Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в. Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в. (Максименко Василий Иванович; 8.08.1873, с. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.- 21.03.1960, Нью-Йорк), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи диакона, в 7 лет осиротел. Учился в Мариупольском ДУ, затем в Екатеринославской ДС (1893-1895), по окончании к-рой поступил в КДА. В 1896 г. за участие в студенческих волнениях Максименко был исключен из академии без права поступления в др. учебные заведения. Работал учителем в школе с. Прядивка Новомосковского у. Екатеринославской губ. В 1897 г. на основании поручительства ректора КазДА Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) распоряжением Святейшего Синода Максименко было разрешено возобновить учебу на 2-м курсе КазДА. В 1899 г. он был удостоен степени канд. богословия за соч. «Учение трех великих святителей о молитве». В том же году пострижен в монашество еп. Антонием, рукоположен во диакона, 12 авг.- во иерея с причислением к братии Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря . В 1900-1902 гг. преподавал в Александровской Ардонской миссионерской семинарии (Владикавказская епархия). 29 нояб. 1902 г. В. был переведен в распоряжение Волынского еп. Антония (Храповицкого), к-рый направил его в почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы лавру с поручением заведования монастырской типографией. 2 дек. В. был возведен в сан архимандрита и введен в духовный собор лавры. В 1903 г. назначен редактором «Почаевского листка» , исполнял обязанности редактора офиц. части «Волынских ЕВ». Под рук. В. типография была оборудована новыми печатными станками, что позволило осуществлять регулярный выпуск богослужебных книг, а также школьных учебников, просветительской лит-ры для народа и неск. периодических изданий и превратило Почаевскую лавру в один из крупнейших центров духовного просвещения. По инициативе и под редакцией В. с 1910 г. издавался ж. «Русский инок» , с 1913 г.- газ. «Волынская земля». В. активно участвовал в политической и общественной жизни Волынского края, являлся одним из инициаторов учреждения «Почаевского народного банка», целью к-рого было предоставление крестьянам ссуд на покупку земли и сельскохозяйственных орудий. Во время революционных событий 1905 г. В. путешествовал по Волыни, призывая местное крестьянство не участвовать в беспорядках. С авг. 1906 г. возглавлял Почаевский отдел Союза русского народа .

http://pravenc.ru/text/158838.html

  разделы   рассылка  распечатать Алексей Поповкин Славянское служение Архиепископа Виталия (Максименко) Источник:  Русская линия 24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на " сербском " этапе их развития. Митрополит Лавр Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией.

