Историко-этнографический очерк А. А. Титова В одной из самых отдалённых волостей Ростовского уезда «Новоселко-Пеньковской» находится бывшая казённая деревня «Нагая слобода». Она расположена на границе Владимирской губернии и близ Угличского уезда, в 35 верстах от Ростова. Деревня эта, довольно большая, числится в Рославлевском приходе и лежит при прудах. Название своё деревня получила от прежних владельцев Нагих. Подтверждается это писцовой книгой начала XVII века, находившейся в собрании Ростовского купца П.В. Хлебникова. По словам рукописи, это был выселок, образовавшийся в конце XVI века из древней родовой вотчины Нагих, находящейся в Александровском уезде, Владимирской губернии, где при уцелевшей древней церкви погребены многие представители рода Нагих. В 2-х верстах от Нагой слободы находится исток реки Сары, берущей начало в Сарском болоте. Река эта близ деревни течёт ручьем, песчаным крутоберегом, посреди открытой пологой местности и состоит из многих родников. Вода в этих родниках летом холодна как лёд и зимой не мёрзнет. В этой местности летом бывают большие гулянья, и сохранился обычай окачиваться с молитвами в известные дни водой из вышеупомянутых родников, а на береговых кустах развешивают обыкновенно куски холста, полотенца, ленты, платки и шейные крестики. Все это указывает на то, что аборигены этих мест, любившие селиться при реках и озёрах, боготворили их. Остаток этого религиозного поклонения или чествования сохранился и до ныне в простом народе, который, как известно, ставит над колодезями и родниками в селениях навесы с иконами внутри, а на дно родников бросает медные крестики и монеты. В версте от с.Рославлева, прихода «Нагой слободы», сохранились еще следы городца. Это большой конусообразный холм, около версты в окружности, шагов 80 в длину на площади вершины, шагов 50 поперек. Городец этот на юг покат и отлог, на восток круче, а на запад и север почти отвесный. Высота холма доходит саженей на 40–45 по вертикальной линии. С юга, у подошвы городца, остатки бывшего в старину пруда, обратившегося ныне в болото, на северо-западе заросшее и поросшее ельником озеро, а на северо-востоке также заросшее озеро или пруд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/n...

отв. ред. Д. С. Лихачев Летопись Софийская I Летопись Софийская I (далее: CIЛ) – летопись XV в., сохранившаяся во множестве списков и лежащая в основе всех общерусских летописей 2-й пол. XV–XVI в. Дошла в двух редакциях: старшей (списки Карамзина – ГПБ, F.IV.298 и Оболенского – ЦГАДА, ф. 135, рубр. 2, 3), доведенной до 6926 (1418) г., и младшей, в которой текст продолжен до 2-й пол. XV в.; один из списков младшей редакции CIЛ – список Царского – доведен до 1508 г. и отражает влияние Летописного свода Сокращенного и великокняжеского летописания нач. XVI в. В науку CIЛ была введена уже с нач. XIX в.; в 1821 г. издана П. Строевым (вместе с Летописью Софийской II), в 1851 г. – в ПСРЛ (с пропусками текста); в 1926 г. CIЛ была вновь переиздана в ПСРЛ, но издание не завершено. Название CIЛ, данное ей в науке, связано с вступительной частью CIЛ, имеющей наименование «Софийский временник» (и восходящей, очевидно, к Начальному своду XI в.). Первоначально CIЛ рассматривалась исследователями как новгородская по своему происхождению летопись. А. А. Шахматов обратил внимание, что текст CIЛ на всем протяжении до 1418 г. (окончание старшей редакции CIЛ) совпадает с текстом Летописи Новгородской IV; он сделал из этого вывод, что в основе CIЛ и Новгородской IV лежит общий протограф – свод 1448 г., или Новгородско-Софийский свод. Свод этот, в свою очередь, представлял собою, по мнению А. А. Шахматова, соединение двух источников – Новгородской летописи 20-х гг. XV в. («Софийского временника») и общерусского «Владимирского полихрона» 1421 г. Соединение этих двух источников и создание Новгородско-Софийского свода было, по мнению Шахматова, осуществлено в Новгороде в 30-х или 40-х гг. М. Д. Приселков принял основную текстологическую схему А. А. Шахматова, но предполагал, что общий протограф CIЛ и Новгородской IV летописи был не новгородским, а общерусским (митрополичьим) сводом. Исследования последнего времени поставили под сомнение существование у Новгородско-Софийского свода особого общерусского источника – «Владимирского полихрона» 1418–1421 гг.: прямым отражением этого Полихрона А. А. Шахматов считал Хронограф Русский и Летопись Ермолинскую, но исследование обоих этих памятников дает основание сделать вывод, что в их основе лежит не общерусское летописание нач. XV в. (Полихрон), а более поздние летописи (кон. XV в.). Полное сопоставление CIЛ и HIVЛ обнаруживает, что текст общего протографа передан в CIЛ лучше – без каких-либо заметных добавлений; в HIVЛ текст сокращен и значительно пополнен новгородскими известиями. Можно предполагать поэтому, что общий протограф CIЛ и HIVЛ не опирался на общерусский Полихрон, а сам был общерусским (митрополичьим) сводом, соединявшим общерусское летописание (близкое к Летописи Троицкой), новгородское, суздальско-ростовское (частично сходное с Летописью Московско-Академической), южнорусское (частью совпадающее с Летописью Ипатьевской), псковское и тверское.