Византийской империи



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Византия не виновата | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... апреля 2013 г. «Византийские порядки», — вздыхают некоторые либералы, сталкиваясь с российским хаосом. Бюрократия, воровство, бесправие и обскурантизм — всему виной Православие и Византия! Эта тема не нова, но по-прежнему актуальна. Вспомним хотя бы высказывание В. В Познера о том, что «одна из величайших трагедий для России — принятие Православия», помешавшего нам развиваться наравне с «цивилизованной» Европой. Действительно ли все дело в Православии? Не стоит пенять на Византию, просто мы плохо учились — считает доктор филологических наук славист Виктор ЖИВОВ. По следам Гиббона Сталкиваясь в литературе XIX века с негативными оценками византийского влияния, мы должны отдавать себе отчет в том, что писатели того времени очень плохо себе представляли Византию. Основным источником для них была книга Эдварда Гиббона, в который он очень негативно описывал византийскую культуру. Гиббон был умным человеком, крупным ученым, но у него были свои представления о Византии: развратные нравы, излишняя религиозность. И когда Чаадаев говорит в своем «Первом философическом письме»: «По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной ... далее ...
История Византийской империи. Императоры Маркиан, ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Маркиан, Лев I, Зинон, Анастасий Лекция, прочитанная в Сретенской духовной семинарии в рамках курса византологии Икона Свв. Отцов Халкидонского Собора Сегодня мы начинаем разговор о той эпохе в жизни Византийской империи, когда она, справившись с военной угрозой варваров, вступает в новую полосу испытаний, окончившуюся для государства достаточно трагично — полосу внутреннего кризиса, который продолжался в течение V–VI вв. Этот кризис был связан, как это ни прискорбно, с нестроениями в Церкви, произошедшими из-за так называемых христологических споров, которые разделили христианский мир на три враждующие части. Эти три ветви древнего христианства, которые в нашей традиции называются православием, монофизитством (или, как сейчас говорят для политкорректности, «миафизитством») и несторианством (современная Ассирийская Церковь Востока) , до сих пор существуют и имеют многовековую тысячелетнюю христианскую традицию, в которой нашлось место не только взаимной догматической полемике, но и аскетическим подвигам, и мужественному исповедничеству перед лицом мусульман. В западной науке все эти три группы Церквей именуются «православными» («ортодоксальными») , с разделением на ... далее ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословию, Часть 5 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 4 Часть 5 Часть 6 ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. ИСТОРИЯ Восточное православие, прослеживающее свои истоки от самого начала христианства, – одна из трех главных сил в христианстве, наряду с католичеством и протестантизмом. Со времени раскола 1054 г. Восточное православие, сконцентрированное главным образом на Балканах, Ближнем Востоке и в России, подвергалось жесткому давлению со стороны различных этнических, политических, социальных и антирелигиозных сил. Несмотря на такое давление, которого не испытали церкви Запада, Восточное православие не только выжило, но и по временам расцветало. На протяжении Средних веков и вплоть до Нового времени христианская Церковь на Ближнем Востоке, на Балканах и в Восточной Европе в своем историческом развитии продолжала сохранять отличие как от мира латинского Запада, так и от древних монофизитских (подчеркивающих божественную природу Христа) и несторианских (подчеркивающих человеческую природу Христа) церквей Востока, не принявших решений Халкидонского собора 451 г. Держась веры семи Вселенских соборов (325–787) , она всегда определяла себя как «Православную» Церковь – в отличие от западного римского католицизма и восточных нехалкидонских ... далее ...
Православная Церковь, Часть 1 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... с суши и с моря. Уступая врагам в численности более чем в 20 раз, византийцы героически держали оборону долгих семь недель. Но положение было безнадежным. Рано утром 29 мая состоялась последняя христианская служба в соборе св. Софии. То была совместная служба православных и римо-католиков: в этот решающий час сторонники и противники Флорентийской унии забыли о своих разногласиях. Император после причастия покинул собор и погиб, сражаясь на стенах города. В тот же день ближе к вечеру город был взят турками, и самый прославленный храм христианского мира стал мечетью. То был конец Византийской империи. Но не конец Константинопольского патриархата и еще менее конец православия. ОБРАЩЕНИЕ СЛАВЯН Благодатная вера распространилась по всей земле и наконец достигла русского народа… Милостивый Бог, пекущийся обо всех странах, более не пренебрегает нами. То было Его желание – спасти нас и привести к разуму. Иларион, митрополит Руси (1051–1054?) Середина IX в. была для Константинополя периодом интенсивной миссионерской деятельности. Избавившись наконец от долгой иконоборческой смуты, Византийская церковь обратила свою энергию на обращение язычников-славян, живших к северу и ... далее ...
«Надо спокойно объяснять причины той или другой ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... стороны, гражданская история раскрывается по-другому, когда анализируешь ее с позиций православного церковного человека. Тем более понятны поступки людей прошлого, которые поголовно были верующими. Очень важно, что, учась в институте, я получил навыки в области методологии исследования, работы с источниками и анализа научного материала. С 2003 г. по сегодняшний день я преподаю Историю Церкви. С 2003 по 2010 преподавал Историю России и Историю Мира и Цивилизации, которая фактически явилась углубленным изучением истории Византийской империи. В чем вы видите ценность изучения истории Византийской империи для современного православного человека? Русский народ получил православие из Византии, можно сказать, в готовом виде. Вплоть до XVIII в. если в Русской Церкви возникали какие-то проблемы, мы просто отправляли послов в Константинополь и спрашивали, как поступать в таких-то и таких-то случаях. Наше богослужение сформировалось в Византии, каноническое право оформилось на Вселенских соборах, происходивших в Византии, великие богословы Православной Церкви с IV по XV вв. тоже жили на территории Византии. Византия оставила нам и сонм подвижников и аскетов. Византия - это ... далее ...
