Викентий Леринский. Творения Св. Викентий пытался определить основные критерии истинности христианского учения. Сформулировал учение о двух источниках церковной доктрины – Писании и Предании. Известен своим определением истинной веры как того «во что верили повсюду, всегда, все». Полемизировал с учением Августина о свободе воли и предопределении: Викентий Леринский защищал точку зрения Иоанна Кассиана о соработничестве Бога и человека. В собрание творений Викентия Леринского вошли: «Рассуждение о вере», «Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков». Сочинения Рассуждение о вере Ввиду изречений Писания, поучающего: «спроси отца твоего, и он возвестит тебе, — старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор. 32:7), также: «приклони ухо твое, и слушай слова мудрых» (Притч. 22:17), и еще: «сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое» (Притч. 3:1), думается мне.., меньшему из всех рабов Божиих, что с помощью Божией будет очень не бесполезно, если я изложу письменно то, что благоговейно принято мною от Святых отцов… Приступлю же к этому во имя Божие, и запишу завещанное мне предками предание, не с заносчивостью какого–нибудь сочинителя, а скорее с точностью верного переписчика… Два источника православной догматики Часто со всеусердием и величайшим вниманием обращался я к весьма многим украшенным святостью и даром учения мужам с вопросом: каким бы образом удобнее было мне, идя верным, как бы царственным, и прямым путем, отличать истину вселенской веры от лживости еретических уклонений, и всегда все давали мне почти слово в слово такого рода ответ: если кто, я ли, другой ли всякий, хочет избежать еретической лжи и пребыть в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божией, двояким образом оградить свою веру: во–первых, авторитетом Священного Писания, а во–вторых, преданием Вселенской церкви. Взаимное отношение Священного Писания и Святого Предания Но может быть спросит кто–нибудь, если писанное слово Божие свято, всесовершенно и всегда вполне вразумительно при снесении одних мест его с другими, то какая же надобность присоединять к нему еще авторитет церковного его разумения? — Та надобность, что Священное Писание, по самой его возвышенности, не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его изречения так, другой иначе, так что почти сколько голов, столько же, повидимому, можно извлечь из него и смыслов. По–своему объясняет его Новациан, по–своему Савеллий, по–своему Донат, Арий, Евномий, Македоний, по–своему Фотин, Аполлинарий, Прискиллиан, Иовиниан, Пелагий, Целестий, по–своему, наконец, Несторий. А потому–то и совершенно необходимо, при таком множестве бесчисленно разнообразных изворотов заблуждения, направлять нить толкования пророческих и апостольских Писаний по норме церковного и вселенского их понимания. Признаки истинного предания

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Комментарии Назначение Предания в древней церкви Впервые (на английском языке): The Function of Tradition in the Ancient Church//The Greek Orthodox Theological Review. – Vol. 9. – 2. – Winter, 1963, p. 181–200. Русский перевод с английского А. А. Почекунина впервые в: Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии Перевод выполнен по изданию: The Collected Works; Vol. 1,1972, p. 73–92. Мы публикуем новую редакцию этого перевода. . 1 . Блаженный Августин , Августин Аврелий (лат. Augustinus Aurelius) (354–430) – философ и богослов эпохи патристики, епископ Гиппонский (395), учитель Церкви, признанный в Православии блаженным. Один из четырех западных «великих отцов Церкви» (вместе с Амвросием, Иеронимом и Григорием Великим ). Блестящее владение стилем позволяет поставить его в один ряд с Цицероном и Сенекой. К его наследию обращаются представители различных философских направлений от экзистенциалистов до феноменологов. См. два последних заметных исследования современных французских философов о блж. Августине: Chrétien J-L, Saint Augustin et les actes de parole, Paris, P.U.F., 2002 и Marion J-L. Au lieu de soi, lapproche de saint Augustin, PUF, 2008. 2 . Викентий Леринский (Лиринский; лат. Vincentius Lirinensis) (до 450) – латинский богослов, церковный писатель, монах на острове Лерин (совр. Лерен, Франция). Святой неразделенной Церкви. Ему принадлежит известный трактат «Commonitorium» (Памятные записки), написанные под псевдонимом «Peregrinus» («Паломник»). Сочинения Викентия Леринского имеют большое значение для учения о церковном Предании. Известно его утверждение о критерии истинности этого Предания: «Во что верили повсюду, всегда, все». В своих сочинениях он пытался ответить на вопрос, каким образом можно отличить истинное учение от ереси. 3 . Ириней Лионский (греч. Ερηναος Λουγδονου; лат. Irenaeus Lugdunensis; ок. 130 – ок. 200) – священномученик, раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви доникейского периода. Самое важное сочинение Иринея «Против ересей» – большой труд в 5-ти книгах, направленный против гностических учений. В этом сочинении он затрагивает все важнейшие разделы христианского вероучения и впервые в истории христианской мысли строит в полемике с гностиками систему церковного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

