Но, тем не менее, исключая большие праздники — Пасху, Рождество, престольный праздник, — народу в храме на службе совсем немного. К тому же у нас не приходской храм, а больничный. Поэтому богослужения совершаются в особые установленные и удобные для всех дни —  пятница вечер и суббота утро, а после литургии мы обходим все отделения и выполняем требы по просьбам родителей: причащаем, крестим детишек. Ведь иногда даже если кто-то готовится, планирует прийти на службу, вдруг может что-то случиться – ухудшились анализы, ребенку стало плохо – и все планы рушатся моментально. И поэтому наша задача – не столько собрать людей в храме, сколько здесь, в самой больнице дать им возможность приобрести то, чего просит сердце, душа: духовную поддержку, участие в таинствах. При этом у нас нет такой задачи, чтобы воспитать отношение к Причастию, как к чудесной таблетке. Мы стараемся объяснить зачем нужны таинства, какой смысл имеют.   Слава Богу, медицина не стоит на месте, и наш центр — ведущий в России по оказанию помощи детям с онкологическими заболеваниями. Поэтому у священника здесь не так много времени на общение с прихожанами, на то, чтобы помочь людям выстроить духовную жизнь – люди приезжают и уезжают, меняются. Но именно в силу скорбных обстоятельств, из-за которых семьи приезжают сюда, люди скорее открывают свою душу.   Бывает, кстати, что родители венчаются в больничном храме. Люди ведь часто ищут причину, почему ребенок заболел. Человек начинает внутри себя разбираться и выправлять то, на что, может быть, раньше он не обращал внимание. Когда перед взором открывается вечность, хочется, наверно, всё сделать правильно, и жизнь свою тоже построить правильно – по-человечески и по-христиански. Также, для того, чтобы приблизить богослужение к людям, в храме установлены видеокамеры, микрофон, и в каждой палате есть интернет-видеотрансляция богослужения. Недавно, например, мы венчали одну пару — родителей 13-ти летней пациентки больницы. Девочка очень хотела быть на венчании родителей, но из-за анализов не смогла выйти из палаты. И вот, после венчания, когда мы уже служили благодарственный молебен, я говорю родителям: «А теперь давайте обернёмся и помашем Маше». Мы помахали в камеру, а она за нами наблюдала из палаты. Когда к ней пришли родители, она рассказывала, как смотрела венчание, и какие они были красивые.

http://pravmir.ru/glavnoe-chudo-chelovek...

Шанцев, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.К. Слиска, директор Российского федерального ядерного центра В.Е. Костюков. Визит продолжился посещением города Арзамаса, где Святейший Владыка провел встречу с участниками Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа. Затем Патриарх прибыл в Нижний Новгород и посетил Вознесенский Печерский мужской монастырь. 11 сентября 2009 года, в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном Спасском Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода. После совершения Божественной литургии и заупокойной литии по митрополиту Николаю (Кутепову) Святейший Владыка возглавил торжественную церемонию открытия памятника нижегородцам-ликвидаторам аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В этот же день Его Святейшество посетил нижегородский кремль, возложил цветы к памятнику основателям Нижнего Новгорода святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу и святому Симону Суздальскому, побывал в Архангельском соборе нижегородского кремля, где возложил цветы и совершил литию у гробницы Кузьмы Минина. Вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с молодежью Нижегородской области. 12 сентября 2009 года Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение соборного храма Феодоровского монастыря в городе Городце Нижегородской области и Божественную литургию в новоосвященном соборе. На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Г.А. Рапота, министр юстиции Российской Федерации А.В. Коновалов, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, председатель Российского фонда культуры Н.С. Михалков. Многочисленные верующие участвовали в богослужении, находясь на площади, куда была проведена видеотрансляция. После богослужения Святейший Владыка осмотрел экспозицию, посвященную планам развития Городецкого монастыря и гуманитарного миссионерского центра.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209724...

