Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание В. Н. Мышцын. Фотография. Нач. XX в. Василий Никанорович (21.01.1866, с. Волынь Рязанского у. и губ.- 02.08.1936, г. Загорск, ныне Сергиев Посад), д-р церковного права, правосл. богослов, библеист, канонист. М. род. в семье священника Преображенской ц. с. Волынь. Окончил Рязанское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), МДА (1890), последнюю 2-м по списку, с правом защищать магистерскую диссертацию без нового экзамена. В степени кандидата богословия был утвержден 19 июня 1890 г. после защиты диссертации по теме: «Учение Святого ап. Павла о законе дел и законе веры». В 1891 г. диссертация была удостоена премии митр. Иосифа (Семашко) как лучшее кандидатское сочинение. Был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре Свящ. Писания НЗ под рук. проф. М. Д. Муретова . По окончании стипендиатского года указом обер-прокурора Синода от 4 июля 1891 г. был назначен в Симбирскую ДС преподавателем греческого языка, с 12 нояб. 1891 по 29 февр. 1892 г. преподавал там же Свящ. Писание. Приказом обер-прокурора Синода от 19 марта 1892 г. М. был переведен по собственному желанию в Рязанскую ДС на сверхштатную кафедру Свящ. Писания, 2 сент. 1892 г. занял там же кафедру греч. языка; преподавал также арифметику в Рязанском епархиальном женском уч-ще. Решением Совета МДА от 28 янв. 1894 г. был приглашен к занятию должности доцента по кафедре Свящ. Писания ВЗ и после прочтения 10-11 марта 2 пробных лекций: «Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих» и «Очерк содержания Книги Екклезиаст» - занял кафедру в статусе и. д. (исполняющего должность) доцента. 12 мая 1894 г. защитил на степень магистра богословия переработанную канд. дис. «Учение св. ап. Павла о законе дел и законе веры»; офиц. оппонентами выступили ординарный профессор по кафедре Свящ. Писания НЗ Муретов и экстраординарный профессор по кафедре греч. языка и словесности И. Н. Корсунский . В магистерской степени М. был утвержден указом Синода от 20 сент. 1894 г. на основании отзыва рецензента от Синода еп. Костромского и Галичского Виссариона (Нечаева) ; 23 окт. был утвержден в должности доцента. 9 июня 1898 г. был избран экстраординарным профессором. Летом 1900 г. участвовал в поездке студентов и преподавателей МДА во главе с ректором академии еп. Арсением (Стадницким) по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме составил описание музея древностей книгохранилища архим. Антонина (Капустина) . В 1904 г. изучал античные древности в Риме и Неаполе, а затем в других европейских музеях. В 1905-1906 гг. в ж. «Богословский вестник» вел отдел по церковным и общественным вопросам.

http://pravenc.ru/text/2564538.html

Содержание Предварительные замечания Проскомидия Литургия оглашенных Начальные моления Антифоны на Литургии оглашенных Антифоны вседневные Антифоны воскресные Антифоны на великие праздники Антифоны на Рождество Христово Антифоны на Богоявление Антифоны на праздник Ваий Антифоны во дни Пасхи Антифоны на Вознесение Господне Антифоны на Пятидесятницу Антифоны на Преображение Господне Антифоны на Воздвижение Честного Креста Малый вход на Литургии оглашенных Чтение Апостола и Евангелия Прокимны Прокимны дня Прокимны Апостола Аллилуиа, аллилуарии, каждение и тайная молитва перед чтением Евангелия Вонмем, мир всем, премудрость, прости Благословение на чтение Евангелия, свеча перед Евангелием, горнее место Ектения сугубая и ектения об оглашенных Литургия верных Приготовление к святому возношению Святое возношение Приготовление к причащению Святых Тайн Причащение Святых Тайн Заключительные действия Приложение. Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии     В книге известного учёного, проповедника и педагога епископа Виссариона (Нечаева) (1823–1905) просто и доступно объясняется смысл и значение самого важного православного богослужения – Божественной литургии. Предварительные замечания Божественной литургией называется церковная служба, на которой под видом хлеба и вина, освящаемых в Тело и Кровь Христовы, приносится Богу Таинственная жертва и предлагается для вкушения верным Таинственная спасительная пища и питие 1 . В просторечии эта служба называется обедней, в связи с тем, что Тело и Кровь Христовы, предлагаемые на ней для вкушения верующим, у апостола Павла называются трапезой Господней и вечерей Господней ( 1Кор. 10:21, 11:20 ). Литургия имеет преимущество перед всеми церковными службами. Ко всем церковным службам относится обетование Христово: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18, 20 ), потому что каждой церковной службе свойственно привлекать