Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР († ок. 290), мч. Марсельский (Массилийский) (пам. 21 июля). Воин-христианин В. происходил из сенаторского сословия г. Массилия (совр. Марсель, Франция), он был схвачен за отказ участвовать в языческих церемониях. Ни угрозы, ни обещания наград и почетного титула «друга Цезаря» не смогли склонить мученика к вероотступничеству. Сначала святой предстал перед 2 судьями, затем перед имп. Максимианом , к-рый убеждал В. принести жертву Юпитеру. Святого бичевали, затем заключили в темницу, где ему явился ангел Господень, укреплявший его в мученическом подвиге. Стражники, увидевшие сияние, исходившее из темницы, в к-рой был заключен В., уверовали во Христа и были казнены. На следующее утро святого снова подвергли пыткам, но не смогли добиться отречения от Христа и вновь бросили в темницу. Через 3 дня император призвал В. и стал склонять его к отречению. В., притворившись, что согласен припасть к ногам статуи Юпитера, приблизился к ней, и идол тут же рухнул. В. бичевали и мучили с помощью различных приспособлений для пыток. Наконец, палачи, видя, что все их усилия бесполезны, отрубили святому голову. Тела В. и 3 обращенных воинов были брошены в море, но волны вынесли их на берег. В. был похоронен христианами в гробнице, высеченной в скале. Память В. отмечена уже в Мартирологе блж. Иеронима (протограф сер. V в.) под 21 июля, где он ошибочно назван Виктором, пострадавшим в Александрии с мц. Стефанидой. В 417/8 г. Иоанн Кассиан Римлянин воздвиг близ Массилии на месте захоронения мученика муж. мон-рь в его честь (впосл. аббатство Сен-Виктор ). В VI в. о почитании В. упоминают Венанций Фортунат и Григорий Турский. Последний сообщает о существовании базилики во имя В. и о почитании его гробницы, у к-рой изгоняются бесы и мн. больные получают исцеление ( Greg. Turon. Glor. martyr. 77). Сведения о мученичестве В. известны в 3 версиях. Пространная версия («Страсти») издана болландистами в Acta Sanctorum («Деяния святых»), 2-я, краткая, известна в одной рукописи из Намюра, 3-я сохранилась фрагментарно. Сказание о нем, близкое к пространной версии «Страстей», помещено также в Мартирологе Флора. В кратких актах описывается только суд имп. Максимиана, к-рый фигурирует как единственный мучитель В. В «Страстях» упомянуты 2 судьи без указания имен, а в Мартирологах Флора (IX в.) и Адона (860) они названы Астерием и Евтихием. Флор пишет, что по приказу трибуна Астерия В. был брошен в темницу за отказ от службы и сопряженного с ней культа языческих богов. Из темницы святого чудесным образом вывел ангел, но мученик вторично был схвачен и представлен перед префектом Евтихием, к-рый отдал В. на растерзание зверям. Об имп. суде в Мартирологе Флора не упоминается. Рабан Мавр (842) по неизвестным причинам делает из воина В. епископа Массилии, что не находит подтверждения в др. источниках.

http://pravenc.ru/text/158520.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР еп. Картеннский (V в.), церковный писатель, богослов. О его жизни и сочинениях известно из краткого упоминания у Геннадия Марсельского (De viris illustribus. 78). В. занимал кафедру г. Картенна (совр. Тенес, Алжир) в Цезарейской Мавритании во времена вандальского кор. Гейзериха (428-477), к-рому он посвятил пространное сочинение «Против ариан». Из др. сочинений В. Геннадий Марсельский упоминает трактат «De poenitentia» (О покаянии), «Утешение к Василию» (на смерть сына, адресованное некоему Василию), книгу гомилий. Сохранился только трактат «De poenitentia», ошибочно приписанный в средневек. рукописях свт. Амвросию Медиоланскому или Виктору Туннунскому. Согласно Геннадию Марсельскому, В. писал на основе Свящ. Писания, что совпадает с характером данного произведения, где рассуждение о покаянии базируется на цитатах и аллюзиях из НЗ и ВЗ. Аргументом против отождествления автора с В. является то, что в произведении Псевдо-Амвросия речь идет и о личном покаянии, в то время как В., согласно Геннадию, писал о покаянии публичном. Трактат, состоящий из 33 глав, написан лаконично, хорошим стилем. Автор определяет покаяние как осуждение прежней жизни и обещание исправления в будущем. Покаяние есть признание своих ошибок перед Богом, от Которого ничто не скрыто, но Который принимает кающегося с милосердием (гл. 1). Внутреннее обличение совести и признание греха всегда ведут к его прощению, в то время как отказ от признания усугубляет грех (гл. 6-7 с примерами покаявшихся ниневитян в кн. Ионы в противовес нераскаявшемуся Каину), никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием (гл. 10-11; ср.: Лк 7. 47; 23. 39-42). Повторение греха не является препятствием к повторному покаянию: «от того, кто излечил тебя один раз ... от него же придет к тебе исцеление и еще» (гл. 12). Кающийся должен непрестанно молиться, как поступали цари израильские Ахав и Манассия, осознав свой грех (гл. 14-15).

