Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1214/15 г. с центром в Суздале (Суздальская и Владимирская епархия). В 1273 г. кафедральным городом стал Владимир, епархия называлась Владимирской, Суздальской и Нижегородской. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав Митрополичьей области . С 6 дек. 1352 до июня 1354 г. титул епископа Владимирского носил свт. Алексий (впосл. митрополит Киевский и всея Руси). Епархия возобновлена в 1744 г. с названием Владимирская и Арзамасская, с 1748 г.- Владимирская и Яропольская, в 1764-1788 гг.- Владимирская и Муромская. В 1788 г. объединена с Суздальской и Переславской епархиями (центр в Суздале). Вновь открыта в 1798 г. как Владимирская и Суздальская, в 1916-1922 гг.- Владимирская и Шуйская, с 1923 г.- Владимирская и Суздальская. Границы епархии совпадают с границами Владимирской обл. Кафедральный город - Владимир, кафедральный храм - Успения Пресв. Богородицы собор во Владимире . Правящий архиерей - архиеп. Евлогий (Смирнов ; с 11 нояб. 1990). В. е. включает Владимирский городской, Суздальский городской, Суздальский районный, Собинский, Петушинский, Александрово-Киржачский, Кольчугинско-Юрьев-Польский, Ковровско-Камешковский, Вязниковско-Гороховецкий, Муромско-Меленковско-Селивановский, Судогодский и Гусь-Хрустальный благочиннические округа, северо-западное и юго-восточное монастырские благочиния, воинское и тюремное благочиния. К 1 янв. 2005 г. во В. е. действовали 266 приходов и 27 мон-рей (12 муж., 15 жен.). Клир епархии составляли 344 священнослужителя (307 священников, 37 диаконов). Христианство в Залесской земле в X - нач. XIII в. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире. Фотография. Ок. 1891 г. (ГИМ) Собор в честь Успения Пресв. Богородицы во Владимире. Фотография. Ок. 1891 г. (ГИМ) Территория совр. В. е. в раннем средневековье входила в состав Ростово-Суздальского и частично Муромо-Рязанского княжеств. Она осваивалась выходцами из земель смоленских кривичей, новгородских словен и приокских вятичей со 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Москва. Церковь Никиты мученика (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Церковь Никиты в Старой Басманной слободе Карта и ближайшие объекты Храм великомученика Никиты, что в Старой Басманной слободе, ранее именовался церковью во имя иконы Владимирской Божией Матери. В церкви придел во имя Святого Никиты великомученика. Построен в 1517 году великим князем Василием Иоанновичем. По преданию, Василий Иоаннович провожал до этого места принесенные из Владимира святые иконы. Потому с этого года и в плоть до 1683 года был сюда крестный ход. Когда старая церковь обветшала, ее перестроили в 1751 году. Архитектор Д.В. Ухтомский, который строил и церковь святителя Алексия, митрополита Московского, на Таганке. Связавшая храм и колокольню трапезная включила в себя стены находившегося на этом месте храма старой постройки. Выполнен в стиле барокко. Большие окна украшены живописными наличниками. Приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Был закрыт в 1933 году. Использовался как общежитие. В 1994 году отреставрирован. Древнейшая московская церковь, основанная Василием III предположительно в 1518 году, первоначально была деревянной, освящена во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Первый каменный храм, построенный на месте деревянной церкви, был возведен в 1685 году и простоял до середины XVIII века. В отстроенном храме придел освятили в честь Никиты Мученика. Строительство храма, сохранившегося до наших дней, иногда связывают с Петром I. В 1728 году на Новой Басманной улице в Капитановой слободе по чертежам самого Петра I был возведен новый храм Петра и Павла. Контраст между Петропавловским храмом на Новой Басманной и Никитской церковью на Старой оказался слишком разителен. Пострадавший во время пожара 1737 года Никитский храм жители слободы решили перестроить. Барочный храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе был возведен в 1745-1751 гг. на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, И. Рыбникова, В. Прохорова и др. Церковь освящена в 1751 году, главный престол - во имя иконы Владимирской Божьей Матери, придел - во имя Никиты Мученика, по которому и названа Никитской. Второй придел по просьбе купцов, на чьи пожертвования возводился храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Д.В. Ухтомский (по другим данным А. Евлашев или К. Бланк), по проекту которого был построен храм, задействовал в постройке старые стены храма, а из бывшей церкви устроил трапезную с двумя приделами, тем самым сохранив постройку XVII века. Новый храм в стиле елизаветинского барокко был возведен с восточной стороны, колокольня - с западной.

