Тверитяне добровольно, сами собой, бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. Такой князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок. Но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствою, нока может. И точно, он мирно почил 3-го февраля 1289 года а храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году 14 . † Преставление благоверного Романа, князя Угличского Благоверный князь Роман Угличский был сын князя Владимира Угличского и внук великого князя Константина I-ro; – с молодых лет обучали его христианским добродетелям, особенно же обучали его тому скорби жизни. Ему было 23 года, когда Батый с своими страшными полчищами вступил в Россию. На общем совете с боярами князь Владимир положил оставить Углич в ведении старшего боярина, и когда Батый потребует сдачи его, то немедленно сдать, чтобы не лилась бесполезно кровь христианская. Сам же князь Владимир с двумя сыновьями, Андреем и Романом, удалились в Новгород. Батый был в Угличе в феврале 1237 года и оставил его не тронутым. Князь Владимир с семьею своею целые три года скитался в Новгородской области и, когда татары уже совсем оставили Россию, возвратился в Углич. В 1244 году Владимир вместе с другими князьями был в Орде и Батый дозволил князьям владеть отчинами; князь Владимир возвратился в Углич. – Но в то страшное время нельзя было жить покойно ни в одном углу России. В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году 15 . Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно хану и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжеством Угличским. Но бездетный Андрей был болен, и с 1261 года Роман Владимирович вступил в управление княжеством 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Великия Новгородской соборной и апостольской церкви чудотворцев, в приделе св. Богоотец Иоакима и Анны, чудотворец Никита, епископ Новгородский, мощи ево положены в раце древне нетленны и всем видимы, а под спудом были мощи его, по преставлении У. И. лет (т. е. 450 л.), обрелись по видению, при державе блаженныя памяти царя Ивана Васильевича всея Руси и прославил Бог своего угодника Никиту епископа многими чудесы: разслабленным стягновение, слепым видение, хромым хождение и на враги побеждение дарует и при животе своем милостиею своего граду запаление угоси и празднуют ему чудотворцу в Нове городе три ж дни – на преставление – Генваря в 30, на обретение мощей – Апреля 30, да по обещанию всего града ему ж установлено празднество по неделе всех святых, во вторый пяток, внегда досматривал по своему неверному мнению, мощи святаго чудотворца Никиты князь и попове со гражданы. В приделе ж соборныя церкви Иоанна Предтечи, именуемаго в темнице, чудотворец Иван, архиепископ, – мощи лежат в гробницы из камене на верх земли, всем видим, прославлен от Бога в чудесех при животе и по смерти его молитвою избавила Пречистая Богородица Знамение древний град от расхищения нашедших врагов и хотящих разорити град, а обрели его мощи, по видению Новгородскаго архиепископа святаго Евфимия чудотворца, что на вежицах, да тутож, на другой стране, в каменной гробнице – мощи брата единоутробнаго Иванова чудотворца, Григория архиепископа. В соборной же церкви, в Корсунской паперти, на западной стране, лежат мощи создателей соборныя церкви святыя Софьи, князя великаго Володимира Киевскаго, крестившаго русскую землю, да мать его благоверная великая княгиня Анна, почтены от Бога нетлением, лежат в каменных гробех всеми видимы, а пение им не установлено, а исцеления бывают с верою приходящим, да тут же в пределе Архидиакона Стефана, лежит великая княгиня Александра Владимировна Ярославича, да от цолуденныя в Мартирьерской паперти, у Софии ж в приделе Рождества Пречистой лежат мощи в аспидном гробе наверх земли великаго князя Мстислава Ростиславовича, иж глаголют его в повестех вельми храбра на бранех и ходяща на Рим с бранию, мощи его нетленны и рука ж ево правая выспрь. Да в том же приделе, на другой стране благоверный князь другий Мстислав да князь Феодор Ярославич – родной брат великому князю Александру Невскому; его мощи нетленны, а принесены мощи его из Юрьева монастыря при немцах, повелением митрополита Исидора, по извещению немецких воевод, что де немцы в церкви Великомученика Георгия в монастыре, ищучи поклажей, обрели человека цела и неразрушена в княжеском одеянии и вынув из гробницы, яко жива, поставили у церковной стены, а тропарей и канона ему не уставлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В это время престол Великого князя Владимирского занимал князь Михаил Ярославич Тверской. И в качестве кандидата на митрополичий престол он направил к Патриарху Константинопольскому Афанасию I своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. А из западной Руси галицкий князь Юрий Львович послал в Константинополь своего кандидата, игумена Ратского Петра. Следует подчеркнуть, что была одна «земля» – Русь, разделенная на несколько сильных княжеств – Киевское, Новгородское, Владимирское, Тверское, Галицко-Волынское, и множество мелких княжеств. Тогда (как, похоже, и сейчас) раздробленность Руси была ее бедой и ее слабостью. И для каждого князя имело большое значение кто, чей кандидат станет митрополитом всея Руси. Главным русским центром тогда был Владимир на Клязьме. Столицу из Киева во Владимир перенес еще князь Андрей Боголюбский в 12 веке. Для государственной власти было важно, где будет жить первосвятитель – в Северо-Восточной Руси со столицей во Владимире – или на Западной Руси. Тогда Москва даже не была столицей княжества – это был маленький городок во Владимиро-Суздальской земле, получается, мы с вами сейчас живем как бы на территории Владимиро-Суздальского княжества. Происходило это в 1308 году. Божий Промысл знаменательно явил себя. Тверскому кандидату ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведён будет на престол Русской митрополии». И действительно, когда они оба оказались в Константинополе, Патриарх возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию игумена Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием из Владимира. Получив сан, митрополит Петр должен был ехать прежде всего в Киев, который продолжал считаться номинальным стольным градом Руси. И как все его предшественники, Петр из Царьграда едет в Киев. Киев был кафедральным городом, хотя был совершенно разорен, в нем жило всего лишь несколько сотен человек. По историческим источникам известно, что там было всего 200 домов, это меньше, чем сейчас в какой-нибудь деревне. Но в сознании русских людей Киев продолжал быть общерусской столицей Руси – «Киев – мать городов русских», – сказал еще в 9-м веке вещий Олег, и эти слова верны до сих пор – Киев навсегда останется матерью городов русских, потому что матерей не меняют.

http://pravmir.ru/chudotvorets-i-gorod/

Еще одним направлением в изучении церковной литературы Древней Руси в научной работе Е. Л. Конявской стали ранние сказания о чудотворных иконах. Ею были изучены повествования о наиболее ранних прославленных образах (сюжеты из Жития прп. Феодосия Печерского и Киево-Печерского патерика, Паломника Антония Новгородского, Сказания об освящении Софии Новгородской, Новгородская легенда о Знаменской иконе, Чудеса Владимирской иконы Божией Матери и Проложная статья на 1 августа, обнаруженный текст, касающийся Боголюбской иконы Божией Матери и др.) с точки зрения истории развития текстов, выявлены их источники. Это дало возможность увидеть некоторые закономерности в структуре и жанровой природе сказаний, обнаружить их близость к чудесам древнерусских житий. Вместе с тем, становится очевидным, что, возникнув в ранний домонгольский период, большинство из них жили и развивались на протяжении веков, порождая новые произведения различных книжных жанров и их редакции. Е. Л. Конявская обнаружила, исследовала и опубликовала неизвестную ранее новгородскую летопись (названную по собранию Большаковской) 1530-х гг. Летопись в 1-й (основной) своей части (до середины XV в.) состоит из кратких записей, касающихся, преимущественно, церковной истории Новгорода. Наконец, среди работ Е. Л. Конявской имеются статьи непосредственно по историко-церковной тематике. Например, всесторонне рассмотрен эпизод с судом над Евфимием Висленем; в нескольких публикациях освещены проблемы и коллизии, связанные со спорами о постах в среду и в пятницу в Господские праздники, разгоревшимися на Руси в XII в. и др. Всего же у Е. Л. Конявской около 200 научных работ, в том числе 2 монографии. Следует отметить, что ее «Очерки по истории тверской литературы XIV–XV в.» – единственная монография по средневековой региональной литературе, где в равной степени осуществлен текстологический, источниковедческий и филологический анализ памятников. Ряд статей написан Еленой Леонидовной для «Православной энциклопедии». Она принимает участие в церковных конференциях: Рождественских чтениях, Макариевских (Можайск), Макарьевских (Калязин), Покровских (МДА) конференциях, организуемых Тверской епархией и Научно-исследовательским Центром имени В. В. Болотова. Церковная тематика присутствует и в ее выступлениях на международных форумах. Так, были прочитаны доклады и затем опубликованы статьи, посвященныемитрополиту Киприану (Велико Тырново), князю св. Михаилу Ярославичу Тверскому ( Варна), чудотворным иконам (Одесса, Афины, Трир), черниговской церковной элите середины – 2-й половины XII в. (Чернигов).

