К., Л. и Л. е. возникла на занятых немцами землях Польши после возвращения 23 сент. 1940 г. на должность предстоятеля Польской Церкви митр. Дионисия (Валединского), к-рого гестапо осенью 1939 г. отстранило от управления. Восстановление его на митрополичьей кафедре стало результатом переговоров представителей немецкой власти c деятелями базировавшегося в Кракове Украинского центрального комитета (УЦК) во главе с В. М. Кубийовичем, проходивших в июле 1940 г. В переговорах помимо греко-католика Кубийовича приняли участие православные политические лидеры: председатель объединения украинских православных мирян проф. И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ) и премьер-министр правительства Украинской народной республики (УНР) в изгнании, глава Украинского юридического бюро А. Н. Ливицкий. Представители УЦК резко негативно относились к временному окормлению православных приходов с большинством украиноязычного населения Берлинским и Германским архиеп. Серафимом (Ляде) - русскоязычным немцем, членом Синода РПЦЗ. Укр. общественные деятели выступали за выделение из Варшавской митрополии в отдельные епархии всех территорий, где среди православных преобладали украинцы. Для утверждения митр. Дионисия в качестве предстоятеля «Автокефальной православной Церкви в Генеральной губернии» нем. власти выдвинули следующие условия: хиротония 2 епископов укр. происхождения, новое разделение епархий. 30 сент. 1940 г. Собор епископов Генерал-губернаторства принял постановление о создании на территории Генерал-губернаторства 3 епархий: Варшавско-Радомской (в границах Варшавского и Радомского дистриктов), Холмско-Подляшской (в пределах Люблинского дистрикта) и Краковско-Лемковской (в рамках Краковского дистрикта). На Холмскую кафедру был избран ближайший соратник Кубийовича глава существовавшей в Варшаве в 1939-1940 гг. Украинской национальной церковной рады проф. Огиенко, на Краковскую - архим. Палладий (Видыбида-Руденко), бывш. протоиерей, принявший в 1936 г. монашество. Будучи мирянином, Видыбида-Руденко в 1918-1919 гг. занимал должность министра финансов в правительстве УНР, затем был тесно связан с правительством УНР в изгнании.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Яблочинский Онуфриевский мон-рь. Фотография. 2011 г. Яблочинский Онуфриевский мон-рь. Фотография. 2011 г. Вместо Холмской епархии с сент. 1945 по июль 1946 г. существовала преобразованная из вик-ства самостоятельная кафедра с центром в Люблине, к-рой управлял Люблинский еп. Тимофей в статусе правящего архиерея. В ведении последнего кроме Холмщины и Подляшья находилась бывш. Белостокская обл. Белорусской ССР, перешедшая в авг. 1945 г. в состав Польши. В сент. 1945 г. еп. Тимофей обратился в Департамент исповеданий при правительстве Польши с просьбой сохранить правосл. приходы в Люблине, Хелме, Хрубешуве, Бяла-Подляске, Влодаве и Тересполе, а также Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь в с. Яблочино (ныне Яблечна Бяльского повята) «для успокоения религиозных нужд поляков православного вероисповедания». 29 дек. 1945 г. директор департамента исповеданий Я. Демьянчук одобрил просьбу. К июлю 1946 г. в Люблинской епархии имелось 3 благочиннических округа. Властями были утверждены благочинные: Люблинского округа - прот. Алексий Баранов, Влодавско-Коденского округа - прот. Алексий Ушаков, Бяла-Подлясского округа - прот. Александр Биронт. 