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Лекция XVIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ. КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К КИЕВСКОЙ РУСИ: ПОПЫТКА ПРЕВРАТИТЬ ПАТРИАРХАЛЬНУЮ ВЛАСТЬ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ. ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ АНДРЕЯ В РОСТОВСКОЙ ЗЕМЛЕ: ЕГО ОТНОШЕНИЯ К БЛИЖАЙШИМ РОДИЧАМ. К СТАРШИМ ГОРОДАМ И СТАРШЕЙ ДРУЖИНЕ. КНЯЖЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ УСОБИЦА В РОСТОВСКОЙ ЗЕМЛЕ ПО СМЕРТИ КНЯЗЯ АНДРЕЯ. СУЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО ЛЕТОПИСЦА ОБ ЭТОЙ УСОБИЦЕ. ПРЕОБЛАДАНИЕ ВЕРХНЕВОЛЖСКОЙ РУСИ НАД ДНЕПРОВСКОЙ ПРИ ВСЕВОЛОДЕ III. ДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСПЕХОВ КНЯЗЕЙ АНДРЕЯ И ВСЕВОЛОДА НА НАСТРОЕНИЕ СУЗДАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА. ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧЕННЫХ ФАКТОВ. Обращаясь к изучению политических следствий русской колонизации Верхнего Поволжья, будем постоянно помнить, что мы изучаем самые ранние и глубокие основы государственного порядка, который предстанет пред ними в следующем периоде. Я теперь же укажу эти основы, чтобы вам удобнее было следить за тем, как они вырабатывались и закладывались в подготовлявшийся новый порядок. Во-первых, государственный центр Верхнего Поволжья, долго блуждавший между Ростовом, Суздалем, Владимиром и Тверью, наконец утверждается на реке Москве. Потом в лице московского князя получает полное выражение новый владетельный тип, созданный усилиями многочисленных удельных князей северной Руси: это князь-вотчинник, наследственный оседлый землевладелец, сменивший своего южного предка, князя-родича, подвижного очередного соправителя Русской земли. Этот новый владетельный тип и стал коренным и самым деятельным элементом в составе власти московского государя. Переходим к обзору фактов, в которых медленно и постепенно проявлялись обе основы и новый политический тип, а потом и новый государственный центр. АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ Политические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья начали обнаруживаться уже при сыне того суздальского князя, в княжение которого шёл усиленный её прилив, при Андрее Боголюбском. Сам этот князь Андрей является крупною фигурой, на которой наглядно отразилось действие колонизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Давыдов. Переписные книги Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г.    Суздальская кафедра, впервые выделенная из состава Ростовской под именем Суздальской и Владимирской епархии в 1214/15 г., в качестве самостоятельной церковно-административной единицы просуществовала, с перерывами, вплоть до 1798 г. Состав ее территории не отличался стабильностью: в разное время суздальские владыки окормляли паству также во Владимире, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, Городце, Тарусе, Юрьеве-Польском. Однако несмотря на значительную древность и определенный авторитет кафедры, ее документальное наследие дошло до наших дней в далеко не полном и сильно распыленном виде. Так, А. В. Маштафаров в своей публикации ранних грамот вотчинного архива суздальских архиереев сетовал на его исключительно малую общую величину, представленность исключительно позднейшими списками и изложениями, а равно на отсутствие в составе этого собрания каких-либо актов старше 1530 г. Аналогичная картина наблюдается и в отношении известных специалистам переписных книг Суздальского архиерейского дома и кафедрального Богородице-Рождественского собора. В знаменитом труде первого суздальского краеведа соборного ключаря Анании Федорова присутствуют неоднократные отсылки к «описным книгам» соборной церкви 7117 (1608/09), 7138 (1629/30), 7165 (1656/57), 7190 (1681), 7191 (1682/83), 7193 (1684/85) гг., также единожды упоминаются книги 7136 (1627/28) г. (очевидно, в последнем случае мы имеем дело с опиской вместо правильного чтения «7138»), что заставляет сделать вывод о том, что все эти документы сумели сохраниться по крайней мере до середины XVIII столетия. Правда, сказать что-либо определенное про большинство из них, к сожалению, не представляется возможным. По словам самого Анании, опись собора и его ризницы 1608/09 г. была составлена по распоряжению Лжедмитрия II суздальским воровским воеводой Нехорошим Бабкиным, а книги 1656/57 и 1681 гг. — при архиепископах Филарете и Павле соответственно . Добавим, согласно известию публикуемого в рамках настоящей работы источника (см. л. 48 об.), перепись 1681 г. отнюдь не ограничивалась ревизией имущества одной лишь соборной церкви: «трои описные книги», подготовленные тогда подьячим приказа Большого дворца Павлом Ивановым, похоже, охватывали архиерейский дом целиком; там же (на л. 2) вскользь упомянуто еще одно описание — (1694/95) г., скрепленное епархиальным казначеем Варлаамом (Павловым).

