Владимир (Путята Всеволод) б. архп. Пензенский и Саранский Бывший архиепископ Владимир Путята происходил из древней родовитой фамилии Киевского тысяцкого Путяты, прославившегося при св. князе Владимире насаждением христианства в Новгороде. Память об этом сохранилась в народе в известной пословице: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». В дальнейшем эта древняя родовитая фамилия отметила уже в XIX столетии выдвинувшегося деда его генерал-адъютанта Димитрия Васильевича Путяту, б.полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Внук его Всеволод Путята родился 2 октября 1869 года в Смоленской губ. Мать его была еврейка. По своему времени он получил блестящее воспитание и всестороннее образование. Еще, будучи молодым человеком, он превосходно владел французским, английским и немецким языками; имея большие способности к языкам, он в ближайшие годы изучил итальянский язык и превосходно владел древними языками греческим и латинским. Всеволод Путята обладал редкой красотой и выдающейся завидной внешностью, словно он был создан для блеска и поклонения. Особенно громадным успехом он пользовался в дамском обществе, в котором он был лихим танцором и ухажером. Я нарочно остановился на этих подробностях и штрихах его характера, сыгравших впоследствии роковую роль в его архиерейской жизни. Получив блестящее общее домашнее образование, окруженный воспитателями, иностранцами, гувернерами и учителями, он в 1891 году с похвалою закончил Демидовский юридический Лицей и Военную юридическую академию, затем по фамильной традиции поступил офицером лейб-гвардии Преображенского полка и быстро выслужился и выдвинулся. В те годы Всеволод Путята был близок к полковнику Преображенского полка императору Николаю II, бывал у него как близкий человек и этим впоследствии кичился. В правящих духовных сферах с его близостью к царю очень считались и опасались его. Мы сейчас не располагаем его послужным списком, который слегка мог бы объяснить, приоткрыть завесу с первых шагов его самостоятельной жизни. В 1897 году окончил он Военно-юридическую академию и произведен в штабс-капитана.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А.А. Половцов Путята, Николай Васильевич Путята , Николай Васильевич, писатель, д. с. с. Происходил из рода Смоленских дворян, восходящего к началу XVII в. и был сыном д. с. с. Василия Ивановича П., генерал-кригс-комиссара, от брака его с Екатериной Ивановой Яфимович; родился он 22-го июля 1802 г. и первоначальное воспитание получил в доме известного в свое время в Москве Ив. Александр. Пашкова (ум. в 1828 г.), женатого на Е. Н. Яфимович, родственнице Н. В. Путяты по матери. Поступив затем, 24-го марта 1819 г., в основанную Н. Н. Муравьевым образцовую школу для колонновожатых, П. выпущен был (12-го марта 1820 г.) прапорщиком в Свиту Его Имп. Величества по квартирмейстерской части (ныне Генеральный штаб) и здесь прослужил три с половиною года, будучи переведен, 24-го ноября 1823 г., в л.-гв. Конно-егерьский полк, с назначением адъютантом к командиру Отдельного Финляндского корпуса генер.-адъют. А. А. Закревскому; 26-го февраля 1826 г. П. переведен был в л.-гв. Уланский полк, с оставлением адъютантом Закревского, и 8-го ноября 1828 г. произведен в штабс-ротмистры. Во время Турецкой войны 1828–1829 гг. П. принял участие в походе, будучи прикомандирован, 24-го апреля 1829 г., к генерал-квартирмейстеру Главного штаба 2-й армии г.-м. Бутурлину, и находился в Главной квартире армии под Шумлою, совершил переход через Балканы до занятия г. Айдоса, 17-го июля был в отряде г.-м. Монтрезора при занятии мест. Руссо-Кастро, а потом был прикомандирован к начальнику 2-го пехотного корпуса генер.-адъют. графу Палену, совершил с его штабом переходы от Карабунара в Сливно, Адрианополь, Кирилис и Визу; за участие в походах П. награжден был орденами св. Анны 3 ст. с бантом и Станислава 4 ст. В 1830 г. он состоял по особым поручениям при гр. А. А. Закревском во время поездки его по России для принятия мер против холеры (за что получил орден Владимира 4 ст.), а затем сопровождал Закревского в поездке его в Финляндию. Выйдя в отставку 11-го декабря 1831 г., П. 31-го декабря того же года, как человек, близко и основательно знавший Финляндию, был назначен помощником начальника Финляндской Паспортной Экспедиции; 28-го марта 1833 г. – вторым Экспедиционным Секретарем Финляндской Е. И. В. Канцелярии, 10-го июля 1839 г. – старшим Экспедиционным Секретарем Статс-секретариата Вел. Княжества Финляндского, и 15-го апреля 1845 г. произведен в действительные статские советники.