О православных церковных Братствах в Юго-Западной России Содержание Часть 1. Устройство православных церковных Братств Отделение первое. О составе и внутреннем управлении Братств Глава 1. О членах, составлявших Братства Глава II. О взаимных отношениях и обязанностях членов братств 1) Выбор старших братчиков и значение их в Братстве 2) Обязанности членов Братств Глава III. О внутреннем управлении Братств, или о Братских собраниях Понятия о Братских сходках или собраниях Время, когда происходили Братские собрания Порядок в заседаниях Братских 1) Дела по охранению благочиния и порядка в Братстве 2) Дела казавшиеся благоустройства Братств 3) Дела относительно охранения прав всего южно-русского народа и поддержания Веры православной Отделение второе. Об отношении Братств ко властям гражданской, духовной и между собою Глава I. Об отношении Братств ко власти гражданской Глава II. Об отношении Братств к власти духовной Понятие о Братствах ставропигиальных Глава III. Об отношении Братств между собою Часть 2. Цель Братств и средства к достижению цели Отделение первое. Цель Братств, как общин человеколюбивых, и средства к достижению цели Отделение второе. Цель братств, как общин религиозно-православных и средства к достижению цели Глава I. Распространение Братствами света веры православной в народе русском Побуждения к учреждению Братских школ и краткие исторические о них сведения 1) Типография Львовского ставропигиального Братства 2) Типография Виленского Братства 3) Типография при Братстве Могилевском Богоявленском 4) Типография при Братстве Луцком Чьей цензуре подлежали книги, издаваемые Братскими типографиями? Заботливость Братств об исправлениях богослужебных книг Глава II. Заботливость Братств о построении и благолепии православных храмов 1) Заботливость Львовского Братства o построении и благолепии храмов и вообще о православном богослужении 2) Заботливость Братства Виленского о сооружении и благолепии храмов 3) Заботливость Братства Могилевского о построении и благолепии храмов 4) Заботливость Братства Луцкого о сооружении и благолепии храма Глава III. О стремлении Братств поддержать православие чрез охранение внешних прав церкви и порядка по её внутреннему управлению 1) Охранение Братствами внешних прав церкви 2) Охранение Братствами порядка во внутреннем управлении церкви 1) Строгим наблюдением за жизнию всего духовенства и мирян 2) Примерами собственной жизни Глава IV. О материальных средствах Братств 1) Постоянные источники доходов 2) Единовременные источники Братских доходов  

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

А.А. Половцов Юндзил, Станислав Бонифаций Юндзил , Станислав Бонифаций, ксендз пиарского братства, известный польский натуралист, ординарный профессор естественной истории в бывшем Виленском университете, доктор богословия и философии; сын Бенедикта и Розы, урожденной Довгелло, родился 6–го мая 1761 г. (нов. ст.) в бывшем Виленском воеводстве Лидского уезда, в маленьком отцовском имении Ясенки. Первоначальное образование получил в родительском доме; затем отец Ю. стал его приучать к юридической практике, но потом отдал его, однако, в школу ксендзов–пиаров в Лиде, где 16–летним юношей Ю. принял решительное намерение посвятить себя духовному званию. В 1777 г. Ю. переселился в Любешев для отбывания, согласно уставу, братского послушания; здесь он встретил руководителей, которые пришли навстречу его страстной любви к наукам. Около этого же времени от усиленных занятий Ю. ослеп на правый глаз. В 1779 г., по получении прав преподавания, Ю. принял на себя обязанности учителя в пиарских школах, преподавая первые два года в Росенях, а потом в Виленском конвикте. В 1781 г. Ю. был назначен к слушанию двухгодичного курса философских наук в Вильне. В этом же году, благодаря трудам педагогической комиссии, произошло торжественное обновление Виленской академии, где впервые, хоть и на латинском языке, читали систематический курс естественной истории и химии. Ю., не ограничиваясь физико–математическими предметами в пиарских школах, стал усердно посещать публичные лекции в академии. В 1783 г., по окончании философских курсов, Ю. остался в Вильне прослушать курс богословия и в следующем году был рукоположен в священники. Но в то же время исполнял обязанности смотрителя конвикта, а свободное время посвящал слушанию лекций по химии в академии. К этому же времени относится его перевод с итальянского языка на польский произведения Джованни Беккарии об искусственном и природном электричестве. Из всех наук, которыми Ю. до сих пор занимался, наибольшее влечение он чувствовал к естествознанию, почему прежде всего и занялся ботаникой, наукой, бывшей до того времени в загоне и кафедра которой даже в Виленской академии оставалась вакантной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных . Ранее на западнорус. землях существовали школы начального обучения - дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и мон-рях, в к-рых учили чтению, письму, счету, церковному пению. 