Власть в Византии. Цикл История Византии. Беседа ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... которая при императоре Юстиниане обретает уже свою классическую форму, концепция так называемых «двух начал». Иногда говорят «двух властей», но я хотел бы акцентировать внимание на том, что Церковь властью, в собственном смысле этого слова, в византийском представлении не обладала. Ведь власть – это нечто, связанное с насилием, с принуждением. А эта двухсоставная симфоническая модель управления обществом как раз и отделяет часть, которая связана с насилием, от части, которая связана с убеждением и основана на духовном выборе человека. Именование Res Publica – «общее дело» – сохранялось в Византийской империи до самого ее конца Византийское представление о власти, как это ни удивительно, очень демократично. Император, будучи формально монархом, то есть единовластным правителем, тем не менее, во-первых, действует именно как представитель народа, как высший магистрат республиканского в целом государства, и название Res Publica – «общее дело» – сохранялось в Византийской империи до самых последних дней ее существования – по-гречески это называлось «коина прагмата». И очень важно, что в качестве именно вождя народа император мог претендовать на верховную власть. Стержень ... далее ...
Статья. Афонский исихазм в полемике ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... 8. Безбрачие представлялось как нарушение установленного естественного божественного порядка, а авторитет Писания фактически приравнивался к значению книг древнегреческих (и вообще дохристианских) авторов. Главной мишенью своей критики просветители сделали монастыри, которые всегда были оплотами церковной традиции. Степень неприятия монашества разнилась от сочинения к сочинению, но некоторые авторы доходили до того, что обвиняли «недостойных и безгамотных монахов» 9в том, что «они были худшими тиранами чем турки» 10, «пили невинную кровь несчастного народа» 11 и даже были повины в гибели Византийской империи 12. Несовместимость церковного предания с просветительской идеологией проявилась в сочинениях «патриарха» новогреческого Просвещения А. Кораиса. Воспитанный в Европе, он не принимал и не хотел понимать традицию. Для него было непонятно решительно все: почитание мощей, феномен юродивых и столпников, «умное делание» исихастов, длинные службы, да и само назначение монашества. Кораис полагал, что именно монахи исказили христианство, отдалив его от Евангельского учения. К середине XVIII в. начинается проникновение идей европейского Просвещения на православный Восток. Если на ... далее ...
Как же Бог творил мир? О роли логосов, ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... слова “И сказал Бог " , указывающие на участие в создании мира второй Ипостаси Бога – Слова Божия (Логоса) . Каким образом проявляется это участие, раскрыто в учении преподобного Максима Исповедника, по которому Слово Божие – Логос – « порождает» несотворенные замыслы-логосы [III] всех тварных вещей мира (логосы тварного естества) [5]. Преп. Максим Исповедник (580 — 662 гг.) – выдающийся византийский богослов [IV] и философ, возможно, самый сильный после Оригена [V] христианский ум на Востоке. Известен как защитник догмата о двух природных волях во Христе. Дело в том, что в VII веке в Византийской империи [VI] с новой силой стала распространяться монофизитская ересь. Император Ираклий вступил в спор между православными и еретиками и еще больше запутал его. Желая примирить монофизитов с православными, он по совету Константинопольского Патриарха Сергия издал в 630 году повеление (Типос веры) признавать во Христе при двух естествах одну – Божественную – волю, отрицая человеческую. Эта монофелитская ересь произвела сильное волнение. После издания еретического Типоса преподобный Максим оставил должность секретаря императора Ираклия, постригся в монахи и стал исповедником ... далее ...
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота: к проблеме ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... вообще старается представить более или менее подробную картину и обстоятельства известного события» [Голубцов, 1917: 258]. «Ориентация на поствизантийское искусство» [Православная энциклопедия XVIII: 629-631]. Поэтому представляется неправомерным использование «Ерминии» в качестве справочника сюжетов композиций «просто» православного искусства, и тем более для древней византийской иконописи. Созданная в период турецкого владычества, она является памятником состояния христианского общества в определенный момент времени и отражает различные процессы в нем, явления упадка после уничтожения Византийской империи, выразившиеся в стиле изображений, а также разнородные влияния на него как западной культуры, так и античной. Что также является важным в русле нашего исследования, образ Анастасис не находится в центре внимания автора. Он упомянут в числе почти полутысячи рассмотренных образов, и объем сведений о нем не превышает средний объем сведений о любом другом образе. Кроме того, Пасха и относящаяся к ней икона никак не выделена – она просто упомянута в череде других образов. Описание Сошествия и Воскресения в «Ерминии» Приведем описание [5] интересующих нас событий [6]: «97. ... далее ...
Лекция.Александр Дугин: Политическая философия ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... который выполняет политическое указание начальника, выполняет религиозный долг. Когда Церковь становится неотделенной от государства, государство само становится частью Церкви. Поэтому политические решения и политические институты не являются просто рациональными механизмами, - они становятся нравственными сотериологическими инструментами. Человек, правящий хорошо, и человек, правящий плохо, не просто сдает технический экзамен, - он грешит или делает добро. На востоке Римской империи идея святой политики сохраняется в своем первоначальном виде. На западе уже начиная с первых веков Византийской империи происходит автономизация западных земель, отделение их от столицы империи и постепенный захват языческими народами этих территорий. Западная Римская империя начинает дрожать и разлагаться под ударами варваров. Варвары устанавливают там совершенно другую политическую систему. Их главное отличие в том, что они строят не империю, а языческие германские государства. В каждой части фрагментированной Западной Римской империи появляются свои короли - по принципу организации дохристианских обществ. Здесь нет императора. Все эти народы номинально признают именно ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Византийской империи
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"