Византийской империи



  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Похитители мощей святого Николая - Православный ...Искать в Источникеfoma.ru
... Как же мощи святителя Николая попали в Бари? И почему в гробнице только часть мощей? Сведения об этом дошли до нас из двух основных исторических документов: хроник Никифора и архидиакона Иоанна. В 1087 году большой, нагруженный торговый корабль покинул порт Бари и направился в Антиохию. В трюме корабля, кроме товара, было достаточно оружия. По дороге корабль зашел в Миры Ликийские, и мореходы под видом купцов провели рекогносцировку местности. В те неспокойные времена Иерусалим уже находился в руках мусульман, и самые разные военные отряды нападали на города и опустошали целые области Византийской империи. Как только купцы оказались на улицах Мир Ликийских, стало понятно, что их замысел трудно будет осуществить. Город был «наводнен» турками. Они хоронили своего военачальника. Поэтому барийским купцам пришлось возвратиться на корабль ни с чем и уплыть в Антиохию. Но торговали они там недолго, так как опасались, что как только отряд турок уйдет из Бари, город, скорее всего, некоторое время будет пуст и сможет стать легкой добычей для венецианцев и генуэзцев. Поэтому купцы спешили, и ветер сопутствовал им. Очень быстро они вновь оказались в порту Мир Ликийских. ... далее ...
Как /не/ умирали святые? - Православный журнал ...Искать в Источникеfoma.ru
... апостол Павел. И приобретением в смерти для проповедников стала встреча со Христом. Но уже не по дороге в Дамаск или у городских ворот Рима. Заключить со смертью пари Он заключил пари с неверующим врачом о времени своей смерти, и так обратил его в христианство. Святитель Василий Великий (330–379) с того момента, как стал епископом, не имел ни одного дня покоя. Труды административные — по Каппадокийской кафедре. Заботы проповеднические — он защищал христианство от проникновения в него внешних, инородных учений, формируя костяк православного богословия. Участие в политической жизни Византийской империи — такова была специфика тогдашней эпохи: хорошо образованный епископ был включен в политическую жизнь своего региона. Используя свой безоговорочный авторитет, святитель Василий разрешал кризисные ситуации. При этом сам святой вел строгую аскетическую жизнь, постоянно совершал богослужения. Такая колоссальная нагрузка предопределила то, что уже к 40 годам жизни святитель писал о себе как о старике, который цепенеет от времени, телесной немощи и перенесенных страданий (см. письмо к сщмч. Евсевию Самосатскому. — Т. С.) . Приближаясь к смерти, епископ Василий успел ... далее ...
Как святые зарабатывали деньги? - Православный ...Искать в Источникеfoma.ru
... сути, это была первая — в современном смысле этого слова — больница в истории человеческой цивилизации. Кроме того, на территории «Василиады» были церковь, дом клира и богадельня. А для бедных постояльцев — работный дом. Самого святителя, который по одному из своих семи образований был медиком, часто можно было увидеть промывающим раны больным. Таким был Василий Великий — организатор, предприниматель и, говоря современным языком, фандрайзер, то есть специалист по привлечению финансов в благотворительные проекты. А его личное отношение к деньгам хорошо иллюстрирует один эпизод. Когда в Византийской империи к власти пришел правитель, сочувствовавший еретикам-арианам и активно их поддерживавший, многие архиереи, испугавшись преследований и заточения, пошли на компромисс с исповедовавшими лжеучения. Нетрудно догадаться, что одним из немногих, кто остался верен Никейскому Символу веры, был Василий Великий. Когда же чиновник по имени Модест вызвал его к себе и стал склонять принять арианство — сначала увещеваниями, потом угрозой конфискации личного имущества, апелляцией к закону, требующему беспрекословного подчинения императору, и наконец, обещанием физической расправы, — ... далее ...
Третий Рим - Православный журнал "Фома"Искать в Источникеfoma.ru
... то есть вечное небесное царство Божие. По этой логике Римская империя становится гарантом того, что вплоть до конца времен, до апокалиптических событий никаких великих потрясений в земной истории уже не произойдет. В теории translatio imperii (передача, перенос) империя это, в сознании того времени, если можно так выразиться, «переходящий вымпел», поэтому многие государства стремились отождествить себя с Римской империей, присвоить римское имя. — Традиционно считается, что Россия потому «Третий Рим», что наследует «Второму Риму», то есть Константинополю, точнее сказать, Византийской империи. Это не так? — Я уже говорила о том, что одно из искажений, один из распространенных штампов — сведéние Третьего Рима ко второму Константинополю и утверждение о том, что брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора, находится у истоков идеи «Третьего Рима», дает московским правителям право на византийское наследие. Но это противоречит историческим реалиям того времени. Во-первых, ни сам Иван III, ни его политики и идеологи никогда не ссылались на брак с Софьей, чтобы повысить авторитет великокняжеской генеалогии и державы — ни в дипломатических ... далее ...
Имя Максим - Православный журнал "Фома"Искать в Источникеfoma.ru
... он проходил послушание у знаменитого своими подвигами аскета, старца Марка с горы Ган (Фракия) . После того как духовный учитель скончался, Максим отправился в путешествие в Константинополь. Все более возрастая духовно, святой испугался излишнего внимания к себе других людей. Такое благоговейное отношение к монаху могло спровоцировать прелесть, и тогда святой решил притвориться безумным. Днем он юродствовал около Влахернской церкви Пресвятой Богородицы в Константинополе, так что проходящие мимо насмехались над ним, а по ночам слезно молился Божией Матери. В 1310 году, покинув столицу Византийской империи, святой прибыл на Афон и стал монахом Великой Лавры. Здесь Максим продолжил аскетическое делание. Особенное внимание он уделял умной (безмолвной) молитве, так что через какое-то время он творил ее беспрерывно. Фото Владимира Орлова Однажды во сне преподобному явилась Богородица и приказала ему подняться на вершину горы, чтобы получить новые заповеди. Три дня монах слезно молился, чтобы искушение (а это несомненно было искушение) его миновало. Наконец святому явилась сама Божия Матерь, утешила его и дала особую власть над нечистыми духами. Максим после видения с ... далее ...