2-я пол. XVI в. является временем бурного развития протестант. и католич. школ на западнорус. землях (первые иезуитские коллегии появились в Вильно и Ярославе (Галичском) в 1570 и 1571), правосл. шляхтичи охотно отдавали детей в эти школы. Открытие Б. ш. было наиболее действенной мерой в противостоянии правосл. об-ва насаждению инославия, унии (см. Брестская уния ) и полонизации правосл. шляхты. (Киевские братчики, сообщая царю Михаилу Феодоровичу об устроении братской школы, писали: «Училище отрочатом православним... языка славяноросскаго, еллиногреческаго и прочих... устроихом, да не от чуждого источника пиюще, смертоносна яда западныя схизмы упившеся и к мрачно-темным римляном уклонятся» (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 573)). Первые Б. ш. появились в 1585 г. при Львовском Успенском и Виленском Троицком братствах, именно эти 2 школы играли ведущую роль в братской образовательной системе до появления Киево-Могилянской коллегии (1632). Б. ш. были созданы также в Бресте (1591), Могилёве (1590-1592), при Рогатинском (1589), Городокском (1591), Перемышльском (1592), Комарнинском (1592), Бельском (1594), Люблинском (1594), Каменец-Подольском (90-е гг. XVI в.), Галичском (кон. XVI в.) братствах. На организацию этих братств и их школ оказывало непосредственное влияние Львовское братство, направлявшее учителей, снабжавшее книгами из собственной типографии. В XVII в. число школ увеличилось: в 1609 г. существовала школа при Львовском Богоявленском братстве, в 1613 г. открылась школа при Минском Петропавловском 2-м братстве, в Киеве братская школа появилась в 1615 г., в Луцке - в 1619/20 г. В нач. XVII в. возникли Б. ш. в Замостье, Холме, Виннице, Немирове, Пинске. Школы с начальным обучением стали организовываться и при небольших сельских или местечковых братствах. Между братствами существовало тесное сотрудничество, в т. ч. в сфере образования. Так, поначалу Львовское братство посылало в Вильно учителей и книги, воспитанники виленского уч-ща ( Сильвестр (Коссов) , Исаия Козловский ) преподавали во Львове; в 20-х гг. XVII в. мн. учителя уехали из Львова в Киев. Типичным явлением были временные учителя и ученики, не имевшие постоянного места преподавания или обучения.

http://pravenc.ru/text/153351.html

В недавно вышедшем в свет II томе вашего сочинения: Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, мы свою речь о прениях между православными и латино-униатами на коронационном сейме 1633 года начали следующим выступлением: «Когда составлены были на избирательном сейме известные статьи успокоения между православными и униатами, новоизбранный король дал, занесенную в pacta conventa, клятву исполнить их без промедления, т. е., как разумелось, на сейме коронации, где должны были получить окончательную санкцию постановления сейма избирательного. Но успех, достигнутый православными при избрании короля, возбудил сильнейшее волнение в латино-униатском лагере, и приверженцами папизма, поощряемыми к тому римским престолом, употреблены были всевозможные старания и подготовления, чтобы затормозить дело своих религиозных противников, не допустить предположенного утверждения прав их Церкви на предстоящем сейме. Разумеется, православные южно-руссы обо всем этом хорошо были осведомлены и со своей стороны тоже делали соответствующие подготовления к предстоящей борьбе. Все предвидели, что коронационный сейм будет бурный, и именно из-за споров по вопросам религиозным. Так на самом деле и случилось» (стр. 63). Подкрепляя положения, высказанные в этом вступлении, ссылками на документальные данные (где в том предстояла надобность), мы к подчеркнутым нами словам – о подготовлениях православных к предстоящей борьбе с латино-униатами – присовокупили следующее примечание: «В это время (кроме обычных инструкций послам, избираемым на сейм) Виленским православным братством, обнаружившим в 1632 г. особенную заботливость о восстановлении прав Православной Церкви, составлено было небольшое по объему новое сочинение, отпечатанное в значительном количестве экземпляров и предназначенное для раздачи сеймовым депутатам. Это неизвестное библиографам сочинение носит следющее заглавие: «Rzym albo Stolica Rzymska iesli co ma do praw Korony Polskiey y W. X. Litewskiego politickich, krotkie uwazenia, roku 1633 stanom koronnym na seym koronatiey podane», (т. e. «Рим или римская столица имеет ли какое касательство до политических прав Короны Польской и Великого Княжества Литовского? – краткие рассуждения, поднесенные в 1633 год государственным чинам на сейме коронации»). Находится в Московской Типографской Синодальной Библиотеке».