КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ Во второй половине XII-ro века русской истории появляются зародыши того хода событий, который развился и установился уже под влиянием татарского завоевания. Наш древний летописец, перечисляя ветви славяно-русского племени, указывает на полян, древлян, северян и т.д., но уже говоря по преданиям о событиях IX-ro и Х-го века, причисляет к системе русского мира Мерю, страну, населенную финским племенем того же имени, занимавшую пространство в нынешних губерниях: Владимирской, Ярославской, Костромской и части Московской и Тверской, относя наравне с этим народом соплеменные и соседние ему племена: Мурому на юг от Мери и Весь на севере от той же Мери по течению Шексны и около Белоозера. Уже в незапамятные времена славянские поселенцы проникали в страны этих народов и селились там, как это показывают славянские названия города Ростова в земле Мери и Белоозера в земле Веси. Нам, к сожалению, неизвестен ход славянской колонизации в этих землях; несомненно, что с принятием христианства она усиливалась, возникали города с русскими жителями, а самые туземцы, принимая христианство, утрачивали вместе с язычеством свою народность и постепенно сливались с русскими, некоторые же покидали свое прежнее отечество и убегали далее к востоку. Недавние раскопки могил, произведенные гр. Уваровым в земле Мери, показывают, что язычество и древняя народность уже угасали в XII веке, по крайней мере, позднейшие могилы с признаками мерянской народности могут быть отнесены к этому периоду. По письменным памятникам в XII столетии мы встречаем в этих местах значительное число городов, без сомнения, русских: Ростов, Суздаль, Переяславль-Залесский, Дмитров, Углич, Зубцов, Молога, Юрьев, Владимир, Москву, Ярославль, Тверь, Галич-Мерьский, Городец и др. Беспокойства в южной Руси побуждали ее тамошних жителей переселяться в эту страну. Народ Меря стоял на низкой степени образованности, не составлял самобытного политического тела и притом не был воинственным, как показывает скудость оружия в его могилах: оттого-то он легко подчинился власти и влиянию русских.

