Византийской империи



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Византия не виновата | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... апреля 2013 г. «Византийские порядки», — вздыхают некоторые либералы, сталкиваясь с российским хаосом. Бюрократия, воровство, бесправие и обскурантизм — всему виной Православие и Византия! Эта тема не нова, но по-прежнему актуальна. Вспомним хотя бы высказывание В. В Познера о том, что «одна из величайших трагедий для России — принятие Православия», помешавшего нам развиваться наравне с «цивилизованной» Европой. Действительно ли все дело в Православии? Не стоит пенять на Византию, просто мы плохо учились — считает доктор филологических наук славист Виктор ЖИВОВ. По следам Гиббона Сталкиваясь в литературе XIX века с негативными оценками византийского влияния, мы должны отдавать себе отчет в том, что писатели того времени очень плохо себе представляли Византию. Основным источником для них была книга Эдварда Гиббона, в который он очень негативно описывал византийскую культуру. Гиббон был умным человеком, крупным ученым, но у него были свои представления о Византии: развратные нравы, излишняя религиозность. И когда Чаадаев говорит в своем «Первом философическом письме»: «По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной ... далее ...
История Византийской империи. Императоры Маркиан, ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Маркиан, Лев I, Зинон, Анастасий Лекция, прочитанная в Сретенской духовной семинарии в рамках курса византологии Икона Свв. Отцов Халкидонского Собора Сегодня мы начинаем разговор о той эпохе в жизни Византийской империи, когда она, справившись с военной угрозой варваров, вступает в новую полосу испытаний, окончившуюся для государства достаточно трагично — полосу внутреннего кризиса, который продолжался в течение V–VI вв. Этот кризис был связан, как это ни прискорбно, с нестроениями в Церкви, произошедшими из-за так называемых христологических споров, которые разделили христианский мир на три враждующие части. Эти три ветви древнего христианства, которые в нашей традиции называются православием, монофизитством (или, как сейчас говорят для политкорректности, «миафизитством») и несторианством (современная Ассирийская Церковь Востока) , до сих пор существуют и имеют многовековую тысячелетнюю христианскую традицию, в которой нашлось место не только взаимной догматической полемике, но и аскетическим подвигам, и мужественному исповедничеству перед лицом мусульман. В западной науке все эти три группы Церквей именуются «православными» («ортодоксальными») , с разделением на ... далее ...
Пасхальная тайна: Статьи по богословию, Часть 5 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 4 Часть 5 Часть 6 ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. ИСТОРИЯ Восточное православие, прослеживающее свои истоки от самого начала христианства, – одна из трех главных сил в христианстве, наряду с католичеством и протестантизмом. Со времени раскола 1054 г. Восточное православие, сконцентрированное главным образом на Балканах, Ближнем Востоке и в России, подвергалось жесткому давлению со стороны различных этнических, политических, социальных и антирелигиозных сил. Несмотря на такое давление, которого не испытали церкви Запада, Восточное православие не только выжило, но и по временам расцветало. На протяжении Средних веков и вплоть до Нового времени христианская Церковь на Ближнем Востоке, на Балканах и в Восточной Европе в своем историческом развитии продолжала сохранять отличие как от мира латинского Запада, так и от древних монофизитских (подчеркивающих божественную природу Христа) и несторианских (подчеркивающих человеческую природу Христа) церквей Востока, не принявших решений Халкидонского собора 451 г. Держась веры семи Вселенских соборов (325–787) , она всегда определяла себя как «Православную» Церковь – в отличие от западного римского католицизма и восточных нехалкидонских ... далее ...