http://sobory.ru/article/?object=01882

На месте, где в настоящее время находится Сретенский монастырь, в древности было Кучково поле, служившее местом казни преступников. Так, в летописи имеется запись, что здесь в 1378 году был казнен тысяцкий Иван Васильевич Вельяминов со своим сообщником купцом Некоматом, противившиеся великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому. В 1385 году здесь была построена небольшая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Спустя десять лет грозный ордынский царь Темур-Аксак с несметными силами вторгся в пределы России, сжег город Елец, избил массу народа и устремился к Москве. Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил навстречу врагу с войсками в г. Коломну, а управлять Москвою поручил своему дяде князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Великий князь Василий Дмитриевич, глубоко веруя в заступление Царицы Небесной, написал к Московскому митрополиту Киприану, чтобы из Владимира была принесена с подобающей честью чудотворная икона Владимирской Божией Матери, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукою. Желание великого князя было исполнено, и 26 августа 1395 года чудотворная икона Владимирской Божией Матери была принесена в Москву. Навстречу этой святой иконе из Кремля направился крестный ход, и на Кучковом поле чудотворная икона была встречена москвичами; с крестным ходом икону понесли в Успенский собор; народ падал ниц пред святыней, восклицая: «Мати Божия, спаси землю русскую», и совершилось чудо: завоеватель Темур-Аксак в самый день 26 августа поспешно оставил русскую землю. Летописцы сообщают, что в тот самый день и час, когда москвичи на Кучковом поле встречали икону Владимирской Божией Матери, татарский хан дремал в шатре, и ему представилось видение: с вершины высокой горы сходили к нему святители с жезлами, а над ними в лучезарном сиянии Божия Матерь, окруженная множеством воинов, вид которых был как молния и которые устремились на Темура. Проснувшись, хан страшно испугался и поспешно оставил пределы русской земли. Великий князь Василий Дмитриевич в благодарность Господу Богу за избавление России от разорения татарами заложил на Кучковом поле храм во имя Владимирской Божией Матери и в нем поставил точный снимок с чудотворной иконы Владимирской Божией матери, а при этом был основан Сретенский монастырь. Сама чудотворная икона была поставлена в Кремле, в соборном храме Успения Богоматери, где находится и в настоящее время. В память избавления России от нашествия татар 26 августа установлен в 1395 году в Сретенский монастырь крестный ход.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Елец. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Сергия Карта и ближайшие объекты Владимирская церковь в Чёрной слободе – один из самых любимых ельчанами храм города. Первая деревянная Владимирская церковь была построена вместо храма св. Сергия Радонежского в 1680-х годах. Чудесным образом Владимирская церковь уцелела во время сильного пожара 1769 года, спалившего весь Елец. Простоявший около ста лет деревянный храм было решено заменить каменным. Место ему было отведено в 20 метрах севернее старой церкви. Прежний храм, после построения нового, был продан в село Злобин Воргол Елецкого уезда, а на его месте установлен каменный столб. Началось возведение новой церкви в 1770-х годах, и уже в 1779 году был освящён Сергиевский престол, а пятью годами позже и главный – Владимирский. Ввиду недостаточности средств, третий престол в честь св. Феодосия Тотемского был освящён лишь в 1811 году. Объёмно-пространственная композиция «восьмерик на четверике» была традиционна для Ельца того времени. В 1809 году была построена четырёхъярусная 40 метровая колокольня. В 1829 году известным архитектором И.И. Шарлеманем был выполнен проект по расширению трапезной. Работы в соответствии с проектом происходили в 1841-1842 годах, а год спустя храм был расписан. В 1865 году к храму были пристроены два придела, освящённые в честь св. Тихона Задонского и св. Михаила Малеина. В это время храм отличался необычайной красотой наружных росписей и лепнины. Впечатляла Владимирская церковь и своим внутренним убранством, обладая значительным числом подлинных святынь, почитаемых всеми ельчанами. При храме действовала приходская богадельня с 1820 года, позже - церковно-приходское училище и библиотека-читальня. Также Владимирской церкви был приписан Воскресенский храм (ныне от него остался один лишь фундамент) на кладбище Чёрной слободы. За годы советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные руины. В 1918 году большевиками был убит священник Владимирской церкви Михаил Тихомиров. В 1922 году храм был разграблен. В конце 1920-х годов храм стал центром сопротивления внутри самой РПЦ, вызванным декларацией митрополита Сергия в 1927 году. Священник Владимирской церкви Сергий Бутузов поддержал опального епископа Козловского Алексия, выступавшего против сближения со светской властью. Отец Алексий организовал монашескую общину из бывших насельниц Знаменского монастыря, несогласных с действиями митрополита Сергия. Таким образом, священник Владимирского храма и его прихожане встали в открытую оппозицию власти и лояльному ей священству. В связи с чем, в 1928 году о. Сергия выслали из Ельца.