собрание молящихся. Христос невидимо присутствует в каждом молитвенном собрании верующих, и не в только церковном, но и в домашнем, внимая их молитвам, во имя Его возносимым, и просвещая их святым Своим словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Кто из христиан подражает Анании и Сапфире (V, 3–4) Прот. В. Нечаева, ныне Еп. Виссариона Пример Анании и Сапфиры, обличенных и наказанных за двоедушие и лицемерие, содержит вразумление для всех. Если нельзя не признать справедливым суда Божия, покаравшего этих несчастных супругов, то да устрашится каждый из нас подражать им в преступлении, за которое они подверглись сему суду. Пусть каждый из нас спросит совесть, не виновен ли он в грехе, подобном тому, за который заслужили обличение и наказание Анания и Сапфира, не подражаем ли мы их примеру? Ах, как много среди нас найдется таких подражателей! Есть люди благочестивые только по видимому, постники и богомольцы только напоказ; они заботятся не о том, чтобы другие прославляли Отца небесного, видя свет их благочестия, а о том собственно, чтобы другие любовались зрелищем их благочестия и прославляли не Отца небесного, а их одних. Они подражают Анании и Сапфире. Есть люди, которые или по ложному стыду, или по отсутствию страха Божия, дерзают лицемерить на самой исповеди, когда или совсем утаивают и отрицают свои грехи, или легкомысленно извиняют их, уменьшают их важность, несмотря на то, что Сам Христос невидимо стоит перед ними в сии священные минуты и приемлет исповедание их, несмотря на то, что утаением и извинением своих грехов они усугубляют свою виновность перед Богом. Они подражают Анании и Сапфире. Есть любители благотворении, которые расточают огромные суммы на построение и украшение храмов, на устроение и поддержание школ, больниц, богаделен, не скупятся на пожертвования на нужды общественные, особенно в крайних случаях, например, во время неурожая, войны, повальной болезни, но которые, к сожалению, все это делают не по ревности к славе Божией, не по христианскому состраданию к ближним, а по своекорыстным расчетам, с целью, чтобы про них все говорили, с надеждой получить награду, в виде, например, высокого чина, ордена и т.п., а иногда с целью отвести глаза от своих нечистых дел (например, благотворители – скопцы). Они подражают Анании и Сапфире.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Одиннадцатый день. Поучение 1-е. Св. ап. Варнава. (О дружбе). I. Св. апостол Варнава , память коего совершается ныне, принадлежит к числу 70-ти учеников Христовых. Св. Варнава отправлен был своими родителями в Иерусалим к знаменитому в то время учителю Гамалиилу, и у него воспитывался вместе с св. ап. Павлом, тогда носившим имя Савла. Юноши: Иосия (так прежде назывался Варнава) и Савл, лучшие ученики первого в свое время законоучителя, одаренные богатыми способностями, оба ревностно искавшие просвещения, учась вместе, не могли не соединиться между собою тесною дружбою. Но по выходе из школы, Богу угодно было вести их разными путями. Савл долго оставался ревнителем отеческих преданий ( Галат. 1, 13, 14 ). Напротив, Иосия гораздо ранее познал Господа и уверовал в Него. Говорят, что дружба двух учеников продолжалась и по выходе из школы. Св. Варнава часто виделся с Савлом в Иерусалиме и всячески убеждал его обратиться к Евангелию. Когда же Господь чудесно обратил Савла, Варнава привел его к апостолам и представил, как усердного проповедника Евангелия. II. По поводу св. дружбы ап. Варнавы с ап. Павлом побеседуем, братия, о христианской дружбе, которая в настоящее время стала, к глубокому прискорбию, весьма редка. а) А между тем неисчислимы блага от истинной дружбы. Счастлив человек, имеющий истинного друга. Сын Сирахов говорит: «верный друг крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачество для жизни» ( Сир. 6, 14–16 ). Подобное говорится в русских присловиях: «не имей ста рублей, а имей сто друзей. – Доброе братство милее богатства. – Друг денег дороже». Действительно, услуги верного друга неоцененны. Так, впадаешь ли ты в беду и горе? верный друг постарается выручить тебя из беды, подобно тому как Ионафан выручил друга своего Давида; верный друг не пожалеет своего спокойствия, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положение; верный друг, если не делом, то добрым советом, поможет тебе: ведь и добрый совет ко времени дороже золота; верный друг «одним участием» своим облегчит твое горе. Тяжело бывает горе, когда некому его высказать, не перед кем его выплакать, – но оно вполовину облегчается, или совсем исчезает, если есть близкое к нам существо, перед которым мы можем излить наше сердце и в сочувствии которого мы не сомневаемся. (См. кн. «Очерки хр. жизни», прот. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Обращение неведущих на путь истины и добра 1 . При самом вступлении Спасителя в общественное служение первыми учениками Его являются два брата: Андрей, именуемый Первозванным (потому что первый последовал за Иисусом), поспешил привести к Иисусу старшего брата своего Симона, которому при сем случае Господь преднарек имя Петра. Родные братья Иоанн и Иаков, сыны Зеведеевы, скрепили свой кровный союз духовным: сперва один из них вступил в общество учеников Иисуса, его примеру последовал другой. 2 . Великий святитель IV века св. Григорий Богослов не мог равнодушно смотреть на опасности и искушения, каким подвергался его родной брат Кесарий, живший в качестве лейб-медика при дворе Констанция Арианина и Юлиана Отступника. Он употребил все усилия, чтобы отвлечь его от этой службы и спасти его от соблазнов жизни придворной. 3. Св. мученик Валериан, обращенный в христианство своею невестою, с таким усердием предал свою душу и сердце Спасителю, что удостоился узреть ангела Божия, который говорил ему: «Ты не прекословил учению истины, от девицы тебе преподанному; потому Бог послал меня к тебе, да примешь от Него, чего пожелает душа твоя». Валериан, поклонившись ангелу, отвечал: «Нет в мире сем ничего для меня любезнее брата моего Тивуртия, и так молю Господа, да избавит Он его от гибельного идолопоклонства, да обратит его к Себе и да соделает обоих нас столько же совершенными в исповедании Его имени, сколько совершенна обрученная мне невеста». Небесный посланник порадовался желанию Валериана и сказал: «Благоугодно Богу твое прошение: как тебя спас чрез девицу, так чрез тебя спасет Он и брата твоего, и всех вас сподобить венцов царствия небесного» (из соч. «Очерки христианской жизни», прот. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костромского). 4 . Притч.Арсений Комельский (24 августа), после пустынной жизни, основал два монастыря. Живя в комельской обители, он посещал и другую свою обитель шилегонскую, отстоящую от первой на 30 верст. На пути он имел обыкновение беседовать со всеми, кто ему встречался, о душевном спасении; иногда нарочно заходил в соседние деревни и оставался по нескольку дней, поучая крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Епископ Виссарион (Нечаев). Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского. — М.: «Отчий дом», 2008. — 480 с. 23 сентября 2008 г. 12:25 Издательством «Отчий Дом» выпущена книга церковного иерарха и просветителя конца XIX — начала XX века епископа Костромского Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния», в которой изложено толкование Великого покаянного канона святого Андрея Критского. В книге читатель найдет объяснение многих непонятных выражений, слов и образов, лучше узнает священную историю Ветхого Завета, сможет настроить свою душу на деятельную жизнь по заповедям Христовым. Текст приближен к современным нормам стилистики, орфографии и пунктуации, снабжен указателем толкуемых стихов Великого покаянного канона и словарем малопонятных слов. Справка Епископ Виссарион (Василий Петрович Нечаев) (1822-1905) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Тульской губернии в семье диакона. В 1848 году Василий Нечаев окончил Московскую духовную академию в числе лучших студентов. Магистр, с 1850 года профессор, Нечаев по 1855 год преподает в духовных учебных заведениях Священное Писание, греческий язык, церковную и библейскую историю, церковную археологию, психологию и другие дисциплины. Профессор Василий Нечаев в декабре 1853 года был рукоположен в сан священника, после чего продолжил преподавать в МДС, одновременно являясь и законоучителем 1-го Московского кадетского корпуса. Но в 1855 году священник Василий Нечаев оставил преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя пастырскому служению — святитель Филарет, митрополит Московский, назначил его священником московского храма Николы в Толмачах, где отец Василий прослужил свыше 30 лет. С 1859 года он полностью взял на себя заботы о издании журнала «Душеполезное Чтение», определив главной задачей журнала «служить духовно-нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности общеназидательного и общенародного духовного чтения». В 1877 году скончалась супруга отца Василия Варвара Никифоровна, и с того момента овдовевший протоиерей полностью посвятил себя служению Богу — он был пострижен в монашество с именем Виссарион, возведен в сан архимандрита, а 30 июля 1889 года, в возрасте 67 лет, рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/463534.htm...