проф. Я. Пеликан 7. Православный консенсус В V и VI веках христология и мистагогия на Востоке и антропология и экклезиология на Западе вобрали в себя большую часть догматического развития предшествующих веков и заложили фундамент для последующих построений христианского вероучения. В итоге столетних споров, развернувшихся после смерти Августина в 430 году, Оранжский собор 529 года придал августинизму форму, которая сделала его приемлемым для западного богословия. А в результате столетних споров, последовавших за Халкидонским собором 451 года, П Константинопольский собор 553 года оформил учения отцов и соборные определения в качестве нормы для учения всей Церкви, но особенно для восточного богословия. Кроме этих соборных деяний, разрешивших, по крайней мере на какое-то время, споры о личности Богочеловека и о соотношении природы и благодати, в VI веке Восток и Запад, каждый по-своему, также сформулировали православный консенсус относительно того, что следует считать нормативным учением. Существовали значительные группы христиан, не разделявших этот консенсус. Донатисты в северной Африке, лангобарды-ариане в Италии, несториане в Персии и монофизиты в Египте, Сирии и Армении – все они оказались исключенными из ортодоксального христианства, но история вероучения в этих общинах, прежде всего восточных, останется частью нашего рассказа. Однако в основном мы должны будем заниматься православным консенсусом, рассматривая его по отношению к развитию вероучения в древней Церкви и по отношению к догматическому развитию в византийский и средневековый периоды, для которых он стал отправной точкой. Ubique, semper, ab omnibus Основой православного консенсуса послужило утверждение авторитета предания как того, во что верили «везде, всегда и все» [ubique, semper, ab omnibus]». Критериями для определения содержания православного предание были «всеобщность, древность и согласие». Это определение ортодоксальной кафолической традиции – дело Викентия Леринского, писавшего под псевдонимом Перегрин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память святителя Германа, епископа Парижского 376 Св. Герман родился в конце V в. в гор. Отене. По окончании учебы он удалился к одному из своих родственников, священнику, и вместе с ним пятнадцать лет вел благочестивую жизнь в подвигах, молитве и вознесении псалмов. Слава об угоднике Божием распространилась по округе. Тогда епископ Отенский рукоположил его в священника, а затем назначил аббатом знаменитого монастыря Святого Симфориана. Строгость Германа была такова, что иногда вызывала недовольство епископа и стоила ему однажды тюремного заключения. Но двери камеры сами открылись перед ним, давая возможность выйти из темницы, однако святой переступил ее порог лишь когда получил на то разрешение. Около 555 г. он был призван королем Хильдебертом на парижскую кафедру. На этой высокой должности Герман не изменил строгости ни в образе жизни, ни в одежде. До конца дней он оставался монахом и подвижником, стремясь к совершенной ангельской жизни. Святой пекся без устали о спасении своего народа. Его проповеди замечательно подтверждались даром чудотворения, которым Господь в избытке наделил Своего слугу. Молитвой епископ врачевал калек и болящих, исцелял одержимых, которых оставлял потом на несколько дней рядом с собой, молясь о них. Слава о чудотворце распространилась повсеместно. Любой предмет, который благословил или к которому просто прикасался св. Герман, люди стали отправлять страждущим, а те исцелялись благодатью Божией. Он не уставал раздавать милостыню, тратя на это большую часть средств своей Церкви. Если же их не хватало, епископ обращался за помощью к королю Хильдеберту, который восхищался святым, после того как был им исцелен от тяжелой болезни. Милосердие св. Германа распространялось на всех: и добрых и злых. Когда это было в его силах, он отпускал на волю узников и освобождал рабов любой национальности. В его лице парижские христиане видели своего возродившегося покровителя – св. Дионисия окт.]. Герман поощрял почитание местных святых и особенно заботился о красоте и достоинстве богослужений: считается, что большое число особенностей галликанской литургии того времени сложилось под его влиянием. При поддержке короля он основал монастырь Святого Креста и Святого Викентия, известный под именем Сен-Жермен-де-Пре. Он призвал иноков монастыря Святого Симфориана соблюдать Устав, происходивший из Леринского монастыря. Будучи совершенным знатоком церковной традиции, св. Герман тщательно оберегал мир и единство Церкви Галлии. Его голос был решающим на Турском церковном Соборе (566). Также епископ созвал два церковных собора в Париже (557, 573).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Святой Патрик Ирландский и другие раннеевропейские святые включены в месяцеслов Русской Церкви 9 марта, 2017. Новостная служба Всего включено 14 святых 9 марта. ПРАВМИР. На сегодняшнем заседании Священного Синода был рассмотрен вопрос включения в месяцеслов имен древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до 1054 года. Как отметил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, формирование перечня святых шло на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах. «При этом учитывались безупречность исповедания ими православной веры, обстоятельства, при которых состоялось прославление, а также отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом», – сказал представитель Церкви. Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра. Синод постановил включить в месяцеслов имена следующих святых ( журнал 14 ): священномученика Пофина, епископа Лионского, и с ним пострадавших (2/15 июня; 177 г.); мученицы Бландины и мученика Понтика Лионских (2/15 июня; 177 г.); мученика Епиподия Лионского (22 апреля/5 мая; ок. 177 г.); мученика Александра Лионского (24 апреля/7 мая; ок. 177 г.); священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (29 ноября/12 декабря; III в.); мученика Виктора Марсельского (21 июля/3 августа; ок. 290 г.); мученика Албана Британского (22 июня/5 июля; III — нач. IV вв.); святителя Гонората, епископа Арльского (16/29 января; 429 г.); святителя Германа, епископа Осерского (31 июля/13 августа; 448 г.); преподобного Викентия Леринского (24 мая/6 июня; до 450 г.); святителя Патрикия, просветителя Ирландии (17/30 марта; после 460 г.); святителя Лупа, епископа Труа (29 июля/11 августа; 479 г.); преподобной Женевьевы Парижской (3/16 января; 512 г.); святителя Германа, епископа Парижского (28 мая/10 июня; 576 г.); преподобного Прокопия, игумена Сазавского (16/29 сентября; 1053 г.).