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Вступительная статья Дмитрий Петрович Огицкий принадлежит к тому поколению деятелей церковной науки, о котором мы знаем очень немного: эти люди почти не имели возможности публиковать результаты своих исследований. Их предшественники успели потрудиться в дореволюционной богословской школе, их ученики дожили до нынешних либеральных времен. А поколение преподавателей Духовных школ, к которому принадлежит Д.П. Огицкий, стало связующим звеном, дающим нам возможность говорить о преемственности в русской богословской традиции. Д.П. Огицкий родился 26 октября 1908 года в Петербурге в семье священника. Его мать была учительницей. Семья часто меняла место жительства. В 1915 году священник Петр Огицкий был переведен в пос. Селявичи (Гродненская обл.), затем во Владимир, потом сменил еще несколько мест служения. Наконец летом 1921 года семья осела в Селявичах. В 1922 году 13-летний Дмитрий поступил в 5-й класс Литовской Духовной семинарии, в 1927 году – на Православное Богословское отделение Варшавского университета (Studium Teologji Pravoslawnej Universytetu Warszawskego). Studium, где учился Д.П. Огицкий, достоин отдельного рассказа. В отличие, например, от парижского Свято-Сергиевского Богословского института, который создавался с нуля, Studium имел возможность продолжать традиции русской богословской школы. В распоряжении студентов была прекрасная библиотека. Очень сильным был состав профессоров. В послереволюционные годы здесь преподавали митрополит Дионисий (Валединский), Н. Арсеньев, В. Биднов, И. Огиенко, М. Зызыкин, А. Лотоцкий и др. Университет издавал журнал «Е=λπς («Надежда»). Кроме того, преподаватели и студенты могли сотрудничать в православных периодических изданиях, которых на территории Речи Посполитой выходило около сорока 1 . В одном из этих журналов – варшавском «Вестнике Братства православных богословов в Польше» появляется первая статья Д.П. Огицкого, посвященная уставным особенностям службы Великой Пятницы при совпадении ее с праздником Благовещения 2 . После окончания Studium Д.П. Огицкий поступает в Виленский университет. Одновременно с этим он преподает в Виленской Духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Православные школы К оглавлению Во второй половине XVI в. в пределах Киевской митрополии наряду с римо-католиками активный прозелитизм стали проводить и протестанты различных направлений. Поэтому перед наиболее дальновидными церковными деятелями остро встал вопрос о сохранении чистоты православного вероучения не только путем создания братств, но и собственно средствами духовного просвещения — организацией школ, типографий и развитием православной богословской мысли (126). Главными центрами православного образования стали учрежденные в конце XVI в. школы Острожская, Львовская и Виленская, а впоследствии и ряд других. Плодом их деятельности явилось множество книг, изданных ими с целью защиты Православия. Кроме того, они воспитали и подготовили выдающихся деятелей для борьбы с унией. До середины XVI в. западнорусская богословская мысль сохраняла традиции древних русских училищ и не успела еще подвергнуться польскому и западноевропейскому влиянию. Множество посещавших юго-западную Россию выходцев из Греции, иноков из монастырей Святой Горы Афон, нередко живших здесь долгое время, поддерживали стремление местных православных христиан к просвещению; они же нередко становились и первыми учителями в открывавшихся школах. Таким образом, уже с самого начала западнорусские православные школы придерживались традиций византийского богословия. Но постепенно существование рядом с высокоразвитыми в научном плане римско-католическими и протестантскими коллегиями и гимназиями, а также отдаленность Греции привели к заимствованиям православными богословами ряда особенностей инославных школ. Это объяснялось также и тем, что многие западнорусские богословы получали образование в римско-католических и протестантских учебных заведениях Польши и других стран Европы. В силу необходимости опровергать доводы инославных богословов их методами в западнорусской Церкви деятели просвещения достигли весьма значительного уровня; но как во внешней форме богословских полемических сочинений, так до некоторой степени и в самом направлении они невольно подчинились латино-польскому влиянию. Это влияние проявилось также и в усвоении некоторых латинских церковных обрядов и обычаев, а также некоторых воззрений, не принятых в Православной Церкви, хотя эти разности никогда не нарушали единства Православной Восточной Церкви. Острожская школа

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