http://religare.ru/2_53428.html

Джорданвилл. Троицкий мужской монастырь. Holy Trinity Monastery Карта и ближайшие объекты Главная обитель Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) – Свято-Троицкий ставропигиальный мужской монастырь был основан пострижеником Свято-Тихоновского монастыря (штат Пенсильвания) иеромонахом Пантелеимоном (Нижником, 1895–1984). В 1928 с несколькими единомышленниками он решил устроить монастырь рядом с небольшой деревней Джорданвилл и вскоре приобрел участок земли площадью около 300 акров (121 га) у местного фермера. Летом 1930 иноки переселились на выкупленный участок. В 1934 настоятелем монастыря стал архиепископ Восточноамериканский Виталий (Максименко). К весне 1935 был построен деревянный братский корпус на 16 келий с небольшим домовым храмом во имя Св. Троицы. В день Св. Духа 17 июня 1935 состоялось освящение, которое совершил архиепископ Виталий. В конце литургии возник пожар, новоосвященное здание сгорело. Семья американцев, продавших братии землю, предоставили им свой дом, где был оборудован домовый храм. Вскоре на месте пожара построили одноэтажный дом, организовали хозяйство. В конце 1930-х были куплены дополнительные 200 акров земли и большой двухэтажный фермерский дом с 30 комнатами, куда поместились церковь, трапезная и монашеские келии. В 1945 вскоре после окончания Второй мировой войны было принято решение о строительстве большого каменного собора во имя Св. Троицы. Председателем строительного комитета стал профессор Н. Н. Александров, впоследствии многолетний декан Свято-Троицкой семинарии, почетным председателем – архиепископ Виталий (Максименко), товарищем председателя – игумен Пантелеимон (Нижник). В строительный комитет также вошли знаменитый авиаконструктор И. И. Сикорский, Б. В. Сергиевский и другие видные русские общественные деятели. В основание храма были положены частицы мощей серб-ских святых Ангелины, Стефана Дечанского и архиепископа Арсения Сербского. В 1946 началось строительство собора в стиле шатровых храмов Северной Руси по проекту архитектора Романа Николаевича Верховского. Были наняты инженеры для руководства постройкой собора, а братия делала подсобную работу.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Архимандрит Флор (Ванько) 20 ноября 2012 г. 01:00 Архимандрит Флор (Ванько) (+04.09.2012) После продолжительной болезни на 86-м году жизни 4 сентября скончался архимандрит Флор (Ванько), старейший священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей, клирик Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвилле (США). Василий Ванько родился 9 декабря 1926 года в деревне Шеметковцы на Карпатах в Словакии. Подростком в качестве трудника был принят в монастырь преподобного Иова во Владимировой (Ладомировой) на Карпатах, основанный в 1923 году почаевским архимандритом, впоследствии Нью-Джерсийским (Джерсиситским) архиепископом Русской Православной Церкви Заграницей Виталием (Максименко). Перед началом Второй мировой войны в монастыре поселился и другой юноша Василий Шкурла, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Лавр. 1 августа 1944 года ввиду приближения линии фронта большая часть братии переселилась в Братиславу, где в просторном здании, предоставленном русским эмигрантом, были устроены домовая церковь во имя преподобного Иова и кельи. Архимандрит Серафим (Иванов) решил не брать юных трудников с собой, но братия не согласились с этим, и отец Виталий (Устинов, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) поехал за ними в Ладомирову. Так судьба обоих Василиев оказалась навсегда связанной с Братством преподобного Иова Почаевского. На заседании духовного собора братства 15 октября 1944 года было решено облачить обоих Василиев в подрясники. В начале 1945 года они вместе с братией прибывают в Берлин, а в мае того же года в Женеву. В декабре 1946 года они приезжают в Джорданвилль вместе с основной частью выехавшего из Ладомировой братства. Прибывшие в этой группе отцы Киприан (Пыжов), Антоний (Ямщиков), Сергий (Ромберг) и, конечно же, будущие отцы Флор и Лавр стали столпами Свято-Троицкой обители в Джорданвилле. 28 марта 1947 года архиепископом Виталием (Максименко) оба Василия были пострижены в рясу с именами в честь святых мучеников Флора и Лавра. Лавр рассказывал, что на эти имена владыку Виталия навела память о двух монах-иподиаконах киевского митрополита Флавиана (Городецкого). На следующий день, в субботу Акафиста, поставлены во чтецов и иподиаконов. В память о постриге архимандрит Флор всю жизнь благоговейно сохранял свой " ладомировский " молитвослов со следующей надписью: " Благоговейному иподиакону Флору: да не отступит книга сия от уст твоих. Молись и обо мне. + Архиепископ Виталий. 17–30 марта 1947 г. Св.-Троицкий монастырь " .

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Митрополит Лавр (Шкурла) В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: « Митрополит Лавр (Шкурла) ». Составитель Ольга Рожнева. Митрополит Лавр (Шкурла)/Сост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 144 с. : ил. — (На страже веры).      Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла; 1928–2008) — Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Он сыграл важную роль в современной истории Русской Церкви. 17 мая 2007 года вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II митрополит Лавр подписал Акт о каноническом общении, увенчавший исцеление почти девяностолетнего разъединения в Русской Православной Церкви. Без митрополита Лавра объединение Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, возможно, не состоялось бы до сего дня. Книга знакомит читателя с личностью владыки Лавра и воспоминаниями о нем. Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в селе Ладомирово (Словакия). Он происходил из карпатороссов или русинов — героической части русского народа на Карпатах, прародины славянства, которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения со стороны иноверцев и иноплеменников, твердо хранила свою православную веру и свое национальное самосознание. После Второй мировой войны, с приходом в Чехословакию советских войск, братия монастыря преподобного Иова Почаевского приняли приглашение бывшего настоятеля своего монастыря, а в то время уже епископа, Виталия (Максименко) переселиться в Джорданвилль, в Свято-Троицкий монастырь. В 1947 году владыка Виталий (Максименко) постриг Василия Шкурлу в иночество, а через год он же постриг его в монахи с именем Лавр. В 1959 году иеромонах Лавр был возведен в сан игумена. В 1966 году — в сан архимандрита. И в сане архимандрита он тот же, что был в сане иеродиакона, — всегда и всем готовый оказать услугу, готовый на любое послушание. 13 августа 1967 года в Синодальном соборе Нью-Йорка архимандрит Лавр был хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии. Храм был переполнен молящимися, так как скромный архимандрит уже успел приобрести любовь и почитание многочисленных паломников Свято-Троицкого монастыря.