http://sedmitza.ru/lib/text/6033376/

Пресв. Богородицы (этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика о создании суздальского собора сыном Владимира Мономаха ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким). В те же годы, до 1096 г., архиерей по имени Ефрем даровал Киево-Печерскому мон-рю подворье в Суздале с ц. вмч. Димитрия (см. Суздальский во имя великомученика Димитрия Солунского мужской монастырь ), к-рое снабдил земельными владениями. Впрочем, в исторической науке утвердилось мнение о том, что эти сообщения относятся к свт. Ефрему Переяславскому, в юрисдикции к-рого с кон. XI в. (очевидно, после смерти Ростовского еп. св. Исаии, вскоре после 1089) состояла территория временно упраздненной Ростовской епископии. В соответствии с данной т. зр. Е. признается одним лицом со свт. Ефремом Переяславским ( Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 291-293 (СПб., 2003п. С. 162-163); Poppe A. Pastwo i Koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 182; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 47, 211; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в.//ДРВМ. 2007. 1(27). С. 85-103). Возможно, Е. был тем не названным по имени епископом, который в дек. 1096 - янв. 1097 г. находился вместе с черниговским кн. Олегом (Михаилом) Святославичем в Муроме, куда князь отступил из сожженного им Суздаля. Об этих событиях упоминает кн. Владимир Мономах в письме Олегу, предлагая прислать «сол (посла.- А. К.) свои или [е]пископа» с миром (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 254). Год кончины Е. неизвестен. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1-2. Стб. 238, 254 (?), 445; Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 9. С. XXII; Т. 24. С. 165; Т. 42. С. 165; Абрамович Д. И. патерик. К., 1930. С. 103. Лит.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 677; он же. Канонизация святых. С. 355. А. Ю. Карпов Иконография На иконах «Собор Ростовских чудотворцев» 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (находятся в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) представлены нек-рые местночтимые Ростовские святые, в числе к-рых - святитель с именем Ефрем ( Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). На более ранней иконе он, единственный из всех святителей, изображен с 8-конечным крестом в деснице возле груди. Возможно, что среди предстоящих Владимирской иконе Божией Матери изображен не местночтимый архиеп. св. Ефрем († 1454), а именно Е., которого еп. св. Симон включил в список святителей - пострижеников Киево-Печерского мон-ря, что «как святила светлые, освятили… всю Русскую землю святым крещением». Т. о., крест в правой руке Е. выделяет его среди Ростовских чудотворцев как крестителя и просветителя Ростовской земли. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720 - 1770), еп. Черниговский и Новгород-Северский ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/182113.html

Трезвонили к утрене, когда мы въехали в Кремль; я устремился к Софийскому собору и, с невольною робостью, переступил порог его. – В первом приделе Рождества Богоматери поклонился я мощам первого епископа Никиты и св. князя Мстислава, витязя земли Новгородской. – Руки его, долго владевшие мечом за Св. Софию, упокоились крестообразно на богатырской груди его, бывшей щитом Новгороду. Святитель и витязь, друг против друга, на праге собора, – какая чудная, неодолимая стража! Далее приложился я к раке князя Владимира Ярославича, основавшего Св. Софию и Кремль, и его матери Анны, и князя Феодора, юного брата св. Невского, которого застигла смерть в самый день брака и увенчала иным венцом. Потом я стал против амвона, окинул взором весь собор, от врат Корсунских, сквозь царские, до горнего места, взглянул на чудотворную икону Христа Божией Премудрости, посмотрел в купол, где написан Господь Вседержитель, держащий в сжатой деснице судьбы Новгорода, от разжатия коей должен он пасть, – вспомнил, что я стою, одинокий, посреди стольких веков, в Св. Софии, и позабыл все прочее! Время не позволяло медлить. Я поспешил из Кремля на Волховский мост, к часовне Животворящего Креста, который, по вере народной, охранял от бурь Волхова древний мост его. Пред сею часовнею упал конь под грозным Иоанном, торжественно вступавшим в покоренный Новгород, когда для встречи его внезапно ударили в