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

А.А. Половцов Зюзин, Никита Алексеевич Зюзин , Никита Алексеевич. В 1627–52 гг. состоял стольником. В 1628–42 гг. часто бывал рындой при приеме царем Михаилом Феодоровичем послов французского, шведского, голштинского, турецкого, польско-литовского, кизильбашского, посла сибирского царя Алтына, английского посланника, кизильбашских купцов и польско-литовских гонцов. В январе и феврале 1639 г. Зюзин дневал и ночевал при гробе царевича Ив. Мих., а в апреле при гробе царевича Вас. Мих. В 1646–47 гг. он переписывал посадские дворы и людей в г. Самаре, дворцовое село Ильинское с деревнями, вотчины патриарха Иосифа в с. Рождествене в Самарском у. и государевы дворцовые села и деревни и в них дворы и людей в Бежецкой пятине. В марте 1648 г. царь Алексей Михайлович указал быть послами в Швеции: окольничему Бор. Ив. Пушкину и Зюзину. Вследствие челобитья Зюзина, что ему «невместно» быть с Пушкиным, тот бил челом о «обороне». Государь велел взять у них «случаи», выслушав которые, приказал обвинить Зюзина окольничему Бор. Ив. Пушкину: отправить в тюрьму, а затем, выпустив из тюрьмы, послать к Пушкину на двор «головою». Все это было исполнено. Зюзин однако упорствовал в своем отказе и был снова отослан в тюрьму, где просидел довольно долго, причем поместье и вотчины его были отписаны на государя. Когда государь указал выпустить его из тюрьмы, то возвратил ему поместья и вотчины. В 1648 г. Зюзин назначен был во Владимирский Судный приказ. В 1649 г. он был послан в Устюг Великий для следствия не только относительно мятежа, бывшего там в июле 1648 г. и закончившегося убийством подьячего, но и относительно мероприятий первого следователя по этому делу, стольника кн. Ив. Гр. Ромодановского. В 1651 г. Зюзин состоял воеводой в Коротояке. В следующем году из стольников он был пожалован в окольничие. Тогда же государь указал ему «быть в боярах» у патриарха Никона . В 1653 г., марта 25-го, на обеде у государя Зюзин местничался с Лобановым-Ростовским, за что был «бит батоги за переградою и у стола с окольничим с князь Иваном Лобановым был».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.Р. Андреев Скачать epub pdf Часть I. Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества Владимиро-Суздальское княжество , крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси X–XIII веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в X-XI веках города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882), и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством – в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме – Глеб. По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владения сажал князьями своих сыновей Ярополка, затем Юрия. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжёлую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшемся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме – Владимир. Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134, Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152, Дмитров – 1154, укрепление Москвы – 1156). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157–1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в русской земле. Однако её центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества. В 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по видимому, участвовал Глеб Рязанский. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского, хотела утвердить на Владимирском престоле угодных ей князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антон Анатольевич Горский Глава шестая. К победам военным и дипломатическим: Дмитрий Иванович (1359–1389) Кончина Ивана Ивановича 13 ноября 1359 г. совпала с началом новой, теперь продолжительной, «замятии» в Орде 461 . По смерти хана Бердибека сменивший его Кульпа царствовал всего пять месяцев и был убит Наврузом. К последнему и отправились «вси князи Роусьскыи» 462 . К этому их вынуждала как смена хана, так и кончина великого князя владимирского: требовалось подтвердить свои владельческие права. Главным же вопросом была судьба великого княжения. Новому московскому князю, сыну Ивана Ивановича Дмитрию было всего 9 лет (р. 12 октября 1350 г.), и Навруз предпочел ему нижегородского князя Андрея Константиновича (сына Константина Васильевича). Андрей (не имевший склонности к государственной деятельности) отказался от ярлыка в пользу своего младшего брата Дмитрия, князя суздальского; 22 июня 1360 г. Дмитрий Константинович занял владимирский стол 463 . Потеря великого княжения означала, что из-под власти московского