Православная Церковь, Часть 1 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... с суши и с моря. Уступая врагам в численности более чем в 20 раз, византийцы героически держали оборону долгих семь недель. Но положение было безнадежным. Рано утром 29 мая состоялась последняя христианская служба в соборе св. Софии. То была совместная служба православных и римо-католиков: в этот решающий час сторонники и противники Флорентийской унии забыли о своих разногласиях. Император после причастия покинул собор и погиб, сражаясь на стенах города. В тот же день ближе к вечеру город был взят турками, и самый прославленный храм христианского мира стал мечетью. То был конец Византийской империи. Но не конец Константинопольского патриархата и еще менее конец православия. ОБРАЩЕНИЕ СЛАВЯН Благодатная вера распространилась по всей земле и наконец достигла русского народа… Милостивый Бог, пекущийся обо всех странах, более не пренебрегает нами. То было Его желание – спасти нас и привести к разуму. Иларион, митрополит Руси (1051–1054?) Середина IX в. была для Константинополя периодом интенсивной миссионерской деятельности. Избавившись наконец от долгой иконоборческой смуты, Византийская церковь обратила свою энергию на обращение язычников-славян, живших к северу и ... далее ...
Власть в Византии. Цикл История Византии. Беседа ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... которая при императоре Юстиниане обретает уже свою классическую форму, концепция так называемых «двух начал». Иногда говорят «двух властей», но я хотел бы акцентировать внимание на том, что Церковь властью, в собственном смысле этого слова, в византийском представлении не обладала. Ведь власть – это нечто, связанное с насилием, с принуждением. А эта двухсоставная симфоническая модель управления обществом как раз и отделяет часть, которая связана с насилием, от части, которая связана с убеждением и основана на духовном выборе человека. Именование Res Publica – «общее дело» – сохранялось в Византийской империи до самого ее конца Византийское представление о власти, как это ни удивительно, очень демократично. Император, будучи формально монархом, то есть единовластным правителем, тем не менее, во-первых, действует именно как представитель народа, как высший магистрат республиканского в целом государства, и название Res Publica – «общее дело» – сохранялось в Византийской империи до самых последних дней ее существования – по-гречески это называлось «коина прагмата». И очень важно, что в качестве именно вождя народа император мог претендовать на верховную власть. Стержень ... далее ...
Статья. Афонский исихазм в полемике ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... 8. Безбрачие представлялось как нарушение установленного естественного божественного порядка, а авторитет Писания фактически приравнивался к значению книг древнегреческих (и вообще дохристианских) авторов. Главной мишенью своей критики просветители сделали монастыри, которые всегда были оплотами церковной традиции. Степень неприятия монашества разнилась от сочинения к сочинению, но некоторые авторы доходили до того, что обвиняли «недостойных и безгамотных монахов» 9в том, что «они были худшими тиранами чем турки» 10, «пили невинную кровь несчастного народа» 11 и даже были повины в гибели Византийской империи 12. Несовместимость церковного предания с просветительской идеологией проявилась в сочинениях «патриарха» новогреческого Просвещения А. Кораиса. Воспитанный в Европе, он не принимал и не хотел понимать традицию. Для него было непонятно решительно все: почитание мощей, феномен юродивых и столпников, «умное делание» исихастов, длинные службы, да и само назначение монашества. Кораис полагал, что именно монахи исказили христианство, отдалив его от Евангельского учения. К середине XVIII в. начинается проникновение идей европейского Просвещения на православный Восток. Если на ... далее ...
Как же Бог творил мир? О роли логосов, ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... слова “И сказал Бог " , указывающие на участие в создании мира второй Ипостаси Бога – Слова Божия (Логоса) . Каким образом проявляется это участие, раскрыто в учении преподобного Максима Исповедника, по которому Слово Божие – Логос – « порождает» несотворенные замыслы-логосы [III] всех тварных вещей мира (логосы тварного естества) [5]. Преп. Максим Исповедник (580 — 662 гг.) – выдающийся византийский богослов [IV] и философ, возможно, самый сильный после Оригена [V] христианский ум на Востоке. Известен как защитник догмата о двух природных волях во Христе. Дело в том, что в VII веке в Византийской империи [VI] с новой силой стала распространяться монофизитская ересь. Император Ираклий вступил в спор между православными и еретиками и еще больше запутал его. Желая примирить монофизитов с православными, он по совету Константинопольского Патриарха Сергия издал в 630 году повеление (Типос веры) признавать во Христе при двух естествах одну – Божественную – волю, отрицая человеческую. Эта монофелитская ересь произвела сильное волнение. После издания еретического Типоса преподобный Максим оставил должность секретаря императора Ираклия, постригся в монахи и стал исповедником ... далее ...