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Гродно. Рождество-Богородичный женский монастырь. манастыр Карта и ближайшие объекты Рождество-Богородичный монастырь (Гродно) - женский православный монастырь в Гродно. Некогда на этом месте стояла Пречистенская церковь, сначала деревянная, с XII века каменная. Е. Ф. Орловский на основании «Актов Западной России» утверждает, что Пречистенский храм стоял уже в 1506 и его фундатором был князь Михаил Глинский. В 1506 году он как душеприказчик киевского воеводы Дмитрия Путяты передал церкви 10 коп литовских грошей. Тогда же при храме существовала богадельня, которой по распоряжению Сигизмунда II Августа периодически отчислялись деньги с королевских имений. Также церковь владела землями в Ольшанском урочище. В 1614 году Пречистенская соборная церковь упоминается в связи с завещанием ей хорунжим Кунцевичем «большого плаца» в Гродно. В XVII веке собор превращён в униатский храм. В 1633 году при нём поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно - и в 1642 году униатский митрополит Антоний Селява передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви. Пожары 1647 и 1654 годов уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались (1720, 1728 годах). В 1843 году монастырь базилианок был преобразован в православный Рождество-Богородичный женский монастырь 2 класса. Из Оршанского монастыря сюда переехали игуменья Афанасия, шесть монахинь и четыре послушницы. Осенью 1864 года в монастыре организован приют для воспитания сирот лиц духовного ведомства и дочерей бедных чиновников. В 1866 года в монастыре выстроена церковь Сергия Радонежского. Вскоре после постройки церкви монастырь посетил император Александр II. 7 (20) октября 1877 года в обители зафиксировано мироточение чудотворного списка Владимирской иконы Божией Матери, которое продолжалось полгода. Миро было собрано в крестообразный ковчежец, который до наших дней хранится в монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=40973

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРОНШТАДТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1907-1933 гг., восстановлено в 2013 г. Резиденция епископов в 1915-1916, 1920-1922 гг. и в наст. время - Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. 28 июля 1907 г. имп. мч. Николай II Александрович утвердил доклад Синода о возведении настоятеля посольской церкви в Риме архим. Владимира (Путяты) (см. Путята В.) «в сан епископа Кронштадтского, с наименованием его четвертым викарием С.-Петербургской епархии, для заведования русскими православными заграничными церквами в Европе, за исключением находящихся в Константинополе и в Афинах, в зависимости от С.-Петербургского митрополита, с оставлением в должности настоятеля церкви при императорском посольстве в Риме». Содержаться новый викарий должен был на «специальные средства». Права Кронштадтского епископа «по отношению к заведоваемому им духовенству и к С.-Петербургскому митрополиту» должны были определяться «особою инструкциею от Святейшего Синода», к-рая не публиковалась. Хиротония архим. Владимира была совершена в Троицком соборе Александро-Невской лавры 6 авг. 1907 г. В окт. 1907 г., по пути в Рим, Кронштадтский епископ обозрел вверенные ему церкви в Праге, Вене, Дрездене, в нояб. посетил Ривьеру. В кон. нояб. он отпел в Баден-Бадене прот. Николая Апраксина († 22 нояб. 1907), трудами к-рого был построен рус. Петропавловский храм в Карлсбаде (ныне Карлови-Вари, Чехия), 29-30 нояб. совершил первые (за 41 год существования храма) архиерейские богослужения в Крестовоздвиженской ц. Женевы. 4 авг. следующего года освятил домовую ц. св. Марии Магдалины в Брюккенау (ныне Бад-Брюккенау, Германия); в нояб. 1909 г. командирован на освящение русской посольской ц. свт. Николая в Бухаресте (Румыния). С 6 февр. 1909 г. 3-й викарий С.-Петербургской епархии, с 30 дек. 2-й викарий. 18 февр. 1911 г. Владимир (Путята) получил назначение на Омскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2462047.html