князя уходит обширная территория великого княжества Владимирского (с городами Владимиром, Переяславлем, Костромой, Юрьевом-Польским, Дмитровом, Ярополчем). Одновременно Галицкое княжение было передано ханом Дмитрию Борисовичу, сыну последнего дмитровского князя, а Сретенская половина Ростова, которой завладел еще Иван Калита в 1332 г. (когда к нему отошло все великое княжение) была возвращена ростовским князьям 464 . Фактически владения князей Московского дома вернулись почти к границам 1327 г. – времени до получения Иваном Калитой ярлыка на великое княжение владимирское (за исключением юго-запада – «мест рязанских», вошедших в состав именно Московского, а не великого Владимирского княжества). Тем временем (еще до прихода Дмитрия Константиновича во Владимир) Навруз был убит другим претендентом на ордынский престол Хызром (Хидырем). В 1361 г. его посетили Дмитрий Московский, Дмитрий Константинович с братом Андреем и Константин Ростовский. Дмитрий Иванович уехал из Орды ранее других князей (о каких-либо пожалованиях летописные известия молчат – очевидно, новый хан только подтвердил существовавшее положение), и тем самым избежал участи быть свидетелем новой вспышки замятии: Хызр был убит, и появилось сразу несколько претендентов на престол; сильнейшими из них стали Мюрид (Мурат) и Абдулла, от имени которого действовал эмир («князь ординьскыи») Мамай. Кроме того, два представителя ордынской знати, не принадлежавшие к ханскому роду, стали фактически независимы от центральной власти: Болактемир начал править в Волжской Булгарии, а Тагай в Наручади (район современного Наровчата) 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава III. Консисториальные округа А. Протестантские консистории 1 . Лютеранские консистории: их состав и круг действий. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. I, ст. 543–500; 932 – 987). Консисториальное управление в лютеранстве было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году,-и с тех пор консистории мало- по- малу стали появляться повсюду в немецких протестантских государствах, захватывая в свои руки то божественное право и ту священную власть, которые Спасителем были даны только определенным лицам-Апостолам и их дальнейшим преемникам. Личное служение епископов лютеранство заменило деятельностью коллегиальных учреждений-консисторий. Как человеческое установление, лютеранская консистория всецело обязана своим происхождением инициативе и власти протестантских монархов. Лютер отверг таинство священства; лютеранские, князья поставили на его место чиновничество. В таком виде протестантство появилось и в России. У него пет епископов в христианском смысле; за то есть консистории, обладающие епископскими правами и полномочиями. По действующим ныне в России законам (ст. 543), все лютеранские приходы, за исключением находящихся в закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных консисторий: 1) с.-петербурской, 2) лифляндской, 3) эстляндской, 4) курляндской и 5) московской.-В округи этих консисторий входят: а) с.-петербургской-лютеранские приходы губерний с-петербургской с г. г. Кронштадтом и Нарвой, новгородской, псковской, вологодской, олонецкой, архангельской, костромской, ярославской, смоленской, черниговской, волынской, подольской, киевской, полтавской, екатеринославской, таврической, бессарабской, херсонской с г. Одессой, а также ростовского и таганрогского округов области войска донского; б) лифляндской-приходы лифляндской губернии; в) эстляндской-приходы эстляндской губернии; г) курляндской-приходы губерний: курляндской, витебской, могилевской, минской, виленской, гродненской и ковенской; д) московской -приходы губерний: московской, тверской, калужской, тульской, рязанской, владимирской, нижегородской, пензенской, тамбовской, воронежской, курской, орловской, харьковской, саратовской, симбирской, казанской, вятской, пермской, самарской, оренбургской, уфимской, астраханской, кавказского края, губерний и областей Сибири и туркестанского края.-Закавказские лютеранские общества немецких колонистов, не подчиняясь консисториям, в духовном отношении, как мы видели, находятся в ведении колонистского синода и обер-пастора, зависящих непосредственно от министра внутренних дел. В царстве польском протестантскими приходами аугсбургского исповедания ведает особая, аугсбургская консистория, находящаяся в Варшаве. Ола же управляет и делами проживающих в губерниях царства польского гернгутеров или Моравских Братьев и Монолитов. Кроме того в Варшаве есть реформатская консистория, а в Вильне-равноправная с нею реформатская коллегия.