http://pravoslavie.ru/101930.html

В Св. Владимирском храме-памятнике прошли юбилейные торжества Джексон(Нью-Джерси), 31 июля 2015 г. В 2015 г. Восточно-Американская епархия вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви отметила 1000-летие преставления крестителя и просветителя Руси св. равноапостольного вел. князя Владимира. Юбилейные торжества традиционно прошли в Св. Владимирском храме-памятнике в гор. Джексон, шт. Нью-Джерси, основание которого было приурочено к 950-летию Крещения Руси в 1938 году.      Величественный храм в селении Кассвилль, впоследствии переименованный в Джексон, было решено построить по инициативе архиепископа Виталия (Максименко) на ферме Русского Общества Взаимопомощи Америки (РОВА), где обычно собиралось в летние месяцы много русских людей. Для сооружения храма, по инициативе архиепископа Виталия, было основано Св. Владимирское общество, существующее по настоящее время. Когда главный храм был завершен, в нижней церкви, согласно духовному завещанию архиепископа Виталия, активно поддерживавшего миссионерское служение в Америке, стали приводиться богослужения в основном на английском языке. В 2013 году, во время праздновния 1025-летия Крещения Руси и 75-й годовщины основания, 24 июля, в день праздник св. равноап. вел. княгини Ольги было совершено великое освящение нижней церкви, которое возглавил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.      В четверг, 23-го, и в пятницу, 24 июля, Всенощное бдение и Божественную литургию в Св. Ольгинском храме возглавил викарий Восточно-Американской епархии епископ Манхеттенский Николай в сослужении прот. Бориса Слуцкого (клирик Св. Александро-Невского кафедрального собора гор. Ховелл, шт. НДж), иерея Сергия Ледковского (зам. настоятеля храма-памятника), протод. Николая Мохова (клирик Знаменского Синодального собора гор. Нью-Йорк). На великом входе владыка Николай помянул всех отцов-основателей и настоятелей, благотворителей храма. По окончании Литургии была отслужена лития по всем почившим.

http://pravoslavie.ru/81096.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Яко один от древних " Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи 17.09.2007 372 Время на чтение 20 минут 12/25 сентября 2007 года исполнится год с того дня, когда в Канаде отошел ко Господу митрополит Виталий (Устинов), несший первоиераршее служение Русской Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 годы. Владыка Виталий прожил на земле почти век, до столетнего юбилея оставалось всего четыре года. Год кончины оказался знаменательным годом для митрополита Виталия: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства и 20 лет с начала первосвятительского служения. На момент кончины владыка был одним из старейших иерархов не только Русского, но и Вселенского Православия. Все перипетии бурного ХХ столетия отразились на жизни митрополита Виталия - он дитя времени, стойко и мужественно несший крест служителя Христова. Безбожная революция 1917 года, вынужденная потеря родины, трудности эмигрантской жизни, борьба с атеизмом, защита от насильственной репатриации русских беженцев из числа Ди-Пи, миссионерское служение на западе, слово правды, обращенное к русскому народу - все это, а также многое другое, о чем речь ниже, стало вехами жизни владыки Виталия. Наше краткое жизнеописание митрополита хочется начать словами нынешнего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, обращенными к владыке Виталию в 2001 году от лица джорданвилльской братии: " В 1938 году Вы вступили в наше Печатное братство, находившееся тогда на Карпатской Руси в Словакии, в селе Ладомирово. Через несколько лет священноначалие призвало Вас нести служение Церкви вдали от нашего братства. Но где бы Вы ни находились - в Германии, Англии, Бразилии, Канаде - Вы везде старались исполнить заветы основателя нашего братства, архиепископа Виталия (Максименко). Всюду Вы учреждали печатни и несли людям слово правды на русском, английском и французском языках. Вы всегда с любовью вспоминали наше Печатное братство, и мы смиренно продолжали и продолжаем считать Вас Высокопреосвященнейшим собратом нашего братства " ( " Православная жизнь " , N 8, 2001 г., Джорданвилль).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Тихо и смиренно исполняет свои послушания и терпеливо переносит все скорби. И при этом… Владыка не огражден от самых разнообразных посетителей несколькими «кордонами обороны», начиная с неприступного вахтера и кончая непробиваемым секретарем. Вы можете войти к нему в кабинет в любое время, и никто вас не подвергнет перед этим пристрастному допросу: а зачем, а почему, а по какому делу, а Владыка сейчас принять не может, он занят и т.п. Отрывок из статьи БЛАГОДАТНЫЙ ЮБИЛЕЙ (к 50-летию священства Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра) Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр (в миру Василий Шкурла) родился 1-го января 1928 г. в Ладомирове, в так называемой Пряшевской Руси. Она представляла собой западную окраину прежней Угорской Руси, входившей до Великой войны в пределы Австро-Венгерской империи. Он происходит из той героической части православного русского народа на Карпатах – прародины славянства, – которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения и угнетения иноверцев и иноплеменников, твердо хранила свою святую православную веру, даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом, и свое национальное русское самосознание. Крещение младенца Василия совершил начальник Православной миссии в Словакии архимандрит Виталий (Максименко), впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви (бывший священно-архимандрит Почаевской Лавры и восстановитель церковной типографии). В Ладомирове находилась основанная Владыкой Виталием обитель преподобного Иова Почаевского. Под сенью этой обители, и под духовным руководством Владыки Виталия и проходило детство будущего Первоиерарха, о чем и сам он впоследствии скажет: «с детских лет привел меня Господь в обитель преподобного Иова Почаевского на Карпатах. Там, в обители, получил я начальное духовное воспитание». Владыка Виталий был не только настоятелем обители, но и основателем братства преподобного Иова Почаевского. И не случайно в Джорданвилльском монастыре – в некотором смысле преемнике ладомировской обители – типографское братство тоже носит имя почаевского подвижника. Здесь же находится и икона преподобного с частицей его святых мощей. Она была вывезена архимандритом Виталием из Почаевской Лавры, в течение 20-ти лет находилась в Ладомировском монастыре и сопутствовала, впоследствии, братии при переезде в США.