http://sedmitza.ru/lib/text/435564/

patr. Посещение Новгородским священником Григорием Калекою Константинополя и Иерусалима. Русское анонимное Описание Цареграда. Загадочный епископ живет в монастыре Андрея Юродивого. Защита Филиппополя Иваном Русским при осаде города имп. Андроником: Cantacuz. I. Пребывание Цареградского игумена Иоанна в Твери. Иван Русский: Cantacuz. I. Рукоположение Афанасия епископом во Владимир. Рукоположение Феодора епископом в Галич. Прибытие Феогноста в Новгород: Новгор. Запись Феогноста. Рукоположение Антония епископом в Ростов. Отношение вел. кн. Ивана Калиты к Иерусалимской чаше, привезенной 40 каликами в 1163 году. Рукоположение Даниила в Суздаль. Рукоположение Феодора в Тверь. Отношение Руси к Византии: Mar. Sanudo. Рукоположение Василия в Новгород. Рукоположение Трифона в Луцк. Рукоположение Павла в Чернигов. Возвращение Феогноста из Константинополя: Новгор. 1. Рукоположение Афанасия в Сарай. Рукоположение Иоанна в Брянск. По преданию имп. Андроник Палеолог подарил икону Богородицы в одну из церквей Мореи; ныне она находится в Казанской женской обители в Вышнем-Волочке. Икона именуется Андрониковою: Пам. Др. Письм. Имп. Андроник считается Государем России. Роспись Новгородской церкви Греком Исаакием: Новг. 1. Сергий Радонежский родился в лета царя Андроника: Ж. Сергия. Поездка Феогноста в Царьград: Новгор. 1 и 2. Поездка Феогноста в Орду: Новгор. 1. Рукоположение Исаака епископом в Сарай. Роспись Московской церкви Богородицы Феогностовыми писцами. Рукоположение Евфимия епископом в Смоленск. Начальники Русские, а ученики Греки: Никон. Московский Собор. Совет вел. кн. Симеона Ивановича с Феогностом: Никон. Рукоположение Нафанаила епископом в Суздаль. Хрисовул царя Стефана Сербского. Послание Василия Новгородского к Феодору Тверскому. Хрисовул имп. Ио. Кантакузина о присоединении Галицкой митрополии к Киевской: Р. И. Б. VI. Грамота имп. Ио. Кантакузина Феогносту об отмене постановления, коим часть Русских епархий отделялась для Галицкой митрополии: Р. И. Б. VI. Грамота имп. Ио.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Но народ не оставил надежду на объединение. В очередной раз убедившись в том, что среди бояр, воевод и казаков еще слишком много изменников, в народе зарождается новое движение, требующее и новых организационных форм. Так возникает знаменитое Нижегородское ополчение, ставшее основой Второго народного ополчения русских городов. Еще осенью 1608 года в Нижнем Новгороде, как и во многих русских городах, был создан общесословный городовой совет, в который, наряду с представителями разных городских социальных групп, вошли и местные церковные иерархи (архимандрит нижегородского Вознесенского монастыря Иоиль, архимандрит Печерского монастыря Феодосий, спасский протопоп Савва и др.) со всем Освященным собором. Решения Нижегородского городового совета были обязательны для всех горожан, в том числе и для входивших в его состав местных воевод, действия которых строго контролировались. Нижегородский городской совет отказался сотрудничать с Первым ополчением, но осенью-зимой 1611 года провел организационную подготовку по созданию самостоятельного общеземского правительственного учреждения. Уже в феврале 1612 года в Нижнем Новгороде действовал свой Нижегородский «Совет всей земли». Осенью 1611 года по призыву «выборного от всей земли человека» Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, во главе которого, наряду с К. Мининым встали князь и воевода Д. М. Пожарский, воевода И. И. Биркин и дьяк В. Юдин. Начался сбор средств и переписка с другими городами. В итоге совместно с нижегородцами костяк Второго ополчения составили отряды из Смоленска, Дорогобужа и Вязьмы. В конце февраля — начале марта 1612 года организованное ополченское войско выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль. Заняв Ярославль, Второе ополчение продолжило собирание земских сил. Сюда стали стягиваться со всей страны земские рати, а также отряды, ушедшие из подмосковного лагеря Первого ополчения, после того как новое его руководство присягнуло самозванцу Лжедмитрию III. В Ярославле формируется новый «Совет всей земли», в который нижегородцы призывают русские города прислать «изо всяких людей человека по два, и с ними совет свой отписать, за своими руками». При «Совете всей земли» создаются свои органы центрального административного управления — приказы Разрядный, Поместный, Дворец, Дворцовый, Монастырский, Галицкая и Новгородская четь, а также Денежный двор. Одновременно из Ярославля были назначены воеводы в Устюжну, Белоозеро, Владимир, Касимов, Клин, Тверь, Кострому, Ростов, Суздаль, Переяславль, Тобольск и другие города Московского государства.

http://pravmir.ru/uroki-smuty-narod-i-ve...

 Первоначально великий князь Витовт действительно играл главную роль в «Великой войне» с Орденом, однако после Грюнвальдской битвы 1410 г. не поддержал Ягайло в окончательном разгроме крестоносцев. Это привело к очередным военным столкновениям литовцев с Орденом в 1414 и 1422 гг. (2). Кстати сказать, в Грюнвальдской битве в 1410 г. принимали участие и «русские полки: смоленский, полоцкий, витебский, киевский, пинский и другие». И.Н. Данилевский почему-то не захотел вспомнить об этом, а надо бы, ибо исход сражения, начавшегося успешным наступлением рыцарей, всецело зависел от «отчаянного мужества русских смоленских полков, выдержавших натиск немцев» (3).  Мнение отнюдь не новое. Современный западногерманский ученый Э. Хеш недавно заметил: «Еще в национал-социалистические времена средневековые походы в восточные земли были склонны связывать преимущественно с «немецкой миссией» в крае, лишенном культуры» (7).  Но не было этого «крестоносного ига» именно благодаря заслугам Александра Ярославича и его потомков, о том-то и речь! Тем же литовцам, которым так симпатизирует И.Н.Данилевский, пришлось бороться против крестоносцев еще не одно столетие, несмотря на значительные победы.  В отличие от крестоносцев, монголо-татары не оседали на русских землях. Они направляли свои рати на Северо-Восточную Русь периодически: в 1252 г. (Суздаль, Переяславль); в 1281 г. (Владимир, Ростов, Суздаль, Тверь и др.); в 1293 г. (Владимир, Москва, Переяславль, Суздаль и др.); в 1307 г. (Рязань?, Москва?); в 1315 г. (Ростов, Торжок); в 1317 г. (Тверское княжество); в 1318 г. (Кострома, Ростов); в 1322 г. (Ярославль); в 1327 г. (Тверь и Рязань?); в 1358, 1365, 1373 гг. (Рязань); в 1375, 1377, 1378 гг. (Нижегородское княжество); в 1382 г. (Москва и др.); в 1388 г. (Рязань); в 1391 г. (Вятка); в 1399 г. (Нижний Новгород); в 1408 г. (города вокруг Москвы); в 1410 (Владимир); в 1415 г. (Елец); в 1429 г. (Кострома и др.); в 1439 г. (окрестности Москвы); в 1443 г. (Рязань) и т.д. (66). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что опустошению подвергалась не вся Русская земля, а отдельные города и княжества. Больше других доставалось Твери, Рязани и Москве. Были периоды в десять и более лет (во времена Александра Ярославича и его сыновей даже в 29 лет!), когда набегов на Северо-Восточную Русь и вовсе не было.