http://pravenc.ru/text/158538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИЙ АКВИТАНСКИЙ [лат. Victorius Aquitanus], хронист, ученый-пасхалист (компутист) сер. V в. О его жизни ничего неизвестно; по-видимому, он был священнослужителем; Геннадий Марсельский упоминает его в соч. «О церковных писателях» как «тщательного вычислителя» (calculator scrupulosus - De scriptoribus ecclesiasticis. 89//PL. 58. Col. 1111). Ок. 457 г. В. А. составил в ответ на вопросы рим. архидиак. (буд. папы) Илария сочинение о принципах вычисления даты Пасхи, известное под заглавием «Пасхальный ход» (cursus paschalis), приложив к нему пасхальную таблицу. Сохранились извлечения (excerpta) из этого труда под заглавием «О пасхалии и рождении четырнадцатой луны» (De paschali et nativitate decimae quartae Lunae); их авторство, как и арифметический трактат В. А. «Книга исчисления» (Liber calculi), в средневек. рукописях обычно приписывается Беде Достопочтенному . Принципы исчисления Пасхи В. А., основанные на применении 19-летнего лунного цикла, ок. 465 г. были приняты Римской Церковью вместо менее точного 84-летнего лунно-солнечного цикла. В VI в. в Риме на смену пасхалии В. А. пришла александрийская пасхалия, получившая распространение на Западе благодаря трудам Дионисия Малого . С пасхалистическими принципами В. А. полемизировали Виктор Капуанский, Беда и Колумбан. Тем не менее пасхалия В. А. продолжала употребляться в королевстве франков; в 541 г. ее одобрил Собор галльского духовенства в Аврелиане (совр. Орлеан), в VII-VIII вв. она распространилась на подвластную франкам территорию Германии и лишь при Карле Великом была вытеснена рим. пасхалией Дионисия Малого. Геннадий Марсельский упоминает, что В. А. составил также хронологические таблицы событий от сотворения мира. Этими таблицами пользовались при составлении своих Хроник Проспер Тиро Аквитанский и Кассиодор . Возможно, В. А. также принадлежит соч. «Пролог Пасхи» (Prologus paschae). Соч.: Cursus Pachalis//PLS. 3. Col. 381-426; Prologus paschae//Ibid. Col. 427-441; Liber calculi//PL. 90. Col. 677 [Пс.-Беда]; De paschali//Ibid. Col. 712 [Пс.-Беда]. Лит.: CPL, N 2282-2283; Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. B., 1905. Nendeln, 1970r. P. 427-441; Jones Ch. W. Bedae Pseudepigrapha. L., 1939. P. 53. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158570.html

Мученик Виктор Марсельский Мученик Виктор Марсельский Виктор был офицером римской армии, который во время гонения Максимиана ободрял марсельских христиан и призывал их храбро исповедовать Христову веру. Когда он осудил служение идолам перед префектами его легиона, его провлачили по улицам города и затем бросили в темницу. В темнице он обратил ко Христу трех солдат: Лонгина, Александра и Фелициана, которые тут же были казнены. А сам святой Виктор был сокрушен под жерновом, «подобно пшенице, выбранной Богом». Позднее местное предание V века утверждает, что святой Виктор до службы в легионах был моряком-рулевым там же, в Марселе, и на этом основании во Франции он почитается как покровитель рыбаков и мореходов. Палач отбросил меч и был готов принять за него смерть Албан Веруламский Албан Веруламский, первомученик Британский Город Веруламий, где, по преданию, пострадал святой Албан, с IX в. называется его честь St Albans, в наше время это северный пригород Лондона. Мученик Албан пострадал во время гонения Диоклетиана, некоторые источники относят его мученичество ко времени правления Септимия Севера. Когда безбожные правители издали жестокие эдикты против христиан, Албан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику, бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, он стал подражать своему гостю в вере и благочестии и сделался христианином. За укрывательство священника Албана арестовали. Перед изображениями языческих богов и врагами веры он открыто объявил себя христианином и отказался принести жертвы. Судья пришел в ярость и велел бичевать святого исповедника. Албан же, подвергнутый самым жестоким мукам, сносил их терпеливо и даже радостно во имя Господа. И судья, увидев, что муки не заставили его отречься от христианской веры, приказал казнить его. Когда его вели на казнь, произошло чудо: дно реки обнажилось в том самом месте, и он увидел, что воды расступились и дали ему дорогу. Палач, который увидел это, отбросил меч и объявил, что готов сам принять смерть вместе с мучеником или даже вместо него.