http://pravmir.ru/sinod-vklyuchil-v-mesy...

Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Богословские споры у кулера Св. Викентий Леринский Мы часто вступаем в бесконечные трудноразрешимые богословские дискуссии с представителями других христианских конфессий. Это может происходить в институте, на работе, в гостях у друга, когда кто-нибудь неожиданно делает подобное заявление: «А мой пастор не признает крещения в младенчестве» или «Литургия – это скучно, это всего лишь одно бесполезное повторение одного и того же, поэтому мы оставили только пение гимнов и проповедь». Вы можете спорить с этим круглые сутки и не придете с вашим коллегой или другом к общему мнению. Тем не менее, вы можете успешно выражать позицию Православной Церкви по этим нескончаемым богословским вопросам, ибо в отношении их Церковь имеет единое мнение. Но как узнать в чем заключается данная позиция? Куда обратиться за помощью? Обратимся к преподобному Викентию Леринскому. Он родился в Галлии (территории современной Франции) предположительно в конце четвертого века. Преподобный Викентий был монахом, который жил недалеко от южного побережья Франции на острове Лерин, который сегодня называется Сент-Онора. Самое известное его сочинение «Памятные записки» написано около 434 года. Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Давайте попробуем посмотреть на примере, как он применяется. Рассмотрим смешной случай. На работе вы подходите к кулеру с водой и слышите, как кто-то говорит: «Истинным христианам позволительно вкушать только сырой картофель и воду». Вы думаете про себя: «Как это соотносится с Каноном святого Викентия?» Вы прокручиваете в уме слова: «вера, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Каждое из этих слов играет важную роль в процессе распознания утверждения.

