Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. кн. Святослав (Николай) Ярославич с семьёй. Фрагмент миниатюры из Изборника Святослава (1073 г. Государственный исторический музей, Син. 1043 (3 1-д) Л. 1 об.) Святослав Ярославич ( 1027 - 1076 ), князь черниговский (с 1054) и киевский (с 1073), благоверный Память 21 мая (Чернигов. ), 27 декабря Из династии Рюриковичей , третий сын благоверного князя киевского Ярослава Мудрого от второго брака со шведской принцессой Ириной (Ингигердой), дочерью короля-мученика Олафа Шётконунга ; брат князей ИзяславаЯрославича и Всеволода Ярославича ; внук равноапостольного великого князя Владимира Святославича . Крестильным именем Святослава, согласно Любецкому синодику, было Николай . В 1054 году по так называемому завещанию Ярослава получил в княжение Чернигов и земли на Левобережье Днепра, которыми владел и после смерти отца. В Тмутаракани княжил его старший сын Глеб . После смерти Ярослава управлял Русью совместно со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом (т. н. триумвират Ярославичей). Они вели борьбу с кочевниками - торками и половцами, в частности, в 1060 году совместно с полоцким князем Всеславом Брячиславичем . Три старших брата-князя и их бояре провели реформу законодательства, приняв так называемую Правду Ярославичей (часть " Правды Русской " ). Триумвират вёл войну с полоцким князем Всеславом , который попал к ним в плен. Святослав Ярославич и его сын Глеб воевали с племянником Святослава Ростиславом Владимировичем за Тмутаракань (в 1064 Глеб занял местный княжеский стол, но в том же году был изгнан Ростиславом). В 1067 году Святослав участвовал в походе на Полоцк . В начале сентября 1068 года войска княжеского триумвирата потерпели поражение от половцев на реке Альта. Святослав бежал к Чернигову и, собрав там войска, 1 ноября того же года смог победить половцев у Сновска .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Рязанские князья Рязанские князья , вели свое происхождение от Святослава Ярославича Черниговского, получившего по завещанию отца (ум. в 1054 г.) Чернигов с Тмутараканью, Муромом и страной вятичей. Святославу Ярославичу приписывается основание в 60-х гг. XI века ряда укрепленных пунктов, которые должны были защищать юго-восточные границы Руси от нападения половцев. Одним из таких пограничных пунктов была Рязань, ныне селение Старая Рязань, против города Спасска, на правом берегу р. Оки – в том месте, где эта река достигает наибольшего юго-восточного изгиба и, приняв реку Проню, поворачивает на север. Впервые Рязань упоминается в летописях под 1096 г. До второй четверти XII в. земли Муромо-Рязанские не выделялись в самостоятельное княжество, отдельное от Черниговского, и не имели своего особого князя. Первым таким князем был сын Святослава ЯрославичаЯрослав, изгнанный в 1127 г. племянником, Всеволодом Ольговичем, из Чернигова и занявший вновь Муром, где он сидел до перехода на Черниговский стол. Ни он, ни его дети не стремились после того к занятию Черниговского княжества. По смерти Ярослава Муромо-Рязанская область распалась на уделы Муромский, Рязанский и Пронский. Борьба с кочевниками (печенегами и половцами) и болгарами, которые вели в крае оживленную торговлю; участие в междоусобиях Ольговичей и Мономаховичей; постоянные столкновения с Владимиро-Суздальскими князьями, которые нередко распоряжались Муромо-Рязанскими князьями, как князьями подручными; внутренние усобицы между князьями, иногда достигавшие неслыханных жестокостей и во многом способствовавшие ослаблению княжества и подчинению его суздальским князьям – вот главнейшие факты биографий Рязанских князей до XIV в. Отмеченные обстоятельства во многом разъясняют особенности характера Рязанских князей. По словам Д. И. Иловайского, Рязанские князья «бесспорно… самая воинственная и беспокойная ветвь Рюрикова дома, в то же время самая жестокая и коварная: нигде не были так часты нарушение крестного целования, измены и злодейства между ближними родственниками… Рязанские князья более других забывают об единстве Рюрикова поколения, о целости Русской земли и преследуют только свои личные интересы». Князья, впрочем, являлись в этом отношении верными представителями населения, которое слыло у соседей за буйных, гордых и строптивых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.