Владимир Мономах Мономах Владимир Всеволодович (1053–1125) – князь Смоленский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1113 г.), православный мыслитель, духовный писатель. Сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха, от которого унаследовал почетное родовое прозвище Мономах (греч. – единоборец). Еще при жизни прославился своими «великими» и «малыми» военными походами (только «великих», по его словам, было 83, остальных он даже не упомнил) и мудростью, справедливостью, что нашло отражение в составлении законов, легших в основу знаменитой Русской Правды. Одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха , вошедшее в состав «Повести временных лет» под 1096 годом. «Весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения», – отмечает современный исследователь Сергей Перевезенцев, – глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого , приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения великого Киевского князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру». В этом отношении характерно само построение «Поучения». В самом начале его Владимир Мономах рассказывает, как в решающей момент, когда к нему приехали послы от братьев с предложением принять участие в усобице, он отказался креста переступати, нарушить крестное целование, которое для него было гораздо важнее, чем все другие доводы. И свое поучение детям он начинает с того, как, взяв Псалтырь и в печали разгнув ее, вынул слова: «О чем печалишься, душа моя?..» Владимир Мономах , как это и было заведено в Древней Руси, гадает по Псалтыри. И все его дальнейшие поучения основаны на этих, собранных и сложенных по ряду изречениях из Псалтыри, что уже само по себе имело сакральное значение. Это не языческий обряд, а именно христианский обычай. Человек принимал важнейшие решения, соотнося свои желания и поступки с выпавшими из Псалтыри Божественными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Мономах 03.06.2006 1204 Время на чтение 17 минут От редакции : 1 июня был день памяти выдающегося русского государственного деятеля великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха . Сегодня мы публикуем статью православного историка Юрия Валентиновича Сухарева. Один из наиболее выдающихся государственных деятелей и полководцев Киевской Руси Владимир (Василий) Всеволодович Мономах родился в 1053 г. за год до смерти своего деда да - Ярослава Мудрого. Своим прозвищем Владимир обязан деду по матери - византийскому императору Константин Мономаху. Детские годы Владимира прошли в Переяславле Южном - столице Всеволода Ярославича, где княжич получил хорошее образование, что проявилось позднее. С детства начал он постигать главную премудрость князя - науку управления государством. Это были спокойные годы. Разгромленные дедом печенеги перестали тревожить русские земли, в 1055 г. Всеволод с братьями разгромил подошедшие к границе племена торков. Однако вскоре из степи появился новый страшный враг - половцы. Беззаботное детство прервалось в 1061 г., когда они, впервые напав на Русь, разбили войско Всеволода и осадили Переяславль. В тринадцать лет Владимир Всеволодович начал взрослую жизнь, направившись, по поручению отца, в Ростов через землю вятичей, еще не вполне покоренных киевскими князьями и в массе своей остававшихся язычниками. С этого времени жизнь Владимира превратилась в сплошную череду походов и войн. Сначала - междоусобных, а за тем - и с внешним врагом. Вскоре Всеслав Полоцкий; " рать почал " , и Ярославичи втянулись в изнурительную усобицу, но едва лишь Полоцкое княжество, дорогой ценой, было покорено и Всеслав оказался в тюрьме - " порубе " , как снова нагрянули половцы. В несчастной битве на р. Альте, закончившейся разгромом Ярославичей, повлекшей восстание в Киеве и изгнание Изяслава Киевского, Владимир, скорее всего, не участвовал. Ему хватало забот. До своего 25-летия он, по подсчетам Б.А.Рыбакова, успел покняжить не менее чем в 5 городах, включая Смоленск и Владимир Волынский, совершить до 20 " великих путей " , переходя, по приказам отца и дяди Святослава, с места на место на огромном пространстве от Новгорода до Глогова в Чехии, воюя то с поляками, то с половцами, а более всего с полочанами и двоюродными братьями - сыновьями Изяслава и Святослава.

