Стали возрождаться скиты: самый большой скит Всесвятский, скит преподобного Александра Свирского на Святом острове, Ильинский и Предтеченский скиты, на дальнем острове Путсаари — скит во имя преподобного Сергия Валаамского. Построили новые скиты: Свято-Владимирский скит и скит в честь святого благоверного князя Александра Невского, Патриаршую пустыньку на острове Байонный. В сентябре этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил программу развития скитской и пустыннической жизни Валаамского монастыря. — Все это места для уединенной молитвы или там ведется хозяйственная деятельность? — Нет, скит — это как раз место молитвы. Хозяйственная деятельность у нас осуществляется на ферме монастыря. Там действительно есть большое хозяйство, и сейчас идет реконструкция. Но, естественно, в скитах братия тоже трудятся, любой скит — это место труда и молитвы. — Какое событие в жизни возрождающейся обители Вам запомнилось особенно? — Я почувствовал, что обитель действительно живет и возрождается, когда Святейший Патриарх Алексий II приехал на Валаам, чтобы освятить Спасо-Преображенский собор. Это было очень важным этапом в жизни монастыря, и, честно говоря, когда я сюда приехал, то не очень-то верил, что мы вообще когда-нибудь его восстановим. Пять тысяч квадратных метров росписи были в ужасном состоянии, в некоторых местах верхний слой осыпался до кирпича. В других местах потекла известка и, подобно сталактитам, висела на стенах храма. — Владыка, что же изменилось после освящения собора? — С освящением собора совпало и переселение местных жителей из внутреннего каре, и именно тогда мы почувствовали, что монастырь стал монастырем. Летом мы переживаем наплыв паломников и туристов, и это вносит некую суету в жизнь обители, но зимой живем сугубо монашеской жизнью. — Много ли в монастырь приходит молодых людей? — Да, достаточно много. Во время своего визита на Валаам председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност очень порадовался тому, что около тридцати кандидатов на рукоположение, постриг и вступление в братию прошли собеседование. К сожалению, не все кандидаты смогли быть на беседе. Штормило, и по этой причине люди из дальних скитов не смогли приехать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3877010...

Впервые в прошлом году мы посетили еще один из скитов — Воскресенский, и совершили освящение нижнего храма во имя апостола Андрея Первозванного. По преданию именно в этих местах, которым впоследствии монахи присвоили библейские названия, апостолом Андреем Первозванным был воздвигнут крест. Надеемся, что в этом году будут подготовлены к освящению верхний храм во имя Воскресения Христова. Продолжаются работы по строительству нового комплекса Свято-Владимирского скита. Новый скит будет достойным вкладом и памятником нашей эпохи в культурно-историческом и природном комплексе Валаама, который складывался на протяжении столетий. В 2002 году мы совершили закладку скита. Два здания уже построены, и мы также надеемся в этом году совершить закладку храмового комплекса во имя равноапостольного великого князя Владимира. Строительство нового Свято-Владимирского скита имеет особое значение, поскольку он посвящен святому равноапостольному князю Владимиру и всем святым земли русской, в ознаменование духовного возрождения России и возобновление обители Валаамской, начало которой было положено в год тысячелетия Крещения Руси. Период после празднования тысячелетия Крещения Руси мы не случайно называем вторым крещением Руси, потому что за эти годы огромное количество людей нашло дорогу к Богу и к храму. Воссоздание тысяч порушенных храмов и сотен обителей свидетельствует о том, что возрождаются духовные начала в жизни нашего народа. В советское время, несмотря на то, что в законодательстве декларировалось отделение Церкви от государства, на практике все выглядело иначе. Вмешательство государства в православную жизнь, даже в такие ее сакральные области, как совершение Таинств, создавало возмутительные ограничения в богослужебной практике. Общегосударственное давление зачастую усугублялось просто безобразными выходками и нелепыми запретами уполномоченных «местного уровня». Но я сознавал, что у Церкви и государства есть и общие задачи. Ибо исторически Русская Православная Церковь всегда, на протяжении всей своей тысячелетней истории была со своим народом в радостях и испытаниях, выпавших на его многострадальную судьбу. Вопросы нравственности и морали, здоровья и культуры, семьи и воспитания требуют совместных усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203135...