Р. Андреев Скачать epub pdf Часть I. Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества Владимиро-Суздальское княжество , крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси X–XIII веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в X-XI веках города Ростов, Белоозеро, Ярославль, Муром, Суздаль. Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась лишь в уплате дани. Местные разноплеменные дружины участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882), и Царьград (907). Киевский князь Владимир Святославич пытался прочнее связать Ростовскую землю с Киевским государством – в Ростове княжили его сыновья Борис и Ярослав, в Муроме – Глеб. По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Всеволодович Мономах с переходом края в 1093 году в его владения сажал князьями своих сыновей Ярополка, затем Юрия. Суздальскому княжеству пришлось выдержать тяжёлую феодальную войну с Олегом Святославичем, пытавшемся завладеть северной вотчиной Мономаха (1096). В связи с этой усобицей Владимир Мономах основал в 1108 году мощную крепость на реке Клязьме – Владимир. Юрий Долгорукий, первый князь Суздальской земли родоначальник Владимиро-Суздальской династии, укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём выросли новые княжеские города и крепости, главным образом в черноземном центре княжества – «ополье» (Коснятин в устье реки Нерли – 1134, Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский – 1152, Дмитров – 1154, укрепление Москвы – 1156). Его сын и преемник Андрей Боголюбский (1157–1174) продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и гегемонию княжества в русской земле. Однако её центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества. В 1174 году он пал жертвой боярского заговора, в организации которого, по видимому, участвовал Глеб Рязанский. Боярская знать при поддержке Глеба Рязанского, хотела утвердить на Владимирском престоле угодных ей князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По смерти Ярослава I княжение целым родом надолго утвердилось в Руси; в то время области, занятые первыми варяго-русскими князьями, разделялись между двумя линиями, или племенами Рюрикова рода: первую линию составляло потомство Изяслава, старшего сына св. Владимира. Мы видели, что этому Изяславу отец отдал Полоцкое княжество, волость деда его по матери Рогволода. Изяслав умер при жизни отца, не будучи старшим в роде, или великим князем, следовательно, потомство его не могло двигаться к старшинству, менять волость и потому должно было ограничиться одною Полоцкою волостью, которая утверждена за ним при Ярославе. Вторую линию составляло потомство Ярослава Владимировича, которое и начало владеть всеми остальными русскими областями. По смерти Ярослава осталось пять сыновей: старший из них, Изяслав, стал к прочим братьям в отца место; младшие братья были: Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь; у них был еще племянник Ростислав, сын старшего Ярославича, Владимира; этот Ростислав также вследствие преждевременной смерти отца не мог надеяться получить старшинство; он сам и потомство его должны были ограничиться одною какою-нибудь волостью, которую даст им судьба или старшие родичи. Ярославичи распорядились так своими родовыми волостями: четверо старших поместились в области Днепровской, трое – на юге: Изяслав – в Киеве, Святослав – в Чернигове, Всеволод – в Переяславле, четвертый, Вячеслав, поставил свой стол в Смоленске, пятый, Игорь – во Владимире-Волынском. Что касается до отдаленнейших от Днепра областей на севере и востоке, то видим, что окончательно Новгород стал в зависимости от Киева; вся область на восток от Днепра, включительно до Мурома, с одной стороны, и Тмутаракани, с другой, стала в зависимости от князей черниговских; Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье – от князей переяславских. Мы сказали окончательно, потому что Белоозеро, например, принадлежало одно время Святославу; Ростов также не вдруг достался Всеволоду переяславскому: Ярославичи отдали его сперва племяннику своему, Ростиславу Владимировичу. Так владело русскими областями Ярославово потомство. Но еще был жив один из сыновей св. Владимира, Судислав, 22 года томившийся в темнице, куда был посажен братом Ярославом. Племянники в 1058 году освободили забытого, как видно, бездетного и потому неопасного