Византийское искусство: прорыв к свету, а не ...Искать в Источникеfoma.ru
... и по сути имели на это полное право. Столетиями Византия определяла политику во всем цивилизованном мире. Многие историки утверждают, что именно отсюда на Русь пришло христианство (988) . И древнерусское искусство во многом сформировалось на базе византийского культурного наследия. Византия подарила миру одну из самых совершенных систем права, множество памятников мировой архитектуры, шедевры пластического и поэтического искусства, богатейшее богословское и философское наследие. Трагическое падение Константинополя под натиском турков-османов (1453) ознаменовало собой не только гибель Византийской империи, но и символический закат эпохи — Средних веков. Чего не найти в византийском искусстве? — Ольга Сигизмундовна, но ведь на средневековых западно-европейских иконах и картинах мы постоянно встречаем изображения нечистой силы… — Конечно, и в этом смысле средневековое искусство Западной Европы разительно отличается от византийского: здесь черти и вообще демоническая сила играют огромную роль в художественном сценарии и построении композиции. Человек, подходящий к романскому собору, должен увидеть такое, от чего он точно придет в трепет. И этот страх должен натолкнуть его на ... далее ...
Радость движения - Православный журнал "Фома"Искать в Источникеfoma.ru
... затор: мы не успевали закреплять карабины на тросах. В этой ситуации егорьевские следопыты сами, без подсказок пропустили вперед более слабых, теряя при этом время и баллы. Когда подводили итоги эстафеты, именно этот эпизод был отмечен как главный результат всей общелагерной программы. Учимся побеждать и быть побежденными А вот игровое ноу-хау скаут-мастера Организации русских юных разведчиков (ОРЮР) Сергея Шишлянникова. В скаутских лагерях проводятся ролевые игры на местности: подростки получают возможность превратиться на какое-то время в воинов, князей, земледельцев на Руси или в Византийской империи. Они ведут войны (проводят соревнования) , строят укрепления и княжеские терема, обустраивают территорию. Победившее по результатам испытаний княжество (патруль) присоединяет побежденных противников, получает их территорию и символику, то есть происходит то, что неоднократно случалось в мировой истории. В идеале дальше они должны вместе продолжать свою великокняжескую жизнь, но на практике проигравший патруль вместо того, чтобы ощутить себя частью нового государственного образования, очень часто уходит в глухую оппозицию и продолжает вести партизанскую борьбу. Для того ... далее ...
История православного паломничества - ...Искать в Источникеfoma.ru
... паломничества Архивный материал из спецвыпуска " Святая Земля " Русское православное паломничество ведет свое начало с первых веков распространения христианства на Руси, то есть с IX–X веков. В 987 году святой равноапостольный великий князь Владимир привез с собой в Киев из Корсуни, места своего крещения, святые иконы и кресты, а также честные мощи святителя Климента, папы Римского. А первой русской паломницей, как известно из древних источников, можно считать святую равноапостольную великую княгиню Ольгу, которая в 957 году вместе с многочисленной свитой посетила столицу Византийской империи — Константинополь. Там находились многочисленные святыни Православия, и там же, в храме Святой Софии, состоялось крещение великой княгини. Христианская традиция паломничества к этому времени уже имела многовековую историю. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери и святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми. В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских ... далее ...
Феофан Грек: художник эпохи Преображения - ...Искать в Источникеfoma.ru
... не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку. О том, как в палитре художника будто бы «материализовался» Фаворский свет, «Фоме» рассказала культуролог, искусствовед Ирина Языкова. Средневековый иконописец эпохи Возрождения Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность. К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского, к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя) , Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне и Москве. Удивительна не только манера Феофана Грека (о ... далее ...
Дух МГИМО: элита, а не мажоры - Православный ...Искать в Источникеfoma.ru
... октября 1944 года. Вам эта дата не кажется несколько символичной? — Знаете, это очень хороший вопрос. Ведь получается, что МГИМО родился как раз в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Вряд ли Вячеслав Михайлович Молотов, когда подписывал этот указ, вспоминал про Покров, хотя он принадлежал к поколению, которое помнило даты церковных праздников. Но тем не менее то, что наш университет возник именно в этот день, я считаю весьма знаменательным фактом. Ведь как вообще появился этот великий праздник в церковной традиции? Когда в начале X века Константинополь был окружен врагами и столица Византийской империи могла вот-вот пасть, молившимся о спасении людям было явление Пресвятой Богородицы. Она распростерла над народом покрывало как знак Своей защиты, и город был спасен. Войска противника отступили. Интересно и символично тут что? То, что и МГИМО родился под знаком войны и победы. Осень 1944-го, уже всем ясно, что мы победим. Более того, произошло пусть частичное, но восстановление традиций нашего Отечества. Вернули патриаршество в Русскую церковь, вновь вспомнили имена великих русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова. И этот дух ... далее ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Постоянная ссылка на эту страницу: Византийской империи
Справочник - ПОИСКОВ.РФ