Возрождение обители — это, прежде всего, возрождение монашеской жизни. Главное в монастыре — это та жизнь, которая его наполняет, и братья, которые живут в этой обители и несут свое служение, свое послушание, трудятся Богу и людям. Вся жизнь монастыря имеет центром своим Божественную литургию. Келья каждого брата должна быть его личным храмом, чтобы он мог предстоять Богу и наедине возносить Ему свои молитвы. Без молитвы, без исповеди и откровения помыслов, частого причащения практически невозможно построить крепкий монастырь. — С какими главными проблемами сталкивается монастырь сегодня? Как складывается взаимодействие обители с государством, с местными жителями? Помогают ли Вам они или, наоборот, возникают трудности во взаимопонимании? — Для Валаамского монастыря значимым событием стало посещение в 2001 году острова президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным, благодаря помощи которого был выстроен новый Свято-Владимирский скит, решен вопрос об обеспечении Валаама устойчивым энергоснабжением. Проведены уникальные в техническом отношении работы по прокладке по дну Ладожского озера силового подводного кабеля длиной 24 километра, монтаж и наладка кабельно-высоковольной линии, соединившей остров с материком. Сейчас проблемы с электричеством и современными видами связи, не одно десятилетие мешавшие Валааму жить и развиваться, остались в прошлом. Валаамский монастырь часто посещает глава Республики Карелия Александр Петрович Худилайнен, который помогает монастырю в решении ряда вопросов. В отношении местных жителей, не скажу, что все проходит идеально гладко — всякие ситуации возникают. Люди привыкли во всех своих бедах винить власть, начальников, а монастырь на Валааме — градообразующий объект и от него многое здесь зависит. Для улучшения отношений между местными жителями и монастырем был специально организован культурно-просветительский центр «Свет Валаама». Но люди как-то очень быстро забывают хорошее и перестают со временем замечать и ценить те изменения, которые произошли на Валааме, исключительно благодаря монастырю. Капитальный ремонт канализации и водопровода, постоянная помощь — от ремонта до обеспечения продуктами, в том числе социальным учреждениям — больнице, местной школе, детсаду. Наш монастырский флот полностью взял на себя обслуживание убыточной местной линии Валаам — Сортавала, причем на сроки нашей навигации влияет не время года, а исключительно состояние Ладоги — замерзла она или нет. И перевозит флот не только туристов и паломников, но — по символическим ценам — и местных жителей, а также весь груз, необходимый для жизнеобеспечения острова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3882874...

Восстанавливается Смоленский скит,  ведутся работы по восстановлению скита Всех святых, Ильинского скита. Особых забот Попечительского совета требует недавно переданное в собственность Валаамского монастыря здание Зимней гостиницы, памятник архитектуры Федерального значения.    В этом году начинается второй этап работ по комплексу  Свято-Владимирского скита. Здесь предполагается построить храмовый комплекс с  иконописные, реставрационные мастерские, музей. Будет выстроен келейный корпус. Это очень важно для обители: ведь сегодня монастырские иконописцы вынуждены работать в чердачных помещениях Санкт-Петербургского подворья. Возрождается когда-то знаменитое сельское хозяйство Северного Афона. Уже в прошлом году силами братии Валаамского монастыря удалось на расчищенных и подготовленных полях вырастить картофеля 15 т/га, свеклы — 23 т. На монастырской ферме содержатся высокопородные коровы (20 голов). Помимо этого здесь выращивают 600 кур. За десять месяцев прошлого года было получено 77,2 тонн молока и 113 штук яиц. В 2005 году в рамках Программы Патриаршего Попечительского совета в Храме Христа Спасителя прошла выставка «Афон глазами иноков Валаама». А в Санкт-Петербурге — «Остров монашеского подвига». 18-20 августа, в день Преображения Господня — престольного праздника обители, состоялся ставший доброй традицией паломнический рейс на теплоходе «Санкт-Петербург». В октябре в рамках Питиримовских чтений прошли Дни Валаама на Тамбовщине. Организаторы — Валаамский монастырь, Тамбовская епархия, Тамбовский региональный фонд «Возрождение православный святынь». И в нынешнем году 10-11 июля на престольный праздник обители, день прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, отправится очередной паломнический рейс. С 1 по 4 октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве пройдет Международная научно-богословская конференция «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства», посвященная 450-летию преставления прп. Максима Грека и десятилетию обретения его святых мощей. В организации этой конференции непосредственное участие принимают члены Попечительского совета.

http://patriarchia.ru/db/text/117829.htm...