http://pravmir.ru/14-evropeyskih-svyatyi...

И вот, нужно же было так случиться, что предпоследний католический кардинал Лиона устроил там экуменический центр, т.е. иными словами центр всяким ересям в городе и месте, где святитель Ириней когда-то писал книгу против ересей. После третьего гонения город Лион опустел. Поэтому когда какой-нибудь француз делается православным, (я имею в виду Францию, но это касается и Германии, и Швейцарии), мы не должны ему говорить, что он переменил веру, но что он вернулся к той вере, которая здесь, на его земле, главенствовала в первые века. И нам святых первых веков надо чтить, как своих. Эти святые – наши святые. Марсель Марсель В Марселе тоже множество святых. Напротив Канн находится остров святого Гонория, где подвизались первые монахи, прибывшие с Востока в IV-V веках. Среди них особенно мне хочется напомнить вам имена святых Виктора Марсельского и Викентия Леринского (Лерины – это и есть название острова). Святой Викентий Леринский написал сочинение, в котором определил, что такое истинная Церковь. Мученик Виктор Марсельский Святой Викентий Лиринский Я помню, у нас были крестины в Лионе. Мы крестим часто по-французски. И вот во время крестин, вы знаете, читается Символ веры. По-славянски это: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». А по-французски: «Верую во единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь». Один присутствовавший там католик услышал это и говорит: «Какие же вы католики?» А я отвечаю: «Мы настоящие «кафолики»». «Настоящие католики», – он говорит, – «римские, а у вас нет Папы». «Так, значит, что, по-вашему, тот, кто без Папы, не член Церкви?» «Да, конечно!» Тогда я ему сказал: «Ну, вот имейте в виду, напротив Канн расположен остров Лерин, и там западный святой в IV-V вв. определил, что такое истинная кафолическая Церковь и призывал всеми мерами держаться того, во что веровали «повсюду, всегда и все»». Уже святой Амвросий Медиоланский писал об этих островах как о месте, где спасаются святые угодники. Вы знаете наш православный праздник святых отец в Синае и Раифе избиенных. Так вот здесь, на Леринских островах, тоже были замучены сарацинами монахи. Париж

http://pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov...

5 Священномученик Сатурнин, первый епископ Тулузский Пострадал в правление императора Деция в 250 году. Основал Церковь в Тулузе. Проповедовал Евангелие в Аквитании и Испании. По возвращении в Тулузу был схвачен язычниками, которые привязали епископа к быку, погнав его по городу. Обезумевшее животное носилось по улицам, терзая тело святого Сатурнина. Позже на месте кончины мученика была воздвигнута церковь. День памяти — 29 ноября/12 декабря. 6 Мученик Виктор Марсельский Пострадал в 290 году в Марселе. Был офицером римской армии. Во время гонений Максимиана обратился к христианам, призывая их смело исповедовать свою веру. За смелые обличения Виктора, протащив по всему городу, бросили в темницу. Здесь он обратил ко Христу трех солдат: Лонгина, Александра и Фелициана, которые, исповедовав себя христианами, были казнены. Сам Виктор принял мученическую кончину, будучи брошен под жернова. День памяти — 21 июля/3 августа. 7 Мученик Албан Британский Первый святой мученик Британских островов. Пострадал во время гонений Диоклетиана около 303 года. Будучи язычником, скрывал у себя священника, доброта которого так поразила Албана, что он выразил желание креститься. Когда за беглецом пришли воины, святой переоделся в одежду священника и вместо него пошел на мучения. Тщетно пытался судья добиться от Албана, чтобы тот принес жертвы языческим богам, и осудил святого на усечение мечом. День памяти — 22 июня/5 июля. 8 Святитель Гонорат, епископ Арльский Родился в Галлии, в знатной семье. Еще в юности обратился в христианство, впоследствии принял монашество. Основал крупнейший монашеский центр на одном из Леринских островов. В 426 году был избран епископом Арля. Но и после этого продолжал жить как простой монах, творя дела милосердия. Мирно отошел ко Господу 16 января 429 года, до самого конца продолжая наставлять и утешать верующих. День памяти — 16/29 января. 9 Святитель Герман, епископ Осерский Происходил из богатой сенаторской семьи. Принял крещение уже в зрелом возрасте, был рукоположен в священники. В 418 году поставлен Осерским епископом. Способствовал созданию общежительных монастырей. Активно боролся с ересями. В 423 году рукоположил в епископы святителя Патрикия, ставшего просвятителем Ирландии. Скончался в 448 году в Равенне, куда отправился искать защиты для жителей Бретани, которым угрожали враги. День памяти — 31 июля/13 августа.