Собираюсь особороваться. Прощайте братья, други, срод­ники и знаемии. Буди воля Господня. Мир всем». И не только из этих строчек приснопамятного епископа Висса­риона мы узнаем, сколь дорого было для него дело духов­ного просвещения и образования вплоть до самой кончины: 15 мая 1905 года святитель совершил богослужение в Ко­стромском Ипатьевском монастыре и заложил камень в основание фундамента здания женского епархиального училища – своего последнего начинания, а 30 мая 1905 года епископ Виссарион мирно отошел ко Господу. Погребен епископ Виссарион [Нечаев] в приделе пре­подобного Сергия Богоявленского кафедрального собора города Костромы, рядом с могилой архиепископа Костром­ского Платона [Фивейского]. Предлагаемая ныне нами для внимательного прочте­ния книга епископа Виссариона [Нечаева] «Толкование на паремии из книги Бытия» (Москва, 1871) является первой из ряда его трудов, посвященных изъяснению Священного Писания . Здесь следует особенно отметить, что выдающий­ся иерарх и педагог не ставил перед собой задачи толкова­ния всех библейских книг, цель его писаний – церковно-учительная. Иными словами, епископ Виссарион произво­дит детальный разбор только тех мест из Библии, которые предлагаются Церковью во время богослужебных чтений, то есть ветхо- и новозаветных паремий. Другие, не менее выдающиеся современники епископа Виссариона – епископ Михаил [Лузин] и прославленный Церковью святитель Феофан Затворник также занимались истолкованием Священного Писания , а по объему своего творчества они, быть может, и превзошли своего собрата-иерарха. Но следует иметь в виду, что епископ Михаил [Лузин] и тем более святитель Феофан никогда не были приходскими священниками, поэтому их экзегетические труды носят пространный, отвлеченный характер и могут быть полезны для изучающих Библию в научном и просве­тительском отношении. Прослуживший же в сане священ­ника тридцать с лишним лет епископ Виссарион [Нечаев] как никто другой понимал исключительную значимость для спасения во Христе именно тех отрывков из слова Божия, что звучат для назидания прихожан во время все­нощного бдения или вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Василий прослужил свыше тридцати лет. Имени священника Василия Нечаева [впоследствии епископа Виссариона] так и суждено было бы остаться скрытым под толщей почти полутора столетий, прошед­ших во времени его служения в Толмачевском приходе, если бы в 1859 году он не присоединился к издателям журнала «Душеполезное Чтение», который редактировали тогда два московских священника – В.И. Лебедев и A.M. Ключарев (будущий архиепископ Харьковский Амв­росий;  1901). Но первый издатель вскоре скончался, второй принял монашество и епископство, – и таким образом все труды издания «Душеполезного Чтения» пол­ностью легли на плечи священника Василия Нечаева, поставившего главной задачей журнала «служить духов­но-нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности общеназидательного и общенародного духов­ного чтения». Как и на пастырском поприще, так и в благом деле духовного просвещения он подвизался почти трид­цать лет, что ничуть не мешало ему по-отечески заботиться о своих прихожанах и ревностно относиться к обязаннос­тям приходского священника [впоследствии протоиерея и настоятеля Никольского храма]. В 1877 году скончалась супруга о. Василия, Варвара Никифоровна, и с того момента овдовевший протоиерей полностью посвятил себя служению Богу – он был постри­жен в монашество с именем Виссарион, возведен в сан архимандрита и 30 июля 1889 года в возрасте 67 лет руко­положен во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. В 1891 году епископ Виссарион [Нечаев] был назначен правящим архиереем Костромской епархии, а в 1894 году Святейший Синод Православной Российской Церкви ут­вердил его в степени доктора богословия. Архипастырское служение не прервало связей еписко­па Виссариона с его детищем – «Душеполезным Чтением». Будучи уже престарелым и больным, он не переставал писать. За несколько дней до смерти Костромской владыка отправил в редакцию «Чтения» последнюю статью, снаб­див ее горестным послесловием: «Посылаю статью для июльской книжки, и, кажется, последнюю. Я очень болен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К работам с богословским подходом к Постной Триоди, которые отличаются попыткой вникнуть в содержание текстов, относятся: 1 . «Толкование на паремии» епископа Виссариона (Нечаева) . 