15 июля 1946 г. Собор епископов ППЦ принял решение об упразднении епископских кафедр в Люблине и Кракове. Люблинский еп. Тимофей был переведен на новообразованную Белостокскую и Бельскую епархию, а бывший митр. Холмский Иларион (Огиенко) и архиеп. Краковско-Лемковский Палладий (Видыбида-Руденко), эмигрировавшие на Запад, были признаны утратившими свои кафедры и исключенными из состава ППЦ. В 1946-1947 гг. польск. власти провели новую кампанию по закрытию правосл. храмов на Холмщине и в Подляшье, были арестованы наиболее активные клирики, обвиненные в сотрудничестве с Организацией украинских националистов (ОУН) или в коллаборационизме. Был заключен в концлагерь Явожно свящ. Василий Ляшенко, судимый по делу бежавшего Николая Шероцкого, благочинного Хрубешувского окр., к-рого обвинили в том, что он в 1940 г. при поддержке немцев отнял у римо-католиков и преобразовал в православный храм Николаевский собор в Хрубешуве (храм изначально являлся православным, был захвачен римо-католиками в 20-х гг. XX в.). В 1945 г. собор был снова передан римо-католикам. В 1946 г. псаломщик правосл. Космо-Дамиановского прихода в с. Колеховице Даниил Дзядко был приговорен к смертной казни, позже помилован.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

Вторым архиереем, совместно посвящённым иерархами «Священного миланского синода» и «УПЦ США и Рассеяния», был епископ Ванкуверский Варлаам Новокшонов 850 . В его рукоположении, состоявшемся 2 октября 1994 года, приняли участие митрополит Миланский Евлогий, архиепископ Детройтский Александр Быковец 851 и архиепископ Оттавский Лазарь Пухало 852 . В 1997 году епископ Варлаам, совместно с архиепископом Лазарем Пухало, вошёл в состав УПЦ КП 853 . Пребывание Лазаря и Варлаама в юрисдикции киевского патриархата не подлилось более пяти лет, поскольку в 2002 году они были приняты в состав иерархии канонической Православной Церкви Америки. Весьма примечателен тот факт, что воссоединение раскольнических иерархов состоялось с признанием их архиерейского достоинства, однако епископских кафедр они не получили и пребывают за штатом 854 . После того, как в ноябре 1990 года «митрополит Филадельфийский» Мстислав Скрыпник был провозглашён «патриархом Киевским и всея Украины», «УПЦ США и Рассеяния» вошла в состав Украинской автокефальной православной церкви. После же смерти «патриарха» Мстислава, последовавшей в 1993 году, иерархи «УПЦ США и Рассеяния» изъявили желание войти под омофор Вселенского Патриарха. В Неделю Торжества Православия 12 марта 1995 года состоялось торжественное принятие «УПЦ США и Рассеяния», возглавляемой митрополитом Иринупольским Константином (Баганом), в состав Константинопольского Патриархата на правах автономии. К этому времени «УПЦ США и Рассеяния» насчитывала около 200 храмов и 150.000 прихожан 855 . V.3.5.5. История взаимоотношений «Священного миланского синода» с «Украинской автокефальной православной церковью в изгании» «Украинская автокефальная православная церковь в изгнании», являющаяся одной из многочисленных украинских раскольнических юрисдикций, была основана в США в 1954 году архиепископом Палладием (Видыбида-Руденко) 856 , бывшим иерархом Польской Православной Церкви. В июле 1944 года архиепископ Краковский и Лемковский Палладий (Видыбида-Руденко) эмигрировал в Западную Европу и некоторое время продолжал относить себя к Польской Православной Церкви, однако в декабре 1947 года он уклонился в УАПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот факт породил новую церковную смуту. Епископат и духовенство Украинской Автономной Православной Церкви во главе с митрополитом Алексием (Громадским) отказались признавать каноничными подобные действия и новую УАПЦ(П). Отказывались вступать с ней в общение и такие видные украинские православные иерархи-автокефалисты, как архиепископ Холмский Иларион (проф. И. Огиенко) и епископ Краковский и Подляшский Палладий (Видыбида-Руденко), которые по этой причине позже и в эмиграции, в Канаде, отказались объединяться с УАПЦ(П) и искали пути сближения с Константинопольским Патриархатом. В США УАПЦ(П) объединилась с эмигрантской УАПЦ(Л) липковского архиепископа Ивана Теодоровича, который хоть сам и принял каноническое перерукоположение, но над ранее поставленными им липковскими клириками перерукоположений так и не совершал. Также на эмиграции возникла еще одна формация – «УАПЦ-Соборноправная» (УАПЦ-С), которая откололась от УАПЦ(П) и объявила о полном возврате к липковским традициям и «киевским канонам» 1921 года. В 1994-м г. эта липковская неканоническая