http://pravoslavie.ru/5193.html

Первоначально великий князь Витовт действительно играл главную роль в " Великой войне " с Орденом, однако после Грюнвальдской битвы 1410 г. не поддержал Ягайло в окончательном разгроме крестоносцев. Это привело к очередным военным столкновениям литовцев с Орденом в 1414 и 1422 гг. (2). Кстати сказать, в Грюнвальдской битве в 1410 г. принимали участие и " русские полки: смоленский, полоцкий, витебский, киевский, пинский и другие " . И.Н. Данилевский почему-то не захотел вспомнить об этом, а надо бы, ибо исход сражения, начавшегося успешным наступлением рыцарей, всецело зависел от " отчаянного мужества русских смоленских полков, выдержавших натиск немцев " (3). Мнение отнюдь не новое. Современный западногерманский ученый Э. Хеш недавно заметил: " Еще в национал-социалистические времена средневековые походы в восточные земли были склонны связывать преимущественно с " немецкой миссией " в крае, лишенном культуры " (7). Но не было этого " крестоносного ига " именно благодаря заслугам Александра Ярославича и его потомков, о том-то и речь! Тем же литовцам, которым так симпатизирует И.Н.Данилевский, пришлось бороться против крестоносцев еще не одно столетие, несмотря на значительные победы. В отличие от крестоносцев, монголо-татары не оседали на русских землях. Они направляли свои рати на Северо- Восточную Русь периодически: в 1252 г. (Суздаль, Переяславль); в 1281 г. (Владимир, Ростов, Суздаль, Тверь и др.); в 1293 г. (Владимир, Москва, Переяславль, Суздаль и др.); в 1307 г. (Рязань?, Москва?); в 1315 г. (Ростов, Торжок); в 1317 г. (Тверское княжество); в 1318 г. (Кострома, Ростов); в 1322 г. (Ярославль); в 1327 г. (Тверь и Рязань?); в 1358, 1365, 1373 гг. (Рязань); в 1375, 1377, 1378 гг. (Нижегородское княжество); в 1382 г. (Москва и др.); в 1388 г. (Рязань); в 1391 г. (Вятка); в 1399 г. (Нижний Новгород); в 1408 г. (города вокруг Москвы); в 1410 (Владимир); в 1415 г. (Елец); в 1429 г. (Кострома и др.); в 1439 г. (окрестности Москвы); в 1443 г. (Рязань) и т.д. (66). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что опустошению подвергалась не вся Русская земля, а отдельные города и княжества. Больше других доставалось Твери, Рязани и Москве. Были периоды в десять и более лет (во времена Александра Ярославича и его сыновей даже в 29 лет!), когда набегов на Северо- Восточную Русь и вовсе не было.