А.А. Половцов Путята Вышатич, воевода Путята Вышатич, воевода Киевского вел. кн. Святополка II Изяславича, сын Вышаты Добрынича, внук Добрыни Никитыча, брат воев. Яна Вышатича. Когда, в 1099 году, Давид Игоревич осадил Владимир и владимирцы послали к Святополку просить помощи («Сын твой убит, а мы изнемогаем от голода, если ты не придешь, то народ хочет передаться»), Святополк в помощь осажденным послал войско под начальством Путяты Вышатича. Сначала Путята привел войско в Луцк к князю Святоше (т. е. Святославу, сыну Давида Святославича, правнуку Ярослава Мудрого). Святоша, хотя и был на стороне Святополка, но к нему явились послы Давидовы, чтобы склонить его действовать в пользу Давида. Они настолько успешно действовали, что Святоша дал даже клятву предупредить о приходе Святополка, но теперь поступил иначе: под влиянием страха вследствие неожиданного прихода Путяты Вышатича, Святоша приказал схватить послов Давида, а сам соединился с Путятою. Они оба пришли с войском к Владимиру, откуда Давид убежал, а Святоша и Путята Вышатич заняли город (25-го авг. 1099 г.), а затем, посадив в нем посадника от вел. князя Святополка (Василя), ушли от города, причем Путята возвратился в Киев. Как известно, бежавшему тогда к половцам Давиду, при помощи хана Боняка, опять удалось отвоевать Владимир-Волынский. На состоявшемся в следующем, 1100 году съезде в Витечеве (или в Уветчах) собрались князья переговорить о положении дел; на этот съезд приглашен был и Давид Игоревич. Но между князьями и Давидом Игоревичем тотчас же произошла размолвка, и князья, отъехав от него, имели о нем особое совещание. Подумав и придя к одному решению, князья послали к нему с резолюцией совещания своих доверенных мужей, воевод, каждый князь отдельно, причем от великого князя Святополка был послан Путята Вышатич. В 1104 году князья прочей Руси (потомки Ярослава Мудрого) вмешиваются в распри, возникшие между членами рода Изяслава Полоцкого, точнее в семье Всеслава Бряниславовича Полоцкого. Давид Всеславич Полоцкий, вероятно, лишенный своего удела братом своим Глебом, стал искать защиты и покровительства у князей прочей Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Соколов Григорий Степанович; 17.01.1843, с. Ивакино Ростовского у. Ярославской губ.- после 1926), еп. Краснослободский. Из семьи причетника. Окончил Борисоглебское ДУ (1858), Ярославскую ДС (1864) и МДА (1868). Служил в Пензенской ДС преподавателем церковной истории и практического руководства для пастырей, с июня 1869 г. преподаватель греч. языка. В февр. 1871 г. получил степень магистра богословия. 30 апр. 1872 г. рукоположен во иерея к ц. Воскресения Христова в Пензе. В 1872-1875 гг. инспектор классов Пензенского епархиального жен. уч-ща и настоятель училищного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Благочинный пензенских городских церквей (1873-1882). Законоучитель 2-й пензенской муж. гимназии (1875-1894). С авг. 1875 г. настоятель пензенской ц. во имя свт. Николая. 15 июня 1885 г. возведен в сан протоиерея. С февр. 1900 г. настоятель пензенского кафедрального собора во имя Всемилостивого Спаса. 11 июня 1910 г. Высочайшим повелением по определению Святейшего Синода назначен викарием Пензенской епархии. Пострижен в монашество 26 июня в Крестовой ц. пензенского архиерейского дома, на следующий день возведен в сан архимандрита в кафедральном Спасском соборе. 11 июля хиротонисан в Троицком соборе в С.-Петербурге во епископа Краснослободского, викария Пензенской епархии; хиротонию возглавил Киевский митр. Флавиан (Городецкий) . Для пребывания Г. определили пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь, где он был утвержден настоятелем. С 30 окт. 1910 г. председатель Пензенского епархиального училищного совета. Награждался набедренником (1872), скуфьей (1876), камилавкой (1879), наперсным крестом (1882), палицей (1903), митрой (1910); орденами св. Анны 3-й (1888), 2-й (1892) и 1-й (1907) степени, св. Владимира 4-й (1895), 3-й (1898) и 2-й (1912) степени. Участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Исполнял обязанности управляющего Пензенской епархией после 10 марта 1918 г. и до приезда 30 апр. того же года нового Пензенского архиеп. сщмч. Иоанна (Поммера ; впосл. архиепископ Рижский). В это время кафедральный Спасский собор оказался захвачен сторонниками отстраненного от управления епархией бывш. архиеп. Владимира Путяты , к-рый организовал в Пензе т. н. народную церковь. 14 янв. 1922 г. Г. был уволен на покой, проживал в пензенском Спасо-Преображенском мон-ре. Позднее упоминался в числе епископов-обновленцев. Точная дата и обстоятельства смерти неизвестны.