Высота храма 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения резьбы изготовлены 29 000 деталей общим объемом 910 куб. м. Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей из камня объемом 230 куб. м. Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Нижний храм нового собора посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре расположен баптистерий купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Вокруг купели будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся к крещению. На двух этажах в нижней, стилобатной части откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы. Общая площадь фресок собора 6530 кв. м. Специально для храма написано 47 икон, большая часть из которых  в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты. Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек. Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/4906776.ht...

Давайте честно, сейчас православные христиане переживают определенный кризис, ведь многие люди на Страстной седмице, на Пасху, на Радоницу оказались в своих домах без возможности посетить храм. И Церковь стала провозглашать то, что раньше бы никому в голову не пришло. Вдруг сам Святейший Патриарх говорит: «Сидите дома, уподобляйтесь преподобной Марии Египетской, не выходите. Благословляю священнослужителей совершать богослужения без прихожан». Перед многими клириками встал вопрос, ведь цель литургии — это не хлеб и вино сделать Телом и Кровью Христовыми. Это ошибка так думать. Нет, Христос пришел спасти не хлеб и вино, Бог стал человеком, чтобы спасти людей. Значит, цель литургии — чтобы люди стали Телом и Кровью Христовыми, а хлеб и вино — это лишь та материя, которую Бог использует для достижения Своей главной цели. Сначала хлеб и вино перелагаются в Его Тело и Кровь, а потом происходит Причастие, не менее важный момент — когда люди через этот хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. И если нет людей, ради которых я совершаю службу, если нет ни одного причастника, перед священником встает вопрос: для кого я литургию служил? Поэтому для священников это определенная мука. Отчасти, может быть, это компенсируется видеотрансляциями. Я понимаю, что у меня храм пустой, но знаю, что мои прихожане молитвенно со мной. Но и у мирян, и у священников встает вопрос: этот ритуал, который я совершаю и транслирую или который смотрю через интернет или по телевизору, — то ли, что Бог ждет от нас?  С другой стороны, что такое ритуал? Ритуал — это то, чем очень часто мы закрываем искренность. Ритуал от начала до конца правильный, не придерешься, но на каком-то этапе я этой правильностью, как щитом, закрываю себя настоящего. Не об этом ли сказано в 1-м стихе 12-й главы Евангелия от Луки: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, которая есть лицемерие». Напомню, лицемерие — это ношение маски, попытка выглядеть не тем, какой я есть на самом деле. В ритуале мы максимально правильные, но при этом он не отображает то, что есть на самом деле. Ритуалы возникают неизбежно, когда люди что-то делают регулярно. 

http://pravmir.ru/skazhi-chto-ty-zlishsy...

Иеромонах Никон (Белавенец): Знаете, к сожалению, с 90-х годов мы очень погнались за количеством, Мы себя сами оправдывали: «Вот, я занимаюсь важнейшим церковным делом! Ну да, не домолился! Ну, да, не допостился...» А если это мирян касается: «Ну, да, опоздал на Литургию...» Я как иподиакон не мог опоздать на Литургию, потому что это было смерти подобно: я должен был приходить за час до службы. Мне вспоминается 1990 год, храм Воскресения Словущего: приехал протопресвитер отец Александр Киселев из Зарубежной Церкви. И стоит скромно в сторонке: не было тогда евхаристических отношений между нами, он не мог служить. Стоял, молился тихонечко... Я до сих пор помню: Владыка меня подзывает и говорит: «Смотри, как молится настоящий русский священник!» У Владыки все было до мелочей цельно. Причем я не говорю, что это был какой-то лубочный персонаж: у него тоже были какие-то свои слабости, ну «несть человека без греха», это был живой человек. Но в основе его души лежала глубокая вера. Вся его жизнь была подчинена этому, как он часто говорил: «Я все время пытался понять Промысл Божий обо мне и научиться следовать ему!» Например, Богослужение... Ну, что, скажете особенного: у нас сейчас самые сакральные моменты показывают по телевизору в видеотрансляциях! А Владыка к каждому слову Богослужения относился с благоговением. Он очень жестко пресекал практику прерывания молитвы: когда после запричастного стиха в храме читаются молитвы ко Причащению. И вот, открываются царские врата, и чтец обрывает молитву на полуслове. Говорит «Аминь». Владыка Питирим просто не переносил этого! Он говорил: «Молитва – это беседа с Богом, это обращение к Богу. Вы приходите к самому ничтожному начальнику – попробуйте посреди беседы отвернуться и сказать: «До свидания!» Вы же не посмеете так сделать? А почему к Богу относитесь так?!» Это то, что очень сильно отличало старшее поколение духовенства. А мы, к сожалению, немножечко расслабились, и дай Бог нам взять себя в руки и привести себя – хотя бы попытаться прмвести себя – в минимальный хотя бы духовный порядок!