http://ruskline.ru/analitika/2006/06/03/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ПАНТЕЛЕИМОН) МСТИСЛАВИЧ (кон. 90-х гг. XI - нач. XII в.- 13/14.11.1154, Киев), кн. киевский (1146-1149, 1150, 1151-1154), 2-й сын блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича и швед. принцессы Кристины, внук Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В крещении княжич был наречен в честь вмч. Пантелеимона , на что имеется ряд указаний в источниках. В летописи сообщается, что шлем И. М. был украшен изображением этого святого (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 438-439). Сохранились списки грамоты И. М. новгородскому мон-рю св. Пантелеимона, согласно которой И. М. по благословению Новгородского еп. св. Нифонта «устроил святому Пантелемону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия», и «испрошал есмь у Новагорода святому Пантелемону землю» ( Корецкий. 1955. С. 204-207). Монастырь с таким посвящением был основан в Новгороде или И. М. ( Янин. 1977. С. 62-65; Назаренко. 2001. С. 595-596), или его отцом Мстиславом Великим ( Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеимона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в средние века и новое время: Сб. ст. к 70-летию чл.-кор. РАН Л. В. Милова. М., 1999. С. 55). Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) Киевский кн. Изяслав Мстиславич. Гравюра. 1823 г. (РГБ) И. М. впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1127 г., когда он был отправлен отцом на княжение в Курск. В 1127 г. И. М. участвовал в походе на Полоцкое княжество. После изгнания местных князей в Византию (1129) И. М. занял полоцкий стол (до 1132), тогда же в его владения, вероятно, вошел и Минск. После смерти Мстислава Великого (1132) князь начал борьбу за Переяславль Русский (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина). Владение этим центром было важным шагом на пути к занятию И. М. киевского стола, связанным с попытками реализации плана Владимира Мономаха, по которому киевский стол должен был принадлежать потомкам Мстислава Великого (против этого плана выступили младшие Мономашичи - дяди И.