http://sobory.ru/article/?object=06488

Заречье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В 1881 году Владимирской Духовной консисторией дано разрешение на постройку церкви под надзором епархиального архитектора Н.А. Артлебена, и в 1887 году тщанием прихожан построена ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери и открыт отдельный приход. Престолов в церкви три: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах - Святителя Алексия митрополита Московского и преподобного Сергия, игумена Радонежского. В советское время закрыта и разорена. В 1990-е годы возвращена верующим и восстановлена. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008 г. Село Заречье находится в 130 верстах от Владимира и в 43 верстах от Мурома. До постройки церкви здесь была деревня. В 1887 г. тщанием прихожан построена каменная церковь и открыт отдельный приход. Престолов в церкви три: главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах – в честь св. Алексия, митрополита Московского, и преп. Сергия Радонежского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1887 г., исповедные росписи с того же времени. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и от хлебного сбора около 1000 руб. в год. Дома у членов причта церковно-приходские. Приход состоит из села Заречья и деревни Ратькова, в коих по клировым ведомостям числится 820 душ муж. пола и 927 жен. В приходе имеется две земских народных школы. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. В сосновом бору на берегу реки Шерны красуется великолепный храм села Заречье. Здесь Шерна играет роль границы между областями: Новосергиевское - в Ногинском округе Московской области, Заречье - в Киржачском районе Владимирской.

http://sobory.ru/article/?object=04598

Алешенка. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Село Алешенка (в старину упоминается как Богородицкое, Алымовка, Страховка, Крупец) расположено при реке Алешне, притоке реки Навли, в 8 км от районного центра. В начале ХХ века это село входило в состав Пролысовской волости: ныне это центр Алешенского сельского поселения. По переписи 1897 года, в Алешенке насчитывалось 1886 жителей, в настоящее время - около 650. Алешенкой (вариант " Алёшенка " - ошибочный) село называлось по реке, Богородицким - по храму, Алымовкой и Страховкой - по фамилиям владельцев. Название " Крупец " встречается в более ранних документах, относящихся к первой половине XVIII века. Дополнительные названия отличают Алешенку от одноименных сел в Трубчевском и Севском уездах. Первое упоминание о церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в Алешенке (Крупце) относится 1709 году, когда митрополит Стефан, по прошению местного помещика Евстрата Тимофеевича Алымова, благословил строительство здесь деревянного храма. В то время Алешенка (Крупец) была деревней и входила в состав Подгородного стана Брянского уезда. К 1711 году церковь построили и 21 мая на ее освящение был выдан антиминс. В 1777 году церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери была заново выстроена в дереве - на средства помещика Антона Семеновича Хлюстина. С 1783 года упоминаются ее приделы во имя Николая Чудотворца и во имя Георгия Победоносца. Недалеко от этой церкви в 1837 году тщанием владелицы села Елизаветы Антоновны Страховой был поставлен кирпичный холодный храм с тремя престолами, сохранившими прежние посвящения (правый - Георгиевский, левый - Николаевский). В следующем, 1838 году, ветхая деревянная церковь была перенесена на кладбище и позднее переосвящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Кирпичная церковь была накрыта железной кровлей, с обеих сторон оштукатурена, а внутри по штукатурке окрашена масляной краской. Колокольня и настоящая часть храма соединялись крытой галереей, вероятно заменявшей трапезную. Общая длина этой постройки достигала почти 40 метров, а ширина - 24 метра. Над храмом на высоту почти 16 метров вознеслась одна большая глава. Над расположенными предположительно в один ряд алтарями находились три малых главы. Всего имелось 14 больших и 8 малых окон, трое наружных и 6 внутренних дверей. Главный иконостас имел размеры примерно 11 на 10 метров, а придельные - 5,5 на 5 метров. Отапливалась церковь двумя печами. Высота трехъярусной колокольни составляла 22 метра, на ней висело 7 колоколов. Храм был окружен кирпичной оградой, покрытой железом, внутри которой стояла и деревянная сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=30097

Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители Источник Содержание I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) “церкви многы” и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей 1785 . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также “церкви многы камены”, первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158 – 1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164), которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице 1786 . “Многы церкви” создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191 – 1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела – великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины. Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. 1787 “Многы церкви” создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207), б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) 1788 . “Многы церкви” создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222 – 1225), и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде 1789 . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) 1790 . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г. – 32, в 1193 г. – 14, в 1199 г. – 16, в 1227 г. – 27; в Ростове в 1211 г. – 15; в Ярославле в 1221 г. – 17 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Киев. Собор Владимира равноапостольного. Владимирский собор Карта и ближайшие объекты В 988 году киевский князь Владимир ввел христианство как официальную религию. Со временем это содействовало присоединению Руси к культуре христианского мира, подняло ее международный престиж. Киев стал центром Русской православной митрополии и сохранил роль " стольного града " . Построен в 1862-82 годах. Первый проект разработали архитекторы Штром и Спарро, позже его переделал архитектор Беретти. В строительстве собора участвовали архитекторы Бернгардт, Маевский, Николаев. Владимирский собор был построен в так называемом русско-византийском псевдостиле. Собор в плане - традиционный древнерусский шестистолбный триапсидный храм, но увенчаный 7 куполами. Значительную художественную ценность имеют внутренние настенные росписи, которые были выполнены в 1885-96 годах русскими художниками Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, украинские - Замирайло, Костенко, Пимоненко, польские - Сведомский, Котарбинский, под общим руководством профессора Прахова. Васнецову принадлежит роспись главной навы собора, в которой, кроме религиозных сюжетов, большое место занимали исторические композиции - " Крещение киевлян " и " Крещение Владимира " , портреты канонизированных " святых " : Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги и др. Нестеров выполнил иконостас в боковых навах, 2 композиции - " Рождество " и " Воскрешенье " - на стенах хорив и " Богоявление " в крещальной. Сведомскому принадлежат композиции " Тайная вечеря " , " Вьезд в Иерусалим " , " Суд Пилата " , Кортабинскому - " Вознесение " и др. Орнамент, что покрывает свободное пространство, выполнили украинские мастера, кроме правой навы, которую расписал Врубель. Владимирский собор расположен на бульваре Тараса Шевченко ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР , 1862—1886 гг. (бульв. Тараса Шевченко, 20)      Первоначальные проекты собора принадлежат академику архитектуры И. В. Штрому (1859 г.) и архит. П. И. Спарро (1861 г.). В 1862 г. проект П. И. Спарро был существенно переделан академиком архитектуры А. В. Беретти. Заложен 15 июля 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=01026

Князь-Владимирский собор (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Князь-Владимирский собор Князь-Владимирский собор построен в 1766-1789, памятник архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Находится на Петроградской стороне. Собор занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. В нем нашло отражение множество исторических событий от Петровских времен до наших дней. В то же время собор наглядно свидетельствует о преемственности отечественной истории — через него духовные связи града святого Петра тянутся и к Москве, и к древнему Киеву. Первоклассный памятник русской церковной архитектуры, этот храм имеет выдающееся градостроительное значение. Неповторим его художественный облик. Собор очень уютен внутри, удивительно гармоничен и располагает душу к молитве. Официальное название — собор Святого равноапостольного князя Владимира. Содержание История [ править править код ] Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название «Мокруша», поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма - предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I. Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного.

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010