http://radonezh.ru/2023/11/04/serezha-ty...

Приветствуя насельников монастыря и богомольцев, во множестве прибывших на Валдай в эти дни, Святейший, в том числе, выразил слова благодарности в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, который был инициатором работ по восстановлению монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел корпус наместнических келий и церковь Богоявления с трапезной палатой. По выходе из трапезного храма состоялось общение Его Святейшества с насельниками Валдайского Иверского монастыря. Затем Святейший Владыка направился в Великий Новгород, где принял участие в торжественном приеме у губернатора Новгородской области и был на концерте, посвященном 1150-летию города. Перед концертом Патриарх обратился к собравшимся с приветствием. Вечером 19 сентября Святейший прибыл в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь. В главном соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам преподобного Варлаама Хутынского. 20 сентября Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Софийском соборе Великого Новгорода. Его Святейшеству сослужили архиепископы Новгородский и Старорусский Лев, Тверской и Кашинский Виктор; епископы Гатчинский Амвросий, Петергофский Маркелл, Солнечногорский Сергий, Выборгский Назарий. На Софийской площади для тех, кто не смог попасть на Патриаршее богослужение, была организована видеотрансляция. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил крестный ход, который прошел от собора Святой Софии к монументу «Тысячелетие России». На площади перед памятником Предстоятель Русской Церкви совершил молебен, после которого обратился со словом к многочисленным богомольцам. Благословляя людей и беседуя с ними, Святейший Владыка прошел от монумента к Воскресенским вратам кремля, где и завершилась богослужебная часть юбилейных торжеств. 23 сентября начался Первосвятительский визит в Курскую и Рыльскую епархию. В аэропорту Курска Предстоятеля Русской Православной Церкви и членов сопровождающей его делегации встречали архиепископ Курский и Рыльский Герман с сонмом духовенства, а также председатель Попечительского совета по восстановлению Курской Коренной пустыни, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209724...