http://pravenc.ru/text/166679.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Впервые изданы документы Совещания епископов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 27.11.2015 В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущен 4-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В него вошли журналы Совещания епископов, Судной комиссии при нем, а также документы, приложенные к этим журналам или приобщенные к делам Совещания. Документы отразили судьбы многих представителей российской иерархии в предреволюционный и революционный период, а также решения Собора по возбужденным ими делам. Совещение епископов — соборный орган, в котором проверялись на соответствие догматам, канонам и преданию Церкви все принятые Собором законодательные и основополагающие постановления. При этом постановления Собора либо утверждались Совещанием, либо отклонялись. Публикуемые журналы помогут читателю проследить внутреннюю работу закрытых для остальных членов Собора и для общества заседаний Совещания епископов, рассматриваемые вопросы как коллективных, так и индивидуальных заявителей, ход полемики и направление мыслей Собора. Всего в издании публикуется 49 журналов заседаний Совещания епископов, значительная часть которых приходится на заключительную, третью сессию Собора. В первый же дни заседания Совещания епископов по его постановлению была создана Судная комиссия, в которой должны были рассматриваться дела о епископах. Судная комиссия под председательством митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) состояла из 12-ти членов и 6-ти кандидатов (члены комиссии и их заместители отбирались по жребию) и в процессе работы Собора собиралась как минимум 6 раз. В издании публикуется 6 журналов Комиссии, а также журнал судебного заседания Собора епископов. Заседания Судной комиссии были посвящены рассмотрению дел архиепископа Владимира (Путяты), епископа Макария (Гневушева), архиепископа Алексия (Дородницына), митрополита Макария (Невского) и архиепископа Василия (Богоявленского).

http://drevo-info.ru/news/19858.html

Друцкие , литовско-русский княжеский род, происхождение которого до последнего времени остается неясным. По большинству родословных, князья Друцкие происходят от князей Галицких следующим образом: внук князя Всеволода Мстиславича Бельзского и Владимирского (ум. 1195 г.), родного дяди знаменитого Даниила Романовича, короля Галицкого и Русского, Роман Александрович, князь Владимира Волынского, имел сына Михаила Романовича, первого князя Друцкого (от города Друцка на Волыни). От этого князя и пошли князья Друцкие со всеми происходящими от них линиями. По другим родословным, Друцкие князья происходят от упоминающихся неоднократно в русских и литовских летописях древних князей Друцкой области (Друцк, древн. Друтеск, ныне местечко Могилевской губ.), происходивших от князей Полоцких. В настоящее время, не имея хорошей истории Полоцкой земли, трудно разрешить этот вопрос, но, во всяком случае, более вероятности имеет мнение о происхождении князей Друцких из Галича и Волыни. По смерти князя Михаила Романовича Друцкого род князей Друцких разделился на две линии: от младшего сына князя Михаила, князя Василия Михайловича Друцкого, пошли собственно князья Друцкие, существующие до нашего времени; а от старшего сына князя Михаила, князя Семена Михайловича Друцкого, пошло несколько родов, разветвлений главного рода князей Друцких. Сын князя Семена, князь Димитрий, имел трех сыновей – князей Семена, Ивана и Михаила Димитриевичей Друцких, из которых каждый сделался родоначальником новой ветви рода: от старшего сына князя Семена, князя Ивана Семеновича Бабы, отъехавшего из Литвы к великому князю Василию Темному, произошли князья Бабичевы – русский род, угасший в XIX веке; от второго его сына, князя Ивана Семеновича Путяты, произошли существующие и поныне князья Путятины. Сын второго сына князя Димитрия Семеновича, князь Андрей Иванович, женатый на сестре великого князя литовского Витовта, сделался родоначальником трех новых линий: угасших ныне князей Друцких-Горских и существующих еще князей Друцких-Любецких и Друцких-Соколинских. И, наконец, третий сын князя Димитрия Семеновича, князь Михаил Димитриевич, сделался родоначальником