Скачать epub pdf Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию Содержание I. Бог един по существу и троичен в Лицах II. О вочеловечении Сына и Слова Божия III. Об искуплении…     Слушали : предложение его Блаженства следующего содержания; “Ко мне поступали сведения, что профессор догматического Богословия в русском Богословском Институте в Париже, известный писатель, протоиерей С.Н. Булгаков в своих печатных сочинениях и в лекциях развивает особое учение о Софии – Премудрости Божией. Одни увлекаются этим учением и сами начинают понимать и истолковывать христианское учение по-“софийному”; других же оно смущает своей своеобразностью и часто очевидным несогласием с учением церковным. Я просил Управляющего нашими заграничными церквами в Зап. Европе Преосвященного Митрополита Литовского доставить мне сведения об учении Булгакова. По поручению Владыки Митрополита подробный очерк учения Булгакова составил А.Ставровский. Имеется также предварительный отзыв Зам. Начальника Братства Св. Фотия Лосского с сообщением, что Братство поставило себе задачей систематическое выяснение мнений Булгакова. Доставленный материал дает возможность сделать нижеследующее заключение об учении Булгакова. Прежде всего, представляется нецелесообразным указывать отдельные пункты учения Булгакова, где оно явно противоречит церковному учению, иногда повторяя ереси, уже осужденные Церковью. Не в таких частных противоречиях характеристика Булгакова. Это лишь подробности его системы, лишь прямые следствия основного начала, на котором построено все его учение о Софии – Премудрости Божией. Самое это начало не церковно, и система, построенная на нем, настолько самостоятельна, что может или заменить учение Церкви, или уступить ему, но слиться с ним не может. Нужно сказать, что и сам Булгаков как будто не настаивает на “церковности” своего учения. Наоборот, как истый интеллигент, он смотрит на церковное предание несколько свысока, как на ступень, уже пройденную и оставшуюся позади. Омертвевшая в Византии богословская мысль для Булгакова в последнее время забила снова живой струей на инославном Западе, в частности в протестантском, так называемом кенотическом богословии (“кеносис” – истощание Божества). От этого возрождения богословской мысли Булгаков и хочет исходить, чтобы сделать дальнейший (сравнительно с так называемой школьной догматикой, а, пожалуй, и с самим православием ) шаг в развитии христианского учения. При всем том, и по своему сану (протоиерей), и по своей должности (профессор догматики в Православном Богословском Институте), Булгаков является в некотором роде официальным представителем Православной Церкви, и последней отнюдь не безразлично, что проповедуется им в качестве Ее учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

А.А. Половцов Леонтий (Карпович), епископ Владимирский и Брестский Леонтий (Карпович), епископ Владимирский и Брестский; сын священника, родился около 1580 года и по происхождению принадлежал к шляхте Пинского повета. С ранних лет детства он жил в Вильне и, вероятно, учился в школе Виленского православного братства (по другому мнению, он получил образование в славных в то время русских школах Острожских на Волыни вместе со знаменитым гетманом Запорожского войска Петром Конашевичем-Сагайдачным). В 1606 году Леонтий, по словам Филарета, архиепископа Черниговского, в 1608 году в сане иеродиакона Печерского (по мнению других – он был светским человеком до 1610 года) написал сочинение «Обличение на унию», где описывает унию, как очевидец Брестского сейма 1595 года. В 1609 году Леонтий Карпович был на сейме Варшавском, как депутат православного Виленского братства. В 1610 году он был уже писарем, старшим типографом и корректором Виленского братства и за напечатание «Фриноса», сочинения Мелетия Смотрицкого, написанного в антикатолическом духе, по распоряжению короля Сигизмунда III, был схвачен слугами виленского бискупа и в Великую субботу посажен в тюрьму, в которой провел два года. Это «исповедничество» Карповича в связи с его предшествующими трудами на пользу братства было причиною того, что он почти тотчас же по освобождении из тюрьмы сделался «попом церкве новое и старшим братства тое ж церкве». В 1613 и 1614 годах Леонтий Карпович является строителем Виленского Свято-Духова монастыря, воздвигнутого недалеко от Троицкого монастыря, отнятого у православного братства униатами, делается первым архимандритом его, начальником Виленского братства, а в 1617 году ректором братской школы при Свято-Духовом монастыре; доказательством последнего служат пять речей учеников, произнесенных ими в 1618 и ближайшие к этому годы и находящихся в одном из сборников Киево-Софийской библиотеки, и отчасти написанное им на чистом церковнославянском языке от имени Виленского братства к братству Львовскому послание («Акты, относ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года Содержание Глава I. Общий обзор деятельности братств и их организации Глава