http://foma.ru/svyatoy-patrik-i-eshhe-14...

Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. началось именно с уничтожения христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Одним из главных поводов к гонениям был отказ христиан от вменяемого всем гос. служащим Римской империи, в частности офицерам, участия в языческих жертвоприношениях. За этот отказ приняли мученический венец воины мч. Виктор (II в., пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая), Виктор, мч. Марсельский († ок. 290, пам. зап. 21 июля), великомученики Георгий Победоносец († 303, пам. 23 апр.) - один из самых почитаемых христ. святых, покровитель воинов, и Феодор Тирон († ок. 306, пам. 17 февр.), Александр Римский , мч. Дризипарский († нач. IV в., пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта), воины Фиванского легиона (нач. IV в.), мч. Варвар Воин († ок. 362, пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая) и мн. др. Среди святых воинов первых веков христианства широко почитаются также мч. Андрей Стратилат († ок. 300, пам. 19 авг.), великомученики Димитрий Солунский († ок. 306, пам. 26 окт.), Феодор Стратилат († 319, пам. 8 февр., 8 июня) и Артемий Антиохийский († 362, пам. 20 окт.), мч. Иоанн Воин (IV в., пам. 30 июля) и др. Жития этих святых повествуют и об их незаурядных воинских подвигах, совершенных с помощью благодати Божией,- их христ. совести не противоречила В. с. в легионах языческих императоров Рима. Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Участие христиан в гос., общественно-политической жизни, а следов., и в войнах в большей степени стало необходимо с провозглашением в нач. IV в. христианства гос. религией Римской империи. В этих условиях, по словам протопр. Иоанна Мейендорфа , «все учения о непротивлении насилию, будучи доведены до логического конца, обращаются лицемерием... Если человек не хочет никоим образом принимать участие в военном насилии, то он должен также отказаться и от уплаты налогов, и от участия в выборах. Единственной альтернативой общественному существованию может быть монашество, проповедующее полный уход из общества» (Введение в святоотеческое богословие.

http://pravenc.ru/text/155071.html

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт.- Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором , мч. Марсельским). Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др.- в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора , егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии ( Lucchesi. Col. 1291-1292). Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188). Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Синаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии. Ист.: BHL, N 8559-8563; BHG, N 1251-1252, 1864-1865; BHO, N 1242-1244; ActaSS. Apr. T. 3. P. 265; ActaSS. Mai. T. 3. P. 266-268; PG. 115. Col. 257-268 [греч. житие В.]; ЖСв. Ноябрь. С. 217-222; Budge E. A. Coptic Martyrdoms. L., 1914. P. 1-45 [копт. мучение В.]; Мартирий св. Виктора//Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке. СПб., 2001. С. 263-286.