угасших князей Друцких-Подбережских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иоанн (Поммер) Иоанн (Поммер Иван), архп. Рижский и Митавский. Родился в 1876 году в Лифляндской губернии (Латвия) в семье бедных родителей. Годы своего детства и юности провёл он на полях, пася стадо домашних животных своего отца. С кровью предков, с молоком и первыми наставлениями своей матери воспринял он святое иго послушания. Он любил церковь , церковные службы и частые беседы с приходским священником. Последний обратил на него внимание и убедил его оставить бессловестное стадо и готовиться к пастырству. Слушаясь своего первого духовного отца – сельского пастыря, он поступает в Рижскую духовную семинарию, которую и окончил в 1897 году. С этого момента он трудится при церкви в качестве псаломщика. В 1900 году он поступил в Киевскую духовную академию. В 1903 году, будучи студентом академии, по совету о. Иоанна Кронштадтского , пострижен в монашество. В 1904 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в иеромонаха и назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии. С 1906 года – инспектор Вологодской духовной семинарии. В 1907 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. 11 февраля 1912 года хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры во епископа Слуцкого, вик. Минской епархии. 4 апр. 1913 года – епископ Таганрогский и Приазовский, вик. Екатеринославской епархии. С 7 сент. 1917 года – епископ Старицкий, вик. Тверской епархии. 9/22 апр. 1918 года – епископ Пензенский и Саранский. В Пензе вёл борьбу с «народной» церковью, организованной архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. В 1921 году возведён в сан архиепископа и назначен из Пензы на Рижско-Митавскую кафедру. Перевод в Латвию соответствовал горячему желанию архиепископа Иоанна жертвовать свои силы горячо любимой им Родине. До него в Латвийской Церкви больше года не было архипастыря, и она находилась в бедственном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сортировать по Исключить новости Устами государя-псалмопевца. Князь Владимир Мономах «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра» 17 сентября, 2009 «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра» Князь Владимир Мономах — чем он знаменит? Биографию великого православного монарха Вы сможете прочитать в нашей статье! Князь Владимир Мономах «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Князь Владимир Мономах Вступление переяславского князя Владимира в наследование престола его знаменитых предков, Ярослава Мудрого и Великого князя Всеволода, было для него уроком смирения. Двадцать лет ожидания и борьбы, двадцать лет напряжения душевных и умственных сил, пока, князь Владимир Всеволодович не приобрел подобающего зрелости спокойного рассуждения с полным преданием себя в волю Божию! И вот тогда, когда улеглись страсти, бушевавшие в душе князя, когда лучшие качества его души настоялись, как благородное вино, и он уже стоял на пороге умудренной старости, в его руках оказалось послание киевских бояр — всего несколько строк, открывавших ему дорогу в столицу русских земель: «Князь! Приезжай в Киев! Если ты не приедешь, то знай, что произойдут большие несчастья: тогда не только Путятин двор или дворы сотских и дворы ростовщиков будут разгромлены народом, но пойдут и на всех бояр, и на монастыри. Ты, князь, будешь в ответе, если народ разграбит монастыри!». В Киеве, охваченном восстанием народа, разгромившего двор крупнейшего боярина, тысяцкого Путяты Вышатича, ожидали того, кто мог бы умирить крестьян-закупов, доведенных до отчаяния кабальными условиями займов, и заимодавцев-вотчинников. Доставленная в Переяславль гонцом грамота была не только призывом о помощи, а приглашением на великое княжение. Решение о выборе князя «смысленные» люди из числа киевской знати и духовенства принимали в главном Соборе, перед образом Святой Софии — Премудрости Божией, с надеждой на то, что Господь просветит их и подаст им мудрое решение. Из письма видно, что князь Владимир представлялся составителям послания человеком, способным разрешить сложнейшие задачи правления.

http://pravmir.ru/ustami-gosudarya-psalm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010