http://pravoslavie.ru/38186.html

«Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза 2 ноября 2023 г. 18:21 В опубликованном интервью ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов рассказал о целях, задачах, основных направлениях работы вуза, курсах при ОЦАД, которые могут предшествовать поступлению, новшествах в приемной кампании 2024 года. — Отец Максим, расскажите, пожалуйста, о целях, задачах и основных направлениях работы ОЦАД на текущий и будущий учебный и календарный годы. — В любом стабильно функционирующем высшем учебном заведении стратегические цели не меняются из года в год. И наш вуз — не исключение. ОЦАД сейчас развивается в трех главных направлениях: первое — это учебная работа, второе — научная деятельность и третье — в широком смысле понимаемая пайдейя (παιδεα), то есть воспитание. Если говорить об учебной составляющей, то ОЦАД, когда-то возникшая, по сути дела, как некое расширение диссертационных советов, кандидатского и докторского, сегодня является вполне стабильно функционирующим высшим учебным заведением, осуществляющим свою образовательную деятельность по программам магистратуры, аспирантуры и готовящим научные кадры в докторантуре. Одной из задач работы вуза в нынешнем учебном году является формирование научных школ ОЦАД. Это очень важно для определения внутреннего самоощущения вуза как учебно-научного центра. Мы видим конкретные направления, по которым можем двигаться для решения этой задачи. Прежде всего, это область церковного права. Тема очень актуальная, во-первых, с практической точки зрения, потому что выпускники, получившие квалификацию на уровне магистра в области церковного права, — это священнослужители, церковные работники, которые значительно более осознанно будут трудиться во многих областях: от приходской деятельности до епархиального уровня и синодальных отделов. Во-вторых, это вопрос не только практического уровня. Мне кажется, что церковное право сегодня нуждается в подготовке фундамента для того его осмысления, когда принцип «прикладного» употребления — то есть когда под ту или иную задачу ищется подтверждение в тех или иных церковных канонах — будет изменен на принцип определения вечного и неизменного, с одной стороны, и преходящего и допускающего корректировки в церковном праве, с другой стороны. Определить то, что относится в церковном праве к Преданию, чем руководствовались всегда, повсюду и все (чуть переиначу слова святого Викентия Леринского), и то, что относится к определенной эпохе (здесь область очень широка).

http://patriarchia.ru/db/text/6073595.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИЙ [лат. Hilarius Pictaviensis] (ок. 315, г. Пиктавий, ныне Пуатье, Франция - 367, там же), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Важнейшим источником биографических сведений об И. служат его сочинения, а также упоминания современников и позднейших зап. церковных писателей: блж. Иеронима Стридонского (100-я гл. каталога «О знаменитых мужах», «Хроника» и др. сочинения), блж. Августина («О христианском учении», «О Троице» и др. сочинения), Сульпиция Севера («Хроники», «Жизнь св. Мартина»), прп. Иоанна Кассиана Римлянина («О воплощении»), Викентия Леринского («Памятные записки»), Факунда , еп. Гермианского («В защиту Трех Глав», «Против Мокиана»), Кассиодора («Наставления в науках божественных и светских»), Алкуина («Поэмы», «Против Феликса») и др. (собрание фрагментов см.: PL. 9. Col. 203-208). Сохранилось древнее Житие И. (Vita et virtutes S. Hilarii; BHL, N 3885-3887; CPL, N 1038; PL. 9. Col. 185-200 (=PL. 88. Col. 439-454); критическое изд.: MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 1-11), написанное Венанцием Фортунатом - зап. церковным писателем и поэтом (VI в.; впосл. епископ Пиктавийский) (см.: Greg. Turon. Glor. conf. 2//PL. 71. Col. 830-831). Ему также принадлежит похвала И., помещенная им в «Житии св. Мартина» ( Venant. Fort. Vita Mart. I//PL. 88. Col. 369-370). Наиболее важные исследования Нового и новейшего времени, рассматривающие жизнь И.: Tillemont. Mémoires. T. 7. P. 432-469, 745-758; Coustant. 1844; Borchard. 1966; Kannengiesser. Hilaire. 1968; Meslin. 1969; Brennecke. 1984. S. 223-247, 335-367; Smulders. 1984; Rocher. 1987. P. 9-67; Doignon. 1971; Idem. 1991; Idem. 2005. P. 15-42; Williams. 1991; Iidem. 1992; Henne. 2006. P. 15-146. Фундаментальные отечественные труды, посвященные И.: Орлов. 1908; Попов. 2004. Происхождение, образование, семья, крещение (315-345) Свт. Иларий, еп. Пиктавийский. Роспись базилики свт. Илария, еп. Пиктавийского, в Пуатье. Кон. XI - нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/Иларий ...

