Русско-византийские отрывки I. Два письма Византийского императора Михаила VII Дуки к Всеволоду Ярославичу 1 На страницах Журнала Министерства Народного Просвещения 2 мы имели случай говорить о «Средневековой греческой библиотеке» (Bibliotheca graeca medii aevi), издаваемой ученым греком г. К. Сафою (С. Sathas), и в частности, о четвертом томе ее, особенно важном для русской истории. Припомним, что в этом томе в первый раз явилась в свет «История» (правильнее было бы сказать: мемуары) Михаила Пселла , которая доселе была известна ученому миру только по кратким ссылкам и выпискам Дю-Канжа и Барония, но давно возбуждала любопытство и пытливость ученых, занимавшихся византийскою историей. Ее полное издание несколько раз было обещаемо Французскими эллинистами и византинистами, – в последний раз таким отличным и опытным знатоком дела, каков был К. Бенедикт Газе. Газе, как известно, имел щедрого мецената в лице знаменитого русского канцлера, графа Николая Петровича Румянцева. На счет Румянцева была им издана (в 1818 г.) история Льва Диакона, рассказывающего борьбу нашего Святослава с Цимисхием; материальное содействие того же русского сановника было обеспечено для издания «Истории» Михаила Пселла . Но вследствие разных случайностей этот важный и для русской истории памятник явился – в виде неожиданного сюрприза – только в 1874 году. В статье о Византийских Варягах мы привели из него несколько отрывков; в числе их особенного внимания заслуживал, конечно, довольно подробный рассказ о нашествии Руси на Константинополь в 1043 году. Точно так же давно было известно о существовании обширной переписки того же самого Пселла; и опять, по некоторым указаниям мы знаем, что в этой переписке идет речь, иногда, о русских делах и сообщаются новые подробности относительно тех русско-византийских событий, о которых теперь можно читать в «Истории» Пселла. Так, например, только из ссылки Газе на переписку Пселла известно, что Русские, при походе на Византию Владимира Ярославича, проникли, между прочим, в Никомидийский залив: в «Истории», или мемуарах, несмотря на значительную подробность рассказа, этой черты не отмечено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Рязань Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.629565; 39.741917 Россия, Рязань Рязань, Рязанская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек. Субъективно Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь. Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города. Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня. История города [ править править код ] Старая Рязань [ править править код ] Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени. В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным. Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский. Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

свящ. Александр Соколов Святой Михаил – Великий Князь Владимирский Св. Михаил – законный наследник великокняжеского престола Властолюбивый Великий Князь Андрей Александрович окончил, в 1304 г. июня 22, многомятежную жизнь свою, приняв перед смертью пострижение в иночество и схиму. Прямым и законным наследником великокняжеского престола был Тверской Князь Михаил Ярославич. Он был старший из Князей потомков Ярослава Всеволодовича, положившего душу свою за люди 38 . Никто не почитал себя вправе спорить с ним о престолонаследии. А потому Князья Русские избрали его В. Князем и возвели на престол Владимирский; бояре Андреевы, отдав последний долг почившему своему Князю, прибыли в Тверь, и, поздравив Князя Михаила, как Главу Князей Русских, перешли на службу к сему новому повелителю. Новгородцы, еще прежде заключившие с Тверским Князем договор мира и взаимной помощи, должны были признать свою зависимость от сего Князя; и уже наместники Михаиловы отправлены были в Новгород. Оставалось только получить утверждение в великокняжеском достоинстве от Татарского хана, но и в этом никто не сомневался; все были уверены за Князя Тверского. Соперник В. Князя Георгий Московский К несчастью, в бедственное время для Отечества, и самое неоспорпмое право можно было предвосхитить силой, если не собственной, то Татарской, и опыт показал, что не всегда можно надеяться на правосудие ханов, которые часто пренебрегали правами законных наследников, отдавая первенство тому, кому захотят, по своему произволу. Известны были и способы, какими можно было задобрить хана, чтобы иметь его на своей стороне. Следовательно, нужно было иметь столько хитрости, чтобы уверить прочих Князей в неблагонамеренных покушениях В. Князя и его стремлении стеснить права прочих Князей, – столько силы, чтобы можно противоставить ее могуществу соперника, так чтобы прочим Князьям безопасно было держать сторону искателя; столько гордости и властолюбия, чтобы не стесняться законностью и незаконностью средств к достижению цели; – и столько умения угождать врагам – поработителям России, чтобы иметь в них друзей и родственников: и тогда можно было смело вступать в спор с законным наследником всликокняжеского престола, с полной надеждой на успех. Таков именно был Князь Московский Георгий Даниловпч, внук Александра Невского и родной племянник Михаила Ярославича Твсрского. Происходя также из рода Ярославова, имея удел усиленный и преумноженный, как мы видели, при содействии Князя Тверского, он почитал себя довольно сильным, чтобы вступить в спор за великокняжеское достоинство с Михаилом. Личные его свойства, при самовластии и продажности ханов, обеспечивали эти искания властолюбия. Свойства Князя Георгия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сделавшись великим князем владимирским, Александр в короткое время придал великокняжеской власти значение, еще небывалое дотоле, – значение властелина, пред волею которого падает всякое противодействие его власти. Иначе и быть не могло: принимая на себя, вместе с великим княжением, тяжкую ответственность за судьбу своего народа в эпоху, труднее которой не представляет русская история, для более успешного решения предстоявших ему великих задач, он должен был действовать в твердой уверенности, что принимаемые им меры будут иметь надлежащую силу, что его труды не пропадут даром. Каким образом он мог бы, например, заняться установлением на будущее время отношений между монголами и русскими, как могли бы сами монголы придавать серьезное значение переговорам с Александром относительно повинностей русского народа, если бы не было уверенности в том, что великий князь сумеет настоять на выполнении принятых им на себя, в качестве главы своего народа, обязанностей? Таким образом, сами обстоятельства располагали к установлению сильной власти, и Александр, как увидим, вполне воспользовался ими. В старину наши князья, собственно говоря, не были государями в своей земле, их скорее можно было назвать правителями, прочность положения которых зависела в значительной степени от воли бояр и народа, от количества приверженцев, от численности и преданности дружины и от разных других случайностей. Князья должны были постоянно быть на стороже, постоянно заботиться о прочности своего положения. Они могли добывать себе стол, могли и лишаться его. Монголы с своими понятиями о власти, утверждая русских князей в их родовых владениях, сразу поставили княжескую власть в иное отношение к земле: князь становился независим от своих подданных, от веча и т. д., становился государем, владельцем! 322 Александр отлично понял свое положение и, получая из рук хана великое княжение, т. е. по понятиям монголов верховную власть в своем отечестве, начал распоряжаться так, как будто дело происходило не в XIII веке, а в XV, во времена Uoahha III и Василия III. В нем сразу сказался истинный потомок великих суздальских князей, Андрея Боголюбского и Всеволода III и в то же время прародитель московских самодержцев. «Важное значение Невского, – говорит Соловьев, – не ограничивается только подвигами его против шведов, немцев и Литвы и благоразумным поведением относительно татар: в нем с первого же раза виден внук Всеволода III и дед Калиты; он страшен Новгороду не менее отца и деда; в великом княжении распоряжается по-отцовски, переяславскую область без раздела отдает старшему сыну Димитрию, остальных сыновей наделяет волостями великокняжескими: Андрею отдает Городен с Нижним, Даниилу Москву, выморочный удел Михаила Хоробрита» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Благоверный князь Даниил был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского и первенцем его второй супруги Вассы. Родился он во Владимире в 1261 г. Двух лет лишился своего отца 1 . Долго ли пользовался святой Даниил заботами и ласками своей праведной матери Вассы, неизвестно, время ее преставления не указано в летописях, известно только, что погребена она была в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной 2 . Сиротство преподобного Даниила в те бурные и тревожные времена не было омрачено лишениями и напастями. В 1272 г. благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Тогда же он строит на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя преподобного Даниила Столпника 3 . Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. По мере средств и сил заботился благоверный князь о благосостоянии своего княжества и жителей. В самой Москве большой холм, покрытый бором, с высокими крутыми и обрывистыми берегами, омываемыми Москвой-рекой и речкой Неглинкой, благоверный князь обнес деревянной стеной. Так образовалась крепость, которая сначала называлась Детинцем Кремником, а затем Кремлем. В этом Детинце князь устроил, кроме существовавшего ранее храма в честь Архистратига Михаила, деревянный храм во Имя Всемилостивого Спаса, что на Бору. Вблизи храма были и княжеские терема, и дома слуг и дружины. Кротость и миролюбие преподобного Даниила во времена, когда его властолюбивые братья боролись за великое княжение, приводили к примирению и спокойствию. Даже тогда, когда благоверный князь Даниил вынужден был выступать с оружием в руках, защищая свои земли, он стремился предотвратить кровопролитие. Так, в 1282 г. с московским войском он выступил на стороне брата Андрея против старшего брата Димитрия, но при первой же встрече удалось найти примирение, и братья разошлись без брани и кровопролития.