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В кинотеатрах пройдут показы документального киноальманаха «Наука побеждать» – о современной российской армии 18.03.2024 14 С 21 марта по 3 апреля в кинотеатрах России пройдут показы созданного при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа документального киноальманаха «Наука побеждать» – о современной российской армии, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Русской народной линии». Режиссер фильма – известный кинодокументалист, военкор, снимавший на пяти войнах, Валерий Тимощенко. Показы, организованные сетью кинотеатров «Центр кино», пройдут преимущественно районных и поселковых кинозалах. География показов: Алтайский край, Забайкальский край; республики: Башкирия, Дагестан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Мордовия, Тыва, Удмуртия; Архангельская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Забайкальская, Кировская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Пензенская, Псковская области. Все мы с надеждой и тревогой вглядываемся в современную армию, её воинское искусство. Это взгляд в будущее, которое во многом зависит от воинского искусства наших солдат и офицеров. Нам сегодня противостоят огромные, сверхсовременные проекты НАТО. Насколько мы готовы к этим вызовам? Киноальманах «Наука побеждать» рассказывает о подразделениях, которые, по сути, представляют лучшее в сегодняшней Российской армии и на флоте. Четыре фильма альманаха посвящены разным родам войск: десантники, мотострелки, танкисты, моряки Каспийской флотилии, пятый – психологической и мотивационной подготовке бойцов. Серьёзнейшее испытание спецоперацией на Украине остро ставит вопрос перед соотечественниками: какая у нас армия, кто он, сегодняшний молодой офицер и боец. Авторы убеждены, что подобное кино, предельно доброжелательное, но честное и современное, сегодня жизненно необходимо стране, особенно полезно будет увидеть киноальманах молодёжи, в том числе старшеклассникам и студентам, которым завтра предстоит служить в армии. Фильм можно посмотреть по Пушкинской карте.

http://ruskline.ru/anonsy/2024/03/18/v_k...

Н.И. Милютенко Глава 2. Биография св. Владимира от рождения до поисков веры  1. Основные источники Биография св. Владимира до крещения известна только из летописей. В этой части «Повесть временных лет» и Начальный свод (далее: НС), отразившийся в Новгородской 1 летописи младшего извода (далее: Н1 мл.), полностью совпадают. О соотношении двух памятников начального русского летописания подробно написано в Гл. 1. 1. Особый памятник представляет собой Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в 1216 г. Первая часть, заканчивающаяся 1110г., была значительно переделана по сравнению с Владимирским сводом 1205 г. (Радзивиловская летопись), на котором основан Летописец. 229 Практически каждая статья содержит уникальные сведения, а особое внимание уделено свв. Ольге и Владимиру и распространению христианства на Руси. Существенно отличается текст Речи Философа, обращенной к Владимиру-язычнику (статья 6494 г.). В «Повесть временных лет» вставлены Церковные уставы св. Владимира и Ярослава в особой редакции. Летописец сам написал Сказание о свв. Борисе и Глебе, которое поместил под 6523 (1015) г. 230 Как уже говорилось в Гл. 1. 1, Общерусский митрополичий свод, доведенный до 1418 г., сохранился в составе Софийской 1 летописи (далее: С1). 231 Традиционно С1 и восходящую к ней Новгородскую 4 возводили к общему источнику, Своду 1448 г., и Общерусский митрополичий свод называли (и продолжают называть) Новгородско-Софийским или Сводом 1448 г. Все дополнения С1 и ее основного источника, Первой подборки Новгородской Карамзинской летописи, по отношению к «Повести временных лет» и Н1 мл. относятся к истории крещения Руси, а не к языческому периоду жизни св. Владимира. «Особая обработка» Общерусского митрополичьего свода в полном виде отразилась в Московском своде 1479 г., а в кратком – в Ермолинской летописи. 232 В интересующей нас части она содержит те же сведения, что и С1. Краткий вид «особой обработки» лег в основу ряда летописей и сводов конца XV – начала XVI в. Самым значительным из них был Свод 1518 г., отразившийся в Львовской и Софийской 2 летописях, а также в Ростовском своде 1534 г. Ростовский свод 1534 г. воспроизведен в Тверском сборнике, но только до 1255 г., а далее к нему присоединен Тверской летописец. 233 Составитель Ростовского свода существенно дополнил свой основной источник, но все его исторические изыскания относятся к истории крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010