колокол Кремля; царь велел отбить ему уши, и так висел он долго на колокольне софийской. С моста посмотрел я к Ильменю, и не было видно озера за высотою Волхова; сам он представлялся озером, усеянным островами сел и обителей. – Древний Новгород, казалось, хотел освятить колыбель своего Волхова, который, исторгшись из- под его спасительного покрова, опять дичает в лесах; два монастыря, Юрьев и Сковородский, воспринимают его у самого истока и передают другим обителям и храмам, которые все столпились на берегах реки, умиряя ее течение; от Ильменя и до Хутыня течет он, как бы окованный в священной раке, отражая в каждой волне своей какую- либо святыню, и тихи под ее сенью прибрежные воды. Но в одном только месте неукротим Волхов; с негодованием теснится он под сводами моста и сердито бьет в каменные оплоты, еще исполненный памяти прошедшего, когда поглощал он жертвы народной вражды, свергаемые с моста, как с Капитолийской скалы, когда ненависть обеих сторон его, Торговой и Софийской, разрешалась над ним страшными битвами, а он, как лютый зверь, жаждал падения трупов, – он один знает число принятых им во дни Иоанновы, коих души глухо записаны в числе двух тем в поминаниях Белоозерской обители. Вопли разъяренных граждан, стремившихся друг против друга от соседнего веча и от Св.Софии, слишком долго раздавались здесь над юным Волховом, чтобы не возбудить в волнах его отголоска своим бурям, и здесь он еще бурен и своеволен, как во дни своих тысяцких и посадников и веча.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Трезвонили к утренне, когда мы въехали в Кремль; я устремился к Софийскому собору и с невольною робостию переступил порог его. В первом приделе Рождества Богоматери помолился я мощам первого епископа Никиты и Святого князя Мстислава, витязя земли Новгородской. Руки его, долго владевшие мечом за Святую Софию упокоились крестообразно на богатырской груди его, бывшей щитом Новгороду. Святитель и витязь друг против друга на праге собора – какая чудная, неодолимая стража! Далее приложился я к раке Князя Владимира Ярославича, основавшего Святую Софию и Кремль, и его матери Анны, князя Феодора, юного брата Александра Невского, которого застигла смерть в самый день брака и увенчала иным венцом. Потом я стал против амвона, окинул взором весь собор, от врат Корсунских, сквозь Царские, до Горнего места, взглянул на чудотворную икону Христа Божией Премудрости, посмотрел в купол, где написан Господь Вседержитель, держащий в сжатой деснице судьбы Новгорода, от разжатия коей должен он пасть, вспомнил, что я стою, одинокий, посреди стольких веков, в Святой Софии, и позабыл все прочее! Время не позволяло медлить. Я поспешил из Кремля на Волховский мост, к часовне Животворящего Креста, который, по вере народной, охранял от бурь Волхова древний мост его. Пред сею часовнею упал конь под Грозным Иоанном, торжественно вступившим в покоренный Новгород, когда для встречи его внезапно ударили в колокол Кремля; Царь велел отбить ему уши, и так висел он долго на колокольне Софийской. С моста посмотрел я к Ильменю, и не было видно озера за высотою Волхова; сам он представлялся озером, усеянным островами сел и обителей. Древний Новгород, казалось, хотел освятить колыбель своего Волхова, который, исторгшись из-под его спасительного покрова, опять дичает в лесах; два монастыря, Юрьев и Сковородский, воспринимают его у самого потока и передают другим обителям и храмам, которые все столпились на берегах реки, умиряя ее течение. От Ильменя и до Хутыни течет он, как бы окованный в священной раке, отражая в каждой волне своей какую-либо святыню, и тихи под ее сению прибрежные воды. Но в одном только месте неукротим Волхов – с негодованием теснится он под сводами моста и сердито бьет в каменные оплоты, еще исполненные памяти прошедшего, когда поглощал он жертвы народной вражды, свергаемые с моста как с Капитолийской скалы, когда ненависть обеих сторон его, Торговой и Софийской, разрешалась над ним страшными битвами, а он, как лютый зверь, жаждал падения тронов. Он один знает число принятых им во дни Иоанновы, коих души глухо записаны, в числе двух тем, в поминаниях Белоезерской обители. Вопли разъяренных граждан, стремившихся друг против друга от соседнего Веча и от Святой Софии, слишком долго раздавались здесь над юным Волховом, чтобы не возбудить в волнах его отголоска своим бурям, и здесь он еще бурен и своеволен, как во дни своих тысяцких, и посадников, и Веча.