2 . «Образ поста в Православном богослужении» А.Б. Ваньковой, О.А. Родионова. 3 . «Настроение верующей души по Триоди Постной» епископа Афанасия (Сахарова) . 4 . «Чтения по литургическому богословию» епископа Вениамина (Милова) . Епископ Виссарион (Нечаев) (1823–1905) – ученый, проповедник, педагог, редактор и издатель широко известного в дореволюционной России православного журнала «Душеполезное чтение». В книге содержатся толкования паремий на все двунадесятые и великие праздники. Объем книги 16 п.л. (247 страниц). Периоду Великого поста посвящено 3 главы (75 страниц): паремии праздника Входа Господня в Иерусалим; паремии Великой Субботы; паремии в Великую Субботу утром. Автора интересует только исследование текстов Священного Писания Ветхого Завета. В книге Еп. Виссариона (Нечаева) есть только несколько замечаний о посте: его сущности, необходимости и значении. Книга историков А.Б. Ваньковой и О.А. Родионова представляет собой брошюру объемом 24 страницы, состоящей из четырех глав. Глава «Постная Триодь» занимает 5 страниц. Книга издана в серии «О христианстве: доступно и интересно», посвящена «осмыслению и переживанию православных традиций постничества… и призвана привлечь внимание к литургическому преданию Церкви» 3 . Брошюра дает общие сведения на уровне первого ознакомления об истории богослужения, его составных частях и богослужебных книгах. Епископ Афанасий (Сахаров) (1887–1962) – архиерей тихоновского поставления, в судьбе которого отразилась вся трагическая послереволюционная судьба Русской Православной Церкви, исследует Постную Триодь с точки зрения ее воспитательного значения для священнослужителей. Св. Афанасий последовательно излагает учение Церкви о творении человека, грехопадении, постном подвиге и награде за него с опорой на тексты Триоди (в частности, словами Триоди), не разъясняя сами тексты, но вплетая их в общий рассказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он не отказывался выступать оратором и на открытых собраниях Общества, причем его чтения были близки к церковной жизни и свободны от скучных схоластических приемов рассуждения 3 . Но и на закрытых, так называемых, очередных собраниях Общества он обращал всегда должное внимание на общественные вопросы, волновавшие тогда умы и сердца русских людей. Такие вопросы затрагивались на них весьма часто. И из тех рассуждений, которые происходили во время тогдашних заседаний Общества любителей духовного просвещения, выходило нечто согласное и ценное относительно задуманного какого-либо предприятия среди московского духовенства. Они – эти рассуждения – приводили всегда к добрым результатам. Так, например, не там ли, не в Петровском ли монастыре, в зале Епархиальной библиотеки, на заседаниях Общества любителей духовного просвещения, возник вопрос о внебогослужебных собеседованиях с народом, так широко распространившихся теперь, не только у нас в Москве, но и во всей России? Эти беседы, по почину некоторых членов, решено было завести сначала в зале Епархиальной библиотеки по воскресным дням, а потом эти беседы вместе с общенародным пением распространились мало по малу и по другим местам нашей столицы. Что касается самого живого и деятельного члена Общества Любителей Духовного Просвещения, прот. В. П. Нечаева , то он, как известно, обратил на этот предмет все свое пастырское внимание и приложил к нему все свое пастырское усердие. И, хотя в приходском Николотолмачевском храме, где он был настоятелем, им не было заведено особых внебогослужебных бесед с народом, но за то живая пастырская проповедь , раздававшаяся под сводами этого храма за каждым почти богослужением церковным, заменяла, можно сказать, эти беседы вполне. А одно время, именно в 1858 году, он говорил, по распоряжению духовной консистории, катехизические поучения в своей приходской церкви. Но деятельность прот. В. П. Нечаева , как проповедника, не ограничивалась стенами своего храма или, вообще, районом своего прихода. Нет, она далеко выходила за пределы их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010