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf Глава IX Внутреннее состояние России в первой половине XIII века. – Невозможность борьбы с татарами. – Погребение Ярослава Всеволодовича. – Беспорядки во Владимире. – Грозный приезд Александра. – Отправление в Орду Радуйся, яко не устрашился еси, призвав Бога, приити к Батыеви, исполняя его веление. (Акаф., ик. 7) Радуйся, злобы неверных не устрашивыйся. Радуйся, твари паче Создавшаго не послуживый. Радуйся, солнцу и огню в стане безбожных не поклонивыйся. (Ик. 8) Радуйся, веры Христовы непобедимый исповедниче. (Ик. 1) Несмотря на то, что Новгород не был завоеван татарами, доблестному новгородскому князю, которому «не обретеся противник во брани никогда же», благодаря которому «королю части римскыя отъ полунощныя страны» не удалось обратить «в работу себе славянских людей», пришлось наравне с другими князьями испить горькую чашу унижения от свирепых завоевателей и принять от них честь, которая показалась Даниилу Галицкому «злее зла» 184 . «Мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей?» В таких выражениях Батый прислал ему приказ явиться в Орду. «Если хочешь сохранить за собою свою землю, прийди ко мне: увидишь честь и славу царства моего» 185 . Естественно недоумение: если в самую печальную эпоху монгольского ига могли же удаваться нам решительные победы, да к тому же над врагами вовсе недюжинными, что же помешало нам, русским, имея во главе такого героя, сбросить позорное иго? В самом деле, не странно ли звучит после одушевленного рассказа летописца о знаменитых побоищах Невском и Чудском призыв – приказ «царя от восточныя страны»: «аще мыслеши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно приити ко мне», т. е. прийти с поклонами?! И доблестный князь, краса и утешение своей земли, спешит исполнить волю варвара... Рассмотрение обстоятельств того времени даст нам вполне удовлетворительное объяснение этого факта. На Западе мы имели дело с народами оседлыми, культурными, которые, имея свои собственные территории, высылали против нас избыток своих сил в виде более или менее значительных колоний или крестоносных дружин. Это не было в строгом смысле слова движение народов. С такими врагами Александр мог переведаться теми силами, которыми он располагал, силами земли новгородской. Не то – восточные варвары. Благодаря кочевому быту, они имели возможность переселяться целыми ордами в виде громадных масс. Эго была стихийная, страшная сила, которую можно было побороть также лишь с напряжением всех сил народных, при дружном участии всей Руси. Но вот этого-то условия и недоставало: у нас не было государственной централизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Глава I Предки св. Александра Невского. – Общая характеристика суздальских князей. – Деды св. Александра – св. Андрей Боголюбский и Всеволод III Большое Гнездо. – Дяди св. Александра – кн. Константин и св. Юрий Всеволодовичи. – Отец вел. кн. Ярослав. – Предки св. Александра по матери. – Общая характеристика южнорусских князей. – Прадед св. Мстислав Ростиславич Храбрый. – Дед Мстислав Удалой. – Мать св. Александра. – Св. Александр – наследник добродетелей своих предков Радуйся, корене благочестиваго отрасле прелестная. Радуйся, благоверия предков наследниче. Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю. Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче. (Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, икос 1) В ста двадцати верстах от Москвы и на таком же расстоянии от Ярославля, при упраздненной шоссейной дороге, среди неровной и довольно болотистой местности, по обоим берегам реки Трубежа, впадающей здесь в озеро Переяславское, расположен небольшой уездный городок Переяславль-Залесский 3 . Первый устроитель суздальской земли, прадед св. Александра Невского – князь Юрий Владимирович Долгорукий, в 1152 году основал этот город среди глухих дремучих лесов и назвал его Переяславлем в память Переяславля южнорусского. Подобно другим древним русским городам, в нем и теперь еще много церквей и 4 монастыря. Некогда это был знаменитый стольный город удельного княжества. Отец св. Александра Невского, князь Ярослав Всеволодович, был удельным князем переяславским и жил в своем уделе, когда родился у него сын Александр. Но прежде чем говорить о первых годах жизни Александра Ярославича, познакомимся с его ближайшими предками. Ближайшие предки св. Александра жили в знаменательную эпоху, наложившую на них резкий отпечаток. То