем, чтоб тот помог ему управиться с младшим братом, а в 1366 году выдал дочь свою за Димитрия московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В.В. Кусков Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII-XV вв.) С конца XIII в. начинает возрождаться Русская земля, подвергшаяся опустошительному разгрому монголо-татарскими полчищами. Сознание необходимости борьбы за свое освобождение приводит к сплочению народных сил, одновременно происходит политическое объединение Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Впервые упомянутая в летописи под 1147 г. Москва была уничтожена степными кочевниками в 1138 г., но выгодное географическое положение города, находившегося в бассейне Волго-Окского междуречья на перекрестке торговых путей, защищенного лесами и болотами от набегов чужеземцев, способствует его возрождению и возвышению. К концу XII в. в Москву идет приток беженцев с юго-восточных окраин Владимиро-Суздальской земли. Московский князь Даниил Александрович (1276 – 1303) – младший сын Александра Невского – увеличил территорию Московского княжества почти вдвое. Сыновья Даниила вступают в политическую борьбу с тверскими князьями за великое княжение Владимирское. Иван Данилович, прозванный Калитой, одерживает верх над своим противником князем Тверским. Он привлекает на свою сторону главу русской церкви – митрополита и превращает хана в послушное орудие своей политики. В 1328 г. Калита добился в Орде ярлыка на великое княжение Владимирское, и великими князьями почти бессменно на протяжении всего столетия становятся московские князья. Московская литература Зарождение московской литературы было обусловлено политическим возвышением Москвы. Формирование Русского централизованного государства способствовало развитию национальной культуры. Основной темой литературы становится тема становления централизованного государства. Создающиеся московские летописные своды обращаются к традициям киевского летописания. Как в фольклоре, так и в литературе Киев времен Владимира считался символом былой независимости, славы и величия Руси. Идея борьбы против ненавистного монголо-татарского ига все сильнее овладевала умами широких слоев населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завещание Дмитрия Донского А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) 27 февраля 1425 г. умер великий князь владимирский и московский Василий I Дмитриевич, оставив свой удел, «примыслы» и великое княжество единственному сыну Василию, которому еще не исполнилось и десяти лет (родился он 10 марта 1415 г.). Положение малолетнего великого князя на престоле было непрочным. Живы были его удельные дядья — Юрий, Андрей, Петр и Константин Дмитриевичи. Старший из них, Юрий Дмитриевич, сам претендовал на великое княжение. Князь Юрий считал, что порядок наследования не мог быть установлен Василием I, ибо он определялся духовной их отца — Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич полагал, что, согласно этому завещанию, после смерти Василия великокняжеский престол должен был наследовать именно он, князь Юрий, как старший в роде Ивана Калиты. Однако вопрос был не таким простым, как это казалось князю Юрию. Составляя в 1389 г. завещание, Дмитрий Донской писал в нем: «...