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ольга, княгиня 199, 200 Паисий Галичский (предположитель­но) 201 Пафнутий Боровский 202–204 Пермские епископы Стефан и Питирим (предположительно) и неизвестный святитель 205 Петр митрополит Московский 206– 210 Прокопий и Иоанн Устюжские 216–218 Прокопий Устьянский 214 Прокопий Устюжский 215 Ростовские чудотворцы Игнатий, Леонтий и Исаия 219 Ростовские чудотворцы перед Богоматерью 220–223 Русские святые 224–231 Савва Сторожевский 232 Савватий Соловецкий 130 Сергий Радонежский 233–238, 240 Сергий Радонежский молится о родителях своих Кирилле и Марии 239 Сергий Радонежский с монастырем 246, 248 Сергий Радонежский с эпизодами жития 247 Спас на престоле с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, Гавриилом архангелом, Михаилом архангелом, Петром и Павлом апостолами, Николаем Чудотворцем, Василием Великим и припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими 127 Спас Смоленский с предстоящим Михаилом Тверским 252 Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским 249–251 Спас Смоленский с припадающим Паисием (предположительно – Галичским) 253 Спиридон и Никодим Печерские 254 Стефан Пермский 256, 257 Стефан Пермский и Макарий Калязинский 255 Феодор, Давид и Константин Ярославские 259–262 Феодор Ростовский 100 Феодор Ярославич Новгородский (предположительно) 263 Феодосий Печерский 258 Феодосий Сийский 265, 266 Ферапонт Белозерский (предположительно) 267 Филипп митрополит Московский 264, 268, 269 Филипп митрополит, Иоанн Предтеча, Алексий митрополит 270 Чудо Новгородской иконы Богоматери Знамение («Битва новгородцев с суздальцами») 271 Явление Богоматерй Корнилию Комельскому 148 Авраам праотец 273 Алексий человек Божий 274 Анастасия преподобномученица 275 Анастасия Узорешительница 276 Андрей Первозванный 277 Андрей Стратилат и Мария Египетская 278 Антипа священномученик 279 Варвара великомученица 280 Василий Великий 281 Власий священномученик 282, 284 Власий священномученик и Андрей Стратилат в предстоянии иконе Владимирской Божией Матери 283 Георгий великомученик 286

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Барс. 237. Л. 216). Память В. Я. под 4 окт. отмечена и в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Имена В. Я. и кнг. Анны внесены в «Слово воспоминательное о святых чудотворцех, в России просиявших, яко о святости жития, тако о преславных чудесех их», составленное старообрядческим книжником С. Денисовым в 30-х гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. 1510; изд.: Служба всем русским святым. Гродно, 1786). 7 сент. 1862 г., в ходе празднований 1000-летия России, в Софийском соборе был освящен особый Владимирский придел, а мощи святого переложены в серебряную раку. На верхней доске раки был изображен В. Я., на правой стороне - встреча князя его супругой, сыном и жителями Новгорода после войны с греками, на левой - закладка Софийского собора. Архиеп. Димитрию (Самбикину) была известна рукописная служба святому. Имя В. Я. внесено в Собор Новгородских святых, празднование к-рому окончательно установлено в 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) . Наиболее ранние изображения В. Я. представлены в миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.), к-рая могла иметь ранний иллюстрированный протограф нач. XIII в. ( Подобедова. С. 50-53; Радзивиловская летопись: Текст, исслед., описание миниатюр. М., 1994. С. 269-280). В этой исторической хронике В. Я. показан в связи с его вокняжением в Новгороде (1034/36), походами на фин. племя емь (1042) и на К-поль (1043). На 1-й миниатюре (Л. 86 об.) слева в архитектурных колонках изображены кн. Ярослав Владимирович, благословляющий сына на княжение в Новгороде, и В. Я., принимающий из рук отца свиток - грамоту на княжение; в правой части связанное с первым сюжетом поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Одежда князей - длинное платье с охристым оплечьем, поручами и подолом, шапка с меховой оторочкой - различается только цветом: у В. Я. зеленое платье и красная шапка, у кн. Ярослава красное платье, зеленая шапка. Первоначальная последовательность миниатюр, иллюстрирующих текст о походах князя, была нарушена.

http://pravenc.ru/text/154991.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010