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

Серафимы//Владимирские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 7. С. 246-250; Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский жен. мон-рь. Владимир, 1900; он же. Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский. СПб., 1913. С. 57-59; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 249-259; Г. Суздаль в его прошлом и настоящем//Суздаль и его достопамятности. Владимир, 1912. С. 10, 19-20. (Тр. Владимирской УАК; 14); Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913. С. 219-234; Достоевский М. Ф. Суздаль. М., С. 30-38; Варганов А. Д. Суздаль. М., 1944. С. 28-30; он же. Суздаль: Ист.-экон. очерк. Владимир, 1957. С. 61-63; он же. Памятник победы//Призыв. 1962. 181. С. 2; он же. Суздаль: Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. С. 70-75; Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. М., 1958, 19652. С. 195-202; По древним рус. городам. М., 1958. С. 99-100; Столетов А. В. Памятники архитектуры Владимирской обл. Владимир, 1958. С. 136-139; Штейман Г. А. Бесстолпные покрытия в архитектуре XVI-XVII вв.//Архит. наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 47-62; Антонова А. И. Новый памятник художественного шитья XVI в.//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 26-29; Вагнер Г. К. Суздаль. М., 1969. С. 16, 20-21, 28-29; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVII в. М., 1977. С. 207; Курганова Н. М. Новое о Ризоположенской колокольне//Сельская новь. Суздаль, 1977. 32. С. 4; Выборный В. Н. Суздаль: Опыт комплексного учета архит. наследия в градостроительном проектировании. М., 1978; Варганов А. Д., Варганов А. А. Суздаль: Путев. М., 1985. С. 90-96; Белов Ю. Преподобенская колокольня//Суздальская новь. 1988. 40. С. 3; Каким быть Ризоположенскому мон-рю предлагает «Спутник»//Там же. 147. С. 3; Макаров В. Подведут «под монастырь»//Там же. 155. С. 4; Монастырское училище//Там же. 5. С. 4; Огурцов В. Исследуя древнее предание//Там же. 1989. 11. С. 3; 12. С. 3; 13. С. 3; 14.

http://pravenc.ru/text/187868.html

Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Краткие ист. сведения о мон-рях и более замечательных церквах г. Твери//Памятная кн. Тверской губ. на 1863 г. Тверь, 1863. Отд. 3. С. 73-118; Матвеев В. Описание тверских древностей с очерком г. Твери и Оршина мон-ря. М., 1878; Добровольский И. И., сост. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Веригин Е. А. Оршин Вознесенский мон-рь: Ист. описание. Тверь, 1913; Справ. кн. по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914; Христофоров В. Тучи над памятником//Смена: Газ. Л., 1967. 125. С. 2-3; Звонарёва Т. Пять столетий над ним прошумело//Ленинское знамя: Газ. 1969. 3. С. 2-3; Сверкунов Л. Ровесник старины седой//Калининская правда: Газ. 1982. 174. С. 4; Беляков В. Оршинский мон-рь: Прошлое и настоящее//Ленинское знамя. 1992. 101. С. 4; Ротермель Б. Н. Оршин-Вознесенский мон-рь//ДОМовой. Тверь, 1993. 1. С. 30-31; он же. Инженер Богомолов//Записки тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 49-57; Попов Г. В. Древнейший рус. лицевой проскинитарий//Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 86-99; Вознесенский Оршанский жен. мон-рь. Пос. Орша//Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 168-173; Карпова А. Две родины матушки Иулиании//Вече Твери: Газ. 1996. 95. С. 5; Воробьёв В. М. Почитание редких Богородичных икон в Тверской епархии//Великое прошлое: Тр. науч. конф. Тверь, 1998. С. 108-110; Колокольный звон над обителью//Тверской мирянин: Газ. 2000. 23. С. 1; Степанов А. Святая обитель//Тверская жизнь: Газ. 2001. 239. С. 3; Крутова Ю. Вдали от мирской суеты//Там же. 2003. 227. С. 4; Оршин Вознесенский мон-рь//СПАМИР: Тверская обл. 2006. Ч. 2. С. 86-90; Спиридонова М. Женское возрождение: Оршин мон-рь как отражение духа времени//Тверская жизнь. 2010. 201. С. 4; Тверские клады: [Буклет]. [Тверь, 2011]; Вознесенский Оршин жен. мон-рь. [Тверь, 2013]; Феодоровская икона Божией Матери в Вознесенском Оршине мон-ре. Тверь, 2013; Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель, XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 2. С. 356-382; Кутаков С. С. «...А те починки за монастырем»: Монастырская колонизация в Тверском у. XVI в.//Русский ист. сб. М., 2016. [Т.] 10. С. 152-157; Вознесенский Оршин мон-рь: Страницы истории. Тверь, 20172; Коншин Н. М. Оршин мон-рь: Древняя архимандрия. Сказание о найденных богослужебных вещах//Оршин мон-рь в трудах тверских исследователей XIX - нач. XX в. Тверь, 2017. С. 47-68; Митропольский А. А. Жизнеописание Савватия, подвижника Тверского и Оршинского//Там же. С. 7-46.