http://pravenc.ru/text/158514.html

Лит.: Royer L. Arles//DHGE. T. 4. Col. 231-243; Constans L. -A. Arles antique. P., 1921; idem. Arles. P., 1928; Palanque J. -R. La date du trasfert de la Préfecture des Gaules de Trèves à Arles//REA. 1934. Vol. 36. P. 359-365; Benoit F. Le premier baptistère d " Arles et l " abbaye Saint-Césaire: Nouvelles recherches sur la topographie paléo-chrétienne d " Arles du IVe au VIe siècles//Cah. Arch. 1951. N 5. P. 29-59; idem. Villes épiscopales de Provence: Aix, Arles, Fréjus, Marseille et Riez de l " époque gallo-romaine au moyen âge//Ve Congrès international d " Archéologie chrétienne. P., 1954. P. 15-21; Février P. -A. Le développement urbain en Provence de l " époque romaine à la fin du XIV siècle: Archéologie et histoire urbaine. P., 1964; Langgärtner G. Die Gallienpolitik der Päpste im 5. und 6. Jh.: Eine Studie über den apostolischen Vikariat von Arles. Bonn, 1964; Griffe É. La Gaule chrétienne à l " époque romaine. P., 1947. T. 1: Des origines chrétiennes à la fin du IVe siècle. P. 247-255; P., 1966. T. 2: L " Église des Gaules au Ve siècle. P. 145-147, 236, 241-245, 289; P., 1965. T. 3: La cité chrétienne. P. 236-238, 332-338; Tixier J. Arles, son histoire, ses monuments. Avignon, 1972. Некрополь Алискампус. Аллея саркофагов Изучение памятников раннехрист. искусства и археологии в А. началось в XVII в. Первый собор (базиликального типа) был построен в нач. IV в. вблизи юго-вост. части городских валов напротив языческого некрополя Алискампус (совр. Елисейские поля), позже превращенного в христ. и ставшего одним из центров паломничества в Европе. При еп. Иларии (429-449) в центре А. был возведен собор в честь св. Стефана. Период активной строительной деятельности приходится на IX-XII вв. В 897 г. были перестроены церкви аббатства св. Цезария (сохранились 2 капеллы: Сен-Жан-де-Мустье, IX в., и Сен-Блез, XIII-XIV вв., c куполом над средокрестием, узкими боковыми нефами, акустическими голосниками). В сер. XI в. марсельский мон-рь Сен-Виктор основал на Алискампусе приорат Сент-Оноре с церковью, от к-рой сохранились вост. и зап. части с трансептом. В нач. XII в. началось сооружение ц. Нотр-Дам-ля-Мажор в вост. части А. и перестройка собора близ театра рим. эпохи в новый храм св. Трофима, куда в 1152 г. с Алискампуса были перенесены мощи святого. Стены собора относят к сер. XI в., в сер. XV в. добавлен готический хор. Клуатр собора образован 2 романскими (1183) и 2 готическими галереями. Скульптурой романского времени украшены капители нефа (ок. 1120), фасады (между 1120 и нач. XIII в.), сев. и юж. галереи клуатра. В эпоху готики и ренессанса церкви на Алискампусе были разобраны на материал для сооружения погребальных капелл; в 1848 г. на его месте устроен плац.

http://pravenc.ru/text/76088.html

в сер. 4 в. – припевом к песням становится т.н. тропарь-ирмос; на рубеже 4–5 вв. – появились ещё 2 тропаря типа «ипакои» (на «слава и ныне»); в сер. 5 в. – вся структура стала завершаться богородичным и получила название «канона». Не путать с позднейшим каноном прп. Иоанна Дамаскина  и проч.! Только в 8 в. канон стал особым гимнографическим жанром из 9-ти песен, который с тех пор сильно деградировал и ныне выглядит следующим образом: песни 1–3 ипакои мал. ектения. песни 4–6 кондак и икос мал. ектения. песни 7–9 экзапостиларий мал. ектения. Т.е. структура осталась прежняя, хотя конкретные библейские песни исчезли (их замещают ныне ирмосы и тропари. Так что единственной реальной песнью стала песнь Богородицы с припевом «Честнейшую...»). См. «Византинороссика. Труды СПб-го общества византийско славянских исследований», Том. I, СПб. 1995 г. стр. 187–199. Сильвия-Этерия описывает нам начальную стадию развития этой структуры: песни уже заменены псалмами, но вместо ектений – ещё епископские молитвы. Чин Утрени носит явные предъевхаристические черты и завершается чтением воскресного Евангелия: После прочтения Евангелия епископ выходит и идёт ко Кресту при пении гимнов, и весь народ следует за ним. Там все снова поют один из псалмов и прочитывают молитву. Затем он благословляет верных и бывает отпуст»(«Письма паломницы 4 века», М. 1994 г. стр. 196–198). И до сих пор воскресная Утреня содержит чтение Евангелия на Полиелее. А сам Полиелей, светилен в конце канона (Экзапостиларий) и возглас Великого славословия: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» – продолжают тему воссияния духовного света, открытую в 4 веке при храме Воскресения Христова свт. Кириллом Иерусалимским . 5. Чин Бдения в 4–5 вв Утреннее богослужение, которое начиналось глубокой ночью, уже может быть названо Бдением (и так называют его свт. Василий Великий  и прп. Иоанн-Кассиан игумен Марсельский † 435). Но в субботу оно становилось Всенощным бдением в собственном смысле этого слова, т.к. начиналось в субботу вечером и продолжалось всю ночь. Иоанн-Кассиан пишет об этом:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010