В Церкви Христовой всегда существовали три степени священства. Новозаветное Писание дает ясные тому подтверждения. Епископ Тит на Крите, которому апостол Павел повелел поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1, 5 ), по своему иерархическому положению, конечно же, был не пресвитером, так как пресвитер в Апостольской Церкви вообще не мог никого рукополагать. Епископу Тимофею было дано право избирать на пресвитерскую должность достойных ( 1Тим. 3 11 –7) Никого не рукополагать поспешно ( 1Тим. 5, 22 ), принимать жалобы на пресвитеров ( 1Тим. 5, 9 ), достойно начальствующим пресвитерам «оказывать сугубую честь» ( 1Тим. 5, 17 ), согрешающих же из них наказывать и обличать ( 1Тим 5, 19–20 ). Все это однозначно указывает на то, что Тимофеи в своей Церкви имел высшую степень епископа. Если бы он был пресвитером, равным среди прочих, было бы непонятно почему ему апостол Павел определил столь высокие полномочия по отношению к остальным пресвите-пам Слово «пресвитер» буквально в переводе с греческого означает «старший». По этому последнему значению епископов называли нередко этим термином. Отцы и учителя второго, третьего и последующих веков также единодушны в своем воззрении на степени священства. Святой Климент Римский (II век) писал: «Господу приятны и блаженны те, которые в установленные времена приносят свои жертвы, ибо, следуя заповедям Господним, они не погрешают. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело и на левитов возложены свои должности     . Святой Игнатий Богоносец в послании к Магнезиипам сообщает следующее: «Я удостоился видеть вас в лице достойнейшего епископа вашего Дамаса и достойных пресвитеров Вааса и Аполлония , и сотрудника моего Социона» 270 . В послании к Тролийцам он пишет: «Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как Апостолы Иисусу Христу... и диакону – служителям Таинств Иисуса Христа     . «Епископ председательствует на месте Бога, пресвитеры занимают места Апостолов и Диаконам сладчайшим вверено служение Иисусу Христу» 271 . Подобное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Духа, совершаемого только в первой и второй молитвах при поставлении пресвитера. Если бы благодать, как объявляет Симеон Солунский и следующие за ним, сообщалась произнесением формулы: Божественная благодать и т. д., то она сообщалась бы совершенно магически в отсутствии ставленника, до рукоположения его и до призыва на него благодати, а также и до возложения на него руки. По другому списку (Дмитриевский 772), «имеющий рукоположиться (во диакона) становится на солею, и вышедшие два диакона берут его за руки (π χερων) и, входя во святой алтарь, трижды обходят с ним святую трапезу в предшествии иеромномена и второго из диаконов, воспевая: «Святые мученики, славно…», затем подводят его к святой трапезе, и поклоняется трижды, и подводится (προσγηται) к архиерею, и становится с правой стороны, а хартофилакс с левой подает архиерею хартию писанную, и по провозглашении хартофилаксом или архидиаконом: вонмем! архиерей читает во услышание всех присутствующих написанное, содержащее следующее (χοντα οτως): Божественная благодать, всегда немощная врачующая и т. д. И когда все скажут в третий раз Κριε λησον рукополагаемый склоняет правое колено, и архиерей, совершая на голове его три креста и имея на нём возлежащую руку, говорит так: «Господи Боже наш, предзнанием Твоим и т. д.» «Когда исполнена будет мистическая песнь (Иже херувимы), имеющий рукополагаться становится на солее, прямо супротив царских дверей, и вышедшие два диакона берут его за руки, и когда проходит он через царские двери, опрашивают его двое пресвите- —589— ров (πολουσιν ατν) и обходят трижды вокруг святую трапезу, в предшествии иеромнемона и второго из диаконов, воспевая «Святые мученики». Затем, приводится и поклоняется трижды святой трапезе, склонив оба колена, становится с правой стороны архиерея, и, когда подает хартофилакс архиерею написанную хартию и провозглашает он же или архидиакон: вонмем! читает архиерей во услышание всех предстоящих написанное, содержащее так (χονα οτως): Божественная благодать и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...