II. Религиозно-просветительная деятельность братств А. Просвещение детей Б. Просвещение взрослых Глава III. Миссионерская деятельность братств Глава IV. Благотворительная деятельность братств Глава V. Церковно-благоустроительная деятельность братств Приложение I Приложение II Приложение III. Дополнительные сведения о положении некоторых братств к началу 1893 года Приложение IV. Книжно-издательская деятельность братств в 1890 – 91 гг. Приложение V. Правила относительно совершения братских празднеств и восстановления древних братских обычаев в Лубенском Спасо-Преображенском братстве     Православные церковные братства стали возникать в западной Руси, с благословения восточных патриархов и на основании королевских грамот, в XV и в особенности в XVI веке, когда с появлением в этом крае иезуитов начались открытые преследования православных. Эти союзы духовенства и мирян для защиты православной веры и церкви, для просвещения народа и для дел духовной милости – «братства любви», «братства милосердия», – учреждались при церквах и монастырях сначала в больших городах Литвы, Беларуси (восточная часть тогдашней Литвы), Малороссии и Галичины, где сосредоточивалась промышленная жизнь и где православное ремесленное сословие, соединяясь в различные цехи, имело уже свое внутреннее корпоративное устройство. Из этих городских братств старейшими и знаменитейшими были: Львовское – Успения Божией Матери, учрежденное в 1439 году, и Виленское Свято-Троицкое, учрежденное в 1458 году. Получив в конце XVI века от вселенских патриархов свое окончательное устройство и сделавшись ставропигиальными, т. е. непосредственно зависящими от Константинопольского патриарха, Львовское и Виленское братства послужили образцом для устройства церковных братств в других городах западной Руси. В конце XVI и в начале XVII века возникли братства в Киеве, Луцке, Замостьи, Могилеве, Орше, Минске, Пинске, Бельске, Бресте, Кобрине, Витебске, Полоцке и множество других, учрежденных в небольших городах, местечках и селениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 9.04.1635, Вильно), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ). Из старинного мелкошляхетского рода Виленского повета, относившегося к гербу Pókozic. Отчество И.- Левонович дает основание предположить, что его отцом был настоятель виленской Воскресенской ц. свящ. Леонтий Бобрикович, пострадавший в 1609-1610 гг. от униат. митр. Ипатия Потея (Могилёвская епархия. 1905. Т. 1. Вып. 1. С. 125). В виленском братском уч-ще И. был учеником архим. Леонтия (Карповича) . И. принял монашеский постриг в виленском Свято-Духовом монастыре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), по-видимому, не позднее 1620 г. Как предполагает А. Миронович, И. был пострижен в монашество настоятелем Свято-Духова мон-ря Леонтием (Карповичем), скончавшимся в 1620 г. (его преемником стал архим. Мелетий (Смотрицкий) ). В нач. 20-х гг. XVII в. И. стал ректором школ и проповедником Виленского православного Свято-Духовского братства . Для «духовных намов» неск. раз в год он ездил в Киев; входил в окружение свт. Петра (Могилы) . В 1622 г. И. пригласил преподавать «свободные науки» в виленском братском уч-ще таких близких к Петру (Могиле) людей, как Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов) . Уровень преподавания в виленском уч-ще был столь высоким, что сюда приезжали ученики даже из Острога. В 1624 г. униат. Киевский митр. Иосиф Рутский обвинил И. вместе с др. руководителями Виленского братства в том, что они дали приют Мелетию (Смотрицкому) и печатали книги в защиту поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном IV правосл. иерархов. Причастность И. к выпуску этих изданий представляется вероятной, но определить его личный вклад нет возможности. Перу И. исследователи определенно приписывают лишь одно произведение: «Kazanie na znakomity pogrzeb... pana Bohdana Martimiana Ogiskiego z Kozielska, podkomorzego trockiego etc., odprawowane przez oyca Jozepha Bobrykowicza, zakonnika monastera bractskiego wileskiego cerkwi w. Ducha, w cerkwi kroskiej ruskim jzyku, a po tym za daniem wielu na polski przeoone. 1625, maij 15» (Проповедь на известных похоронах... пана Богдана Мартиниана Огинского из Козельска, подкомория трокского и т. д., произнесенная Иосифом (Бобриковичем), монахом церкви Св. Духа виленского братского мон-ря, в кронской церкви на русском языке, а затем по просьбам многих на польский переведенная. 1625, 15 мая). Проповедь была напечатана в 1625 г. в типографии Успенского муж. мон-ря в мест. Евье близ Вильно (ныне г. Вевис, Литва), основанного кн. Б. Огинским в 1600 г. И. писал, в частности, о важности сохранения Православия белорус. дворянскими родами в условиях гонения со стороны униатов.

http://pravenc.ru/text/578493.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010