http://pravmir.ru/mitropolit-lavr/

В 1953 году здесь был основан православный приход, состоящий преимущественно из русских казаков, которые не воспринимали свою жизнь и деятельность в отрыве от православной традиции. Было принято решение возвести небольшой храм, который мог бы воплотить в себе опыт русского церковного зодчества, начать при нём полноценную приходскую и богослужебную деятельность, открыть церковную школу и выделить при храме место для кладбища. При этом член Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Виталий (Максименко) был избран членом попечительского совета прихода. Это подчёркивало связь прихода с Синодом Русской Православной Церкви Заграницей. В 1953 году в Новой Кубани по благословению Митрополита Анастасия (Грибановского) и при непосредственном участии архиепископа Вашингтонского и Флоридского Никона (Рклицкого) было начато строительство храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в то время был построен нижний храм, в котором совершались богослужения с 1953 по 1963 годы. В 1953 году приход получил своего первого настоятеля, Протоиерея Петра Панкратова. После него некоторое время приход окормлял прот. Николай Марцишевский — настоятель соседней Св.-Троицкой церкви в г. Вайнланде. Сменялись настоятели; потрудились различные сроки и священники Николай Котар, и прот. Константин Бинецкий, и другие приезжие священнослужители. В конце 1963 года, Архиепископ Никон (Рклицкий) рукоположил специально для Новой Кубани священника о. Николая Неклюдова и назначил его настоятелем. В начале 1963 года при храме были организованы приходская школа и библиотека. Был выстроен верхний Храм по образцу главного храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. В 1967 году на храмовой территории был возведён церковный дом и устроено русское кладбище. Иконы для церкви написали известный иконописец архимандрит Киприан (Пыжов), а иконостас — Димитрий Александров. В последующие годы церковь окормляла не только Новую Кубань, но и окрестные сёла. Казачий храм стал тем местом, где собирались сотни казаков-беженцев, которые неустанно трудились над сохранением своих традиций и стиля жизни.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_ски...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Воззвание к русскому народу 23.11.2005 494 Время на чтение 3 минуты Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Сегодня, в день торжества Святого Архистратига Михаила и всех небесных сил, мы празднуем 100-летие основания Союза Русского Народа, соединившего миллионы истинно-русских людей по всей России в противодействие революции в 1905 году. Преклоним головы наши и сердца пред святостью подвига наших прадедов, объединившихся тогда в верности Православию, Царю и Отечеству под покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы молитвами великих пастырей и подвижников: Святого Праведного Иоанна Крондштадтского, Святого Патриарха Тихона, Святого Царя-страстотерпца Николая со Святым Царевичем-страстотерпцем Алексеем, Священномученика Андроника Пермского, защитника православия игумена Почаевской Лавры Виталия (Максименко), игумена Вознесенского миссионерского монастыря Арсения (Алексеева) и множества других праведников земли Русской, ставших впоследствии новомучениками. Все они входили в состав Союза Русского Народа и дали ему непоколебимое верное направление. Мы знаем, что дело осталось незавершенным, но мы знаем и пророческие слова Преподобного Анатолия Оптинского, сказанные накануне революции 17-ого года о том, что корабль России будет разбит на мелкие части за её отречение от Помазанника Божия, но не погибнет окончательно. " Явлено будет великое чудо Божие, - сказал преподобный, - и все щепки и обломки волею Божиею и силою Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным " . Спустя век, здесь, во вновь воссозданном соборном храме Христа Спасителя, Церковь прославила Святых Царственных Мучеников и сонм Святых Новомучеников и Исповедников Российских, среди которых тысячи были членами Союза Русского Народа. Они до последней капли крови сохранили истинную Веру, горячую преданность Государю и Наследнику его и жертвенную любовь к Отечеству. Сегодня мы открываем вновь Союз Русского Народа в крепкой надежде завершения начатого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010