http://pravenc.ru/text/293929.html

Скачать epub pdf Повесть о кончине блаженного Константина, митрополита Киевского Память 5 июня Вскоре после того как великокняжеский престол киевский отнят был от блаженного Игоря 3652 и захвачен Изяславом Мстиславичем 3653 , внуком Владимира Мономаха 3654 , преставился ко Господу святейший митрополит киевский Михаил II 3655 . Случилось это незадолго до убиения Игоря. На место Михаила великий князь Изяслав избрал одного, весьма книжного, инока, Климента философа 3656 , уже принявшего схиму. Этого инока Изяслав привел из Смоленска, и очень желал, чтобы посвящение его было совершено русскими епископами в Киеве, так как за дальностью расстояния не хотел посылать его в Царьград на благословение вселенскому патриарху (как это было прежде в обычае). Изяслав созвал собор из епископов русских и приказал им рукоположить схимонаха Климента в митрополита киевского. Однако не все епископы согласились на это, не дерзая рукополагать без благословения патриарха константинопольского. Но были и такие епископы, которые, желая угодить князю, посвятили Климента во епископы главою святого Климента, папы римского, принесенною святым Владимиром из Херсонеса в Киев. Об этом соборе и поставлении Климента во епископы подробнее сказано в повествовании о житии святого Нифонта, под 8-м числом месяца апреля (сей блаженный Нифонт не соизволял этому незаконному рукоположению). После Изяслава Мстиславича престол киевский перешел к Георгию Владимировичу 3657 , сыну Мономаха. Он не пожелал иметь митрополитом киевским Климента, как рукоположенного незаконно. В это именно время, по просьбе великого князя, и прибыл из Константинополя от святейшего патриарха вселенского в Киев сей Константин митрополит 3658 , о котором и будет наше слово. Сей Константин властью, данною ему патриархом, отрешил от архиерейства и от престола митрополичьего Климента, а также отрешил от служения и всех тех, кого Климент рукоположил в тот или другой духовный сан. Спустя несколько лет великий князь киевский Георгий Владимирович Мономахович скончался. И начались великие несогласия среди князей русских, как относительно престола великокняжеского, так и относительно престола митрополичьего: ибо одни считали пастырем Константина, другие требовали вторичного возведения на престол митрополита Климента; в частности, сын умершего великого князя Изяслава Мстиславича, Мстислав Изяславич 3659 , правнук Владимира Мономаха , стоял не за Константина, а за Климента. Он говорил так:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Мономах: Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков Автор: А.А. Новикова-Строганова , доктор филологических наук, профессор, г. Орёл. Памяти Владимира Мономаха. В минувшем году исполнилось 960 лет со дня рождения и 900 лет княжения в Киеве великого князя Владимира Мономаха (1053 – 1125) – выдающегося государственного деятеля древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель. Феномен седой русской старины в том, что с течением веков она не устаревает и не ветшает. Из её сокровищницы соотечественники до сих пор могли бы черпать превосходные образцы устроения Отечества, государства, дома, семьи, доброго жития. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, – эти пушкинские строки призывают современного человека воспринимать древность, прошлое страны как своё, родное, значимое в настоящем, сохраняю­щее непреходящую ценность для будущего. Вот только смогут ли, захотят ли прислушаться нынешние «потомки православных», из которых сегодня злонамеренно вытравливается истинное чувство русскости, родины, духовного родства?.. Незадолго до кончины Владимир Мономах написал «Поучение» своим детям, которому суждено было стать одним из величайших памятников древнерусской литературы. Князь адресуется и к собственным детям, и ко всем русским людям – своим «чадам»: «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё» . Вдохновенные строки проникнуты не только заботой о благе семьи, но и каждого русского человека в отдельности, в целом – всей русской земли. Так, «мысль семейная» под пером Мономаха преодолевает узкие бытовые границы, раздвигает домашние рамки и поднимается на новый высокий уровень: дом – это вся Русь, семья – все русские люди, среди которых благоверный князь снискал любовь и уважение. После кончины Владимира Мономаха, передаёт летописец, «весь народ и все люди» скорбели о святом и добром князе, как о самом родном человеке: «Преставися благоверный князь, христолюбивый и великий князь всея Руси, Володимеръ Мономах Святителе же жалящеси плакахуся по святом и добром князи, весь народ и вси людие по немь плакухуся, якоже дети по отцю или по матери» .

http://zavet.ru/a/rss_1394625509.html

Благоверный князь Андрей Боголюбский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 10 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 В недрах Киевской Руси в домонгольский период стали закладываться основы нового государственного образования, которое в трудах историков получило именование Владимиро-Суздальской Руси. Со временем Владимиро-Суздальская Русь явилась ядром Московской державы. Колыбель Владимиро-Суздальской Руси — древняя Ростово-Суздальская земля была отделена от Киева, “матери градов русских”, труднопроходимыми лесами, почему и называлась Залесьем. Главными городами и экономическими центрами Залесья в те далекие времена были Ростов и Суздаль. Княжеский “снем” в Любеке 1097 года признал Ростово-Суздальские земли владением Мономаховичей. Великий Киевский князь Владимир Мономах (1113–1125) уделял большое внимание “волости отца своего”, основав в Залесье город “в свое имя”, которому суждено было большое историческое будущее. О строительстве Владимира на Клязьме, притоке Оки, впадавшей Волгу, читаем в летописи под 1108 годом: “Того же лета свешен бысть град Владимир Залесский Владимиром Мономахом”. Далее говорится, как князь построил в нем “церковь камену святого Спаса”. В Суздале он воздвиг крепостные валы и Кремль, позднее были поставлены княжеские хоромы, построены храмы. Так князь Владимир Мономах положил активное начало возвышению Залесской Руси. Продолжателем начатых трудов явился его сын Юрий Долгорукий (1091–1157). Он был одним из младших сыновей великого князя Владимира Мономаха, и после смерти отца ему достался отдаленный Ростово-Суздальский край. Но поскольку в Ростове были сильны боярские традиции, то, не поладив с ростовским боярством, князь Юрий вынужден был переселиться в Суздаль, а точнее — во вновь отстроенную резиденцию Кидекша под Суздалем. В 1107 году Юрий Долгорукий женился на дочери половецкого хана Аепы. Этим браком был скреплен политический союз с целью усиления военного превосходства над соседней Волжской Болгарией. Если Киев находился под постоянной угрозой вторжения половцев, то северо-восточной части Центральной Руси угрожали болгары.