структура во главе с архиепископом Александром (Быковец) на правах автономии вошла в состав УПЦ-КП митр. Филарета (Денисенко), привнеся в нее наследие «липковства». Наследие «липковства» перекочевало в современное украинское Православие Таким образом, как видно, наследие «липковства» не исчезло в 1930-е гг. и в ходе неоднократных трансформаций перекочевало в современное украинское Православие как в диаспоре, так и в Украине. По сути, под внешне-обрядовым видом православной церкви в 1921-м г. была создана новая христианская деноминация, которая отчасти напоминала протестантскую. По этой причине она не была признана ни одной канонической Церковью в мире и считалась самосвятской и еретической, что и спровоцировало новые расколы в украинском Православии. «Липковство» как препятствие к объединению украинской церквей Уже упоминавшийся украинский митрополит Иларион (Огиенко) в редактируемом им в Канаде журнале «Слово Истины», размышляя над препятствиями к объединению и признанию Украинских Церквей, отмечал, что одной из серьезных проблем здесь является именно наследие «липковщины», порожденной в Украине в 1921-м г.

http://pravoslavie.ru/121776.html

На съезде С-ов заявлял: „Христос был умный человек и дал нам хорошее учение, но Он иногда и ошибался». Благодаря умелой и соорганизованной пропаганде, оба социал-революционера, явные враги Церкви, были избраны ещё и в местный Епископский Епархиальный Совет членами его, как представители от мирян, – и стали теперь во главе всего епархиального управления. Но и этого мало. Желания врагов Церкви простираются далее. 18-го июля С-ов, имея уже звание члена Епископского Совета, явился в местную Духовную Консисторию наводить справку, каким путём он мог бы быть избран делегатом на Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви. При этом он заявил: „если бы я прошёл на Собор, тогда непременно провёл бы вопрос о второбрачии духовенства». Узнав о том, что для того, чтобы быть избранным делегатом на Собор, он предварительно должен пройти выборщиком от прихода, С-ов, обрадованный, что время выборов ещё не миновало, ушёл из Консистории, чтобы начать должную предвыборную агитацию, начиная с прихода (сообщ о. Магнусов). Ставропольский миссионер – свящ. Руденко сообщил, что сектанты уже приняли участие в выборах на Всероссийский Поместный Церковный Собор. При проезде его, о. Руденко, на настоящий Миссионерский Съезд, 23 июля, ему случилось присутствовать на выборах делегатов на благочиннический съезд по выборам в Собор при церкви одного из посёлков Донской области. Сказана была им здесь речь о цели и значении предстоящего церковного Собора. И вотъ здесь, на выборах, о. Руденко было обнаружено, что среди присутствующих и принимающих участие в выборах лиц находятся и сектанты. С последними о. Руденко открыл собеседование, изобличил перед православными их лжеучение. И Бог знает: может быть это обстоятельство и предотвратило избрание в данном месте сектантов на предвыборное благочинническое собрание. В приведённых фактах нельзя не видеть нового средства сектантской и безбожной пропаганды. Сектанты стремятся всемн путями войти теперь уже в самую внутреннюю жизнь Церкви, – в её обновляемый и создаваемый на „демократических» началах строй, чтобы, конечно, внести сюда смуту и разложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

21 марта 1940 г. генерал-губернатор Франк издал статут о временном церковном управлении в Люблинском округе, первый параграф которого гласил, что православные священники округа находятся в ведении православного архиепископа Берлинского и всей Германии как местоблюстителя Автокефальной Православной Церкви в генерал-губернаторстве. Однако статут этот действовал недолго. Бежавший в Румынию епископ Гродненский Савва (Советов) обратился с жалобой к Вселенскому Патриарху Вениамину на самоуправство архиепископа Серафима, и Патриарх объявил действия архиепископа Серафима, подчинившего своей юрисдикции Автокефальную Церковь в