была эпоха возвышения ростовско-суздальской земли, когда заметно начали выясняться новые начала общественного развития русского народа. Русь, видимо, уходила все далее и далее в глубь северо-востока, чтобы там, вдали от всяких иноземных влияний, выработать крепкие, устойчивые основы быта, драгоценный залог будущего мощного развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Скачать epub pdf Житие святого благоверного князя Александра Невского 81 Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1219 года в городе Переславле Суздальском и прожил на свете сорок четыре года и пять с половиной месяцев. Дедом по отцу был знаменитый великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, или Великий, а отцом Ярослав-Феодор, один из восьми сыновей, которых родила Всеволоду осетинка Мария. Он получил от отца в наследство Переславль Суздальский. Туда к нему в 1214 году была приведена из Великого Новгорода невеста – дочь Мстислава Удалого Феодосия-Ростислава. Она и стала матерью Александра. Житие Александра Невского было написано в XIII веке, некоторое время спустя после его кончины. Автор хвалит его отца, князя Ярослава Всеволодовича, как человека кроткого, «милостилюбца и мужелюбца». В молодости, однако же, тот далеко не всегда бывал кроток и милостив и порой обнаруживал в борьбе за власть с родней и с новгородцами неумеренную жестокость. После неудачной для него битвы с родней на Липице в 1216 году его тесть и один из противников, Мстислав Удалой, забрал у него свою дочь. Новгородцы не раз заставляли Ярослава покидать их город. В 1218 году при очередной размолвке с ними Ярослав вынужден был оставить «во всей воли новгородской» двух своих сыновей. Одним из них был девятилетний Александр, другим его старший брат Феодор. Однажды ночью в том же году братья-княжичи, улучив момент, бежали из Новгорода к своему отцу в Переславль. Два года спустя Ярослава Всеволодовича вновь пригласили княжить в Великий Новгород, но он провел там только две недели и ушел назад, опять оставив там сыновей Феодора и Александра. В 1233 году Феодор должен был жениться, но в момент приготовлений к свадьбе неожиданно умер. Александр остался в Новгороде один. Как раз накануне Батыева нашествия, в 1236 году, отправляясь с новгородцами княжить в недавно разоренный междоусобицами при участии половцев Киев, Ярослав Всеволодович возвел «сына своего Александра Храброго» на новгородский княжеский стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf К четырехсотлетию взятия Казани Огнем и мечем часто насаждалось христианство в Европе католическими миссионерами. Достаточно вспомнить деятельность орденов Меченосцев и Тевтонского в землях, пошедших впоследствии в состав Российской империи. Ливы, зегмалы, эсты, литовцы, жмудь – тягостно испытали это на себе. Любовью, благостным поучением, смирением, безбоязненностью, поучительным примером подвижнической жизни зажигали и поддерживали все сильнее разгоравшийся огонь чистой веры русские иноки. Языческия племена – чудь, водь, карелы, лопари, зыряне, вогуличи, остяки, самоеды, алеуты, якуты и пр. под этим, воистину христианским, воздействием становились чадами Православной Церкви. Русь, обращенная из мрака язычества к свету христианства, сразу возжелала привести к источнику спасения соседние народы, остававшиеся еще в темноте неверия. В конце X в. начал просвещать чудь св. еп. ростовский Феодор. Но еще мала была жатва его, как и его преемника, еп. Илариона. Первым истинным просветителем ростовского края был свят. Леонтий, именуемый св. еп. Симоном Владимирским «первопрестольником» – т. е. первым из печерских иноков, возведенным на епископский престол. Поставленный не позднее 1051 г., святитель Леонтий должен был полагаться исключительно на свои силы. Край этот входил в удел кн. Всеволода Ярославича, жившего в далеком южном Переяславле. Сын последнего, кн. Владимир Мономах , только на короткое время – в 1068 г. – попал в те места. «Первый поход мой был в Ростов, по стране вятичей; послал меня отец, когда сам пошел в Курск», – упоминал об этом Мономах в своем завещании. Не имели успеха первые увещания св. Леонтия язычников не губить себя мраком и грехами. Тогда он стал собирать в церковь детей, учил их, наставлял, крестил. Это озлобило упорствующих, которые стали подвергать его избиениям и мучениям. Изгнали из Ростова. Поселившись вблизи у ручья Брутовщины, святитель выстроил небольшой деревянный храм архистратига Михаила. Когда безбоязненно вернулся он в город, огромная толпа, вооруженная оружием и дубинками, окружила храм, в котором совершалось богослужение, намереваясь убить епископа. В облачении, с крестом в руках, вместе с духовенством, сохраняя полное спокойствие, вышел он к бушевавшей толпе. Пораженные этим, язычники поверглись на землю и прослушали сильное слово архипастыря. Произошел перелом – язычники пожелали креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010