На Великдень 11 2018 р. 16:15 9 апреля 2018 года, в понедельник Светлой седмицы, по благословению управляющего приходами Московского Патриархата в Восточной и Юго-Восточной Азии архиепископа Солнечногорского Сергия клирик Петрозаводской епархии священник Станислав Распутин совершил Божественную литургию в общине в честь преподобного Викентия Леринского в деревне Саласан на филиппинском острове Минданао. Богослужение совершалось на церковнославянском и английском языках, а также на языке себуано. Готовясь к встрече Светлого Христова Воскресения, прихожане общины преподобного Викентия Леринского за три недели возвели храм, вокруг которого был совершен традиционный пасхальный крестный ход. По окончании Литургии отец Станислав поздравил прихожан с праздником Пасхи и передал пасхальные подарки от архиепископа Солнечногорского Сергия. Хор с Украины дал небольшой концерт, после чего прихожанам и гостям прихода было предложено праздничное угощение. Трудами инициативной группы священников с 2015 года в юрисдикцию Московского Патриархата начали переходить христианские общины острова Минданао, основанные в начале ХХ века Григорио Аглипаем. В 2015-2016 годах осуществлялась работа по катехизации принимающих православие филиппинцев, клириками Русской Православной Церкви совершались богослужения, строились новые храмы, переводились на язык себуано богослужебные и духовные тексты. За неимением возможности постоянного окормления приходов православными священниками миссионеры обучили старост общин совершать богослужение мирским чином. Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 21 октября 2016 года ( журнал 99 ) назначил архиепископа Солнечногорского Сергия управляющим приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе и в Республике Филиппины. Исполняя волю Священноначалия, архиепископ Сергий предпринял усилия по возрождению действовавшего с 1934 года Иверского прихода в Маниле и направлению постоянного клирика в столицу Филиппин, а также организации пастырского попечения о православных соотечественниках, пребывающих на Филиппинских островах и обращенных в Православие местных общин. В настоящее время в городе Давао создается административный и духовно-учебный центр для координации деятельности по пастырскому окормлению членов общин Московского Патриархата на острове Минданао, катехизации филиппинцев, решивших принять православную веру, и подготовки кандидатов для обучения в духовных школах Русской Православной Церкви. Патриархия.ru Календарь ← 1 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5178247...

Поиск Искать Викентий Леринский, святой (ум. ок. 450 г.) – монах из Галлии. Около 426 г., Викентий Леринский оставив военную службу, поселился в уединенной обители на острове Лерин. Викентий много размышлял о нестроениях и ересях, волновавших Церковь. В своих творениях пытался определить основные критерии истинности христианского учения. Сформулировал учение о двух источниках церковной доктрины – Писании и Предании. Известно определение Викентия Леринского истинности догмата как того «во что верили повсюду, всегда, все». Полемизировал с учением Августина о свободе воли и предопределении: Викентий Леринский защищал точку зрения Иоанна Кассиана о соработничестве Бога и человека. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя   Date(); for (var j=0; j < document.scripts.length; j++) (window, document, " script " , " http://mc.yandex.ru/metrika/tag.js " , " ym " ); ym(24628034, " init " , clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true window.bz_custom_code_loaded=true;

http://pravbiblioteka.ru/book_author/vik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010