Польше, неканоническими. Но это было еще не все. Церковная политика архиепископа Серафима вызвала спустя некоторое время неодобрение со стороны администрации генерал-губернаторства. В это время в Кракове образован был Украинский комитет, состоявший исключительно из униатов-галичан, проводивших линию митрополита Андрея Шептицкого. Под влиянием этого комитета в преддверии войны с Советским Союзом и оккупации Украины Франк взял курс на создание на территории генерал-губернаторства опорной базы по формированию православного епископата для Востока и преобразованию Православной Церкви в Украинскую. По рекомендации Украинского комитета подобраны были два кандидата на епископские кафедры из националистов-украинцев православного вероисповедания, но сочувствующих унии. Это были профессор Иван Огиенко и архимандрит Палладий Выдубида-Руденко. В прошлом Огиенко был министром исповеданий, а Выдубида-Руденко – заместителем министра финансов в правительстве Семена Петлюры. Архиепископ Серафим отказался хиротонисать этих лиц, а митрополит Дионисий готов был выполнить требование генерал-губернатора. Иоанна (Огиенко) рукоположили на Холмскую кафедру в октябре 1940 г., а Палладия (Выдубида-Руденко) – на Краковскую в феврале 1941 г. Архиепископа Серафима, по происхождению немца, активисты Украинского комитета обвинили в русофильстве и непонимании истинных интересов германского правительства на Востоке, и он вынужден был отказаться от окормления православных приходов генерал-губернаторства, передав бразды правления митрополиту Дионисию, возвратившемуся на Варшавскую кафедру 23 сентября 1940 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После указа Синода от 25 августа 1948 года и определения Синода от 16   ноября 1948 года его проповеди стали носить больше церковный характер, но он все же продолжает их читать ежедневно…». По поводу этих указов и о том, как обстоит дело проповеди, архиепископ Лука послал Патриарху Алексию отдельное письмо, высказывая свое несогласие с ограничением проповеди и просветительской деятельности Церкви. Между тем уполномоченный требовал от архиепископа, чтобы он не только свою проповедническую деятельность сократил, но и всех пастырей Крымской епархии, что явно шло в разрез с принципиальными воззрениями святителя. 23 марта 1949 года уполномоченный явился к тяжело болевшему в то время архиепископу и заявил, что священники ялтинского собора не выполняют указы Патриарха и Синода от 25 августа и 16 ноября 1948 года в отношении проповедей: священники могут говорить проповеди в воскресные и праздничные дни по толкованию и объяснению Евангелия, и их «проповеди должны носить чисто церковный характер. Но в ялтинском соборе проповеди произносятся ежедневно, да еще по два раза, во время утренней службы и вечерней. Кроме того, священником Руденко [l] два раза в неделю, по воскресеньям и четвергам, после вечерней службы проводятся беседы на “душеспасительные темы”, и эти беседы не являются ли преподаванием Закона Божия? О днях и часах бесед на входных дверях собора вывешено объявление. В притворе при входе в собор на обеих стенах висят большие плакаты с рисунками, художественно оформленными, на библейскую тему “О земной жизни Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя мира”, под каждым рисунком имеется текст, составленный священником Руденко, – по сути дела, это наглядная религиозная пропаганда...» . Выслушав уполномоченного, владыка сказал, что «проповеди произносятся ежедневно, это хорошо, так и должно быть, так как он и сам их говорит ежедневно, – с указами Синода в отношении проповедей и непреподавания Закона Божия он не согласен, о чем и писал Патриарху, что главным-то образом он и едет к Патриарху для беседы с ним по этим вопросам. Если священник Руденко проводит беседы на “душеспасительные темы” после службы – тоже неплохо, и эти беседы проводились испокон веков: он и сам, еще будучи священником в Ташкенте, такие беседы проводил, ничего в этом нет плохого...» .