Но я не об этом хочу сказать. С ребенком маленьким, чтобы ему было в радость, мы приходим к «Милости мира». А что делать со старшими, которым 15, 12 и 9? Им нельзя приходить так поздно на литургию, это воспитывает в них пренебрежение. Как мама может их отправить отдельно? Автобус, метро с пересадкой? Папа с ними поехал, мама позже — это все сложно логистически. И мы реализовали мою давнюю идею — сделали под храмом комнату родителя и ребенка, куда проведена аудиотрансляция богослужения и скоро будет видеотрансляция. Там есть большой общий манеж с мягким полом и большим количеством мягких игрушек. Есть маленький закуточек за занавеской с пеленальным столом, там можно покормить. Есть маленькие столы пластиковые икеевские, где разложены бумага и фломастеры. И вот, мама с двумя младшими внизу, папа со старшими наверху в храме, они исповедуются, меняются. Это не комната, куда можно сдать ребенка аниматору. Там горят свечи и есть иконы. Мы этого требуем, потому что дети расслабляются, и важно, чтобы они понимали, что это храм. При этом малыши никому не мешают, и им не в тягость. Есть десятки детей, которых насильно приводили на все богослужение. Почти все они уходили из Церкви на моих глазах К сожалению, есть десятки и десятки детей, которых насильно приводили на все богослужение. Почти все они уходили из Церкви на моих глазах. Я наелся этих историй. Родители говорили: будем водить, из него вырастет Сергий Радонежский. А он не вырос. Да, есть молодой человек, которого я когда-то крестил, и он вырос с любовью к богослужению, но это исключение. А такое отдельное помещение в храме, которое тоже храм, позволяет детям не мешать остальным, не бегать, не сбивать подсвечники. Оно помогает решить проблему прихода в храм многодетной семьи с большой разницей в возрасте. Что вы, Анна, думаете по этому поводу? Анна Сапрыкина: — Слава Богу, это есть, и не только у вас, но, к сожалению, не везде. Иногда просто архитектура храма этого не позволяет, нет никаких помещений в принципе. Иногда делают в домике при церкви что-то такое детское, но тоже далеко не всегда. И это огромная проблема, и повод на этапе проектирования заложить такое помещение. Нас вряд ли кто-то серьезный слышит, но вдруг... Это очень важно понимать.

http://pravoslavie.ru/154664.html

406), мы сделали замечание, что с этим мнением нашего историка нельзя согласиться (Современн. богослужен. на православн. востоке. Киев. в. 1, стр. 114, прим. 1). Теперь в капитальном труде о святогорском искусстве приват-доцента Лейпциг­ского университета Г. Брокгауза под заглавием: «Die Kunst in den Athos-Klöstern», Leipz. 1891, мы находим полное подтверждение нашей мысли. Из этой книги видно, что храмы святогорские, по обычаю православного востока, всегда расписывались религиозной живописью. Расписывались эти храмы и в 1312 г. (один из параклисов Ватопедского монастыря), и в 1360 г. (параклис св. Николая в лавре св. Афанасия), и в 1425 г. (параклис св. великомученика Георгия в обители св. Павла), и в 1512 г. (в Карейском соборе) – (Brockhaus. S. 273–277). Сличая, далее, «зографическую летопись» преосв. Порфирия с подобною летописью, составлен­ною Генрихом Брокгаузом, который некоторые надписи афонских храмов воспроизводит в своей книге с дипломатическою точностью и даже Факсимиле, мы видим, что «летопись» нашего историка страдает большими хронологическими погрешностями. Так, например, роспись параклиса св. Николая в лавре св. Афанасия г. Брокгауз относит к 1360=6868 году (S. 274), а преосв. Порфирий к 1580–7868 году (стр. 408; ср. Перв. путеш. в афон. мон., ч. I, отд. II, стр. 207), роспись параклиса св. Георгия в Святопавловском монастыре к 1425=6933 году (S. 275), а преосв. Порфирии к 1393 году (стр. 406), роспись Кутлумушскаго монастыря к 1540=7040 году, преосв. Порфирий же на целое сто­летие позже – к 1640 году (стр. 409), чем самого себя поставил в большое затруднение, когда ему пришлось говорить о времени построения этого монастыря (Перв. путешеств., ч. II, стр. 190–191), роспись Дионисиатскаго монастыря Брокгауз датирует 1547=7055 годом (S. 284), а преосв. Порфирий относит ее к 1647 г. (стр. 410), хотя год от сотво­рения мира читаем в надписи тот же самый 7055 (Перв. путешеств., ч. I, отд. II, стр. 92) и т. д. Таких погрешностей немало и в других датах, и произошли они или от неправильного и поспешного чтения надписей, или, как, например, в первом и последнем случаях, от неправильного перевода летосчисления от сотворения мира на летосчисле­ние от Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

«Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Этот последний стих повторяется трижды как бы в ознаменование того, что мы обращаемся с своим славословием и молитвой ко всем трем лицам пресвятой Троицы и что наше славословие и молитвы искренни и решительны. В следующих затем стихах выражается причина, почему именно мы к Господу обращаемся и прибегаем с нашей молитвой и славословием. Причина этому та, – что Господь всегда был и есть наше прибежище, что нам не к кому другому больше обращаться с молитвой; что ежели и грешим мы, то перед Ним же грешим; что Он Бог наш, что Он один – источник вечной жизни, источник света и блаженства. Господи, говорим мы в нашей молитве, Господи, – «прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох; – научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой; яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!» И вся эта торжественно-молитвенная и хвалебная песнь, чудно и превосходно сложенная из выражений ветхого и нового завета, прилично подобранных, как выражается блаженный Марк Ефесский , заканчивается серафимским славословием: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас!» Начавшись ангельской песнью, воспетой при рождении Господа, наше славословие заканчивается серафимской песнью, немолчно воспеваемой, как слышал Исаия, – у престола Божия. После неоднократного пения трисвятого, славословие заканчивается: все небо и земля и все создания – составили один великий хор и в честь и славу воскресшего Господа; жизнь вечная с ее блаженством, с ее неумолкаемым славословием воскресшему Господу как бы предначата уже нами. Весьма умилительно, бл. слушатели мои, зреть, как при словах священника: «слава Тебе, показавшему нам свет!» все присутствующие во храме повергаются в прах перед Господом и потом тихо повторяют за клиром свое славословие Господу. (См. Объясн. богослужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Памятн. древн. христ. Церкв. т. 1, ч. 2, стр. 201. Спб. 1829 г.). В постановлениях апостольских св. апостол Фома повелевает епископам посвящать иподиаконов с возложением рук и молитвою (Постан. апостол. кн. 8, гл. 21: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 413. Амстердам, 1724 г.); но св. Василий великий говорит, что иподиаконы посвящались без возложения рук (св. Васил. велик. прав. 51: книг. правил, стр. 309. Спб. 1843 г.). Без возложения рук посвящались они и на Западе (IV карфаген. собор. прав. 5), где к священным чинам не причисляли их до тринадцатого века (Серединск. богослужен. западн. церкви, ст. 3, стр. 19. Спб. 1849 г.). 2) Об аколуфах знаем, что в греческой Церкви их не было в течение четырех почти веков, и ни один из писателей греческих не причисляет их к степеням иерархии (Ветрин. Памятн. древн. христ. Церкви т. 1, ч 2, стр. 205. Спб. 1829 г.); а из посвящения их по древнему чиноположению римскому видно, что оно совершалось без возложения рук (IV карфаген. собор. прав. 6). 3) Делом заклинателей было изгонять бесов: что во времена апостольские и в близкие к ним совершалось, по дару Духа Святого, каждым христианином (св. Иустин. мученик. Аполог. 2: христ. чтен. 1840 г. ч. 3, стр. 13–14. Тертуллиан. Аполог. гл. 23: твор. ч. 1, стр. 56. Спб. 1847 г. Св. Киприан. Письм. к Донату: твор. стр. 3. Венеция, 1728 г. Ориген . Прот. Цельса кн. 1 и 7: творен. т. 1, стр. 324–325. 596. Париж, 1733 г.); о заклинателях же, как чине церковном, упоминается уже в третьем (Корнил. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 389. Спб. 1848 г.), а потом в четвертом веке (собор. антиохийск. прав. 10: книг. правил, стр. 144. Спб. 1848 г.). С возложением ли рук или без него посвящались заклинатели, не известно; но заклинать бесов никто не мог ни в церквах, ни в домах без поставления в сию должность от хорепископа или епископа (собор. антиохийск. прав. 10 и собор. лаодик. прав. 26; книг. правил. стр. 155. Спб. 1843 г.). 4) О чтецах, как церковном чине, в первый раз упоминает Тертуллиан , потом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005   006     007