старика, взявши, однако, с него клятву не затевать ничего для них предосудительного. Судислав воспользовался свободою для того только, чтобы постричься в монахи, после чего скоро и умер, в 1063 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Политические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья, нами только что изученные, закладывали в том краю новый строй общественных отношений. В дальнейшей истории верхневолжской Руси нам предстоит следить за развитием основ, положенных во времена Юрия Долгорукого и его сыновей. Обращаясь к изучению этого развития, будем помнить, что в XIII и XIV вв., когда этот новый строй устанавливался, уже не оставалось и следов той исторической обстановки, при которой действовал, на которую опирался прежний очередной порядок. Единой Русской земли Ярослава и Мономаха не существовало: она была разорвана Литвой и татарами. Род св. Владимира, соединявший эту землю в нечто похожее на политическое целое, распался. Старшие линии его угасли или захирели и с остатками своих прадедовских владений вошли в состав Литовского государства, где на них легли новые чуждые политические отношения и культурные влияния. Общего дела, общих интересов между ними не стало, прекратились даже прежние фамильные счёты и споры о старшинстве и очереди владения. Киев, основной узел княжеских и народных отношений, политических, экономических и церковных интересов Русской земли, поднимаясь после татарского разгрома, увидел себя пограничным степным городком чуждого государства, ежеминутно готовым разбежаться от насилия завоевателей. Чужой житейский строй готовился водвориться в старинных опустелых или полуразорённых гнёздах русской жизни, а русские силы, которым предстояло восстановить и продолжить разбитое национальное дело Киевской Руси, искали убежища среди финских лесов Оки и Верхней Волги. Руководить устроявшимся здесь новым русским обществом пришлось трём младшим отраслям русского княжеского рода с померкавшими родовыми преданиями, с порывавшимися родственными связями. Это были Ярославичи рязанские из племени Ярослава черниговского, Всеволодовичи ростово-суздальские и Федоровичи ярославские из смоленской ветви Мономахова племени. Вот всё, что досталось на долю новой верхневолжской Руси от нескудного потомства св. Владимира, которое стяжало старую днепровскую Русскую землю «трудом своим великим». Значит, у прежнего порядка и в Верхнем Поволжье не было почвы ни генеалогической, ни географической, и если здесь было из чего возникнуть новому общественному строю, ему не предстояло борьбы с живучими остатками старого порядка. Ряд политических последствий, вышедших из русской колонизации Верхнего Поволжья, не ограничивается теми фактами, которые нами изучены. Обращаясь к явлениям, следовавшим за смертью Всеволода, встречаем ещё новый факт, может быть, более важный, чем все предыдущие, являющийся результатом совокупного их действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

А.А. Половцов Святополк (Михаил) Изяславич, великий князь Киевский Святополк (Михаил) Изяславич , великий князь Киевский; княжил от 1093-го до 1113 года, был вторым сыном великого князя Изяслава Ярославича. Год его рождения неизвестен, причем летописец не дает никаких данных для его восстановления. Первое известие об этом князе встречается под 1069 г., когда отец его Изяслав, изгнанный из Киева Полоцким князем Всеславом, снова завладел великокняжеским столом, выгнал Всеслава из Полоцка и отдал этот город своему старшему сыну Мстиславу, по смерти которого посадил там второго сына С. Однако этот последний недолго сидел в Полоцке, так как через два года, т. е. в 1071 г., Всеслав вернулся и выгнал оттуда С. Затем в течение семи лет снова ничего неизвестно о судьбе этого князя. В 1077-м или 1078 году он предпринимал поход против Всеслава Полоцкого вместе со своим двоюродным братом Владимиром Мономахом , и в 1078 г., по смерти Глеба Святославича, был посажен отцом в Новгороде, где и оставался до 1088 г., когда перешел княжить в Туров, вероятно, для того, чтобы быть поближе к Киеву, где в то время княжил его дядя Всеволод, по смерти которого великокняжеский стол должен был перейти к нему, как старшему в роду. В 1093 г. скончался великий князь Всеволод; сын его Владимир Мономах , несмотря на свою популярность в Киеве, не желал междоусобной войны и