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

Опубликовано: Наш современник. 2023. 5. С. 272-288. Об Игоре Яковлевиче Фроянове. Ученики, друзья, коллеги, почитатели/сост. Л.И. Фроянова и Ю.В. Кривошеев. – СПб: Скифия-принт, 2021. – 272 с. Примечание. Текст сборника доступен в «сети» – URL: (дата обращения10.01.2023) Там же. С. 218-219 (об этом факте сообщает, в частности, проф. Ю.К. Руденко на указанных страницах). Поддержим преследуемых русских патриотов – учёных Калининградского университета. Обращение участников Санкт-Петербургского Патриотического Форума//Русский Вестник. 2005. 18 октября. «Протестное мнение учёных-патриотов КГУ оставили без всякого внимания». Мнение редакции//Янтарный Край (газета, Калининград). 27.05. 2005. 44; Шульгин В.Н. 1) Может ли «Иммануил Кант» быть нашим знаменем? Нам нужно руководствоваться своей – русской – правдой//Портал «Русская линия» (27.05.2005) – URL: http://rusk.ru/st.php?idar=103275 (дата обращения 10.02.2023); 2) Новый немецкий флаг нашего университета Переименование Калининградского университета – первый шаг к утрате российского суверенитета (1.06.2005)//Там же. – URL: http://rusk.ru/st.php?idar=103290 (дата обращения 10.02.2023) С.Н. Бабурин, д.юр.н., политик; Т.В. Беликова, к.и.н.; Ю.П. Белов, публицист; Беркович Н.А., д.философ.н.; Василик В.В., д.и.н.; Л.В. Выскочков, д.и.н.; П.И. Гайденко, д.и.н.; А.Б. Головко, д.и.н.; Е.Б. Грузнова, к.и.н.; А.Х. Даудов, д.и.н.; Дегтярев А.Я., д.и.н.; С.В. Козловский, к.и.н.; Д.А. Котлярев, к.и.н.; П.П. Котов, к.и.н.; Д.М. Котышев, к.и.н.; Ю.В. Кривошеев, д.и.н.; А.Б. Мазуров, д.и.н.; А.И. Молчанов, д.и.н.; С.А. Никонов, д.и.н.; С.С. Пашин, д.и.н.; А.В. Петров, д.и.н.; П.П. Петухов, публицист; М.Ф. Полынов, д.и.н.; В.В. Пузанов, д.и.н.; Д.В. Пузанов, к.и.н.; Р.Н. Росенко, к.и.н.; Ю.К. Руденко, д.филолог.н.; И.Ю. Тюменцев, д.и.н.; М.Ф. Флоринский, д.и.н.; В.И. Фокин, д.и.н; В.Г. Халин, д.эконом.н. Ср.: Фроянов И.Я. 1) Крещение Руси (1988); 2) О Ладоге, Новгороде и Киеве (2004); 3) «Врата адовы не одолеют Церковь (2004)// Фроянов И.Я.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как радиофизик стал монахом Знакомьтесь: епископ Иоанн (Руденко) - викарий Патриарха 28.02.2018 1177 Время на чтение 4 минуты Совсем недавно он был епископом Воркутинским и Усинским, а теперь стал епископом Домодедовским, викарием Патриарха. В начале этого года владыка Иоанн (Руденко) переведён в Москву , назначен управляющим Северо-Восточным викариатством столицы и настоятелем храма Патриаршего подворья Живоначальной Троицы в Свиблове. Его путь к нынешнему служению складывался непросто. До Воркуты долгое время служил в Ивановской области. А родился и вырос в Новосибирске, там же защитил диссертацию по радиофизике, занимался наукой, преподавал. И вдруг резко изменил свою жизнь. Наука не мешала вере - Вам ведь уже было под тридцать, когда вы крестились. Что же стало толчком? - Поначалу у меня был интерес к христианству вообще. После распада СССР к нам в Новосибирск часто приезжали различные зарубежные проповедники, показывали фильмы на евангельские сюжеты. Я тогда учился в аспирантуре и одновременно немного занимался бизнесом. В середине 1990-х получил приглашение на стажировку в Америку, в провинциальный штат, и вот эта поездка произвела немалое впечатление. - Познакомились там с православными? - Нет, я ещё был далёк