благословляю сына своего Василия своею отчиною, великим княжением». Победа, одержанная на Куликовом поле, и успехи объединительного процесса сказались уже в том, что великий князь Дмитрий считал великое княжение «своею отчиною» и не передавал вопрос о его судьбе на усмотрение ордынских царей. Правда, о том, как строить отношения с Ордой, в случае если наследник умрет, он умалчивал. Всего не предусмотреть во время, чреватое всякими неожиданностями, да и нужно было верить в лучшее. Вот ведь сумел сам князь Дмитрий достичь многого. Может быть, с Божьей помощью и князь Василий (если тому даст Бог живота) достигнет не меньшего, а там и Всевышний, может быть, «переменит Орду», и все как-нибудь обойдется. Но «на Бога надейся, а сам не плошай», — гласит мудрая пословица. Поэтому на всякий случай (чего не бывает в эти смутные времена) князь Дмитрий решил обеспечить судьбу своей семьи хотя бы за счет более или менее верного — удела, которым он сам владел «по старине», восходящей к порядкам его деда Ивана Калиты. Поэтому Дмитрий Донской писал: «А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини». У князя Дмитрия к тому времени кроме Василия было еще четверо сыновей — Юрий, Андрей, Петр и болезненный Иван. Вскоре после составления духовной появился на свет и Константин (16 мая 1389 г.). Так что ясности добился великий князь Дмитрий весьма относительной.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

Тверь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.859625; 35.91186 Россия, Тверь Тверь, Тверская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области. Расстояние от Москвы до Твери составляет 167 км на северо-восток от столицы. На р. Волге, при впадении в неё Тьмаки и Тверцы. Население – 462 тыс. человек. Субъективно Большой старый центр города (такой большой, что его даже трудно назвать центром) сплошь уставлен богатыми домами XIX-XIX вв. Благодаря Волге и классической застройке город немного похож на Санкт-Петербург. Вид города не соответствует его истории, содержанию. Каменные свидетели великих событий в истории средневековой Твери уничтожены при Екатерине II, мощи великих святых Твери оказались несовместимы с советским названием города (Калинин). Тверичи порой кажутся излишне строгими: исстари у здешних купцов было принято так подчёркивать свою солидность, значительность. На осмотр достопримечательностей Твери хватит одного-двух дней. История города [ править править код ] Образование Тверского княжества [ править править код ] Город Тверь основал владимирский князь Всеволод в 1181 г. К началу XIII в. князья Переславля-Залесского, оттеснив новгородцев с ничейной «тферской» земли, включили её в состав своих владений. В 1238 г. город не избежал общей участи русских городов, был разорён Батыем. А в 1247 г., в результате раздела русских земель великим князем Владимирским Святославом Всеволодовичем между племянниками, образовалось удельное Тверское княжество. Почти одновременно с ним образовалось и княжество Московское. Борьба за великое княжение [ править править код ] Право княжить в стольном городе Руси Владимире переходило от князя к князю в порядке счёта родства. В 1304 г. это право перешло к тверскому князю Михаилу Ярославичу. Московский князь Юрий Данилович, не имевший надежды приобрести великое Владимирское княжение законно, решил приобрести его путём интриг. Он оклеветал князя Михаила, родного дядю, перед ханом Золотой Орды Узбеком в утаивании части общерусской дани, которая через него, как великого князя Владимирского, поступала в Орду. Летом 1317 г. Узбек передал великое княжение Юрию Московскому, при этом отдав ему в жёны свою сестру Кончаку. Приказ Узбека означал не только изменение судьбы Михаила, но и введение на Руси новых порядков, при которых только Орда определяла, что законно и справедливо. Не случайно это произошло при Узбеке: именно он утвердил в Орде мусульманство в качестве государственной религии.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверь

Антон Анатольевич Горский Глава пятая. Сохранение позиций: Иван Иванович (1353–1359) После смерти Семена Ивановича 26 апреля 1353 г. 446 встал вопрос о его преемнике на владимирском великокняжеском столе. Помимо следующего по старшинству сына Калиты – Ивана, занявшего московский стол, претендентом выступил князь нижегородский и суздальский Константин Васильевич. Оба соперника отправились в Орду, причем с целью поддержки Константина туда прибыла делегация от Великого Новгорода 447 . Джанибек принял, однако, решение в пользу московского князя, и 25 марта 1354 г. Иван Иванович взошел на владимирской стол 448 . В отсутствие Ивана молодой рязанский князь Олег Иванович захватил Лопасню 449 . Лопасня входила в число московских территорий, которые позже признавались отошедшими к Рязани взамен земель по Протве и Луже. Очевидно, после обмена, совершенного Семеном Ивановичем с рязанскими князьями, она по каким-то причинам была удержана Москвой. Иван Иванович, вернувшись из Орды, не стал пытаться вернуть Лопасню. Поскольку военной силы у великого князя для решения такой задачи было, без сомнения, достаточно, следует полагать, что в данном случае имела место благожелательная в отношении возвращения Лопасни в состав Рязанского княжества позиция Орды. В 1355 г. произошли бурные события в жизни Муромского княжества. Оно, как и Рязанское княжество, не входило в систему княжеств Северо-Восточной Руси, во главе которой стояло великое княжество Владимирское, а издревле (с XII в.) управлялось особой династией. Муромское княжество было невелико по размерам, но с ним непосредственно граничило на юго-востоке Владимирское великое княжество, и владимирские князья всегда заинтересованно относились к муромским делам. В 1355 г. «князь Феодор Глебовичь и собрав воя многы иде ратию к Мурому на князя Юрья Ярославича и согна его с города с Мурома, а сам князь Феодоръ седе на княжении в Мурома. А муромци яшася за него и поидоша с ним в Орду. А князь Юрьи Ярославичь приеха в Муром за неделю после князя Феодора и собрав останочныя люди муромци и поиде за ним в Орду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский (+ 1174) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день перенесения вятого тела его из Боголюбова во Владимир для погребения и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых В древнее время земля Русская управлялась всем княжеским родом Рюриковичей. Делилась она на уделы (так называлось каждое княжеское владение), почему это время называется «удельным». Главный удел — киевский — принадлежат самому старшему князю во всем роде: назывался он великим князем. После его смерти ему наследовал самый старший в роде князь. Порядок этот был очень сложен и вызывал много споров и кровавых войн. В период 1113—1125 гг. великим князем киевским был мудрый и всеми любимый Владимир Мономах. Он не допускал никаких войн между князьями. Таким же был и старший сын его Мстислав Великий (+ 1132), и киевляне любили его потомство. А младшего своего сына Юрия (по прозванию Долгорукий; + 1157), когда ему еще было два года, вел. князь Владимир послал с боярами управлять северными городами: Ростовом и Суздалем. Так образовались две ветви Мономаховичей — южная и северная. Но Русь все-таки оставалась единой, и закон наследовать по старшинству сохранялся. Когда старшим в роде стал Юрий Долгорукий, в Киеве княжил его племянник, младше его по закону, Изяслав Мстиславич. Однако дело кончилось миром. У Юрия был сын Андрей (род. 1110), мудрый в государственных делах, смелый и непобедимый в боях. А за его пламенную веру и любовь к Богу и Божией Матери Летопись называет его Боголюбивым. Ему удалось убедить отца и Изяслава поменяться уделами, и в 1155 г. Юрий Долгорукий стал вел. князем. Согласно обычаю, как старший сын вел. князя, Андрей должен был княжить в Вышгороде, вблизи от Киева. Но ему не нравился юг. Он родился и вырос на севере, и заветным его желанием было основать там особое великое княжество. И вот следующий случай побудил его приступить к осуществлению своей цели.