Для меня Смоленский скит — особое место. Я вспоминаю те паломничества, в которые меня брали мои покойные родители в 1938-39 годах. Они запечатлелись в моем сердце. В этом скиту нес молитвенный подвиг иеросхимонах Ефрем. Ежедневно, совершая Божественную литургию, он поминал тысячи имен воинов, погибших в годы первой мировой войны. Отец Ефрем всех привлекал к себе своей духовной опытностью, приветливостью, простотой и любовью. В 1920-30-е годы Валаамский монастырь, как и в былые времена, притягивал к себе людей, потерявших самое дорогое, что у них было – родину. Для русских людей, которые вынужденно покинули свою родину, обитель была островком той былой, ушедшей в историю Руси. Сердца людей, привлекало как с чисто русским гостеприимством, с христианской любовью встречали паломников братия обители, благолепные, неспешные монастырские богослужения, беседы с валаамскими старцами. Надеюсь, что и с возрождением порушенных стен, постепенно возродятся и духовные традиции монастырского служения. В заключение заседания Святейший Патриарх Алексий вновь обратился к его участникам. Мы надеемся, что члены Попечительского Совета помогут Валаамской обители в подготовке нового здания под поселковую амбулаторию, поддержат и в этом году полезные начинания обители, памятуя слова Священного Писания о том, что не оскудеет рука дающего, творящего добро и милость, помогающего нуждающимся, строящего храмы и приюты. А сейчас мне хотелось бы отметить церковными наградами членов Попечительского совета, внесших свою лепту в возрождение святынь Валаамского монастыря. Благодарю всех, кто сегодня нашел время принять участие в заседании Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В августе, если на то будет воля Божия, мы планируем совершить Великое освящение храмового комплекса Свято-Владимирского скита на о. Валаам. Возрождение монашеской, духовной жизни на Валааме началось с празднования 1000-летия Крещения Руси. Прошло двадцать лет с того времени, как начался новый этап в жизни возрождающейся из руин обители. И то, что за такой короткий срок, всего за три года, на удаленном от материка острове построен величественный храмовый комплекс во имя крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира, все это является наглядным свидетельством того, что Валаамский монастырь вступил в новый этап своей истории, не восстановления, а уже дальнейшего развития. Знаменательно, что это произошло в год 1020-летия Крещения Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/412324.htm...

     Много позже мы узнали, что именно здесь закончилась кровопролитная Кавказская война, длившаяся более пятидесяти лет. Последний бой с племенем убыхов произошел в 1864 году на поляне, где ныне расположен скит. Мирный договор между Россией и черкесскими князьями был подписан в день чествования Владимирской иконы Божией Матери. Вот такое «случайное» совпадение! Как Вы вступили в братию Валаамского монастыря? Опять же – Божий Промысл! После трехлетнего (с 1991 по 1994 год) восстановления Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, где помимо обязанностей наместника пришлось взять на себя послушания эконома, казначея, архитектора, регента и строителя, я вынужден был заняться восстановлением собственного здоровья и уехать из монастыря. В те годы я часто посещал блаженной памяти архимандрита Павла (Груздева) в селе Верхне-Никульское Ярославской области. Однажды он подвел меня к старинной литографии с изображением Валаама середины XIX века, обнял за плечи и пропел гимн «О, дивный остров Валаам». А после добавил: «Эх, отец! Хороший монастырь Валаам. Вот бы тебе туда!» Много я видел чудес от старца, его прозорливость не вызывала сомнений. Но в тот момент я про себя подумал: «Ну, куда мне с больными легкими на Валаам, где ветра, открытые пространства Ладожского озера, сырость и холод?! Там мне конец! Наверное, старец ошибается. Бывало ведь, что и великие святые ошибались». Но произошло непредвиденное: через семь лет после смерти отца Павла игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (ныне епископ Троицкий) предложил мне возглавить опустевший скит на Кавказе. Ему посоветовал обратиться ко мне отец Кирилл (Павлов), наш общий духовник. Мысль о небольшом братстве в уединенном горном скиту мне понравилась, но чтобы принять окончательное решение и почувствовать, есть ли на то воля Божия, необходимо было все увидеть своими глазами. Скит в честь Владимирской иконы Божией Матери в горах      Итак, в январе 2003 года, после Крещения Господня, мы с диаконом (ныне иереем) Александром Кобловым, клириком Московского подворья Валаамского монастыря, отправились на Кавказ. Место сразу легло на сердце! Я согласился.