от участия в церковной жизни. Но меня удивило, какую роль в американской глубинке играет религиозная вера. Я увидел, как люди - при всех искажениях в их вероучении - живут активно по-христиански, поддерживают друг друга, помогают ближним, то есть ведут себя так, как заповедано в Евангелии. Это был контраст с Новосибирском, который в то время напоминал духовную пустыню. При получении визы я заполнял анкеты и в графе о вере писал «православный», хотя ещё не был крещён. Вернувшись на Родину, решил, что пора действительно стать православным. - А ваша научная работа этому способствовала? Или создавала проблемы? - Наука не мешает вере. Наоборот, преподаватели, старшие коллеги всегда нацеливали нас на то, чтобы мыслить более объёмно, не зацикливаться на узких вопросах. Когда я говорил, что хотел бы заниматься не только физикой, но и метафизикой, меня поддерживали. Вообще, вера помогает учёному. Ведь мы расширяем границы нашего познания благодаря Творцу. Я глубоко убеждён, что когда человек искренне стремится к истине, то он идёт к Богу. И если не идёт, то возникает вопрос: а насколько он стремится к истине, может, ему удобнее какие-то другие жизненные установки?

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/28/ka...

К разряду чрезвычайных можно отнести награждение саном протопресвитера. Так, в октябре 1924 года управляющий русскими православными церквами в Западной Европе митрополит Евлогий ходатайствовал о награждении благочинного русских православных церквей Юга Франции протоиерея С. Протопопова по случаю исполняющегося 50-летия служения его саном протопресвитера. В справке указывалось: Протоиерей Протопопов свыше 75 лет, имеет все духовные награды до митры включительно и ордена до Александра Невского включительно. Постановили: Согласно ходатайству Высокопреосвященного Митрополита Евлогия, в изъятие из правил, не в пример другим, наградить протоиерея С. Протопопова , по вниманию к его отлично-усердной и ревностной пятидесятилетней службе его Церкви Божией в священном сане, саном Протопресвитера, с оставлением в занимаемой должности. 1015 Архиерейский Синод был верен и в вопросе награждений исполнению правил Церкви. Причиной отказа при ходатайстве о награждении могла быть принадлежность русского священнослужителя к клиру принявшей его Поместной Церкви. 1016 Если русский священник состоял в юрисдикции другой Церкви, то непременно либо запрашивалось мнение правящего архиерея той Церкви, в чьем непосредственном ведении состоит священнослужитель, либо ходатайство, по причине пребывания клирика в другой юрисдикции, отклонялось. Например, Загребский Отдел Общества попечения о духовных нуждах православных русских в Королевстве СХС просил о поощрении состоящего на сербском приходе русского священника Александра Залеского, обслуживающего русскую колонию в Загребе: Запросить согласия сербского Епископа Горно-Карловачского Преосвященного Иллариона на награждение священника Залесского. 1017 Вследствие ходатайства Члена Архиерейского Синода Преосвященного епископа Михаила о награждении прот. Валентина Руденко палицею за труды по обслуживанию религиозно-нравственных нужд русских беженцев в Константинополе и в Сербии, Синод решил запросить согласия Преосвященного Досифея, епископа Нишского в ведении которого состоял протоиерей Руденко. 1018

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010