http://sedmitza.ru/lib/text/437435/

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРАВЛЕНИЕ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ Право Елены на правление. – Смуты. – Заключение удельного князя Юрия. – Торжество Телепнева-Оболенского и заключение Глинского. – Бегство вельмож в Литву. – Бегство удельного князя Андрея из Старицы, приезд его в Москву и заключение. – Война литовская, переговоры и перемирие. – Дела крымские. – Происки Бельского в Константинополе. – Вмешательство Гиреев в дела казанские. – Мирный договор с Швециею и сношения с другими государствами. – Построение городов; вызов поселенцев из-за границы. – Меры против поддельных и резаных денег. – Дети боярские, живущие в Думе. – Онежская уставная грамота; грамота владимирским бобровникам. – Могущество Телепнева-Оболенского. – Смерть Елены. Уже в Русской Правде находим, что по смерти отца опека над малолетними детьми, распоряжение имуществом их принадлежат матери; не говоря о древней Ольге, в позднейшее время мы видели важное значение матери семейства княжеского, ее влияние на дела не только при малолетних, но даже и при возрастных сыновьях; следовательно, по смерти Василия опека над малолетним Иоанном и управление великим княжеством, естественно, принадлежали великой княгине – вдове Елене. Это делалось по обычаю, всеми признанному, подразумевавшемуся, и потому в подробном описании кончины Василия среди подробных известий о последних словах его и распоряжениях не говорится прямо о том, чтоб великий князь назначил жену свою правительницею; говорится только, что трем приближенным лицам – Михаилу Юрьеву, князю Михаилу Глинскому и Шигоне – Василий приказал о великой княгине Елене, как ей без него быть, как к ней боярам ходить. Последние слова о боярском хождении мы должны принимать как прямо относящиеся к правительственному значению Елены, должны видеть здесь хождение с докладами. В одной летописи говорится о возведении малолетнего Иоанна на престол таким образом: начали государя ставить на великое княжение в соборной церкви Пречистыя Богородицы митрополит Даниил и весь причет церковный, князья, бояре и все православное христианство; благословил его митрополит крестом и сказал громким голосом: «Бог благословляет тебя, государь, князь великий Иван Васильевич, владимирский, московский, новгородский, псковский, тверской, югорский, пермский, болгарский, смоленский и иных земель многих, царь и государь всея Руси! Добр здоров будь на великом княжении, на столе отца своего». Новому государю пропели многолетие, и пошли к нему князья и бояре, понесли дары многие; после этого отправили по всем городам детей боярских приводить к присяге жителей городских и сельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. Месяц июль Источник Память святых благоверных князей Василия и Константина Мало сохранилось сказаний в летописях отечественных о подвигах сих благоверных Князей и не дополнил сказания позднейший описатель жития их, инок Пахомий, но благоухание святой их жизни исполнило их княжескую отчину и доселе, сквозь ряд столетий, сделало драгоценною память их в Ярославле, где почивают и другие угодники Божии их священного племени: Св. Феодор Чермный, с двумя своими сыновьями, Давидом и Константином. Сын великого Всеволода Владимирского, кроткий и мудрый Константин, уступивший великое княжение брату своему Георгию, был основателем княжества Ярославского, которое отдал в удел второму сыну своему Всеволоду и, по свойственному ему благочестию, украсил Ярославль, как и свой престольный Ростов, благолепными соборными храмами, во имя Успения Богоматери. Малолетним остался Всеволод после кончины родителя, под сенью дяди, с двумя своими братьями: Васильком, Князем Ростовским, и Владимиром, Князем Угличским, и рано вступил в брак с Мариною, дочерью Князя Олега Курского. Две благословенные отрасли родились ему от сего супружества, Василий и Константин, но не продолжительно было мирное княжение кроткого Всеволода в Ярославле. Разразилась над Россиею грозная туча, давно над нею висевшая: вторгся в нее свирепый Батый, с бесчисленными полчищами монголов, в 1236 году, все предавая огню и мечу. Великий Князь Георгий, не надеясь удержаться во Владимире, удалился в область Ярославскую, приглашая к себе Князей Русских, чтобы общими силами сразиться с варваром, но к нему пришли на помощь только брат Святослав и три племянника. Между тем, монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль, со многими иными городами северной Руси. На берегах реки Сити возгорелась кровавая сеча, в которой пал Великий Князь и доблестный его племянник Всеволод Ярославский. Юные осиротевшие Князья, Василий и Константин, остались с матерью своею в разоренном их наследии, и старший наследовал княжение. Горькая предстояла ему участь, в краткие дни правления, идти кланяться в Орду, вместе с другими Князьями Русскими, ибо все преодолела сила Монгольская. В 1243 году странствовал он туда, вслед за Великим Князем Ярославом, чтобы суровый Батый укрепил за ним наследие отцовское и, хотя отпущен был с честью, должен был, однако, на следующий год идти опять в Орду, вместе с дядею, для снискания милости ханской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010