Ерминия Дионисия Фурноаграфиота: к проблеме ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... вообще старается представить более или менее подробную картину и обстоятельства известного события» [Голубцов, 1917: 258]. «Ориентация на поствизантийское искусство» [Православная энциклопедия XVIII: 629-631]. Поэтому представляется неправомерным использование «Ерминии» в качестве справочника сюжетов композиций «просто» православного искусства, и тем более для древней византийской иконописи. Созданная в период турецкого владычества, она является памятником состояния христианского общества в определенный момент времени и отражает различные процессы в нем, явления упадка после уничтожения Византийской империи, выразившиеся в стиле изображений, а также разнородные влияния на него как западной культуры, так и античной. Что также является важным в русле нашего исследования, образ Анастасис не находится в центре внимания автора. Он упомянут в числе почти полутысячи рассмотренных образов, и объем сведений о нем не превышает средний объем сведений о любом другом образе. Кроме того, Пасха и относящаяся к ней икона никак не выделена – она просто упомянута в череде других образов. Описание Сошествия и Воскресения в «Ерминии» Приведем описание [5] интересующих нас событий [6]: «97. ... далее ...
Лекция.Александр Дугин: Политическая философия ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... который выполняет политическое указание начальника, выполняет религиозный долг. Когда Церковь становится неотделенной от государства, государство само становится частью Церкви. Поэтому политические решения и политические институты не являются просто рациональными механизмами, - они становятся нравственными сотериологическими инструментами. Человек, правящий хорошо, и человек, правящий плохо, не просто сдает технический экзамен, - он грешит или делает добро. На востоке Римской империи идея святой политики сохраняется в своем первоначальном виде. На западе уже начиная с первых веков Византийской империи происходит автономизация западных земель, отделение их от столицы империи и постепенный захват языческими народами этих территорий. Западная Римская империя начинает дрожать и разлагаться под ударами варваров. Варвары устанавливают там совершенно другую политическую систему. Их главное отличие в том, что они строят не империю, а языческие германские государства. В каждой части фрагментированной Западной Римской империи появляются свои короли - по принципу организации дохристианских обществ. Здесь нет императора. Все эти народы номинально признают именно ... далее ...
Верования, обычаи и обряды тюрок VII-XII веков, ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... . В этой зоне сохранились некрополи, подтверждающие принятие предками туркмен, казахов и киргизов несторианства, которое среди них проповедовали сирийские миссионеры. [8] Те же, что ушли в Переднюю Азию, а это были сельджуки, приняли ислам. Иными словами, вопрос религиозной принадлежности не являлся для тюрок самоцелью, а зависел от конкретных политических потребностей их руководящей верхушки. Отметим также, что когда тюрки стали известны на исторической арене в IV веке, они вскоре же появились в Передней Азии как участники походов на западном направлении, а также как наёмники в армиях Византийской империи и Арабского халифата. [9] Так, греческие источники отмечают тюркские по происхождению знатные роды в Византии Алакасеи, Аксухи, Аплесфары, Аспиеты, Камицы, Караджи, Карамалы, Маниаки, Тарханиоты, Татикии, Ураны, Хасаны, Циты. [10] В Арабском халифате были тюркские военачальники и тюркская армия. [11] Их наследниками в Малой Азии стали сельджуки, создавшие здесь султанат ( 1077-1307 годы ) , со столицей в Конье. Тотем «gök böri» и термин «gоš! » С доисламскими воззрениями тюрок связано также представление об их предке-родоначальнике, которому отводится важное место в ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Византийской империи
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"