http://pravoslavie.ru/118595.html

В 1931 году церковь была осквернена известным педагогом А.Макаренко, когда он со своими коммунарами, то есть несовершеннолетними преступниками, разбил возле храма летний лагерь. В этом же году на заседании Президиума Сочинского РИКа было принято решение о запрещении колокольного звона, который «нарушает тишину и нормальную работу санаториев». К 1 мая 1934 года собор закрыли, разместив в нем клуб, а затем склад. В 1937 власти хотели на его месте построить цирк. Но храм сохранился и 2 ноября 1943 года в нем возобновились богослужения. В 1994 г. собор отреставрировали, а в 2008 г. провели капитальный ремонт. Рядом с собором построен храмовый комплекс, включающий храм во имя Иверской иконы Божией Матери (заложен 19 декабря 1995 г.), воскресную школу и несколько других построек. Кроме собора Архистратига Михаила и храма Иверской иконы Божией Матери в Сочи действуют храмы, посвященные Пресвятой Троице, Кресту Господню, Преображению Господню, Рождеству Пресвятой Богородицы, Успению Пресвятой Богородицы, иконам Божией Матери Казанской, Владимирской, " Утоли моя печали " , " Всех скорбящих Радость " , апостолам Андрею Первозванному, Симону Кананиту, равноапостольным князю Владимиру, Нине, священномученику Харалампию, святителям Николаю Чудотворцу, Иоанну Златоусту, великомученикам Георгию Победоносцу, Пантелеймону Целителю, Екатерине, мученику Василиску, мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, Филарету Милостивому. Все эти храмы постоянно посещают сочинцы и гости города, так что «горчичное зерно», посеянное в районе современного Сочи почти 2000 лет назад апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом, дало свои всходы. Святыни [ править править код ] Крестовая мужская пустынь (Солохаул) : Троице-Георгиевский женский монастырь (Лесное) : Храм святителя Иоанна Златоуста (Сочи) : Храм Преображения Господня (Сочи) : Монастыри [ править править код ] Крестовая мужская пустынь (Солохаул) [ править править код ] Крестовая мужская пустынь (Солохаул) Монастырь «Крестовая Пустынь» был задуман по подобию афонских, с Афонским уставом, и как монастырь сербско-русского духовного единения и дружбы, о чем свидетельствуют надписи на русском и сербском языках на мраморных плитках, заложенных в колонны монастырского храма. В 1997 г. по благословению духовника Святейшего Патриарха и Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) иеросхимонах Рафаил (Берестов) с братией организовали на Русском Кавказе скит от Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Сочи

горы Афон прибыл новгородский уроженец Преп. Арсений Коневский, удалившийся затем от многолюдного братства на о. Коневец на Ладоге. Преподобный Савватий в 1429 г. отошел с Валаама на Соловецкий остров в Белом море. Там он положил начало монашеской жизни вместе с Преподобным Германом Соловецким. В одно время с Преподобным Савватием пребывали на Валааме его ученик и инок Геннадий, впоследствии Святой архиепископ Новгородский, знаменитый борец с ересью, составитель первого полного свода Священного Писания на славянском языке (1499 г.), Пасхалии на 1000 лет и Преп. Евфросин из рода князей Тепринских. В 1474 п пришел на Валаам Преп. Александр Свирский. На Валааме еще в 1930-е годы почиталась могила схимника Григория. Предание отождествляло его со шведским королем Магнусом II Смеком. В 1371 п король вел войну с русскими. Поднялась на Ладоге страшная буря, разметала все корабли. Спасся только сам король. На доске его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к Православной Церкви, принял схиму (великий постриг) и через три дня скончался, оставив своим соплеменникам завет не воевать с Русью.             Скиты Скиты Валаамского архипелага: Скит Всех Святых (Белый скит); Святоостровский скит (преподобного Александра Свирского) восстановлен в 2001 году после пожара 1999 года; Ильинский скит (уничтожен в 50-ые года, заново отстроен в 2006 году); Никольский скит; Предтеченский скит; Коневский скит (разобран в 1950-ых годах, ныне восстановлен); Свято-Авраамиевский скит (разрушен); Воскресенский скит (Красный скит); Гефсиманский скит; Смоленский скит (восстановлен в 2005 году); Свято-Владимирский скит (построен в 2007 году). Скиты на других остравах Ладожского озера: Германовский скит ( остров Сюскюансаари) с церковью Александра Невского, в настоящее время находится в руинированном состоянии; Сергиевский скит (остров Путсаари); Тихвинский скит (остров Воссинансаари) в наши дни не существует, все постройки скита были разрушены. [править]Возрождение жизни монастыря. Современность       Скиты подробнее   Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св.