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Лит .: Макарий (Петрович), архим. Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г. М., 1798; СИСПРЦ. 1836. С. 190-196; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1859. Кн. 1. С. 98; он же. РСв. 2008. С. 635-641; Ключевский. Древнерус. жития. С. 71-74, 170-171; Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 371-372; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 118-119; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Нояб. С. 105-111; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 5, 11-12; Верный месяцеслов всех рус. святых. М., 1903. С. 44; Голубинский. Канонизация святых. С. 67, 104, 541; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Кучкин В. А. «Сказание о смерти митрополита Петра»//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 59-79; он же. Источники «Написания» монаха Акиндина//АЕ за 1962. М., 1963. С. 60-68; он же. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; он же. О принятии Михаилом Ярославичем Тверским и владимирскими князьями титула «великий князь всея Руси»//Михаил Ярославич Тверской - вел. князь всея Руси. Тверь, 2008. С. 8-21; он же. Права и власть великих и удельных князей в Тверском княжестве 2-й пол. XIII-XV вв.//Там же. С. 216-226; Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского//СККДР. Вып. 1. С. 166-168; она же. Очерки по истории тверской литературы XIV-XV в. М., 2007 (по указ.); она же. Тверь в литературных памятниках периода независимости княжества: власть и народ//Славянский мир: общность и многообразие. Тверь, 2009. С. 227-236; она же. Политика тверских Рюриковичей в период становления Тверского княжества//У истоков Российского государства. Тверь, 2015. С. 9-23; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.): Пер. с нем. Тверь, 1994 (по указ.); Кучкин В. А., Флоря Б. Н. Княжеская власть в представлениях тверских книжников XIV-XV вв.//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 186-201; Михаил Тверской: Личность. Эпоха. Наследие: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 725-летию со дня рожд. Михаила Ярославича - вел. кн. Тверского и Владимирского (г. Тверь, 27-29 нояб. 1996 г.). Тверь, 1997; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Михаил Ярославич Тверской - вел. кн. всея Руси: Мат-лы Всерос. науч. конф.: К 700-летию принятия титула «великий князь всея Руси»: роль Тверского княжества и Михаила Ярославича Тверского в становлении рос. государственности. Тверь, 21-22 дек. 2005 г. Тверь, 2008; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской: 690 лет в нар. памяти: Сб. докладов науч. конф. Тверь, 2009; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской/Сост.: Г. С. Гадалова и др. Тверь, 2015; Борисов Н. С. Михаил Тверской. М., 2017. (ЖЗЛ).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Лит.: ИРИ. 1811. Ч. 3. С. 463; Белюстин И., свящ. Церкви и мон-ри в г. Бежецке в XVII в.//Тверские ГВ. 1851. 8. С. 28-29; Ратшин. Монастыри. С. 519; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 434; Строев. Списки иерархов. С. 478, 41; Покровский В. И. Ист.-стат. описание Тверской губ. Тверь, 1879. Т. 1. С. 116. Примеч. 27; Попов Н. А. Ист. заметки о Бежецком Верхе XVII-XVIII вв.//ЧОИДР. 1882. Кн. 3. Отд. 3. С. 1-74; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 386; Анатолий (Смирнов), игум. Ист. описание Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря Весьегонского у. Тверской епархии. Тверь, 1883. С. 92-93; Владиславлев В. Ф. Село Савватьево. Тверь, 1883. С. 49-50; Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. С. 123, 544-545; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. 1891. С. 120; Зверинский. Вып. 2. 701; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1898. Вып. 8. С. 13; он же. Мат-лы для истории упраздненных мон-рей Тверской епархии. Тверь, 1903. С. 20-21, 23; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 57-60; Епархиальная хроника//Тверские ЕВ. 1899. 2. С. 39-43; Виноградов И. А. Археол. экскурсия в с. Кожино, г. Кашин, Краснохолмский Антониев мон-рь, г. Бежецк, сельцо Островки Вышневолоцкого у.//Журнал 83 заседания ТУАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине. Тверь, 1901. Прил. С. 19-23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 96; Постников И., свящ. Прп. Нектарий Бежецкий. Тверь, 1910 (То же//Лит. и краевед. наследие о. Иоанна Постникова. Тверь, 2012. С. 99-115); [Мальковский В., Штюрмер С.]. Прп. Нектарий Бежецкий, основатель Введен. муж. мон-ря в г. Бежецке в XV в.. Пг., 1915. Тверь, 2016р; Рус. святые, подвижники благочестия и агиографы: Словник-указ./Сост.: И. В. Владышевская, В. Л. Сорокина. М., 1992. С. 98; Акафист прп. Нектарию Бежецкому/Предисл.: прот. А. Свитцов. Тверь, 1994. (Исконные святые Тверской земли); Костыгов С. Ю. Проблема ист. реальности прп. Нектария Бежецкого//Бежецкий край. Бежецк, 1995 [Электр. ресурс]; Дворников А. С. Город Бежецк и Бежецкий край: Очерки по истории и археологии. Тверь, 1996. С. 74-89; Тверская обл. М., 2006. Ч. 2. С. 144-146, 325-327. (СПАМИР); Салимова М. А., Салимов А. М. Введенская ц. в Бежецке//Новоторжский сб. Торжок, 2009. Вып. 2. С. 197-205; Романова А. А. Святые двойники и «небывшие святые»: Проблемы интерпретации источников//ДРВМ. 2016. 3(65). С. 91-92.