послал в Туров звать на великокняжеский престол С., который и не замедлил прибыть 24-го апреля. Киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его с радостью. Княжение его ознаменовано, с одной стороны, междоусобными войнами с князьями изгоями, права которых на волости их отцов были признаны на двух съездах, с другой стороны, борьбой с половцами, которые беспокоили русскую землю, причем при этом князе впервые был предпринят поход в половецкие земли. Одновременно с прибытием С. в Киев половцы напали на русскую землю. Услыхав о смерти Всеволода, они отправили послов к С. с предложением мира. Великий князь, посоветовавшись только со своей молодой дружиной, велел посадить послов в тюрьму. Результатом этого была война с половцами. Она была неудачна. Видя невозможность одолеть врагов силою, великий князь решил с ними помириться и, действительно, в 1094 г. мир был заключен, причем С. женился на дочери половецкого князя Тугоркана.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Черниговские, князья О времени основания Чернигова мы нигде не находим известий. В первый раз он упоминается в летописях под 907-м годом, где говорится о мирном договоре Олега с греками и где Чернигов поставлен первым после Киева в числе городов, на которые Олег выговорил у греков «уклады». Чернигов, по Константину Багрянородному, вел с Византией торговлю, посылая в нее суда свои по южно-русским рекам и Черному морю. Таким образом, если в X веке он был уже весьма значительным городом, то безошибочно можно сказать, что он существовал уже до X века, может быть, даже до призвания Рюрика. В Х веке он принадлежал великому княжеству Киевскому, а в 1024 году его самовольно взял князь Тмутараканский Мстислав Владимирович, который, по договору с братом своим, великим князем Ярославом, получил в свое владение Чернигов и, вообще, земли по левому берегу Днепра. Мстислав княжил в Чернигове с 1024 г. до своей кончины в 1036 году. Единственный сын его Евстафий умер раньше отца бездетным, и Чернигов опять присоединился к Киеву. Ярослав, незадолго до своей смерти, назначил уделы своим сыновьям, из которых второму, Святославу, достался Чернигов (1054 г.). По смерти отца, Ярославичи разверстали между собою уделы, причем Святослав получил еще Тмутаракань, Рязанскую землю, Муром и землю вятичей. С этого-то Святослава и начинается непрерывный для всего вообще Черниговского удела ряд Черниговских князей с их разветвлениями по второстепенным уделам. В 1097 году на Любецком съезде за Святославичами подтверждены вышеназванные земли, и оставшиеся в живых, ко времени этого съезда, дети Святослава так разместились в своей волости: Давид, как старший, сел в Чернигове, за которым была и Тмутаракань; Олег получил Новгород-Северск и Курск, а Ярослав – Муромо-Рязанские земли. Этот Ярослав, занявший, в 1123 году, Чернигов после Давида, по праву старшинства, но в 1127 году выгнанный из него родным племянником своим, Всеволодом Ольговичем, уехал в Муром, где скончался в 1129 году. С этих пор Муромо-Рязанские земли совершенно обособляются в роду Ярослава, потомки которого, никогда – ни прямо, ни косвенно, – не изъявляли претензий на Чернигов, если не считать попытки Святослава Всеволодовича решить оружием какие-то темные недоразумения с рязанскими князьями насчет границ, чего не дозволил ему Великий Князь Владимирский, Всеволод III.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В другой раз Святославич, теперь племени Давыдова, получил родовое старшинство и Киев; успехом своим Изяслав Давыдович был обязан тем же самым обстоятельствам, какие дали возможность получить Киев и двоюродному брату его Всеволоду Ольговичу; старшим в племени Мономаховом был Ростислав Мстиславич, нисколько не похожий на доблестного брата своего, могший с успехом действовать только при последнем и резко обнаруживший свою незначительность, когда пришлось действовать одному в челе родичей; бегство его пред полками Изяслава Давыдовича по смерти Вячеславовой могло ли ручаться за успех вторичной его борьбы с тем же князем? Нет сомнения, что, заключая союз против Юрия с черниговским князем, Ростислав отказался от старшинства в пользу последнего, который по родовым счетам, точно, приходился ему дядею; Мстислав Изяславич, самый даровитый и деятельный князь в племени Мстиславичей, не мог действовать один ни в пользу