http://pravmir.ru/blagovernyiy-knyaz-and...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Поучение Поучение Владимир Мономаха — значительный памятник древнерусской мысли. Замечателен повод к написанию «Поучения». Братья Владимира звали его воевать с Ростиславичами. Владимир отказался. После ухода послов он начал читать Псалмы. Как раз выписки из Псалмов образуют начало этой книги. Таким образом, этак книга, даже помимо своего текста, есть памятник миротворцам, которые как обещано нарекутся сынами Божьими. Вот подлинный урок христианской политики ; памятник «активной», прямо в центре падшего мира, любви, прощения, ненасилия. «Поучение» это наставление в общей христианской этике, и специально в княжеской («этика политика» — оксюморон для нашего уха). Здесь мы находим совет частой молитвы, наставление о покровительстве слабым, недопустимости убийства, об осмотрительности в клятвах и необходимости их соблюдать, о поддержке Церкви, вреде пьянства, гнева, блуда и гордыни, об уважении к иностранцам, о недопускании солдат к грабежу и насилию ни у своих, ни у чужих. Конец этих наставлений — «страх Божий». К «Поучению» примыкают «Список путей» и «Письмо к Олегу». «Пути» — конспективная автобиография Владимира. «Письмо» -памятник не менее поразительный чем «Поучение». Один из старших сыновей Мономаха погиб в битве с Олегом Изяславовичом (при том, что Олег был его крестным). Владимир пишет ему письмо с прощением и увещеванием к миру… Это уже пример не просто подлинно христианской политики, но и пример любви к врагам. ««Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе». Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому.» «Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Скачать epub pdf 10 декабря 2012 г. В недрах Киевской Руси в домонгольский период стали закладываться основы нового государственного образования, которое в трудах историков получило именование Владимиро-Суздальской Руси. Со временем Владимиро-Суздальская Русь явилась ядром Московской державы. Колыбель Владимиро-Суздальской Руси – древняя Ростово-Суздальская земля была отделена от Киева, “матери градов русских”, труднопроходимыми лесами, почему и называлась Залесьем. Главными городами и экономическими центрами Залесья в те далекие времена были Ростов и Суздаль. Княжеский “снем” в Любеке 1097 года признал Ростово-Суздальские земли владением Мономаховичей. Великий Киевский князь Владимир Мономах (1113–1125) уделял большое внимание “волости отца своего”, основав в Залесье город “в свое имя”, которому суждено было большое историческое будущее. О строительстве Владимира на Клязьме, притоке Оки, впадавшей Волгу, читаем в летописи под 1108 годом: “Того же лета свешен бысть град Владимир Залесский Владимиром Мономахом ”. Далее говорится, как князь построил в нем “ церковь камену святого Спаса”. В Суздале он воздвиг крепостные валы и Кремль, позднее были поставлены княжеские хоромы, построены храмы. Так князь Владимир Мономах положил активное начало возвышению Залесской Руси. Продолжателем начатых трудов явился его сын Юрий Долгорукий (1091–1157). Он был одним из младших сыновей великого князя Владимира Мономаха , и после смерти отца ему достался отдаленный Ростово-Суздальский край. Но поскольку в Ростове были сильны боярские традиции, то, не поладив с ростовским боярством, князь Юрий вынужден был переселиться в Суздаль, а точнее – во вновь отстроенную резиденцию Кидекша под Суздалем. В 1107 году Юрий Долгорукий женился на дочери половецкого хана Аепы. Этим браком был скреплен политический союз с целью усиления военного превосходства над соседней Волжской Болгарией. Если Киев находился под постоянной угрозой вторжения половцев, то северо-восточной части Центральной Руси угрожали болгары.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Народный Собор» теперь и в Луганске 17 июня, в День всех Русских Святых, состоялась презентация Луганского отделения Движения «Народный Собор» Украины 20.06.2012 598 Время на чтение 3 минуты Промыслительным образом именно в день, когда мы празднуем духовное единство Святой Руси, произошло открытие отделения организации, которая тоже старается способствовать ее сплочению. К тому же Луганск расположен почти на границе Украины и России, является важным промышленным и культурным центром, расположенным на бывших землях Войска Донского. В этом месте давно назрела необходимость создания отделения «Народного Собора», вносящего существенный вклад в интеграцию искусственно разделенных частей Руси. Учредительное собрание прошло в центре города, в фешенебельной гостинице «Космос». В мероприятии приняли участие гости Луганска: председатель «Народного Собора» Украины Игорь Друзь, руководитель Белгородского отделения движения «Народный Собор» Петр Горбунов и его помощник Руслан Ляпин. Луганская же общественность была представлена активистами многих известных в городе и за его пределами организаций: Движение Владимира Мономаха «Русь», политический клуб «Альтернатива», «Русский союз Донбасса», «Здоровая Русь», «Родительский комитет Луганщины», «Общество Донских казаков», клуб исторической реконструкции «Дон» и др. Присутствовали представители духовенства, активные православные миряне. Присоединились к луганчанам соратники из близлежащих Донецка , Тореза, Алчевска, Красного Луча и Антрацита. Инициатором появления «Народного Собора» в Луганске стал председатель Движения Владимира Мономаха «Русь» Тихон Гончаров, который в своем выступлении отметил символичность начала деятельности Народного собора на Луганщине в день праздника Всех Русских святых, рассказал о мотивах выбора «Народного Собора» в качестве объединительной структуры патриотических сил Донбасса и призвал присутствующих к активизации совместных действий в деле восстановления нашего общего Отечества, возрождения нравственности, культуры, исторической памяти и справедливости: «Сегодня против всей исторической Руси идет война. Особый удар направлен на молодежь. Настало время, не смотря на какие-то второстепенные идеологические разногласия и личные амбиции, выступить единым фронтом в сражение за будущее Родины и наших потомков. Вместе за одно!»