http://pravenc.ru/text/2564860.html

927. Михаиловский – Ефремов, мужской, ныне собор Михаила арх. в гор. Переяславе, Полтавской губ. В летописи Нестора под 6597 (1089) году записано: «В се же лето священа бысть церкы святого Михаила Переяславьская, Ефремом митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущу, бе бо прежде в Переяславли митрополья, и пристрои ю великою пристроею, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды». Около церкви образовался монастырь, разрушенный Батыем в 1239 г. Возобновлен в 1711 г. еписк. Переяславским Захарием Корниловичем, погребенным в Липлянском-Онуфриев- ском мон., в 1715 г. При издании штатов в 1786 г. монастырь упразднен и бывшие здесь мощи преп. Макария, принесенные сюда в 1688 г. из Овруцкого Каневского мон., перенесены в Вознесенский Переяславский мон. “Полн. собр. лет.», I, 78 (игум. Никола Переяслав. 1072 г.), 89 (основ. церкви св. Михаила 1089 г.), 128 ( церковь Михаила развалилась 1123 г.), 134 (здесь погребен кн. Андрей Владимиров. 1141 г.), 193 (землетрясение 1230 г.); II, 4 (погребен Святослав Владимиров. 1114 г.), 44 (кн. Юрий покланялся св. Михаилу), 300 (погребен кн. Ростислав Юрьевич 1150 г.), 320 (погребен Владим. Глебович 1187 г.); V, 146 (перенес. мощей Бориса и Глеба в 1072 г.; игум. Николай), 159 (погреб. Андрей Владим. в 1140 г.); VII, 5 (освящ. церк. св. Михаила 1090 г.), 23 (в 1114 г. погреб. кн. Святосл. Владим.), 25 (в 1124 г. падеся церк. Михаила), 33 (погреб. в 1141 г. кн. Андрея Влад.), 136 (землетряс. 1230 г.), 144 (в 1239 г. разруш. Батыем при еписк. Симеоне); IX, 100 (перенес. мощей св. Бориса и Гл. 1072 г; игум. Николай), 116 (в 1091 г. освящ. церк. Михаила митр. Ефремом), 152 (в 1123 г. падеся цер. кам. св. Михаила), 169 (в 1146 г. моление в цер. св. Михаила кн. Изяслава Мстислав.), 180 (в 1149 г. Изясл. Мстислав. слушал обедню), 186 (в 1150 г. преставился кн. Ростислав Юрьев. и положен близ дядей его кн. Святосл. Владим. и кн. Андрея Владим.); X, 100 (землетряс. в 1230 г.), 114 (разорен татарами в 1239 г.); XV, 181 (в 1090 г. еписк. Ефрем заложи цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010