дяди против воли последнего, тем менее – в свою собственную пользу: пример отца показывал ему, что нельзя затрагивать господствующих понятий о правах дядей, особенно старших, И вот вследствие этих-то причин Изяслав Давыдович в другой раз въехал в Киев, теперь уже по согласию всех Мономаховичей: о сыне Юрия, Андрее Боголюбском, не было, по крайней мере, ничего слышно. Но перемещение Давыдовича на стол киевский не могло не повлечь за собою перемещений в Черниговской волости: по родовым счетам Чернигов должен был перейти к Святославу Ольговичу, не только старшему по Изяславе в племени Святославовом, но и в целом роде Ярославичей, и вот Ольгович с племянником своим Святославом Всеволодовичем явился перед Черниговом, но не был впущен туда родным племянником Изяслава, Святославом Владимировичем, которого дядя, отъезжая в Киев, оставил здесь со всем полком своим; летописец говорит оставил, а не посадил – знак, что Изяслав не передал ему Чернигова во владение, но не хотел только, как видно, впускать туда Ольговича, с которым был не в ладах, потому что последний не согласился идти с ним вместе на Юрия. Ольговичи, не впущенные в Чернигов, отступили от города и стали за Свиною рекою, на противоположном берегу которой скоро показались полки Изяслава Давыдовича, пришедшего вместе с Мстиславом Изяславичем. Дело не дошло, однако, до битвы; Давыдовичу трудно было удержать Чернигов за собою, странно отдать племяннику вместо дяди: оба действия одинаково сильно противоречили современным понятиям; вот почему Давыдович стал пересылаться с Ольговичем и положили на том, что Чернигов достанется последнему, а Северская область – Святославу Всеволодовичу; но Святославу Ольговичу досталась не вся Черниговская волость: большую часть ее удержал Изяслав за собою и за родным племянником Святославом Владимировичем; Мозырь, уступленный прежде Юрием Святославу, также отошел к Киевской волости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Глава III Военный сторож и подвижной вотчич всей Русской земли, князь с XIII в. становится на севере сельским хозяином-вотчинником своего удела В XI и XII в. элементы государственного единства Руси были еще очень слабы. В XIII и XIV в., когда господствовал так называемый удельный порядок княжеского владения в северной Руси, этих элементов стало в ней еще меньше, чем было прежде. Южные князья прежнего времени хотя в добрые минуты вспоминали, что они внуки единого деда. Свежее предание отцов и близость врагов поддерживали в них сознание необходимости, даже обязанности общими силами защищать землю Русскую, не давать поганым нести ее розно, а еще державшийся кой-как порядок владения частями Руси по очереди старшинства не позволял отношениям и интересам князей слишком локализоваться. Среди удельных князей северной Руси XIII и XIV в. незаметно и этого: прежние чувства слабеют с исчезновением условий, их питавших. Размещаясь по своим «опричнинам», деля их между своими детьми, внуки Всеволода III по-видимому гораздо скорее забыли своего деда, чем внуки Ярослава I – своего. Сидя по своим удельным гнездам и вылетая из них только на добычу, беднея и дичая в одиночестве с каждым поколением, эти князья постепенно отвыкали от помыслов, шедших дальше заботы о птенцах. Наблюдатели-современники иногда будто невзначай отмечали в событиях черты, сопоставление которых живьем выдает перелом, совершившийся в промежуток двух близких друг к другу эпох. В конце XII в. в южной Руси правнуки Мономаха еще говорили его внуку, своему дяде: «ты старший во Владимировом племени, так думай-гадай о Русской земле, о чести своей и о нашей». В начале XIII в. в северной Руси младшие сыновья того же Всеволода Юрьевича, к которому южные племянники обращались с сейчас приведенным приглашением, отвечают на предложение своего старшего родного брата поделиться мирно, как следует родным: «перемоги нас, и тогда вся земля тебе» 57 . В удельном князе XIV в. меньше земского сознания и гражданского чувства; в этом отношении он более варвар, чем его южный предок, какой-нибудь младший областной Ярославич XII в., и если он меньше последнего дерется, то лишь потому, что он по воспитанию и вкусам больше мужик, малопривычный ко всякому бою, в сравнение с старым южным князем, еще сохранявшим наследственные привычки витязя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010