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/20/na...

Муром. Спасский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1096 и 1885. Ссылки:     Адрес: Россия, Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Лакина (Спасская), д. 1 Координаты: 55.572414, 42.064654 Проезд: Из Москвы до Мурома можно добраться на автобусе или поезде — через город идут все поезда казанского направления. С Казанского вокзала Москвы они отправляются, как правило, днем и прибывают в Муром вечером или ночью. На автомобиле нужно из Москвы ехать на Владимир (выезд по шоссе Энтузиастов, федера ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы до Мурома можно добраться на автобусе или поезде — через город идут все поезда казанского направления. С Казанского вокзала Москвы они отправляются, как правило, днем и прибывают в Муром вечером или ночью. На автомобиле нужно из Москвы ехать на Владимир (выезд по шоссе Энтузиастов, федеральная дорога М-7 «Волга»). Не доезжая Владимира, сворачивайте направо на объездную — с нее вновь поворот направо на дорогу Р-72, которая через 130 км приведет вас в Муром. Если следовать по дороге М-7 со стороны Нижнего Новгорода, то сворачивать нужно после Гороховца налево — на дорогу Р-76. Но теперь, с пуском в эксплуатацию стационарного автомобильного моста через Оку в Муроме, из Нижнего лучше ехать напрямую, через Павлово, по дороге Р-125. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасский мужской монастырь XV-XVI вв., деревянные же постройки монастыря на этом месте были с X-XI вв. Впервые о нем упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре. Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки. О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «…горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса... »

http://sobory.ru/article/?object=00632

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010