http://isihazm.ru/1/?id=586

В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Саввы Сторожевского с житием. Затем во внимание к помощи Валаамскому монастырю церковных наград были удостоены: Участникам освящения были вручены иконки Владимирской Божией Матери с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Это самый южный скит Валаамского архипелага, расположенный на небольшом острове в группе Емельяновых островов. Простенький деревянный храм Авраамиевского скита, выполненный по проекту архитектора Г. И. Карпова, был освящён в 1873 году в честь прп. Авраамия Ростовского, по преданию, принявшего монашеский постриг на Валааме ещё в Х веке. Неподалёку от храма были построены ещё три здания: дом скитоначальника, братский келейный корпус на 6 человек с кухней и трапезной, а также дом для благотворителя монастыря Ф. И. Тюменева - купца 2-й гильдии, почётного гражданина города Рыбинска. Именно на средства Тюменева, горячо любившего Валаам, подолгу жившего на Авраамиевском скиту и завещавшему похоронить его в монастыре (их с супругой могилы сохранились на Старом Братском кладбище), были выполнены иконостас и иконы для скитской церкви. Труднодоступность острова (при низком уровне воды в Ладоге добраться до него можно пешком, вброд, а при высоком - только на лодке) и его удалённость от центральной усадьбы обители обеспечивали братии практически полное уединение. В 1920-х годах, когда на Валааме разместился финский военный гарнизон, этот скит был закрыт, а его храм разобран и перевезён на материк. На Емельяновых же островах постепенно вырос самый мощный из трёх " фортов " Валаамского укрепрайона, создаваемого параллельно с так называемой Линией Маннергейма на Карельском Перешейке. Именно поэтому Емельяновы острова стали со временем именовать Оборонными. Во время советско-финской зимней войны здесь находилась береговая артиллерия. До наших дней здесь хорошо сохранились: дот с двумя орудийными капонирами и железобетонными бункерами, подземные казематы, блиндажи, дзоты, вырубленные в скалах траншеи, а также десятиметровая наблюдательно-командная башня. Все эти сооружения являются ярким памятником фортификационного искусства ХХ века. От Авраамиевского скита остались лишь заброшенный колодец, несколько кустов смородины да надгробная плита архимандрита Севастиана, скончавшегося и погребённого здесь в 1915 году.

http://sobory.ru/article/?object=54320

Состав комплекса: Владимирская церковь, крестильня, келейный корпус, иконописная мастерская. В цокольном этаже расположен музей истории Валаамского монастыря. Адрес : Россия, Валаамский архипелаг, Сортавальский р-н, о-в Валаам, Свято-Владимирский скит Подробнее... Воскресенский скит Валаамского монастыря [ править править код ] Строительство Воскресенского скита проходило при поддержке известного сибирского благотворителя Иннокентия Сибирякова. В 1901 году был заложен фундамент храма, а уже спустя 5 лет он предстал во всем своем великолепии. С самого начала храм был задуман по принципу контраста: верхний храм, во имя Воскресения Христова - торжественный, светлый, полный ликования, вселяет надежду; нижний храм, посвященный апостолу Андрею Первозванному - скорбный и печальный, призывает к покаянию и очищению. Верхний храм с белоснежным фаянсовым иконостасом, изготовленным мастерами из Екатеринбурга, и украшенным благородной позолотой, поражает своей величавостью и изяществом. Все в этом храме говорит о светлом Христовом Воскресении, о торжестве жизни над смертью. Нижний храм не случайно освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного. Адрес: Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам Подробнее... Всехсвятский скит Валаамского монастыря [ править править код ] Скит основан на месте, где предположительно находилась келия преподобного Александра Свирского. В 1840-х годах на средства купца Ф. Ф. Набилкова были построены новые монастырские корпуса и ограда с воротами. В 1940-х годах скит закрыт и разорен. В настоящее время возвращен монастырю, в скиту возобновлена монастырская жизнь. Всехсвятский скит обычно закрыт для паломников. Но теперь, по особому благословению, даже женщины-паломницы смогут попасть во Всехсвятский скит на некоторые службы в течение всего года. Адрес : Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам Подробнее... Германовский скит Валаамского монастыря [ править править код ] Германовский скит Валаамского монастыря находится на острове преподобного Германа (о. Сюксюянсаари) в районе карьера Мурсула.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010